Научная статья на тему 'Теоретико-методологический базис формирования социальной политики государства'

Теоретико-методологический базис формирования социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
676
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Примышев И. Н.

В данной статье автором рассмотрен теоретический и методологический фундамент формирования и развития социальной политики для уточнения ее роли и места в повышении уровня и качества жизни населения. Изучены и систематизированы основные цели социальной политики. Выделены основные направления разработанных программ по реализации социальной политики. Определены субъекты социальной политики и исследована их структура. Обобщены методологические принципы социальной политики. В заключение отмечено, что социальная политика является важным направлением деятельности государства, направленным на повышение эффективности социальной системы, основной задачей которого является повышение уровня жизни населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический базис формирования социальной политики государства»

УДК 316.3:338.2

DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-152-159

и. н. примышев

Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Республика Крым, г. Симферополь

теоретико-методологический базис формирования социальной политики государства

В данной статье автором рассмотрен теоретический и методологический фундамент формирования и развития социальной политики для уточнения ее роли и места в повышении уровня и качества жизни населения. Изучены и систематизированы основные цели социальной политики. Выделены основные направления разработанных программ по реализации социальной политики. Определены субъекты социальной политики и исследована их структура. Обобщены методологические принципы социальной политики. В заключение отмечено, что социальная политика является важным направлением деятельности государства, направленным на повышение эффективности социальной системы, основной задачей которого является повышение уровня жизни населения страны.

Ключевые слова: социальная политика, принципы социальной политики, социальная сфера, цели социальной политики, теоретико-методологический базис.

Введение. На состояние социальной сферы огромное влияние оказывают социально-экономические преобразования в России. Развитие социальной среды является главным индикатором степени экономического и политического положения общества. За последнее время, в период прогрессирующего мирового кризиса, регулирование ситуации непосредственно в социальной сфере выступает одним из приоритетов внутренней политики нашей страны, что проявляется в социальной политике государства.

Системный кризис достаточно сильно повлиял на социальную сферу и привел к следующим последствиям: поляризация и деградация социальной структуры, рост уровня бедности населения, снижение оплаты труда, угрозы массовой безработицы, глубокий кризис качества и образа жизни населения, переход российского общества в общество противостояния. Ввиду этого в последние годы наблюдается отчетливый вектор государства в сторону развития социальной политики, исполнение значительного количества социальных проектов, повышенная заинтересованность к вопросам преобразования социальной сферы со стороны государственной власти и общества, разработка и обоснование способов решения социальных проблем. Это обусловливает актуальность проблемы образования оптимальной для Российской Федерации и ее регионов модели социальной политики.

Обзор литературы. Весомый вклад в разработку общих вопросов социальной политики внесли

Н. А. Волгин, Т. С. Сулимова [1], Е. Ш. Гонтмахер [2], С. В. Кадомцева [3], Л. А Костин [4], Б. В. Ра-китский [5], Т. Ю. Сидорина [6], С. Н. Смирнов [7], Е. И. Холостова [8], О. И. Шкаратан [9], В. Н. Ярская [10] и др.

При этом следует отметить, что, несмотря на большой интерес ученых к проблемам социальной политики, не все ее аспекты в достаточной степени исследованы. Требует дальнейшего осмысления соотношение общегосударственной социальной и регионально-муниципальной политики, уточнение роли и места социальной политики в повышении уровня и качества жизни населения.

Цель и задачи исследования. Целью научной статьи является исследование теоретических и методологических базисов формирования и развития социальной политики для уточнения ее роли и места в повышении уровня и качества жизни населения.

Задачи научной работы: исследовать сущность, содержание и структурные элементы социальной политики; изучить основные методологические принципы социальной политики и выявить роль социальной политики в развитии современного общества.

Основной раздел. Социально-экономическое преобразование в России напрямую связано с состоянием социальной сферы, которая, в свою очередь, является основным показателем уровня экономического развития общества. Следовательно, каждое государство должно быть направлено на поддержание и развитие социальной сферы.

Научные концепции по определению понятия «социальная политика»

Таблица 1

Группы Краткое обоснование подхода Цель социальной политики

1 Отождествление социального и общественного. Социальная политика рассматривается как действия общественности по решению проблем, которые возникают в обществе Направлена на достижение целей общества

2 Основой мнения сторонников данного подхода являются социально-трудовые отношения Сбалансировать социально-трудовые отношения, а также исключить возможные радикальные варианты разрешения противоречий в обществе

3 Социальная политика — это вид общественной деятельности, который направлен на потенциально опасные для общества слои населения (нетрудоспособное население, бывшие заключенные) Обеспечить потенциально опасным слоям общества приемлемый уровень жизни

4 Сторонники подхода рассматривают социальную политику в виде инструмента, который смягчает негативные последствия социального неравенства через перераспределение доходов Сдержать дифференциацию доходов в безопасных рамках

5 Базисом данного подхода являются принципы социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей общества государства Обеспечить социальную справедливость и социальное партнерство в обществе

Согласно статье 7 Конституции России: «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В каждом социальном государстве непосредственно социальная политика направлена на обеспечение и создание необходимых условий для достойной жизни и свободного развития человека, а следовательно, быть одной из стратегически важных областей развития общества страны в целом [11].

Дефиниция «социальная политика» довольно часто используется в нормативно-правовых актах, а также широко применяется в практике государственного строительства. Вместе с тем социальная политика является предметом многих научных дискуссий среди зарубежных и отечественных ученых, которые по-разному трактуют дефиницию, ее сущность и содержание. Это определено тем, что социальная политика является одним из приоритетов деятельности государства, а также наиболее важной сферой интересов общественности. Она тесным образом связана с уровнем общественного развития, а также с основными целями, которые ставит общество перед собой.

Термин «социальная политика» имеет достаточно позднее происхождение. Тем не менее в течение всей эволюции человечества обществом и государством разрабатывались и осуществлялись разнообразные ее вариации. Их базисом стали представления о морали, справедливости. Все же можно сделать заключение, что трактовка термина «социальная политика» не была целью деятельности государства, социальная политика возникла скорее как следствие.

С давнего времени мыслители проявляли особый интерес к вопросам, связанными с взаимоотношениями общества и государства. В частности, Платон в своих трудах писал: «Всякая власть имеет в виду благо никого иного, как тех, кто ей подвластен, а подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному» [12]. Однако исследование социальной политики

как существенного вектора деятельности государства и общества относится к концу XIX века, когда были заложены исходные положения социального государства.

Среди иностранных ученых-современников Ю. Хабермас наиболее глубоко занимался исследованием необходимости реализации социальной политики. Он считал, что именно государство должно разрабатывать, внедрять и контролировать социальные программы. В его постулатах социальная политика ставится на первый план деятельности государства: «Развитая система социальной защиты становится содержанием массовой демократии» [13].

В исследуемой литературе и нормативно-правовых актах существует огромное количество определения сущности социальной политики как структурно-категориальной единицы спектра гуманитарных дисциплин. В частности, с одной стороны, она рассматривается исключительно как механизмы государственной поддержки социально незащищенных слоев населения, а с другой стороны — как социальная защита и социальное обеспечение населения в целом.

Суммируя вышеизложенное, мы думаем, что указанные трактовки недостаточно объективно определяют сферу воздействия социальной политики, так как уменьшают довольно широкий спектр социальных функций и социальной ответственности государства, что, со своей стороны, создает проблемы в осуществлении социальной политики как одного из приоритетных, стратегически важных векторов развития страны [14].

Как уже было сказано, в науке накопилось большое количество определений социальной политики. Все эти подходы системно сгруппированы по наличию схожих концепций в табл. 1.

Исходя из рассмотренных подходов к трактовке социальной политики, можно сформировать обусловленное позитивное начало и действующую социальную политику, реализуемую многими развитыми странами на сегодня, которая включает в себя элементы каждого из приведенных подходов.

По нашему мнению, обобщение различных подходов понимания социальной политики и ее сущности позволит рассмотреть ее через призму деятельности государства, направленную на регулирование и развитие социальных общественных отношений.

Социальная политика объективно модифицируется в всеобщую систему всей государственной политики, а в необходимых границах создания гражданского общества значительно увеличивает свои потенциалы и расширяется на активные негосударственные объединения и группы [15].

П. Д. Павленко предлагает следующее определение: социальная политика — это государственная система мероприятий, которая направлена на оптимизацию социального развития общества, на координацию и контроль отношений между социальными группами, а также организацию необходимых условий для удовлетворения потребностей общества [16].

А. А. Кочеткова считает, что социальная политика — система экономических отношений, обеспечивающая каждому представителю населения страны гарантированный уровень жизни, необходимый для развития его способностей и обеспечивающий его при потере этих способностей [17].

Согласно мнению ученого Г. Л. Купряшина — социальная политика, в широком смысле этого слова, является системой экономических отношений, сложившихся между государственными и негосударственными организациями, с одной стороны, и определенными социальными группами и индивидами — с другой, по поводу обеспечения последних всеми необходимыми условиями для жизни [18].

Исследования показали, что дефиниция «социальная политика» и ее сущность акцентируется на следующую трактовку: социальная политика — это политика государства, которая направлена на повышение уровня и качества жизни населения, на ослабление противоречий между субъектами рыночной экономики и ликвидацию социальных конфликтов [19]. Как любое общественное отношение, социальная политика содержит в себе объект, субъект и содержание.

В литературе рассматривают содержание социальной политики в широком понимании и в узком. В частности, содержание социальной политики в широком понимании говорит, что к социальному относится все, что производится в процессе человеческой практики. В узком осмыслении содержанием социальной политики считается именно непроизводственная сфера жизнедеятельности. С нашей точки зрения, неприемлемо не включать трудовые и производственные отношения в социальную сферу.

Существование различных подходов к определению содержания социальной политики отражается в многообразии социальных статистических индикаторов: они дают представление о совокупности показателей социального развития общества, которая является целью социальной политики, выступая социальным механизмом экономической системы.

Так, в статистике социальной сферы США отражаются следующие показатели: социальное обеспечение, занятость населения, здравоохранение, жилищные условия, доходы граждан. ООН включает в статистику социальной сферы иные индикаторы: социальную структуру общества, уровень жизни, образование и культуру, обеспеченность продуктами питания, содержание и воспитание детей, обеспечение инвалидов и пенсионеров, условия жизни сельского населения.

Изучая отечественные научные исследования в области трактовки понятия содержание социальной политики, следует акцентировать внимание на позицию В. М. Капицына. К направлениям социальной политики он относит следующие показатели: поддержку семьи и детства, здравоохранение, поддержку инвалидов и пенсионеров, жилищную политику, обустройство мигрантов, охрану окружающей среды, социальное обеспечение [20].

И. А. Григорьева полагает, что социальная политика сконцентрирована на развитии социального страхования, стимулировании занятости населения, противостоянии росту бедности, переключении социально незащищенных слоев населения из получателей денежной помощи в форме пособия в разряд экономически самостоятельных людей [21].

Соответственно, социальная политика, направленная на решение вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности слабейших представителей населения и обеспечением развития всего общества в целом.

Цель общественного развития заключается в увеличении потенциалов социального функционирования совершенно для всех представителей общества вне зависимости от социального статуса и происхождения. Ввиду этого социальная политика в современном государстве должна быть сосредоточена на повышении свободы личности и реализации потенциала саморазвития.

В процессе реализации социальной политики всегда встает вопрос о целях и приоритетах, которые в определенный момент развития являются для общества и государства первоочередными. Данные цели представлены в Декларации социального прогресса и развития, которая была принята Генеральной Асамблеей ООН в 1969 г. [22]. В данной Декларации говорится, что основная цель социального развития заключается в постоянном повышении духовного и материального уровня жизни всех представителей общества. В Декларации четко акцентируется то, что основная цель социальной политики — это индивидуум и его развитие.

Для достижения поставленной цели государству необходимо сформировать такую экономическую систему, которая способна была бы оперативно отвечать на все внешние изменения и могла бы обеспечивать полноценный экономический рост.

Говоря о приоритетах социальной политики в Российской Федерации, особое внимание следует уделить концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [23]. Исходя из вышеуказанного документа, к приоритетным направлениям социальной политики относятся: внедрение и развитие инновационных технологий в области здравоохранения; всеобщая диссеминация ведения здорового образа жизни; улучшение состояния окружающей среды; образование эффективной системы утилизации отходов; снабжение всего населения качественной питьевой водой; всеобщее распространение механизмов социального партнерства; сбалансированность заработной платы и производительности труда; создание эффективной пенсионной системы; доступность образования; внедрение новых технологий в сфере строительства жилья.

Резюмируя вышесказанное, можно объединить основные цели социальной политики в три группы:

— формирование механизма трудовой мотивации, направленного на расширенное воспроизводство «человеческого капитала» государства;

— сохранение интеллектуального, физического, духовного потенциала Российской Федерации;

— создание социальных, экономических и институциональных предпосылок для осуществления населением своих интересов и потребностей.

Бесспорно, что социальная политика является довольно затратным видом государственной деятельности. Каждое направление социального развития страны и населения требует существенных финансовых инвестицией, и чем более значительные цели устанавливает перед собой социальная политика, тем больше материальных средств должно поступать со стороны государства на ее внедрение и исполнение. Но, по итогу, такое инвестирование считается одним из самых производительных вложений как в общественное, так и в общегосударственное благосостояние.

В системе субъектно-объектных отношений социальной политики объектом выступает как все общество страны в целом, так и отдельные лица и группы лиц, которые особо нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства (малоимущие слои населения, ветераны, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды, лица без определенного места жительства и т.п.). Для данных групп населения предусмотрены отдельные программы социальной политики, а также разработаны специальные нормативно-правовые акты.

В свою очередь, к понятию объекта социальной политики можно отнести общественные отношения, влияющие на организацию социальной безопасности личности, удовлетворение его потребностей и интересов, формирование социальных ценностей.

Итак, можно констатировать, что объектом социальной политики выступает все население страны с акцентом на наиболее уязвимые и малообеспеченные его слои, а также сложившиеся отношения в социальной сфере жизнедеятельности.

Основным субъектом социальной политики является государство, которое выступает главным источником ее формирования, развития и реализации. Государство в лице государственных органов и институтов гарантирует возможность контакта и сотрудничества социальных групп и других представителей социальной структуры как общественно упорядоченного и общественно защищенного процесса. Президент, правительство и органы законодательной власти принимают стратегию, определяют задачи, а также необходимый объем финансирования социальной политики.

На федеральном уровне определяются основы государственной социальной политики в Российской Федерации, такие как: разработка федеральных программ социального развития, утверждение минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий. На региональном уровне функционируют основы социальной политики, которые разрабатываются не только с учетом исторической специфики, но и культурных традиций того или иного территориального субъекта России. Следует отметить, что на региональном уровне необходимо устанавливать социальные нормы с учетом федеральных минимальных стандартов.

Органы власти в сфере социальной политики выполняют следящие обязанности: заботятся о развитии социальной инфраструктуры, которая находится в их собственности; организуют подготовку и повышение квалификации работников образования, здравоохранения, социальной защиты населе-

ния; обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации во всех областях социальной политики.

Органы власти на региональном уровне конкретизируют методы и механизмы достижения поставленных целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социальной политики. Главной функцией органов местного самоуправления является прямое предоставление комплекса социальных услуг, которые обеспечат надлежащие условия для жизни общества [24].

Таким образом, разработанные программы по формированию и реализации социальной политики направленны на обеспечение роста доходов населения страны; усовершенствование пенсионного обеспечения и адресной государственной социальной поддержки; обеспечение доступности образования, медицинского и социального обслуживания; повышение качества предоставляемых услуг в области медицины и образования; переназначение социальных расходов в пользу малоимущих граждан и нуждающихся лиц. Следовательно, государство выступает не только в роли гаранта реализации социальной политики, но и в роли ее основного субъекта, который призван выполнять организующую роль в регулировании процессов функционирования и реализации социальной политики.

Также в реализации социальной политики принимает участие множество других субъектов, деятельность которых обусловливается конкретными социальными интересами и выполняется на основе нормативно-правовой базы. Среди них следует выделить следующих представителей: религиозные, общественные, благотворительные организации, профсоюзы, политические партии, различные фонды и отдельные лица — работники социальных служб, волонтеры, благотворители.

Что касается нормативно-правовой базы по реализации социальной политики в России, то необходимо особо выделить «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», которая стала одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в РФ. Помимо Декларации вопросы социальной политики находят свое отражение в Конституции РФ, Жилищном кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Основах законодательства об охране здоровья граждан, законах РФ «Об образовании», «О занятости населения», «О государственных пенсиях» и др.

Так как социальная политика является центральным компонентом системы управления социальной сферой, то она должна исходить из континуума основополагающих методологических принципов, характерных для любой научной системы управления. Данные принципы подставлены (рис. 1).

Проанализированные принципы осуществятся через систему курсов (задач), которые направлены на повышение доступности и рост качества оказания медицинской помощи для всех слоев населения; развитие образования; обеспечение доступным жильем; увеличение уровня занятости; обеспечение финансовой помощи и поддержки нетрудоспособных или ограниченно трудоспособных граждан.

Данные принципы социальной политики были сформированы в процессе развития государства и общества. Бесспорно, что в процессе дальнейшего развития общества эти принципы буду модифицироваться, тем не менее их гуманистический фундамент останется неизменным.

Рис. 1. Методологические принципы социальной политики (обобщено автором на основе разработок [4])

Заключение. В заключение хотелось бы отметить следующее: социальная политика является одним из основных векторов деятельности государства по росту эффективности социальной системы, основная задача которого заключается в обеспечение необходимого уровня жизни населения.

Социальная политика, являясь общественным правоотношением, включает в себя объект, субъект и содержание. Важно подчеркнуть, что знание основных составляющих социальной политики является весьма важным при организации и планировании развития социальной сферы, основанной на необходимости разработки прогрессивных принципов включения социальных факторов в проводимые экономические реформы в стране и ее регионах.

Перспективы дальнейших исследований. В качестве перспектив дальнейших исследований следует указать необходимость изучения системы нормативно-правового регулирования социальной политики в России и индикаторы эффективности социально-экономической политики Российской Федерации для выявления направлений совершенствования социально-экономической политики России.

Библиографический список

1. Социальная политика. Энциклопедия / Под общ. ред. Н. А. Волгина, Т. С. Сулимовой. М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2006. 416 с.

2. Гонтмахер Е. Ш. Базовый доход: пролог к социальной политике XXI века? // Экономическая политика. 2019. № 2. С. 156-177. Б01: 10.18288/1994-5124-2019-2-156-177.

3. Кадомцева С. В. Социальная политика и население // Экономист. 2006. № 7. С. 48-58.

4. Костин А. Корпоративная социальная ответственность: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3. С. 112-122.

5. Ракитский Б. В. Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики: сб. В 2 т. М.: Изд-во ИППС, 2017. Т. 1. 790 с.

6. Сидорина Т. Ю. Социальная политика в обществе вертикального контракта // Мир России. 2007. Т. 16, № 2. С. 107-126.

7. Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. 431 с. КВК 5-75980264-Х.

8. Холостова Е. И. Глоссарий социальной работы. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2008. 220 с.

9. Шкаратан О. И. Государственная социальная политика и положение средних слоев в современной России // Социологический журнал. 2004. № 1-2. С. 106-128.

10. Ярская В. Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. 2003. № 1. С. 11-28.

11. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). иРХ: Шр://

www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc&base = LAW& n = 2875&fld = 134&dst=100015,0&rnd = 0.7631230105786367#0 (дата обращения: 28.01.2020).

12. Платон. Государство // Собрание сочинений. B 3 т. / пер. с древнегреч. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. 1971. Т 3. С. 89-454.

13. Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром. URL: http://igiti.hse.ru/data/159/314/1234/2_2_2Haber. pdf (дата обращения: 12.02.2020).

14. Черемисина С. Г., Срибный В. И. Совершенствование инструментария оценки эффективности социально-экономической политики государства // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 2 (84). С. 95-107. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10209.

15. Ганченко Д. Н. Инфраструктурный аспект инвестиционной привлекательности сферы услуг региона: активизация Точек роста или ... // Экономика и управление: теория и практика. 2019. Т. 5, № 2. С. 9-17.

16. Павленок П. Д., Акмалова А. А., Капицын В. М. [и др.]. Основы социальной работы / отв. ред. П. Д. Павленок. 4-е изд. испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 534 c. ISBN 978-5-16-004920-5.

17. Кочетков А. А. Основы экономической теории. М.: Дашков и К, 2010. 492 с. ISBN 5-94798-536-5.

18. Купряшин Г. Л. Основы государственного и муниципального управления. М.: Юрайт, 2017. 500 с. ISBN 978-5-53402449-4.

19. Ганченко Д. Н., Бодров А. А., Симченко Н. А. [и др.]. Трансформация сферы социально значимых услуг в экономике России / под общ. ред. Д. Н. Ганченко. Симферополь: Полипринт, 2019. 167 с.

20. Капицын В. М., Мокшин В. К., Новгородцева С. Г. Политология. М.: Дашков и К, 2017. 596 с. ISBN 978-5-394-01100-9.

21. Григорьева И. А. Российская социальная политика в последние годы: между уже пройденным путем и все еще не-

определенным будущим // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 5 (1). С. 7-24.

22. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (дата обращения: 05.02.2020).

23. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 23.12.2019).

24. Нестеренко Е. С. Вызовы социально-экономического развития в условиях цифровой экономики // Молодая наука: сб. тр. / под ред. Н. Г. Гончарова. Симферополь: ИТ АРИАЛ, 2018. С. 78-79. ISBN 978-5-907118-379.

пРИМышЕВ Игорь Николаевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономическая теория».

Адрес для переписки: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования

Примышев И. Н. Теоретико-методологический базис формирования социальной политики государства // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2020. Т. 5, № 2. С. 152-159. Б01; 10.25206/2542-0488-2020-52-152-159.

Статья поступила в редакцию 19.02.2020 г. © И. Н. примышев

UDC 316.3:338.2

DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-152-159

i. n. primyshev

Institute of Economics and Management (structural unit) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V. I. Vernadsky Crimean Federal University», Republic of Crimea, Simferopol, Russia

THEORETICAL-METHODOLOGICAL BASIS OF FORMATION SOCIAL POLICY OF STATE

In this article, the author considers the theoretical and methodological basis for the formation and development of social policy in order to clarify its role and place in improving the standard and quality of life of the population. The main objectives of social policy have been studied and systematized. The main directions of the developed programs for the implementation of social policy have been identified. Social policy actors have been identified and investigated and structured. Methodological principles of social policy are summarized. The conclusion notes that social policy is one of the most important areas of activity of the State to increase the effectiveness of the social system, the main task of which is to ensure the necessary standard of living of citizens.

Keywords: social policy, principles of social policy, social sphere, theoretical-methodological basis, goals of social policy.

References

1. Sotsial'naya politika. Entsiklopediya [Social policy. Encyclopedia] / Eds:. N. A. Volgin, T. S. Sulimova. Moscow: Al'fa-Press Publ., 2006. 416 p. (In Russ.).

2. Gontmakher E. Sh. Bazovyy dokhod: prolog k sotsial'noy politike XXI veka? [Basic Income as a Prologue to Social Policy of the 21st Century] // Ekonomicheskaya politika. Economic Policy. 2019. No. 2. P. 156-177. DOI: 10.18288/1994-5124-2019-2-156177. (In Russ.).

3. Kadomtseva S. V. Sotsial'naya politika i naseleniye [Social policy and population] // Ekonomist. Economist. 2006. No 7. P. 48-58. (In Russ.).

4. Kostin A. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': mirovoy opyt i kontseptsiya dlya Rossii [Corporate social responsibility: world experience and concept for Russia] // Management in Russia and abroad. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2005. No 3. P. 112-122. (In Russ.).

5. Rakitskiy B. V. Nauka o social'noj politike: metodologiya, teoriya, problemy rossijskoj praktiki. V 2 t. [The science of social policy: methodology, theory, problems of Russian practice. In 2 vols.]. Moscow, 2017. Vol. 1. 790 p. (In Russ.).

6. Sidorina T. Yu. Sotsial'naya politika v obshchestve vertikal'nogo kontrakta [Social Policy in a Society of Vertical Contract] // Mir Rossii. Universe of Russia. 2007. Vol. 16, no. 2. P. 107-126. (In Russ.).

7. Smirnov S. N., Sidorina T. Yu. Social'naya politika [Social policy]. Moscow, 2004. 431 p. ISBN 5-7598-0264-X. (In Russ.).

8. Kholostova E. I. Glossariy sotsial'noy raboty [Glossary of social work]. 3rd. ed. Moscow: Dashkov and K Publ., 2008. 220 p. (In Russ.).

9. Shkaratan O. I. Gosudarstvennaya sotsial'naya politika i polozheniye srednikh sloyev v sovremennoy Rossii [State social policy and the condition of middle strata in contemporary Russia] //

Sotsiologicheskiy zhurnal. Sociological Journal. 2004. No. 1-2. P. 106-128. (In Russ.).

10. Yarskaya V. N. Sotsial'naya politika, sotsial'noye gosudarstvo i sotsial'nyy menedzhment: problemy analiza [Social Policy, Welfare State and Social Management: Issues of Analysis] // Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki. Journal of Social Policy Studies. 2003. No. 1. P. 11-28. (In Russ.).

11. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata referendumom 12.12.93). [Constitution of the Russian Federation (adopted by referendum on 12.12.93)]. URL:http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc&base = LAW&n = 2875&fld=134&dst=100015,0&rnd = 0.7631230105786367#0 (accessed: 28.01.2020). (In Russ.).

12. Platon. Gosudarstvo [State] // Sobraniye sochineniy. V 3 t. [Complete works. In 3 vols.] / Trans. from classical Greek A. F. Losev, V. F. Asmus. 1971. Vol. 3. P. 89-454. (In Russ.).

13. Khabermas Yu. Otnosheniye mezhdu sistemoy i zhiznennym mirom [The relationship between the system and the world of life]. URL: http://igiti.hse.ru/data/159/314/1234/2_2_2Haber. pdf (accessed: 12.02.2020). (In Russ.).

14. Cheremisina S. G., Sribnyy V. I. Sovershenstvovaniye instrumentariya otsenki effektivnosti sotsial'no-ekonomicheskoy politiki gosudarstva [Improving the assessment tools for the effectiveness of state social and economic policy] // Servis v Rossii i za rubezhom. Service in Russia and Abroad. 2019. No. 2 (84). P. 95-107. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10209. (In Russ.).

15. Ganchenko D. N. Infrastrukturnyy aspekt investitsionnoy privlekatel'nosti sfery uslug regiona: aktivizatsiya «Tochek Rosta» ili ... [Infrastructure aspect of investment attractiveness of the region's services sector: activation of «points of growth» or ... ] // Ekonomika i upravleniye: teoriya i praktika. Economy and Management: theory and practice. 2019. Vol. 5, no. P. 9-17. (In Russ.).

16. Pavlenok P. D., Akmalova A. A., Kapitsyn V. M. [et al.]. Osnovy sotsial'noy raboty [Fundamentals of social work] / Ed. P. D. Pavlenok. 4th ed. Moscow: INFRA-M, 2015. 534 p. ISBN 9785-16-004920-5. (In Russ.).

17. Kochetkov A. A. Osnovy ekonomicheskoy teorii [Fundamentals of economic theory]. Moscow: Dashkov & Co. Publ., 2010. 492 p. ISBN 5-94798-536-5. (In Russ.).

18. Kupryashin G. L. Osnovy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya: [Fundamentals of state and municipal management]. Moscow: Yurayt Publ., 2017. 500 p. ISBN 978-5-534-02449-4. (In Russ.).

19. Ganchenko D. N., Bodrov A. A., Simchenko N. A. [et al.] Transformatsiya sfery sotsial'no znachimykh uslug v ekonomike Rossii [Transformation of sphere of socially significant services in Russian economy] / Ed. D. N. Ganchenko. Simferopol: Polyprint Publ., 2019. 167 p. (In Russ.).

20. Kapitsyn V. M., Mokshin V. K., Novgorodtseva S. G. Politologiya. Politologiya [Political Science]. Moscow: Dashkov & Co Publ., 2017. 596 p. ISBN 978-5-394-01100-9. (In Russ.)

21. Grigori'yeva I. A. grigor'yevaRossiyskaya sotsial'naya politika v posledniye gody: mezhdu uzhe proydennym putem i vse eshche neopredelennym budushchim [Russian social policy in the recent years: between the way already passed and yet uncertain future] // Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki. The Journal of Social Policy Studies. 2010. No. 5 (1). P. 7-24. (In Russ.).

22. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka. Prinyata rezolyutsiyey 217 A (III) General'noy Assamblei OON ot 10 dekabrya 1948 goda [Universal Declaration of Human Rights (adopted by Resolution 217 A (III) of the UN General Assembly, December 10, 1948)]. URL: http://www.un.org/ru/documents/

decl_conv/declarations/declhr.shtml (accessed: 05.02.2020). (In Russ.).

23. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [«On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period Until 2020»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82134/ (accessed: 23.12.2019). (In Russ.).

24. Nesterenko E. S. Vyzovy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Challenges of social and economic development in the digital economy] // Molodaya nauka. Young Science / Ed. N. G. Goncharov. Simferopol: IT ARIAL Publ., 2018. P. 78-79. ISBN 978-5-907118-379. (In Russ.).

pRIMYSHEv Igor' Nikolayevich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economic Theory Department. SPIN-code: 8536-2600

Address for correspondence: igor.primyshev@yandex.

For citations

Primyshev I. N. Theoretical-methodological basis of formation social policy of the state // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2020. Vol. 5, no. 2. P. 152-159. DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-152-159.

Received February 19, 2020. © I. N. primyshev

ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.