Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза'

Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорошенко Ю. А., Бухонова С. М., Тумина Т. А.

Методы оценки инновационного потенциала вуза должны учитывать особенности его многопрофильной и специфической деятельности, а также организационно-правовой статус. К настоящему моменту не сложились общепринятые методики анализа инновационного потенциала вузов, в связи, с чем сложно говорить о том, что существует методика, которая бы получила статус внедренной и общепризнанной. Это затрудняет разработку научно обоснованных предложений и решений по активизации инновационной деятельности высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорошенко Ю. А., Бухонова С. М., Тумина Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза»

Дорошенко Ю.А.

д-р экон. наук, профессор,

директор института экономики и менеджмента

Бухонова С.М.

д-р экон. наук, профессор,

заведующая кафедрой финансового менеджмента, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Тумина Т.А.

канд. экон. наук, профессор,

декан факультета международных экономических отношений Московский государственный открытый университет

все для будущего!..

теоретико-методологические основы оценки

инновационного потенциала вуза1

Окончание. Начало в № 10/2007 «кэ»

Методы оценки инновационного потенциала вуза должны учитывать особенности его многопрофильной и специфической деятельности, а также организационно-правовой статус. К настоящему моменту не сложились общепринятые методики анализа инновационного потенциала вузов, в связи, с чем сложно говорить о том, что существует методика, которая бы получила статус внедренной и общепризнанной. Это затрудняет разработку научно обоснованных предложений и решений по активизации инновационной деятельности высших учебных заведений.

В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработана методика оценки инновационного потенциала вуза для проведения экспертизы заявок, представленных на конкурсный отбор образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряю-

щих инновационные образовательные программы2.

Эта методика базируется на перечне исходных данных, приведенных в форме заявки вуза, утвержденной распоряжением Министерства образования и науки РФ3. Основу методики составляет структура обобщенных показателей, которая

на содержательном уровне представлена в табл. 1. Следует отметить, что в современных условиях развития накопленный вузами инновационный потенциал требует структурирования, стратегического, финансово-экономического и учетно-статистического анализа, а также оперативного мониторинга для решения следующих первоочередных задач управления инновационно-активным вузом (8):

1. Однозначной и полной идентификации объекта управления, который включает в себя: инновации в образовательной, научно-исследовательской, административно-управленческой сферах деятельности вуза, а также ресурсное обеспечение инновационной деятельности.

2. Создание системы индикаторов, оценочных показателей и способов их определения как основы получения информации для принятия обоснованных решений в

1 Статья подготовлена и опубликована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 07-02-04052а «Теоретико-методологический и методический инструментарий оптимизации трансакционных издержек инновационного процесса»

2 Методика проведения экспертизы заявок, представленных на конкурсный отбор образовательных учреждений ВПО, внедряющих инновационные образовательные программы (ИОП) Министерства образования и науки (Федеральное Агенство по образованию) от 11 апреля 2006 г.

3 Распоряжение Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2006 г. № Р-5.

области государственной инновационной политики и разработки инновационных стратегий вуза. Для решения задачи мониторинга инновационной деятельности вуза необходима системно-процессная модель результативности инновационной деятельности вуза. Все показатели можно разделить на три группы: статистические (учетные), аналитические (оценочные) и рейтинговые (экспертные). В таблице 2 статистические показатели представляют данные первичного статистического учета по итогам годовой хозяйственной деятельности вуза; аналитические показатели характеризуют виды и масштабы деятельности, рейтинговые - наиболее важные оценочные показатели.

Также вводятся показатели, характеризующие инфраструктуру инновационных процессов (наличие инновационно-активных подразделений и малых инновационных предприятий на базе вуза); показатели, характеризующие в количественном и качественном плане инфраструктуру обеспечения (поддержки) инновационной деятельности; показатели организационной структуры управления инновационной деятельностью вуза.

для решения задачи мониторинга необходима

системно-процессная модель результативности инновационной деятельности вуза

Структура обобщенных показателей

Критерии Показатели

1. Эффективность научной и инновационной деятельности 1.1. Госзаказ на научные исследования

1.2. Конкурентность прикладной науки

1.3. Производство учебной литературы

1.4. Конкурентность учебно-производственной деятельности

1.5.Эффективность деятельности инновационных структур

2. Эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики 2.1. Подготовка специалистов

2.2. Эффективность аспирантуры

2.3. Подготовка кадров высшей квалификации

З.Интеллектуальный потенциал вуза 3.1. Квалификация ППС

3.2. Перспективность ППС

3.3. Общественное признание

3.4. Качество нового приема

4. Поддержка инновационной образовательной деятельности материальной и информационной базой 4.1. Обеспеченность инструментальной базой

4.2. Обеспеченность компьютерной базой

4.3. Обеспеченность библиотечными фондами

В таблице 3 представлена система сбалансированных показателей - критерии (компонент-факторы) интегральной оценки инновационного потенциала вуза по комплексной и адаптированной методике. Данная система сбалансированных показателей (СПП) разработана на основе мето-дики4 - интегрированной оценки инновационного потенциала вуза проф. Борисоглебской Л.Н. и проф. Емельянова С.Г. В перечень ком-

1 С.Г. Емельянов, Л.Н. Борисоглебская. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий // Инновации- 2006.- №2 (89). - С.55 - 59.

понент-факторов ими включаются критерии, отражающие не только внутреннюю сферу инновационной деятельности вуза, но и внешнюю составляющую, что представлено на рис. 1.

Считаем, что в оценку инновационного потенциала вуза кроме кадровой, образовательной, научно-исследовательской, административно-управленческой, финансовой, информационной, материально-технической, интеллектуальной необходимо включить также маркетинговую, инвестиционную, налоговую, финансово-правовую, социальную и региональную составляющие. Эти показатели должны отражать результативность инновационной деятельности и степень реализации инновацион-

ного потенциала вуза в виде образовательных продуктов и услуг, уровне качества знаний, информации и интеллект-продукта, активов, лицензий, эффектов и рынков. Каждый из приведенных в таблице критериев оценивается группой показателей от десяти до двадцати индикаторов. Поэтому комплексная оценка инновационного потенциала высшего учебного заведения состоит из порядка трехсот индикаторов, которые могут быть описаны соответствующей имитационной моделью. Интегральный уровень (индекс) инновационного потенциала вуза определяется по формуле:

I = I ■ I ■ I ■ I ■ I ■ I ■ I

ЛЫ,

(1)

где Л? - индекс региональной инновационной инфраструктуры; ЛН - индекс кадрового обеспечения инновационной деятельности; качества научного и технологического оборудования организации; ЛМ - индекс материально-технического обеспечения инновационной деятельности;

накопленный вузами

инновационный потенциал требует структурирования, стратегического,

финансово-экономического и учетно-статистического анализа, оперативного мониторинга

ЛР - индекс финансового обеспечения инновационной деятельности;

ЛАУ - индекс административно-управленческой деятельности; ЛМ - индекс научно-исследовательской деятельности; ЛБ - индекс социального сопровождения инновационной деятельности и т.д.

Таблица 2

Классификация показателей результативности инновационной деятельности вуза

№ Группа показателей Содержание

1. Статистические (учетные) Данные статистического учета (отчетности) по итогам годовой деятельности вуза

2. Аналитические (оценочные) Характеризуют виды и масштабы деятельности вуза

3. Рейтинговые (экспертные) Характеризуют ранг (место) вуза в системе показателей более высокого порядка или уровня

Система сбалансированных показателей оценки инновационного потенциала вуза

№ п.п Критерии (компонент-факторы) оценки инновационного потенциала вуза Сводный индекс по индикаторам

1. Кадровое обеспечение инновационной деятельности ¿и

2. Административно-управленческая деятельность ¿АУ

3. Научно-исследовательская деятельность ¿Ы

4. Финансовое обеспечение инновационной деятельности ¿Е

5. Эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики ¿ЕК

6. Эффективность научной и инновационной деятельности ¿ЕЫ!

7. Образовательная деятельность ¿О

8. Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности ¿м

9. Поддержка инновационной деятельности информационной базой

10. Интеллектуальный потенциал вуза ¿!Р

11. Маркетинговое обеспечение инновационной деятельности ¿МО

12. Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности ¿!О

13. Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности ¿ЕР

14. Налоговое сопровождение инновационной деятельности ¿ЫЗ

15. Социальное сопровождение инновационной деятельности ¿ЗЗ

16. Региональная инновационная инфраструктура ¿й!!

Все индексы рассчитываются по формуле:

I "Л

г=1

(2)

где а1 - вес 1-го критерия; й - оценка 1-го критерия; к - количество критериев оценки.

Вычисление значений показателей по критериям (компонент-факторам) производится по следующим формулам:

Ьу (05) = Д2.4(05) - значение за 2005 год

1. Кадровое обеспечение инновационной деятельности вуза

5реативная экономика, 2007, № 11 2

К11(05)=(Д1.6(05)+С15*Д1.7(05))/Ьу(05) - значение критерия за 2005 год

Do4= К11(05)/ К11(04), (3)

где К11(04)=(Д1.6(04)+С15*Д1.7(04))/Ьу(04) - значение критерия за 2004 год

D03= К11(05)/ К11(03) , (4)

где К11(03)=(Д1.6(03)+С15*Д1.7(03))/Ьу(03) - значение критерия за 2003 год

D11=(Do4 * Doз)d11, (5)

где d - коэффициент влияния динамики, d=0,5..1

Коэффициенты D, D04 и D03 отражают динамику изменения локальных критериев и рассчитываются для каждого локального критерия по формулам, аналогичным (3), (4), (5)

Рис.1. Модель интегрированной оценки инновационного потенциала вуза

К11= К11(05) *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К12=((Д1.8(05) +С16*Д1.10(05))/ЬУ(05)) * Э12 К13=(Д1.11(05) /ЬУ(05)) * Э13

К14={((Д1.12(05)+С17*Д 1.13(05) +С18*Д1 .14(05))/ЬУ(05))+С26* *Д3.12(05) }*Э14

К15=((Д1.2(05) +С19*Д1.3(05) +С23*Д1.15(05))/ЬУ(05)) * Р15

2. Административно-управленческая деятельность К21=(Д2.5(05) +С7*Д2.6(05) +С8*Д2.7(05) +С9*Д2.9(05) +С10*Д2.10(05)+

+С11*Д2.11(05) +С12*Д2.12(05) +С21*Д2.13(05)) * Э21 К22=(Д2.14(05) /ЬУ(05)) * Э22

К23=((Д2.15(05)+С13*Д2.17(05) +С14*(Д2.16(05)+С13*Д2.18(05) ))/ЬУ(05))* *°23

3. Научно-исследовательская деятельность вуза

К31 = ((Д3.1(05)+С1*Д3.2(05)+С2*Д3.4(05)+С3*Д3.5(05)+С22*Д3.6(05))/ ЬУ(05))* Э31

К32 =((Д3.7(05)+С4*Д3.8(05))/ЬУ(05)) * Э32 К33=((Д3.9(05)+С5*Д3.10(05)+С20*Д3.11(05))/ЬУ(05)) * Э33 К34=(Д2.1(05)+С24*Д2.3(05)+С25*Д2.2(05)/ ЬУ(05)) * Э34

4. Финансовое обеспечение инновационной деятельности вуза К41=(Д4.1(05)/ЬУ(05)) * Э41 К42=((Д4.2(05)+С6*Д4.3(05))/ЬУ(05)) * Э42 К43=(Д4.4(05)/ЬУ(05)) * Э43

где С1, ..., С26 - коэффициенты, обеспечивающие соизмеримость и соразмерность данных в составе локального критерия.

Соответствующим образом рассчитываются все критерии системы сбалансированных показателей оценки инновационного потенциала вуза. Агрегирование локальных критериев производится в линейной форме. Для обеспечения соизмеримости и соразмерности локальных критериев предусмотрено нормирование значений локальных критериев на максимальные значения на множестве сопоставляемых вузов.

КЫ' = К'/Ы, (6)

где КЫ' - нормированное значение локального критерия для ' - того

вуза; К' - абсолютное значение локального критерия для этого вуза; N - нормирующее значение для этого критерия.

N = МАХ(К'), I = 1..1, (7) где I - количество сопоставляемых вузов.

Далее осуществляется аддитивная свертка нормированных значений критериев в пределах каждого частного множества структуры.

т

КЯ) = ТУк * Ш'к , (8)

к=1

где К&]- - значение интегрального критерия ] -того уровня для I - того вуза;

V k - оценка значимости (вес) k -той цели; m - количество целей в частном множестве. Интегральный индекс инновационного потенциала вуза определяется подстановкой значений в базовую модель (1).

Для определения места инновационного потенциала вуза в инновационном потенциале высшего профессионального образования полученный интегральный индекс инновационного потенциала умножается на рейтинг5 (ранжированное место) вуза в системе высшего профессионального образования:

J^b = J * (1 - R/N ), (9)

где R - ранжированное место вуза в общем количестве вузов высшего профессионального образования; N - общее количество вузов в ранжированной системе или группи-ровочном кластере высшего профессионального образования. Таким комплексным расчетом можно определить удельный вес инновационного потенциала конкретного вуза в инновационном потенциале системы высшего профессионального образования государства и просчитать предполагаемый объем совокупного инновационного потенциала всего высшего профессионального образования. В заключение отметим, что для дальнейшей проработки методики оценки инновационного потенциала вуза остается множество нерешенных проблем. Вузы до последнего времени не были ориентированы на системное получение дохода

5 Официальный рейтинг вузов Министерства образования и науки РФ.

результативность инновационной деятельности и степень реализации инновационного потенциала вуза отражается в виде образовательных продуктов и услуг, уровне качества знаний, информации и интеллект-продуктов, активов, лицензий, эффектов и рынков

от инновационной деятельности, поэтому выделение инновационной составляющей в результатах образовательной, научно-исследовательской и финансово-хозяйственной деятельности вуза является сложной задачей. В статистических данных и общепринятой стандартной отчетности, отражающих экономическое развитие вузов, инновационная составляющая не выделяется. Этот факт представляет немаловажную проблему, поскольку невозможно управлять неиз-меряемым объектом. Сущность инновационной деятельности не сводится к получению прикладного научно-технического результата.

Результатом инновационного процесса является продукт, услуга или технология, приносящие доход на постоянной основе в виде их продаж, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, управления портфелями ценных бумаг инновационных предприятий, привлечением венчурных инвестиций и другой деятельностью, составляющей инновационный бизнес. И поэтому оценка инновационного потенциала вуза, всей системы высшего профессионального образования является актуальной и наиважнейшей задачей в современных условиях.

Литература

1. Аренков И.А., Баум П.Ф., Томилов В.В. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 122 с.

2. Дорошенко Ю.А. Экономический потенциал территорий.- СПб.: Химия,1997.- 237 с.

3. Инновационная экономика /Под ред. А.А.Дынкина, Н.И.Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 2004. - 352 с.

выделение инновационной составляющей в результатах образовательной, научно-

исследовательской и финансово-хозяйственной

деятельности вуза является сложной задачей

комплексная оценка инновационного потенциала вуза состоит из порядка трехсот индикаторов, которые могут быть описаны соответствующей имитационной моделью

4. Жиц Г.И. Инновационный потенциал высшей школы: параметры. -Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2001. -180 с.

5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001. -576 с.

6. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный /Под ред. проф. И.П.Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 318 с.

7. Тодосийчук А.В. Управление инновационно-активным предприятием. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2003. - 226 с.

8. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий // Инновации. - 2006. - №2 (89). -С.55 - 59.

9. Кортов, С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Университетское управление. - 2004. - № 1(29). - С. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.