УДК 316.4.051
Полутова Марина Александровна Marina Polutova
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЕ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
THEORETICAL-METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION AS AN OPEN SYSTEM: INTERNAL AND ENVIRONMENT AL CIRCUMSTANCES OF ORGANIZATION
Рассмотрены основные подходы к понятию «организация» в атрибутивном, функциональном и институциональном значении в рамках классического менеджмента. Проведен анализ представлений зарубежных и отечественных ученых об организации в контексте «механистического» и «организтическо-го» подходов. Раскрыта сущность и структура среды организации как открытой системы, состоящей и множества взаимосвязанных элементов. Дана характеристика основных факторов внутренней и внешней среды организации
Ключевые слова: организация, система, открытая система, среда организации, внутренняя среда организации, внешняя среда организации
The basic approaches to the concept «organization» in the attributive, functional and institutional value, and also within the framework classical management are examined. The analysis of foreign and domestic scientists' ideas on the organization within the framework of mechanical and organismic approach is carried out. The essence as well as the structure of organization as an open system which consists of the interconnected elements is revealed. The characteristic of the basic factors of internal and environmental circumstances of organization is given
Key words: organization, system, open system, medium of organization, internal medium of organization, environment of organization
Изучение сущности организации необходимо начать с трактовки понятия «организация» и раскрытия его содержания. В научной литературе имеется множество попыток дать этому понятию наиболее полное и точное, «единственно правильное» определение. Но для такого сложного явления, каким является организация, единого определения не существует. Выход можно найти в системе понятий и определений, рассматривающих различные варианты толкования этого термина.
Греческое слово «pyavov» (инструмент), французское слово — «organization», позднелатинское — «organizo» (сообщаю
стройный вид, устраиваю) и русское «организация» имеют несколько значений. Их анализ, содержащийся в разных словарях русского языка, позволил выделить несколько семантических, т.е. смысловых, вариантов использования этого слова [1].
1. Атрибутивное значение — определяет организацию как явление или признак (от понятия «атрибут» — неотъемлемое свойство, существенный признак предмета, объекта):
а) значение, обозначающее само явление — устройство, структура чего-либо, взаимное расположение составных элементов;
б) значение, характеризующее признак, качество, свойство чего-либо: внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия автономных частей целого, внутренняя дисциплина;
в) обозначение состояния явления, характер состояния или устройства чего-либо в данный момент: собранность, подтянутость.
2. Функциональное значение — определяет организацию как действие и процесс:
а) значение действия по созданию, основанию, установлению организации: организовать значит создать, основать, учредить, устроить, объединить;
б) значение действия по изменению существующей организации: организовать значит упорядочить, наладить, усовершенствовать;
в) значение, в котором выделяется управленческий аспект — организация как функция управления.
3. Институциональное значение — физическое строение, объединение людей, учреждение.
В Большом энциклопедическом словаре термин «организация» трактуется следующим образом [2]:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленных его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Таким образом, в классическом менеджменте в широком понимании под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация ко-
торой требует совместных координированных действий.
Более академичное определение организации можно представить следующим образом: «Организация — это социальный коллективный субъект деятельности, социальная система, объединяющая, координирующая и направляющая поведение людей (социальных групп) в процессе совместной деятельности. Их деятельность интегрирована, а действия элементов организации осознанны и целенаправленны».
Для существования организации требуется:
1) наличие двух или более людей, которые считают себя частью этой группы;
2) наличие хотя бы одной общей для всех членов группы цели.
Также необходимо отметить, что природа организации социальна, т.к. социален объект и субъект воздействия, социальны результаты этого воздействия — целевой продукт и целевая общность (коллектив), а также использование специфических социальных средств регламентации.
В сфере трудовой деятельности людей «организация» предполагает создание некой системы из множества элементов трудовой деятельности, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют некоторую целостную структуру. К элементам организации можно отнести [3]:
— предмет труда;
— средства труда;
— способ воздействия труда или технология производства;
— информация, необходимая для осуществления трудовой деятельности;
— сам труд как целесообразная деятельность работника.
Создание эффективно функционирующей системы из всех элементов трудовой деятельности позволяет добиться каждому работнику и их группе, предприятию и обществу в целом гораздо лучших результатов, чем можно было бы их достичь без должной организации.
Любая организация находится и функционирует в рыночной среде и, следовательно, является открытой системой.
Однако такое понимание ситуации существовало не всегда. Ранее считалось, что любая организация является замкнутой системой. Внешние факторы рассматривались как заданные условия деятельности, считались незначительными, и все управленческие решения относительно деятельности организации принимались исходя из внутренних факторов, т.к. внешние считались неподконтрольными руководству организации.
До конца XIX в. все науки основывались на концепциях естественных наук, в частности физики, которая, в свою очередь, базировалась на принципах редукционизма. Под редукционизмом (от латинского «геёиеНо» — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию) подразумевался методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т.е. сведены к низшим формам [4].
Редукционистский анализ любой системы предполагал направленное разделение ее на отдельные части, а также идентификацию ее основных частей и изучение поведения влияющих на них сил. В духе редукционизма был сформулирован, например, второй закон термодинамики, утверждающий, что любая замкнутая система неизбежно переходит из упорядоченного состояния в неупорядоченное, что сопровождается возрастанием ее энтропии. Имея в виду, что «энтропия» (от древнегреческого «утролдя» — поворот, превращение) представляет собой в рамках термодинамики функцию состояния термодинамической системы, определяющую меру необратимого рассеяния энергии. Явление, обратное энтропии, именуется негэнтропией [5].
Таким образом, анализировались исключительно замкнутые, изолированные системы, стремящиеся к равновесному состоянию. Все явления, не укладывавшиеся в эту концепцию, рассматривались как метафизические, выходящие за рамки естественных наук и потому не стоящие внимания.
Мышление в терминах замкнутых систем предполагает, что поведение органи-
заций основывается на тех же фундаментальных принципах и законах, которые действуют в физике и подобны замкнутой механической модели вселенной И. Ньютона. В замкнутых организациях существует жесткая иерархия и контроль со стороны административного и инженерно-технического персонала. Операции в них носят рутинный и повторяющийся характер и сводятся к решению заранее определенных задач.
Мышление в терминах замкнутых систем соответствует классической теории менеджмента, которая основывается на заимствованном из физики «механистическом» подходе к организации и предполагает рациональную или искусственную модель организации как системы, состоящей из отдельных управляемых частей, каждая может отдельно подстраиваться, чтобы увеличить эффективность организации в целом.
Механистический подход к организации характерен для научных методов управления Ф. Тейлора, теории административного управления А. Файоля, для теории бюрократии М. Вебера, теории административного поведения Г. Саймона и др.
Однако в конце XIX в. ученые столкнулись с примерами ограниченности принципов редукционизма. Новые взгляды за рубежом получили большее распространение в среде биологов, К.Л. фон Берталанфи, У.Б. Кеннон и др. были в первых рядах создателей новых «организтических» теорий, которые видели в организации естественную систему, близкую по параметрам деятельности к живому организму.
Австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи был первым представителем европейского континента, разработавшим теорию биологических открытых систем, которая являлась центральной темой его публикаций, начиная с середины 1920-х гг.
Под биологической системой он понимал комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве, и полагал, что живые организмы являются открытыми системами, поскольку жизненный процесс организмов предполагает наличие входящего из окружающей среды потока мате-
рии, тип и объем которого определяется в соответствии с системными характеристиками организма. Также жизненный процесс предполагает выход из системы потока материи в окружающую среду как результат функционирования системы. Таким образом, утверждал К.Л. фон Берталанфи, живые организмы обеспечивают себе дополнительную энергию, которая позволяет достигать негэнтропии, а также обеспечивает устойчивость системы по отношению к среде [6].
Он доказал, что поведение живых существ не может быть представлено просто как суммарное поведение отдельных их частей. Живой организм представляет собой нечто большее, чем сумму отдельных элементов, поскольку использует для организации их взаимодействия принцип синергизма.
Данные обстоятельства подтолкнули К.Л. фон Берталанфи к разработке теории, которая была построена не на редукционистском анализе основных элементов живой системы, а на организтической концепции, учитывающей функцию и структуру ее элементов и тесную взаимосвязанность с внешней средой с помощью непрерывного обмена информацией.
Ключевыми понятиями в этой теории открытых систем стали [7]:
— концепция самоорганизации как способа прогрессивной дифференциации;
— концепция эквифинальности, отражающей независимость финального состояния от начальных условий;
— концепция телеологии, описывающей зависимость поведения организма от неких, «известных ему заранее» целей в будущем.
К.Л. фон Берталанфи и вслед за ним многие биологи стали понимать части организма как обладающие конечными целями по отношению к организму в целом, определяя жизнь в целом как конечную цель организма. Этот подход был резким контрастом по отношению к механистическим объяснениям естественных феноменов.
Данная теория нашла свое отражение также в работах американского психофи-
зиолога и физиолога Уолтера Брэдфорда Кеннона. В 1929 г. У.Б. Кеннон для характеристики состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма, ввел термин «гомеостаз» («homeostasis» от греч. «homoios» — подобный, сходный + греч. «stasis» — стояние, неподвижность) — подвижно-равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам [8].
Таким образом, закон гомеостаза У.Б. Кеннона подтвердил открытость биологических систем и их способность противостоять возмущениям со стороны внешней среды за счет автономности и стабильности их внутренней организации.
Теория открытых систем Л. Берталан-фи нашла применение во многих сферах, включая бизнес и менеджмент, оказав влияние на восприятие, а следовательно, и управление различными организациями.
Теория указывала на бесполезность редукционистских концепций в оценке динамики поведения организаций, рассматривая организации в качестве комплексных систем, состоящих из частей, которые следует изучать как единое целое, не изолированное от внешней среды. И утверждала, что основной задачей организации является обеспечение ее выживания и устойчивого состояния за счет трансформирования внешних воздействий и адаптации к происходящим изменениям.
Теория открытых систем и другие биологические концепции оказали серьезное позитивное воздействие на возникшие в 1950-1960-х гг. теории — организационных систем и теорию человеческих отношений, которые являются примером дальнейшего развития теории открытых систем и их применения к организациям, а воззрения их сторонников на управление во многом заимствованы из биологических концепций Л. Берталанфи.
«Организтический подход» и идеи теории открытых систем присутствуют в работах Д. Каца и Р. Кана (Социальная психология организаций, 1966), представителей школы «социальных систем» Ч. Барнарда,
Г. Саймона, Ф. Селзника, а также в теориях «социального действия» Т. Парсонса, теории «человеческих отношений» Э. Мейо, Ф. Ротлисбергера, У. Диксона, Ф. Герцбер-га и Д. Макгрегора и др.
В дальнейшем Л. Берталанфи много занимался проблемой обобщения концепции открытых систем с целью ее применения в других областях знаний. Эта работа породила у него идеи относительно общей теории систем, контуры которой были намечены в его работах в конце 1930-х гг.
Общая теория систем ставит своей задачей формулировку и разработку принципов, применимых ко всем системам и нового понимания единства науки, преследуя следующие цели [9]:
1) проведение исследований изоморфизма концепций, законов и моделей в различных областях знаний и содействия переносу полезных закономерностей из одной области в другую;
2) поощрение создания адекватных теоретических моделей в тех областях, где они еще не были созданы;
3) минимизация дублирования теоретических исследований в различных областях;
4) распространение взглядов о единстве науки путем развития контактов между различными специалистами.
Л. Берталанфи продолжал заниматься разработкой общей теории систем на протяжении 1940-х и 1950-х гг., ставя во главу угла проблему растущей специализации науки и стремился преодолеть замкнутый, изолированный характер научных исследований, предвидя тем самым создание в будущем системных законов и обобщающих теорий, способных объединить все науки.
Очевидно, что влияние теорий открытых систем общей теории систем Л. Берта-ланфи на теорию бизнеса и менеджмента оказалось огромным, поскольку именно они помогли сформулировать теории управления предприятием в 1950-1960-х гг. и позволили в полной мере осознать значение внешней среды для предпринимательской организации.
В России проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассмат-
риваться впервые в работах А.А. Богданова, что связано с усилением динамизма и нарастания кризисных явлений в экономике.
«Тектология», или «всеобщая организационная наука», разработанная русским учёным-экономистом А.А. Богдановым в 20-х гг. XX в., была опубликована в одноименном труде «Всеобщая организационная наука. Тектология» (1912). В этой работе А.А. Богданов предвосхитил многие идеи кибернетики, общей теории систем, синергетики и других наук, однако, концепция теории оказалась непонятой и непризнанной современниками и подвергнута критике.
Тектология (от греч. «tektonikos» — «учение о строительстве») А.А. Богданова — это новая синтетическая наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем: «Задача тектологии — систематизировать организационный опыт; ясно, что это наука эмпирическая и по своим выводам должна идти путем индукции» [10; С. 127].
А.А. Богданов одним из первых в мире ввел понятие «системность организации», указав, что организация есть система, состоящая из частей, понимая под системой структуру, представляющую собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей [10].
Он полагал, что во всем мире происходит борьба организационных форм и в этой борьбе побеждают более организованные формы, поскольку организационная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, предвосхищая тем самым положения синергетики. Дезорганизацию же А.А. Богданов считал частным случаем организации и полагал, что дезорганизационная система всегда меньше суммы своих частей.
В самой организационной системе он одним из первых увидел два вида закономерностей:
а) формирующие, т.е. закономерности развития, приводящие к переходу системы в другое качество;
б) регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качества системы.
А.А. Богданов ввел также ряд понятий, характеризующих этапы развития различных систем. Так, термин «комплексия» употреблялся им для обозначения ситуации, когда система представляет собой чисто механическое объединение элементов, между которыми еще не начались процессы взаимодействия. Это характерно для случаев, когда, например, предприниматель начинает создавать организацию (набрал кадры, закупил технику, помещение и т.д.), но сама организация еще не функционирует.
Термин «конъюгация» означает такой этап развития системы, когда начинается сотрудничество между отдельными элементами системы (например, работники установили между собой формальные и неформальные отношения).
Термин «ингрессия» выражает этап перехода системы к новому качеству (например, рост сплоченности, взаимопонимание, сработанность коллектива), а понятие «де-зингрессия», напротив, означает процесс деградации системы, ее распада как целостного объединения.
Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней — от микромира до биологических и социальных: «Задача тектологии — систематизировать организационный опыт; ясно, что это наука эмпирическая и по своим выводам должна идти путем индукции» [10; С. 127].
Относительно социальных процессов А.А. Богданов считал, что «всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит, что всякую человеческую деятельность ... можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения» [10; С. 69].
Идеи А.А. Богданова предвосхитили общую теорию систем К. Л. фон Берталан-фи, ряд положений которой выражались иными терминами, но по содержанию были очень близки положениям тектологии.
Таким образом, исследования зарубежных и отечественных ученых послужили отправной точкой для интенсивного ис-
пользования системного подхода в теории и практике менеджмента, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.
Поэтому в настоящее время среду любой организации принято рассматривать как состоящую из двух сфер: внутренней и внешней. Среда организации — это совокупность активных субъектов и сил, с которыми организация взаимодействует в той или иной мере [11]. Визуально можно представить среду организации в виде трех сфер (см. рисунок).
Внутренняя среда организации — это переменные факторы внутри организации. Обычно выделяют следующие основные переменные в самой организации: цели, структура, задачи, технология и люди [12].
1. Цели — это конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до сотрудников организации, и этот процесс имеет большое значение, так как дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность. У организаций существуют разнообразные цели и их сущность во многом зависит от типа организации: коммерческие, некоммерческие и государственные, муниципальные.
2. Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Выделяют следующие виды структур организации: линейная, функциональная, ди-визиональная, матричная и д.р.
3. Задачи — определенная работа или серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в предварительно определенные сроки. Каждая должность в организации вклю-
чает определенные задачи, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов и слож-
ности производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др.
Среда организации
4. Технология — это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов ( трудовых, материальных, временных, денежных и др.) . Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какие-либо преобразования в организации. Например, в последнее время ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса стали информационные технологии.
5. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:
— поведение индивидов;
— поведение людей в группах;
— характер поведения руководителя.
Понимание и управление человеческими ресурсами в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов: потребности, ценности и способности человека, восприятие и влияние среды на личность, управленческое лидерство и др.
Следует отметить, что в управленческой практике внутренние переменные никогда не могут рассматриваться независимо друг от друга. Значительные изменения одной переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные, поскольку именно развитие теории систем помогло создать концепцию организации как целостности, состоящей из взаимозависимых частей. Внутренние факторы часто называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент ( людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).
Глубокий и тщательный анализ внутренней среды организации является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Методы, используемые для диагностики внутренних факторов организации, называют управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Существует большое количество методов анализа внутренней среды организации, например: анализ пяти сил Портера, SWOT-анализ, SNW-анализ и др.
Внешняя среда организации — это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных, институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Как пишет американский экономист Элвар Элбинг накануне экономического кризиса в 1974 г.: «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации» [13].
Классификация факторов внешней среды организации, предлагаемая учеными-экономистами, довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы и критерии.
Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду ( или рабочую, или непосредственное окружение, или среду прямого воздействия) и макросреду (или общую, или среду косвенного воздействия). Такое деление на сферы носит условный характер и конкретизируется отдельно для каждой организации[14].
Внешняя среда организации прямого воздействия (микросреда) — это акционе-
ры, поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции ( услуг) предприятия, трудовые ресурсы, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, законы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Внешнюю среду прямого воздействия называют также непосредственным деловым окружением организации. Рассмотрим некоторые факторы микросреды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.
1. Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус. Деятельность организации подпадает под множество правовых регламентов федерального уровня, которые устанавливает государство через законы, указы, постановления и др. законодательные акты. Кроме того, организация должна выполнять требования различных исполнительных органов государственной власти, а также постановления региональных властей.
2. Поставщики. Осуществляют поставку материалов, оборудования, энергии, капитал и даже рабочей силы. Поставщики — значимый фактор, т.к. от качества поставщиков зависит жизнеспособность многих организаций. С точки зрения общей теории систем и теории открытых систем организация — это механизм преобразования входов в выходы. Главными входами в организацию являются материалы, оборудование, энергия, капитал, рабочая сила, которые собственно и поставляют поставщики.
3. Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя и удовлетворять его запросы. Организация существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности.
4. Конкуренты. Это один из важнейших внешних факторов, если организация не удовлетворяет нужды потребителей так
же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг она не продержится. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.
6. Посредники. Среда организации характеризуется наличием разнообразных институтов, с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.
К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.) , рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.
7. Трудовые ресурсы. Для эффективной деятельности организации, реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Основной заботой современной организации является отбор и поддержка талантливых менеджеров.
Внешняя среда организации косвенного воздействия (макросреда) — это политические и экономические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные и международные факторы и др., которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, сказываются на многих процессах, происходящих в организации [14].
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому управленческий аппарат фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе.
Рассмотрим некоторые факторы внешней среды косвенного воздействия.
1. Политические факторы представляют для руководителей организации особое
значение. Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.
Один из значимых политических факторов — это отношение законодательных и исполнительных органов государственных и региональных властей, а также судебных органов к бизнесу. Эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы и т.п.
Другой элемент политической обстановки — это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений.
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности.
2. Экономические факторы влияют на стоимость ресурсов, доходы и покупательную способность потребителей товаров и услуг, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и др.
Руководство организации должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики.
Если прогнозируется инфляция, руководство может увеличить запасы ресурсов и установить фиксированную оплату труда, чтобы сдержать рост издержек или сделать займ у кредитных организаций. Если же прогнозируется экономический спад, организация может уменьшить запасы готовой продукции, сократить часть работников или отложить планы расширения производства.
То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное воздействие на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом.
В общем экономическая обстановка в стране характеризуется следующими показателями: состоянием деловой активности (снижением, стагнацией, подъемом, стабильностью); инфляцией, дефляцией; политикой цен; кредитно-денежной политикой и др.
3. Факторы научно-технического характера отражают уровень научно-технического развития общества, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Можно констатировать, что научно-технические технологии являются одновременно внутренней и внешним фактором организации и имеют большое значение. Технологические инновации влияют на эффективность изготовления продукции и скорость устаревания продукции организации и вывод новой продукции или услуг на рынок, то есть, чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать самые современные достижения научно-технического прогресса в своей сфере деятельности.
4. Социально-культурные факторы влияют на организацию через установки, жизненные ценности и традиции людей, поскольку любая организация функционирует в определенной культурной среде.
Социально-культурные факторы влияют на продукцию или услуги, формирование спроса населения, трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. Важное значение имеют отношения организации с населением и СМИ, которые могут формировать имидж фирмы, ее товаров и услуг.
Социально-культурные факторы характеризуются следующими показателями: глубина расслоения общества; уровень доходов; уровень безработицы; социальная защита; покупательная способность и др.
5. Демографические факторы характеризуются следующими признаками: изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости); возрастной состав населения; миграция населения; род занятий; образование и др.
6. Природные факторы определяются природными условиями, в которых работает организация, например, доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Природные факторы обязательно учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.
7. Экологические факторы отражают состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.
8. Международные факторы отличаются повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития отличаются в разных странах. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля эти различия должны приниматься во внимание.
Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами: взаимосвязанность факторов; сложность; подвижность; неопределенность [15].
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвя-
заны. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.
2. Сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.
3. Подвижность среды — скорость, с которой происходит изменение в окружении организации.
Внешняя среда не постоянна, в ней беспрерывно происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других.
4. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации.
Необходимо отметить, что современные тенденции развития мировой экономики предполагают увеличение значимости именно внешних факторов, в связи с чем определяющее значение в управлении организациями приобретает анализ внешней среды организации.
Процесс определения критически важных элементов внешней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей, осуществляется с помощью следующих методик: PEST-анализ, PESTLE-анализ, STEP-ана-лиз, SLEPT-анализ, матрица БКГ и др.
В заключение можно сделать следующие выводы:
1) существуют различные подходы к понятию «организация», в частности, выделяют атрибутивный подход, где организация рассматривается как явление, признак или состояние, функциональный подход, когда организацию рассматривают как
процесс, и институциональный — в котором организация представлена как объединение людей. В менеджменте под организацией понимают группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей;
2) выделяют две основные концепции организации как системы: механистическую ( организация как искусственная система) и организтическую (организация как естественная система) . В организтической парадигме организация рассматривается как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих элементов, а также как открытая система, встроенная в более сложную систему — внешнюю среду, с которой она находится в постоянном взаимодействии. Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает готовые продукты во внешний мир, при этом система характеризуется энтропией и синергизмом;
3) придерживаясь принятых в современном менеджменте представлений, можно представить среду организации как систему, состоящую из двух взаимосвязанных частей: внутренней среды и внешней среды. К факторам внутренней среды обычно относят: цели, структуру, задачи, технологию и людей. Принято считать, что внутренняя среда организации непосредственно влияет на операции организации и испытывает на себе прямое влияние операций организации.
Внешнюю среду организации делят на микросреду и макросреду. Факторы, составляющие микросреду, называют факторами прямого воздействия. К ним относятся: поставщики, потребители, посредники, государственные органы, трудовые ресурсы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. К факторам внешней среды организации косвенного воздействия ( макросреда) относятся политические и экономические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные и международные факторы и др.;
4) существует значительный арсенал методов, позволяющих анализировать
среду организации в реальном времени на уровне тактических и стратегических целей. Анализ внешней и внутренней среды организации улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на эффектив-
Литература_
1. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала. М.: Инфа-М, 2008.
2. Большой энциклопедический словарь — онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Organizacija-42675. html (дата обращения 01.03.2014).
3. Гаврилова С.В. Организация труда персонала. М.: МЭСИ, 2004.
4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic. ru/dic.nsf/enc_philosophy/4747/ (дата обращения 01.03.2014).
5. Зубарев Д.Н., Морозов В.Г. Физическая энциклопедия / Под общ. ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1988-1999.
6. Ludwig von Bertalanffy The Theory of Open Systems in Physics and Biology// Science 13 January 1950 111: 23-29.
7. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — Критический обзор. // Исследования по общей теории систем: сб. переводов / Общ. ред. вст. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.
8. Общая психология. Словарь — онлайн. / Под ред. А.В. Петровского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.insai.ru/slovar/gomeostaz (дата обращения 01.03.2014).
9. Капитонов Э.А. Социология XX века. Рос-тов-н/Д.: Феникс, 1996.
10. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М.: Экономика, 1989.
11. Гаврилина М.В. Основы менеджмента, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// management.lik-bez.com/publ/osnovy_menedzh menta/organizacija/sreda_organizacii/34-1-0-50 (дата обращения 01.03.2014).
12. Ям^ль^^я Д., Зoниc М. Менеджмент. СПб.: Нева, 2004.
13. Мескон М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Под ред. И.И. Евенко. Дело, 1992.
14. Балахонов А.П. Менеджмент. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
ность текущей деятельности организации, и помогает организации осуществлять моделирование и прогнозирование различных ситуаций в будущем, а следовательно, своевременно реагировать на изменения.
_References
1. Egorshin A.P., Zaitsev A.K. Organizatsiya truda personala. (Organization of stuff's work). Moscow: Infa-M, 2008.
2. Bolshoy entsiklopedicheskiy slovar — onlain. (Large encyclopedic dictionary — online). Available at: http: //enc-dic.com/enc_big/Organizacija-42675. html (date of treatment 01.03.2014).
3. Gavrilova S.V. Organizatsiya truda personala. (Organization of stuff's work). Moscow: MESI, 2004.
4. Filosofsky entsiklopedicheskiy slovar.(Phi-losophy encyclopedic dictionary). Moscow: Soviet encyclopedia, 1983. Available at: http://dic.academic. ru/dic.nsf/enc_philosophy/4747/ (date of treatment 01.03.2014).
5. Zubarev D.N., MorozovV.G. Fizicheskaya entsiklopediya. Pod obshch. red. A.M. Prokhorova. (Physical encyclopedia. Under total. ed. A.M. Prokho-rov). Moscow: Soviet Encyclopedia, 1988-1999.
6. Ludwig von Bertalanfy Theory of open systems in physics and biology. Science 13 January 1950 111: 23-29.
7. Bertalanfy L. fon. Issledovaniya po obshchei teorii sistem: sb. perevodov. Obshch. red. vst. st. V.N. Sadovskogo i E.G. Yudina. (Studies on general systems theory: Translation / con. Ed. entered. art. VN Sadovsky and EG Yudina). Moscow: Progress, 1969.
8. Obshchaya psikhologiya. Slovar — onlain. Pod red. A.V. Petrovskogo. (General Psychology. Dictionary - online. Ed. AV Petrovsky). Available at: http://www.insai.ru/slovar/gomeostaz (date of treatment 01.03.2014).
9. Kapitonov E.A. SotsiologiyaXXveka. (Sociology of the XX century). Rostov-n/D.: Feniks, 1996.
10. Bogdanov A.A. Tektologiya: Vseobshchaya organizatsionnaya nauka. V 2-kh knigakh. (Tectol-ogy: Universal organizational science. In 2 books). Moscow: Economic, 1989.
11. Gavrilina M.V. Osnovy menedzhmen-ta. (Fundamentals of Management). 2011. Available at: http://management.lik-bez.com/publ/ osnovy_menedzhmenta/organizacija/sreda_organiza-cii/34-1-0-50 (date of treatment 01.03.2014).
12. Yampolskaya D., Zonis M. Menedzhment. (Management). SPb: Neva, 2004.
13. Meskon M. Albert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta (Fundamentals of Management. Ed. II Yevenko). Delo, 1992.
14. Balakhonov A.P. Menedzhment. (Management). Available at: http://bgumanagement2009.
bgumanagement2009.narod.ru/theory/theory_05. html (дата обращения 01.03.2014).
15. Орчаков О.А. Теория организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index. html?go=part-013*page.htm (дата обращения 01.03.2014).
narod.ru/theory/theory_05.html (date of treatment 01.03.2014).
15. Orchakov O.A. Teoriya organizatsii. (Organization theory). Available at: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index. html?go=part-013*page.htm (date of treatment 01.03.2014).
Коротко об авторе _
Полутова М.А., канд. социол. наук, доцент, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: социология управления, социология труда, социология предпринимательства
_ Briefly about the author
M. Polutova, candidate of sociological sciences, associate professor, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: sociology of enterprise, sociology of ework, sociology management