№ 357
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Апрель
ЭКОНОМИКА
2012
УДК 338.984
В. В. Никитина
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕФОРМ
Освещается важность прогнозов социально-экономического развития общества. Рассмотрены вычислительные и логические приемы социально-экономического предвидения направления экономического развития. Изучены научные разработки отечественных и зарубежных ученых в развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов. Рассмотрены различные классификационные принципы методов прогнозирования, а также дана характеристика методов прогнозирования социально-экономических процессов
Ключевые слова: прогноз; социально-экономическое прогнозирование; методы прогнозирования.
Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере. Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научно -го анализа и предвидения.
Интерес общества к социальному прогнозированию исторически связан с попытками предвидения наступления тех или иных событий, а также развития различных процессов. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ в., обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер.
В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы.
Начало прогностических исследований относится к 1950-м гг., когда стали широко использоваться простые прогнозные модели. В 1960-1970-е гг. наблюдался своеобразный «бум прогнозирования» - разработаны теоретические вопросы, новые методы, созданы сложные прогнозные модели. С конца 1970 - начала 1980-х гг.
наступает следующий этап развития научного прогнозирования, достижения прогностики используются в деятельности предприятий и организаций разного профиля.
Сегодня социально-экономическое прогнозирование является важнейшей технологией социальной работы.
Прогнозирование представляет собой один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем; в узком смысле -специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т.п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Рассмотрим процесс организации прогнозирования социально-экономических явлений более подробно (рис. 1). Прогнозирование предполагает: выбор объекта прогнозирования; анализ и синтез объекта прогноза; адаптацию методов прогнозирования к объекту прогноза; построение алгоритма процесса производства прогнозов [1. С. 140].
Проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта
Описание современного состояния объекта
Выявление проблем
Рис. 1. Процесс организации прогнозирования социально-экономических явлений
После проведения краткого анализа, на втором этапе происходит описание состояния объекта на момент организации прогноза. Кроме того, на данном этапе осуществляется сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте. На третьем этапе выявляются проблемы:
а) уже теоретически решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;
б) тех проблем, которые теоретически решены, но не нашли практического использования;
в) оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.
Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов [2. С. 398]. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер. В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем (рис. 2).
Таким образом, государственное прогнозирование социально-экономических реформ представляет собой систему научно обоснованных представлений о на-
правлениях социально-экономического развития, результаты которых используются при принятии решений [3. С. 1]. На государственном уровне учитывается информация: демографические и научно-технические данные; национальное богатство, природные ресурсы; социальная структура и внешнее положение РФ и т.д., перспективы их изменения (используют количественные и качественные характеристики).
В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых: А.Г. Аганбегяна, ИВ. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматриваются значение, сущность и функции прогнозирования,
его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации социального прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования [4. С. 259]. Развитие исследований, освещающих проблемы прогнозирования, происходит по следующим основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ.
Рис. 2. Методики прогнозирования социально-экономических процессов
При прогнозировании используют качественные и количественные методы исследования. Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.
По оценкам отечественных и зарубежных ученых, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше. Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от
базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.
В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации. На рис. 3 представлена классификационная схема методов прогнозирования [5. С. 138].
Методы прогнозирования по степени формализации
Интуитивные
Интервью
Аналитический
Построение
сценариев
Г енерация идей
Формализованные
Метод комиссий
Метод генерации идей
Метод «Дельфи»
Матричный метод
Структурное
Сетевое
Матричное
Имитационное
Индивидуальные Коллективные Методы Методы прогнозной
экспертные оценки экспертные оценки моделирования экстраполяции
Метод наименьших квадратов
Метод экспоненциального сглаживания
Метод скользящих средних
Метод адаптивного сглаживания
Рис. 3. Классификационная схема методов прогнозирования
Как свидетельствует схема, представленная на рис. 3, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос - ответ»;
- аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки;
- метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя методы «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении:
- во-первых, выше точность результата,
- во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи.
Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и фактографическими методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии; экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.
В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика -наука, изучающая продуктивно творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.
В имеющейся литературе представлено значительное количество классификационных схем по методам прогнозирования. Основная погрешность таких схем - нарушение принципов классификации, к числу которых относятся:
- достаточная полнота охвата методов прогнозирования;
- единство классификационного признака на каждом уровне членения (при многоуровневой классификации);
- непересекаемость разделов классификации, открытость классификационной схемы (те. возможность дополнения новыми методами) [4. С. 251].
В большинстве классификационных схем методы прогнозирования разделяются на три основных класса: методы экстраполяции, экспертных оценок и моделирования. При таком разделении методам экстраполяции противопоставляются как самостоятельный класс методы моделирования.
С одной стороны, построение моделей преследует цель вскрыть закономерность развития изучаемого объекта или процесса на некотором ретроспективном участке. И если модель построена правильно или адекватно отражает связи и свойства реального объекта, она может служить основой для экстраполяции, т. е. для перенесения некоторых выводов о поведении модели на объект. Это и есть прогнозирование поведения объекта путем экстраполяции тенденций, выявляемых на модели.
С другой стороны, методы экстраполяции - не что иное, как использование теоретических и эмпирических моделей для нахождения переменных вне ретроспективного участка наблюдений по данным зависимостей между ними на ретроспективном участке. Таким образом, применение экстраполяции в прогнозировании всегда предполагает использование каких-либо моделей. Поэтому любое моделирование является основой для экстраполяции. Можно сделать вывод, что социально -экономическое прогнозирование обладает следующими специфическими методами:
- сложной экстраполяцией;
- моделированием;
- возможностью проведения эксперимента.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить,
что обычно разработка прогноза социальноэкономических реформ зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Сегодня любая социально-экономическая реформа требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс. Особенности социально-экономического прогнозирования:
а) формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система;
б) социальное прогнозирование не обладает директивным характером, качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.
В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, структуру. Поэтому применение методики прогнозирования должно учитывать специфику социальноэкономического объекта прогнозирования, а именно:
а) противоречивость социального объекта;
б) многовекторность развития социального объекта;
в) невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
г) многофакторность бытия социального объекта;
д) наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
е) субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
ж) факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального прогнозирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социально-экономических объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.
Следовательно, в процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирования развития социально-экономических процессов происходило развитие методологии прогнозирования как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бархатов В.И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие. Челябинск : ЮУрГУ, 2001.
2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К, 2006.
3. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от
20.07.1995 г.
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2006.
5. Кузьмин Б.В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке : учеб. пособие по антикризисному управлению экономикой и обще-
ством. М. : ПРИОР, 2002.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 февраля 2012 г.