Научная статья на тему 'Теоретико-правовая и конституционно-правовая характеристики миграционной политики России'

Теоретико-правовая и конституционно-правовая характеристики миграционной политики России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАНТЫ / MIGRATION / LAWFUL REGULATION / RIGHTS AND FREEDOM OF CITIZEN / NORMS OF MIGRATION LAW / MIGRANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Т. А.

В статье анализируется проблемы миграционной политики России на современном этапе, предлагаются способы их решения; дается характеристика действующего законодательства в области регулирования миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and constitutional characteristics of the migration policy of Russia

The article analyzes the problems of migration policy of Russia at the present stage, suggests ways to address them; describes the current legislation in the field of migration management.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовая и конституционно-правовая характеристики миграционной политики России»

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Т.А. ПРУДНИКОВА, преподаватель кафедры административного права МосУ МВД России, кандидат юридических наук,

tanya_198307@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется проблемы миграционной политики России на современном этапе, предлагаются способы их решения; дается характеристика действующего законодательства в области регулирования миграции.

Ключевые слова: миграция, правовое регулирование, права и свободы человека, миграционное законодательство, мигранты

THEORETICAL AND CONSTITUTIONAL CHARACTERISTICS OF THE MIGRATION POLICY OF RUSSIA.

T.A. PRUDNIKOVA, Candidate of juridical sciences, lecturer of the department of administrative law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Annotation. The article analyzes the problems of migration policy of Russia at the present stage, suggests ways to address them; describes the current legislation in the field of migration management.

Key words: migration, lawful regulation, rights and freedom of citizen, norms of migration law, migrants.

Правовой анализ большинства массива нормативных правовых актов, регулирующих вопросы миграции, показал, что на настоящий момент отсутствует законодательное закрепление понятия «миграционная политика».

В научной литературе определение миграционной политики получило свое отражение в работах О.Д. Воробьева и Т.В. Черевичко, которые под этим явлением рассматривают совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер по регулированию миграционных потоков для противодействия факторам, вызывающим нежелательную миграцию1. Определение не в полной мере отражает сущность миграционной политики, так как в нем не указаны субъекты ее осуществления и не отражен ее публично-властный характер.

О.Ю. Вострокнутова определяет миграционную политику как совокупность административно-правовых и организационных средств, направленных на регулирование перемещения населения по территории страны, контроль за въездом и выездом населения за пределы государства, стабилизацию демографической ситуации в России, а также средств, пресекающих нелегальную миграцию2. Это определение

раскрывает понятие миграционной политики через призму административного права, миграция регулируется и нормами конституционного и международного права.

Миграционная политика направлена на то, чтобы изменить или поддержать численность и состав населения всего государства и отдельных его частей путем воздействия на направление движения и состав миг-рантов3.

Миграционная политика является частью социально-экономической, внутренней, внешней и демографической политики государства, целью которой служит рациональное размещение населения с точки зрения эффективного развития экономики.

Для того чтобы характеризовать миграционную политику, необходимо четко определить основные факторы и причины миграции. Ретроспективный анализ миграционных процессов показывает, что пространственное движение населения вызывается разными причинами, которые имеют экономический, социальный, культурный, политический и военный характер. Так, значимыми факторами миграции являются потребность в трудовых ресурсах, неблагоприятная экономическая ситуация, экологические катастрофы, войны, нарушение прав граждан, стремление

получить высокооплачиваемую работу и постоянное место жительство в более богатой и комфортной по условиям проживания стране4.

Миграционные процессы являются следствием как притягивающих социальных факторов, так и фактором социального неблагополучия. Механизмы социальной политики необходимы при оказании государственной поддержки тех категорий мигрантов, которые переезжают на постоянное или временное место жительства под воздействием преимущественно вынуждающих факторов в экстренном порядке.

Миграционная политика тесно связана с проблемами беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих политическое убежище, с особенностями их правового статуса.

Конституционно-правовые нормы устанавливают общие подходы и принципы миграции применительно к условиям государства, сложившейся в нем ситуации с миграцией и определяют: основы правового статуса граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; круг органов, принимающих решение в сфере миграции; порядок учета и контроля; грани возможного вмешательства государственных органов в миграционные процессы5.

Для характеристики конституционных основ миграционной политики большое значение имеют принципы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ. Принципы правового статуса человека и гражданина отражают такие общеправовые принципы, как демократизм, гуманизм, социальную справедливость, гарантированность государственной защиты прав и свобод, законность ограничения прав и свобод и недопустимость умаления или отмены прав и свобод. Так, принцип сочетания интересов личности, общества и государства закреплен в Федеральном законе «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В.В. Ивочкин называет следующие принципы миграционной политики6:

Ф стимулирование рационального территориального распределения вынужденных мигрантов;

Ф квотирование приема беженцев и предоставление временного убежища;

® дифференцированный подход государства к решению проблем разных категорий мигрантов;

Ф защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права.

Немаловажным фактором при регулировании и осуществлении миграционной политики является учет интересов граждан России, и лишь потом — интересов иных субъектов миграции.

В процессе реализации миграционной политики должны обеспечиваться национальная безопасность и защита интересов России. Так, должно быть обеспечено ограничение притока криминальных субъектов, лиц,

имеющих отношение к международному терроризму, а государство должно стимулировать приток физических лиц, представляющих интерес для России.

Для эффективного осуществления миграционной политики должна быть создана разветвленная институциональная структура, в которую должны входить как элементы, наделенные властными полномочиями, так и институты гражданского общества7.

Федеральная миграционная служба является правоприменительным органом и осуществляет основные управленческие функции в сфере миграции. ФМС России и ее территориальные органы наделены следующими властными полномочиями в сфере миграционной политики:

Ф осуществлением регистрационного учета граждан России;

Ф исполнением законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;

Ф осуществлением контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции и контроля над соблюдением иностранцами правил проживания и временного пребывания в России;

Ф осуществлением мер о депортации и административному выдворению иностранных лиц и лиц без гражданства и др.

Наиболее урегулированным с точки зрения права и исследованными с точки зрения науки являются правовые статусы граждан России, иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев как субъектов миграционной политики. В отношении этих категорий лиц приняты специальные законы, определяющие их правовой статус.

В миграционной системе следует выделить меры, оказывающие влияние на осуществление и формирование миграционной политики. Все эти меры условно можно разделить на три группы: 1) организационные (отражающие формирование системы уполномоченных органов, обеспечивающих реализацию миграционной политики); 2) правовые (предусматривающие принятие программ, локальных актов, регулирующих основы миграционной политики); 3) специальные (включающие в себя контрольные, разрешительные и учетные меры уполномоченных органов).

Комплекс нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование миграционных процессов, относится к конституционному и административному праву, т.е. для миграционных процессов характерен публичный метод правового регулирования.

Проблемой миграционного законодательства является ее терминологическая неразработанность и противоречивость. Отсутствие законодательно закрепленных основных положений в миграционном процессе порождает противоречия и коллизии как в их правовом регулировании, так и в правоприменительной практике.

Основное внимание в правовом регулировании и осуществлении миграционной политики уделяется внешней миграции, в то время как внутренние мигра-

ционные процессы остаются за пределами контроля и управления государства. Без надлежащего правового регулирования миграционных процессов нельзя обеспечить устойчивое и равномерное развитие всех субъектов Федерации.

Актуальным является систематизация миграционного законодательства, т.е. принятие закона, регулирующего миграцию в целом, поскольку изданные в последнее время нормативные акты, регламентирующие отдельные вопросы в сфере миграции, не имеют комплексного характера, охватывающего все правоотношения в этой сфере.

В течение последнего времени основной акцент по реформированию законодательства в сфере миграционной политики был направлен на регулирование статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, однако имеется много проблем, связанных с несовершенством законодательства и механизмов контроля и регулирования внутренней миграции. Особой строкой в реализацию миграционной политики вписывается исполнение утвержденной в июне 2006 г. Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. С учетом того что к 2012 г. планируется переселить 300 тыс. человек, это момент может сыграть позитивную роль в решении проблемы пополнения трудовых ресурсов, не нанося ущерба безопасности страны.

Решение проблем переселения соотечественников, в частности и вопросов внешней и внутренней

миграции, составляют важнейшие направления российской миграционной политики. Она, являясь во многом ситуативной, постепенно трансформируется в политику активных действий.

В целях повышения эффективности миграционной политики России необходимо продолжить работу по совершенствованию российского миграционного законодательства и развитию единой информационной системы миграционного учета.

1 См.: Воробьева О.Д. Методологические основы разработки миграционной политики // Миграционная политика. М., 2001 г.; Черевичко Т.В. Миграционные потоки в мире и в России / Под ред. М.В. Немытиной. Саратов, 2002.

2 См.: Вострокнутова О.Ю. Институт миграции в административном праве России: Автореф. Дисс... канд. юрид. наук, М., 2006.

3 См.: Коробеев В.А. Конституционно-правовые основы миграционной политики России. Владивосток, 2007.

4 Жданьков А.И, Антонов В.П. Феномен трудовой иммиграции в контексте экономической безопасности страны. Вестник «Аксор», № 4. 2008.

5 См.: Коробеев В.А. Конституционно-правовые основы миграционной политики России. Владивосток, 2007.

6 См.: Ивочкин В.В. Цели и принципы государственной миграционной политики // Законодательное регулирование миграционных процессов в РФ: проблемы и перспективы. Тюмень, 2004.

7 См.: Коробеев В.А. Конституционно-правовые основы миграционной политики России. Владивосток, 2007.

ВЫПУСКНИКИ ЮНКЕРСКИХ УЧИЛИЩ НА СЛУЖБЕ В МВД. A.A. ЛОДЫЖЕНСКИЙ, О.И. ВЕНДОРФ, Д.Н. ДУБАСОВ

А.В.РЕДЬКО,

старший юрисконсульт Тверского филиала Московский университета МВД России

avr.blanco @ yandex.ru

Научный руководитель доктор юридических наук А.Я. МАЛЫГИН

Аннотация. Повествуется о службе трех выпускниках Тверского кавалерийского юнкерского училища, служивших в МВД.

Ключевые слова: юнкерские училища, полиция, Тверское кавалерийское училище, Д.Н. Дубасов, О.И. Вендорф, А.А. Лодыженский.

THE RUSSIAN EMPIRE MILITARY SCHOOLS GRADUATES IN A SERVICE AT THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS. A.A LODIGENSKIY, O.I. VENDORFF, D.N. DUBASOV

A.V.REDKO,

the senior legal adviser Moskow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tver branch

Annotation. The article is devoted dedicated to description of the Russian Empire military schools graduates in a service at the Ministry's of Internal Affairs service. It also tells discusses of the three Tver cavalry school's graduates being in the a service at the MIA.

Key words: military school, police, Tver cavalry school, D.N.Dubasov, O.I.Vendorff, A.A.Lodigenskiy._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.