Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ADMINISTRATIVE OFFENSE / CUSTOMS LEGISLATION / ADMINISTRATIVE LAW / CUSTOMS BORDER / CUSTOMS PROCEDURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воскресенская Елена Владимировна, Жильский Николай Николаевич, Белозеров Борис Петрович

В статье проводится системный теоретико-правовой анализ надежности таможенных процедур, применяемых в правоприменительной практике, а также эффективность используемых современных автоматизированных систем и информационных технологий в области таможенного дела, отвечающих современным требованиям, эффективный механизм системы управления рисками, использование электронных средств обмена информации, координация взаимной работы между ведомствами и организациями. Основным звеном в данной области является внедрение в практику таможенных органов современных систем организации таможенного контроля, что позволит снизить значительное количество времени на проведение различных форм таможенного контроля и повысит его эффективность, чтоприведет к максимально быстрому помещению товаров и транспортных средств под соответствующую таможенную процедуру. Ключевым моментом новой системы таможенного контроля будут являться условия и порядок его проведения, которые должны быть понятными и предельно прозрачными. Без максимального внедрения информационных технологий в процесс таможенного контроля, включая электронный документооборот и полный переход на электронное декларирование товаров и транспортных средств, данная система не сможет функционировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воскресенская Елена Владимировна, Жильский Николай Николаевич, Белозеров Борис Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and legal aspects of the administrative offenses connected with movement of goods through customs border of the Eurasian Economic Union

The article provides a systematic theoretical and legal analysis of the effectiveness of customs procedures, the use of modern automated systems and information technologies in the field of customs, meeting modern requirements, an effective mechanism of risk management, the use of electronic means of information exchange, coordination of mutual work between agencies and organizations. The main link in this area is the transition to the latest system of customs control, which will reduce a significant amount of time to carry out various forms of customs control and in the meantime will increase its efficiency, which will lead to the fastest possible placement of goods and vehicles under the appropriate customs procedure. The key point of the new system of customs control will be the conditions and procedure for its implementation, which should be clear and as “transparent” as possible. Without the maximum introduction of information technologies in the process of customs control, including electronic document management and full transition to electronic Declaration of goods and vehicles, this system will not be able to function.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

право в жизни государства и личности

УДК 339.543

Е. в. воскресенская, Н. Н. жильский, Б. П. Белозеров

теоретико-правовые аспекты административных правонарушений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу евразийского экономического союза

E. V. Voskresenskaya, N. N. Zhil'skiy, B. P. Belozerov. Theoretical and legal aspects of the administrative offenses connected with movement of goods through customs border of the Eurasian Economic Union

В статье проводится системный теоретико-правовой анализ надежности таможенных процедур, применяемых в правоприменительной практике, а также эффективность используемых современных автоматизированных систем и информационных технологий в области таможенного дела, отвечающих современным требованиям, эффективный механизм системы управления рисками, использование электронных средств обмена информации, координация взаимной работы между ведомствами и организациями. Основным звеном в данной области является внедрение в практику таможенных органов современных систем организации таможенного контроля, что позволит снизить значительное количество времени на проведение различных форм таможенного контроля и повысит его эффективность, что

The article provides a systematic theoretical and legal analysis of the effectiveness of customs procedures, the use of modern automated systems and information technologies in the field of customs, meeting modern requirements, an effective mechanism of risk management, the use of electronic means of information exchange, coordination of mutual work between agencies and organizations. The main link in this area is the transition to the latest system of customs control, which will reduce a significant amount of time to carry out various forms of customs control and in the meantime will increase its efficiency, which will lead to the fastest possible placement of goods and vehicles under the appropriate customs procedure. The key point of the new system of customs control will be the conditions and procedure for its

Елена Владимировна Воскресенская — директор Юридического института Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор юридических наук, доцент.

Николай Николаевич Жильский — профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор юридических наук, профессор.

Борис Петрович Белозеров — профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат юридических наук, доктор исторических наук, профессор.

© Воскресенская Е. В., Жильский Н. Н., Белозеров Б. П., 2018

приведет к максимально быстрому помещению товаров и транспортных средств под соответствующую таможенную процедуру. Ключевым моментом новой системы таможенного контроля будут являться условия и порядок его проведения, которые должны быть понятными и предельно прозрачными. Без максимального внедрения информационных технологий в процесс таможенного контроля, включая электронный документооборот и полный переход на электронное декларирование товаров и транспортных средств, данная система не сможет функционировать.

Ключевые слова: административное правонарушение; таможенное законодательство; административное право; таможенная граница; таможенные процедуры.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44, лит. А; (812) 313-37-41; [email protected].

implementation, which should be clear and as "transparent" as possible. Without the maximum introduction of information technologies in the process of customs control, including electronic document management and full transition to electronic Declaration of goods and vehicles, this system will not be able to function.

Keywords: administrative offense; customs legislation; administrative law; customs border; customs procedures.

Contact details: Lermontovskiy Ave 44/4, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 313-37-41; [email protected].

Активное социально-экономическое развитие стран, интенсификация внешнеэкономических связей, интеграция Российской Федерации в мировую экономику приводят к увеличению пассажирооборота и товарооборота через таможенную границу государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Как следствие, возникает необходимость в качественной, отвечающей современным требованиям работе таможенных органов в области контрольных мероприятий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу страны. Бурное наращивание темпов в сфере международной торговли продиктовало изменения таможенного законодательства России в свете мировых стандартов. Отправной точкой унификации российского таможенного законодательства послужило введение в действие с 1 июля 2010 г. Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) и в дальнейшем введение в действие с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Положительными моментами рассматриваемых международных правовых актов является повышенный интерес участников внешнеэкономической деятельности и положения, которые касаются порядка проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Масштабное развитие внешнеэкономической деятельности и необходимость в использовании современных информационных технологий требуют от государства совершенствования форм, норм и правил осуществления мероприятий по таможенному контролю и способов выявления и пресечения недостоверно задекларированных товаров, помещенных под таможенную процедуру. В новом Таможенном кодексе ЕАЭС специальный раздел посвящен таможенному контролю, в него включены правовые нормы, которые регулируют время и место, формы и порядок проведения процедур таможенного контроля, проведения экспертизы, а также нормы, определяющие способы защиты правообладателей объектов интеллектуальной собственности. Предусмотренные таможенным законодательством формы таможенного контроля позволяют эффективно достигать выполнения задач, поставленных перед таможенными органами в сфере выявления и пресечения правонарушений при помещении товаров под таможенную процедуру.

Однако существует проблема несовершенства законодательства, которой пользуются недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Отметим особенность преступлений, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу, — это их постоянный рост и высокая степень латентности таких видов преступлений. Данная проблема связана не только с несовершенством нормативного правового регулирования порядка перемещения товаров и других предметов через таможенную границу, но и недостаточным уровнем технических средств таможенного контроля, которые позволяют пресекать и выявлять такие преступления. К ответственности привлекаются в основном лишь непосредственные исполнители, а организаторы, как правило, остаются неустановленными или в ходе расследования не удается подтвердить их причастность к преступлению.

Главным объектом деятельности таможенных органов является контроль процесса перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств, а от деятельности таможенных органов относительно выявления и пресечения правонарушений во время декларирования товаров напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.

В настоящее время велико значение международных правовых актов, представляющих комплексную систему международных договорных и обычных норм, которые устанавливаются государствами. Справедливо отмечено, что данная тенденция связана «со стремлением к обеспечению мира и международной безопасности, развитию международного сотрудничества, усилением интеграционных процессов. Международное таможенное право является новым подразделением системы международного права» [1]. Важным международным правовым актом, регулирующим интернациональную деятельность таможенных органов по выявлению таможенных правонарушений, является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция) и ее Специальное приложение, устанавливающее стандарты и рекомендации по практическому применению [2].

Одна из проблем в рассматриваемой сфере — это отсутствие единого подхода к дефиниции «таможенное правонарушение». В соответствии со Специальным приложением Н к таможенным правонарушениям относятся «любое нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства» [2]. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г. (Конвенция Найроби) [3] дает аналогичное определение таможенного правонарушения [4].

Состав нарушений существующих таможенных правил, за совершение которых может наступать административная ответственность, а также виды и соответствующие размеры установленных санкций, содержатся в главе 16 КоАП РФ, которая содержит довольно-таки исчерпывающий перечень рассматриваемых правонарушений.

Проблему авторы статьи видят в том, что на территории ЕАЭС взимаются таможенные платежи, установленные ТК ЕАЭС, а за аналогичные правонарушения и преступления законодательство стран предусматривает разные санкции. По итогам работы за 2017 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1415 уголовных дел, что на 14,6% больше, чем в аналогичном периоде 2016 г. (1234 дела). В том числе в отношении конкретных лиц возбуждено 772 уголовных дела (за 2016 г. — 608 уголовных дел). Зачастую таможенным органам приходится бороться с недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности и физическими лицами, которые не соблюдают законодательство Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Ис-

ходя из этого, для повышения уровня экономической безопасности государства совершенствуется правоохранительная система, усиливается борьба с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Авторы, проанализировав нормативные акты, регулирующие вопросы недостоверного декларирования товаров, помещенных под таможенные процедуры, сформулировали вывод, что необходимо в рамках ЕЭК унифицировать санкции за административные правонарушения и преступления в рассматриваемой сфере, а ряд состава преступлений декриминализировать. Из числа документов, разрабатываемых в настоящее время Департаментом таможенного законодательства и правоприменительной практики, важное значение имеет проект решения Коллегии ЕЭК «Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров».

Проектом решения устанавливаются особенности применения определенных методов и средств таможенного контроля за определением таможенной стоимости товаров. Также в настоящее время разрабатываются правила включения лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость ввозимых товаров. С этой целью Департаментом таможенно-тарифного и нетарифного регулирования создана рабочая группа, куда входят представители ЕЭК, представители государств — членов ЕАЭС и представители бизнес-сообщества. Принятие указанных документов поспособствует уменьшению числа правонарушений в сфере таможенного законодательства.

Использование информационных технологий повышает качество таможенного контроля, ускоряет и упрощает процесс декларирования товаров, способствует улучшению инвестиционного климата и создает благоприятные условия работы для участников ВЭД. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым, эффективным и прозрачным [5].

Существующая на сегодняшний день комплексная автоматизированная система таможенного оформления «АИСТ-М» позволила перейти к безбумажной технологии декларирования товаров, что в значительной степени повысило эффективность работы отделов таможенного оформления. Применение электронной цифровой подписи дает возможность не предоставлять отчетные документы на бумажных носителях без личного присутствия и автоматизировать документирование служебной переписки.

Относительно недавно внедренный комплекс программных средств таможенного контроля в морских пунктах пропуска (КПС «МПП»), используемый для целей подтверждения факта вывоза, дает возможность автоматизировать предоставление сведений о прибывающих и убывающих судах, перемещаемых грузах, работу досмотровых комиссий и взаимодействие с ветеринарными, фитосанитар-ными и карантинными службами [6; 7].

Информационно-справочные системы «ВЭД-Инфо», «Мониторинг-Анализ», «АСКТС» дают возможность инспектору быстро получать необходимую справочную и оперативную информацию, что позволяет повысить качество и эффективность процедур таможенного оформления. Для того чтобы совершенствовать информационно-техническое обеспечение деятельности таможенных органов, необходимо решить следующие задачи:

• создавать и внедрять современные информационные технологии, позволяющие осуществлять эффективный контроль со стороны таможенных органов;

• развивать ведомственную интегрированную телекоммуникационную сеть Федеральной таможенной службы, включая обеспечение доставки достовер-

ных информационных данных, которые содержатся в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов;

• повышать уровень защиты информационных ресурсов, расширять спектр мер по обеспечению информационной безопасности, включая защищенность передаваемой информации другими федеральными органами исполнительной власти;

• разрабатывать и внедрять технические средства, которые будут отвечать современным реалиям, повышать эффективность использования досмотровой аппаратуры;

• совершенствовать информационно-техническое обеспечение системы управления рисками на основе разработки современных подходов;

• развивать информационно-техническое обеспечение электронного декларирования и совершенствовать технологию предварительного информирования таможенных органов;

• совершенствовать информационное взаимодействие таможенных органов с другими федеральными органами исполнительной власти для получения в электронном виде разрешительных документов.

На сегодняшний день занижение таможенной стоимости в ЕАЭС настолько крупномасштабно, что указанная проблема требует сверхпристального исследования [8, с. 19]. Пресечение занижения таможенной стоимости в современной экономической ситуации позволит не допустить оформление импортных товаров, составляющих конкуренцию продукции российских производителей с учетом объективно высокой себестоимости российских товаров. Решение этой проблемы: наращивание взаимодействия с приграничными государствами с целью экстренного обмена экспортных деклараций для устранения недостоверно декларируемых товаров, налаживание взаимодействия с ТПП иностранных государств с целью получения документов от экспортеров, по которым товары были отгружены участниками ВЭД, и об их стоимости. На основе проведенного анализа выявления правонарушений при таможенном декларировании товаров при помещении их под таможенные процедуры нами предложена схема, раскрывающая основные методы и способы выявления данных правонарушений. Таким образом, при качественном применении вышеуказанных методов выявления и пресечения недостоверно задекларированных товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, будет достигнут совершенный результат при борьбе с данными товарами.

литература

1. Voskresenskaya E., Mokhorov D., Tebryaev A. Ecological state of the urban environment as an object of forensic analysis within the period of introducing the judicial reform of Russia // MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 170 [Электронный ресурс]. URL: https:// doi.org/10.1051/matecconf/201817001058 (дата обращения: 02.07.2018).

2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. 2011. 8 августа.

3. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, Найроби, 9 июня 1977 г. // Таможенные ведомости. 1996. № 11. С. 103-117.

4. Voskresenskaya E., Snetkov V., Tebryaev A., Askarov Z. Atypical real estate objects: legal regime and control system // MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 106 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1051/matecconf/201710608055 (дата обращения: 02.07.2018).

5. Voskresenskaya E., Snetkov V., Tebryaev A. Current-day matters of administration and law in the field of high-rise construction // E3S Web of Conferences. 2018. Vol. 33 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183303051 (дата обращения: 02.07.2018).

6. Voskresenskaya E., Vorona-Slivinskaya L., Pak Khe Sun, Morozova N. Assessment of an economic safety municipal it is social — an economic system // MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 106 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1051/matecco-nf/201710608053 (дата обращения: 02.07.2018).

7. Voskresenskaya E., Vorona-Slivinskaya L. Development of national standards related to the integrated safety and security of high-rise buildings // E3S Web of Conferences. 2018. Vol. 33 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183303052 (дата обращения: 02.07.2018).

8. Воскресенская Е. В. Субъекты саморегулирования: теоретико-правовой аспект // Ленинградский юридический журнал. 2016.№ 1. С.17-24.

УДК 34.03

М. В. Рыбкина, Р. Н. Волков

Некоторые проблемы правового регулирования защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации

M. V. Rybkina, R. N. Volkov. Some problems of legal regulation of the protection of minors in the Russian Federation

В статье рассматриваются проблемы применения норм международного и национального уровня, обеспечивающих защиту прав несовершеннолетних при процедуре лишения родительских прав одного из родителей. Предлагается расширить круг обстоятельств, при которых в силу закона родители могут быть лишены родительских прав.

Ключевые слова: семейное законодательство; защита прав несовершеннолетних; лишение родительских прав.

Контактные данные: м. в. Рыбкина: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; (812) 451-19-13; [email protected] | Р. Н. волков: 190005, 7-я Красноармейская ул., д. 6/8; (812) 458-97-23; [email protected].

This article discusses the application problems of standards of international and national level, ensuring the protection of the rights of minors in the procedure of deprivation of parental rights of a parent. It is proposed to extend the range of circumstances in which the force of law parents can be deprived of parental rights.

Keywords: family law; protection of the rights of juveniles; deprivation of parental rights.

Contact Details: M. V. Rybkina: Lermontovs-kiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 451-19-13; [email protected] | R. N. Volkov: The 7th Kras-noarmeyskaya Str. 6/8, St. Petersburg, Russian Federation, 190005; (812) 458-9723; [email protected].

Марина Владимировна Рыбкина — профессор кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор юридических наук, профессор.

Роман Николаевич Волков — аспирант кафедры конституционного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета. © Рыбкина М. В., Волков Р. Н., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.