СОЦИОЛОГИЯ
А. Колесникова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Активный исследовательский интерес к проблемам трудовой социализации молодежи со стороны научной общественности приводит к появлению семантической многозначности понятия, выражающейся в сложном переплетении научных, этических и практических аспектов словоупотребления. Предпринимается попытка определить место и роль понятия «трудовая социализация» в концепциях социализации с позиции позитивистской социологии.
Ключевые слова: трудовая социализация, социализация, позитивизм, структурный функционализм.
A. Kolesnikova
THEORETICAL METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF WORK SOCIALIZATION
The researchers ’ interest to the issues of work socialization of the youth has caused semantic ambiguity of the concept which is manifested in a complex tangle of scientific, ethical and practical aspects of the word usage. In the article an attempt is made to define the place and role of the concept «work socialization» in the conceptions of socialization from the point of positivist sociology.
Keywords: work socialization, socialization, positivism, positivist sociology.
Трудовая социализация молодых специалистов для современной социологии представляет интерес особой научной и практической важности. В условиях формирования общества потребления исследование направлений, способов и форм трудовой социализации молодежи могут осуществляться совершенно по-разному. Эта
проблематика является предметом широкой дискуссии в научных кругах, среди общественности и на бытовом уровне. Но как бы ни обсуждались эти вопросы, очевидно, что трудовая социализация была и остается магистральным путем социализации молодых специалистов. Это положение вытекает из научного анализа социологи-
ческих подходов к исследованию сути и содержания процесса социализации в зарубежной и отечественной социологии, а также из анализа практики деятельности многих организаций и предприятий.
Истоки западных теорий социализации восходят к теоретическим дискуссиям периода становления социологии как самостоятельной научной дисциплины, имеющей объектом своего познания общество, рассматриваемое как единый социальный организм.
Различия социологических ориентаций сказывались на объяснении общества, на трактовке взаимосвязи общественной жизни и человеческого фактора, на рассмотрении индивидуального или общественного как первичной реальности. Анализ точек зрения представителей различных школ и направлений в классической западной социологии О. Конта, А. Кетле, К. Маркса, Г. Спенсера, Л. Уорда, Г. Тарда, Ф. Гид-дингса, У. Джемса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля и др. выявляет различия позиций социологов в отношении роли объективного и субъективного факторов в развитии личности, в обосновании теоретических подходов к анализу социализации.
Активное внимание к проблеме социализации и к ее основным направлениям, т. е. к политической, нравственной, трудовой социализации со стороны научной общественности, приводит к появлению семантической многозначности понятия социализации, выражающемуся в довольно сложном переплетении научных, этических и практических аспектов в словоупотреблении.
В исследовании Н. А. Головина в этой связи выделяются два подхода в употреблении понятия социализации — политико-экономический и социально-психологический [1, с 12-13]. Подробный анализ этих двух направлений исследования трудовой социализации указывает на объек-
тивно-позитивистскую традицию и традицию субъективно-понимающей социологии в исследовании трудовой социализации.
С позиций позитивистских концепций процесс трудовой социализации рассматривается в целом как социальная реальность, не зависящая от субъекта организованной системы.
Французский философ Огюст Конт, решая проблему социализации личности, подчеркивал существование у человека социального инстинкта. Социальный инстинкт по-особому формируется в обоснованном Контом индустриальном обществе, обществе, где место жрецов и воинов занимают ученые и промышленники, а умственное развитие выступает в качестве главного принципа развития новой личности. Важнейшими инструментами социализации молодежи Конт считал такие общественные институты, как государство, семья и религия (католицизм).
Особую роль в трудовой социализации молодежи Конт отводил семье. Семья выступает у Конта спонтанным источником трудового и морального воспитания. Будучи наиболее стабильной ячейкой общества, семья выполняет функцию трудовой социализации, сохранения ремесла и культурного наследия, согласования устремлений различных поколений по поводу организации хозяйства, способствует равновесию между традицией и новаторством в достижении новых результатов. Философ пытался создать основу регуляции социального поведения индивидов, теоретически обосновать органическую связь «порядка» и «прогресса» общества, рассматривая эффективную организацию труда как основной путь реорганизации существующего общества, труда, который является средством устранения конфликта между трудом и капиталом [3, с. 30-37].
В разработке социологической теории трудовой социализации важная роль при-
надлежит Эмилю Дюркгейму. По Дюрк-гейму, природа человека двойственна. Биологическая природа человека (способности, биологические функции, импульсы, страсти) находится в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем труда и воспитания (нормы, ценности, идеалы). Общество контролирует биологическую природу человека, сдерживает страсти, вводит их в определенные рамки. Если общество ослабляет свой контроль над индивидами, а трудовая деятельность теряет смысл, возникает состояние аномии.
Дюркгейм считал необходимым для общества как можно быстрее добавить к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу другое, показывающее примеры труда и способное вести нравственную и социальную жизнь [2, с. 18]. Основная функция социализации, по Дюркгейму, — приобщение индивидов к идее «коллективного сознания» — заключается в установлении однородности и целостности общества. Ядром концепции социализации стала теория морали как системы объективных правил поведения. Принудительной силе правил индивид не может не подчиниться, он обязан выполнять свой трудовой долг по отношению к обществу.
Общественные функции морали Дюрк-гейм связывал с воспитанием, цель которого формирование социально-деятельного существа, развитие в ребенке тех моральных и трудовых характеристик, качеств и свойств личности, которые нужны обществу для его воспроизводства. Он рассматривал трудовое воспитание как общественный феномен. Воспитание как методическая социализация молодого поколения всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства [2].
В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. концепция трудовой социализации формировалась главным образом под влияни-
ем структурного функционализма в русле позитивистской методологии (Т. Парсонс,
О. Брим, Р. Кениг, В. Брецинка, В. Ку-картц, П. Фулкье, Р. Лафон и др.). Понятие социализации выводилось из основного теоретического постулата структурного функционализма о том, что стабильность и равновесие социальной системы обеспечиваются полностью за счет социальной адаптации индивидов, то есть за счет механизма деятельностного взаимодействия в рамках системы. Процессу трудовой социализации задается определенная модель личности, хорошо адаптированной к требованиям социальной системы, и устанавливается стабильный социальный контроль.
Первичная трудовая социализация, которая закладывает последующую основу функционирования человека, происходит в семье. В ней складываются фундаментальные мотивационные установки человека. Согласно Т. Парсонсу, социализация в любой роли влечет за собой появление чувства неполноценности у социализируемого, поскольку исполнение трудовой роли неизбежно подвергается неоднозначным оценкам со стороны окружающих, а, в конечном счете, и собственной самооценке [4, с. 7].
Понятие «успешной» трудовой социализации в духе структурно-функционального подхода фактически исключает аспект социальной активности индивида. Не случайно в качестве основных понятий при характеристике этого процесса использовались «адаптация», «приспособление»; большое внимание уделялось «конформности» как конечному продукту социализации.
Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей, в том числе трудовых ценностей. Т. Парсонс выделяет, кроме того, группу механизмов социализации, которые он объединяет под
названием «ценностно-приобретаемых». Личность, согласно Парсонсу, всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется вследствие работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения [5, с. 25-26].
Как отмечает А. В. Мудрик, анализируя концепции социализации, такой подход, наиболее подробно разработанный в структурно-функциональной теории Т. Парсонса, широко представлен в зарубежной и в отечественной литературе. Данный подход делает акцент на целях трудовой адаптации, усвоения норм, правил, социальных ценностей, что в целом соответствует в России обыденному представлению о соотношении человека и общества [4, с. 9].
Сторонники трудовой социализации как основного направления социализации в самом общем смысле едины в том, что социализация — это фундаментальная тенденция исторического и современного мирового развития. Среди отечественных исследователей такого мнения придерживались ученые-социологи В. Я. Ельмеев, Д. 3. Мутагиров, Е. Е. Торандо, А. Ф. Борисов и др.
Марксистская идеология и методология также укрепляла позитивистскую традицию применения понятия социализации к человеку в социологическом смысле, хотя и не выходила за рамки сугубо фундаментальных проблем. «Социализированный человек» Маркса — это человек с трудовыми и коллективистскими ценностями.
В России понимание социализации как нарастания «общественного» в человеке восходит к полемике начала XX в. о кризисе семьи, в которой, прежде всего, следует обратиться к теории социальной мобильности, к социокультурной динамике и к ценностной теории Питирима Сорокина. Его взгляды на проблемы общественного развития, социальные связи, культуру, личность, поведение дают новые концептуаль-
ные подходы к изучению процесса интеграции индивида в общество через труд.
Идея производительного и творческого труда как основы общества явно прослеживается в работах Питирима Сорокина. В работе «Отправляясь в дорогу» он однозначно указывает на представление о мире как великой мастерской, где человек, прежде всего, творец и созидатель, готовый к упорному умственному и физическому труду [6, с. 10-11].
Тем не менее, представители позитивистского направления, в том числе К. М. Тахтарев, подчеркивали, что сущность общественной жизни заключается в формах общения, в первую очередь трудового общения, так как основной целью является всестороннее обеспечение жизни, которое невозможно без труда [7, с. 100]. Тахтарев постулирует победу в общественной борьбе через труд, но труд творческий и обобществленный, через который возможно будет создать новый общественный.
В результате изменения характера трудовой деятельности все социальные институты, включая семью, утрачивают былые воспитательно-трудовые функции. Следует отметить, что в рамках этого подхода проблема социализации приобретает этическое содержание, а термин «социализация» употребляется как социально-психологическое понятие [1, с. 11-18].
Анализ позитивистских концепций социализации позволяет сделать выводы о том, что в данных концепциях процесс социализации рассматривается в целом как социальная реальность, не зависящая от субъекта организованной системы. Индивид выступает как структурная социальная единица, на процесс социализации которой влияет набор объективных факторов. Целостный подход, являющийся главным методологическим постулатом позитивистских концепций, не позволяет выделять процесс трудовой социализации из общего социализационного процесса. Тем не ме-
нее, понятие труда, начиная с О. Конта, постулируется как основа общества и его значимое влияние на полноценное функционирование общественной системы, подчеркивается всеми авторами.
В работах Конта, Спенсера, Дюркгейма и многих других авторов был решен ряд важных задач, касающихся трудовой социализации. Среди всей совокупности рассмотренных проблем, прежде всего, к решенным задачам о роли и процессе трудовой социализации молодежи следует отнести:
1. Признание как ведущего направления социализации важности трудовой социализации в системе общей социализации молодого человека как личности (по К. Марксу и др.);
2. Определение решающей роли социальных институтов в процессе трудовой
социализации подрастающего поколения. К таковым институтам, в первую очередь, относятся государство, семья и идеологический институт — церковь;
3. Выявление роли системной социализирующей (воспитательной) деятельности по формированию у молодых людей соответствующих трудовых ценностей, трудовых норм и признание молодежью высокой значимости труда; важность социальных институтов обряда, церемонии, обычаев, способствующих приобщению молодежи к труду; методическая социализация (по Э. Дюркгейму);
4. Рассмотрение основополагающих принципов трудовой социализации молодежи: участие в коллективной работе, соотношение свободного и принудительного в трудовой социализации, необходимость системы регуляции и контроля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головин Н. А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
2. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. М.: ИНТОР, 1996.
3. История социологии: Учебное пособие/ А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов и др.; Под общ. ред. А. Н. Елсукова. Минск.: Высш шк., 1993. С. 31-40.
4. Мудрик А. В. Социализация человека: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
5. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.
6. Сорокин П. А. Отправляясь в дорогу. Утренники. Пг., 1922. Кн. 1.
7. Тахтарев К. М. Социология как наука о закономерности общественной жизни. Пг., 1916.
REFERE^ES
1. Golovin N. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovanija politicheskoj sotsializacii. Izd-vo SPbGU, 2004.
2. Djurkgejm E. Sotsiologija obrazovanija: Per. s fr. M.: INTOR, 1996.
3. Istorija sotsiologii: Ucheb. posobie/ A. N. Elsukov, E. M. Babosov, A. A. Gritsanov i dr.: Pod obw. red. A. N. Elsukova. Mn.: Vyssh shk., 1993. S. 31-40.
4. MudrikA. V. Sotsializatsija cheloveka: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademija», 2006.
5. Nalchadzhjan A. A. Sotsial'no-psihicheskaja adaptatsija lichnosti (formy, mehanizmy i strategii). Erevan: Izdatel'stvo AN Armjanskoj SSR, 1988.
6. Sorokin P. A. Otpravljajas' v dorogu. Utrenniki. Pg., 1922. Kn. 1.
7. Tahtarev K. M. Sotsiologija kak nauka o zakonomernosti obshchestvennoj zhizni. Pg., 1916.