Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / «Я-ОБРАЗ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Светлана Юрьевна

Рассматриваются теоретико-методологические проблемы, специфика и роль профессионального самосознания сотрудников, условия формирования Я-концепции, что позволяет выделить условия, которые способствуют росту дальнейшей профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайлова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF FORMING PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF INTERNAL AFFAIRS EMPLOYEES

It is discussed theoretical and methodological problems, the specificity and role of professional self-awareness of employees, the conditions for the formation of the self-concept, which allow to highlight the conditions that contribute to the growth of further professionalization.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 159 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-299-304

ББК 88 © С.Ю. Михайлова, 2021

Научная специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Светлана Юрьевна Михайлова, преподаватель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: mixff@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются теоретико-методологические проблемы, специфика и роль профессионального самосознания сотрудников, условия формирования Я-концепции, что позволяет выделить условия, которые способствуют росту дальнейшей профессионализации.

Ключевые слова: становления Я-концепции, профессионально-личностное развитие личности, самореализация, «Я-образ», профессиональное становление.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS OF FORMING PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF INTERNAL AFFAIRS EMPLOYEES

Svetlana Yu. Mikhailova, Lecturer at the Department of Psychology of Educational and Scientific Complex of Psychology of Performance

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: mixff@mail.ru

Abstract. It is discussed theoretical and methodological problems, the specificity and role of professional self-awareness of employees, the conditions for the formation of the self-concept, which allow to highlight the conditions that contribute to the growth of further professionalization.

Keywords: self-concept formation, professional and personal development of personality, self-realization, "self-image", professional development.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Михайлова С.Ю. Теоретико-методологические проблемы формирования профессионального самосознания сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):299-304.

В современной прагматической среде, с ее динамикой изменений перехода в пространство виртуальной, на базе своего опыта, внутреннего потенциала и каждодневных усилий за свое будущее сотруднику органов внутренних дел в своей деятельности регулярно приходится в сжатые сроки моделировать окружающую его действительность за счет формирования рефлексивной профессиональной ответственности за решения возникшей задачи и оценки уровня ее сложности. В этой связи сотрудники ОВД должны применять приобретаемые профессиональные компетенции, профессиональный опыт, профессиональную активность, направленные на полное и всестороннее раскрытие его личности в контексте выбранной спе-

циализации для избегания преднамеренных ошибок, совершенных по причине невозможности разрешения проблемной ситуации в рамках правового поля.

Для оптимизации успешного личностно-профес-сионального поведения роль профессионального самосознания в деятельности сотрудников ОВД имеет колоссальное значение. Профессионализация как интегральная личностная характеристика оказывает разностороннее и многоуровневое влияние на структуру профессиональной Я-концепции сотрудника правоохранительных органов в контексте выполнения профессиональных задач в соответствии с заданной или требуемой программой. Одним из критериев оценки эффективности и успешности профессиональной де-

ятельности сотрудника ОВД выступает уровень его умений адекватно сложившейся ситуации регулировать и корректировать свое поведение в соответствии с установленными нормами и правилами, умениями и навыками. Развитие своего профессионального потенциала происходит уже с порога поступления в ВУЗ в 8-недельном интенсивном обучении (что включает в себя и адаптационные процессы) через профессиональную самореализацию включающую развитие своих навыков и наработку опыта по выполнению служебных обязанностей сотрудника правоохранительной системы. Идентификации с профессией проявляется в динамике профессионально-критичных показателей нормативности оценочно-регулятивной оптимизации собственного поведения. В современных условиях интенсивного социального развития, профессиональное самосознание это профессионализация сотрудника через процесс личностного развития в сфере его профессионально-осознанной деятельности, совмещающей в себе овладение профессиональными знаниями через профессиональное образование, профессиональные умения и навыки в сфере административного и уголовного законодательства, через получение и совершенствования профессионально-юридического опыта через взаимодействие с членами профессиональных групп. По мнению А.В. Булгакова «...целесообразно использовать методологию изучения межгруппового взаимодействия в организациях, учитывая то, что противоречия между членами профессиональных групп ведут к межгрупповым конфликтам, а анализ межгрупповых отношений в организациях позволяет рассмотреть уголовный процесс с точки зрения его психологических механизмов и реализации закономерностей межгрупповой адаптации групп с различными профессиональными компетенциями» [1].

Особенностью статьи является: теоретико-методологической исследование концепции профессиональной идентичности, Я-концепции профессионала и деятельно-смысловая концепция личности, в рамках которой профессиональная Я-концепция личности рассматривается как «живая» гибкая детерминированная система, постоянно динамически развивающаяся, включающая в себя определенные смысловые целостные образования (подструктуры), которые указывают на рефлексивное отношение личности к себе как к успешному специалисту в своей профессиональной самореализации.

В современный период времени написано огромное количество работ, которые посвящены проблеме Я-концепции личности в рамках развитости Ego и сохранности Super-Ego. Но, в частности, малоизученным остается феномен соответствия структурных особенностей свойств глубинного самого себя, своей позиции, а также восприятием этих свойств личности

другими людьми, а именно рефлексивностью профессионального самосознания.

При понимании структурирования профессионального становления сотрудников чаще всего превалирует концепция И.С. Кона, в которой выделяются следующие структурные аспекты «Я»:

• первое место выводится «Я» в качестве идентичности (так называемая самость). Раскрывая данный аспект нужно понимать что человек при изменениях окружающей среды, поддерживая и воспроизводя собственную структуру, сохраняет некоторую идентичность;

• вторым аспектом понимания образа «Я» является «Эго», то есть субъектность образа «Я» (связь субъективности явлений сознания, которое получило название Я);

• третьим аспектом выступает сам Образ «Я» (степень адекватности самооценок, и конкретные процессы и механизмы самосознания).

Важно отметить, что перечисленные выше аспекты являются взаимосвязанными, а также следует подчеркнуть необходимость формирования «Я-образа» позволяющее человеку производить и сохранять в своем сознании смыслы, ценности в пределах их объективных значений. В данном аспекте «Я-образ» определяется как некоторая социально-нравственная приемлемо-правовая установка, которая позволяет рассмотреть его как совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.

В рамках изучения предпосылок успешной профессионализации стоит обратить внимание на структурированно-выдержанную концепцию В.В. Столина и описание содержания профессиональной деятельности сотрудников (основная часть исследователей базируется на классификации профессий) Е.А. Климова, позволяющих сформулировать выводы, что профессиональное самосознание представляет собой гибкую динамическую систему, которая весьма гармонично включает отражение, осознание, оценивание сотрудником самого себя как субъекта профессиональной деятельности и понимание себя через самореализацию в профессиональных отношениях.

Структуру профессионального самосознания рассмотрим через составляющие её компоненты (табл. 1).

1. Рассмотрение когнитивного компонента профессионального самосознания включает в себя, прежде всего, профессиональный «Я-образ». А также предполагает необходимость отдельного анализа процесса самопознания, который выступает главенствующим звеном в процессе формирования профессионального образа Я сотрудника ОВД, а также его результата - комплекса представлений о себе, который соотносится с образом «Я-профессионал»: знания о собственной профессии, представления о себе как о специалисте и личности.

Таблица 1.

Компоненты структуры профессионального самосознания

Когнитивный компонент Аффективно-оценочный компонент Поведенческий компонент

Профессиональный образ «Я» Профессиональное самопознание Знание о своей профессии Профессиональная самооценка Профессиональное самоотношение Отношение к своей профессиональной деятельности Мотивационно- ценностная Регулятивно- действенная составляющие

Процесс самопознания возможен лишь в русле включения в него взаимодействий с окружающим миром, с другими людьми при помощи различных форм связи «Я» субъекта с «Я» других. Таким образом, происходит процесс познания себя как профессионала за счет постоянного осуществления сопоставления себя с другими профессионалами своего дела, что, в конечном итоге, поможет создать итоговый образ «Я-профессионал».

Главным сопровождающим аспектом на протяжении всего процесса самопознания у сотрудников полиции является непрерывность данного процесса в процессе выбранной ими специализации, которая представляется в веерном переходе от одного ин-сайт-знания о себе к другому знанию - планомерно выстраиваемому в его сознании, его расширению, уточнению и углублению в процессе мотивированной профессионализации.

Отличительной чертой формирования данного процесса профессионального самопознания является факт невозможности его описания без учета особенностей профессионального «Я-образа», профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета среди коллег, упрочение социального статуса.

Рассмотрение данной подструктуры - профессиональный «Я-образ» предполагает применение преломления знаний о себе, которые обобщаются и переформируются чаще всего в образы «Я-сотрудник», «Я-успешный специалист».

Следует отметить, что в большинстве случаев, внутренними приемами процесса самопознания являются самонаблюдение (интроспекция) и осознанное самовосприятие.

На следующем - втором уровне - в процессе ау-токоммуникации, т.е. коммуникации в рамках «Я и Я», непосредственно происходит соотнесение знаний о себе. Индивид использует уже готовые знания о себе, которые были получены в различное время и в разных ситуациях, которыми может служить даже вынужденная учебно-профессиональная деятельность. В данном случае, особым внутренним способом самопознания выступает самоосмысление и самоанализ.

Необходимо отметить тот интересный факт, что И.С. Кон также разделяет «Я-образ» на отдельные

уровни и трактует его основную функцию как установочная система.

Итак, когнитивная составляющая включает в себя систему представлений о себе как субъекте профессионального саморазвития и совершенствования, из которой в дальнейшем строится профессиональный образ «Я как сотрудник», а также перечень необходимых знаний о выбранной профессии либо специальности.

2. Аффективно-оценочный компонент профессионального самосознания содержит совокупость следующих видов отношений - положительное отношение к себе как к личности и будущему специалисту, отношение к выбранной профессии, а также, что очень важно, адекватная профессиональная самооценка.

Центральная позиция в содержании данного компонента отводится профессиональной самооценке, которая отражает оценку личностью себя в качестве специалиста, своих профессионально-важных качеств, возможностей и своего места в профессиональной сфере.

Необходимо учесть, что о развитости и продуктивности профессионального самосознания сотрудника органов внутренних дел свидетельствует адекватность данной самооценки, которая будет обеспечивать подлинную идентификацию себя и своих личностных выражений в определенных или наоборот неопределенных обстоятельствах профессиональной деятельности, т.е. профессиональная самооценка не должна быть завышенной или заниженной, а должна быть в соответствии с выполняемыми служебными обязанностями, что позволит рационально реагировать на предъявляемые стимулы. Также адекватность профессиональной самооценки будет отражаться в позитивном, благоприятствующем влиянии на итог своей деятельности, грамотном выборе реакции сотрудника на успешность или не успешность в профессиональной деятельности, эффективность его взаимодействия с окружающей средой и другими людьми, регулировании процесса самоактуализации, упорядочении контроля за своим поведением, и, в свою очередь, будет служить основанием для регуляции уровня притязаний индивида.

Адекватность самооценки регулирует выбор целей и масштаб профессиональных планов личности,

разницу между уровнем притязаний и фактическим уровнем способностей и возможностей субъекта в осуществлении деятельности. При этом заниженная самооценка ведет к опасению возможной ответственности, пассивности, постоянному ожиданию неудач, стремлению специалиста ставить перед собой легкие цели и задачи. Завышенная самооценка приводит к постановке целей, которые превосходят возможности профессионала - он стремится к постоянному успеху, недооценивает необходимые сведения и не стремится развивать свои навыки и умения, останавливается на достигнутом уровне саморазвития.

Заслуживающим внимания для проработки «надежности» специалистов является ключевой факт того, что на этапе первоначальной профессиональной подготовки самооценка курсантов представляет собой недостаточно адекватное и неустойчивое образование. Обучающиеся на 1 курсе осуществляют перенос сложившейся ранее самооценки, которая сформировалась на предшествующих этапах обучения в школьный период. Как демонстрирует многолетняя исследовательская практика, возникает и закладывается непосредственно самооценка учебной деятельности на этапе профессиональной подготовки в процессе моделирования постановки сценарно-разноплановых кейсовых задач и модульно-блочных усложняющихся занятий от курса к курсу в ведомственных вузах.

Отношение человека к выбранной профессии оказывает влияние на формирование целостного самоотношения к себе как к сотруднику в структуре профессионального самосознания в исследованиях Л.О. Шараповой, направленные на профессиональное самосознание студентов-психологов. Данный феномен находит подтверждение в работах Л.Н. Корнеевой, которая рассматривает самооценку профессиональной деятельности через призму определения личностью уровня своих адекватных возможностей выполнения деятельности.

Итак, центральная роль в аффективно-оценочном компоненте отводится именно профессиональной самооценке, являющейся свидетельством наличия продуктивного и развитого на достаточном уровне профессионального самосознания.

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что аффективно-оценочный компонент профессионального самосознания сотрудника ОВД состоит из комплекса следующих факторов: отношение к себе как сотруднику и личности, отношение к выбранной профессии и параметры профессиональной самооценки.

3. Поведенческий компонент профессионального самосознания содержит мотивационно-ценностный, регулятивный и действенный аспекты. Отличительной особенностью этого компонента выступает его целостное, неразделимое единство, взаимоопосредован-

ность, взаимодополнение, взаимовлияние входящих в него структур, причем процесс образования одной из них детерминирует развитие другого. Данное явление предопределяет рассмотрение данного компонента в качестве целостной организации, которая обеспечивает успешность трудовой деятельности.

Непосредственное влияние на формирование поведенческого компонента оказывает когнитивный компонент, который наполняет содержание профессионального самосознания необходимыми сведениями для успешного осуществления профессиональной деятельности и является неким рычагом активности субъекта, при этом наполняя профессиональную деятельность личностным смыслом.

Когнитивное эмоциональное образование, такое как образ профессии, является мотивирующим фактором оценки личностью себя. И, непосредственно, уже сам результат этой оценки будет мотивировать индивида к постановке перед собой определенных жизненных и профессиональных целей.

Таким образом, потребность в самоактуализации и самореализации будет являться основной чертой личности специалиста приводящее к качественному результату выдаваемого подитогового результата.

Достижение определенного идеального профессионального «Я-образа» детерминирует стремление профессионала к самоактуализации. Однако стоит учитывать, что достигнуть абсолютного идеала не представляется возможным. Но, все же, актуальная потребность в саморазвитии и самосовершенствовании профессионала является очень важной ценностью и открывает перед сотрудником огромные горизонты в его профессиональной деятельности и позволяет достигнуть высокого уровня профессионализма. В то же время самоактуализация предусматривает наличие у человека силы воли, самостоятельного и устойчивого мировоззрения, а также исключительную опору лишь на собственные ресурсы и силы субъекта. Это процесс непрерывного развития личности, в ходе которого она реализует свои возможности. В свою очередь, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью обуславливает развитие и закрепление за субъектом ценностных ориентаций.

Переживание успеха в своей профессиональной деятельности способствует повышению удовлетворенности и своей профессиональной деятельностью в целом и собой как структурной единицы этого целого, и служит отправной точкой для последующего развития личности.

Для успешного профессионального развития от сотрудника требуются наличие следующих форм улучшения саморегуляции: ответственность, инициатива, сознательное преодоление тяжелых ситуацией с ориентацией на будущее положительное подкрепление. Также сотрудник сам должен выработать у себя следу-

ющие аспекты - сознательное стремление к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Таким образом, поведенческий компонент определяется степенью готовности к профессиональным действиям в отношении объекта будущей профессиональной деятельности и отражается в стремлении к самоактуализации и степени удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, а также способности к самостоятельной регуляции своего поведения в различных непредусмотренных ситуациях.

Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что профессиональное самосознание формируется на основе рефлексивных процессов самоотношения, самопознания, саморегулирования и самооценивания, а конечным продуктом взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон самосознания выступает «Я-образ», «Я-концепция».

В целях разграничения данных понятий разработано два подхода. Рассмотрим каждый из них. Первый предполагает отождествление данных понятий, то есть они считаются как синонимичные. Второй же подход сулит о наличии строгих, фиксированных различий.

В работах Е.Т. Соколовой образ-Я определяется как интегративное установочное образование, которое содержит в себе следующие компоненты:

1) аффективный - совокупность следующих видов отношений - отношение к себе как к личности и будущему специалисту, отношение к выбранной профессии;

2) поведенческий - практическая реализация целей, мотивов и условий в русле конкретных поведенческих актов;

3) когнитивный - комплекс представлений о себе, который соотносится с образом «Я-профессионал»: знания о собственной профессии, представления о себе как о специалисте и личности.

Также следует рассмотреть и мнение И.С. Кона, который в своих работах сохраняет данную трехком-понентную структуру и отмечает, что «Я-образ» - это не только психическое отражение в виде понятий или представлений, но и также социальная установка, которая находит разрешение через отношение личности к самой себе.

Профессиональное самосознание сотрудника непосредственно связано с осуществляемой им деятельностью в рамках правоохранительной системы и новыми требованиями внешней среды (прогнозированию ситуаций, повышению уровня самооценки, самоконтроля освоению способов совместной деятельности и конструктивного разрешения конфликтов и т.д. и т.п.). Каждый специалист при понимании того, что он является субъектом профессионализации, должен осознавать особенности тех связей и отношений, которые складываются у него в результате взаимодействия

с социальным и материальным миром в сфере специфики его профессии в зависимости от степени удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Непосредственно в профессиональном самосознании содержатся характеристики, соотнесенные с осуществлением сотрудником мотивированно выбранной профессиональной роли смыслами жизни, ценностей, которые связаны с рассматриваемыми отношениями и профессионально важными качествами. Сотрудник обязан осознавать свои копинг-стратегии, уровень самоконтроля, конфликтности и другие показатели профессиональной надежности к осуществляемым им действиям в неопределенных ситуациях, мотивы своей профессиональной деятельности, а также потребности к самореализации. Составляющие профессиональной надежности являющиеся базой формирования профессионального самосознания являются: опыт, индивидные свойства, которые нужны для эффективного осуществления своей деятельности, личностные качества, уровень. В связи с этим, мы можем сделать вывод о том, что развитость профессионализации сотрудника полиции выступает как фактор, влияющий на активизацию механизмов построения профессионального самосознания.

Литература

1. Бельский В.Ю., Чуманов Ю.В. Ситуации неопределенности ориентиров поиска в профессиональной деятельности сотрудников полиции и их психологическое изучение // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 264-270.

2. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2015. 382 с.

3. Булгаков А.В. Структура психологических механизмов межгрупповой адаптации как индикатор и инструмент управления развитием организации: социально-когнитивный анализ // Вестник МГОУ. Психологические науки. 2012. № 3. С. 12-22.

4. Булгаков А.В., Екимова В.И., Кокурин А.В., Орлова Е.А., Шашкова И.А. Особенности и психологические механизмы профессионального взаимодействия участников уголовного процесса // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 156-167.

5. Булгаков А.В. Психологическая теория и практика межгрупповой адаптации (по результатам экспериментального исследования на кораблях Военно-морского флота России): монография / А.В. Булгаков. М.: МГОУ, 2006. 228 с.

6. Слесарева Е.А., Михайлова С.Ю., Мирзахме-

дов Д. Ш. Особенности взаимосвязи ценностно-смысловых факторов и ценностных ориен-таций курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2017.

References

1. Belsky V.Yu., Chumanov Yu.V. Situations of uncertainty of search guidelines in the professional activity of police officers and their psychological study // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 3. pp. 264-270.

2. Lebedev I.B., Rodin V.F., Tsvetkov V.L. Legal psychology: textbook. 2nd ed. Moscow: Unity-Dana, 2015. 382 p.

3. Bulgakov A.V. The structure of psychological mechanisms of intergroup adaptation as an

indicator and a tool for managing the development of an organization: socio-cognitive analysis. Psychological sciences. 2012. No. 3. pp. 12-22.

4. Bulgakov A.V., Ekimova V.I., Kokurin A.V., Orlova E.A., Shashkova I.A. Features and psychological mechanisms of professional interaction of participants in the criminal process. 2019. Vol. 9. no. 2. pp. 156-167.

5. Bulgakov A.V. Psychological theory and practice of intergroup adaptation (based on the results of an experimental study on ships of the Russian Navy): monograph / A.V. Bulgakov. Moscow: Moscow State University of Economics, 2006. 228 p.

6. Slesareva E.A., Mikhailova S.Yu., Mirzakhmedov D.Sh. Features of the relationship of value-semantic factors and value orientations of cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 3. 2017.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России

Организация социально-психологических тренингов для курсантов образовательных организаций МВД России. Учебно-метод. пособие. Михайлова С.Ю. и др. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Представлены программы социально-психологических тренингов, направленных на реализацию трактико-ориентированного и компетентност-ного подходов в профессиональном обучении курсантов-психологов.

Цель тренингов - необходимость развития сферы профессионального самосознания сотрудников полиции с учетом специфики их профессиональной деятельности, связанной с повышенным уровнем напряженности и риска, дефицита времени и информации при принятии решения и других факторов.

Основные идеи пособия неоднократно были апробированы на практике и в научных разработках в рамках научной школы «Психологическое обеспечение эффективности служебной деятельности», созданной на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и возглавляемой доктором психологических наук, профессором Сергеем Николаевичем Федотовым и доктором психологических наук, профессором Игорем Борисовичем Лебедевым.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, практических психологов МВД России, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.