Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к определению конструктивных элементов исследовательского аппарата диссертации'

Теоретико-методологические подходы к определению конструктивных элементов исследовательского аппарата диссертации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
489
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИЯ / ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА / DISSERTATION / OBJECT AND SUBJECT OF RESEARCH / RESEARCH PROCESS / SCIENTIFIC PROBLEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сафонова Клавдия Ивановна, Данилова Ульяна Валентиновна

Рассматриваются конструктивные элементы диссертации, отраженные во введении. Аргументирована взаимосвязь объекта и предмета, цели и задач исследования. Методологически обоснован выбор предмета исследования: объект исследования является носителем проблемы, а предмет исследования направлен на решение проблемы и поэтому избирается субъектом для изучения. Обсуждаемые положения иллюстрируются примерами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological approach to the determination of constructive elements of the dissertation research apparatus

Constructive elements of any dissertation contained in the introduction to a dissertation are considered in the article. Interrelations between the object and the subject, the aim and the task of the research have been reasoned. The choice of the research subject has been methodologically explained as the consequence of the research object conditions. The research object is the problem bearer and the research subject is intended for settling the problem and that is why it is chosen as the subject of the research. The statements discussed are illustrated with the examples.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к определению конструктивных элементов исследовательского аппарата диссертации»

К. И. Сафонова, У. В. Данилова

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО АППАРАТА ДИССЕРТАЦИИ

Рассматриваются конструктивные элементы диссертации, отраженные во введении. Аргументирована взаимосвязь объекта и предмета, цели и задач исследования. Методологически обоснован выбор предмета исследования: объект исследования является носителем проблемы, а предмет исследования направлен на решение проблемы и поэтому избирается субъектом для изучения. Обсуждаемые положения иллюстрируются примерами.

Ключевые слова: диссертация, объект и предмет исследования, процесс исследования, научная проблема.

K. I. Safonova, U. V. Danilova

Theoretical and methodological approach to the determination of constructive elements

of the dissertation research apparatus

Constructive elements of any dissertation contained in the introduction to a dissertation are considered in the article. Interrelations between the object and the subject, the aim and the task of the research have been reasoned. The choice of the research subject has been methodologically explained as the consequence of the research object conditions. The research object is the problem bearer and the research subject is intended for settling the problem and that is why it is chosen as the subject of the research. The statements discussed are illustrated with the examples.

Key words: dissertation, object and subject of research, research process, scientific problem.

Одним из структурных разделов диссертации является введение. Вопреки широко распространенному мнению о его невысокой значимости, это наиболее сложная и ответственная часть работы.

Сложность написания введения заключается в том, что оно является своеобразным диссертационным резюме, содержащим элементы новизны, выносимые на защиту положения, описание практической значимости и других достоинств работы, которые на начальном этапе ее выполнения совершенно не очевидны. Они могут окончательно выкристаллизоваться только тогда, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы, проблемы, найдены и апробированы инструменты, методы, позволяющие получить определенные результаты, способствующие решению поставленных в диссертации целей и задач.

Важность введения проявляется в том, что оно посредством четкости в понимании объекта, предмета, цели и задач исследования определяет логику и ход научно-исследовательской рабо-

ты и обеспечивает научный уровень будущего диссертационного резюме. В этой части необходимо мысленно смакетировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Основополагающим во введении является выбор объекта исследования.

В философии под объектом понимается всякое явление [6], внешний мир, материальная действительность [5], существующие независимо от человеческого сознания. По определению Владимира Даля [2], объект обладает некоторыми объективными признаками, которые могут быть наблюдаемы человеком. От человека зависит лишь факт выделения конкретного объекта из мира существующих объектов в соответствии с интересом, проявленным к признакам этого объекта (стихийно-эмпирическое обыденное или научное познание [1]).

Научное познание развивает содержащиеся в обыденном стихийно-эмпирическом познании элементы объективного отражения мира путем доказательности, аргументированности,

© Сафонова К.И., Данилова У.В., 2009

обоснованности выводов и предложений. И обыденное и научное познания обладают способностью порождать предметное и объективное знание о мире.

Объект, обладающий определенными признаками и свойствами, может вызвать у человека стремление глубже познать его структуру, закономерности развития, внешние и внутренние факторы, влияющие на него, причинно-следственные связи, механизм функционирования и т. п. Все вышеперечисленное фиксируется исследователем в качестве предмета научного познания. Предмет научного познания может быть и предметом деятельности человека, и предметом изучения науки. В том и другом случае научное познание имеет установку на постоянный рост знания и получение нового знания, которое проявляется в том числе в критическом пересмотре основания научного поиска, совершенствовании методологии использования различных способов познавательной деятельности, выдвижении новых теорий и гипотез.

Первостепенной и весьма трудоемкой задачей является обнаружение (выявление) объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению. В каждом объекте возможно выделение множества аспектов, которые могут быть сами по себе объектами более углубленного познания.

Пример. Объект исследования — человек —

системное явление с множеством взаимосвязанных элементов, признаков, которые сами по себе — объективная реальность. Исследователь (субъект) выделяет в объекте (человек) отдельные признаки (элементы) и определяет сферу своего познания их состояния, динамики, определяющих факторов и т. д.

Объекты познания (области изучения):

— физиологические аспекты человека — офтальмология, стоматология, хирургия и пр.;

— психологические аспекты человека — невропатология, психотерапия и пр.;

— социальные аспекты человека — социология, общественные отношения и пр.

Целью научного исследования объекта и

его отдельных аспектов является попытка выявить и осознать механизм его функционирования, причинно-следственные связи и с помощью субъективного воздействия изменить первоначальное состояние объекта с максимально возможным положительным эффектом. Мотивом (стимулом) таких изменений является недостаточное соответствие некоторых признаков, свойств объекта потребностям человека или несовпадение действительного и желаемого состо-

яния объекта. Выбирая объект исследования, необходимо оценить его состояние, соответствие потребностям, возможностям дальнейшего практического освоения и использования.

Пример. Известный биолог и селекционер И. В. Мичурин выбрал в качестве объекта плоды яблонь, вишен и слив; выявил в их состоянии негативные признаки для потребления — плоды мелкие и горькие. На этих признаках он зафиксировал свой интерес и сформулировал проблему: несоответствие существующих признаков желаемым потребительским свойствам. Эта проблема определила предмет научного познания: поиск методов превращения диких плодов в культивированные. Результатом научного исследования явилось обоснование и вооружение практики инструментами (система методов длительной селекции) превращения плодов в крупные и сладкие, что позволяет приспособить объект к потребностям человека, т. е. решить проблему.

И объект, и предмет исследования являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека [1]. От человека зависит лишь сам момент выделения объекта. Но выделив объект, человек превращает его в предмет влияния, специальный предмет специфической науки. Таким образом, объект исследования — это та часть объективной реальности, которую исследует ученый, а совокупность знаний об этом объекте и сам объект в процессе исследования — это предмет изучения (исследования). Объект является носителем проблем, которые могут проявиться в определенной ситуации, при определенных условиях. Предмет исследования направлен на решение проблемы и поэтому избирается субъектом для изучения.

Следовательно, ошибочным является представление о предмете исследования как о физической части (сегменте, элементе) объекта. Только понимание сущности проблемы, оценка исходного состояния объекта, представление о желаемом состоянии объекта, обоснование цели приведут к выбору предмета исследования. Чем меньше знаний об объекте и чем больше несоответствие состояния объекта потребностям общества, тем шире и глубже диапазон возможных предметов научного исследования.

Опираясь на рассмотренные теоретико-философские представления об объекте, предмете и цели научного познания, определим содержание и взаимосвязь конструктивных элементов диссертационного исследования.

Объект исследования — это элемент объективной реальной действительности (социальное явление, процесс труда, предмет труда, операци-

онная, финансовая деятельность, управление средствами производства и т. п.).

Часть целого объекта может являться самостоятельным объектом исследования (например, недвижимость — часть основного капитала, запасы — часть оборотного капитала, управленческие кадры — часть персонала, финансовая деятельность — часть экономической деятельности предприятия). В качестве объекта исследования может выступать и сам субъект (личность, социальная группа). Объектами исследования могут быть совокупности (комплексы), как со слабо выраженными чертами внутренней организации и случайными нестабильными связями (неорганизованные совокупности), так и с противоположными устойчивыми системными связями и наличием механизма управления (коллективы работников, активы предприятия, холдинги и т. д.). Системное представление об объекте позволяет использовать при проведении исследований возможность перехода от целого к частному и наоборот [1]. Между элементами системы существуют различные отношения, взаимосвязи. Под влиянием управляющего воздействия возникает изменение какого-либо частного элемента системы, в свою очередь, вызывающее реакцию в связях и отношениях в системе в целом, возникает так называемый «внутренний системный эффект» [1].

Объекты являются носителями проблемы [1, 3]. Проблема — это состояние, положение, условие существования объекта, которые требуют решения. И объект, и потребности человека могут меняться со временем, под действием внешних и внутренних факторов, изменений условий существования — и это вызывает проблемы объекта.

Возможность и способы решения проблемы объекта положительно или отрицательно влияют на будущее состояние объекта. Проблемы можно классифицировать по двум основным направлениям: хозяйственные и научные. Устранение хозяйственных проблем возлагается на субъекты, принимающие решения на предприятиях и в подразделениях с целью повышения эффективности и качества их работы. При этом они могут использовать предоставленные наукой инструменты, методы, принципы, технологии решения тех или иных хозяйственных проблем.

На решение научных проблем нацелен научный поиск исследователей (научных работников НИИ, вузов, аспирантов, студентов, сотрудников КБ предприятий и т. п.), которые, осознавая важность и сложность хозяйственной про-

блемы, акцентируют свое внимание на поиске подходов, принципов, инструментов решения, т. е. на научной проблеме (получение знаний о незнании). С этой целью определяется программа исследования, разрабатываются меры, предложения, рекомендации, направленные на поиск вариантов решения научной проблемы.

Таким образом, исследователь в объекте должен не только выявить хозяйственную проблему, оценить ее актуальность и важность, но и четко сформулировать научную проблему, без результативности решения которой и стремления хозяйственных руководителей (или других субъектов) использовать научные результаты вряд ли возможно устранение производственных проблем и достижение поставленных целей.

Пример. Объект исследования: кадровый потенциал предприятия (элемент объективной реальной действительности).

Хозяйственная проблема: высокая текучесть кадров на предприятии (нежелательное положение, состояние).

Научная проблема: определение мер, предложений, рекомендаций, сокращающих текучесть кадров (получение знания о незнании — как сократить текучесть кадров?).

Для решения научной проблемы необходимо идентифицировать причины ее возникновения, такие как нарушение связей между элементами, утрата свойств, возникновение противоречия в отношениях и т. д., поэтому в научном исследовании кроме объекта рассматривается предмет исследования [4].

Предмет исследования — такой конкретный предметный аспект состояния и развития объекта (теоретический, методологический, практический, управленческий, организационный и т. д.), на который направлена познавательная и научно-инновационная деятельность субъекта. Результатом исследования предмета должен быть интеллектуальный информационный продукт, имеющий определенную новизну и практическую значимость для полного или частичного решения научной проблемы и, следовательно, проблемы объекта (разработанные исследователем методики, методы, алгоритмы, модели, подходы управления, способы оценки результатов и т. д.). Эти результаты могут быть получены на основе исследования совокупности отношений в различных формах выражения — юридических, производственных, социальных и т. д. Результаты достигаются в итоге изучения механизма действия законов, управляющих производством; функций предметов и процессов;

внутренних и внешних условий и характера их воздействия на процессы, ресурсы; выявления закономерностей и факторов, на них влияющих, и пр., которые могут быть предметами исследования конкретных диссертаций. Разные предметы исследования могут фигурировать в решении одной научной проблемы, предполагающей многовариантность и многосторонность возможных решений.

Мастерство в определении предмета исследования традиционно связывается с тем, насколько диссертант приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, проявляющиеся противоречия, явления, проблемы) и, во-вторых, к области существенных связей элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Пример. Объект исследования: кадровый потенциал предприятия.

Научная проблема: определение мер, предложений, рекомендаций, сокращающих текучесть кадров. Варианты предмета исследования:

1. Оценка влияния организации производства на текучесть кадров (производственные отношения).

Результат исследования: предложены показатели, характеризующие влияние условий организации производства на текучесть кадров, разработаны рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия.

2. Совершенствование системы морального и материального стимулирования и оценка ее воздействия на текучесть кадров (социальные и финансовые отношения).

Результат исследования: изменены формы и размер премирования, разработаны положение о премировании, программа мероприятий по моральному поощрению работников.

3. Совершенствование системы развития персонала и его влияние на уровень текучести кадров (социальные и трудовые отношения).

Результат исследования: определены стратегия развития персонала, методики и формы карьерного роста, обоснован выбор видов повышения квалификации, оценена эффективность предложений и их влияние на текучесть кадров.

Предмет исследования — это то, что находится в границах объекта. Именно предмет определяет тему исследования.

Пример. Тема: оценка социально-экономической эффективности внутреннего туризма в регионе (на примере Приморского края).

Объектом исследования является внутренний туризм как многоотраслевая экономическая подсис-

тема хозяйствующих субъектов экономики региона.

Предметом исследования являются процессы, тенденции и закономерности возникновения и роста социально-экономических эффектов внутреннего туризма, особенности их анализа и оценки.

Постановка цели и задач исследования —

важнейший этап написания диссертации. Цель — это конечный результат, который хотелось бы достичь исследователю. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, ставятся в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу., классифицировать. и т. д.). Формулировать задачи необходимо тщательно и аккуратно, так как описание их решения составляет содержание глав диссертационной работы. Заголовки глав также рождаются из формулировок задач предпринимаемого исследования. Количество выносимых на защиту положений, как правило, совпадает с количеством поставленных задач.

Пример. Тема: оценка социально-экономической эффективности внутреннего туризма в регионе (на примере Приморского края).

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретического и методического обеспечения оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма на уровне региона. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— систематизировать и обобщить существующие в теории и практике методические подходы к анализу и оценке социально-экономической эффективности туризма;

— исследовать комплекс внутреннего туризма как многоотраслевую функциональную подсистему регионального хозяйства с выделением основных взаимосвязей;

— проанализировать ресурсный потенциал внутреннего туризма в Приморском крае, выделить ключевые факторы и условия развития внутреннего туризма в регионе;

— разработать методику количественной оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма на уровне региона на основе комплексного подхода и интегральных оценок;

— обосновать пути повышения социально-экономической эффективности внутреннего туризма в Приморском крае.

Выбор методов исследования — необходимое условие достижения поставленной цели. Методы служат инструментом в добывании фактического материала, обеспечивающего решение проблемы. Общенаучный принцип системного подхода к выбору методов исследования заключает-

ся в комплексном изучении методологической базы существующих научных школ для обоснования собственного выбора методов решения конкретных поставленных задач [4]. Для проведения исследования могут быть использованы методы математической статистики, логического анализа, экспертных систем и оценок, диалектический метод, факторный анализ, метод группировок, методы теории графов, теории сетевого планирования и управления и пр.

Предметы исследования, цели, задачи и методы в совокупности формируют исследовательский аппарат, позволяющий перейти к главной части диссертации — описанию процесса исследования, который должен точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Таким образом, без понимания стройной системы всех элементов, формирующих исследовательский аппарат диссертации, невозможно сконцентрировать научное исследование на достижении четко обозначенных целей и проблем, освободить содержание диссертации от материалов, не имеющих отношение к решению как хозяйственной, так и научной проблем, повысить обоснованность рекомендаций и других положений, выносимых на защиту диссертации.

Кроме того, без взаимосвязи хозяйственной и научной проблем и в то же время без разделе-

ния способов, условий и результатов их решения невозможно получить адресные рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования на практике и оценить их эффективность.

Только правильный выбор объекта исследования, выявление в нем системных элементов, их устойчивости, взаимосвязи позволяет глубоко исследовать проблемы, связанные с состоянием и развитием этого объекта, и получить научные результаты, отличающиеся определенной научной новизной.

1. Введение в философию : учебник для вузов : в 2 ч. / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. М. : Политиздат, 1990. 639 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. М. : 1863-1869.

3. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2007. 512 с.

4. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты : практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 10-е изд., доп. М. : Ось-89, 2008. 224 с.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд. М. : Аз, 1996. 928 с.

6. Яценко Н. Е. Обществоведческий словарь. 3-е изд. М. : Лань, 2007, 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.