Технические науки — от теории к практике _№ 2 (50), 2016г
3. Официальная страница разработчика "motion" - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.lavrsen.dk/foswiki/bin/view/Motion/WebHome (Дата обращения: 14.01.2016).
4. Официальная страница сервиса "SMS.RU" - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.sms.ru (Дата обращения: 16.01.2016).
5. Mendel C., перевод Киселева А. Искусство программирования на языке сценариев командной оболочки - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.opennet.ru/docs/RUS/bash_scripting_guide (Дата обращения: 21.01.2016).
ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Гладышева Мария Михайловна
доц. каф. вычислительной техники и программирования института энергетики и автоматизированных систем ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», РФ, г. Магнитогорск E-mail: mar.ser.ksuh@gmail.com
Артамонов Александр Андреевич
магистр 1 курса института энергетики и автоматизированных систем ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»,
РФ, г. Магнитогорск
Мацко Елена Игоревна
бакалавр 2 курса института энергетики и автоматизированных систем ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»,
РФ, г. Магнитогорск
Технические науки — от теории к практике № 2 (50), 2016г_
COMPARATIVE ANALYSIS SYSTEM MANAGEMENT
TEST CASES TASKS AND AUTOMATED TESTING
Maria Gladisheva
candidate of Science, assistant professor of computer science and
programming Magnitogorsk State Technical University im. G.I. Nosov,
Russia, Magnitogorsk
Alexander Artamonov
master 1 degree of energy and automated systems Magnitogorsk State Technical University im. G.I. Nosov,
Russia, Magnitogorsk
Elena Matsko
bachelor 2 degree of energy and automated systems Magnitogorsk State Technical University im. G.I. Nosov,
Russia, Magnitogorsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена электронная рабочая тетрадь, как средство интерактивного обучения, а также предложена и разработана модель подобной электронной тетради. Данная модель разработана с целью повышения эффективности процесса обучения, что является актуальным в связи с постоянной информатизацией образовательного процесса в ВУЗах.
ABSTRACT
The article describes an electronic workbook as interactive courseware, and a model of such electronic workbook was proposed and developed. This model is designed to improve the efficiency of learning process which is relevant in connection with the constant information of educational process in university.
Ключевые слова: средства интерактивного обучения, электронная тетрадь, рабочая тетрадь, теоретико-множественный анализ, модель.
Keywords: courseware, electronic workbook, workbook, set set-theoretic analysis, the model.
Интерактивное обучение является одним из актуальных направлений педагогических исследований. Его принципы лежат в основе многих инновационных методов и технологий обучения.
Технические науки — от теории к практике _№ 2 (50), 2016г
Термин «интерактивность обучения» используется в контексте описания контактов типа «человек - информационная система» и может обозначать использование компьютерной техники в качестве партнера в процессе обучения. Обязательным условием в подобном случае является нелинейная структура программных продуктов, такая структура позволяет пользователю управлять дальнейшим течением процесса, а также реализовывать индивидуальную стратегию деятельности [1].
К сожалению, в настоящий момент большинство дидактических электронных разработок обладают незначительной степенью интерактивности.
Одним из средств реализации принципа интерактивности при обучении в ВУЗах может стать электронная рабочая тетрадь. Это интерактивное учебное средство комплексного назначения, которое является частью образовательного ресурса.
Особенностью использования данного интерактивного учебного средства является учет возрастных, психологических и организационных особенностей, таких как:
• большая по сравнению со школьниками самостоятельность обучаемых;
• мотивация к получению знаний и приобретению необходимых компетенций;
• привычность использования электронной техники и компьютерных технологий;
• лекционно-семинарская форма организации занятий;
• большое количество учебного времени и учебного материала, отведенных для самостоятельной работы [2].
Именно поэтому использование электронных рабочих тетрадей является наиболее целесообразным решением при информатизации процесса обучения.
Для более детального изучения электронной рабочей тетради, как средства обучения, был выполнен теоретико-множественный анализ, в ходе которого были выделены подсистемы и взаимосвязи между ними для модели по визуализации результатов анализа.
Объект исследования: А = {А1, А2, Аз},
А1= «Информационное обеспечение электронной рабочей тетради»;
А2=« Математическое обеспечение электронной рабочей тетради»;
А3=« Программное обеспечение электронной рабочей тетради»;
Подмножество А1 = {А11, А12, А1з},
Технические науки — от теории к практике № 2 (50), 2016г_
Лц = «Сведения об изучаемом предмете»;
А12 = «Сведения о количестве и типах заданий, структуре тетради»;
Л13 = «Дидактические материалы и выполненные задания с ответами».
Подмножество Л2 = {Л21, Л22},
Л21 = «Система определения внешних связей и описание их с помощью ограничений, уравнений, равенств, неравенств, логико-математических конструкций»;
Л22 = «Построение алгоритма, моделирующего поведение объекта, процесса».
Подмножество Лз = {Л31, Л32, Л33, Л34, Л35, Лзб},
Л31 = «Модуль с методическими указаниями, а также необходимыми теоретическими сведениями»;
Л32 = « Модуль с тренировочными заданиями, сопровождаемыми указаниями к решению, решениями, ответами»;
Л33 = «Модуль контрольного тестирования»;
Л34 = «Модуль выполнения не тестовых заданий»;
Л35 = «Модуль контроля и проверки правильности выполнения контрольных теста и заданий»;
Л3б = «Модуль предоставления результатов работы».
Результат построения модели представлен на рисунке 1.
Графическое представление и описание объектов системы представлено в таблице 1.
Рисунок 1. Множественная модель объекта исследования
В таблице 2 представлено описание управляющих взаимосвязей между объектами.
Каждый элемент модели характеризуется свойствами. В таблице 3 приведено описание каждого из определенных объектов.
Технические науки — от теории к практике _№ 2 (50), 2016г
Таблица 1.
Описание элементов объектно-множественной модели
Основное множество Состав множества Краткое описание элементов Графическое представление
А1 А11 Сведения об изучаемом предмете (л^ЧАз) киз
А12 Сведения о количестве и типах заданий, структуре тетради
А13 Дидактические материалы и выполненные задания с ответами
А2 А21 Система определения внешних связей и описание их (А22) 421,22 (А21)
А22 Построение алгоритма, моделирующего поведение объекта, процесса
Аз Аз1 Модуль с методическими указаниями (Азб) Чз4,збТ \Чз5,зб Чзз,з4 Азз 4з2,зз (Ам) ТЧз1,з2 (Аз1)
Аз2 Модуль с тренировочными заданиями
Азз Модуль контрольного тестирования
Аз4 Модуль выполнения не тестовых заданий
Аз5 Модуль контроля и проверки
Азб Модуль предоставления результатов
Технические науки — от теории к практике № 2 (50), 2016г_
Таблица 2.
Описание управляющих взаимосвязей между объектами
Обозначение Вид потока Содержание потока
411,13 Информационный Сведения об изучаемом предмете
413,12 Информационный Сведения о количестве и типах заданий, структуре тетради
421,22 Информационный Построение алгоритма, моделирующего поведение объекта и описание их с помощью ограничений, уравнений
431,32 Электронный Изучение методических материалов
432,33 Электронный Переход в модуль решения тестовых задач
433,34 Электронный Переход в модуль решения не тестовых задач
433,35 Электронный Передача ответов на тест в модуль проверки
434,35 Электронный Передача ответов на задачи в модуль проверки
434,3б Электронный Переход в модуль отображения результатов
435,3б Электронный Передача результатов в модуль отображения результатов
Таблица 3.
Описание объектов модели
Объект Свойство Описание свойства
Л12 712 7121 = количество заданий; 7122 = тип задания.
Л11 7п 7ш = геометрические размеры; 7112 = интенсивность охлаждения.
Л13 713 7131 = сложность задания; 7132 = виды задания.
Л21 721 7211 = количество ограничений;
Л22 722 7221 = корректность алгоритма; 7222 = скорость алгоритма.
Л31 731 7311 = полнота информации;
Л32 732 7321 = количество заданий; 7322 = полнота решения.
Л33 733 7331 = количество заданий; 7332 = сложность заданий; 7333 = время на решение; 7334 = количество вариантов ответа.
Л34 734 7341 = количество заданий; 7342 = сложность заданий; 7343 = время на решение.
с
Сибдк
Технические науки — от теории к практике
Объект Свойство Описание свойства
Л35 735 7351 = корректность алгоритма проверки.
Л36 736 7361 = графическое отображение результатов; 7362 = табличное отображение.
Для объекта А определены входы Х={х1;х2, х3} и выходы У={у1;у2}, где х1 - сведения о количестве и типах заданий, структуре тетради, х2 - дидактические материалы и выполненные задания с ответами, х3 - информация о построении математического алгоритма, у1 - информация о структуре и содержании электронной рабочей тетради, у2 - информация о результатах прохождения материала рабочей тетради.
Таким образом, на основе теоретико-множественного анализа электронной рабочей тетради в работе выполнено определение основных объектов системы, выявлена их структура, свойства и определены все возможные взаимодействия между ними.
Список литературы:
1. Ватолкина Н.Ш. Управление инновационными образовательными технологиями в системе менеджмента качества вуза / Н.Ш. Ватолкина -Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2009. - 78 с.
2. Теоретико-множественный анализ сложной системы: методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Управление в социальных и экономических системах» для студентов направления 230100.68 «Информатика и вычислительная техника». - Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2013. - 25 с.
3. Логунова О.С. Теория и практика обработки экспериментальных данных на ЭВМ / О.С. Логунова, Е.А. Ильина, Ю.Б. Кухта, Л.Г. Егорова, Д.В. Чистяков. - Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. ун-та им Г.И. Носова, 2015. - 276 с.