Теоретико-методологические подходы к изучению готовности к семейной жизни
Е. С. Граненкова
В настоящей статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к проблеме готовности к браку, определяются рабочие понятия.
Ключевые слова: семья, брак, готовность к семейной жизни, проблема готовности к браку, малая социальная группа. Theoretical-Methodological Approaches to Studying Readiness for Family Life
Е. S. Granenkova
In the present article the basic theoretical-methodological approaches to a problem of readiness for marriage are considered; working concepts are defined.
Key words: a family, marriage, readiness for family life, a problem of readiness for marriage, a small social group.
Семья как фундаментальная социальная общность людей, имеющая сложную природу социального института и малой социальной группы, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека и общества. Исследование семьи как уникального социокультурного феномена относится к числу сложных и актуальных проблем современности.
Человека долго и целенаправленно готовят к участию в различных сферах общественной деятельности. Для этого существует целая система образовательных институтов. А вот в области брачно-семейных отношений, столь важной для личности и для общества, пока не ведется такой подготовки.
Исследования зарубежных и отечественных ученых в области брачно-семейных отношений говорят о том, что стабильная семья может быть создана лишь при определенной готовности молодых людей к семейной жизни, выделяют различные показатели. Но пока нет единого понятия готовности к семейной жизни, нет четких параметров и методов, позволяющие изучить и измерить индивидуально-психологические характеристики готовности к семейной жизни. Поэтому затронутая тема, по-нашему мнению, заслуживает внимания.
Целью статьи является рассмотрение основных теоретико-методологических подходов к проблеме готовности к браку, а также определение рабочих понятий, таких как «брак», «семья», «готовность к семейной жизни».
В отечественной литературе по психологии и философии выделяется ряд подходов к проблеме подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям.
1. Теоцентрический подход сложившился в средневековье. В рамках этого подхода человек
рассматривается как продукт божественного творения.
Представители: Григорий Назианский, Василий Великий, П. Ф. Каптерев, Лука, Р. Кэмпбелл.
Таким образом, в контексте представленного подхода при подготовке молодежи к созданию семье утверждается важная роль взаимоотношений между родителями, успех воспитания ставится в прямую зависимость от создания близких и прочных отношений между супругами.
2. Натуроцентрический подход: человек выступает как часть природы.
Представители: Демокрит, Платон, Ж. Ж. Руссо, З. Фрейд. В данной модели подготовки молодежи к семейной жизни особое внимание уделяется взаимоотношениям матери и ребенка, роли матери. Это в дальнейшем сказывается на формировании его как родителя и семьянина.
3. Антропоцентрический подход: человек -уникальная самоценная личность.
Представители: Дж. Боулби, Э. Эриксон,
К. Роджерс. В рамках данного подхода к подготовке к семейной жизни находит отражение основной принцип роджеровской терапии: человек ответствен за свой выбор и может изменить себя. Теплая, открытая атмосфера в семье способствует свободному самовыражению личности, воспитывает у ребенка умение решать жизненные проблемы.
4. Социоцентрический подход: человек выступает как продукт социальной среды.
Представители: Дж. Локк, А. Адлер, Д. Уотсон, Б. Скиннер. Таким образом, с данным направлением связаны два центральных принципа развития семьи: отказ от борьбы за власть и учет потребностей членов семьи [5].
Методологическая основа нашего исследования определяется как антропоцентрическая, гуманистическая, направленная на становление
субъективной активности личности, свободное самоопределение будущего семьянина.
В современной науке нет единого определения семьи. Так, по мнению Б. В. Соловьева, «семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию [1, с. 44]».
С. Ю. Грачева говорит о том, что «семья -сплав любви: супружеской, родительской, детской [1, с. 47]».
A. Г. Харчев определяет семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [4, с. 21].
В нашей работе мы будем придерживаться определения семьи, данного А. Г. Харчевым, так как предыдущие исследователи рассматривают семью как социальный институт, где она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и
родством. А. Харчев выделяет и такие важные черты социально-правовой характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью, взаимопомощью, хотя он рассматривает семью как систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы.
Обратимся теперь к понятию брака.
B. А. Скрипелов определяет его следующим образом: «Брак - договор (соглашение, союз) мужчины и женщины, заключаемый в определенной форме и влекущий за собой определенные юридические последствия» [1, с. 58].
Т. М. Наумова говорит о том, что «брак - социальный институт, основанный на совокупности социальных норм, санкционирующих отношения полов, а также взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования семейной группы» [1, с. 64].
И. Ю. Королёв рассматривал нормы, обязанности и права, связанные с браком. Одни из них носят юридический характер и регламентируются в России Семейным кодексом. Другие нормы, обязанности и права - неюридический характера - регулируются моралью, обычаями и традициями [1, с. 84].
Так, ключевым в определении «брака», предложенном В. А. Скрипеловым, является понятие договор, где упускаются из виду нормы, обязанности и права, без которых не может существовать брачный союз. И. Ю. Королёв, наоборот, акцентирует свое внимание больше на юридической стороне этих составляющих брака.
Мы в нашей работе будем придерживаться определения «брака», данного Т. М. Наумовой, так как оно, по-нашему мнению, более точно отражает суть рассматриваемого процесса.
Рассмотрев такие понятия, как «семья» и «брак», можно заметить их взаимосвязь, поэтому в литературе они нередко используются как синонимы. Однако между ними есть и различия. Во-первых, они возникли в разные исторические периоды. Следует отметить, что слово «брак» происходит от русского «брать» [3, с. 694]. Институт брака прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию.
А. Г. Харчев в своих работах утверждает, что семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, в то же время предъявляет к нему немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.
Как отмечает Л. Б. Шнейдер [6, с. 612], готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:
1. Формирование определенного нравственного комплекса.
2. Способность к проявлению самоотверженности по отношению к партнеру.
3. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийного комплекса.
4. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
5. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.
Таким образом, воспитываясь в семье, дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях между людьми разного пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен, поэтому особое внимание должно уделяться и специ-
альной подготовке подрастающего поколения в школе и в родительском доме к созданию в будущем семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.
Можно согласиться с И. В. Гребенниковым [1, с. 112], что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты: социальный, нравственноэтический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, хозяйственно-экономический.
Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет не только воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция, которая также меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать, организуя работу с молодежью.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
Г. М. Андреева [1, с. 124] полагает, что устойчивость брачно-семейных отношений зависит от степени готовности к браку. Последняя понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества.
По мнению Е. И. Зритневой [2, с. 73], можно определить готовность личности к брачно-семейным отношениям как социально-психологическое образование, интегрирующее принятие ценностей социального института семьи, личностный смысл знаний и умений в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения в семье.
Структурными компонентами готовности молодежи к брачно-семейным отношениям являются мотивационно-ценностный, интеллектуальнопознавательный, действенно-практический и эмоционально-волевой.
Очевидно, что содержание готовности к семье и браку представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина гуманистической направленности личности.
В качестве одного из важных аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни можно выделить правильное понимание роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования установок, ориентации на вступление в брак.
Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к проблеме готовности к браку: теоцентрический, натуроцентрический, антропоцентрический, социоцентрический.
Методологическая основа нашего исследования психологической готовности к семейной жизни определяется как антропоцентрическая, гуманистическая, направленная на становление субъектной активности, свободное, творческое самоопределение будущего семьянина.
Были определены следующие рабочие понятия:
- Семья - малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
- Брак - социальный институт, основанный на совокупности социальных норм, санкционирующих отношения полов, а также взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования семейной группы.
- Психологическая готовность к семей-
ной жизни - интегративное личностное и социально-психологическое образование, с развивающимися внешними и внутренними связями, определяющими подготовленность в данной области жизнедеятельности человека, представляющее собой единство ценностного отношения к семье и браку, а также определенных знаний и умений. В таком образовании отмечается взаимосвязь следующих компонентов: мотивационно-
ценностного, интеллектуально-познавательного, действенно-практического, эмоционально-волевого.
Библиографический список
1. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни [Текст] / И. В. Гребенников. - М. : Просвещение. -1991. - 158 с.
2. Зритнева, Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Зритнева. - Ставрополь : [б. и.], 2000. - 197 с.
3. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4 т. Т. 2. - М. : Русский язык, 1986. - С. 694.
4. Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР [Текст]. - 2-е изд. / А. Г. Харчев. - М. : Мысль, 1979. - 368 с.
5. Хрестоматия по истории педагогики [Текст] / сост. : Г. Г. Вейсберг, Н. А. Желванов, С. А. Фрумов. -
М. , 1940. - Т 2. - 487 с.
6. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст] : учебное пособие для вузов. - 2-е изд. / Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический проект, 2006. - 768 с.