УДК 316.77:004.77
https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.2
Гапич Александр Эрикович Gapich Alexander Erikovich
кандидат социологических наук, PhD in Social Science, Assistant Professor,
доцент кафедры социологии Sociology Department,
Северо-Кавказского федерального университета North Caucasus Federal University
Кучукян Артем Владиславович
аспирант кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ СОЛИДАРНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ [1]
Kuchukyan Artem Vladislavovich
PhD student, Sociology Department, North Caucasus Federal University
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BACKGROUND TO THE RESEARCH OF COMMUNICATIVE SOLIDARITY PHENOMENON IN SOCIAL NETWORKS [1]
Аннотация:
В статье рассматриваются теоретические и методологические подходы к анализу феномена коммуникативной солидарности в социальных сетях. Обосновывается возможность применения аппарата методологии сетевого анализа в исследовании различных форм солидарности. Особое внимание уделяется истории возникновения и развития методологии сетевого анализа. Представлено понимание социальных сетей в различных гуманитарных и социально-экономических науках.
Ключевые слова:
интернет-сообщество, анализ социальных сетей, методология сетевого анализа, теория графов, виртуальная стратификация, коммуникативная солидарность.
Summary:
This article discusses the theoretical and methodological approaches to the analysis of the communicative solidarity phenomenon in social networks. The research proves the possibility of using network analyss methods in the study of various forms of solidarity. Special attention is paid to the history of origin and development of network analysis methods. The authors consider in detail the understanding of social networks in different Humanities and Social and Economic Sciences.
Keywords:
online community, social network analysis, methods of network analysis, graph theory, virtual stratification, communicative solidarity.
В современной науке тема социальной солидарности является актуальной и развивающейся. Особым фактором разработки этой темы выступает активное формирование социальных общностей не только в реальном, но и в виртуальном мире. Весьма близким к термину «солидарность» является понятие социальной сплоченности, которая обычно тесно вплетена в общие нормы и ценности конкретного общества. Единство норм и ценностей в таком случае становится определяющим фактором в формировании и развитии различных, в том числе и виртуальных, сообществ. Сплоченность в данном контексте понимается как определенное состояние данного сообщества или конкретной социальной группы. В этом смысле сплоченность является составной частью конструкта национального единства и важным ресурсом социального управления. В целом в социальной науке сплоченность рассматривается как результат договоренностей между акторами и агентами, взаимная выгода или же определенные преимущества, возникающие в результате совместных действий.
Новым типом социальной солидарности является коммуникативная солидарность. Данный термин был введен в научный оборот Е.В. Батаевой в 2015 г. при изучении условий единения социальных акторов в диверсифицированных полицентрических обществах [2, с. 12-18]. Опираясь на концепцию Ю. Хабермаса, автор формулирует понятие коммуникативной солидарности, возникающей в процессе общения социальных акторов, свободно и сознательно вступающих в диалог. Выделение нового типа солидарности автор обосновывает содержательным отличием данного типа от механической и органической солидарности Э. Дюркгейма [3], заключающимся в наличии согласия между всеми участниками диалогической ситуации, которое становится эффектом мотиваци-онно-целевой направленности социальных акторов на никем не навязываемое взаимопонимание. Такая формулировка поднимает вопрос о соотношении понятий «солидарность» и «согласие».
Несмотря на то что феномен коммуникативной солидарности рассмотрен Е.В. Батаевой достаточно подробно, в работе данного автора, как и других, использующих данный термин «вскользь», например в работе Е.И. Головахи и Н.В. Паниной «Социальное безумие: история, теория и современная практика» [4], не дается его определение. Отсутствие устоявшегося понимания термина «коммуникативная солидарность» влечет за собой сложности в определении коммуникативной солидарности в социальных медиа.
Из синтеза определений «солидарность» и рассмотренных выше характеристик коммуникативной солидарности можно говорить, что в наиболее общем виде коммуникативная солидарность возникает в процессе передачи и восприятия информации, основывается на согласии и доверии, выступает основой единения социальных акторов в достижении определенной цели.
В научном и экспертном сообществах сегодня еще не существует доминирующего мнения о роли социальных сетей в формировании и механизмах коммуникативной солидарности [5]. Нет также понимания самого факта наличия или отсутствия такой роли. При этом большинство ученых склоняются к тому, что социальные медиа оказывают мобилизующее действие на различные социальные группы [6]. Полагаем, что одним из возможных путей поиска ответа на вопрос о коммуникативной солидарности в социальных медиа является постановка отдельных исследовательских вопросов, например о том, как влияет характер контента на количество участников отдельных сетевых сообществ. Для ответа на этот и подобные вопросы необходимы разработка определенных исследовательских подходов, систематизация терминов и понятий, их интерпретация и операционализация, формирование инструментария исследования и т. д.
На наш взгляд, исследование коммуникативной солидарности в виртуальных социальных сетях необходимо осуществлять на основе методологии сетевого анализа (SNA). Основным отличием сетевого анализа от других подходов является концентрация исследовательского внимания на интеракциях внутри сети, а не на конкретных атрибутах и характеристиках изучаемого объекта.
Кроме формализованного количественного подхода в сетевом анализе коммуникативной солидарности большим потенциалом обладает качественный подход, получивший свое развитие в соответствующей методологической парадигме. Качественный подход основан на детальном исследовании конкретных составляющих коммуникативной солидарности в виртуальной сфере, в которых описываются и детализируются характеристики коммуникативной структуры. В таком ракурсе сетевая методология используется в качестве основы социологического анализа исследуемого феномена, а именно речь может идти о концептуализации в рамках сетевого анализа понятия «коммуникативная солидарность».
Современные исследования, осуществляемые в рамках сетевой парадигмы, связаны с обоснованием коммуникативной солидарности как инновационной формы социальных взаимодействий в рамках виртуальных сетевых структур [7, р. 346]. Сторонники сетевого подхода исходят из положения о том, что усложнение и дифференциация современных коммуникаций не могут осуществляться лишь силами традиционных медиа. Сетевое измерение предполагает вовлечение в процесс коммуникации большого количества институционализированных и неинституционализирован-ных акторов и агентов, характеризующихся общими целями, интересами, ценностями и мотивами.
Что касается прикладных аспектов исследования коммуникативной солидарности, то, по мнению авторов, наиболее перспективным направлением является изучение данной проблематики в контексте анализа информационных войн.
Проблема использования виртуальных коммуникаций в сфере информационного противоборства в современном обществе является фундаментальной для современной социологии, политологии и военной теории. Широкое распространение интернет-технологий и интерактивных форм и механизмов коммуникации детерминирует появление и изменение общественных ценностей, продуктов и услуг, а также новых типов социальных конфликтов.
Отмеченные выше тенденции требуют ответа на фундаментальный вопрос о том, какую роль играют виртуальные социальные сети, медиакоммуникации и интернет в целом в резком повышении уровня сплоченности и солидарности в обществе в отдельные временные периоды.
Характеристика и систематизация форм, способов и механизмов коммуникативной солидарности, возникающей в виртуальной сфере, осуществляются в прикладных исследованиях на основе данных стандартизированных интервью с пользователями виртуальных социальных сетей с использованием типологического анализа количественными методами классификации (деревья решений, факторный, кластерный анализ).
Поиск новых коммуникативных форм адаптации к информационному воздействию на массовое сознание, подверженное влиянию виртуальных коммуникаций, осуществляется теоретическими методами, такими как grounded theory, обобщение и анализ, а также ретроспективное интервьюирование наиболее активных участников виртуальных интеракций, подсчет участников сетевого взаимодействия в виртуальных сообществах.
Перспективным представляется анализ коммуникативных потоков, распространяющих информацию пропагандистского содержания через виртуальные социальные сети в условиях активной сетевой коммуникации, с помощью методов визуализации социальных сетей и анализа тематических сетевых сообществ Facebook, «ВКонтакте», сетевых дневников наиболее активных блогеров.
С точки зрения социологического анализа феномена коммуникативной солидарности перспективным является определение отдельных компонентов стратегии информационного противоборства в виртуальной сфере. В качестве единиц анализа в данных случаях обычно представлены отдельные информационные поводы, а также уровень посева данной информации и реакция на нее в виртуальных социальных сетях.
Основные научные аспекты изучаемой проблемы связаны с осмыслением и описанием механизмов коммуникативной солидарности, возникающих и активно формирующихся с помощью виртуальных средств коммуникации у различных социальных групп. В дальнейшем в рамках теоретико-прикладных социологических исследований важным представляется исследование форм, способов и механизмов коммуникативной солидарности, подвергающихся активному информационному воздействию в социальных сетях и виртуальных массмедиа.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 15-33-01350/15 «Коммуникативная солидарность в виртуальной сфере: проблемы информационного противоборства в современных локальных конфликтах».
2. Батаева Е.В. Условия коммуникативной солидарности в диверсифицированном обществе // Гуманитарный часопис.
2015. № 2. C. 12-18.
3. Дюркгейм Э. Определение морального факта // Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М, 2008. C. 244-275.
4. Головаха Е.И., Панина Н.В. Социальное безумие: история, теория и современная практика. Киев, 1994.
5. Лежебоков А.А., Сергодеева ЕА., Сергодеев В.А. Сетевые сообщества в социальных медиа Рунета. Ставрополь,
2016. 182 с.
6. Lelong B. Grasping micro-macro-interactions in urban development politics: a multidimensional network approach to collective action // Historical Social Research. 2014. Vol. 39, iss. 2. Р. 203-234.
7. Roth P. Including the diary method in the investigation of practices constituting social innovation networks // Ibid. 2015. Vol. 40, iss. 3. P. 331-350.