Научная статья на тему 'Теоретико-методологический анализ процесса физической подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов'

Теоретико-методологический анализ процесса физической подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / оператор / беспилотный летательный аппарат / курсант / образовательные организации МВД России / профессиональная деятельность / психологические качества / учебный процесс / работоспособность / физические качества / адаптация / умственная деятельность / physical training / operator / unmanned aerial vehicle / cadet / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / professional activity / psychological qualities / educational process / performance / physical qualities / adaptation / mental activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрий Анатольевич Платонов, Александр Лукич Славко

В научной статье изложены результаты теоретико-методологического анализа процесса физической подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов в образовательных организациях МВД России. Результаты, приведенные в статье, основываются на анализе научной литературы и получены в ходе проведенных исследований. Выполненный анализ направлен на повышение эффективности профессиональной деятельности операторов беспилотных летательных аппаратов на основе развития профилирующих физических и психических качеств сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитрий Анатольевич Платонов, Александр Лукич Славко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological analysis of the process of physical training of unmanned aerial vehicle operators

The scientific article presents the results of the theoretical and methodological analysis of the process of physical training of unmanned aerial vehicle operators in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The results presented in the article are based on the analysis of scientific literature obtained in the course of the studies. The analysis is aimed at improving the efficiency of professional activities of unmanned aerial vehicle operators based on the development of the profile physical and mental qualities of a police officer.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологический анализ процесса физической подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 282-286. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):282-286.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 796:005.591.6

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-282-286 NIION: 2007-0062-3/24-162

EDN: https://elibrary.ru/YDABCK MOSURED: 77/27-004-2024-03-362

Теоретико-методологический анализ процесса физической подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов

Дмитрий Анатольевич Платонов1, Александр Лукич Славко2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 office@unity-dana.ru

2 slavko-a@mail.ru

Аннотация. В научной статье изложены результаты теоретико-методологического анализа процесса физической подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов в образовательных организациях МВД России. Результаты, приведенные в статье, основываются на анализе научной литературы и получены в ходе проведенных исследований. Выполненный анализ направлен на повышение эффективности профессиональной деятельности операторов беспилотных летательных аппаратов на основе развития профилирующих физических и психических качеств сотрудника полиции.

Ключевые слова: физическая подготовка, оператор, беспилотный летательный аппарат, курсант, образовательные организации МВД России, профессиональная деятельность, психологические качества, учебный процесс, работоспособность, физические качества, адаптация, умственная деятельность

Для цитирования: Платонов Д.А., Славко А.Л. Теоретико-методологический анализ процесса физической подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 282-286. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-282-286. EDN: https://elibrary.ru/YDABCK.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Theoretical and methodological analysis of the process of physical training of unmanned aerial vehicle operators

Dmitry А. Platonov1, Аlexander L. Slavko2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 office@unity-dana.ru

2 slavko-a@mail.ru

Abstract. The scientific article presents the results of the theoretical and methodological analysis of the process of physical training of unmanned aerial vehicle operators in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The results presented in the article are based on the analysis of scientific literature obtained in the course of the studies. The analysis is aimed at improving the efficiency of professional activities of unmanned aerial vehicle operators based on the development of the profile physical and mental qualities of a police officer.

Keywords: physical training, operator, unmanned aerial vehicle, cadet, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional activity, psychological qualities, educational process, performance, physical qualities, adaptation, mental activity

For citation Platonov D.A., Slavko A.L. Theoretical and methodological analysis of the process of physical training of unmanned aerial vehicle operators // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3): 282- 286. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-28 2-28 6. EDN: https://elibrary.ru/YDABCK.

© Платонов Д.А., Славко А.Л., 2024

В современных условиях научно-технический прогресс вносит изменения в жизнь людей и их профессиональную деятельность. Двигательная активность детей и взрослых людей уменьшается, а роль умственной деятельности увеличивается. Это негативно сказывается на физическом развитии молодежи, как отмечают ученые Ю.К. Демьяненко и В.Г. Цикунов [1], и является довольно очевидным фактором.

Задачи, которые ставятся перед образовательными организациями системы МВД России, в частности перед сотрудниками кафедр физической подготовки, усложняются и требуют внесения изменений в программы обучения курсантов с учетом физической подготовленности абитуриентов, поступающих в образовательные организации, и также меняются требования, предъявляемые к физической подготовленности выпускников с учетом их будущей служебной деятельности.

Цель нашего исследования — определение приоритетных физических качеств и двигательных навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности оператора беспилотных летательных аппаратов.

Актуальность нашего исследования повышают следующие обстоятельства: применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в вооруженных конфликтах, совершение ими террористических актов на гражданские объекты. Новой задачей, которая ставится перед образовательной системой правоохранительных органов, является подготовка специалистов в данной области.

Профессиональная деятельность операторов БПЛА отличается от деятельности операторов информационных систем, диспетчеров. Профессиональная деятельность операторов БПЛА кроме умственной связана с выполнением физической работы в определенной среде. Подготовка операторов БПЛА является актуальным направлением профессиональной подготовки силовых структур, но все еще нет единой общепринятой структуры профессионально-прикладной физической подготовки операторов БПЛА. При организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» часто не учитываются особенности профессиональной деятельности операторов БПЛА, а педагогический процесс имеет общепринятую направленность подготовки сотрудников правопорядка.

Поведем анализ научной литературы для определения целесообразности специализации учебного процесса по дисциплине «Физическая

подготовка» для эффективного выполнения профессиональных задач операторов БПЛА.

В современном обществе сложные электронные устройства, системы применяются во всех сферах жизнедеятельности человека, в управлении машин, самолетов и всех дорожно-транспортных, авиационных систем. К вопросам безопасности предъявляются особые требования, так как бывают случаи, когда сбои систем или даже аварии происходят по вине человека-оператора. Как отмечают ученые М.А. Дмитриева [2] и

A.Б. Коган [3], чрезвычайные ситуации возникают по следующим причинам: профессиональная деятельность операторов связана с большой ответственностью и необходимостью принятия быстрых самостоятельных решений на протяжении длительного промежутка времени, что приводит к нервному переутомлению. А.А. Благинин [4], М.А. Дмитриева считают основной причиной не только нарушение в правилах управления техникой, но и недостаточный уровень развития индивидуальных физических и психологических качеств операторов.

Начиная с 70-х годов прошлого века проводилось довольно много исследований, направленных на изучение необходимой физической подготовки операторов информационных систем.

B.Н. Мещерский в своем исследовании «Физическая подготовка операторов» [5] выявил систему взаимодействия «человек — машина» и специфику деятельности, а именно нахождение в статической позе, незначительные физические нагрузки, большой объем выполняемой умственной деятельности и высокое психическое напряжение, негативное воздействие на анализаторные системы. А.А. Крылов предложил следующую классификацию деятельности операторов информационных систем: управление процессами циклического типа; работа диспетчерского типа; работа, связанная с обработкой информации, и на основе данной классификации следует интегрировать содержание и направленность физической подготовки операторов [6].

В.И. Медведев выявил, что эффективность работы операторов сенсомоторного профиля зависит от таких психологических качеств, как исполнительность, решительность, целеустремленность, выдержка [7].

В начале XXI в. А.В. Меньков, проводя научное исследование, обнаружил зависимость между физической подготовленностью операторов и эффективностью профессиональной деятельности [8]. Он определил физические качества операторов, которые влияют на результат профессиональной деятельности. Систему подго-

товки организма операторов к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и ускорения процесса адаптации на основе физических упражнений разработал Б.В. Ендальцев [9].

A.A. Благинин, проведя научное исследование, пришел к выводу, что надежность профессиональной деятельности операторов сложных эр-гатических систем зависит от профессионально-прикладной физической подготовки, которая должна быть организована с учетом специфики работы, т.е. его профиля и условий ее выполнения.

Одним из факторов эффективной деятельности является адаптация организма оператора к неблагоприятным факторам служебной деятельности и окружающей среды.

В своем исследовании Э.А. Зюрин профессиональную деятельность операторов БПЛА схематично охарактеризовал как «оператор — техника — среда» [10]. Он отметил диалектический скачок по сравнению с работой операторов информационных систем, для эффективного выполнения от оператора БПЛА требуется максимальная мобилизация его физических и психологических возможностей.

Ю.Ю. Першин при исследовании деятельности операторов, управляющих мини, макро и легкими БПЛА, указывает, что они испытывают гиподинамию, гипокинезию, но при этом периодически выполняют физическую работу со значительной продолжительностью и высокой интенсивностью [11]. В процессе служебной деятельности переносят психические и значительные физические нагрузки с учетом того, что неблагоприятные метеорологические условия затрудняют и негативно влияют на результативность.

При обосновании научно-педагогических основ организации психофизической подготовки летного состава Р.Н. Макаров отмечает, что средствами физической подготовки при методически грамотном построении учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» возможно не только развитие физических качеств, но и воспитать на достаточно высоком уровне морально-волевые качества, сформировать уверенность в своих силах при действиях в опасной обстановке, добиться устойчивости нервно-психических процессов обучающихся, что повышает эффективность выполнения служебных обязанностей [12].

Ж.К. Холодов констатирует, что только система физических упражнений позволяет положительно воздействовать на развитие физических качеств, функциональных систем и формировать

морально-волевые качества [13]. Ю.Д. Железняк выявил, что только систематическое выполнение физических упражнений позволяет повысить умственную, психологическую устойчивость организма к неблагоприятному воздействию окружающей среды [14].

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод, что без высокого уровня физической подготовленности оператора БПЛА сложно эффективно выполнять профессиональную деятельность. Высокий уровень физической подготовленности свидетельствует и о высоком уровне работоспособности человека, многие ученые считают, что физическое качество «выносливость» является приоритетным в данном виде деятельности.

Для эффективной деятельности операторов БПЛА целесообразно организовывать учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Физическая подготовка» с учетом профессиональной деятельности и при организации педагогической процесса уделять особое внимание развитию выносливости, способности выполнять физические упражнения на фоне нарастающего утомления, формированию психологических качеств. Необходимо применять педагогические методы, направленные на развитие быстроты реакции принятия решений, активизацию психических процессов, которые способствуют развитию внимания, мышления. Кроме того, важно сочетать развитие физических качеств с совершенствованием координации движений и решением двигательных задач за короткий промежуток времени, а также формировать навыки командной работы в процессе выполнения физических упражнений.

Учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России направлен на развитие профессионально важных физических, морально-волевых качеств, формирование навыков применения боевых приемов борьбы, преодоление препятствий и поддержание высокой работоспособности, но внесение изменений и дополнений, изложенных выше, в организацию учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» с учетом особенностей профессиональной деятельности операторов БПЛА позволит повысить эффективность выполнения ими служебных обязанностей и возможности быстро адаптироваться к неблагоприятным факторам служебной деятельности.

Список источников

1. Демьяненко Ю.К., Цикунов ВТ., Пупков П.В., Кучма А.Ф. Результаты мониторинга качества

физической и спортивной подготовленности пополнения воинских частей и абитуриентов вузов в 2006 году / / Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки в ВС РФ: сборник науч. статей № 7. СПб.: ВИФК, 2007. С. 8—22.

2. Дмитриева МА Психологический анализ системы «человек — профессиональная среда» // Вестник ЛГУ. Сер. 6, Психология. 1990. Вып. 1. С. 82—90.

3. Коган А.Б., Владимирский Б.М. Функциональное состояние человека-оператора: оценка и прогноз. Л.: Наука, 1988. 242 с.

4. Благинин A.A. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргати-ческих систем. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2006. 144 с.

5. Мещерский В.Н. Физическая подготовка операторов: методические указания. М.: МО СССР, 1971. 104 с.

6. Крылов A.A. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972. 190 с.

7. Медведев В.И. Влияние эмоциональной сферы на деятельность операторов // Физиологические основы повышения эффективности труда. Д.: Наука, 1978. С. 118—136.

8. Меньков A.B. АСУ. Теоретические основы автоматизированного управления: учебник. М., 2005. С. 277—292.

9. Ендальцев Б.В. Адаптация к мышечной работе — основа здоровья и работоспособности человека. Физическая подготовка к профессиональной деятельности в мирное и военное время.: Международный межвузовский сборник / под ред. В.Л. Пашута. СПб: Военный университет МО РФ, ВИФК, 2006. С. 50—74.

10. Зюрин ЭА. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности оператора в экстремальных условиях: монография. Монино: ВВА, 2008. 293 с.

11. Першин Ю.Ю. Психоэмоциональные расстройства операторов БПЛА (по материалам иностранных источников): презентация проблемы // Вопросы безопасности. 2017. № 3. С. 17—30.

12. Макаров Р.Н. Научно-педагогические основы организации психофизиологической подготовки летного состава. Монино: ВВА, 1980. 108 с.

13. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2002. 480 с.

14. Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Кряки-на Е.В. Методика обучения физической культуре: учебник для вузов по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Фи-

зическая культура» / под ред. Ю.Д. Железняка. М.: Академия, 2014. 256 с.

References

1. Dem'yanenko, Yu.K. Tsikunov V.G., Pupkov P.V., Kuchma A.F. Results of monitoring the quality of physical and sports fitness of military replenishment and university applicants in 2006 // Actual problems of military-professional education and physical training in the RF Armed Forces: collection of scientific articles No. 7. St. Petersburg: VIFK, 2007. P. 8—22.

2. Dmitrieva MA. Psychological analysis of the "person — professional environment" system / / Bulletin of Leningrad State University. Series. 6, Psychology. 1990. 1. P. 82—90.

3. Kogan A.B., Vladimirsky B.M. Functional state of a human operator: assessment and forecast. L.: Nauka, 1988. 242 p.

4. Blaginin A.A. Reliability of professional activity of operators of complex ergatic systems. SPb.: Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2006. 144 p.

5. Meshchersky V.N. Physical training of operators: guidelines. M.: USSR Ministry of Defense, 1971. 104 p.

6. Krylov A.A. Man in automated control systems. L., 1972. 190 p.

7. Medvedev V.I. Influence of the emotional sphere on the activity of operators // Physiological foundations for increasing labor efficiency. D.: Nauka, 1978. pp. 118—136.

8. Menkov A.V. ACS. Theoretical foundations of automated control: textbook. M., 2005. P. 277—292.

9. Endal'tsev B.V. Adaptation to muscular work — the basis of human health and performance. Physical preparation for professional activity in peacetime and wartime: International interuni-versity collection / edited by V. L. Pashuta. St. Petersburg: Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, VIFK, 2006. P. 50—74.

10. Zyurin EA. Psychological and pedagogical support of operator activity in extreme conditions: monograph. Monino: VVA, 2008. 293 p.

11. Pershin Yu.Yu. Psychoemotional disorders of UAV operators (based on materials from foreign sources): presentation of the problem // Security Issues. 2017. No. 3 P. 17—30.

12. Makarov R.N. Scientific and pedagogical foundations of the organization of psychophy-siological training of flight personnel. Monino: VVA, 1980. 108 p.

13. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Theory and methods of physical education and sports. 2nd ed., corrected. and add. M.: Academy, 2002. 480 p.

14. Zheleznyak Yu.D., Kulishenko I.V., Kryaki-na E.V. Methods of teaching physical education: a

textbook for universities in the direction of training "Pedagogical education" profile "Physical Education" / edited by Yu.D. Zheleznyak. M.: Academy, 2014. 256 p.

Информация об авторах

Д.А. Платонов — начальник учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;

А.Л. Славко — заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук, доцент.

Information about the authors

D.A. Platonov — Head of the Educational and Scientific Complex of Special Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A.L. Slavko — Deputy Head of the Department of Physical Training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.06.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 19.08.2024.

The article was submitted to the editorial office 19.06.2024; approved after review 19.07.2024; accepted for publication 19.08.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика высшей школы: учебник для студентов педагогических вузов / под науч. ред. А.В. Мудрика; под общ. ред. М.Т. Громко-вой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. - 479 с.

ISBN 978-5-238-03929-9

Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.

Учебник состоит из четырех разделов: «Теоретические основы педагогики», «Педагогика высшего образования», «Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе» и «Инновационная парадигма профессиональной деятельности».

Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.

\ X

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

^^ Учебник

ь) :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.