ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
Вершинина А.А.
В статье рассмотрены основные аспекты статистического анализа прямых иностранных инвестиций в России, показаны преимущества и недостатки иностранных инвестиций в экономику России, проведен краткий анализ современного состояния иностранного инвестирования в отечественную экономику, приведены направления совершенствования статистического анализа прямых иностранных инвестиций.
Ключевые слова: статистика, статистический анализ, инвестирование, прямы иностранные инвестиции.
TEORETIKO-METHODOLOGICAL BASES OF THE STATISTICAL ANALYSIS OF DIRECT FOREIGN INVESTMENTS INTO RUSSIA
Vershinina A.
In article the basic aspects of the statistical analysis of direct foreign investments into Russia are considered, advantages and lacks offoreign investments into economy of Russia are shown, the short analysis of a current state of foreign investment in domestic economy is carried out, directions ofperfection of the statistical analysis of direct foreign investments are resulted.
Keywords: statistics, the statistical analysis, investment, are direct foreign investments.
В результате осуществления рыночных реформ Россия в настоящее время стала полноправным членом мирового рынка, в том числе и в финансовой сфере. Этот процесс имеет для страны свои как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, иностранные инвестиции восполняют дефицит собственных финансовых ресурсов, создают базу для развития производства и, следовательно, для решения проблем безработицы, для преодоления структурного кризиса и т.п. С другой стороны, в долгосрочной перспективе увеличение выплаченных доходов по иностранным инвестициям может привести к уменьшению национального сбережения и, следовательно, к снижению внутренних инвестиций, а затем и ВВП. Кроме того, в экономике, открытой для международных потоков капитала, возникает дополнительный внешний дестабилизирующий фактор - региональные и мировые финансовые кризисы. В этих условиях представляется очевидной актуальность совершенствования методологии учёта и отчётности международных потоков капитала с целью преодоления непредсказуемости их движения1.
В настоящее время перед Россией стоит сложная задача привлечения инвестиций с учетом собственных стимулов и одновременная их ориентация на достижение национальных целей при помощи мер общеэкономического регулирования. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала российской экономики и повышения ее привлекательности для иностранных инвесторов.
В это время привлечение именно иностранных инвестиций находится в ряду приоритетных задач российской экономической политики. Так как именно ПИИ в большей степени способны обеспечить трансферт из-за границы в Россию передовых технологий, оборудования и «ноу-хау», обновление на этой основе производственного аппарата, возрождение и рост промышленного производства. В этой связи целесообразно сформулировать основные преимущества и недостатки привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Основными преимуществами притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны является2:
- повышение темпов экономического роста;
- рост бюджетной эффективности;
- повышение социальной стабильности;
- улучшение международного имиджа.
- Рассмотрим каждое из преимуществ подробно.
Приток прямых иностранных инвестиций - один из наиболее эффективных способов интеграции страны в мировую экономическую систему. В современных условиях для обеспечения высокой степени интегрированности необходимы не только экономические предпосылки и благоприятный имидж страны на международной арене. Наличие большого объема иностранных компаний доказывает мировому эко-
номическому сообществу открытость, дружественность страны и эффективную защиту иностранного капитала.
С другой стороны обширный приток прямых иностранных инвестиций может оказывать негативное влияние на национальную экономику страны-реципиента. По нашему мнению, это выражается в:
- сложности обеспечения экономической безопасности государства;
- разрушении местного производства;
- ресурсном истощении.
Российская статистика находится в процессе становления, и большинство проблем экономико-статистического учёта международных потоков капитала мало знакомы российским статистическим органам. Это связано, прежде всего, с принципиальным изменением круга статистических единиц, наблюдаемых в связи с оценкой иностранных инвестиций. В результате отсутствия четкой и однозначной методологической базы в России отсутствуют качественные, информативные показатели даже по важнейшим операциям с иностранными инвестициями (особенно по сектору нефинансовых предприятий и небанковским финансовым организациям), в России не составляется международная инвестиционная позиция, которая вскоре станет обязательным элементом Специального Стандарта Распространения Данных МВФ. Эта ситуация приводит к потере контроля органов госуправления за состоянием российского финансового рынка, к ошибкам при разработке валютного курса и макроэкономической политики в целом. Представляется целесообразным использовать в российской статистической практике рекомендации автора по совершенствованию системы обследований иностранных инвестиций и российских инвестиций за границу: это могло бы существенно повысить репрезентативность и достоверность собираемой информации, упростить учёт и, следовательно, уменьшить число ошибок наблюдения. Вполне обоснованным является предложение о разделении форм отчётности по привлечённым иностранным инвестициям и инвестициям за границу3.
В современных условиях, характеризуемых глобализацией мировых экономических процессов, понимание тенденций в развитии международного рынка капитала невозможно без всестороннего анализа потоков капитала в форме прямых инвестиций. Обширная статистика и обстоятельный доклад о состоянии и особенностях развития прямых иностранных инвестиций в масштабах мировой экономики ежегодно публикуются Конференцией Организации Объединенных Наций (ООН) по торговле и развитию (UNCTAD). По данным последнего доклада - World Investment Report 2007 - за 2006 г ., мировой объем привлеченных прямых иностранных инвестиций составил 1,3 трлн. долларов США. Россия, наряду с такими странами, как Китай и Индия, упоминается в качестве одного из наиболее крупных реципиентов и источников прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Их поступление, по
1 Иванов Н.Ю. Методология и анализ статистики иностранных инвестиций России. М.: Финансы и статистика, 2000.
2 Левченко С. А. Значение прямых иностранных инвестиций и методы их стимулирования. // Экономико-правовое обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов в России - С-Пб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2007.
3 Иванов Н.Ю. Методология и анализ статистики иностранных инвестиций России. М.: Финансы и статистика, 2000.
данным платежного баланса Российской Федерации за 2006 г оценивается в 30,5 млрд. долларов США, а соответствующие зарубежные вложения резидентов - в 23,2 млрд. долларов США.
В соответствии с методологией платежного баланса прямые иностранные инвестиции включают в себя три вида показателей4:
- участие в капитале - операции прямого инвестора с акциями, паями (или иными свидетельствами участия в капитале) предприятия прямого инвестирования;
- реинвестированные доходы - предназначенная прямому инвестору часть полученной, но не распределенной в отчетном периоде прибыли (убытков) от деятельности предприятия прямого инвестирования, пропорциональная доле участия прямого инвестора в капитале данного предприятия;
- прочие инвестиции - не относящиеся к перечисленным выше видам операции с финансовыми активами и обязательствами между прямым инвестором и предприятием прямого инвестирования (в основном связанные с движением задолженности).
Как и остальные категории финансового счета, операции с прямыми иностранными инвестициями отражаются по активам и по обязательствам. В платежном балансе они имеют специальное название «прямые иностранные инвестиции»: (а) за границу - операции с иностранными активами; (б) во внутреннюю экономику -операции с иностранными обязательствами. В международной инвестиционной позиции (МИП) классификация прямых иностранных инвестиций соответствует платежному балансу. Результирующий показатель отражает объем иностранных инвестиций данной категории на определенную дату, накопленных как в результате операций, включаемых в платежный баланс, так и вследствие других изменений (стоимостных, курсовых и прочих).
В России статистика прямых иностранных инвестиций формируется двумя ведомствами: Банк России представляет данные о прямых иностранных инвестициях в рамках платежного баланса; Росстат публикует данные о прямых иностранных инвестициях в качестве подраздела раздела «Инвестиции». Периодичность публикации данных и в том и в другом случае квартальная. Росстат осуществляет сбор данных о прямых инвестициях методом обследования предприятий, которые ежеквартально представляют отчет по форме федерального государственного статистического наблюдения N 1-инвест «Сведения об инвестициях в Россию из-за рубежа и инвестициях из России за рубеж»5. В нее включены показатели, характеризующие движение прямых инвестиций, а также поступление доходов от них. В рамках прямых инвестиций предусмотрен отчет по следующим категориям: взносы в капитал (выделяются материальные и нематериальные активы, недвижимость, денежные средства, реинвестирование), финансовая аренда, кредиты, прочие прямые инвестиции. Доход от прямых инвестиций подразделяется, с одной стороны, на реинвестированный доход и распределенный доход, а с другой - на доход от участия в капитале, доход по долговым обязательствам (проценты), арендную плату за лизинг. Отчетность представляют юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций. Итоговые показатели представляются в распределении по видам деятельности, а также по отдельным странам. Кроме того, регистрируется поступление и отток прямых иностранных инвестиций за отчетный период.
Банк России формирует статистику прямых иностранных инвестиций с использованием более широкого набора информационных источников. Форма статистического наблюдения N 1 -инвест является лишь одним из них. Помимо нее, используется представляемая в Банк России отчетность кредитных организаций (формы N 401, 402,405,407,664,665,711), информация различных правительственных учреждений, субъектов Российской Федерации, данные стран-партнеров и отдельных предприятий, собственные расчеты и оценки6. В первую очередь, на основании данных, включенных в раздел 3 формы N 401 «Отчет уполномоченного банка об иностранных операциях», Банком России формируется статистика_прямых иностранных инвестиций банков. В остальном необходимость обработки столь значительного объема информации обусловлена наличием определенных проблем, связанных с осуществлением надежных стоимостных оценок прямых инвестиций, а также с корректной классификацией получаемых данных.
Ряд проблем связан с достоверностью данных, получаемых из формы N 1-инвест. В качестве примера можно привести такую категорию, как реинвестирование. Хотя принцип отражения в СНС и платежном балансе начисленных, но не распределенных в отчетном периоде доходов как вновь сделанных инвестиций не является новым, понимание методологии этого специфического статистического пока-
зателя и способа его расчета для неспециалиста может быть весьма затруднительным. С этой точки зрения представляется спорным выделение в форме N 1-инвест реинвестирования в качестве отдельной категории. Трудно ожидать, что сотрудник предприятия, заполняющий эту форму и обладающий, скорее, бухгалтерскими навыками, а не знаниями статистика, в состоянии корректно, с учетом всех методологических требований, отразить такой показатель, как реинвестированные доходы, в первичной форме отчетности. Таким образом, подобный методологический недостаток отчетной информации не позволяет считать ее надежной и требует иных форм получения статистических данных. В данном случае одним из методов является использование финансовой отчетности, официально публикуемой предприятиями. В последнее время все большее количество российских предприятий, в том числе прямых инвесторов или предприятий прямого инвестирования, предоставляют такую информацию. В основном это обусловлено требованиями раскрытия финансовой информации при публичном размещении ими ценных бумаг на финансовых рынках. Значительная часть подобных отчетов составляется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), которые в наибольшей степени близки методологии оценки прямых иностранных инвестиций. Достоверность и регулярность публикаций такой информации позволяют использовать ее для осуществления оценок компонентов прямых инвестиций, и в частности показателя реинвестированных доходов.
Примером другого рода, имеющим отношение к проблеме классификации, является выбор корректной категории в структуре иностранных активов/обязательств для займов, полученных в результате размещения выпусков ценных бумаг на международных рынках. Как было сказано выше, часто для этих целей используются специально созданные за рубежом дочерние компании - так называемые предприятия специального назначения. Выпуск ценных бумаг формально осуществляется от имени такого предприятия, но фактически - в пользу материнской компании, активами которой и обеспечивается. В этом случае формальный критерий (доля участия в капитале предприятия) позволяет считать передачу заемных ресурсов дочерней компанией материнской как операцию в рамках прямых иностранных инвестиций. Однако дочерняя компания выполняет лишь посредническую функцию, а не является реальным кредитором. В этом случае, принимая во внимание экономическую сущность операции (а именно этот принцип является одним из основополагающих в статистике платежного баланса), могут существовать основания для классификации займов вне категории «прямые инвестиции», и такие операции могут быть из нее исключены.
Это лишь некоторые примеры, иллюстрирующие проблемы, с которыми сталкиваются составители платежного баланса в процессе формирования показателей категории «прямые иностранные инвестиции». В целом спектр задач, решаемых ими, весьма широк - от ведения реестра предприятий такой категории (который может быть достаточно подвижным в силу изменения состава владельцев предприятия, доли инвесторов и т. д.) до проверки детализированных показателей отдельных предприятий с целью корректной оценки форм инвестирования, верной классификации и стоимостной оценки, а также анализа самой разнообразной дополнительной информации, помогающей повысить точность статистических данных.
Таким образом, ПИИ являются потенциально мощным фактором роста и повышения эффективности производства и, следовательно, сильным механизмом переноса изменений в экономическую систему. С ними связывается решение многих долгосрочных и текущих проблем национальной экономики: повышение бюджетной эффективности, повышение конкурентоспособности национальной продукции, ускорение процесса диверсификации национального экспорта, повышение уровня инновационности экономики.
Рассмотрим динамику привлечения прямых иностранных инвестиций в РФ за последние несколько лет. В период 1995-2007 гг. уровень прямых иностранных инвестиций демонстрирует существенный рост, так в 2003 г. объем привлеченных инвестиций составил 16,7 млрд. долл., а в 2007 - 47,8 млрд. долл., затем наблюдается существенный спад иностранных инвестиций, что связано с мировым финансовым кризисом (рис. 1).
По прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ с 2011 г. ожидался рост притока в российскую экономику прямых иностранных инвестиций в связи с ростом доверия к российской экономике со стороны иностранных инвесторов. Данные об общем объеме иностранных в экономику России в 2009 г. по их видам приведены в табл. 1.
(ОЧОГ-ОО^О^Г^т^Г^ЧО^ОО^
очач^ст\ооооооооооо очоч^^^оооооооооо
Рисунок 1. Динамика привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику РФ7
Таблица 1. Поступление иностранных инвестиций по типам (на конец года, в млн. долларов США)8
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Иностранные инвестиции -всего 2983 6970 12295 11773 9560 10958 14258 19780 29699 40509 53651 55109 120941 103769 81927
в том числе:
прямые инвестиции 2020 2440 5333 3361 4260 4429 3980 4002 6781 942С 13072 13678 27797 27027 15906
из них:
взносы в капитал 1455 1780 2127 1246 1163 1060 1271 1713 2243 7307 10360 8769 14794 15883 7997
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 341 450 2632 1690 1872 2738 2117 1300 2106 1695 2165 3987 11664 9781 6440
прочие прямые инвестиции 224 210 574 425 1225 631 592 989 2432 418 547 922 1339 1363 1469
портфельные инвестиции 39 128 681 191 31 145 451 472 401 333 453 3182 4194 1415 882
из них:
акции и паи 11 42 572 33 27 72 329 283 369 302 328 2888 4057 1126 378
долговые ценные бумаги 28 86 109 156 2 72 105 129 32 31 125 294 128 286 496
прочие инвестиции 924 4402 6281 8221 5269 6384 9827 15306 22517 30756 40126 38249 88950 75327 65139
из них:
торговые кредиты 187 407 240 1671 1452 1544 1835 2243 2973 3848 6025 9258 14012 16168 13941
прочие кредиты 493 2719 4347 6297 3349 4735 7904 12928 19220 26416 33745 28458 73765 57895 50830
прочее 244 1276 1694 253 468 105 88 135 324 492 356 533 1173 1264 368
Таким образом, можно констатировать, что темпы роста притока ПИИ начинают существенно снижаться, что, по нашему мнению, связано со следующими причинами:
- во-первых, с общей рецессией мировой экономики;
- во-вторых, повышением рисков российской экономики;
- в-третьих, отсутствием эффективной государственной стратегии привлечения иностранных инвестиций;
- в-четвертых, снижающимися темпами роста национальной экономики;
- в-пятых, ухудшающимся имиджем России в мировом экономическом сообществе.
В заключение хотелось бы кратко остановиться на некоторых задачах в сфере статистики прямых иностранных инвестиций, стоящих перед российскими и зарубежными специалистами. В работе по совершенствованию национальной статистической практики можно выделить несколько главных проблемных направлений:
- необходимость согласования на межведомственном уровне основных методологических подходов, применяемых в статистике пря-
4 Заметки российского статиста. - http://www.ekonominform.ru/2010/08/
5 См.: Постановление от 26 августа 2005 г . N 64 Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-инвест «Сведения об инвестициях в Россию из-за рубежа и инвестициях из России за рубеж». Федеральная служба государственной статистики.
6 См.: Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации. I квартал 2007 года. - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2007.
7 Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
8 Источник : http://www.gks.ru/free doc/new site/business/invest/in inv1.htm
мых иностранных инвестиций, в том числе при разработке первичных форм отчетности;
- развитие статистики прямых иностранных инвестиций в рамках платежного баланса в направлении ее дальнейшего дезагрегирования, в частности в распределении по странам;
- задачей более отдаленного будущего можно считать расширение информационной базы за счет развития дополнительных статистических систем, что будет способствовать более глубокому пониманию существенных характеристик прямых иностранных инвестиций, их влияния на экономику страны.
Литература:
1. Постановление от 26 августа 2005 г . N 64 Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-инвест «Сведения об инвести-
циях в Россию из-за рубежа и инвестициях из России за рубеж». Федеральная служба государственной статистики.
2. Иванов Н.Ю. Методология и анализ статистики иностранных инвестиций России. М.: Финансы и статистика, 2000.
Левченко С. А. Значение прямых иностранных инвестиций и методы их стимулирования. // Экономико-правовое обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов в России - С-Пб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2007.
3. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации. I квартал 2007 года. - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2007.
4. Заметки российского статиста. - http://www.ekonominform.ru/ 2010/08/
5. Федеральная служба государственной статистики. - http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/in_inv1.htm
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ СОВМЕСТНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В НЕСТРУКТУРИРОВАННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Полютов А.А., кандидат химических наук, доцент, докторант Российской академии предпринимательства Ширяев С.И., кандидат экономических наук, старший вице-президент, исполнительный директор ГК «Восток сервис»
В статье показаны особенности института совместного принятия решений в кластерах. В частности, рассмотрены основные аспекты качества приятия решений, формирования Совета директоров и распределение ролей в рамках института совместного принятия решений в кластере.
Ключевые слова: отрасль, кластер, кластерная политика, территория, управленческое решение.
FORMATION OF BODIES OF JOINT DECISION-MAKING IN NOT STRUCTURED
ASSOCIATIONS
Poljutov A., Cand.Chem.Sci., the senior lecturer, Doctorant of the Russian academy of business Shiryaev S., Cand.Econ.Sci., The senior vice-president, chief executive GC «Vostok servis »
In article features of institute of joint decision-making in кластерах are shown. In particular, the basic aspects of quality of acceptance of decisions, formations of Board of directors and cast within the limits of institute of joint decision-making in кластере are considered.
Keywords: branch, kluster, kluster's policy, territory, administrative decision.
Институт совместного принятия решений в продуктовых кластерах представляет собой систему отношений между участниками, предназначенную для согласования стратегических приоритетов развития, а также для регулирования совместно используемых ресурсов. Экономическая структура продуктового кластера - это система взаимоотношений между компаниями-участниками, реализуемая посредством и в рамках института совместного приятия решений, с учетом роли конкретного субъекта в производстве продукта.
Очень важным фактором обеспечения работоспособности данного института является учет особенностей систем принятия решений всех участников продуктового кластера. Для обеспечения надлежащего функционирования данного института мы предлагаем рассмотреть основные элементы института принятия решений в продуктовом кластере. По нашему мнению, для обеспечения надлежащего качества приятия решений целесообразно учитывать следующие аспекты:
- взаимодействие между собственниками и членами Советов Директоров всех участников продуктового кластера;
- взаимодействие между Советами Директоров различных участников продуктового кластера;
- принимаемые решения Советами Директоров различных участников продуктового кластера;
- управление качеством реализации решений, принимаемых Советами Директоров различных участников продуктового кластера;
- процесс принятия и осуществления решений.
Проблема организации институтов совместного принятия решений в продуктовых кластерах обуславливается наличием виртуальных производственных цепочек, которые могут быть созданы на основе функциональной, территориальной, номенклатурной, либо продуктовой принадлежности конкретных участников продуктового кластера. По нашему мнению, в основе функциональной принадлежности лежит выполняемая участником функция в рамках кластера, в основе территориальной - местонахождение, в основе номенклатурной - ассортимент выпускаемой продукции, а в основе продуктовой - характер и вид экономической деятельности.
Мы считаем, что указанная специфика деятельности присуща, как правило, продуктовым кластерам. Это обусловлено рядом макроэкономических и исторических факторов. Однако простой перенос инструментов и методов корпоративного управления на деятельность продуктового кластера, по нашему мнению, нецелесообразен. Мы считаем, что концептуальные методы и модели необходимо адаптировать к особенностям деятельности продуктового кластера.
Указанные особенности накладывают определенные ограничения и предъявляют дополнительные требования к институту совместного принятия решений в продуктовых кластерах. В частности, функционирование продуктового кластера в рамках единого производственного процесса усложняется наличием нескольких реальных и финансовых потоков, создаваемых с учетом складывающихся требований рынка.
Все институты, так или иначе относящиеся к корпоративной сфере, включают, как непосредственные регуляторы экономических и управленческих мотивов поведения совладельцев компаний продуктового кластера, так и опосредованные регуляторы (такие, как политические риски, национальные традиции, фондовый рынок, фискальная система и др.). Например, О. Осипенко предлагает пятиуровневую систему институтов, являющихся непосредственными регуляторами корпоративных отношений1:
- совокупность нормативно-правовых актов, представленных подсистемами - федеральным законодательством и подзаконными актами;
- федеральные акты «рекомендательного права», в первую очередь, Кодекс корпоративного поведения;
- рекомендательные документы профессиональных, региональных объединений предпринимателей и саморегулируемых организаций;
- корпоративные нормативные акты (устав и внутренние положения), а также акты ненормативного характера, то есть «адресные» решения органов управления продуктовый кластер;
- формализованные в виде соглашений, а также негласные корпо-