Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к формированию управленческой культуры специалиста социальной работы в системе вузовской подготовки'

Теоретико-методологические подходы к формированию управленческой культуры специалиста социальной работы в системе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куличенко Раиса Михайловна, Поздняков Алексей Петрович

The basis for a methodological analysis and choice of the system of basic approaches in interpretation of a problem of administrative culture formation is presented by philosophical, general scientific and concrete scientific levels of methodological knowledge. The authors consider the process of formation of administrative culture of a future specialist in social work at the institution of higher education leaning on axiological, system, operational, acmeological, polysubject, contextual, and reflective approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куличенко Раиса Михайловна, Поздняков Алексей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-and-methodological approaches to formation of administrative culture of a specialist in social work in the higher education system

The basis for a methodological analysis and choice of the system of basic approaches in interpretation of a problem of administrative culture formation is presented by philosophical, general scientific and concrete scientific levels of methodological knowledge. The authors consider the process of formation of administrative culture of a future specialist in social work at the institution of higher education leaning on axiological, system, operational, acmeological, polysubject, contextual, and reflective approaches.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к формированию управленческой культуры специалиста социальной работы в системе вузовской подготовки»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

P.M. Куличенко, А.П. Поздняков

Kulichenko R.M., Pozdnyakov A.P. Theoretical-and-methodological approaches to formation of administrative culture of a specialist in social work in the higher education system. The basis for a methodological analysis and choice of the system of basic approaches in interpretation of a problem of administrative culture formation is presented by philosophical, general scientific and concrete scientific levels of methodological knowledge. The authors consider the process of formation of administrative culture of a future specialist in social work at the institution of higher education leaning on axiological, system, operational, acmeological, polysubject, contextual, and reflective approaches.

Управленческая культура специалиста социальной работы - это проявление образованности и профессиональной компетентности в области управленческой деятельности; это комплексная личностно-профессиональная характеристика, целостно отражающая управленческие знания, умения и ценностные ориентации.

Формирование управленческой культуры является необходимым, сложным и противоречивым процессом, что связано с множеством объективных и субъективных, порой разнонаправленных факторов, влияющих на него, в частности: степень культурного развития общества; развитие профессиональной культуры на различных уровнях управления в социальной работе (федеральный, региональный, муниципальный, в социальной службе, личностный - специалиста социальной работы); особенности региона; своеобразие субъектов непрерывного профессионального социального образования. Определяющим фактором формирования управленческой культуры специалиста социальной работы являются требования работодателя, то есть действующей системы социальной защиты населения.

С данных позиций особую значимость приобретает исследование теоретико-методологических подходов формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в период обучения в вузе.

Подготовку специалистов по социальной работе в настоящее время ведут в России 249 вузов: университеты, институты, специализированные факультеты.

Одновременно идет активная разработка теории социального образования (С.А. Беличе-

ва, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гусля-кова, М.А. Галагузова, В.И. Жуков, И.А. Зимняя, P.M. Куличенко, В.А. Никитин, Г.И. Осад-чая, А.М. Панов, В.А. Сластенин, Л.В. Топ-чий, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро, Г.П. Штинова, Т.Ф. Яркина).

Процесс переориентации системы вузовской подготовки специалистов социальной работы на идеи формирования управленческой культуры предполагает теоретикометодологическое осмысление.

Основанием для методологического анализа и выбора системы базовых подходов в интерпретации проблемы могут служить уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный.

На философском уровне рассмотрения исследуемого процесса особое значение имеет аксиологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей образования личности. Он раскрывает вопросы о связи ценностей между собой и связи их с природой, культурой, обществом и личностью [1]. в свете глобальных требований времени «должен появиться принципиально иной тип управления, в центре которого находится единая глобальная система: Космос -Биосфера - Общество - Человек. Наука предупреждает, если сегодня человек не научится управлять ею на основе ценностного прогнозирования, моделирования, на основе разума гармонизировать свои отношения с Природой, и прежде всего между людьми -он окончательно разрушит себя» [2]. Главная задача аксиологии показать, какое место занимает ценность в структуре бытия и каково ее отношение к фактам реальности.

В контексте нашего анализа важен вопрос управленческой компетентности, ответственности специалиста социальной работы в области принятия управленческого решения на разных уровнях социального менеджмента. Понимание того, что относительность и субъективность снова стали нормами философского размышления о мире, позволяет применять аксиологический подход как методологическое обоснование формирования управленческой культуры будущего специалиста в вузе на основе обучения многовариантному решению управленческой задачи.

Ценности личности будущего специалиста социальной работы выполняют функцию перспективных стратегических деятельностных целей. Они определяют нравственные устои и принципы профессионального поведения, что имеет особое значение при выполнении управленческих функций. Поэтому необходимо целенаправленное воспитание и обучение, обеспечивающее системой профессиональных ценностей будущего социального работника.

Рассматривая управленческую культуру как ценность конкретной личности будущего социального работника, считаем, что ее сформированность показывает качество вузовской подготовки.

Общенаучный уровень методологии исследования процесса формирования управленческой культуры будущего социального работника в системе вузовского обучения представлен системным, деятельностным и акмеологическим подходами.

Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом и представляет собой направление методологии специальнонаучного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Вузовская подготовка как педагогическая система, направленная на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, включает субъектный, содержательный и технологический компоненты. Важны такие признаки системного подхода, как моделъностъ (в аспекте построения модели исследуемого процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе) и модульность (в аспекте определения системообразующих параметров и выявления

в структуре понятия «управленческая культура» интегрально взаимосвязанных свойств).

Для исследуемого процесса особое значение имеет «методология мягких систем» (Ю.М. Плотинский), которая позволяет выделить направления и методы формирования управленческой культуры по уровням: управление (мотивация, коррекция, организация, контроль, оценка); соуправление (совместное целеполагание, партнерство, диалог, договорная совместная деятельность, проектирование) и самоуправление (самодиагностика, концептуализация, саморазвитие, рефлексия).

Деятельностный подход важен с точки зрения организации значимой учебно-профессиональной и профессиональной деятельности студентов в сфере социального менеджмента как основы, средства и важного условия формирования управленческой культуры будущего социального работника в вузе. Кроме того, управленческая деятельность специалиста социальной работы рассматривается в контексте общей теории деятельности.

В отечественной психологии разработан ряд концепций и методических подходов к изучению деятельности, ее содержания и структуры. Это отражено в общетеоретических работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др., а также в исследованиях И.А. Зимней, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкого.

Задача изучения деятельности (и в частности управленческой и учебно-профессиональной) заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретических начал, показать, как в процессе целенаправленной активности личности происходит практическое преобразование объективного мира, каков механизм регуляции деятельности, как в ее процессе изменяется сам человек, как деятельность влияет на развитие возможностей человека и на совершенствование его культуры.

Существенным для рассмотрения управленческой деятельности как специфического вида человеческой деятельности является понимание того, что человек как субъект осуществляет деятельность в единстве ее стратегической, тактической и операциональной сторон. По мнению А.М. Новикова, человек, овладевая деятельностью (учебной, профессиональной, управленческой и т. п.),

учится «...делать то, что ему необходимо делать», при этом деятельность может осуществляться на разных уровнях ее иерархии [3].

Осознание специфики управленческой деятельности предполагает формирование у студентов представлений не только о ее компонентном составе, но и многосторонности такой деятельности, об управленческой культуре и ее структуре.

Для осмысления сущности процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе важными являлись идеи акмеологиче-ского подхода. В акмеологии человек рассматривается как субъект профессионального совершенствования как саморазвития, так и опосредованного акмеологическими технологиями (О.С. Анисимов, A.A. Бодалев,

A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.). Особое значение здесь имеет уникальная способность субъекта изменять различные способы собственной организации по отношению к объективно существующим. Это обстоятельство является ключевым для построения субъектом обучения индивидуальных стратегий формирования профессиональной компетентности и культуры в соответствии с условиями вузовской среды и особенностями будущей профессиональной деятельности, а субъект управления позволяет проектировать программы саморазвития управленческой культуры (уровень са-моменеджмента) и развития организационной культуры (уровень социального менеджмента и менеджмента организации).

Акмеологический подход к процессу формирования управленческой культуры акцентирует внимание на требовании к личностным и субъектным качествам управленца (особенно это важно для социального работника).

Фундаментализация требований к вузовскому обучению в целом позволяет ставить цели ситуационные, тактические и стратегические, касающиеся развития уровня профессионализма и управленческой культуры во взаимосвязи.

Конкретно-научный уровень методологии представлен совокупностью подходов, ключевых для психолого-педагогических исследований. Остановимся кратко на наиболее значимых для нашего исследования с учетом принципа дополнительности. В соответствии с ним успешное решение проблемы

выявления условий оптимального процесса формирования управленческой культуры возможно на основе подходов: полисубъект-ного, контекстного, рефлексивного.

Полисубъектный (диалогический) подход «...основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования» [4]. В этом случае принципиальным является не только факт перевода студента в позицию субъекта познания, общения и саморазвития, но и то, что условием саморазвития и самореализации личности является конструктивный диалог, контакт с другим человеком (М.М. Бахтин, A.B. Брушлинский, М. Бубер, В. Франкл и др.), изменение субъектов взаимодействия здесь рассматривается как результат их воздействия друг на друга.

Процесс формирования управленческой культуры специалиста социальной работы в вузе, на наш взгляд, будет эффективнее в условиях взаимодействия субъектов образования (преподаватели, студенты) и будущей профессиональной сферы (руководители, специалисты социальных служб), что требует соотнесения целей личности с соответствующими целями других субъектов вузовской подготовки.

Контекстный подход играет особое значение для вузовского обучения специалистов социальной работы. Он находится в тесной связи с идеями акмеологии и аксиологии [5]. Выступает он в роли дополняющего к акмеологическому подходу. Если акмео-логия определяет, прежде всего, специфику развития профессионала (а акме управленца -это «идеальная прогностическая модель», ориентир для опережающего проектирования дидактической системы), то контекстный подход направлен на исследование процесса вузовского обучения, в том числе и одного из его аспектов - формирования управленческой культуры с учетом особенностей подготовки студентов к будущей профессии.

Понятие «контекст» здесь является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения студента в процессы познания и овладения профессиональной деятельностью. Контекст включения в управленческую деятельность в социальной работе связан со степенью собственной активности студентов в процессе теоретического и прежде всего практического

обучения, что определяет успешность их дальнейшей профессиональной деятельности.

Рефлексивный подход (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Т.И. Шамова, Г.Л. Щед-ровицкий и др.) указывает на механизм исследуемого процесса. В психологических исследованиях экспериментально установлено, что при создании условий для интенсификации рефлексии успешность решения субъектом разнообразных задач (в том числе и задач формирования управленческой культуры) значительно возрастает. Во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; во-вторых, делает человека субъектом своей активности. Формирование управленческой культуры предполагает овладение им компетентностью менеджера в конкретной отрасли, включенность студента в управленческую деятельность как квазипро-фессиональную и профессиональную.

Таким образом, по нашему мнению, система теоретико-методологических подходов

к исследованию формирования управленческой культуры специалистов социальной работы в системе вузовской подготовки включает на общефилософском уровне аксиологический подход; на общенаучном - системный, деятельностный, акмеологический, а на частно-научном - полисубъектный, контекстный, рефлексивный.

1. Акмеология / под общ. ред. A.A. Деркача. М., 2002.

2. Иванов В.Н., Иванов A.B., Доронин А.О. Управленческая парадигма 21 века. М., 2002. С. 12.

3. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы, наследия, векторы развития. М., 2000. С. 134.

4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000. С. 43.

5. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

Поступила в редакцию 3.09.2007 г.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА1

М.Д. Ильязова

Ilyazova M.D. Methodological bases of forming the model of a higher education graduate. The article is devoted to a modern problem of higher education - perfecting of a future specialist model within competence-based approach to goals and results of professional higher education. Basic methodological problems are examined in the article, as well as ground for using competence-based approach for solving such tasks is given here. The article reveals the results of exploration of specific and generic nature of such notions as «competence» and «competency», further on the nature of interdependence of these categories is determined.

Повышение качества образования, совершенствование образовательного процесса является одной из актуальных проблем мировой и отечественной педагогической науки и практики. Качество профессионального образования - это сложная многоуровневая и динамичная система качеств, ориентированных на обеспечение целостного результата - качества выпускника, которое определяется степенью соответствия целей и результатов обра-

1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Астраханской области (грант РГНФ № 07-06-31605 а/Ю).

зования. Цели образовательной системы находят свое выражение в модели выпускника.

Модель выпускника той или иной специальности строится на основе модели специалиста (модели личности специалиста, модели трудовой деятельности специалиста, модели компетентности специалиста): современной и прогнозируемой. Модель специалиста (по А.К. Марковой) - это отражение объема и структуры профессиональных и социальнопсихологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. А.К. Маркова пишет о том, что при форми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.