Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров'

Теоретико-методологические подходы к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ БАЛЕТМЕЙСТЕРЫ / FUTURE BALLET MASTERS / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / CHOREOGRAPHIC SKILLS / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACH / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ / MULTICULTURAL / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ / POLYART / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ / PARTICIPATORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева А.Е.

Развитие хореографических умений у будущих балетмейстеров требует исследования теоретико-методологической основы, являющейся важнейшим свойством любой педагогической системы. В статье анализируется синтез поликультурного, полихудожественного, партисипативного подходов, определяется многоуровневость теоретико-методологической основы развития хореографических умений у будущих балетмейстеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES FOR THE DEVELOPMENT OF CHOREOGRAPHIC ABILITIES AT THE FUTURE BALLET MASTERS

Development of choreographic skills of future ballet masters requires research theoretical and methodological basis, which is an important property of any pedagogical system. The athor analyzes the synthesis of multi-cultural, polyart and participatory approaches Multilevel theoretical and methodological foundations for the development of choreographic skills of future ballet masters are defined.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров»

продемонстрировали свою неэффективность. Сегодня требуются новые активные формы, такие как: ролевые профориентационные игры, исследовательские и практико-ориентирован-ные проекты профориентационной направленности, индустриальные экспедиции, профессиональные пробы, профессиональные полигоны, игровые профессиональные чемпионаты, социальные и предпринимательские практики, короткие карьерные тренинг-курсы, студенческие бизнес-инкубаторы, учебные фирмы. Очевидно, что все эти формы слабо ассоциируются со школой и школьным образованием, так как требуют

иных специалистов и иной учебно-производственной базы, а при ее отсутствии — больших финансовых вложений.

Подводя итог, еще раз хочется подчеркнуть, что проект «ТЕМП» увязывает цель повышения качества естественно-математического и технологического образования с решением проблемы обеспечения экономики Челябинской области инженерно-техническими и высококвалифицированными рабочими кадрами. Поэтому «ТЕМП» может быть эффективно реализован только совместно с профессиональным самоопределением молодежи.

Библиографический список

1. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 № 01/3810]. — Режим доступа: http:// minobr74.ru/Storage/File/LegalActFile/File/src/4263/2014-12-31-prikaz_3810.pdf.

2. Отставнова, Л. А. Формирование конкурентоспособности работников промышленности РФ в системе отношений «человек — производство» [Электронный ресурс] / Л. А. Отставнова. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Economics/5_105713.doc.htm.

3. В России слишком много не тех специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.city-n.ru/view/83848.html.

4. Соркина, М. Б. Роль семьи в профессиональном выборе подростков [Электронный ресурс] / М. Б. Соркина. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/07/25/ rol-semi-v-professionalnom-vybore-podrostkov.

5. Сергеев, И. С. «Постиндустриальное» профессиональное самоопределение : взгляд в будущее [Текст] / И. С. Сергеев // Профессиональное образование. — 2015. — № 12. — С. 4-8.

УДК 374 А. Е. Танаева, педагог доп. образования

МОУ СОШ № 145, магистрант Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), г. Челябинск, e-mail: komardina0@rambler.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ

Развитие хореографических умений у будущих балетмейстеров требует исследования теоретико-методологической основы, являющейся важнейшим свойством любой педагогической системы. В статье анализируется синтез поликультурного, полихудожественного, партисипатив-ного подходов, определяется многоуровневость теоретико-методологической основы развития хореографических умений у будущих балетмейстеров.

Ключевые слова: будущие балетмейстеры, хореографические умения, теоретико-методологический подход, поликультурный, полихудожественный, партисипативность.

Проблема развития хореографических уме- ции долгосрочного социально-экономического

ний у будущих балетмейстеров обусловлена развития Российской Федерации на период до

изменением роли хореографии в социальной 2020 г говорится о возрастании роли челове-

жизни общества в последнее время. В Концеп- ческого капитала в социально-экономическом

процессе. Ведущее место в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры. В связи с этим назрела необходимость перехода к качественно новому, инновационному развитию абсолютно всех отраслей культуры, в том числе хореографической, так как одним из важных и значимых аспектов формирования поликультурной, всесторонне развитой личности является воспитание посредством танца. Таким образом, актуализируется проблема подготовки специалистов к работе в данной сфере и поиска новых подходов к их обучению.

Понятие «подход» (В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, Е. Ю. Никитина, Н. Стефанов и др.) — это теоретико-методологическая основа педагогического процесса научного исследования, выступающая как способ познания действительности, обусловливающая основные направления, содержание и специфику педагогического исследования. Для определения теоретико-методологической основы нашего исследования мы проанализировали существующую в настоящее время систему хореографического образования и подходы к обучению. Проведенные нами исследования показали, что система хореографического образования складывалась в нашей стране на протяжении многих лет, она до сих пор действует и дает положительные результаты в области подготовки высокопрофессиональных исполнителей и балетмейстеров, однако в основе ее лежат подходы к обучению, разработанные много лет назад, не учитывающие современные приоритеты балета как в эстетике, так и в методике воспитания будущих балетмейстеров.

С целью определения методологической основы исследования проблемы развития хореографических умений у будущих балетмейстеров мы проанализировали уровни методологии и их специфику.

Общенаучный уровень, представляющий общенаучные концепции, дал возможность рассмотреть названную проблему с точки зрения поликультурного подхода, т. е. формирования личности не столько как потребителя разнообразных культур, сколько как развивающейся личности, способной конструктивно оценивать эти культуры и обогащать их собственными достижениями. Конкретно-научный уровень методологии (полихудожественный подход) позволил рассмотреть проблему комплексно на примере междисциплинарных связей эстетического цикла (музыка, литература, танцы, изобразительное искусство и т. д.), способствующих

развитию творческого воображения у будущих балетмейстеров. Методико-технологический уровень (партисипативный подход) описывает процедуру взаимодействия субъектов образовательного процесса, находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях, побуждающих к эстетической деятельности, направленной на развитие хореографических умений у будущих балетмейстеров.

Таким образом, решение проблемы развития хореографических умений у будущих балетмейстеров, на наш взгляд, может быть успешным, если в качестве теоретико-методологической основы выступит синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов. Рассмотрим более подробно каждый из этих подходов.

Различные аспекты поликультурного подхода рассматривались в работах Дж. Бэнкса, К. Гранта, О. В. Гукаленко, Н. В. Кузьминой, И. Ю. Макуриной, Л. Л. Супруновой, П. Янга и др. Идея поликультурного образования, с их точки зрения, предполагает основу интегрированного изучения дисциплин на поликультурной основе и способствует выработке у обучаемых способности работать в поликультурном коллективе. Часть исследований посвящена взаимосвязи социальных, культурных, этнических, национальных, художественных составляющих нашей действительности и их влияния на духовно-нравственное и эстетическое развитие человека (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Л. С. Выготский, Д. С. Лихачев и др.). В последнее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (А. Н. Джуринский, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Д. Б. Сажин, И. М. Синатулин, Л. Л. Супрунова, В. Ю. Хотинец и др.). В сфере профессионального образования рассматриваются проблемы формирования поликультурных компетенций будущих специалистов (А. Н. Джуринский, В. В. Макаев, З. А. Малькова, С. У. На-ушабаева, Л. Л. Супрунова и др.). Под поликультурным образованием ученые (В. Миттер и др.) понимают межличностные отношения, характеризующиеся сосуществованием обучающихся и педагогов, происходящих из различных поколений и среды [1].

Поликультурный подход имеет существенные возможности и для нашего исследования. Анализ педагогической литературы (И. С. Бес-сарабова, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, В. В. Макаев, З. А. Малькова, В. Миттер, Л. Л. Супрунова и др.) позволил сформулировать цели и задачи поликультурного подхода к развитию хореографических умений у будущих

балетмейстеров. Солидаризуясь с Л. Л. Супру-новой, полагаем, что цель поликультурного подхода к образованию состоит в формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [2]. К задачам поликультурного образования следует отнести актуализацию диалога и взаимодействия культур, сохранение и создание новых культурных ценностей, формирование осознанной позитивной ценностно-эстетической направленности личности по отношению к различным культурам, создание поликультурной среды образования как основы взаимодействия субъектов, формирование у будущих балетмейстеров способности к личностной культурной идентификации, подразумевающей ощущение себя внутри конкретной культуры. Одной из основных задач поликультурного подхода является освоение ценностей различных культур, направленность на адаптацию к иным культурным ценностям.

Таким образом, поликультурный подход к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров как теоретико-методологическое основание общенаучного уровня методологии обеспечивает создание воспитывающей и формирующей поликультурной среды, формирование личности с ценностями общечеловеческой, национальной, индивидуальной культуры, вовлекает будущих балетмейстеров в процесс познания культуры путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации.

Рассмотрим вторую составляющую избранной теоретико-методологической основы исследования — полихудожественный подход. Полихудожественный подход разработан применительно к преподаванию дисциплин художественного и эстетического циклов, предусматривает синтез искусства и образования. Проблему такой интеграции впервые обозначил Б. П. Юсов, который отметил: «Духовная культура сохраняет человека, поддерживает его существование на "высоких" этажах, что так необходимо в современном мире. Таково содержание и значение духовности, ее смысла в нашей концепции полихудожественного воспитания и интегрированного преподавания искусства» [3]. Таким образом, полихудожественный подход — это совокупность различных методов в педагогике, предусматривающих раз-

витие эстетических компетенций у будущих балетмейстеров посредством разнообразной художественной деятельности и использования различных видов искусства. При этом будущий специалист должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее вследствие внутреннего побуждения.

Центральное место в полихудожественном подходе занимает элемент воображения. Для формирования личности будущего балетмейстера, обладающего высоким уровнем хореографической компетентности, важно развивать художественно-творческое воображение, фантазию, опираясь на личный творческий потенциал. Такого мнения придерживаются многие отечественные и зарубежные ученые, такие как В. Ф. Базарный, А. А. Гостев, Л. Машар и др. Полихудожественный подход обеспечивает формирование духовной культуры личности будущего специалиста, которое осуществляется в ходе приобщения к общечеловеческим ценностям и высоким эстетическим идеалам, что позволяет говорить о духовном возвышении личности.

Таким образом, полихудожественный подход к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров предполагает накопление художественных знаний в процессе активного деятельного общения между участниками образовательного процесса; активное вхождение в творческий процесс обеспечивают такие свойства личности будущего балетмейстера, как духовное возвышение и творческое воображение.

Третьей составляющей теоретико-методологической основы на методико-технологиче-ском уровне избран партисипативный подход, впервые разработанный Е. Ю. Никитиной и развитый в дальнейшем ее учениками О. Ю. Афанасьевой, Е. А. Зыряновой, М. В. Смирновой, И. В. Касьяновой, И. А. Кравченко, Л. П. Перфильевой, А. Г. Чурашовым, Е. Б. Юнусовой и др.

Партисипативность в нашем исследовании мы соотносим с такими категориями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Пар-тисипативный подход к развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров означает вовлечение их в творческих процесс, непосредственное участие и самоорганизацию в приобретении хореографических умений, самоуправление в коллективной деятельности и ответственность за принятие решений, взаимопомощь. Такой подход улучшает сотрудничество между балетмейстером и исполнителем, в котором балетмейстер способствует выработ-

ке системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении путем диалогичного типа взаимодействия — переговоров и консультаций.

Следуя логике Е. Ю. Никитиной [4], парти-сипативный подход применительно к процессу развития хореографических умений у будущих балетмейстеров должен обеспечить: организационную интеграцию, в рамках которой преподаватель, тесно взаимодействуя со студентами, принимает и реализует конкретные управленческие решения в образовательном процессе; идентификацию ценностных ориентаций будущих специалистов; функциональную и структурную стороны, т. е., с одной стороны, широкое использование гибких педагогических технологий, с другой — адаптацию студентов к инновациям, обеспечивающим гибкость их творческого мышления.

По активности влияния участников образовательного процесса на принимаемые решения в процессе развития хореографических умений у будущих балетмейстеров можно выделить следующие виды партисипативности: символическое участие (путем сбора мнений); полное участие (все желающие участвуют в процессе); исчерпывающее участие (каждый участвует в разрешении значимых творческих проблем). Эти виды характеризуются: наличием единой личностно ориентированной цели деятельности; специальной организацией с разделением функций и ролей между участниками в зависимости от их компетентности, цели, средств и условий ее достижения; наличием руководства

Библиографический список

в лице одного из участников со специальными полномочиями; пространственным и временным соприсутствием участников, создающим возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, информацией; взаимосвязью и взаимозависимостью участников в процессе и конечном результате совместной деятельности; возникновением в процессе работы межличностных отношений, изначально обусловленных содержанием совместной деятельности. На наш взгляд, в ходе такого взаимодействия происходит обмен интеллектуальными и духовными ценностями — идеями, знаниями, опытом, выводами.

Таким образом, приходим к выводу о том, что синтез поликультурного, полихудожественного и партисипативного подходов необходимо рассматривать как теоретико-методологическую основу развития хореографических умений у будущих балетмейстеров:

а) рассматривающую обучаемого как активную и саморазвивающуюся личность, обладающую высокой духовной культурой и творческим воображением;

б) представляющую собой воспитывающую и формирующую поликультурную среду образования как основы взаимодействия субъектов в процессе диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в ее культурной идентификации;

в) реализуемую путем междисциплинарных связей эстетического цикла, способствующих развитию хореографических умений у будущих балетмейстеров и обеспечивающих активное вхождение их в творческий процесс.

1. Миттер, В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход [Текст] / В. Мит-тер // Перспективы. Вопросы образования. — 2004. — № 1. — С. 37-43.

2. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование в современной России : поиск стратегий [Текст] / Л. Л. Супрунова // Magister. — 2000. — № 3. — С. 77-81.

3. Юсов, Б. П. Взаимодействие искусств : методология, теория, гуманитарное образование [Текст] / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств : методология, теория, гуманитарное образование : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 25-29 авг. 1997 г.) / под. ред. Л. П. Казанцева ; сост. П. С. Волкова. — Астрахань, 1997. — С. 215.

4. Никитина, Е. Ю. К вопросу об использовании партисипативных методов при подготовке будущего учителя к управлению дифференциацией образования [Текст] / Е. Ю. Никитина // Актуальные проблемы управления качеством образования : сб. науч. ст. — Вып. 6. — Челябинск, 2001. — С. 27-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.