Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы исследования качества жизни'

Теоретико-методологические основы исследования качества жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
629
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ / КАЧЕСТВО СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEVEL AND QUALITY OF LIFE / WELL-BEING AND LIVING CONDITIONS / THE QUALITY OF THE LIVING ENVIRONMENT / THE QUALITY OF THE MANAGEMENT OF THE COMPANY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

Развитие рыночных отношений и научного обоснования многих теоретических проблем развития общества и оценки жизненных стандартов требуют, в последнее время приобрела особую актуальность, и требует, тем самым усиленного внимания ученых к теоретико-методологическим основам исследования категории «качество жизни». Проанализированы различные подходы к оценке данной категории. Исследование содержания основных концепций качества жизни позволило проводить оценку качество жизни не только в целом, но и комплексно, по каждой из ее основных сфер. Приведена классификация подходов различных научных школ к исследованию категорий, связанных с удовлетворением потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL-METHODOLOGICAL FOUNDATIONS QUALITY OF LIFE RESEARCH

The development of market relations and the scientific substantiation of a lot of theoretical problems of development of the company and assessment of living standards require, recently acquired particular urgency, and demands, thus the greater attention of scientists to the theoretical-methodological foundations of the study of the category of «quality of life». Analyzed different approaches to the assessment of this category. Study the contents of the basic concepts of the quality of life has allowed to conduct the assessment of the quality of life not only in General, but also in an integrated manner, for each of its main areas. Is a classification of the approaches of different schools of research to the study of categories-Tory, related to satisfaction of needs.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы исследования качества жизни»

ХАДЖАЛОВА Х.М.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Развитие рыночных отношений и научного обоснования многих теоретических проблем развития общества и оценки жизненных стандартов требуют, в последнее время приобрела особую актуальность, и требует, тем самым усиленного внимания ученых к теоретико-методологическим основам исследования категории «качество жизни». Проанализированы различные подходы к оценке данной категории. Исследование содержания основных концепций качества жизни позволило проводить оценку качество жизни не только в целом, но и комплексно, по каждой из ее основных сфер. Приведена классификация подходов различных научных школ к исследованию категорий, связанных с удовлетворением потребностей.

HADZHALOVA Н.М.

THE THEORETICAL-METHODOLOGICAL FOUNDATIONS QUALITY OF LIFE RESEARCH

The development of market relations and the scientific substantiation of a lot of theoretical problems of development of the company and assessment of living standards require, recently acquired particular urgency, and demands, thus the greater attention of scientists to the theoretical-methodological foundations of the study of the category of «quality of life». Analyzed different approaches to the assessment of this category. Study the contents of the basic concepts of the quality of life has allowed to conduct the assessment of the quality of life not only in General, but also in an integrated manner, for each of its main areas. Is a classification of the approaches of different schools of research to the study of categories-Tory, related to satisfaction of needs.

Ключевые слова: уровень и качество жизни населения, благосостояние, условия жизни, качество управления обществом, качество среды жизнедеятельности.

Key words: level and quality of life, well-being and living conditions, the quality of the management of the company, the quality of the living environment.

Переход России к рыночной системе хозяйствования принципиально изменил привычные для подавляющего большинства населения страны жизненные ценности, нравственные ориентиры, социальное поведение людей. Постепенное становление и развитие рыночных отношений, демократизация общества, новые социально-экономические условия жизнедеятельности, появление возможностей переосмысления и научного обоснования многих специфических теоретических проблем развития общества и оценки жизненных стандартов, достигнутых в странах с развитой рыночной экономикой, потре-

бовали усиленного внимания ученых к вопросу качества жизни населения. Анализ качества жизни населения и особенностей становления и развития всех компонентов этой категории создает научную основу для преодоления негативных процессов в современной экономике. В период реформирования российской экономики, складывающиеся пропорции развития качества жизни населения перестали обеспечивать опережающее увеличение производительности труда и прогрессивное развитие производственно-технологических отраслей. Это нашло отражение в трансформации теоретических подходов и структурных элементов качества жизни.

Несмотря на значительный вклад ученных по исследованию категории «качество жизни», в России до сих пор не сформирован единый подход к методике качества жизни населения и к определению самой категории «качество жизни». Вопрос о содержании и структуре категории «качество жизни» продолжает остаться для исследователей дискуссионным. В сопоставлении качества жизни населения России и ее регионов преобладают два подхода. Первый заключается в определении интегрального показателя качества жизни населения по методикам, предлагаемым специалистами РАН (балльный метод). При построении интегрального индикатора качества жизни населения используется методологический подход, применяемый в международной практике при построении индекса развития человеческого потенциала, позволяющий ранжировать регионы по интегральной оценке качества жизни населения. При необходимости можно сравнивать и отдельные составляющие качества жизни. Данный метод дает возможность формировать состав рейтинговых групп регионов по степени отклонения от среднего значения интегрального индикатора качества жизни по России и выявлять изменения за рассматриваемый период времени, определять и оценивать тенденции изменения качества жизни по стране в целом и по регионам в частности.

Второй подход не менее распространен и заключается в оценке уровня жизни с последующим дополнением полученных результатов с помощью социальных индикаторов качества жизни населения. Такого подхода придерживается официальная статистика в России.

Следует отметить, что качество жизни имеет двойственный характер: с одной стороны - это расходы на производство благ (здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, уровень жизни, продолжительность жизни и др.), составляющих качество жизни; а с другой стороны - это внешний положительный эффект, который следует ожидать в будущем: увеличение доходов, улучшение образования и других показателей приводит к изменению качества потребления населения и формирует более прогрессивный тип совокупности спроса, стимулирует развитие экономических сфер, относящихся к системообразующим в современной экономике.

Качество жизни населения - это сложная социально-экономическая категория, обладающая совокупностью характеристик состояния среды жизнедеятельности человека, его удовлетворенности политическим, социальным и экономическим функционированием общественной системы, получающую адекватное количественное и качественное выражение. В данном определе-

нии подчеркивается, что качества жизни населения предполагает не только количественную оценку, но и делает акцент на качественной составляющей.

Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей. При этом возможны два подхода: составление сводного перечня показателей в соответствии со структурой потребностей и интересов; более предпочтительный аналитический подход, при котором показатели качества жизни, прежде всего, группируются по сферам жизни в соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим синтетическим обобщением.

Исследование содержания основных концепций качества жизни позволило выделить следующие общие моменты:

❖ качество жизни - сложную социально-экономическая категория, обладающая совокупностью характеристик состояния среды жизнедеятельности человека, его удовлетворенности политическим, социальным и экономическим функционированием общественной системы, получающую адекватное количественное и качественное выражение;

❖ существование объективного и субъективного подходов к оценке качества жизни. Объективный подход определяется соответствием определенному набору нормативных и статистических характеристик, которые позволяют судить о степени удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов людей. Субъективный подход свидетельствует о том, что интересы конкретных людей всегда индивидуальны и отражаются в субъективных ощущениях и оценках;

❖ качество жизни объединяет многие аспекты уровня жизни, рассматриваемой чаще всего в экономической системе «ресурсы - потребление», но дополняя их качественными оценками. Например, качество питания определяется его регулярностью, разнообразием, калорийностью, вкусовыми качествами; качество трудовой жизни не ограничивается только показателями занятости, условий труда, оплаты труда, но и дополняется оценкой развития трудовой демократии, содержательностью труда, отношением работников к труду, удовлетворенностью трудом, взаимоотношениями в трудовом коллективе и т.д.;

❖ в обществе, основанном на демократических началах, достижение высокого качества жизни становится стратегической целью всего общества, а развитие экономики, техники, технологии - выступает средством достижения данной цели.

И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер. К таким сферам относятся «качество населения», благосостояние, условия жизни

населения и качество управления обществом и качество среды жизнедеятельности (см. таб. 1).

Таблица 1

_Основные сферы качества жизни населения [3; с. 48]_

«Качество» населения - способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.); - способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость); - уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования, уровень квалификации работников и т.п.)

Благосостояние - материальная составляющая благосостояния (среднедушевые денежные доходы населения, структура доходов); - текущее потребление и сбережения населения (распределение доходов по на -правлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.); - макроэкономические показатели благосостояния (ВРП на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровень безработицы и бедности)

Условия жизни населения - показатели социальной инфраструктуры (жилищные условия; обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры); - социально-территориальная подвижность населения (использование свободного времени, использование социальной и географической мобильности)

Качество управления обществом - состояние экономики и социальное устройство общества (перспективы развития экономики и качество организации; соответствие и уровень развития институциональной и инфраструктурной среды потребностям общества); - политическое устройство общества (состояние политики и ее соответствие идеологическим установкам и ценностям общества; механизмы и формы смены одних институтов социальной и политической систем другими; степень доверия политическим институтам общества)

Качество среды жизнедеятельности - качество социальной сферы (безопасность хозяйственной деятельности, условия труда, социальное обеспечение и социальная защита, физическая и имущественная безопасность); - качество окружающей природной среды (природно-климатические условия; загрязнение воздушного пространства, воды, качество почвы, уровень биоразнообразия территории и т.п.)

Каждая из сфер качества жизни содержит свои специфические составляющие, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура.

Ряд исследователей1, рассматривающих категорию «уровень жизни» как самостоятельную, упускают из виду то, что сущность одного и того же явления - степени удовлетворения потребностей - нельзя определить двумя разными, хотя и взаимосвязанными категориями (уровнем жизни и качеством жизни). Уровень жизни является составной частью качества жизни, характеризует объем потребления население разнообразных благ и услуг за определенный период времени. Общим у понятий «уровень жизни» и «качество жизни» является то, что оба они показывают степень удовлетворения по-

1 См. работы след. авторов: Бестужев-Лада И.В., Римашевская Н.М., Бобков В.Н., Майер В.Ф., Суббето А.И., Айвазян С.А., Жеребин В.М.

требностей людей. Различие же между ними состоит в том, что качество жизни является более емкой, многогранной и многоаспектной категорией. Н.М. Римашевская рассматривает показатель «уровень жизни» как систему двух групп показателей: «одна из них - это условия жизни людей (детерминанты уровня жизни), другая - показатель поведения людей в сфере потребления» [1; с. 9-10].

Доминантами уровня жизни здесь являются разнообразные человеческие потребности. Среди этих потребностей можно выделить «комплекс непосредственных человеческих нужд соответственно главным сторонам поведения человека в сфере потребления.

Вопрос возникновения потребностей мало изучен. Возможно, это объясняется тем, что изучение данного вопроса имеет малое практическое значение - потребностей у человека много и они по мере удовлетворения постоянно меняются и расширяются, так что для представителей гуманитарных наук более интересен вопрос о том, как человеку воздерживаться от желания обладать множеством привлекательных предметов окружающего мира и создавать механизмы внешнего и внутреннего (через усвоенные социальные нормы) ограничения. Отсутствие расширения потребностей должно восприниматься как тревожный сигнал, тогда как их рост - нормальное явление. А. Маслоу отмечал, что независимо от достигнутого уровня, люди будут находить пути улучшения своего положения (расширение потребностей) и потому будут жаловаться всегда. И если рабочие, живущие в условиях авторитаризма и борьбы за выживание, жаловаться будут на неудовлетворение физиологических потребностей, то в современной развитой корпорации их жалобы могут исходить из отсутствия должного уважения, отсутствия похвалы за достижения, неудовлетворительной самооценки. Уровень жалоб по А. Маслоу говорит об уровне жизни [2; с.222-223].

Все эти классификации схожи между собой одним: авторы понимают, что основным фактором являются физиологические потребности, то есть нужда в еде, сне, отдыхе. Только после удовлетворения физиологических потребностей ощущается необходимость в других вещах. Далее Г. Гегель, Ф.М. Достоевский и А. Маслоу расходятся не только в разделении потребностей по категориям, но и в расстановке их в иерархии. Но важна не классификация потребностей в теории, а применение ее на практике.

Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем. Потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни. К первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму - потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании. Выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минималь-

ный, базовый, уровень роскоши. Потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования. Базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

Таблица 2

Классификация подходов различных научных школ к исследованию

категорий, связанных с удовлетворением потребностей [3; с. 76-77]

Научные школы и их основные представители Суть и содержание подхода, направления исследования

Классическая школа (А. Смит, Д. Риккардо, М. Вебер, Т. Мальтус, А. Файоль) Внимание акцентирует на удовлетворении минимума потребностей наемного работника. Заработки сведены к минимуму, потребному для пропитания и приобретения минимального количества других жизненных благ. При этом считается, что государство не должно вмешиваться в этот процесс

Марксистская школа (К. Маркс, Ф. Энгельс) Потребление рассматривается как фаза воспроизводства физических и моральных сил для нормального функционирования рабочей силы. Потребление подразделяется на общественное и индивидуальное. В отличие от классической школы выходит на рассмотрение потребления за границы рабочей силы и необходимости прогнозирования будущих отношений потребления

Кейнсианская школа (Дж. М. Кейнс, Дж. Робинсон, Э. Хансен, Д. Хикс) Доходы подразделяются на потребление и сбережения, раскрываются мотивы сдерживания расходов (скупость, предусмотрительность, расчетливость и пр.). Основная регулирующая роль в повышении доходов населения отводится государству

Неоклассическая школа (А. Пигу, А. Маршалл, Р. Кларк, Г. Сиджвик) Проводит различие между благосостоянием отдельных лиц, социальных групп и общим благосостоянием нации. В общее благосостояние включает не только уровень доходов, но и характер условий труда, обеспеченность жильем, общий порядок, взаимоотношения между людьми

Школа классического институционализма (Дж. Гобсон, Дж. К. Гэлбрейт, Т.Веблен) Акцентирует внимание на необходимости рационального потребления, наличии мнимых потребностей и невмешательстве государства в процесс формирования человеческой личности

Советская экономическая школа (С. Стримулин, Ф.Безъязычный, ИВ. Бестужев-Лада, В.Ф. Майер, П.С. Масловский-Мстиславский и др.) Рассматривают потребности (личное потребление рассматривается через оценку уровня жизни населения и связывается с общественным воспроизводством), проблемы роста благосостояния (на основе эффективного использования имеющихся экономических ресурсов), доходы и расходы населения, необходимый и прибавочный продукт, национальный доход

Экономическая школа переходного периода (Н.М. Римашевская, В.Н. Бобков, Т.И. Заславская, А.Ю. Шевяков, Н.Е.Титова, Е.И. Капустин и др.) Рассматривают проблемы государственного регулирования доходов и уровня жизни, причины дифференциации российского общества, экономические вопросы реформирования потребления, индивидуальное благосостояние, проблемы бедности, процессы накопления и использования качественных характеристик человеческого потенциала

Современные научные школы (Н.М. Римашевская, В.Н. Бобков, М.А. Можина, Е.Гонтмахер, Т. Малева, Г.А. Гранберг и др.) Рассматривают вопросы рыночного регулирования доходов, уровня и качества жизни, формирования механизмов и инструментов активизации инвестиционной и инновационной деятельности, развития предпринимательства как основы становления среднего класса

Постоянное обновление и расширение круга потребностей является необходимым условием непрерывного обеспечения жизнедеятельности общества. От степени удовлетворения потребностей людей зависят такие важные параметры жизнедеятельности, как здоровье населения, продолжительность жизни, условия жизни, уровень и качество жизни. Можно сказать, что степень удовлетворения потребностей населения является общим критерием оценки эффективности развития того или иного общества.

Рассмотренные подходы различных экономических школ позволяют говорить об отсутствии единого подхода к изучению проблем удовлетворения потребностей индивидов. Реализуемые в настоящее время в России приоритетные национальные проекты направлены, в первую очередь, на удовлетворение потребностей в материальных благах, необходимых для поддержания жизни (физиологические потребности). Вместе с тем, другие категории потребностей своего отражения в национальных проектах не нашли (духовные, социальные потребности, потребностей в безопасности и самореализации духовные потребности). Нельзя не отметить, что государство с целью повышения качества жизни пытается охватить и другие потребности людей, например, проведением «Года Семьи» или «Года Молодежи и спорта».

Познание категории «качество жизни» неизбежно вызывает необходимость познания характера и сущности общественного строя, в условиях которого реализуется соответствующее ему качество жизни. Ключевой проблемой современной экономической теории является отсутствие целостности рассмотрения социальных и экономических систем. Многообразие точек зрения обусловлено сложностью и многовариантностью осуществления трансформации. Но самой важной причиной является различие методологических подходов к исследованию проблемы и изучению структуры трансформируемого объекта.

_Литература_

1. Народное благосостояние: Тенденции и перспективы / Отв.ред. Н.М. Ри-машевская. - М.: Наука, 1988. С.9-10

2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. -222-223.

3. Хаджалова Х.М. Качество жизни как основа стабильности общества. -Махачкала: Изд-во «Наука плюс», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.