Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы управления изменениями в энергетике'

Теоретико-методологические основы управления изменениями в энергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЬЮ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / КОМПРОМИССНЫЙ ПОДХОД / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыхтер Вероника Олеговна

В статье обобщен теоретико-методический опыт реструктуризации предприятий энергетической отрасли и системы управления изменениями. Выявлены основные факторы, оказывающие влияние на деятельность энергетических компаний на основе концепции управления изменениями, к которым относятся: экономический, фактор неопределенности, информационный, агрегирование информационного объема, фактор влияния. Актуальность статьи обусловлена наличием противоречий в системе управления на государственном и корпоративном уровнях, которые заключаются в необходимости своевременных действий и отсутствием наработанных алгоритмов их выполнения в ситуации управления изменениями внешней и внутренней среды энергетических предприятий, в которых особая роль отводиться социально-экономическим управленческим отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыхтер Вероника Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological bases in the context of change management in power energy sector

Due to the controversial experience and results of power energy sector reforms that are expressed as the gap between the legal and economic sciences, the complexity and new challenges that refer to a sphere of relations between energy market subjects are to be resolved. Business environment changes affect the energy market management and result in a lack of coordination of the public administration and corporate management that still need to strike a balance of interests. The key factor that effects the development of the power energy industry refers to the social-economic relations.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы управления изменениями в энергетике»

11.8. ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Рыхтер Вероника Олеговна, аспирантка, Институт МИРБИС, кафедра менеджмента.

rh. veronica@mail. ru

Аннотация: в статье обобщен теоретико-методический опыт реструктуризации предприятий энергетической отрасли и системы управления изменениями. Выявлены основные факторы, оказывающие влияние на деятельность энергетических компаний на основе концепции управления изменениями, к которым относятся: экономический, фактор неопределенности, информационный, агрегирование информационного объема, фактор влияния. Актуальность статьи обусловлена наличием противоречий в системе управления на государственном и корпоративном уровнях, которые заключаются в необходимости своевременных действий и отсутствием наработанных алгоритмов их выполнения в ситуации управления изменениями внешней и внутренней среды энергетических предприятий, в которых особая роль отводиться социально-экономическим управленческим отношениям.

Ключевые слова: управление изменениями,

реструктуризация энергетики, государственное управления, корпоративное управление, стратегическое управление отраслью, эффективность управления, нестабильность внешней среды, компромиссный подход, энергетические компании, социально-экономические управленческие отношения.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES IN THE CONTEXT OF CHANGE MANAGEMENT IN POWER ENERGY SECTOR

Veronica Rykhter, PhD-student, MIRBIS Institute.

rh. veronica@mail. ru

Annotation: due to the controversial experience and results of power energy sector reforms that are expressed as the gap between the legal and economic sciences, the complexity and new challenges that refer to a sphere of relations between energy market subjects are to be resolved. Business environment changes affect the energy market management and result in a lack of coordination of the public administration and corporate management that still need to strike a balance of interests. The key factor that effects the development of the power energy industry refers to the social-economic relations.

Keywords: change management, power energy sector reorganization, public administration, strategic management, corporate management, development of the power energy industry, social-economic relations.

Последние 15-20 лет в мировой энергетике прошли под эгидой либерализации, приватизации и дерегулирования отрасли, что, на первый взгляд, может свидетельствовать об ослаблении роли государства в управлении стратегической отраслью. Однако напротив, реализация интересов государства, энергокомпаний, их собственников и потребителей приводит к необходимости поиска новых решений в вопросах разработки и совершенствования методов управления в процессе структурных изменений.

К отечественной энергетике это относится даже в большей степени, поскольку активное преобразование

отрасли проводилась под эгидои неоднозначных общесистемных экономических реформ в 1990-х гг. Поэтому анализ мирового опыта и перспектив применения методов его управления в российской энергетике представляет научный и практический интерес.

Актуальным направлением исследований остается изучение взаимосвязи уровней управления в энергетической отрасли и общепризнанных подходов к роли энергетики в экономике, которые представляют собой сочетание ее рыночных, инфраструктурных и отраслевых особенностей.

Современные российские экономисты Л. Абалкин, С. Глазьев, В. Ивантер, Н. Некипелов, Л. А. Мелентьев, Ю.В. Яременко и др. неоднократно высказывались о целесообразности сохранения рационального государственного управления. Теоретико-

методологические основы государственного управления и политики в отношении инфраструктурных отраслей экономики находят отражение в работах П. Ван-Дорена, Дж. Викерса, А. Коха, Д. М. Ньюберри, Д. Морриса, В. Парето, Дж. Стиглера, У. Шепарда и др. Тем не менее, однозначного решения относительно наиболее эффективной формы государственного управления инфраструктурными отраслями на сегодняшний день не предложено, что обуславливает актуальность дальнейшего совершенствования управления изменениями в энергетике. Мировой опыт и вопросы регулирования энергетических отраслей ТЭК освящаются в трудах М. Алмаева, А. Арбатова, Н. Белоусова, Л. Богачковой и др. Таким образом, глубокий уровень теоретических исследований свидетельствует о неоднозначности решений, касающихся системы управления в отрасли.

Однако в большей степени вопросы, касающиеся повышения экономической эффективности и управления в секторе ТЭК представлены изолировано друг от друга, поскольку представляют собой диаметрально противоположные мнения о практике управления и развития энергетических систем и отдельных компаний. В связи с этим видится необходимым и возможным совершенствование концепции управления в отрасли на разных уровнях, включая государственный, отраслевой, и корпоративный уровень управления.

Среди практических проблем коммерческих предприятий энергетической отрасли, которые функционируют в условиях непоследовательного государственного регулирования и развития энергетического рынка, особо следует отметить: недостаточность развития инфраструктуры и неэффективное функционирование энергетических рынков; дефицит инвестирования, нерациональное использование инвестиций; слабая корреляция государственной политики в сфере энергетики и социально-экономических программ развития регионов; высокая степень износа оборудования; противоречивость экономических интересов участников энергетического рынка; необходимость совершенствования нормативно-правовой базы.

Таким образом, к основным факторам, оказывающим влияние на эффективность управления в энергетических системах, относятся:

1. Экономический фактор (финансовые,

организационные ресурсы, и т.д.);

2. Фактор неопределенности (внутренние и внешние параметры);

3. Агрегирование (сжатие информации по мере роста управленческой иерархии);

4. Информационный фактор (производный от агрегированного фактора, относящийся к объему информационного потока);

5. Фактор влияния (возможность влиять на правила рынка, объекты управления и т.д.)

Как указано в монографии Л.Ю. Богачковой [1], теория и практика управления энергетическими отраслями опирается на энергетическую политику и представляет собой энергетическую стратегию государства. Стратегия формулирует основные цели, направления и задачи энергетической политики государства, на ней базируется разработка, осуществление и контроль согласованных управленческих решений на всех уровнях энергетической системы.

В 1990-х гг., несмотря на богатые политэкономические традиции в русской экономической мысли, в России стал популярен англоамериканский подход к экономике. Этим обусловлен и тот факт, что данный подход возобладал при реструктуризации отечественной энергосистемы. Несомненно, реформирование порождает множество споров, однако уже сейчас можно выделить некоторые важные факты, которые оказали влияние на характер процесса реструктуризации энергетической отрасли. Во-первых, в результате распространения англоамериканского подхода сложились весьма противоречивые отношения между отечественной и зарубежной наукой: справедливо критикуя некоторые недостатки советской экономической и управленческой науки, к которым относятся аполитичность, скованность цензурой, ограниченность инструментария, многие российские экономисты подвергли сомнению эффективность ее дальнейшего развития и достоинств.

Возникшие в российской энергетике противоречия заключались в необходимости действий и отсутствием наработанных алгоритмов их выполнения в ситуации управления изменениями внешней и внутренней среды предприятия.

Управление изменениями в отрасли рассматривается в контексте современных научных школ стратегического анализа и планирования, и освещают необходимые вопросы, относящиеся к анализу внутренней и внешней среды, позиционировании компании во внешней среде и проведению конкурентного анализа. Особое внимание уделяется отношениям с персоналом компаний, их обучению и управлению знаний, а также владельцами предприятий.

На практике это подтверждается институциональным характером реформ, проведенных в отечественном энергетическом секторе, и низкой инвестиционной и инновационной активностью.

При анализе методов, целей и механизмов управления в энергетике можно выделить два направления:

1. Управление производственными мощностями и производством, в результате которого экономикоорганизационные методы и механизмы управления должны быть адаптированы и согласованы с техникотехнологическими и ресурсными особенностями;

2. Управление деятельностью акционеров-собственников, субъектами энергетики и государства (отраслевое), при этом методы и механизмы управления направлены на достижение эффективности хозяйственной деятельности в

условиях функционирующего и развивающегося

1

энергетического рынка.

Главная цель управления в энергетике достигается в основном в результате сочетания трех факторов:

1) Разработка оптимальных пропорций развития отрасли в рамках энергетического хозяйства государства;

2) Своевременное предотвращение и решение технических проблем, а также создание условий для введения научно-технических разработок для повышения эффективности работы отрасли в целом и отдельных предприятий энергетики в частности;

3) Наиболее эффективное использование всех ресурсов.

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р [7] и определяет основные составляющие российской государственной энергетической политики:

- развитие энергетического рынка и социальной политики в энергетике;

- формирование топливно-энергетического баланса;

- прогнозирование и моделирование развития отрасли в сочетании с оптимизацией недропользования в сфере добычи энергоресурсов;

- формирование и развитие региональной энергетической политики;

- формирование внешней энергетической политики.

Общим правилом для оценки выполнения работы

или эффективного осуществления процессов является способность рационального использования ресурсов. С точки зрения развития экономики и дальнейшей перспективы развития отрасли, высокая стоимость электроэнергии и общее состояние отдельных элементов энергосистемы может превратить продукцию целых отраслей в нерентабельную. В более крупном масштабе результат проявляется в нарушении денежных потоков на макроэкономическом уровне, что позволяет говорить о действии эффекта мультипликатора.

Однако фактически региональные и федеральные Энергетические стратегии развития разрабатывались «без прогноза социально-экономического развития страны и регионов»2.

В условиях рыночной экономики государственная политика управления отраслью характеризуется ограниченным контролем, в связи с этим главным ее направлением является совершенствование ее методов управления. Основную сложность составляет согласование интересов всех участников рынка при достижении социально значимых эффектов деятельности отрасли. Поэтому в теории и практике неизбежно возникают разнонаправленные мнения по

1 Хабачев Л.Д. Стратегический менеджмент. Основы стратегического планирования и управления развитием систем энергетики. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - С. 5-6.

2 Премия Правительства РФ — Иркутским ученым-энергетикам // Наука в Сибири: еженед. газета Сибирского отделения РАН. N 9 (2844). 2012. 1 март. URL:

http://www.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=625&id=2 (дата обращения:

20.02.2013).

вопросу эффективности частного сектора и

конкуренции в отрасли, которые относятся к

положениям экономики благосостояния.

Государственная политика в отношении сектора или отрасли производства, а также совершенствования

3

управления традиционно включает :

- Определение институциональной структуры и

формы права собственности в отрасли;

- Требования, предъявляемые к частному сектору, разграничения сфер деятельности государственного и частного сектора;

- Применение политики государственного регулирования и вмешательства для поддержания и развития конкуренции в соответствующих областях;

- Разработку механизмов и инструментов для

государственного регулирования: антимонопольная

политика, структурная, налоговая и т.д.

В этом контексте наиболее конструктивным видится компромиссный подход, сочетающий в себе элементы государственного управления, направленные на обеспечение высокой экономической эффективности и государственной ответственности за реализацию общественных интересов, наиболее целесообразный для применения в процессе управления внешними и внутренними изменениями.

Для выполнения требования экономической эффективности функционирования энергокомпаний видится целесообразным:

1. Определение сфер производственной деятельности, где рынок максимально обеспечивает выполнение ожидаемого общественного результата;

2. Осуществление государственного управления в тех сферах, где рынок неэффективен.

Однако приведенным аргументам можно противопоставить следующие противоречия:

1. Сложность и неоднозначность определения сфер «эффективного рынка»;

2. Разнородность и противоречивость общественных интересов;

3. Сочетание вышеприведенных факторов и, как следствие, разработка инструментов и методов управления системой.

Как правило, в экономической литературе,

посвященной теоретическим аспектам

государственного регулирования (А. Кох, Д. Хей, П. Ван-Дорен и др.), выделяется два альтернативных подхода к государственному управлению отраслью.

Они представлены положениями конкурентной и антимонопольной политики в отношении трех

факторов:

1. Концентрация производства (концентрация рыночной власти в руках крупных корпораций наряду с экономией от масштаба производства)4;

2. Входные барьеры в отрасль (положительные и отрицательные эффекты регулирования возможного входа)5;

3. Вертикальная интеграция (положительные и

отрицательные эффекты) .

3 Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. В 2 т.Т.2. С. 422-559.

4 Williamson, O.E. Economics as an Anti-trust Defense: The Welfare trade-offs/ O.E. Williamson// American Economic Review. - 1968. -№ 58. - P. 18-36.

5 Perry, M.K. Scale Economics, Imperfect Competition and Public

Policy/ M.K. Perry// Journal of Industrial Economics. - 1984. - № 32.

- P. 293-312.

Согласно государственному подходу к управлению энергетической отраслью в процессе изменений можно условно разделить на две группы факторов влияния: управляемого и внешнего характера.

К управляемым факторам относятся :

- Энергетическая политика государства и структурноинституциональные преобразования в ТЭК;

- Согласованность бюджетной, инвестиционной,

тарифной, налоговой, денежно-кредитной,

антимонопольной, инновационной и экологической политики;

- Социально-экономическая политика и управление на всех уровнях (федеральный, региональный и корпоративный);

- Долгосрочное планирование в целях соблюдения государственных интересов;

- Обеспечение и поддержание высокого техникотехнологического уровня, а также унификации и стандартизации;

- Разработка и стимулирование отраслевой политики в сфере инноваций, инвестиций и энергосбережения.

Это также обусловлено отсутствием взаимосвязи общих социальных ожиданий и планов энергетических компаний, которые в большей степени ориентированы на глобальный характер деятельности за счет масштаба. Другими словами, для отрасли в целом характерна относительная автономность, что выражается в ограниченности инновационной и инвестиционной активности в научные разработки и технологии. Подобная краткосрочность взглядов может быть оправдана нестабильностью внешней среды, в условиях которой собственники энергокомпаний нацелены управление с целью получения прибыли и повышением акционерной стоимости компании. Таким образом, в процессе определения целевых ориентиров при управлении компанией в условиях рынка, на уровне корпоративного управления приоритет отдается интересам владельцев энергокомпании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе непосредственного корпоративного управления предполагается:

1. Использование инструментов научного управления организационной структурой;

2. Совершенствование системы управления в корпоративной структуре и адаптация рыночным условиям;

3. Своевременная диагностика управленческих процессов и их корректировка;

4. Система управления производственной деятельностью в корпорации.

В сущности, представленные элементы сводит цели компании к специфическим формам сочетания интересов субъектов: увеличение прибыли и

сохранение финансовой устойчивости - для удовлетворения интересов акционеров, стабильная и достойная оплата труда - для сотрудников, приемлемая цена на электроэнергию и бесперебойное обслуживание - для потребителей.

Однако обеспечение защиты интересов сводится не столько к улучшению финансово-экономических показателей, сколько к защите вложений. Это приводит к коллизии интересов во взаимоотношениях

6 Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. В

2 т.Т.1. - С. 384; Т.2. - С. 592.

7 Там же, С.17.

между менеджментом, действующим на основе принципов управления, и владельцами компании, исходящих из своих прав собственности. Таким образом, корпоративное управление,

ориентированное на максимальное обеспечение защиты интересов инвесторов, характеризуется отсутствием транспарентности и отсутствием эффективности ввиду разнонаправленности интересов субъектов управления. Это во многом объясняет причины неэффективного управления как на государственном, так и на корпоративном уровне, и обуславливает автономность энергокомпаний.

В связи с вышеизложенным, отечественная Энергетическая стратегия разрабатывается с целью обеспечение баланса между сохранением экономической эффективности и соблюдением общественных потребностей и социальной ответственности, которые связываются со стратегической ролью энергетики как инфраструктуры. Однако учитывая нормативную базу, регламентирующую работу энергетической отрасли, можно отметить, что в отношении второго фактора существующие решения явно недостаточны и требуют дальнейшей доработки.

Сторонники реформирования энергетической отрасли, часто ссылаясь на успешный опыт стран, завершивших преобразования, мало принимают во внимание, что этот опыт весьма неоднозначен и противоречив. К тому же действующие за рубежом модели рынка электроэнергии отличаются большим разнообразием и постоянно корректируются в соответствии с экономическими и стратегическими изменениями в экономике и политике государства.

В последнее время все более актуальны дискуссии о возможном дальнейшем развитии электроэнергетики и результатах ее реформы. С одной стороны, экспертами признается острая необходимость привлечения инвестиций в базовую отрасль, без развития которой невозможен дальнейший рост ВВП. С другой стороны, уже сейчас наблюдается значительный рост тарифов, что, безусловно, ставит под сомнение экономический успех реформы для государства в целом и для отрасли в частности.

Суть в том, что с внедрением нового подхода к экономической теории произошел разрыв между юридической и экономической науками. В России и странах СНГ преобладает континентальная европейская правовая система, базирующаяся на кодификации законов, в отличие от англоамериканской, которая основана на прецедентном праве. Условия усугубляются отсутствием соответствующей законодательной базы, проведение реформ происходит на основе подготовленных чиновниками указов, инструкций и распоряжений.8 После проведения экономических реформ фактически ситуация повторилась и с реорганизацией энергетики.

С 2008-2009 гг. стало очевидным, что ставка на частных инвесторов себя не оправдала, и на фоне активных процессов слияний и поглощений

8 Кротов М.И. Политико-экономические проблемы российской модернизации // Проблемы современной экономики: Евраз. междунар. науч.-аналит. интернет-изд. N 2 (34). 2010. URL: Ь|йр:/Л«\№л/.т-есопоту.ш/а|1рЬф?пАг1И=3064 (дата обращения:

20.02.2013).

происходит консолидация энергетических активов, в которой государство играет главную роль.

Управление в энергетической компании в современных условиях рынка требует всесторонней оценки, распределении и предвидения рисков и

возможностей, способности извлекать и использовать ресурсы, учитывать и сочетать отраслевой, инфраструктурный и рыночный подход к энергетике.

Таким образом, наблюдая производимые в энергетической отрасли изменения, создается впечатление, что наиболее активные отечественные и зарубежные сторонники кардинальных

преобразований в энергетическом секторе видят их смысл в абстрактных ценностях либерализации рынка, а не в решении насущных проблем в сфере

управления, инвестиций, обеспечения надежности, ценовой и тарифной политики в энергетике.

Очевидно, что во многом результаты реформ в энергетике обусловлены экономическими реформами, неоднозначное управление которыми доказало

невозможность эффективной деятельности без ясного понимания стратегических целей и четкого плана развития. Отдельное значение в исследовании отводится роли специфическим характеристикам и достоинствам энергосистемы, обладающей уникальной электрологистической основой и историческими особенностями ее формирования.

Особенностью управления в энергетике, которая призвана обеспечивать устойчивое экономическое развитие государства, происходит в условиях непоследовательного государственного

регулирования и усугубляется отсутствием соответствующей законодательной базы.

Условия сложившейся практики управления в отрасли и внедрение западных теорий менеджмента определяют необходимость дальнейшего

совершенствования государственного и

корпоративного уровней управления, в которых особая роль должна отводиться социально-экономическим управленческим отношениям.

Список литературы:

1. Богачкова Л.Ю. Совершенствование управления

отраслями российской энергетики: теоретические

предпосылки, практика, моделирование. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.

2. Кротов М.И. Политико-экономические проблемы

российской модернизации // Проблемы современной экономики: Евраз. междунар. науч.-аналит. интернет-изд. N 2 (34). 2010. 1^1.: http://www.m-

есопоту.ги/аг1р11р?пА|1И=3064 (дата обращения:

20.02.2013).

3. Хабачев Л.Д. Стратегический менеджмент. Основы стратегического планирования и управления развитием систем энергетики. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та,

2011.

4. Хей Д., Моррис Д. Теория организации промышленности:/Пер. с англ. под ред. А.Г.Слуцкого. -СПб.: Экономическая школа, 1999.В 2 т.

5. Интернет-документы:

6. Премия Правительства РФ — Иркутским ученым-

энергетикам // Наука в Сибири: еженед. газета

Сибирского отделения РАН. N 9 (2844). 2012. 1 марта 1^1.: http://www.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=625&id=2

(дата обращения: 20.02.2013).

7. "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года " утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.

URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/

(дата обращения: 20.02.2013).

8. "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года " от 28 августа 2003 г. № 1234-р // Российская газета. 2003 г. № 428 .

Reference list:

1. Bogachkova, L.Y. Improving of the management in energy industry: theoretical background, practice, modeling. -Volgograd: Volgograd Science Publishing house, 2007.

2. Krotov, M.I. The political and economic problems of

Russian modernization // Problems of Modern Economics: Eurasian international scientific and analytical online edition. N 2 (34). 2010. URL: http://www.m-

economy.ru/art.php?nArtId=3064 (date accessed: 02/20/2013).

3. Habachev, L.D. Strategic management. Strategic planning and management in development of energy systems. - St. Petersburg: Polytechnical University, 2011.

4. Hay, D., Morris, D. The theory of industrial organization:/ Translation from English edited by Slutskiy A.G. - St. Petersburg.: The School of Economics, 1999.

5. Award of the Government of the Russian Federation to the

Irkutsk energy scientists / / Science in Siberia: A weekly newspaper of the Siberian Branch of RAS. N 9 (2844).

2012. March, 1. URL:

http://www.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=625&id=2 (date accessed: 02/20/2013).

6. "Russian Energy Strategy up to 2030" approved by the

Federal Government on November 13, 2009 № 1715-r. URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/

(date accessed: 20/02/2013).

7. "Russian Energy Strategy up to 2020" approved by the Federal Government on August 28, 2003 № 1234-r // Rossiyskaya Gazeta., 2003 № 428.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Теоретико-методологические основы управления изменениями в энергетике» Рыхтер В. О.

Материал статьи основан на детальном анализе теоретикометодологических основ реструктуризации предприятий и управления изменениями в контексте рыночных преобразований энергетической отрасли. Выявлены основные факторы, оказывающие влияние на деятельность энергетических компаний, обуславливающие противоречия и неоднозначные результаты концепций государственного и корпоративного управления отраслью. Актуальность подтверждается необходимостью совершенствования системы управления энергетической отраслью в целом с целью обеспечения экономического роста государства.

Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры менеджмента

Института МИРБИС

О. Б. Зильберштейн

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.