Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы исследования психологического влияния семьи, находящейся в социально опасном положении, на отклоняющееся поведение несовершеннолетних'

Теоретико-методологические основы исследования психологического влияния семьи, находящейся в социально опасном положении, на отклоняющееся поведение несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
316
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / СЕМЬЯ / НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESEARCH / ILLEGAL BEHAVIOR / JUVENILE OFFENDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данькова Ирина Валерьевна

В статье анализируются причины утраты подростками социально значимых ценностей. Приводятся результаты исследования, целью которого являлось определение психологического влияния семьи, находящейся в социально опасном положении, на формирование отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF A FAMILY IN A SOCIALLY DANGEROUS SITUATION ON THE DEVIANT BEHAVIOR OF THE JUVENILE

The article analyses the reasons for the loss of socially significant values by adolescents. The results of the study are presented, the purpose of which was to determine the psychological influence of a family in a socially dangerous situation on the formation of deviating behaviour of minors.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы исследования психологического влияния семьи, находящейся в социально опасном положении, на отклоняющееся поведение несовершеннолетних»

Данькова Ирина Валерьевна

Теоретико-методологические основы исследования психологического влияния семьи, находящейся в социально опасном положении,

на отклоняющееся поведение несовершеннолетних

В статье анализируются причины утраты подростками социально значимых ценностей. Приводятся результаты исследования, целью которого являлось определение психологического влияния семьи, находящейся в социально опасном положении, на формирование отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: социально-психологическое исследование, подростковый возраст, личность подростка, отклоняющееся поведение, противоправное поведение, психологические факторы, несовершеннолетний правонарушитель, неблагополучная семья, семья, находящаяся в социально опасном положении.

Theoretical and methodological foundations of the study of the psychological impact of a family in a socially dangerous situation on the deviant behavior of the juvenile

The article analyses the reasons for the loss of socially significant values by adolescents. The results of the study are presented, the purpose of which was to determine the psychological influence of a family in a socially dangerous situation on the formation of deviating behaviour of minors.

Keywords: socio-psychological research, аdolescence, the personality of the juvenile, deviant behavior; illegal behavior, psychological factors; juvenile offender, dysfunctional family, family in a socially dangerous situation.

Важнейшей микросредой развития ребенка, в которой происходит процесс приобретения жизненного опыта, усвоения морально-правовых норм и правил поведения в обществе является семья. Как социальный институт, семья несет в себе огромный воспитательный потенциал для формирования личности. Родители являются неоспоримым примером для детей, а их действия, которые впоследствии копируются, признаются правильными, достойными подражания.

Безусловно, положительно влияет на процесс становления личности, воспитывает в ней лучшие качества только здоровая, благополучная, крепкая семья. Однако в семьях несовершеннолетних правонарушителей этот потенциал ослаблен либо совсем не реализуется [1, с. 107]. Неблагоприятная семейная атмосфера и жизненные условия остав-

ляют глубокий след в сознании, привычках, поступках, взглядах ребенка и приводят к значительным отклонениям в формировании его личности.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений, называют неблагополучными. В таких семьях взрослые демонстрируют образцы аморального или даже противоправного поведения, в частности, на почве злоупотребления алкоголем, что приводит к ухудшению семейно-бытовых условий, внутрисемейным конфликтам, сопровождающимся жестокостью и насилием [2, с. 8]. Зачастую наблюдаются отчуждение родителей от ребенка, отсутствие должного контроля за его поведением, нарушение либо отсутствие эмоциональных связей между членами семьи, снижение авторитета взрослых [3,

95

с. 64]. Такие семьи относят к категории «семьи, находящиеся в социально опасном положении» (далее - семьи в СОП).

В Республике Беларусь законодательно определен ряд оснований, по которым семью, где воспитываются несовершеннолетние дети, признают семьей в СОП:

родители исполняют ненадлежащим образом или не исполняют вообще обязанности, возложенные на них законодательством, связанные с воспитанием, содержанием и образованием своих несовершеннолетних детей;

родители вовлекают своих несовершеннолетних детей в антиобщественное поведение (попрошайничество, занятия проституцией, прогулы учебных занятий и т. д.), применяя при этом антипедагогические, зачастую насильственные, меры воздействия;

родители превращают своих детей в жертв физического, психического, сексуального насилия;

родители своим поведением создают для детей экстремальные жизненные условия, при которых ребенок предоставлен сам себе либо находится в ситуации конфликта [4].

Несмотря на то что проблемы семьи в СОП, в которой воспитывается несовершеннолетний правонарушитель, а также ее психологическое влияние на формирование личности подростка с отклоняющимся поведением изучает широкий круг специалистов (например, М.А. Алемаскин [5], Л.М. Зюбин [6], Л.Г. Сагатовская [7], Д.И. Фельдштейн [8], И.А. Фурманов [9] и др.), они продолжают оставаться актуальными.

В связи с этим нами было проведено социально-психологическое исследование с целью определения психологического влияния семьи в СОП на правовую социализацию подростков из таких семей и, как следствие, развитие различных форм отклонений в их поведении.

Для более точного определения уровня психологического влияния семей в СОП на формирование девиантного поведения несовершеннолетних исследование проводилось в три этапа:

на первом изучались неблагополучные семьи, состоящие на учете в социально-педагогическом центре Ленинского района г. Могилева, как семьи в СОП, а также их психологическое влияние на несовершеннолетних, воспитывающихся в них;

на втором исследовались личности несовершеннолетних из вышеуказанных семей, с которыми сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних (далее - ИДН) Ленинского РОВД г. Могилева проводят индивидуальную профилактическую работу;

на третьем с помощью методов математической статистики обрабатывались результаты, полученные в ходе эксперимента.

В ходе исследования использовались следующие методы:

анализ материалов личных дел вышеуказанных семей; беседа;

метод обобщения независимых характеристик, разработанный К.К. Платоновым.

Анализ материалов личных дел 104 семей в СОП позволил установить, что в них воспитывается 201 ребенок, с 39 несовершеннолетними сотрудники ИДН Ленинского РОВД г. Могилева проводят индивидуальную профилактическую работу.

С целью получения обобщенных данных о каждой изученной семье в СОП, а также детях, воспитываемых в них, были опрошены участковые инспекторы милиции и ИДН, социальные педагоги, учителя, психологи и другие специалисты, которые задействованы в проведении профилактической работы с ними.

Далее в ходе беседы с членами семей в СОП были выяснены причины семейного неблагополучия, определены характер взаимоотношений между родителями и детьми, а также особенности поведения последних. В случае выявления отклонений в поведении несовершеннолетних устанавливались их формы.

На второй стадии проводилась диагностика девиантного поведения вышеуказанных несовершеннолетних. В ходе исследования использовались следующие методы: анкетирование;

анализ семейной ситуации путем проведения проективных методик «Кинетический рисунок семьи» и «Несуществующее животное»; беседа;

патохарактерологический диагностический опросник (А.Е. Личко) (далее - ПДО), суть которого заключается в выявлении акцентуаций характера личности подростка;

анализ материалов контрольных карт несовершеннолетних;

96

метод обобщения независимых характеристик по выявлению различных форм отклонений в поведении несовершеннолетних.

В анкетировании приняли участие 39 подростков из семей в СОП, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Результаты исследования показали, что каждый четвертый из опрошенных - единственный ребенок в семье, у остальных есть братья и сестры; более чем у 70% несовершеннолетних уровень успеваемости средний и ниже среднего. Отвечая на вопросы, касающиеся их образа жизни и способов проведения свободного времени, большинство детей признались, что они часто пропускают учебные занятия, большую часть времени проводят в неформальных группах с асоциальным поведением. Более 70% опрошенных подростков употребляют алкоголь, каждый четвертый хотя бы один раз пробовал наркотики.

В связи с тем что предметом исследования является психологическое влияние семьи в СОП на отклоняющееся поведение ее несовершеннолетних членов, были проанализированы причины, которые обусловили отнесение семей к данной категории. Так, у 71% опрошенных подростков оба родителя ведут аморальный образ жизни, что в основном проявляется в злоупотреблении спиртными напитками; более чем у 90% несовершеннолетних родители привлекались к административной ответственности; у каждого четвертого родители (чаще отец) имеют судимость или отбывают уголовное наказание.

Анализ данных, полученных в ходе анкетирования, позволил сделать вывод о том, что большая часть несовершеннолетних, которые относятся к категории «трудные», воспитываются в неблагоприятных условиях и сталкиваются с исключительно негативным опытом семейных отношений. Родители этих детей ведут аморальный или паразитический образ жизни, являются педагогически несостоятельными, имеют достаточно низкий уровень образования, не уделяют должного внимания детям, что в итоге приводит к различным отклонениям в их поведении. Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью говорить о том, что без своевременного вмешательства в процесс формирования личности ребенка его развитие будет неблагоприятным.

Для выявления психологического влияния семьи в СОП на поведение несовершеннолетних были применены проективные методики «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман) и «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич), которые позволяют оценить семейную ситуацию (враждебность в семейных отношениях, тревожность, агрессивность, конфликтность, слабость, желание быть сильным, властвовать над другими и др.).

Изначально подросткам было предложено изобразить свою семью с учетом условий проективной методики «Кинетический рисунок семьи». Многие дети охотно выполняли поставленную перед ними задачу. Однако некоторые подростки, чьи родители на момент исследования находились в местах лишения свободы, отказались от этого задания, поэтому им была предложена проективная методика «Несуществующее животное». В ходе анализа полученных данных было установлено, что семьям большинства обследуемых подростков присуща обстановка враждебности, агрессии и тревожности. Каждый третий несовершеннолетний в семейном окружении испытывает чувство неполноценности.

Для корректировки полученных результатов с несовершеннолетними проводились беседы. После чего подростки с различными формами отклонений в поведении были протестированы по методике ПДО, позволяющей определить тип акцентуации характера. Данная методика включает в себя 25 тем, представляющих собой набор фраз (от 10 до 19), характеризующих настроение, сон, самочувствие, сексуальные проблемы, отношение к родителям, друзьям, школе, правилам, закону и т. д.

Все обследуемые подростки после получения регистрационных листов были подробно проинструктированы о порядке их заполнения, а в ходе тестирования в первую очередь проверялось количество ответов по каждой теме (внимание обращалось на те графы, где было выбрано более 3 ответов), а также число проставленных нулей. Затем подросткам предлагалось сократить количество ответов либо все же попытаться дать ответы на сложные для них вопросы.

Как показало исследование, у большинства несовершеннолетних выявлен эпилеп-тоидный тип акцентуации характера. Отличительными чертами таких подростков

97

являются несдержанность, конфликтность, агрессивность. Они склонны к употреблению спиртных напитков, а в состоянии алкогольного опьянения проявляют жестокость, гнев и безудержную ярость. Подростки с ги-пертимной акцентуацией характера склонны к бродяжничеству и общению с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. Несовершеннолетним с шизоидным типом свойственна замкнутость, их не тяготит одиночество. Подростки с истероидным типом склонны ко лжи, нередко имеют суицидальные наклонности. Для несовершеннолетних с чертами лабильного типа характерна беспричинная смена настроения, они, так же как и подростки истероидного типа, склонны к демонстрации самоубийства. Основные черты несовершеннолетних-психоастеников -тревожность, боязливость, мнительность. Они патологически зависимы от алкоголя. Несовершеннолетним с неустойчивым типом акцентуации свойственна тяга к развлечениям, получению удовольствий. Они непослушны, непоседливы, склонны к асоциальному образу жизни. В поисках развлечений часто употребляют алкоголь и наркотики. Астено-невротический тип характерен для раздражительных и быстро утомляемых подростков. Несовершеннолетние с циклоидным типом акцентуации подвержены агрессии и раздражительности. Сензитивные подростки легко ранимы и для того, чтобы скрыть чувство собственной неполноценности, ведут себя грубо и развязно.

После установления взаимосвязи акцентуации характера с различными видами откло-

нений в поведении обследуемых подростков был проведен анализ материалов их контрольных карт с целью сопоставления данных, полученных в результате тестирования. Кроме того, для определения форм отклонения в поведении каждого подростка были опрошены учителя и сотрудники милиции, которые хорошо знают испытуемых и проводят с ними индивидуальную профилактическую работу.

Результаты второй стадии исследования показали, что 20% подростков не желают учиться, примерно такое же количество несовершеннолетних проявляют агрессию и жестокость. Около 10% обследуемых склонны к бродяжничеству и попрошайничеству. Каждый третий подросток курит, каждый второй употребляет спиртные напитки, а в состоянии алкогольного опьянения совершает административные правонарушения и уголовные преступления, как правило, кражи и хулиганства.

На третьей стадии с помощью метода математической статистики «Критерий хи-ква-драт Пирсона» было доказано, что семьи в СОП действительно оказывают негативное влияние на своих детей, что способствует формированию у них различных форм отклонений в поведении.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что, прежде чем разрабатывать программы для коррекции поведения несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, необходимо проводить психокоррекционную работу с их семьями.

1. Данькова И. В. Особенности профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями из неблагополучных семей / И. В. Данькова, М.В. Перунов // Вестн. Могилев. гос. ун-та им. А.А. Кулешова. Сер. D, Экономика, социология, право. 2018. № 1.

2. Профилактика правонарушений и формирование правовой культуры учащихся / сост. И.В. Журлова. Мн., 2014.

3. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон /под ред. А.А. Реана. М., 2016.

4. О признании детей, находящимися в социально опасном положении: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от

1. Dankova I.V. Features of preventive work with minor offenders from dysfunctional families / I. V. Dankova, M. V. Perunov // Bull. of Mogilev State University after A.A. Kuleshov. Ser. D, Economics, sociology, law. 2018. № 1.

2. Prevention of offenses and formation of legal culture of students / comp. I.V. Zhurlova. Minsk, 2014.

3. The psychology of deviance. Children. Society. Law / ed. by A.A. Rean. Moscow, 2016.

4. Оn the recognition of children in a socially dangerous: resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus d.d. Jan. 15, 2019 № 22 // ETALON. Legislation of the Republic of Belarus. Minsk, 2020.

98

15 янв. 2019 г. № 22 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики. Мн., 2020.

5. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1968.

6. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М., 1982.

7. Сагатовская Л. Г. Опыт социально-психологического обследования группы «трудных» подростков // Вопросы предупреждения преступности. 1966. № 4.

8. Фельдштейн Д.И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: дис. ... д-ра психол. наук. Душанбе, 1969.

9. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2010.

5. Alemaskin M.A. Psychological characteristics of a minor offender: auth. abstr. ... Candidate of Pedagogics. Moscow, 1968.

6. Zyubin L.M. Educational work with difficult students. Moscow, 1982.

7. Sagatovskaya L.G. Experience of socio-psychological examination of a group of «difficult» teenagers //Questions of crime prevention. 1966. № 4.

8. Feldstein D.I. Psychological bases of formation of moral qualities of the personality in adolescence: diss. ... Dr of Psychology. Dushanbe, 1969.

9. Furmanov I.A. Psychology of children with behavioral disorders: guide for psychologists and teachers. Moscow, 2010.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Данькова Ирина Валерьевна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Могилевского института Министерства внутренних дел Республики Беларусь; e-mail: ira_ dankova@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.V. Dankova, Senior Lecturer of the Chair of Legal Disciplines of the Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus; e-mail: ira_dankova@mail.ru

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.