DOI 10.47576/2712-7516_2022_3_2_138 УДК 336
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
КОМПАНИИ
Подольская Татьяна Валентиновна,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления, РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: podolskayat@uriu. ranepa.ru
Диденко Виолетта Максимовна,
магистрант кафедры международных экономических отношений ЮжноРоссийского института управления, РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты инвестиционной привлекательности компании. Осуществлена классификация различных точек зрения экспертов на анализируемую категорию. Предложена авторская трактовка понятия «инвестиционная привлекательность компании». Выделены основные типы инвесторов и ключевые факторы инвестиционной привлекательности для каждого из них. Проанализированы наиболее часто применяемые стандартизированные подходы к оценке инвестиционной привлекательности компании, систематизированы методики оценки инвестиционной привлекательности компании. Сделан вывод о том, что с целью получения наиболее объективных результатов и повышения эффективности процесса оценки инвестиционной привлекательности той или иной компании рекомендуется комбинирование различных подходов к оценке, исходя из требований, предъявляемых по отношению к конкретному объекту инвестирования и целей вложения средств, определяемых инвесторами.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность компании; иерархия; классификация; типы инвесторов; методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности компании; анализ.
UDC 336
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS
OF THE COMPANY
Podolskaya Tatyana Valentinovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of International Economic Relations, South Russian Institute of Management, RANEPA, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: [email protected]
Didenko Violetta Maksimovna,
master student of the Department of International Economic Relations of the South Russian Institute of Management, RANEPA, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: violettadidenko25@gmail. com
The article discusses the theoretical and methodological aspects of the investment attractiveness of the company. The classification of different points of view of experts on the analyzed category is carried out. The author's interpretation of the concept of "investment attractiveness of the company" is proposed. The main types of investors and the key factors of investment attractiveness for each of them are identified. The most commonly used standardized approaches to assessing the investment attractiveness of a company are
analyzed, methods for assessing the investment attractiveness of a company are systematized. It is concluded that in order to obtain the most objective results and improve the efficiency of the process of assessing the investment attractiveness of a company, it is recommended to combine different approaches to assessment, based on the requirements for a particular investment object and the investment goals determined by investors.
Keywords: investment attractiveness of the company; hierarchy; classification; types of investors; methodological approaches to assessing the investment attractiveness of a company; analysis.
В современных экономических условиях инвестиции выступают в качестве основного фактора обеспечения эффективного экономического роста и развития, а также формирования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов. Однако для того чтобы получить необходимый объем инвестиционных ресурсов, тот или иной объект инвестирования должен характеризоваться определенным уровнем инвестиционной привлекательности с точки зрения будущего инвестора.
Подчеркнем, что в настоящее время отсутствует однозначное определение инвестиционной привлекательности. Данное понятие является многоуровневым, поскольку его сущность может быть проанализирована с точки зрения выбранного объекта исследования, которым может стать, во-первых, на макроуровне государство, во-вторых, на мезоуровне регион или какая-либо отрасль, в-третьих, на микроуровне отдельная компания или конкретный проект.
Так, инвестиционная привлекательность государства может характеризоваться как показатель, отражающий решение относительно эффективности осуществления вложения средств, принимаемое инвестором на основе проведения оценки положительных и отрицательных аспектов, а также возможностей по реализации бизнес-процессов в рамках рассматриваемого государства.
Инвестиционная привлекательность региона/отрасли представляет собой общую характеристику перспективности осуществления вложений средств, полученную на основе проведенной оценки и учета параметров, отражающих сложившийся уровень инвестиционной привлекательности рассматриваемого объекта инвестирования, а также на основе анализа отличительных характеристик и наличия вероятностных рисков, связанных с рассматриваемой административно-территориальной единицей или той или иной отраслью.
При анализе сущности понятия «инвестиционная привлекательность» на микроуров-
не важно учитывать то, что в быстроизме-няющихся носящих конкурентный характер экономических условиях множество компаний стремятся к улучшению результатов своей деятельности с целью сохранения устойчивых позиций на рынке, а также получения дополнительных преимуществ над конкурентами. В связи с этим предприятиям необходимо расширять производство в целом и повышать эффективность производственных процессов, использовать новые технологии в своей деятельности, повышать качество производимых товаров и услуг, обеспечивать приток новых категорий потребителей, осваивать новые рынки сбыта, разрабатывать и реализовать новые виды продукции и т. д. Однако для выполнения таких действий зачастую необходимым является привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов. В связи с этим вопросы, связанные с оценкой инвестиционного потенциала и разработкой системы мероприятий, направленных на повышение имеющегося уровня инвестиционной привлекательности компании, являются наиболее значимыми и актуальными при принятии решения относительно привлечения необходимого объема инвестиций.
В целом существует множество трактовок понятия «инвестиционная привлекательность компании» разными авторами, но важно то, что все они дополняют друг друга и обеспечивают внесение определенного вклада в развитие содержания данной категории. Было выделено три подхода, используемых исследователями.
Так, к первой категории были отнесены такие исследователи, как Д. А. Ендовицкий, В. А. Бабушкин [3], Н. А. Казакова [5], с точки зрения которых основным признаком определения «инвестиционная привлекательность компании» является наличие совокупности определенных характеристик, присущих той или иной компании, позволяющих ей обеспечивать стабильное функционирование в конкурентных условиях. Причем важным является то, что набор таких признаков-со-
ставляющих инвестиционной привлекательности компании, определяемых авторами, отнесенными к данной категории, может быть различен.
Вторая категория авторов (И. А. Бланк [1], Н. В. Смирнова [8]) в качестве ключевого параметра инвестиционной привлекательности компании выделяют преимущества, недостатки и возможности, связанные с объектом инвестирования, при учете и оценке которых инвестором принимается соответствующее решение о возможности вложения средств.
В третью категорию были включены такие авторы, как В. М. Власова, Э. И. Крылов, М. П Егорова [6], которые определяют сущность категории «инвестиционная привлекательность компании» как набор положительных характеристик ценных бумаг, эмиссией которых занимается та или иная компании, с точки зрения инвесторов.
Таким образом, на основе проведенного анализа содержания понятия «инвестиционная привлекательность компании» следует отметить, что, во-первых, анализируемое понятие может отождествляться со степенью платежеспособности и финансовой устойчивости, которыми характеризуется та или иная компания; во-вторых, инвестиционная привлекательность компании предполагает наличие отличительных преимуществ, способствующих функционированию и развитию предприятия в конкурентных условиях; в-третьих, с точки зрения некоторых исследователей инвестиционная привлекательность компании рассматривается как процесс оценки инвестором эффективности и рациональности предполагаемого вложения средств на основании соотношения имеющихся положительных и отрицательных аспектов, связанных с тем или иным инвести -ционным объектом; в-четвертых, инвестиционная привлекательность компании имеет прямую взаимосвязь с привлекательностью ценных бумаг, выпускаемых компаниями, для потенциальных инвесторов.
Кроме того, важно подчеркнуть, что не во всехопределениях «инвестиционная привлекательность компании» предполагается учет фактора риска в инвестиционной деятельности, что может быть отмечено как недостаток, поскольку риск является неотъемлемым элементом деятельности по инвестированию средств в предполагаемый объект вложения,
чем и обусловливается необходимость разработки и применения в рамках компании со -вокупности мероприятий, направленных на его устранение или минимизацию.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что в качестве определения рассматриваемого понятия предлагается следующее: инвестиционная привлекательность компании - это комплекс свойств, присущих конкретному объекту инвестирования, с помощью количественной и качественной оценки которого обусловливаются преимущественные отличительные черты того или иного объекта, позволяющие максимизировать инвестиционный эффект, минимизировать степень риска, связанного с вложением средств и обеспечить реализацию поставленных инвестором целей и задач, носящих стратегический характер.
В целом оценка инвестиционной привлекательности компании в большей степени имеет субъективный характер, поскольку с точки зрения разных типов инвесторов и ана -литиков существует множество различных целей и критериев инвестирования. Исходя из этого, при необходимости привлечения инвестиционных средств компании требуется заранее определить перечень отличительных и наиболее значимых параметров инвестиционной привлекательности для конкретного типа инвестора, а также наиболее предпочтительную форму инвестирования. Выделяют следующие типы инвесторов: государственные структуры, инвесторы, относящиеся к финансовому сектору, инвесторы сектора ценных бумаг [9, с. 170].
Так, если в качестве инвестора будет выступать государство, то его действия в значительной мере будут направлены на модернизацию и развитие инновационного и научно-технического потенциала, а также на обеспечение условий социальной стабильности, поскольку основным показателем инвестиционной привлекательности в данном случае будет являться не только совокупный финансовый итог в виде полученной прибыли, но и положительные социально-экономические результаты от инвестирования в рамках страны либо региона, обеспечивающие стабильность и непрерывность процесса функционирования экономики.
Для финансовых инвесторов, то есть банковских и кредитных организаций, пре-
доставляющих определенные объемы заемных денежных средств, которые предполагается вернуть в течение определенного периода времени в полном размере, а также выплатить процент за их использование, ключевыми показателями инвестиционной привлекательности предполагаемого объекта инвестирования являются финансовое состояние и финансовая устойчивость компании, а также уровень кредитоспособности и платежеспособности.
При оценке инвестиционной привлекательности компании инвесторами сектора ценных бумаг учитываются как финансовое состояние и финансовая устойчивость, так и характеристики, отражающие конкурентное положение компании в условиях рынка, стратегию роста и развития компании, отсутствие нарушений законодательства, динамику капитализации компании за определенный период, текущую оценку деловой репутации и открытости компании и т. д. Специфика такой оценки обусловлена в большей степени тем, что данный тип инвесторов принимает на себя не только риски, связанные с вложением инвестиционных ресурсов, но и предполагает получение определенного дохода от вложенных средств в стратегической перспективе.
Также важно то, что в зависимости от цели и ключевого фактора инвестирования инвесторов сектора ценных бумаг можно классифицировать на следующие виды:
- стратегические инвесторы, которые приобретают акции компании на длительный период с целью обеспечения повышения не только их рыночной стоимости, но и стоимости всей компании в целом, то есть предпола -гается получение возможности инвестором контролировать операции, проводимые на предприятии. Такой вид инвесторов осуществляет вложения средств преимущественно в организации с высоким уровнем развития технологической базы, а также имеющие значительные конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, с целью получения прибыли от включения рассматриваемой компании в существующую бизнес-деятельность такого инвестора [2, с. 149];
- портфельные инвесторы, приобретающие разные виды ценных бумаг, обладающих различными уровнями риска и доходности в меньших объемах по сравнению со
стратегическими инвесторами, поскольку не ориентируются на получение контроля над предприятием. Так, данный вид инвесторов стремится получить определенный доход от инвестированных средств в случае краткосрочного повышения стоимости компании с целью реализовать имеющуюся долю по наиболее высокой цене, чем цена приобретения.
В свою очередь классификация портфельных инвесторов, исходя из уровня риска той или иной ценной бумаги, предполагает разделение на следующие группы [3, с. 42]:
- консервативные инвесторы, осуществляющие вложения средств в ценные бумаги наиболее стабильных и крупных эмитентов. Такая группа инвесторов характеризуется наименьшим уровнем риска;
- умеренно-агрессивные инвесторы, ориентированные на долгосрочное вложение средств, а также на увеличение рыночной стоимости ценных бумаг средних и крупных эмитентов. Такие инвесторы обладают средним уровнем риска;
- агрессивные инвесторы, ориентированные на получение высокой доходности от вложенных в ценные бумаги мелких эмитентов средств. Такая группа инвесторов обладает наибольшей степенью риска.
Итак, подчеркнем еще раз, что каждый из нескольких типов инвесторов имеет наиболее значимые для него цели, критерии и показатели для отбора предполагаемого объекта вложений. Именно поэтому важным для компании является проведение своевременного анализа и оценки показателей инвестиционной привлекательности.
Еще одним важным аспектом при осуществлении анализа инвестиционной привлекательности компании является выбор соответствующего методологического подхода, в соответствии с которым будет проводиться оценка. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы произвести объективный анализ и учет текущего уровня инвестиционной привлекательности, а также на базе полученных результатов такого исследования разработать комплекс мер по наиболее эффективному управлению и повышению инвестиционной привлекательности с целью привлечения инвесторов и получения требуемого объема средств для реализации стратегических целей и задач компании.
В настоящий момент разработано большое количество методологических подходов, при помощи которых возможно оценить уровень инвестиционной привлекательности той или иной компании, различающейся между собой включаемым составом качественных и количественных критериев и показателей оценки, а также способами их расчета, анализа и обработки, что обусловлено, прежде всего, существованием множества различных точек зрения относительно понимания сущности термина «инвестиционная привлекательность компании». Проанализируем основные наиболее часто применяемые подходы, а также методики, с помощью которых можно оценить инвестиционную привлекательность компании, разработанные исследователями данной проблематики, и выделим их ключевые аспекты, преимущества и недостатки.
Так, среди наиболее часто применяемых подходов к оценке сформированного уровня инвестиционной привлекательности той или иной компании выделяются такие, как [13, с. 63]:
1) рыночный подход, сущность которого заключатся в оценке инвестиционной привлекательности на основании полученных внешних сведений и данных об объекте инвестирования, находящихся в свободном доступе на официальных сайтах компаний, инвестиционных бирж либо специализированных информационных ресурсах. Кроме того, данный подход зачастую применяется портфельными консервативными инвесторами сектора ценных бумаг для исследования динамики стоимости акций, которые выпускает та или иная компания, а также оценки величины дивидендов, которые будут выплачены в дальнейшем. Среди преимуществ такого подхода можно выделить в первую очередь возможность осуществления оценки инвестиционной привлекательности объекта вложений на основании возникшего в конкретный момент времени на рынке соотношения спроса и предложения на него, а также открытость доступа к информации, требуемой для реализации соответствующего подхода. В качестве недостатка рыночного подхода выступает возможность его применения только для оценки компаний, которые осуществляют выпуск собственных ценных бумаг и их размещение на биржах;
2) бухгалтерский, или финансовый, подход, основывающийся на анализе бухгал-
терской и финансовой отчетности компании. Необходимым является расчет показателей, отражающих такие параметры исследуемой компании, как состав и структура капитала предприятия, источники его формирования, рациональность и эффективность применения капитала, уровень платежеспособности и кредитоспособности предприятия, запас финансовой устойчивости [7, с. 20].
Преимуществом данного подхода является возможность использования доступной внутренней информации для проведения оценки инвестиционной привлекательности той или иной компании. Негативной стороной является отождествление финансовой деятельности и финансовых результатов компании, которые были достигнуты к определенному моменту времени, со сложившимся уровнем инвестиционной привлекательности, рассматриваемым в большей степени как перспективное направление экономического роста компании в целом, увеличение объемов ее доходности и реализация стратегических целей и задач;
3) комбинированный подход, который состоит из элементов оценки инвестиционной привлекательности компании, включаемых в состав рыночного и финансового подходов. В рамках данной методики предполагается расчет группы количественных показателей оценки финансовой устойчивости и финансово-экономических результатов деятельности объекта инвестирования за определенный период, а также анализ качественных критериев, характеризующих функционирование компании, таких как, например, уровень открытости компании, степень конкурентоспособности и т. д. Далее осуществляется присвоение определенного веса каждому анализируемому параметру-фактору и производится оценка его влияния на уровень инвестиционной привлекательности рассматриваемой компании с точки зрения инвестора. Затем проводится расчет значения общего показателя инвестиционной привлекательности компании и его соответствующая интерпретация. В целом следует отметить, что, несмотря на положительный результат объединения нескольких методик оценки инвестиционной привлекательности в один общий подход, можно выделить также и некоторые недостатки комбинированного подхода, связанные, во-первых, с наличием
значительной совокупности количественных показателей для расчета и необходимостью верной интерпретации полученных значений, во-вторых, с необходимостью поиска объективных достоверных качественных данных и сведений, характеризующих итоги функционирования той или иной компании.
Переходя к анализу сущности методик, с помощью которых можно оценить инвестиционную привлекательность компании, разработанных исследователями данной проблематики, разделим их на две группы в зависимости от ключевого параметра, который имеет наибольшее влияние на инвестиционную привлекательность компании (табл. 1).
Так, к первой группе методик были отнесены те, согласно которым сложившийся уровень инвестиционной привлекательности объекта инвестирования в большей степени зависит от финансового положения анализируемой компании, то есть предполагается проведение его комплексной оценки. Во вторую группу были включены методики, сущность которых заключается в учете действия факторов внешней и внутренней среды анализируемой компании на ее инвестиционную привлекательность, а также в исследовании динамики инвестиционной привлекательности под действием комплекса таких факторов.
Таблица 1 - Классификация методик оценки инвестиционной привлекательности компании в зависимости от ключевого параметра, на основе которого проводится оценка (разработана авторами)
№ группы Признак классификации Названия методологических подходов к оценке инвестиционной привлекательности компании Авторы
1 Оценка инвестиционной привлекательности компании на основе анализа финансового положения компании Метод дисконтированных денежных потоков Р. А. Хуснуллин [11]
Индикативная методика оценки инвестиционной привлекательности фирмы О. Ю. Толкаченко [10]
Интегральная оценка инвестиционной привлекательности компании на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности компании А. В. Цыганов [12]
2 Оценка инвестиционной привлекательности на основе учета факторов как внутренней, так и внешней среды компании Учет внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на уровень инвестиционной привлекательности компании Е. А. Якименко [14]
Комплексная оценка инвестиционной привлекательности компании Д. А. Ендовицкий [4]
Сущность такого метода, как дисконтирование денежных потоков компании, заключается в определении текущей стоимости прогнозируемых на определенный временной период денежных потоков методом дисконтирования по величине процентной ставки, включающей в себя риск по их поступлению [11, с. 85]. Иными словами, это стоимость той или иной компании, по которой потенциальный собственник готов ее приобрести в данный момент времени, определяемая на основании расчета величины денежных потоков, которую получит покупатель в результате функционирования компании в будущем. Так, на базе анализа величины текущей стоимости компании делается заключение относительно финансового потенциала, а значит и инвестиционной привлекательности такой компании. В целом положительной стороной данной методики является возможность определения действительной цены
компании в конкретный момент времени и стратегических перспектив развития ее деятельности, отрицательной - необходимость анализа значительного объема данных для нахождения величин денежных потоков, что обусловливает вероятность допущения ошибок при проведении соответствующих расчетов при прогнозировании.
Индикативная методика оценки предполагает определение инвестиционной привлекательности той или иной компании на базе оценки ее финансово-экономического состояния путем расчета таких показателей, как рентабельность активов, значение которой находится на основе применения семифак-торной модели, и экономическая добавленная стоимость (EVA) [10, с. 91]. Нахождение величины таких показателей является важным, так как, во-первых, с их помощью появляется возможность проанализировать состав и структуру активов, которыми управ-
ляет и распоряжается та или иная компания, во-вторых, определяется необходимость замены либо дополнения одних материальных ресурсов другими для обеспечения наибольшей эффективности их применения. В качестве преимуществ индикативной методики оценки можно отметить определение текущей стоимости компании как параметра инвестиционной привлекательности и контроль за ее динамикой в перспективе. Недостатком методики является отсутствие надлежащего учета факторов внешней среды той или иной компании.
При проведении интегральной оценки на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия такие показатели делятся на две группы: показатели оценки эффективности деятельности компании и показатели, с помощью которых определяется уровень платежеспособности компании [12, с. 12]. Затем предполагается проведение расчета общего показателя эффективности деятельности компании и общего показателя, отражающего уровень платежеспособности предприятия. Далее рассчитывается обобщающий коэффициент-рейтинг инвестиционной привлекательности компании как сумма значений общих показателей эффективности деятельности и платежеспособности компании с присвоенными им определенными коэффициентами весомости. Среди достоинств данной методики можно выделить возможность получения наиболее объективной оценки исследуемого параметра на основе расчета единого интегрального показателя, а также упрощения процесса интерпретации полученных результатов в количественном выражении. Недостатком данной методики, как и всех тех, в основе которых заложена оценка финансового положения объекта инвестирования для определения уровня инвестиционной привлекательности, является отсутствие включения в модель оценки факторов внешней по отношению к компании среды.
Оценка инвестиционной привлекательности на основе учета факторов как внутренней, так и внешней среды компании осуществляется в несколько этапов [14, с. 118]. На первом этапе осуществляется отбор ключевых параметров внутренней и внешней среды на основе такого метода экспертных оценок, как метод Дельфи. На втором этапе с
помощью модели множественной регрессии исследуется воздействие таких параметров на величину рентабельности продукции за определенный временной промежуток. На третьем этапе проводится непосредственная оценка инвестиционной привлекательности той или иной компании при условии учета внутренних и внешних параметров. На четвертом этапе разрабатываются ключевые направления развития и комплекс мер по повышению уровня инвестиционной привлекательности компании. Важно отметить, что, с одной стороны, учет совокупности различных факторов внутренней и внешней сред той или иной компании при оценке ее инвестиционной привлекательности является значительным преимуществом данного метода, но, с другой - недостатком данного метода является наличие субъективных аспектов, связанных с применением экспертного метода при отборе основных факторов оценки, может снижать точность конечных результатов.
Сущность комплексного анализа инвестиционной привлекательности той или иной компании заключается в исследовании факторов как внутренней, так и внешней среды компании и в расчете общего интегрального показателя на основе результатов исследования по трем разделам, выделяемым в рамках данной методики: общему, специальному и контрольному. В рамках первого раздела анализируется качественная информация, характеризующая положение, занимаемое исследуемой компанией на рынке, деловую репутацию рассматриваемой компании, перечень лиц, выступающих в качестве акционеров компании и т. п. [4, с. 3]. Во втором разделе осуществляется оценка эффективности деятельности компании в целом, анализируются темпы экономического роста с точки зрения обеспечения их пропорциональности, оцениваются достигнутые за определенный период времени результаты по операционной, финансовой, инвестиционной и инновационной видам деятельности компании, рассчитываются показатели, характеризующие качество прибыли. На завершающем этапе, в рамках контрольного раздела осуществляется оценка инвестиционной привлекательности исследуемого объекта инвестирования путем расчета итогового общего коэффициента инвестиционной привлекательности на
основании балльных оценок параметров, полученных по результатам анализа в рамках предшествующих разделов. В целом достоинствами данного методологического подхода являются, во-первых, учет влияния факторов внешней и внутренней сред на изменение инвестиционной привлекательности компании, во-вторых, анализ большого объема качественной информации и количественных данных и сведение их к общему итоговому показателю оценки исследуемого параметра. Недостатком комплексного подхода является наличие субъективных аспектов, связанных с применением метода выставления оценок экспертами в рамках исследования тех или иных параметров инвестиционной привлекательности компании, но следует отметить, что данный недостаток нивелируется при включении в оценку абсолютных и относительных количественных показателей, характеризующих финансово-экономическое положение исследуемой компании.
Подводя итог теоретико-методологического исследования инвестиционной привлекательности компании, можно сделать ряд выводов. В настоящий момент отсутствует однозначное общее определение инвестиционной привлекательности, поскольку данное понятие является многоуровневым и может быть рассмотрено в зависимости от конкретного объекта исследования, в качестве которого могут выступать как государство в целом, либо какой-либо регион, отрасль, компания или конкретный проект. Кроме того, существует большое количество точек зрения различных авторов относительно понятия «инвестиционная привлекательность компании», в каждой из которых заложены различные ключевые признаки, которыми может характеризоваться рассматриваемая категория, однако все они дополняют друг друга и способствуют наиболее подробному исследованию данного вопроса.
Было предложено следующее определение: инвестиционная привлекательность компании - это комплекс свойств, прису-
Список литературы _
щих конкретному объекту инвестирования, с помощью количественной и качественной оценки которого обусловливаются преимущественные отличительные черты того или иного объекта, позволяющие максимизировать инвестиционный эффект, минимизировать степень риска, связанного с вложением средств и обеспечить реализацию поставленных инвестором целей и задач, носящих стратегический характер.
Процесс оценки инвестиционной привлекательности компании носит субъективный характер, то есть может зависеть от целей и критериев инвестирования, устанавливаемых теми или иными инвесторами, вследствие чего при принятии компанией решения о привлечении необходимого объема средств важно заранее выяснить совокупность параметров инвестиционной привлекательности компании, которые представляются наиболее значимыми для определенного типа инвестора, а также наиболее предпочтительную форму инвестирования. Еще одним важным аспектом при осуществлении оценки инвестиционной привлекательности компании является выбор соответствующего методологического подхода, в соответствии с которым будет проводиться оценка.
В результате проведенных в рамках исследования классификации и подробного анализа сущности и отличительных особенностей общих подходов и основных методик оценки инвестиционной привлекательности компании, разработанных авторами в зависимости от ключевого параметра, на основе которого проводится оценка, можно отметить, что все они имеют конкретные преимущества и недостатки. Таким образом, для обеспечения наиболее эффективного процесса оценки инвестиционной привлекательности той или иной компании может быть рекомендовано комбинирование различных подходов к оценке, исходя из требований, предъявляемых по отношению к конкретному объекту инвестирования и целей вложения средств, определяемых инвесторами.
1. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента / И. А. Бланк. - Киев : Ника-Центр, 1999. - 512 с.
2. Гребенникова, В. А. Определение инвестиционной привлекательности компании в зависимости от типа инвестора / В. А. Гребенникова, П. В. Калашников // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 3-1(73). -С. 148-153.
3. Ендовицкий, Д. А. Анализ инвестиционной привлекательности организации / Д. А. Ендовицкий, В. А. Бабушкин, Н. А. Батурина ; под ред. Д.А. Ендовицкого. - Москва : КНОРУС, 2017. - 376 с.
4. Eндовицкий, Д. А. Mетодические подходы к оценке инвестиционной привлекательности компании-цели слияния/поглощения / Д. А. Eндовицкий, В. E. Соболева // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. -№ б(111). - С. 2-14.
5. Казакова, Н. А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании : учебное пособие / Н. А. Казакова. - Mосква : Финансы и статистика : ИНФРА-M, 2012 - 23В с.
6. Крылова Э. И., Власова В. M., Eгорова M.r и др. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия : учебное пособие. - Mосква : Финансы и статистика, 2003. - 192 с.
7. Печенова, E. А. Основные подходы к анализу и оценке инвестиционной привлекательности компании / E. А. Печенова // Инновации и инвестиции. - Mосква : Русайнс», 2019. - № 3. - С. 20-22
В. Смирнова, Н. В. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия в условиях реструктуризации экономики : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 0В.00.10 / Иван. гос. хим.-технол. ун-т. - Иваново, 2003. - 1В с.
9. Современные вызовы и реалии экономического развития России : Mатериалы V Mеждународной научно-практической конференции, Ставрополь, 19-21 апреля 201В года / под ред. Л. И. Ушвицкого, А. В. Савцовой. -Ставрополь : Фабула, 201В. - 5б2 с.
10. Толкаченко, О. Ю. Индикативная методика оценки инвестиционной привлекательности фирмы / О. Ю. Толкаченко // Финансовый менеджмент. - 200В. - № б.
11. Хуснуллин, Р. А. Применение метода дисконтированных денежных потоков при анализе инвестиционной привлекательности предприятия как составляющей части инвестиционной привлекательности региона / Р. А. Хуснуллин // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2009. - Т. 4. - № 1(11). -С. В4-В7.
12. Цыганов А. В. Управление инвестиционной привлекательностью промышленного предприятия с учетом оценки его социального потенциала: автореф. дисс. - M., 2009. - 23 с.
13. Черкашина E. E. Mетодические подходы к анализу инвестиционной привлекательности / E. E. Черкашина // Вестник науки и образования. - 2017. - № б (30). - Том 2. - С. б2-б5.
14. Якименко, E. А. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия / E. А. Якименко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2009. - № 11(б1). - С. 117-121.
References _
1. Blank I.A. Osnovy finansovogo menedzhmenta. Kiev: Nika-TSentr, 1999. 512 s.
2. Grebennikova V.A., Kalashnikov P.V. Opredelenie investitsionnoi privlekatel'nosti kompanii v zavisimosti ot tipa investor. Ekonomika i biznes: teoriia i praktika. 2021. № 3-1(73). S. 14В-153.
3. Endovitskii D.A., Babushkin V.A., Baturina N.A. Analiz investitsionnoi privlekatel'nosti organizatsii. nauchno izdanie pod red. D.A. Endovitskogo. M.: KNORUS, 2017. 37б s.
4. Endovitskii D.A., Soboleva V.E. Metodicheskie podkhody k otsenke investitsionnoi privlekatel'nosti kompanii-tseli sliianiia/pogloshcheniia. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika. 200В. № б(111). S. 2-14.
5. Kazakova N.A. Ekonomicheskii analiz v otsenke biznesa i upravlenii investitsionnoi privlekatel'nost'iu kompanii: ucheb. posobie. M.: Finansy i statistika: INFRA-M, 2012 23В s.
6. Krylova E.I., Vlasova V.M., Egorova M.G. i dr. Analiz finansovogo sostoianiia i investitsionnoi privlekatel'nosti predpriiatiia: ucheb. posobie. M.: Finansy i statistika, 2003. 192s.
7. Pechenova E.A. Osnovnye podkhody k analizu i otsenke investitsionnoi privlekatel'nosti kompanii. Innovatsii i investitsii. Izdatel'stvo: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu «Rusains». 2019. № 3. S. 20-22
В. Smirnova N.V. Otsenka investitsionnoi privlekatel'nosti predpriiatiia v usloviiakh restrukturizatsii ekonomiki : avtoreferat dis. ... kandidata ekonomicheskikh nauk : 08.00.10 / Ivan. gos. khim.-tekhnol. un-t. Ivanovo, 2003. 1В s.
9. Sovremennye vyzovyi realii ekonomicheskogo razvitiia Rossii : Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Stavropol', 19-21 aprelia 201В goda / Pod red. L.I. Ushvitskogo, A.V. Savtsovoi. Stavropol': Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu "Izdatel'sko-informatsionnyi tsentr "Fabula", 201В. 5б2 s. ISBN 97В-5-91903-1Вб-4.
10. Tolkachenko O.IU. Indikativnaia metodika otsenki investitsionnoi privlekatel'nosti firmy. Finansovyi menedzhment. 200В. №б.
11. Xusnullin R.A. Primenenie metoda diskontirovanny'x denezhny'x potokov pri analize investicionnoj privlekatel'nosti predpriyatiya kak sostavlyayushhej chasti investicionnoj privlekatel'nosti regiona. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2009. T. 4. № 1(11). S. В4-В7.
12. Cyganov A.V. Upravlenie investicionnoj privlekatel'nost'yu promyshlennogo predpriyatiya s uchetom ocenki ego social'nogo potenciala: avtoref. diss. M., 2009. 23 s.
13. Cherkashina E.E. Metodicheskie podxody' k analizu investicionnoj privlekatel'nosti. Vestnik naukii obrazovaniya, 2017. № б (30). Tom 2. S. б2-б5
14. Yakimenko E. A. Ocenka investicionnoj privlekatel'nosti predpriyatiya. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2009. № 11(б1). S. 117-121.