Научная статья на тему 'Теоретико-правовой анализ дистрибьюторской деятельности в Российской Федерации'

Теоретико-правовой анализ дистрибьюторской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дистрибьюторская деятельность / дистрибуция / дистрибьютор / поставщик / смешанный договор / непоименованный договор. / distribution activities / distribution / distributor / supplier / mixed contract / unnamed contract.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашков А. Н.

В данной статье рассматриваются особенности дистрибьюторской деятельности, подходы к её пониманию, характерные признаки, причины её возникновения, а также анализируется законодательство и судебная практика, приводятся примеры дистрибьюторов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS OF DISTRIBUTION ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the features of distribution, approaches to its understanding, characteristic features, causes of its occurrence, as well as analyzes legislation and judicial practice, provides examples of distributors in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовой анализ дистрибьюторской деятельности в Российской Федерации»

<<Щ[1ШЗДиМ~^©иТМ&1>>#3(273,,2(0]9 / JURHPRUDlMei_51

УДК: 346.543

Пашков А.Н.,

студент 4 курса юридического факультета Ростовского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Научный руководитель: Колесник В.В.

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДИСТРИБЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Pashkov A.N.,

4th year law student

Rostov branch of FGBO VO "Russian State University of Justice"

Scientific adviser: Kolesnik V. V.

Candidate of Laws, Associate Professor, Department of Civil Law, Rostov Branch, FGBO VO "Russian

State University of Justice "

THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS OF DISTRIBUTION ACTIVITY IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности дистрибьюторской деятельности, подходы к её пониманию, характерные признаки, причины её возникновения, а также анализируется законодательство и судебная практика, приводятся примеры дистрибьюторов в Российской Федерации. Abstract

This article discusses the features of distribution, approaches to its understanding, characteristic features, causes of its occurrence, as well as analyzes legislation and judicial practice, provides examples of distributors in the Russian Federation.

Ключевые слова: дистрибьюторская деятельность, дистрибуция, дистрибьютор, поставщик, смешанный договор, непоименованный договор.

Key words: distribution activities, distribution, distributor, supplier, mixed contract, unnamed contract.

Специфической чертой дистрибьюторских отношений является то, что они всегда возникают в предпринимательской деятельности между сторонами дистрибьюторского договора [1], которыми являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Недостаток теоретического анализа дистрибьюторской деятельности оказывает влияние на её правовое регулирование, а отсутствие второго -сказывается на неустойчивости деловых отношений между субъектами. Хотя при этом, стоит сказать, что дистрибьюторская деятельность весьма распространена в РФ и имеется достаточная договорная практика. В качестве примеров дистрибьюторов в России можно привести следующие: компания «АЛИДИ» (Procter&Gamble, Nestle, Purina, MARS и др.), также различные компании кинопрокатчики (КАРО Премьер (студия New Line Cinema), WDSSPR

(Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing) и др.).

Появление дистрибьюторской деятельности вызвано следующими причинами: глобализация деятельности компаниями-производителями, оптимизация затрат, концентрация производителей на основной деятельности, повышение требований по-

требителей к логистике, наличие сложности коммуникаций между потребителями и производителем [2].

Суть дистрибьюторской деятельности можно рассмотреть через доктринальное определение дистрибьюторского договора. Стоит заметить, что российское законодательство не дает легального определения дистрибьюторскому договору. Помимо доктринальных определений, есть определение Модельных правил ЕЧП, которое устанавливает, что договор, в котором одна сторона (поставщик) берет на себя обязательства по поставке на постоянной основе продукции другой стороне (дистрибьютору), а дистрибьютор в свою очередь выкупает товар и продает его от своего имени и в своих интересах на закрепленной договором территории именуется дистрибьюторским [3].

Возвращаясь к доктринальному определению дистрибьюторского договора обратимся к позиции, сформулированной Андреевой С.А.: это договор, согласно которому дистрибьютор обязуется приобретать товары у поставщика, осуществлять их продвижение и реализацию от своего имени и за свой счет на строго закрепленной территории, а поставщик берет на себя обязательство не поставлять товар для реализации на этой же территории самостоятельно или при помощи третьих лиц, в том числе,

52_

соблюдая антимонопольное законодательство, не продавать товар третьим лицам на этой территории для его распространения [4].

Соответственно, можно сделать вывод, что дистрибьюторская деятельность делится на два этапа: к первому этапу относятся все отношения, которые возникают между поставщиком и дистрибьютором, второй этап - это все отношения между дистрибьютором и потребителем. Таким образом, в качестве отличительной черты дистрибьюторской деятельности является то, что дистрибьютор не может быть потребителем товара.

Еще одной характерной чертой для дистрибьюторской деятельности является условие о соблюдении антимонопольного законодательства. Ведь, если единственный производитель определенного товара берет на себя обязательство не продавать товар другим лицам, то в данном случае это является нарушением. Однако если же на территориальном рынке есть другие поставщики аналогичного или заменимого товара, то дистрибьюторская деятельность не будет нарушать антимонопольные запреты.

В чем же интерес дистрибьюторского соглашения? Дело в том, что поставщик таким договором организует не только сбыт, но и продвижение и реализацию товара, что влияет на их долгосрочные благополучные отношения. Ведь дистрибьютор, по сути, «раскручивает» этот товар для получения своей прибыли, т.к. товар переходит в его собственность и все доходы принадлежат дистрибьютору, а также для продвижение товара производителя (увеличение известности компании и товара; стабильность сбыта и повышение прибыли предприятия) с помощью маркетинга и его реализации.

Экономический эффект от дистрибуции достигается посредством соответствующих материальных и временных ресурсов, следствием чего является долгосрочная продолжительность отношений сторон предпринимательской деятельности.

На самом деле, не представляется разумным, чтобы в качестве поставщика дистрибьютируемого товара выступал кто-либо иной, кроме как производителя этого товара. Ведь вряд ли какой-либо организации, не являющейся производителем этого товара, есть смысл заключать договор о продвижении определенного товарного знака или товара, т.е. возникает вопрос о готовности вложить свои средства, предоставить определенные льготы дистрибьютору. К тому же, в некоторых случаях для выполнения обязательств по продвижению и реализации товара производитель передает дистрибьютору права на использование товарного знака, а у поставщика, не являющимся правообладателем, вряд ли есть лицензионное соглашение.

Стоит отметить, что в юридической литературе встречаются различные подходы к отнесению дистрибьюторской деятельности к тому или иному виду деятельности: оказания услуг, агентированию, поставки, франчайзинг.

Так, например, Руденко в своей работе отмечает, что исполнение договора поставки заключа-

ется в принятии товара и его оплаты, а дистрибьюторский договор - в принятии, оплате, дальнейшей реализации и продвижении.

Что касается вопроса об отнесении дистрибьюторской деятельности к франчайзингу, то по договору коммерческой концессии преследуется выгода от использования исключительных прав, а по дистрибьюторскому - извлечение выгоды от реализации [5].

Стоит отметить, что дистрибьюторская деятельность не может быть квалифицирована как посредническая или агентская, в силу того, что на этапе поставки дистрибьютор покупает товар, и он становится его собственностью, а затем дистрибьютор действует на рынке от своего имени и за свой счет.

Эта же позиция касается и возмездного оказания услуг, поскольку речь идет о собственности самого дистрибьютора.

Опираясь на различные доктринальные доводы, ученые-теоретики не могут прийти к единому мнению относительно вида дистрибьюторского договора: он смешанный или непоименованный. Неоднозначность такой ситуации наблюдается и в судебной практике, которая в большем своем числе признает договор смешанным и применяет к нему нормы, регулирующие те или иные отношения, возникающие в дистрибьюторской деятельности, исходя из его содержания и предмета иска (как правило, чаще всего это оказание услуг, агентирование [6], поставка [7] и др.).

Так, например, в одном из дел суд признал дистрибьюторскую деятельность в качестве оказания услуг, поскольку он организовывал отношения по поиску покупателей [8]. При этом, как справедливо отмечает Улугова К.Э., в решении суда не сказано как дистрибьютор может осуществлять деятельность по оказанию услуг поставщику в отношении собственных товаров [9].

Наряду с тем, существует мнение, что дистрибьюторский договор является непоименованным, поскольку предмет договора является «не механическим соединением элементов отдельных договоров, а единым, неделимым, сформированным совокупностью действий» [10], что не представляется возможным его рассмотрения по частям, отдельными элементами.

Переходя к выводам научной работы, на основании вышеперечисленного, отметим характерные черты дистрибьюторской деятельности:

1. Представляет собой долгосрочные деловые взаимоотношения между сторонами предпринимательской деятельности;

2. Проходит в два этапа и с участием более двух субъектов (поставщик-дистрибьютор-покупатель);

3. Имеет территориальный характер и ряд установленных ограничений;

4. Направлена на реализацию и продвижение товара поставщика, который является собственностью дистрибьютора, где последний заинтересован в его реализации с целью получения собственной прибыли;

<<ШУШМиМ~^©УГМа[>#3(Ш7)),2(0]9 / JURIlSPRUIDlMQl

53

5. Способы, направленные на реализацию и продвижение товара (методы, каналы сбыта, реклама, обслуживание и т.п.), определяются дистрибьютором за счет его материальных средств.

Таким образом, дистрибьюторская деятельность играет большую роль в рыночной экономике, вследствие чего требует законодательной регламентации. Мы надеемся, что в ближайшее время законодатель обратит на эту проблему внимание, что позволит более четко и в одном направлении рассматривать проблемы, возникающие в этой сфере, и придать дистрибьюторской деятельности более устойчивое положение.

Список литературы

1. Волянская Р. В. Дистрибьюторский договор и особенности его применения в сфере оборота гражданского оружия // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 1.

2. Ибрагимова М.Х. Особенности деятельности дистрибьюторских компаний в России и перспективы их развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №5 (2016).

3. См.: Книга 4 гл. 5 ч. Е (с. 678). Модельные правила европейского частного права / Пер. с англ.; Науч. Ред. Н.Ю. Рассказова. М., 2013. - 989 с

4. Андреева, С. А. Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций

[Электронный ресурс] / С. А. Андреева // Конкурентное право. -2013. - № 3. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

5. Руденко А. В. О дистрибьюторском договоре // Юрист. 2006. № 8.

6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.10 по делу № А45-7657/2008; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2005 № Ф08-1395/2005// СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление ФАС Центрального округа от 01.04.11 по делу № А09-4046/2010 // СПС «Консультант Плюс».

8. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.1999 № 7073/98 по делу № А40-9311/98-55-54; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2004 г. по делу № КГ-А40/7728-04// СПС «Консультант Плюс».

9. Улугова Камила Эркиновна Некоторые аспекты договорного регулирования дистрибьюторской деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2014. №9. ЦКЬ: https://cyberkmnka.m/artide/n/nekotorye-aspekty-dogovorшgo-reguИшvaniya-distribyutorskoy-deyatelnosti (дата обращения: 16.02.2019).

10. Илюшина М.Н. О новых договорных конструкциях в коммерческом обороте // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 3. С. 36.

УДК 349

Алексанян Д.Г., ПерминоваЕ.Н.

Студенты 3 курса: Суфянова Е.З.

старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «БашГУ»

СООТНОШЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В КАТЕГОРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

Aleksanyan D. G., Perminova E.N.,

3rd year students Supanova E. Z.

senior lecturer of the Department constitutional and municipal law Sterlitamak branch of the "Bashkir state University»

THE RATIO OF MUNICIPAL LAW AND CONSTITUTIONAL LAW IN THE CATEGORY OF

INDEPENDENT BRANCHES OF LAW

Аннотация

В статье анализируются основные проблемы соотношения муниципального права и конституционного права. Автор рассматривает предметы регулирования указанных отраслей права. Также в данной статье приведены мнения различных ученых в решении проблем соотношения муниципального права и конституционного права.

Abstract

The article analyzes the main problems of the relationship between municipal law and constitutional law. The author considers the subjects of regulation of these branches of law. The article also presents the opinions of various scientists in solving the problems of the relationship between municipal law and constitutional law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.