Научная статья на тему 'Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении'

Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИE ОСНОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧАСТНЫЕ ШКОЫ / THEORETICAL AND PEDAGOGICAL BASES / AN INDIVIDUAL APPROACH IN TRAINING / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PRIVATE SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Е. В.

В статье рассматривается ряд теоретико-педагогических оснований индивидуального подхода в обучении с целью оценки значения педагогической деятельности учителей в частных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is considered a number of the theoretical and pedagogical bases of an individual approach in training for the purpose of an estimation of value of pedagogical activity of private schools.

Текст научной работы на тему «Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении»

ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Е.В. Устинова

В статье рассматривается ряд теоретико-педагогических оснований индивидуального подхода в обучении с целью оценки значения педагогической деятельности учителей в частных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: теоретико-педагогические основания, индивидуальный подход в обучении, педагогическая деятельность, частные шкоы.

The theoretical and pedagogical bases of an individual approach in training. The

article is considered a number of the theoretical and pedagogical bases of an individual approach in training for the purpose of an estimation of value ofpedagogical activity of private schools.

Key words: theoretical and pedagogical bases, an individual approach in training, pedagogical activity, private schools

Представляется необходимым рассмотреть ряд теоретико-педагогических оснований индивидуального подхода в обучении, чтобы более объективно оценить значение педагогической деятельности учителей в частных образовательных учреждениях.

Индивидуальный подход исходит из того, что каждый ребенок представляет собой неповторимую в своем своеобразии человеческую личность. Благодаря специфическим для данного ребенка внешним и внутренним условиям развития, особенностям личной биографии, в процессе которой у него накапливается собственный опыт поведения и отношений с окружающими

людьми, у этого ребенка формируются индивидуальные, только ему одному присущие особенности личности, например специфические в каждом отдельном случае соотношения между возможностями и потребностями ребенка, особенности его эмоциональной сферы, свойственные ему черты характера, а также то особое сочетание всех сторон личности ребенка, которое и создает его индивидуальный облик и делает его непохожим ни на кого из других детей.

Индивидуальный подход к обучению в частных школах базируется на нескольких важнейших принципах: продуманный отбор учеников, разде-

ление их на группы по уровням знаний, наличие планов индивидуального развития для каждого уровня, а также формирование папок индивидуальных заданий, и кроме этого - составление психологической карты для каждого ребенка. При отсутствии всего этого сложно говорить об индивидуальном подходе. Но именно эти составляющие отсутствуют в государственной системе образования.

По мнению Д.И.Фельдштейна, «подлинное воспитание предполагает глубокое знание своеобразия личности каждого ребенка, его духовного облика. Это знание необходимо потому, что, помимо заботы о том, чтобы каждый ребенок развивался «нормально», то есть соответственно тем общим требованиям, которые к нему предъявляются в определенном возрасте, необходимо добиваться и максимального развития тех индивидуальных особенностей, которые характерны именно для данного ребенка»[7, с. 285].

Для этого принципиально важно признание уникальности личности ученика, ее интеллектуальной и нравственной свободы, право на уважение собственного мнения и позиции. Таким образом, проблема развития личности учащегося в личностно ориентированном обучении в значительной степени связана с воспитанием у него положительного ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры. В контексте личностно ориентированного обучения, «развитие личности - это процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходя-

щими за рамки ранее достигнутых» [6, с.27].

Пионером в разработке проблем личностно ориентированного обучения стал американский психолог К.Роджерс [3]. Человек, по его мнению, является субъектом своей жизни, который свободен в своих выборах, принятии решений, стремлении к саморазвитию и личностному росту. В связи с этим личностно ориентированным автор называет значимое учение, то есть помогающее человеку быть личностью. Автором выделены условия личностно ориентированного обучения:

- организация взаимодействия с учащимися, направленного на решение их жизненных проблем;

- «реальность личности учителя», означающая адекватность его действий переживаемым чувствам и состояниям ученика;

- принятие учителем учащегося как данности;

- предоставление ученику свободы источников знаний и информации;

- опора учителя на стремление ученика самоактуализироваться [3, с. 48].

Автор считает, что перестройка традиционной практики обучения и воспитания в рамках человекоцентристского подхода должна осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

- создание психологического климата доверия между учителями и учащимися;

- обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- актуализация мотивационных ресурсов учения;

- развитие у учителей особых лич-

ностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии [3, с.366].

Также влияние на становление данного подхода оказали исследования в контексте гуманистической психологии А. Маслоу, центрированные на ученике. Личностный подход рассматривается им как «последовательное отношение педагогов к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия» [8, р.280].

Однако сегодня в педагогической теории личностно-ориентированный подход часто слабо дифференцируется от индивидуального, а в практике он не стал доминирующим. Как справедливо отмечает Н. Афанасьева, «понимание специфичности личностного подхода легко не дается» [1, с.60-61] и предлагает выделить его сущностные характеристики посредством анализа задач, которые решает педагог в обучении. Прежде всего, он стремится организовать деятельность учащихся с учетом их возраста. Наряду с возрастными возможностями педагог ориентируется на индивидуальные особенности школьников - «от особенностей темперамента и типов мышления до преобладающего способа переработки информации» [1, с.60-61]. Однако личностный подход предполагает создание условий для смыслополага-ния, самоопределения и саморазвития. Таким образом, можно сделать вывод о том, что только ориентация педагога на личностное развитие ученика (на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей) свидетельствует о личностном подходе в обучении.

Рассмотрим основные модели обучения с точки зрения их развивающих возможностей.

В традиционном обучении «исходным материалом для всех ступеней обобщения служат единичные, чувс-твенно-воспринимаемые предметы и явления окружающего мира. В процессе преподавания детей специально учат целенаправленно наблюдать за этим чувственно-конкретным многообразием предметов и явлений, а также в словесной форме описывать результаты наблюдений» [2, с.20].

По мнению С. Ю. Теминой, характерными чертами традиционного обучения являются:

- преобладание передачи информации в процессе обучения (учитель сообщает знания ученику);

- нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика);

- ориентация на «среднего» ученика, учет индивидуальных способностей школьников явно ограничен заданными канонами;

- ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу [4, с.8].

Таким образом, традиционное обучение опирается, прежде всего, на возрастные особенности и возможности ученика. Предполагается, что развитие ученика происходит в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Учащиеся, обучающиеся в традиционном режиме, имеют хорошую память, внимательны, дисциплинированы. Однако такое обучение не дает возможностей ни учителю, ни ученику опереться на индивидуальные возможности и потребности. В условиях резко возрастающего потока информации такой подход к обучению стал приходить в противоречие с требованиями современного общества.

Литература

1. Афанасьева Н.А. Самоорганизация -фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальныеисследования. - 2008. -№ 2 - С. 60-61.

2. Божович Е.Д. Психодидактические вопросы развития школьника как субъекта учения // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д.Божович. - М.- Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2000. - С.6-25.

3. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]/ К.Р.Роджерс [Пер. с англ.] / Общ. ред. и пре-

дисл. Е.И.Исениной - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

4. Темина С.Ю. Воспитаниеразвива-ющейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции.- М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2001.

- 112 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности.- М.: МОДЕК МПСИ, 2005. - Т 1. - 568 с.

6. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности.- М.: МОДЕК МПСИ, 2005. - Т.2 - 456 с.

7. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Rom, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.