Научная статья на тему 'Теоретико-правовые аспекты экономической эффективности норм права'

Теоретико-правовые аспекты экономической эффективности норм права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА ПРАВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Денис Юрьевич

В статье рассматриваются тенденции понимания экономической эффективности норм права. Автор анализирует высказанные в научной литературе суждения по вопросу эффективности права. Делается вывод о том, что эффективность правовой нормы прямо пропорциональна социальной ценности, которой она обладает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF ECONOMIC EFFECTIVENESS OF LAWS

This article examines trends in understanding the economic efficiency of the law. The author analyzes made ​​in the scientific literature on the efficacy of judgment law. It is concluded that the effectiveness of legal norms is directly proportional to the social value it offers

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые аспекты экономической эффективности норм права»

Тарасов Д. Ю.

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМ ПРАВА

1.5. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМ ПРАВА

Тарасов Денис Юрьевич, аспирант кафедры теории государства и права

Место учебы: Уральская государственная юридическая академия

Аннотация: в статье рассматриваются тенденции понимания экономической эффективности норм права. Автор анализирует высказанные в научной литературе суждения по вопросу эффективности права. Делается вывод о том, что эффективность правовой нормы прямо пропорциональна социальной ценности, которой она обладает

Ключевые слова: норма права, экономическая эффективность, показатели и факторы эффективности права

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF ECONOMIC EFFECTIVENESS OF LAWS

Tarasov Denis Yu., graduate student of Theory of State and Law

Study place: Urals State Law Academy

Annotation: This article examines trends in understanding the economic efficiency of the law. The author analyzes made in the scientific literature on the efficacy of judgment law. It is concluded that the effectiveness of legal norms is directly proportional to the social value it offers

Keywords: rule of law, economic efficiency, performance and efficiency factors of law

Цель настоящей статьи состоит в определении показателей экономической эффективности норм права. Прежде уточним, что имеется в виду под термином «показатель».

В научной литературе, как правило, чаще применяются показатели в значении критериев, а не само их содержание. Для показателя в нашем понимании больше подходит значение «фундаментальная качественная характеристика». Иными словами, показатель дает возможность понять сущность явления, оценить его, позволяет сделать объективный вывод. В целом, применение показателей в праве дает возможность составить представление о реальной правовой действительности.

Общим фактором, влияющим на понимание показателей экономической эффективности является то обстоятельство, что в России реализуется своеобразная модель экономики, которая во многом скопирована с либерального рыночного регулирования, осуществляемого с участием государства.

М.Ю. Осипов совершенно аргументировано отнес к числу субъективных факторов, влияющих на эффективность правовых норм, связанных с правотворчеством, такие, как «уровень правосознания субъектов правотворчества, в особенности же знание ими правовых процессов в правовой системе страны, особенностей правовой системы той или иной страны и т.д. [3, с. 87].

Обратим внимание на подходы, высказанные в научной литературе по проблеме эффективности действия норм права в сфере экономики.

С.А. Курочкин под условиями эффективности действия правовой нормы понимает саму норму (ее качество), деятельность правоприменительных органов, особенности правосознания и поведения субъектов права в их постоянном взаимодействии. Автор пишет, что правовая норма - это системное явление, а «в теории систем под эффективностью понимаются полнота и качество достижения стоящей перед системой цели» [2,с. 26]. Отметим, что автор впервые в отечественном правоведении говорит не о качестве нормы как таковой, а о качестве достижения цели, закреплённой в данной норме. Качество достижения цели и представляет, на наш взгляд, экономически эффективный путь реализации правовой нормы.

И.Я. Дюрягин высказывал мнение, что правовую эффективность необходимо считать следствием деятельности, опосредованной правом [1, с.130].

Разброс во мнениях ученых позволил некоторым исследователям совершенно справедливо отметить, что эффективность «по существу сводится к технологии реализации цели закона (причём только к юридическим аспектам этой технологии - комплексу «мероприятий» правоприменительных и правоохранительных органов), даже без постановки вопроса об оценке соответствующей нормы права» [1, с. 10].

Анализируя показатели экономической эффективности права необходимо ответить на вопрос: показатели оценки нормативно-правовых актов должны быть экономическими или юридическими?

А.В. Кашанин и С.В. Третьяков полагают, что юристы стали использовать критерии, вырабатываемые экономистами [4, с. 11].

В.Л. Тамбовцев отмечает, что базовой предпосылкой для использования экономического подхода к исследованию правовых феноменов служит допущение того, что люди, действующие в рамках правовой системы, совершают действия, максимизирующие их функции полезности, т.е. ведут себя как рациональные максимизаторы. Тем самым предполагается, что стороны договоров, включая нарушителей их условий, судьи и адвокаты, воры и другие преступники, действуют по отношению к правовой системе как разумные индивиды, стремящиеся максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей [5, с.11].

В экономике ключевыми показателями являются соотношение результата и издержек (затрат) на его получение. Такой подход характерен для В.И. Никитинского и Н.С. Самощенко, В.В. Глазырина. В частности, исследователи предложили следующую формулу для вычисления эффективности правовой нормы. Формула достаточно проста:

С = (А-В) / К,

где С - показатель эффективности правовой нормы,

А - результат действия нормы,

В - первоначальное состояние, К - произведенные затраты [7, 61].

При этом исследователи полагают, что также важны «социальная ценность, полезность полученного результата». «Социальную ценность, полезность результата как раз характеризует соотношение его экономической составляющей с величиной произведенных затрат. Сравнение должно производится для сопоставимых показателей. Таким образом, основу для оценки эффективности действия правовой нормы составляет не абсолютная ценность полученного результата и не

Бизнес в законе

3'2015

абсолютная величина произведенных затрат, а их соотношение.

Тогда почему этот показатель отсутствует в формуле? Если уж быть математически точным, то формула должна быть другой:

С=(А - В) / (К+М), где С - показатель эффективности правовой нормы, А - результат действия нормы,

В - первоначальное состояние экономической действительности, К - произведенные затраты, М - социальная ценность результата. М.Ю. Осипов, исследуя эффективность правотворчества, реализации права и правоприменения, предлагает еще более простую формулу для оценки формальной эффективности реализуемых норм права. «Для этого, - пишет автор, - необходимо разделить число случаев, когда норма права не была реализована, на общее число рассмотренных случаев и полученный результат вычесть из единицы: Э реал. права = I-N1/Q1, где Э реал. права - эффективность реализации норм права;

N1 - число случаев, когда норма права не была реализована;

Q1 - общее число проанализированных случаев; 1 - заданная норма права» [3, 86].

Автор, разумеется, рассуждает и о социальной эффективности реализации норм права и вполне аргументированно полагает, что методика здесь гораздо более сложная, чем при оценке формальной эффективности реализации норм права, т.к. в данном случае надо анализировать как пользу, приносимую обществу данной нормы права, так и вред, если норма не была реализована.

М.Ю. Осипов делает вывод, что «поскольку максимально возможный эффект состоит в наличии максимальной пользы и отсутствии всякого вреда, социальная эффективность реализации норм права будет определяться по формуле:

Соц. Э реал. права = (U-D) / Umax, где U - польза, принесенная обществу реализацией норм права;

D - вред, причиненный обществу реализацией норм права; Umax - та максимальная польза, которая могла бы быть принесена в результате реализации норм права [3, 86].

Итак, можно ли все приведенное нами выше считать применением экономических критериев при определении эффективности правовой нормы?

Экономисты-математики не выражают оптимизма по поводу вычисления пользы, вреда, социальной ценности результата права. Единственное, что можно вычислить достоверно - это затраты, произведенные для получения результата (реализации цели).

Упрощенные способы определения реальности, к сожалению, не способны упростить саму реальность. И эффективность в экономике и в праве - это разные понятия. Эффективность в праве воспринимается как оболочка для проявления эффективности в разных сферах деятельности общества, в том числе и экономической.

Эффективность в праве - это баланс интересов всех и каждого, это возможность выбора действий при минимизации вреда для любого субъекта права. Эффективность в праве означает внутренне (содержательно) и внешне (с точки зрения формы) логичную систему, позволяющую реализовать правомерные интересы.

Экономический подход к оценке эффективности правовых норм - это один из многих способов проверки их

жизнеспособности и способности прогнозировать результат и способы его достижения. Так, Т.Я. Хабриева полагает, что «основным принципом оценки эффективности правовой нормы является не столько социальный эффект данной нормы, сколько удовлетворение частного интереса, присутствующего в правовых формах, используемых для достижения социальной цели»1. Автор также полагает, что «нормативно-правовой акт соответствует критерию полезности, если он улучшает положение, хотя бы одного субъекта частного права» [6,22]. С таким подходом автора трудно согласиться по следующим основаниям.

Во-первых, частный интерес не может присутствовать в правовой норме. Он присутствует в сознании субъекта экономической деятельности. Правовая норма устанавливает рамки его реализации.

Во-вторых, если правовые нормы удовлетворяют таковой интерес только одного субъекта частного права, скажем, к примеру, предпринимателя, то это прямой путь к незаконной монополизации и незаконной конкуренции, которые, с точки зрения классической рыночной экономики, являются главными негативными институтами, не позволяющими ей эффективно развиваться.

Итак, что такое экономическая эффективность правовых норм? Все, что сказано ранее о специфике экономико-правового регулирования, принципах такого регулирования, целях норм права, воздействующих на экономические отношения - все это имеет непосредственный выход на понимание эффективности норм права.

Как показывает современная социальная практика, доминировать в определении показателей эффективности права должны юридические экспертные оценки, т.к. экономические гораздо уже по охвату объектов и субъектов общественных отношений.

Разумеется, и экономические показатели в некоторых сферах действия правовых норм могут быть применимы. Разные детерминанты экономики и права определяют и иерархию их показателей. При этом следует иметь в виду, что в экономике фундаментальная роль принадлежит объективным законам, в праве - общей воле граждан в лице государства. Лучше всего характер взаимодействия может быть представлен через иерархию сущностей. По нашему мнению, экономика есть важнейший предмет регулирования права, а сущность права - это равновесие прав и обязанностей и справедливость.

Экономика, применяя терминологию классика советской теории права Л.С. Явича, - это сущность права «второго порядка». Поэтому для экономики очень важен баланс равенства и свободы, который может быть представлен в виде равновесия устанавливаемого одновременно на рынке эквивалентного обмена между хозяйствующими субъектами (1) и непосредственного в корпорации - баланса прав собственности (2).

Экономический подход к изучению эффективности правовых норм обладает очевидным преимуществом по сравнению с традиционным юридическим инструментарием и традиционной позитивистской методологией. Преимущество характеризуется тем, что экономический подход прямо либо опосредованно обеспечивает фундаментальность правового анализа и непреходящую востребованность его результатов.

1Хабриева Т. Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. 2010. № 12. С. 22.

Тарасов Д. Ю.

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМ ПРАВА

Таким образом, исходя из анализа содержания эффективности правовых норм можно констатировать, что эффективность правовой норме прямо пропорциональна социальной ценности, заложенной в правовую норму.

Что же касается точности анализа, свойственного экономической науке, то следует признать: непросто измерить неизмеримое (вроде таких феноменов, как ценности, польза, разумность и т.д.). Некоторыми из этих категорий оперирует правовая наука, изучающая эффективность экономики. При этом случаются курьезы, способные ввести в заблуждение самих «гуру» экономической науки. Например, в 1999 г. производство электровозов в России в связи с дефолтом было остановлено. В 2000 г. было произведено только 2 электровоза. Формально можно признать, что налицо большие темпы роста - ведь произошло удвоение объемов производства на 200%. Но в реальности это совершенно не означает, что данная отрасль машиностроения процветала, а правовое регулирование сферы машиностроения на тот момент было достаточно эффективным и стимулирующим. В связи с изложенным, правовой науке следует предпринимать значительные усилия, направленные на выработку надежных критериев (показателей) эффективности норм права, регулирующих экономические отношения.

Список литературы:

1. Дюрягин И.Я. Право и управление. М. Юридическая литература. 1981. 178 с.

2. Курочкин С.А. Об эффективности норм гражданского процессуального права // Журнал российского права.2012. №4.

3. Осипов М. Ю. Эффективность правотворчества, реализация права и правоприменения: понятие и соотношение // Правоведение.2011. №1.

4. Правовые акты: оценка последствий: научно-практическое пособие / А.В. Кашанин, Ю.А. Тихомиров, С.В. Третьяков и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юриспруденция, 2011. 224 с.

5. Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория. Учебное пособие / Тамбовцев В.Л. М.: Инфра-М, 2005. 224 с.

6. Хабриева Т. Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права. 2010. № 12.

7. Эффективность правовых норм / Глазырин В.В., Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С. - М.: Юрид. лит., 1980. 280 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Д.Ю. Тарасова «Теоретико-правовые аспекты экономической эффективности норм права» Статья написана на актуальную тему, поскольку в науке о государстве и праве проблема эффективности права вообще и экономической эффективности норм права в частности окончательно не решена. Дополнительный интерес к статье Д.Ю. Тарасова придает то обстоятельство, что автору удалось кратко и емко охватить многие важные вопросы теории эффективности правовых норм. Прежде всего, это важные общетеоретические проблемы, такие, как понятие эффективности норм права, факторы и критерии эффективности права.

В своем анализе Д.Ю. Тарасов опирается на наиболее авторитетные мнения, высказанные в отечественном российском правоведении за последние 30 лет. При этом автор не только обобщает существенные суждения по проблеме экономической эффективности норм права, но и высказывает собственные аргументированные и порой критические оценки по отмеченной проблематике.

Автор приходит к не бесспорному, но смелому выводу, что эффективность правовой норме прямо пропорциональна социальной ценности, заложенной в правовую норму.

На основании изложенного полагаю, что статья Д.Ю. Тарасова «Теоретико-правовые аспекты экономической эффективности норм права» содержит ряд научных результатов диссертационного исследования Д.Ю. Тарасова и рекомендуется к публикации в журнале «Пробелы в Российском законодательстве», включенного в «Перечень ведущих рецензируемых журналов», утвержденных Решением ВАК Минобрна-уки РФ.

Научный руководитель,

доктор юридических наук, профессор

В. Д. Перевалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.