Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 24 (63). 2011 г. № 3. С. 3-17.
УДК 303.722.4
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИДЕНТИФИКАЦИИ КЛАСТЕРА И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЕГО ВИДОВ
Бузни А.Н., Доценко Н.А.
Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: tema@crimea com
В представленном аналитическом обзоре зарубежной и отечественной литературы рассмотрен генезис и основные подходы к толкованию сущности кластера, выделяются родовые и видовые признаки кластера, определена авторская позиция, приведен пример кластеризации гостиничных предприятий АР Крым.
Ключевые слова: кластер, кластерное образование, кластеризация, производственный кластер, региональный кластер, межотраслевая кластеризация
Постановка проблемы. Возникновение и бурный рост популярности концепции производственных систем на основе кластеров в 80-90 гг. ХХ века стал объективным отражением необходимости построения принципиально новых форм ведения бизнеса, связанных с развитием партнерских отношений, аутсорсинга, различных видов вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем. Сегодня об актуальности темы может свидетельствовать хотя бы то, что в сети Интернет на слово «Кластер» только на русскоязычных сайтах можно найти несколько миллионов документов, а запросы по этой теме превышают несколько тысяч. Отсюда и различные подходы к определению кластера, отсутствие однозначных критериев к его выделению и нередко отнесение к кластеру в целом лишь одного из его видов. В частности распространенным является представление о концепции производственного кластера как социального института, основанного на согласовании интересов и сотрудничестве различных предприятий в противовес их конкуренции, слияниях и поглощениях вместо конкурентно-индивидуалистической парадигмы. Такая концепция реализовывалась в научно-производственных объединениях (НПО), получивших развитие в конце ХХ в., в частности в бывшем Советском Союзе, а также в научно-производственных и технологических парках, распространенных во многих развитых странах, в транснациональных компаниях (ТНК) и др. Такой подход делает понятие «кластер» синонимичным понятию «объединение», что очевидно не соответствует подлинным задачам кластеризации.
Цель статьи состоит в том, чтобы на основе генезиса теории кластерных образований и тенденций их развития уточнить концептуальный подход к понятийно-категориальному аппарату данной проблемы.
Актуальность проблемы. В экономике Украины, формирующей уже более 20 лет рыночные отношения, все больший размах принимает конкуренция, дотоле фактически не известная отечественным предприятиям и потому оказавшаяся не под силу многим начинающим предпринимателям, основывающим свои бизнес-стратегии на самостоятельном развитии. В условиях же тенденции глобализации, характерной для мирового рынка, наиболее конкурентоспособными оказываются
объединения усилий отдельных производств, принимающие различные формы: трестов, синдикатов, концернов, альянсов, ассоциаций, финансово-промышленных групп (ФПГ), акционерных кампаний и т.п., отличительной особенностью которых является продвижение собственного дела, через достижение общего результата. В ряде случаев эти и все другие формы производственных объединений стали называть кластерами. При таком расширительном понимании кластера размывается его сущность и сам смысл определения, а значит, и его применения. Актуальность выявленной проблемы и необходимость углубленного изучения отдельных ее элементов, обусловили постановку цели и основных задач исследования.
Анализ публикаций по теме исследования. В экономике кластер рассматривается в основном в двух ипостасях: как объединение элементов в подобные, сопоставимые группы (их выявление или формирование) и как метод анализа групповых объединений. К каждому из этих вариантов в научной литературе имеются различные концептуальные подходы (табл. 1).
Таблица 1
Подборка некоторых определений кластера_
№ п/п Определение Источник
1. Кластер совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
2. Кластер (от англ. cluster — рой, скопление) компактная группа связанных друг с другом атомов, молекул или ионов, которая обладает свойствами, отличными от свойств составляющих ее элементов Электронный энциклопедический словарь нанотехно-логий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/
3. Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом Материал из Википедии -свободной энциклопедии [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Кластер - объединение в систему однородных единиц. При этом данная система может считаться самостоятельным элементом, обладающим определенными свойствами Электронный словарь [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.businessvoc.ru/
5. Кластер - группа объектов, выделенная с помощью одного из методов анализа кластерного по формальному критерию их близости друг к другу. При таком анализе переменных - группа переменных, выделенных по критерию высокой корреляции друг с другом. Структурная часть генеральной совокупности, выделяемая при построении выборки кластерной (гнездовой). Может обследоваться полностью, если выборка является серийной, или выборочно А.А. Грицанов. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
Продолжение таблицы 1
6. Кластеры - это географически близкие группы взаимосвязанных компаний и ассоциированных учреждений в отдельной отрасли, которые связаны общими технологиями и навыками. Это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу Портер М. Международная конкуренция / Портер М. -М.: Междунар. отношения, 1993. С. - 51
7. Кластер - это система взаимосвязанных технологической и территориальной общностью предприятий, организаций, инфраструктуры объектов, финансовых институтов, научно-исследовательских, внедренческих и инвестиционных фирм, обеспечивающая оптимальное функционирование всех структурных элементов на основе инновационных продуктов и технологий Дукова Д. Инновационный кластер. Начинает Одесский регион / Д. Дукова //Вечерняя газета, 2010.- № 89 (9220) [Электронный ресурс] Режим доступа http://vo.od.ua/rubrics/ehkon omika-i-finansy/14494.php
8. Кластер - это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимозависимых в процессе создания дополнительной стоимости Кластерный подход к экономическому развитию территорий / Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России / Я.Н. Дранев // КОМПАС промышленной реструктуризации. -2001. - № 12, с. 32-36.
Кластер - организационная форма региональных научно-производственных систем, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства и совместного использования научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциала, привлечения административных ресурсов в целях освоения новых технологий и повышения конкурентоспособности производимой продукции Кластеры в региональной экономике [Электронный ресурс]: электронный журнал ВлГУ / А.С.Арсентьев. — 2007. — №18 (2). — Режим доступа: http ://j ournal.vlsu. ru/index.p hp?id=842
9. Кластер географическая концентрация подобных, смежных или дополнительных предприятий с активными каналами для бизнес транзакций, коммуникаций и диалога, которые имеют общую специализированную инфраструктуру, рабочие рынки и услуги, и общие возможности или проблемы Пособие по кластерному развитию. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн.: http://www.docme.ru /doc/1696/smeua_cluster_ha ndbook rus-ukraina
10. Кластер - концентрация подобных или дополнительных предприятий с активными каналами для бизнес-транзакций, коммуникаций и диалога, которые разделяют специализированную инфраструктуру, рабочие рынки и услуги, и имеют общие возможности или угрозы Кластеры и кластерные стратегии в развитии экономики региона [Электронный ресурс] : электронный журнал / Е.В. Маркушина // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2 (34). — Режим доступа http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=2 7517.
Продолжение таблицы 1
11. Кластер - группа сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков, потребителей), научно-исследовательских учреждений, образовательных организаций, местных органов государственной власти, инфраструктурных элементов, которые взаимодействуют, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга, обеспечивая на конкурентной основе синергетический эффект региональной агломерации Стеблякова М. Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики: системный и социальный аспекты / М. Стеблякова / Человек и труд. - 2010. - № 3.
12. Кластер - территориально локализованная, обособленная в отрасли группа предприятий, сочетающая формальную самостоятельность и внутреннюю конкуренцию с кооперацией, наличием единого центра и системы сервисных услуг, цель функционирования которой заключается в реализации наиболее эффективным способом ключевых компетенций территории присутствия и достижения синергетических эффектов от взаимосвязанного и взаимодополняющего функционирования К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике // Научный вестник . -2010. - № 2(11)
Кластер - это тенденция фирм из родственной сферы бизнеса концентрироваться по географическому признаку. Кластер или сетевая промышленная группа - это группа близких географически взаимодействующих комплексов и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса и характеризующихся общностью направлений деятельности и взаимодополняющих друг друга Соколенко С.И. Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерства. Кластеры / С.И. Соколенко // Украинский контекст. - К.: Логос, 2002. - 645 с.
13. Кластер - это группа расположенных на территории поселения или вблизи него взаимосвязанных предприятий и организаций, взаимодополняющих и усиливающих преимущества друг друга Илларионов А.Е. Стратегические кластеры в муниципальной экономике / А.Е. Илларионов. -[Электронный ресурс] -Режим доступа: / http://www.vlsu.ru/
14. Под экономическим кластером ... будем понимать структуру предприятий, объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками. ... Кластеры не имеют четких границ. Они все время находятся в движении. Основная конкуренция на глобальных рынках происходит через формирование структур эффективных кластеров Никольский Ю.А. Понятие экономического кластера / Ю.А. Никольский. -[Электронный ресурс] -Режим доступа: /http://4plus5.ru
15. Кластер - сеть независимых производителей и сервисных фирм, включая их поставщиков, а также -создателей технологий и ноу-хау (университеты, НИИ, инжиниринговые центры), связующих их рыночных институты (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих между собой в рамках единой цепочки добавленной стоимости Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / Афанасьев М., Мясникова Л. // Вопросы экономики. -2005. - №4. - С. 75-86.
Важным в экономике локализации Маршалла А. является то, что все формы и виды коммерческой деятельности принадлежат к одному сектору
промышленности и близость фирм увеличивает инновационные возможности всех индустрий данной местности [1]. Таким образом, одним из прототипов кластерной теории можно считать тезис Маршалла о локализованной промышленности - концентрации специализированных отраслей в отдельных местностях.
В начале 80-х годов ХХ в. Пол Ромер развил теорию, показывающую роль производства знаний в экономическом развитии, доказав преимущество кластерной модели при создании наукоемких высоких технологий.
Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот Портером М. в 1990 году в рамках его концепции «национального ромба» (рис. 1).
Концепция раскрывает четыре главных свойства экономики, формирующие конкурентную сферу действия изучаемой единицы. По утверждению Портера М., при формировании кластера возникает взаимная поддержка всех отраслей внутри созданного образования. В «национальном ромбе» им отражена система детерминантов, которые, находясь во взаимосвязи и взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации возможных конкурентных преимуществ государства. Как подчеркивает автор концепции «национального ромба», при образовании определенного рода агломерации наибольшего эффекта удается добиться тем компаниям, которые определяют уровень развития не одной отрасли, а группы отраслей, формируя межотраслевые кластеры. В этом заключается сущность методологического подхода к кластерному образованию Портера. При этом Портер М. определял кластер как географическую группу взаимозависимых компаний и ассоциированных с ними институтов в определенной отрасли, которые связаны общими целями и дополняют один другого [2].
В дальнейшем проблемой формирования и функционирования кластеров занимались многие исследователи: Арженовский И.В., Битунов В.В., Брижань И., Бурак П.И., Бухвальд Е.М., Воронов А. А.,. Виленский А.В, Гасслер X., Гранберг А.Г., Дахмен Е., Дранев JI.H., В.В. Кистанов, Е. Лимер, М.Б. Мазанова, А.А. Мигранян, Ю.А. Морозов, А.А. Пилипенко, Раммер С.,. Соколенко С. И, Солье Д., Сторпер М., Толенадо И., Фельдман Ф., Ферова И.С., Чевганова В., Чистяков Е.Г., Энрайт М.и др.
Вслед за Портером М. многие исследователи к отличительному признаку кластерного образования относят его территориальную (географическую) локализованность. Так по утверждению Чевгановой В.и Брижань И., «концепция кластера создает новую картину национальных, региональных и локальных экономических конфигураций и объясняет, какие новые задачи появляются у предприятий, правительств и других учреждений. Существование кластеров показывает, что конкурентные преимущества не обязательно появляются у какого-либо отдельного предприятия или отрасли, а зависят от местонахождения его деловых единиц» [3].
К одной из теоретических основ развития кластерных образований относят концепцию «полюса конкурентоспособности», зародившуюся во Франции, в
основе которой лежит повышение инновационной составляющей экономики. Данная концепция объединяет в пределах какой-либо территории производственные ячейки любых размеров, исследовательские лаборатории, учебные заведения и предприятия сферы услуг для развития синергетики и отношений сотрудничества. При этом, могут привлекаться и другие партнеры, например, государственные органы, как национальные, так и местные. Характерной чертой данного концептуального направления можно считать роль и место государства в процессе кластерообразования. Государство в данной концепции выступает партнером, помощником в развитии производственных, культурных, рекреационных связей.
Рис. 1. Детерминанты конкурентоспособности («национальный ромб» по М.Портеру)
Под полюсом конкурентоспособности подразумевается индустриально-технологический комплекс, ограниченный географическими пределами. На определенной территории над каким-то общим проектом, отвечающим требованиям инновационного развития, работают вместе предприятие или группа предприятий, центр обучения и повышения квалификации и исследовательский центр (государственный или частный). Это партнерское объединение должно функционировать в определенной технологической и научной области и ориентироваться на конкретный сегмент рынка. Цель заключается в том, чтобы
«полюс» набрал достаточную «критическую массу», повысил производительность и стал полноценной конкурентоспособной единицей на международной арене [4].
Существует также эпистемотехнологический подход к образованию кластеров. Центральным моментом формирования кластера при этом подходе является не просто территориально-географическое сближение, резиденциальное объединение производств нескольких разных отраслей, между которыми возможны синергия и взаимно функциональные отношения (по типу поставщик-потребитель, разработка смежных решений и т.д.). Задача состоит в том, чтобы довести ряд принципиально новых лабораторных технологий, действие которых основано на новых физических принципах и эффектах до новых систем деятельности и практики. На основе сформировавшихся новых систем деятельности и практики возможно перевооружение всего массива отраслей предшествующего техно-промышленного уклада [5].
Таким образом, основными признаками кластера в научной литературе, определены: 1. Объединение производственных единиц в какой-либо комплекс;
2. Географическая локализованность;
3. Инновационность;
4. Высокая степень конкурентоспособности.
Но являются ли указанные признаки идентифицирующими кластер как специфическую экономическую категорию? Совершенно очевидно, что не являются.
Во-первых, объединения предприятий в зависимости от их формы, типа, вида отнесены в экономике к определенным категориям: товарищества, общества, ассоциации, объединения, корпорации и т. п.
Во-вторых, они далеко не всегда имеют географическую локализованность. Указываемые Портером М. межотраслевые кластеры могут не концентрироваться на отдельной территории.
В-третьих, инновационность, свойственна самым разным экономическим объектам и может не являться отличительным признаком образования, относимого к кластеру. Это же относится и к четвертому признаку, поскольку любая группа производственных единиц и отдельно взятый субъект хозяйствования имеют определенную конкурентную позицию, объективно высокую с точки зрения тех или иных рассуждений.
В связи с этим для определения понимания кластера в экономике считаем необходимым обратиться к родовому определению кластера, пришедшего из математики, с понимаем его как группы объектов с подобными (идентичными) свойствами, как соединение двух и более относительно однородных объектов какой-либо связью.
В астрономии - это группа звезд, связанных друг с другом силами гравитации; в лингвистике - группа близких языков или диалектов; в ядерной физике кластерами называют коррелированные группы элементарных частиц; в информационных технологиях Грегори Пфистер определил кластер как группу компьютеров, объединенных высокоскоростными каналами связи и
представляющую, с точки зрения пользователя, единый аппаратный ресурс; в химии и материаловедении под кластерами чаще всего имеют в виду одно из промежуточных по размерам состояний вещества между атомом (молекулой, ионом) и твердым телом (наночастицей).
Отсюда и в экономике в самом общем плане кластеризацию следует понимать как объединение однородных субстанций в некое единство (кластер), смысл которого проявляется в свойстве целостности, характеризуемой новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающим в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Кластер выступает как звено определенного рода цепи производственных, научно-технических, инновационных и других единиц, система которых дает синергию. Исходя из этого положения, есть смысл говорить о кластерных системах, как экономической категории, где кластер выступает как элемент, часть целого. Сегодня понятие кластерных систем применяется по отношению к информационным технологиям в широком диапазоне: от расчетов, анализа данных до создания системы управления базами данных. Процесс формирования кластерной системы применительно к экономике можно представить графически (рис. 2).
Рис. 2. Процесс формирования кластерной системы
Сущность кластеризации состоит в выделении из множества объектов одной природы некоторого количества относительно однородных групп - сегментов или кластеров. Объекты распределяются по группам таким образом, чтобы внутригрупповые отличия были минимальными, а межгрупповые -
максимальными. По сути это задача многомерной классификации данных. Так в маркетинге сегментация рынка по потребителям по существу является кластеризацией, т.е. процессом выделения групп покупателей по их потребительским предпочтениям.
Определенным понятие кластера становится, если рассматривать его не как единичный объект объединенных элементов, а в системе сопоставительного анализа. Кластерный анализ предназначен для разбиения совокупности объектов на однородные группы (кластеры или классы), где кластер приобретает смысл лишь в сопоставлении с другими аналогичными группировками по тем или иным критериям. Так, нами при исследовании эффективности деятельности гостиничных предприятий АР Крым они были объединены в региональные кластеры (по 25 административным зонам), интегральную оценку которых проводили по 9 показателям: количество гостиничных предприятий, суммарная в регионе емкость средств размещения, количество гостиничных номеров и их общая площадь, количество принятых туристов и общее время их пребывания, полученные доходы, произведенные операционные затраты и балансовая стоимость основных фондов. В целях сопоставимости данных нормирование осуществлялось путем деления абсолютного значения признака для административного района на значение этого же признака в целом по Крыму. В результате построили гистограмму (рис. 3), позволившую наглядно сопоставить параметры функционирования гостиничных предприятий по административным районам.
-
п
п
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. ЮЛ 1. 12. 13Л4. 15. 16.17. 18.19.20.21.22.
административные районы Крыма
Рис. 3. Распределение районов по интегрированному показателю, характеризующему деятельность регионов АР Крым по предоставлению гостиничных услуг в 2004 г.
Расположение районов: 1 - Симферопольский р-н, 2 - Красногвардейский р-н, 3 -Нижнегорский р-н, 4 - Раздольненский р-н, 5 - Сакский р-н, 6 - г. Армянск, 7 -Первомайский р-н, 8 - Кировский р-н, 9 - г. Саки, 10 - Белогорский р-н,, 11 - г. Джанкой, 12 - г. Красноперекопск, 13 - Черноморский р-н, 14 - Бахчисарайский р-н, 15 - г. Керчь, 16 - Советский р-н, 17 - г. Судак, 18 - г. Евпатория, 19 - г. Феодосия, 20 - г. Алушта, 21 - г. Симферополь, 22 - г. Ялта
Логическим продолжением стало построение дендограммы (рис. 4) для наглядного определения степени сходства районов по всем показателям и вычленения группировок (кластеров) административно-хозяйственных единиц. Как видно из рисунка, возникновение региональных кластеров по признаку интегрированного показателя эффективности предоставления гостиничных услуг отнюдь не обязательно связано с географическим положением. Например, в кластеры объединяются Евпатория и Алушта, Бахчисарайский район и г. Керчь и т.д.
3,5 3
2,5 2
1,5 1
0,5 0
........... , , , Г^ г-11 1 Г1!
« « « « « « « «
к а § § к и § § § §
о о о о о о о о
« & и « и л & и
о о к й й ^ о и
и и и 8 О о и
и о ч и м и о с о л
й * ч ш & и С о & и 2 и & и ^ о и
Сц
«
к и
к
у
ИИ«
=5 У
<
а
о
8 К
О
к О
&
&
Рис. 4. Дендограмма сходства районов Крыма по функционированию гостиничных предприятий в 2004 г.
Процесс кластеризации может возникать объективно на основе рыночных, межотраслевых взаимосвязей (например, туристские потоки и транспорт; овцеводство и текстиль и т.п.), а может быть искусственным, когда для целенаправленного взаимодействия формируется кластер того или иного назначения (например, научно-технические парки, гостиничная цепь и др.). В первом случае кластеры можно выявлять для экономического анализа и регулирующего воздействия, а во втором - они формируются как новые экономические образования. И в том и другом случае цель состоит в повышении
эффективности и конкурентоспособности экономической деятельности. Кроме того, кластеризация как процесс может включать компоненту государственного регулирования, а иногда можно говорить и о государственной кластеризации.
Различие определений, даваемых кластеру, чаще всего связано с тем, что то или иное определение касается лишь какого-то вида кластера. Так, например, определение Портера касается производственных кластеров в довольно пространных границах. По этому определению к кластеру можно отнести и отдельное предприятие, объединяющее в себе различные подразделения, и группу предприятий, а также группу отраслей. Совершенно очевидно, что это различные по своим свойствам виды кластеров. Определения кластера можно дифференцировать по самым различным признакам (табл. 2).
Таблица 2
Дифференцирование некоторых определений кластера по различным признакам
№ п/п Признак Определение Источник
1. Кластерная политика Комплекс мероприятий, который может способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности экономики через развитие высокотехнологичных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, в том числе и оборонного назначения, стимулирование инициативы, активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом Бирюков А.В. Кластерная политика как фактор повышения конкурентоспособности предприятий оборонных отраслей промышлен-ности / А.В. Бирюков // Транспортное дело России. -[Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.morvesti.ru/ar chiveTDR/element.php?I BLOCK ID=66&SECTI ON ID=1389&ELEMEN T ID=4783
2. Кластеризация Способ организации производительной системы, характеризующейся географической концентрацией экономических единиц и других организаций, специализирующихся в общей области деятельности, развивающих взаимосвязи рыночной и нерыночной природы и делающих вклад в инновации, собственную конкурентоспособность и конкурентоспособность соответствующих территорий Nesta L., Patel P., Arundel A. Background Paper on Methods for Cluster Analysis for the Trend Chart Policy Workshop «Innovative Hot Spots in Europe: Policies to promote transborder clusters of creative activity». - Luxembourg, 2003. - 33 p.
3. Кластерный анализ Это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы (кластеры) Материал из Википедии -свободной энциклопедии [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wik i
П родолжение таблицы 2
4. Промышленный кластер Группа коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности каждого участника Броншпак Г.К. Модель Леонтьева в микроэкономике: стратегия управления деятельностью кластера молочного профиля / Г.К. Броншпак, С.И.Чернышов // монография - Режим доступа: http://www.ttr.com.ua/im agesZ362.pdf
5. Кластерные инициативы Как отдельные, так и совместные организованные усилия кластерных фирм, правительственных, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории Официальный сайт компании Регионально будущее [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://regclusters.ru/
6. Межотраслевой кластер неформальное объединение отраслевых и смежных организаций, способных к взаимному усилению конкурентных преимуществ независимо от их местонахождения в условиях транснационализации производства и глобализации. Проект создания межотраслевого кластера предполагает использование не только привычных принципов иерархического управления, но и этархического, в основе которого лежит процесс координации всех участников кластерного образования Рубинштейн Е.И. Этархи-ческая система управления в межотраслевом кластере / ЕИ.Рубинштейн, В.А.Наумов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 2(41).
7. Региональный кластер регионально ограниченные объединения вокруг научного или промышленного центра Четырбок Н.П. Кластерная политика как метод активизации инновации-онных процессов в регионах // Н.П. Четырбок [Научно-инновационная политика в регионах Беларуси. -[Электронный ресурс] -Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/izd/other /0г2005/г33 gr2005.html
8. Вертикальный кластер объединения внутри одного производственного процесса, например, цепочка «поставщик - производитель -сбытовик - клиент - // -
9. Горизонтальный кластер объединение различных отраслей промышленности в один мегакластер, например, «химический кластер» или «агропромышленный кластер» - // -
10. Кластерный подход объединение для достижения общей цели самых разных структур - от вуза и органов власти до академического и бизнес-сообщества О. Шевцов. Традиции и инновации / О. Шевцов // Будни. - 2007 г. - № 2
Кроме того, кластеры можно классифицировать по множеству признаков, таких как: масштаб, способ образования, географическое положение, назначение, емкость затрат (наукоемкие, капиталоемкие, энергоемкие и др.). Также к классификационным признакам можно отнести: степень влияния государственных органов на кластерное образование (уровень государственного регулирования), содержание деятельности кластера (производственный процесс), вовлечение в процесс производства инноваций и т.д.
Выводы.
1. Анализ приведенных в экономической научной литературе определений кластера показывает, что в большинстве из них дается односторонняя характеристика какого-либо вида кластера с выделением не основных детерминирующих признаков родового понятия, характеристика которого в четкой дефиниции пока отсутствует.
2. Кластер можно идентифицировать как группу относительно однородных по содержанию, функциям или иным характерным признакам или связям, взаимозависимых двух или более элементов, целостность которой по принципу синергии создает новое качество, проявляющееся в сопоставлении с другими подобными формированиями (кластерами).
3. Многообразие различных определений кластера свидетельствует о видовом многообразии кластерных образований, систематизация которых еще требует выполнения определенных исследований.
Список литературы
1. Marshall A. Principles of Economics. Variorum edition overseen by C.Guillebaud. L.: MacMillan Press, 1961. — 450 p.
2. Porter M.E. Clusters and the New Economics of Competition / M.E. Porter // Harvard Business Review. - 1998. - Issue 6, Vol. 76. - Р. 72-84.
3. Чевганова В. Кластеры и их экономическое значение / В.Чевганова, И.Брижань // Экономика Украины. - 2002. - № 11. - С. 35.
4. Стратегия полюсов: регионы повышают конкурентоспособность страны [Электронный ресурс] // AllDocs - коллекция электронных журналов. - Режим доступа:
http://www.alldocs.ru/download/index.php?id=3731
5. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать / Громыко Ю.В. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Альманах «Восток» - Режим доступа:
http://www.situation.ru/app/j_art_1178.htm
6. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / [авт.-тост С.Ф. Пяткин, Т.П. Быкова]. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.
7. Подсолонко М. В. Происхождение кластерных инициатив в Украине / М. В. Подсолонко [Сборник научных трудов «Вестник национального технического университета «ХПИ» / Национальный технический университет «ХПИ»]. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2009. - № 18. - С. 12-15. - (Тематический выпуск: Технический прогресс и эффективность производства).
8. Подсолонко М.В. Государственное регулирование развития кластеров в Украине / М. В. Подсолонко, Е.Г. Басиладзе // Вюник Хмельницького национального ушверсптету. - 2009. - № 3, Т. 1 (129). Економiчнi науки. - С. 34-39.
9. Стеблякова М. Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики: системный и социальный аспекты / М. Стеблякова / Человек и труд. - 2010. - № 3.
10. НПО: формирование, развитие, эффективность / Ф.М.Русинов, В.А.Покровский, В.И.Бусов и др. - М.: Экономика, 1981. - 263 с.
11. Весманов С.Б. Параллельно-последовательный метод планирования научно-исследовательских, конструкторских и производственных работ в НПО / С.Б. Весманов // Вопросы оценки эффективности научных исследований, разработок и новой техники. - 1984. - С. 31-35.
12. Экономика и управление в отраслевых НТО: [справочное пособие] / [П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.С. Бляхман, В.С. Кабаков и др.]; под ред. П.Н. Завлина, А.Н. Казанцева. - М.: Экономика, 1990. - 447 с.
13. Бузни А.Н. Инновационная стратегия в научных организациях / А.Н. Бузни - К.: Нива, 1998. -167 с.
14. Coase R. The Nature of the Firm / R Coase // Economica. - 1937. - Vol. 4, No. 16. - P. 386-405.
15. Tolenado J.A. Propis des Filieres Industrielles / J.A. Tolenado // Revue d'Economie Industrielle. -1978. - V.6, № 4. - P. 149-158.
16. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical / D. Soulie // Annales des Mines. - Janvier 1989. - P. 21-28.
17. Рубинштейн Е.И. Этархическая система управления в межотраслевом кластере / Е.И. Рубинштейн, В.А. Наумов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 2(41). -
23 с
18. Турганбаев Е.М. Идентификация региональных индустриальных кластеров и оценка их структурного воздействия на экономику региона (на примере ВКО) / Е. М. Турганбаев, М. В. Козлова // Управление большими системами. - 2009. - Вып. 25. - С. 139-178.
19. Соколенко С.И. Производственные системы глобализации: сети, альянсы, партнерства, кластеры: Украинский контекст: [монография] / С.И. Соколенко. - К.: Логос, 2002. - 645 с.
20. Апраушева Н.Н. Новый подход к обнаружению кластеров: научное издание / А.Н.Апраушева. -М.: ВЦРАН, 1993. - 632 с.
21. Пилипенко А.А. Стратегш розвитку кластерно-спъових структур / А.А.Пилипенко // Теория и практика предпринимательской деятельности: материалы международной научно-практической конференции / Министерство образования и науки Украины, ТНУ им. В.И.Вернадского, Харьк. нац. экон. ун-т «Теория и практика предпринимательской деятельности», межд. н.-пр. конф. учёных и специалистов (окт. 2006 г.; Симферополь) - Симферополь: ТНУ, 2006. - С. 186-188.
22. Канщенко Н. Г. 1нституцюнальт засади розвитку кластерних систем / Н.Г. Канщенко // Теоретичш та прикладт питання економши: зб. наук. праць / М-во освпи i науки Украши, Кшв. Нац. ун-т iм.. Т.Шевченка, ш.-т конкурент. сусп.-ва; вщп. ред.. А. В.Шегда. - К.: ВПЦ „Кжвський ушверситет", 2003. - Вип. 16. - 2008. - 326 с.
23. Соколенко С. И. Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерства. Кластеры / С.И. Соколенко // Украинский контекст. - К.: Логос, 2002. - 645 с.
24. Броншпак Г.К. Модель Леонтьева в микроэкономике: стратегия управления деятельностью кластера молочного профиля / Г.К. Броншпак, С.И. Чернышов // монография - Режим доступа:
http://www.ttr.com.ua/images/362.pdf
Поступила в редакцию 01.06.2011 г.
Бузш А.М. Теоретико-методолопчш пвдходи до вдентифжацй кластера i диференщацИ його видiв / А.М. Бузш, Н.О. Доценко // Учет записки ТНУ. Серш: Економжа та управлшня. - 2011. - Т.
24 (63), № 3. - С. 3-17.
У представленому аналпичному оглядi закордонно! i встчизняно! лггератури розглянута генезис i основш тдходи до тлумачення сутносп кластера, видшяються родовi i видовi ознаки кластера, визначена авторська позицш, приведений приклад кластеризацп готельних тдприемств АР Крим. KnwHoei слова: кластер, кластерне утворення, кластеризацш, виробничий кластер, репональний кластер, мiжгалузева кластеризацш
Buzni A.N. Theoretical and methodological approaches to cluster identification and differentiation of cluster types. /A.N. Buzni, N.A. Dotsenko // Uchenye zapiski TNU. Series: Economy and management. -2011. - Vol. 24 (63), № 3. - Р. 3-17.
In the present analytical review of foreign and domestic literature the genesis and the main approaches to the interpretation of the essence of a cluster are discussed, generic features and species of the cluster are
distinguished, and supported by the author's position. Clustering of the Crimea hotel enterprises is given for example.
Keywords: cluster, cluster formation, clustering, industrial cluster, regional cluster, inter-industry clustering.