УДК 378.046.4 ББК 74.4
Овсяницкая Лариса Юрьевна
кандидат технических наук, доцент
кафедра прикладной информатики и математики Уральский социально-экономический институт (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»
г. Челябинск Ovsyanitskaya Larisa Yurievna Candidate of Technical Science, Assistant Professor Chair of Applied Computer Science and Mathematics Ural Social-Economic Institute The affiliate of the Labour and Social Relations Academy
Chelyabinsk [email protected]
Теоретико-методологические основы организации образовательного процесса повышения квалификации специалистов здравоохранения в области информационных технологий
Theoretical and methodological basis of the health professionals' educational process organization in the field of information technology training
Рассмотрены теоретико-методологические основы организации образовательного процесса в области информационных технологий на циклах последипломного и дополнительного обучения специалистов здравоохранения. Представлена интеграция юниарного подхода как общенаучной основы исследования, системно-синергетического подхода как конкретно-научной основы и кибернетического подхода как методико-технологической основы формирования информационной компетентности специалистов системы здравоохранения.
The theoretical and methodological basics of the educational process organization in the field of information technology on the cycles of postgraduate and additional health professionals' training are considered. The integration of the uniar approach as a basis of general scientific research, the system-synergetic approach as a concrete scientific basis and the cybernetic approach as methodological and technological basis of the health professionals' information competence formation is presented.
Ключевые слова: информационные технологии, дополнительное и последипломное образование, специалисты здравоохранения, юниарный подход, системно-синергетический подход, кибернетический подход.
Key words: information technology, additional and postgraduate education, health professionals', uniar approach, system-synergetic approach, cybernetic approach.
Тысячелетняя история становления медицины как науки и развитие здравоохранения как отрасли деятельности государства являются причиной особого отношения к достижениям в области научно-технического прогресса. С одной стороны, мы видим потребность максимально быстрого внедрения передовых достижений информационных технологий в медицину, с другой стороны, необходимы консерватизм и многократное подтверждение достоверности результатов новых методов и подходов.
На сегодняшний день, несмотря на достижения как в области информационных технологий в целом, так и в сфере информатизации здравоохранения в частности, недостаточно исследованными остаются возможности различных теоретико-методологических подходов к подготовке специалистов. Анализ противоречий, существующих на уровнях исследований:
- социально-педагогическом (мы видим возможности, появившиеся благодаря развитию информационных технологий: доступность средств коммуникации, практически снятые ограничения на скорость и стоимость передачи информации, оснащение автоматизированными рабочими местами врачей и медсестер, но при этом не реализованные потенциальные возможности высших учебных заведений в подготовке компетентных специалистов, способных максимально использовать современные достижения информатики);
- научно-педагогическом (между наличием большого количества научных исследований, посвященных проблемам информатизации образования и здравоохранения, существованием современных концептуальных подходов к повышению квалификации специалистов в целом, достижениям андрагогики и отсутствием методологической базы для формирования информационной компетентности специалистов системы здравоохранения в рамках последипломного и дополнительного образования);
- научно-методическом (между необходимостью формирования общих требований и моделей информационной компетентности специалистов
здравоохранения и их неопределенностью в реальных условиях; между необходимостью получения объективной оценки уровня информационной компетентности специалистов здравоохранения и несовершенством существующих систем оценочных показателей), позволил определить научную проблему исследования: в условиях модернизации профессионального образования существует необходимость осуществления высшими и последипломными медицинскими учебными заведениями подготовки специалистов здравоохранения, способных в рамках своих компетенций принимать грамотные и взвешенные решения в процессе работы в условиях глобальной информатизации общества и постоянно увеличивающейся долей коммерциализации медицины.
Одним из основных факторов, способствующих повышению уровня информационной компетентности, является непрерывный процесс преподавания информационных технологий в системе базового, последипломного и дополнительного образования специалистов здравоохранения. Известно, что научное решение любого вопроса требует четкого методологического регулятива [5, с. 73], который является важнейшим атрибутом любой концепции, обусловливающим ее вид, содержание и специфику.
В.В. Краевский дал достаточно полное определение методологии [1]: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов, и оценке качества исследовательской работы». Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено.
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня [4, с. 39]. Сложность и многоуровневость процесса формирования информационной компетентности специалистов и руководителей системы здравоохранения ставит на повестку дня проблему выработки адекватной теоретико-методологической основы, в качестве которой нами предложена интеграция:
- юниарного подхода как общенаучной основы;
- системно-синергетического подходов как конкретно-научной основы;
- кибернетического подхода как методико-технологической основы исследования.
Формирование информационной компетентности специалистов системы здравоохранения происходит во взрослом возрасте. Наше исследование базируется на социальных и психофизиологических особенностях взрослого обучающегося (экономическая независимость, жизненный опыт, уровень самосознания, достаточный для ответственного самоуправляемого поведения, желание безотлагательного применения полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств) [3] и с учетом специфических особенностей, связанных с организационными, профессиональными и психологическими аспектами обучения специалистов здравоохранения как
высококвалифицированных людей, имеющих высокий профессиональный и социальный статус, умеющих учиться и принимать участие в публичных мероприятиях и имеющих высокую мотивацию к обучению.
Анализ взаимодействия медицины и информатики на протяжении последних десятилетий показал, что оно не является ни интегративным, подразумевающим под собой взаимопроникновение или объединение каких-либо элементов в целое, ни трансдисциплинарным, предполагающим совместное исследование или изучение либо одного предмета, объекта, среды, либо перенос методов исследования одной науки для изучения другой науки с целью получения результата. В нашем случае, при сближении информатики и
медицины, одна из наук помогает другой перейти на более высокий качественный уровень, не проникая в суть этой параллельно развивающейся науки. При этом инициатором для развития последующих технологий может стать только появляющаяся в них потребность.
Нами введен термин юниарный (ишо (лат.) - объединение, союз), обозначающий принцип развития параллельных наук путем взаимного нахождения решения возникающих потребностей. Результатом является возникновение качественно новых технологий в каждой из взаимодействующих наук.
Принимая во внимание юниарное взаимодействие медицины и информатики и восприятие обучения специалистами здравоохранения как продолжение профессиональной деятельности, мы предположили, что подход к формированию взаимодействия преподавателя и специалиста здравоохранения также должен быть юниарным. В основе подхода находятся элементы взаимовыгодного и взаимозаинтересовывающего диалога, создающего на занятиях атмосферу партнерства, позволяющего специалистам здравоохранения повышать квалификацию в области информационных технологий, а преподавателю «из первых рук» узнавать о текущих потребностях медицины в информационных технологиях и, в соответствии с полученной информацией, модифицировать и адаптировать содержание занятия последующих групп.
Конкретно-научная методология нашего исследования представлена системно-синергетическим подходом. Системно-синергетический подход - это совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения сложных проблем, метод, основанный на представлении объекта - носителя проблемы в качестве системы и включающий разложение сложной проблемы на ее составляющие и удержание этих составляющих в неразрывном единстве.
Для корректного применения методологии синергетики в процессе формирования информационной компетентности специалистов
здравоохранения необходимо, чтобы система повышения квалификации врачей соответствовала требуемым критериям и представляла собой открытую, самоорганизующуюся, нелинейную систему.
Исследования показали, что педагогическая система повышения квалификации врачей представляет собой функциональную управляемую динамическую структуру с прямой и обратной связью, состоящую из совокупности субъектов педагогического процесса (педагог, специалисты здравоохранения и сотрудники, занимающиеся организационно-методической деятельностью), содержания, методов, форм, материальной базы и средств педагогического процесса, созданную с целью утвержденного законодательно регулярного обучения специалистов здравоохранения.
Использование системно-синергетического подхода как общенаучной основы исследования позволило нам исследовать процесс формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения, проведя декомпозицию систем, анализируя возможные подсистемы, связи между ними с учетом особенностей, присущих образовательному процессу взрослых высококвалифицированных людей. При этом основное внимание акцентировалось на подсистемах и связях между ними как частей единого целого - процесса формирования информационной компетентности.
Кибернетический подход в нашем исследовании составляет методико-технологическую основу. Поскольку теория систем сформировалась на базе кибернетики, то описываемые методологические принципы отражают, прежде всего, требования кибернетики.
В терминах кибернетики описанная система повышения квалификации специалистов в целом называется «большой системой» - то есть системой, которая может быть представлена совокупностью постоянно уменьшающихся по уровню сложности подсистем. Кибернетическая педагогика рассматривает процесс обучения с точки зрения теории управления и на основе системного подхода. Действительно, процесс обучения можно рассматривать как процесс
управления, который имеет управляющую (педагог) и управляемую (обучающийся) стороны.
Учитывая специфические особенности среды повышения квалификации специалистов здравоохранения, под оптимизацией обучения мы понимаем алгоритм действий педагога по обоснованию, осуществлению и контролю в конкретных условиях качественных решений образовательных задач при минимально необходимых затратах времени и усилий обучающихся и преподавателей. При этом в качестве основного управляющего воздействия можно рассматривать осознанную необходимость наличия специалистов, имеющих мотивацию, ценностные установки, ответственность и способность к предвидению результатов своих действий в процессе использования цифровой техники и технологий для обеспечения медицинского обслуживания населения.
Учитывая сформулированные Р.В. Майером [2, с. 3] принципов кибернетики, применительно к дидактическим системам, мы адаптировали кибернетическую последовательность управления к процессу формирования информационной компетентности специалистов системы здравоохранения.
Прежде всего, проводим анализ педагогической системы на основе системно-синергетического подхода. Выделяем и анализируем подсистемы: целевую, компонентную, содержательную, дидактическую, субъектную, результативную и анализируем связи между ними. Далее исследуем объект управления (деятельность группы специалистов здравоохранения) путем специализированного начального тестирования или беседы определяем уровень начальных знаний, умений, навыков и личностных особенностей обучаемых, связанных с возрастом, опытом работы с цифровой техникой и т.д., находим пробелы и достижения в анализируемых показателях учения.
Проводим анализ педагогической системы на основе системно-синергетического подхода. Выделяем и анализируем подсистемы: целевую, компонентную, содержательную, дидактическую, субъектную, результативную и анализируем связи между ними.
Имея формализованные визуализированные данные, научно обоснованно планируем не абстрактное, а конкретное учебное занятие, предполагающее работу с конкретными людьми, предвидя возможные трудности в овладении учебным материалом или отсутствие необходимости подробного изучения определенной темы.
Вырабатываем и реализовываем оптимальную стратегию (программу) управления:
- жесткую, если занятие предполагается проводить по заранее выстроенному плану с учетом незначительного регулирования;
- гибкую, то есть приспосабливающуюся к изменяющимся условиям при сохранении целенаправленности и целесообразности системы.
Таким образом, интеграция юниарного подхода как общенаучной основы исследования, системно-синергетического подхода как конкретно-научной основы и кибернетического подхода как методико-технологической основы исследования позволяет формировать образовательный процесс повышения квалификации специалистов здравоохранения в области информационных технологий с учетом современных педагогических требований и тенденций развития общества.
Библиографический список
1. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. -№ 1. - 2002. - С. 3-10.
2. Майер, Р.В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения. / Р.В. Майер. - Глазов: ГГПИ, 2013. - 138 с.
3. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. / С.И. Змеев. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
4. Лукин, Ю.А. О структуре педагогического знания // Ю.А. Лукин. - Педагогика. -№ 2. - 2015. - С. 36-42.
5. Никитина, Е.Ю. Подготовка студентов вуза к проектированию педагогического дизайна: концептуальные основы: монография. / Е.Ю. Никитина, С.А. Курносова. - М.: МАНПО, 2011. - 168 с.
Bibliography
1. Krajewski, V.V. Methodology of pedagogy: Past and Present // Pedagogy. - №1. - 2002.
- P. 3-10.
2. Mayer, R.V. Cybernetic Pedagogy: Simulation modeling of the learning process. / R.V. Mayer. - Glazov: GGPI, 2013. - 138 p.
3. Zmeev, S.I. Andragogy: basic theory, history and technology of adult education. / S.I. Zmeev. - M.: PER SE, 2007. - 272 p.
4. Lukin, Y.A. On the structure of pedagogical knowledge // Y.A. Lukin. - Pedagogy. -№ 2. - 2015. - P. 36-42.
5. Nikitina, E.Y. Preparation of university students to the instructional design creation: conceptual bases: a monograph. / E.Y. Nikitina, S.A. Kurnosova. - M.: IASP, 2011. - 168 p.