Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы сохранения историко-культурного наследия'

Теоретико-методологические основы сохранения историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5629
845
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИК / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / A MONUMENT / A CULTURAL LANDSCAPE / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Свичкарь Илюзия Гасимзяновна

В статье предлагается теоретическое осмысление возрастающей роли историко-культурного наследия в кризисную эпоху всемирной и российской истории. Сложность изучения проблем сохранения, охраны и защиты наследия заключается в том, что этими проблемами занимается не одна самостоятельная наука, а, как минимум, три: история, культурология и краеведение. К ним примыкают правоведение и искусствоведение. В связи с этим до сих пор не преодолено терминологическое разночтение одних и тех же понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of conservation, preservation and protection of historical and cultural heritage (applied to Chelyabinsk)

The article offers theoretical understanding of the increasing role of historical and cultural heritage in the crisis era of global and Russian history. The complexity of studying the problems of conservation, preservation and protection of historical and cultural heritage is, first of all, that these problems are dealt with by at least three independent sciences: history, culture studies and local history studies. They are bordered with jurisprudence and art. In this regard, terminological discrepancy of the same concepts has not yet been overcome.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы сохранения историко-культурного наследия»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 12 (303). История. Вып. 55. С. 90-94.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ

И. Г. Свичкарь

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В статье предлагается теоретическое осмысление возрастающей роли историко-культурного наследия в кризисную эпоху всемирной и российской истории. Сложность изучения проблем сохранения, охраны и защиты наследия заключается в том, что этими проблемами занимается не одна самостоятельная наука, а, как минимум, три: история, культурология и краеведение. К ним примыкают правоведение и искусствоведение. В связи с этим до сих пор не преодолено терминологическое разночтение одних и тех же понятий.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, памятник, культурный ландшафт, культурные ценности, сохранение культурных ценностей.

Теоретическим основанием изучения историко-культурного наследия послужил разработанный в отечественной философии и культурологии системно-аксиологический подход к пониманию культуры М. С. Каган (см. у М. С. Каган)1, Л. П. Буева, согласно которому культура представляет собой систему материальных и духовных ценностей, транслируемых из одного поколения к другому. Такое понимание хорошо согласуется с принципом единства культуры и истории.

В связи с растущим интересом к изучению проблем культурного наследия требует уточнения понятийный аппарат. При анализе таких базовых категорий, как ‘культурные ценности’, ‘культурное наследие’, использовались теоретические положения отечественных исследователей А. И. Арнольдова, П. М. Шульгина, Е. М. Николаева, А. В. Под-горнова, Ю. Л. Мазурова.

Сохранение историко-культурного наследия - специфическая область знания, носящая междисциплинарный характер и обладающая определённой идейной направленностью. Научная база сохранения культурного наследия связана с такими дисциплинами, как история, археология, история архитектуры и искусствознание. Этой проблемой занимается довольно узкий круг учёных, по роду своей деятельности связанных с работой общественных и государственных организаций по охране памятников. Охрана культурного наследия - важнейшее явление социального плана. Она немыслима без научных изысканий, подвижнической деятельности музейных работников, государства.

В изучении охраны культурного наследия отчётливо прослеживаются два направления: историческое и теоретико-методологическое. Первое включает в себя историю охраны культурного наследия, второе - теоретические разработки в области терминологии, критериев оценки памятников, а также характеристику самой сферы охраны старины как разновидности междисциплинарного знания.

История культурного наследия России предоставляет исследователям богатейший материал по вопросам изучения и фиксации памятников, реставрации и использования уникальных объектов, сохранения их для будущих поколений. Для эффективного решения современных вопросов по охране памятников необходимо учитывать опыт деятельности Министерства внутренних дел Российской империи, Императорской археологической комиссии, отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейного отдела) Наркомпроса РСФСР, научных обществ, археологических съездов. Богатейший опыт изучения и сохранения памятников впервые был проанализирован виднейшим теоретиком музееведения А. М. Разгоном2. В его работах на основе обширного архивного материала представлена картина охраны российских древностей с ХУШ в. до 1917 г. Эти работы продолжены археологами, искусствоведами, архитекторами.

Теоретико-методологическое направле -ние в сохранении культурного наследия представлено результатами научных изысканий Российского НИИ культурного и природного наследия («Наследие и современность»)3: по-

нятийный аппарат, инструментарий научной дисциплины, правовые аспекты охраны национального достояния. Теоретические проблемы изучения культурного и природного наследия включают разработку принципов выделения объектов наследия, методики их оценки, сохранения и использования. Сложилась противоречивая ситуация, при которой потребность теоретически осмыслить возрастающую роль культурного и природного наследия в кризисную эпоху всемирной и российской истории соседствует фактически лишь с фрагментарной, неконсолидированной разработкой отдельных вопросов данного профиля. Ближайшая перспектива теоретических разработок в целях выявления наиболее актуальных проблем культурного и природного наследия, степени их изученности - объединить усилия учёных на междисциплинарной основе, проводить работу в рамках проблемных научных групп.

Современная литература свидетельствует

о появлении в мире нового культурного феномена - образования в области культурного и природного наследия.

Основные категории объектов наследия: памятник, наследие, культурный ландшафт.

Памятники - ориентиры формирования нашей исторической памяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Память - основа не только культуры, но и мировосприятия.

ПАМЯТНИК - 1) в исторической социальной коммуникации - знак, отсылающий реципиента к определенному явлению, имевшему место в прошлом, для осуществления акта передачи или актуализации социально значимой информации; 2) в правовой сфере - статус, который присваивается объектам культурного и природного наследия, обладающим особой ценностью для общества. Согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002), памятники делятся на: единичные объекты, ансамбли, достопримечательные места; по категории значимости - на объекты федерального, регионального и местного значения; по форме собственности - на государственные (федеральные, субъектов РФ), муниципальные и частные. Типологически подразделяются на памятники археологии, истории, архитектуры и монументального искусства. Включаются в Единый государственный реестр объектов

культурного наследия. Государством гарантируется охрана памятников.

ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ - система правовых, организационных, финансовых, материально-технических и иных мер, направленных на сохранение и актуализацию наследия. Проводится в целях предотвращения естественного разрушения, повреждения или уничтожения памятника, изменения его облика, нарушения порядка использования. Включает выявление, изучение и учёт памятников; обеспечение их сохранности (в т. ч. консервацию, реставрацию, приспособление для использования, научно-исследовательские, проектные и производственные работы); контроль за содержанием и использованием; контроль за соблюдением законодательства [ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (2002)]; воссоздание утраченных памятников (в исключительных случаях при особой значимости объекта). Охрана памятников осуществляется органами государственной власти и субъектов РФ, местного самоуправления при содействии общественных и религиозных организаций; финансируется из бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных, а также из внебюджетных поступлений.

Характеристика культурных ценностей.

К культурным ценностям относятся следующие объекты:

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ - здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА - сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества; архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки

древней планировки и застройки городов и других населённых пунктов.

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ -акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино, фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

К памятникам истории и культуры в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

ПАМЯТНИКОВЕДЕНИЕ - область знаний о памятниках истории и культуры. В музейном деле - особый вид источниковедческой работы, связанный с документированием и экспонированием памятников, с подготовкой проектов формирования историко-культурной среды. Памятниковедческие4 исследования носят междисциплинарный характер и разрабатываются на стыке истории, культурологии, искусствознания, музееведения, а также профильных научных дисциплин - археологии, архитектуры, градостроительства и др. Введение в научный оборот термина и разработка теоретических основ памятниковедения относится к 1980-м гг.

Памятники истории и культуры делятся на две группы.

Движимые памятники - старинные предметы, картины, рукописи, печатные издания, архивы, монеты, паноптикум - собрание редкостей, и др.

Недвижимые памятники - здания, сооружения, архитектурные ансамбли и комплексы, городища, курганы и др.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - совокупность объектов истории и культуры, отражающих этапы развития общества и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации. В современной литературе поднимаются вопросы актуализации наследия, т. е. значимой становится деятельность, направленная на сохранение и включение памятников в современную культуру путём активизации со-

циокультурной роли памятников и их интерпретации. В практической сфере сложились определённые направления использования объектов: по первоначальному назначению; назначению, отличному от первоначального, но не наносящего ущерб объекту; в целях презентации и изучения.

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ - единица наследия, устойчивая во времени и пространстве ценностная составляющая актуальной культуры, представленная в материальном (недвижимые и движимые объекты) и нематериальном выражениях.

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ - целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социальнокультурных явлений, сформировавшихся в результате объединения природных процессов и творческой, интеллектуальной, а также рутинной, жизнеобеспечивающей деятельности людей. Понятие ‘культурный ландшафт’ введено в научный оборот Л. Бергом в начале XX в. Учение о культурном ландшафте начинается в рамках физической географии, понятие культурного ландшафта тождественно понятию антропогенного ландшафта. В дальнейшем культурный ландшафт рассматривался представителями русской географической науки как частный случай антропогенного ландшафта, а именно - комфортный, исторически адаптированный к природным условиям, целесообразно сформированный. В свою очередь антропогенный ландшафт - это изменённый под воздействием человеческой деятельности природно-территориальный комплекс. Одно из современных исчерпывающих определений культурного ландшафта появилось в 1980-1990 гг., когда среди специалистов возникает понимание в необходимости включения в структуру культурного ландшафта слоя нематериальной (духовной) культуры.

Культурный ландшафт - освоенный этносом, сообществом людей природный комплекс.

Научные методы определения категорий объектов культурного и природного наследия: семиотический, аксиологический, географический5

Семиотика - наука о знаках, знаковых системах и семиотической реальности. Семиотический подход предполагает выявление смысла, теоретического осмысления истори-

ческого, технологического, мифологического и иных компонентов явлений, объектов.

Аксиология - теория ценностей, как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. В аксиологическом подходе выделяют два направления:

- идиографическая парадигма, сводящая изучение объекта к описанию специфических индивидуальных явлений, объектов, которые через расшифровывание психологии факта, позволяют выделить значимые, смысловые моменты социокультурного пространства. В этом случае предметом социокультурных исследований становится исторический факт, историко-культурный объект;

- плюралистическая парадигма, направленная на множественность культур, её семи-отичность, это так называемая «социология понимания» (см. у М. Вебера)6, которая позволяет применять не только феномены константные, априорные. В этом случае предметом исследования становится не только факт, но и мышление исторического субъекта, процесс становления социальной системы, социокультурной сферы.

Географический подход - общенаучный метод, сочетающий при анализе любой территории два требования: учёт пространства и комплексность - «от геологии до идеологии».

Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

В соответствии с Федеральным законом от

25.06.2002 N° 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения7:

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического значения.

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ - объекты, обладающие историкоархитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, сакральный, мемориальный, эстетический, уникальность и общественная ценность8

Хронологический критерий - это «возраст» объекта, определяемый длительностью временного интервала между датой создания и настоящим временем.

Сакральный критерий определяет не просто вотивную (культовую, религиозную) зна-ковость объектов, а «священность» с точки зрения роли объектов в восприятии общества: национальной самостийности, этнической уникальности, осознания личности как части социума, нерасшифрованной данности объектов охраны. Принцип сакральности применяется и при оценке исторических личностей (князей, королей, императоров, ученых, мыслителей, писателей и др.).

Мемориальный - это выявление связи объекта с определенным лицом или историческим событием. Мемориальный критерий предполагает определение уникальности предмета с точки зрения конкретизации памятника, определения его реликварности, т. е. выявление тех особенностей, которые обладают высокой степенью эмоционального воздействия при осознании принадлежности объекта особо почитаемой личности, явлению, событию.

Эстетический критерий - признак, на основании которого дается оценка, определение или классификация объекта. Проблемы эстетики в науке представляют большой интерес и далеки еще от своего решения. Подлинная эстетическая оценка требует подготовки, набора информации для сравнения, научных знаний.

Уникальность и общественная ценность. Общественное признание объекта - это признание объекта значимо ценным объектом, в котором проявляются творческие силы природы или человека: историческая феноменальность или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или

явление. Используется и понятие ‘ассоциативная (опосредованная) ценность’, отражающее связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями.

Уникальный памятник - сложное понятие, включающее в себя множество смыслов и имеющее множество определений.

Современные отечественные исследования разрабатываются на основе новых методик в сохранении ИКН, которые соответствовали бы международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.

Примечания

1 См.: Каган, М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

2 Разгон, А. М. Охрана исторических памятников в дореволюционной России (ХУШ -первая половина XIX в.) // Очерки по истории музейного дела в России. М., 1971. Вып. 7.

3 Наследие и современность : информ. сб. / Рос. НИИ культур. и природ. наследия. М., 1996.

4 Дукельский, В. Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности // Памятниковедение. Теория. Методология. Практика. М., 1986.

5 Кулешова, М. Е. Понятийно-терминологическая система «Природное культурное наследие» : содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов : сб. науч. тр. М.

: РНИИ культур. и природ. наследия, 1994. 216 с.

6 См.: Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX - начала ХХ в. М., 1996.

7 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федерал. закон от

25.06.2002 № 73-ФЗ : [принят Гос. Думой 24 мая 2002 г.] // Рос. газ. 2002. 29 июня. № 116117 (2985-2985).

8 Иконников, А. О. О ценностях подлинных и мнимых // Наше наследие. 1990. № 3. С. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.