Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы политической культуры'

Теоретико-методологические основы политической культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1435
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / POLITICS / CULTURE / CIVILIZATION / MORALITY / UPBRINGING / HUMANKIND

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акмалова Мунира Абдунабиевна

Статья посвящена теоретико-методологическим аспектам политической культуры. Автор делит культуру на материальную и духовную, и утверждает, что культура является интегральным аспектом жизни общества. Это специфический способ и образ действия, отражающий суть понятия «культура» вообще, исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений и моделей поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretico-Methodological Foundations of Political Culture

The article dwells on the theoretico-methodological aspects of political culture. The author divides culture into material and spiritual ones asserting that culture is an integral aspect of society's life. It is a specific way and mode of action which reflects the essence put into the notion of culture in general, historically formed stable values, orientations, convictions, ideas and models of behaviour.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы политической культуры»

Акмалова Мунира Абдунабиевна,

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии ТГУПБП

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Важную роль в развитии цивилизации, в том числе и в становлении демократического общества, играет культура (от лат. «возделывание», «воспитание») -способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Принято делить культуру на материальную и духовную. Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, одежда, средства транспорта, связи и др.). Понятие «духовная культура» используется для обозначения сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, наука, литература, искусство, религия, идеология и др.). Культура никогда не замкнута на какой-то сфере общественной жизни, но является интегральным аспектом жизни общества. Строение культуры, её дифференциальная и социальная структура соответствуют исторически определенной дифференциации самой человеческой деятельности, содержащей творческие компоненты.

Общество проявляет и осознает себя в культуре. От состояния и развития духовной культуры, от качества культурных ценностей зависит и интеллектуальный потенциал общества, и степень осознания им своих проблем, уровень их решений, в том числе и политических. (2, 31)

Политическая культура выступает неотъемлемой частью культуры в целом. В понятии «политическая культура» органически выражается единство политики и её общественного осознания. Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. В рамках политической культуры выясняется типичное в политическом процессе каждого общества, это, невзирая на любые исторические перипетии, сохраняется содержательное ядро политической жизни каждого отдельного народа.

Политическая культура представляет собой не механическую совокупность тех или иных ценностей, установок, ориентаций, моделей поведения в отношении политических объектов. Это — специфический способ и образ действия, что, прежде

всего, отражает суть понятия культуры вообще, и политической культуры в частности. Другими словами, политическая культура — это не просто распространенные в обществе ценности, но и то, как эти ценности «растворены» в тех или иных системообразующих структурах (т.е. как действуют механизмы распространения и укоренения ценностей) и какое влияние они оказывают на социально-политические процессы.

Три важнейшие стороны политической культуры определяют ее видовые формы: культуру политического мышления, правовую культуру, культуру политической деятельности и управления и т.д. А так как политическая культура -это не только процесс, но и результат, то мы можем отметить такие формы бытия культуры, как «опыт политического управления», «уровень политических знаний», «зрелое политическое поведение», «наследие прошлой политической культуры» и т.д.

Рассматривая политическую культуру как способ воспроизводства политической жизни, необходимо выявить ее системообразующие свойства как в структурном, так и в функциональном плане по шкале уровней социальных субъектов. Собственно, системный характер политическая культура обретает именно на уровне национальной политической культуры, которая, в свою очередь, является частью совокупного адаптационного механизма конкретного народа к условиям своей жизнедеятельности. (1, 39-40)

Системообразующим началом национальной политической культуры является общекультурный генотип, который включает в себя также и устойчивые способы политической самоорганизации этнической общности. Этот специфический стержень, называемый в том числе «центральной зоной», «внутренним образом», «архетипом» или же собственно «традицией», - определяет политический менталитет каждой отдельной нации, задает ценностную легитимизацию соответствующего политического поведения. Политическая традиция обнаруживается в стереотипах восприятия политической жизни, в обычаях политического поведения, в продуцируемых схемах функционирования политических институтов.

Поскольку политическая жизнь включает в себя, с одной стороны, соперничество групп за социальные блага, а с другой - распределение данных благ государством, постольку содержательная сторона национальной политики должна определяться характером выбранных предпочтений: допустимыми рамками социального неравенства; закрепленными в обычае и праве способами политического представительства и разрешения возникающих споров; механизмом определения верховного посредника и предпочтительными методами утверждения его авторитета; ролью средних и низших слоев в принятии важнейших политических решений и т.д.

Адаптационный механизм политической традиции выявляет и интенсифицирует те модели поведения, которые предопределяют внутреннюю идентичность и комфортность национального бытия. Национальная политическая традиция постоянно видоизменяется, так как меняются внешние и внутренние условия ее существования, появляются «новые вызовы». Какие-то элементы и компоненты традиции уступают место новым ценностям и стандартам поведения, однако ядро традиции не исчезает, оно обновляет свою «внешнюю» и «внутреннюю» периферию, а при глубинном кризисе - и внутреннюю структуру ядра. Но и в

последнем случае должны сохраниться важнейшие основы идентичности, иначе культурная система разрушится, что повлечет за собой разрушение собственно всех сторон общественной жизни. Таким образом, политическая культура в своем системном качестве является матрицей, то есть совокупностью укорененных базовых ценностей и норм, обеспечивающих политическое единство общества.

С точки же зрения институционального уровня политической культуры можно выделить следующие коллективные формы политической практики: способы управления политической системой, закрепленные в государственном строе; методы принятия политических решений; характер проведения их в жизнь; методы разрешения социально-политических конфликтов; тип электорального процесса; характер межпартийных отношений; способы лоббирования корпоративных интересов и т.д. Политико-культурное значение имеет и характер межинституционального взаимодействия, который выражается в иерархии прерогатив того или иного института при принятии наиболее важных политических решений, а также в ценностной легитимизации данной иерархии.

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Характерные черты политической культуры:

1) является продуктом естественно - исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества; 2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; 3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны; 4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы; 5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности; 6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан; 7) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Таким образом, рассмотрим функции и задачи политической культуры. Политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Это ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение. Кратко политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения.

Политическая культура обусловливается в основном двумя факторами: политическими институтами и процессами и состоянием общей культуры в целом. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура в нашу эпоху - это итог

освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение - это способ существования культуры. (7, 53)

Понимание политической культуры как исключительно ценностно-нормативной системы, элиминирование деятельностного и институционального компонентов политической культуры фактически ведет к отождествлению ее с политическим сознанием.

Функции политической культуры отражают ее предназначение в обществе:

• функция идентификации - реализует потребность человека в групповой принадлежности;

• функция ориентации - помогает понять суть происходящих политических событий;

• функция адаптации и социализации - способствует приобщению к навыкам политического поведения;

• функция интеграции - выражается в объединении различных социальных групп вокруг определенных ценностей;

• функция коммуникации - отражает взаимодействие субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и символов.

Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре. Элементами политической культуры являются политические представления, политические ориентации, политические ценности, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа, политические мифы и стереотипы, модели политического поведения, политические символы.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Следует разобраться в том, что политическая культура отражает троякую способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений.

Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей: во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение социальных изменений); во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или, в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры

служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.

Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности. Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Вместе с тем, неправильно будет отождествлять политическую культуру с исключительно образовательным или интеллектуальным уровнем.

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания и, в более широком плане, - духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности.

При выявлении и определении политической культуры возникает естественный вопрос о ее соотношении с другими компонентами политического, прежде всего с политической системой. Еще в 1968 г. Л. Пай предпринял попытку определить взаимосвязь между политической культурой и политической структурой. Он, в частности, писал: «Если нужно эффективно использовать концепцию политической культуры, то ее необходимо дополнить структурным анализом, но трудность состоит в том, что политические структуры можно рассматривать, с одной стороны, как продукты отражения политической культуры, а с другой стороны, они составляют «данные», формирующие политическую культуру». (2, 63)

При поисках адекватного ответа на этот вопрос необходимо исходить из того, что политические институты, будучи творениями культуры того или иного народа, в свою очередь оказывают значительное влияние на содержание и проявление культуры. Поэтому естественно, что между, например, политическим поведением и политической культурой существует тесная взаимосвязь, хотя политическая система и политическая культура составляют самостоятельные подсистемы политического, они взаимно влияют друг на друга, взаимопереплетаются друг с другом и не могут существовать друг без друга.

Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участие людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействие политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это позволяет рассматривать политическую культуру как важнейший элемент политической системы любого общества, как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы.

Устойчивость и жизнеспособность любой политической системы зависят от степени соотношения и соответствия ее ценностей ценностям политической

культуры. Количество разделяемых всеми членами общества «позитивных» ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры и принятия ею основных элементов является принятие гражданами идеи легитимности существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. (1, 139) Обеспечение легитимности, или легитимизация, - это форма обоснования, которая призвана интегрировать разрозненные институциональные процессы и подсистемы значений и обоснований, тем самым придавая смысл всему социальному порядку. Это одновременно и когнитивное, и нормативное измерение. Легитимизация обеспечивает информирование, объяснение, рационализацию и обоснование сущности политической системы, принятие ее основополагающих норм, правил и ценностей большинством населения общества.

Список использованной литературы:

1. Бобоев К.Ф. Актуальные проблемы формирования гражданского общества в Таджикистане. -Душанбе: Ирфон, 2009.

2. Бурдяк В.И. Политика и культура. -Черновцы, 2004.

3. Махмадов А., Политическая идеология современного мира. -Душанбе:Ирфон, 2006.

4. Махмадов А., Асадуллоев И.К., Национальный интерес Таджикистана. -Душанбе: Авесто, 2009.

5. Матусевич В. Политика, культура: теоретико-методологические проблемы и

достижения // Социология: теория, методы. Жл. Маркетинг. - 1998. - № 4,5.

6. Политология / Под ред. М.А. Василика. - М., 2001.

7. Поснова Т. Особенности формирования политики и культуры молодёжи // Социальная психология. - М., 2004. - № 6.

8. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. - Душанбе, 1996.

М.А. Акмалова

Теоретико-методологические основы политической культуры Ключевые слова: политика, культура, цивилизация, нравственность, воспитание,

человечество

Статья посвящена теоретико-методологическим аспектам политической культуры. Автор делит культуру на материальную и духовную, и утверждает, что культура является интегральным аспектом жизни общества. Это специфический способ и образ действия, отражающий суть понятия «культура» вообще, исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений и моделей поведения.

M.A. Akmalova Theoretico-Methodological Foundations of Political Culture Key words: politics, culture, civilization, morality, upbringing, humankind

The article dwells on the theoretico-methodological aspects of political culture. The author divides culture into material and spiritual ones asserting that culture is an integral aspect of society's life. It is a specific way and mode of action which reflects the essence put into the notion of culture in general, historically formed stable values, orientations, convictions, ideas and models of behaviour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.