Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования ценностности учебной деятельности у младших школьников'

Теоретико-методологические основы формирования ценностности учебной деятельности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования ценностности учебной деятельности у младших школьников»

для студентов университетов 2-е изд. перераб. и доп.-М.:Ключ-С, 1999.-270 с.

8. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм реп-

резентации в обыденном сознании. - М.: Изд-во МГУ 1983.-177 с.

9. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). - СПб.: Химиздат, 2001. - 368 с.

И.М. Рюмина

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема учебной деятельности всесторонне и обстоятельно разрабатывается в психологопедагогической литературе. Все отечественные исследования в этой области базируются на принципах деятельностно-личностного подхода, требующего рассмотреть личность как продукт осуществляемой ею деятельности (К.А. Абульхано-ва, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.).

Несмотря на актуальность и современное звучание в психолого-педагогической литературе вопросы учебной деятельности и ее формирования изучены крайне мало.

С поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность и это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой роли, через новую позицию определяются все отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка [8].

В начале младшего школьного возраста общественный смысл учения переживается ребенком в форме потребности в серьезной ответственной деятельности, результаты которой оцениваются взрослыми. Как указывает Л.И. Божович, «он еще не осознает достаточно отчетливо ни целей, ни мотивов своей учебной деятельности, но он испытывает потребность в этой деятельности, так как именно она приводит его к переживанию чувства собственного достоинства» [2, с. 15].

Важно подчеркнуть, что ребенок при этом хорошо понимает то, что от него требуется, и даже понимает объективную справедливость этих требований, но они являются чуждыми его собственным переживаниям и стремлениям, что остаются для него лишенными подлинного смысла. Поэтому, по мнению А.Н. Леонтьева, «недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного предмета. ..., но нужно, чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитывать у него требуемое отношение» [4, с. 21]. Появление в жизнедеятельности ребенка нового вида деятельности предполагает проявление особого отношения со стороны учащегося к процессу учения и его результату. Анализ работы школы показывает, что учебная деятельность зачастую не является личностно значимой для школьника, однако по своему содержанию и организации позволяет развивать адекватные ей потребности, смыслы и значимость, а также ценностное отношение учащихся.

На пути достижения этой цели серьезной преградой встает негативное отношение к учению у значительной части учащихся. Оно возникает как результат безуспешного поиска учеником личного смысла учебной деятельности. Поиск смысла проявляется уже в младшем школьном возрасте и усиливается в средних и старших классах. Не обнаружив перспективное и непосредственное значение учения лично для себя, ученик такое учение считает бессмысленным и может проявлять к нему негативное отношение. В связи с

162

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, том 14

©И.М. Рюмина, 2008

этим возникает необходимость сосредоточить все усилия на изменение и совершенствование учебного процесса, формировании ценностного отношения к учебной деятельности. Только при таком условии, учебная деятельность для учащегося становится личностно-значимой, осмысленной.

Необходимо помнить, что в школе обучают не только письму, чтению и счету, но и дают знания об общественных ценностях. Следовательно, учебную деятельность необходимо ориентировать, согласно В.В. Давыдову, А.У. Варданян, на раскрытие смысла самого учения, на формирование адекватного отношения детей к учению, его мотивации, личности.

Без сответствующего методического обеспечения обучение неизбежно превращается, по словам В.В. Давыдова, «в формальное натаскивание» детей в различных областях предметных значений слов [4].

Указанные обстоятельства в некоторой степени объясняют причину того, что процесс обучения не интересен детям. Учителя сталкиваются нередко со снижением интереса школьников к учебе, психологи высказывают тревогу по поводу процесса внутреннего отхода от школы (А.Н.-Леонтьев), когда школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

Психологическим феноменом ценность становится тогда, когда обретает личностный смысл. Так, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь главным в понимании сути личности и системы ее ценностей видят совокупность смысловых связей субъекта. С точки зрения авторов, именно ценности как общие смысловые образования являются «основными конституирующими единицами личности и определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, к другим людям и самому себе» [4]. Определяя ценности как «ядро личности», Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь подчеркивают, что позиция человека в мире задается системой общих смысловых образований в форме их осознания - личностных ценностей. Поэтому именно ценности человека в виде принятых общих смыслов жизни определяют смысловую сторону любой деятельности. Регуляция видов деятельности, в том, числе и учебной, детерминирована у личности степенью их осознанности общих смысловых образований — именно они переводят деятельность в ценностный план. Смысл учебной деятельности «выражает объек-

тивность практики, организующей определенные взаимосвязи вещей и социального субъекта», где вещью будет выступать непосредственно сама учебная деятельность, а социальным субъектом этой деятельности - младший школьник [4, с. 36].

Ценностность учебной деятельности мы рассматриваем как субъективно-личностное психологическое образование, характеризующее ценностную направленность младшего школьника на учебную деятельность и проявляющееся в осознании, выделении себя, своего «Я» как субъекта отношения к учебной деятельности в системе отношении «Я-другой» в единстве операционально-деятельностного {субъективно-личностные, значимые стороны учебной деятельности) эмоционально-ценностного (эмоциональная окрашенность отношения к учебной деятельности) и рефлексивно-оценочного (содержание «Я-обра-за» как субъекта отношения к учебной деятельности) компонентов.

Изучение результатов по методике «Картинки предметные» показало, что для детей младшего школьного возраста характерно 4 типа личностной ценностности. Наиболее представленной является ценностность реально-практического функционирования (58%), при котором важным является не достижение определенного результата деятельности, определенного отношения, оценки со стороны других, а само осуществление и сохранение сложившегося образа жизни. 15% детей с ценностностью общения преобладают непосредственные формы контактов со взрослыми, что проявляется в значительной активности в общении с экспериментатором. У 17% опрошенных детей с ценностностью учебной деятельности характерна самостоятельность, активное отношение к инструкции, направленность на процесс выполнения деятельности. Лишь у 10% испытуемых наблюдается ценностность отношения к себе окружающих, которая проявляется в повышенной значимости отношения к себе окружающих.

Следует отметить некое противоречие в полученных данных: основное содержание деятельности в младшем школьном возрасте занимает учебная деятельность, в связи с этим цеяностно-сти учебной деятельности должно принадлежать главенствующее положение. Но, как показывают полученные результаты, младшие школьники обладают всеми типами личностной ценностности. Полученные результаты позволяют говорить о недостаточной разработанности теоретико-ме-

тодологических оснований для формирования ценностности учебной деятельности и становления ребенка как субъекта учебной деятельности.

Анализ теоретических и методических осЬов деятельности психолога в образовательном учреждении (И.В. Дубровина, В.В. Рубцов, Л.М. Ф-ридман, Д.И. Фельдштейн и др.) позволил определить, что психологическая работа по формированию ценностности учебной деятельности младшего школьника требует объединения усилий учителей, родителей, психологов, которое может быть осуществлено на основе специально разработанных, психологически обоснованных программ формирования ценностности учебной деятельности младшего школьника, учитывающих специфику возраста.

В основе разработанной нами модели лежит идея психолого-педагогического сопровождения.

Субъекты психологического сопровождения и психологической помощи детям исходили из того, что формирование ценностности учебной деятельности младшего школьника будет успешным в том случае, если в образовательном пространстве создаются предпосылки формирования ценностного отношения школьников к учебной деятельности, а именно:

- осуществляется личностно-ориентированное обучение, формирующее ценностное отношение к учебной деятельности и позитивную Я-концепцию школьника;

- осуществляется целенаправленное развитие ценностного отношения к познанию, к себе как субъекту учебной деятельности;

- создаются дополнительные условия, активизирующие формирование субъективно-личнос-тного опыта ребенка в различных ценностносмысловых сферах в соответствии с нормами возрастного развития личности (И.В. Слободчи-ков);

- сущностной характеристикой учебного процесса является диалогичность как показатель его перехода на личностно-смысловой уровень, на реализацию ценностно-ориентационной функции образования. В содержании отражены развивающая и формирующая стратегии деятельности субъектов формирования ценностности учебной деятельности младшего школьника.

В связи с этим были выделены такие направления работы как повышение психолого-педаго-гической компетентности педагогов и родителей, активация их деятельности, разработка и внедре-

ние психолого-педагогических программ, формирующих ценностность учебной деятельности младшего школьника.

Развивающая стратегия предполагает создание условий, стимулирующих развитие ее составляющих, формирующая предполагает помощь школьникам с несформированностью ценностного отношения к учебной деятельности. Развивающая стратегия реализовалась через обогащения развивающего потенциала взаимодействия участников образовательной среды, а формирующая - через реализацию специальной развивающей программы.

Первое направление предусматривало поэтапное выполнение следующих видов деятельности:

- информирование педагогов и родителей о роли и значении ценностного отношения к учебной деятельности в аспекте становления младшего школьника как ее субъекта; трудностях его формирования; формах, методах и приемах педагогической поддержки (консультирование и просвещение педагогов и родителей);

- методическая работа учителей по анализу возможностей учебно-воспитательного процесса по формированию ценностности учебной деятельности младшего школьника; разработка упражнений развивающего характера на материале учебных предметов;

- формирование общей стратегии сопровождения по созданию условий, стимулирующих ценностности учебной деятельности.

Второе направление - формирующее - предусматривало поэтапное выполнение психологом следующих видов деятельности:

1. Проведение психологической диагностики по изучению типов ценностной направленности личности младшего школьника; анализ результатов диагностических процедур.

2 Система работы психолога со школьниками по формированию ценностности учебной деятельности.

3. Проведение итоговой диагностики эффективности реализации условий формирований ценностности учебной деятельности младшего школьника.

В рамках разработанной модели по формированию ценностности учебной деятельности психолог организовал деятельность, включающую в себя три блока: работа с учителями, родителями и учащимися.

164

Вестаик КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, том 14

Работа психолога с родителями включала в себя проведение групповых и индивидуальных консультаций, родительских собраний. Их цель состояла в том, чтобы сформировать понимание значимости и необходимости формирования цен-ностности учебной деятельности в младшем школьном возрасте, предоставлении знаний необходимых для создания благоприятных условий для обеспечения этого процесса, а также в закреплении опыта, полученного в школе.

Работа психолога с учителями - проведение групповых, индивидуальных консультаций, пси-холого-педагогического консилиума, выступление на методических семинарах, педагогических советах. Основная цель этой работы—создание и оптимизация психологических условий по формированию ценностности учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Работа с учащимися включала в себя комплекс развивающих занятий, стимулирующих процесс формирования ценностности учебной деятельности.

Использование идей, призванных обеспечить стремление школьника к самореализации в учебной деятельности (Ф.Е. Василюк, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолов, В.Э. Чудновский, В. И. Слободчиюв, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, М.Е. Каневская, С.Н. Рубцова, О.Н. Пахомова, В.В. Барцалкина) позволило определить уело-вия для обогащения развивающего потенциала участников образовательной среды по формированию ценностности учебной деятельности младшего школьника.

В качестве психологических условий мы выделили: формирование у школьника субъективно-личностной значимости учебной деятельности посредством создания положительных эмоциональных переживаний и непосредственного получения удовольствия от процесса ее освоения; формирование содержания «Я-образа» как субъекта отношения посредством отнесения полученных в учебной деятельности достижений к личности самого ребенка в эмоционально окра-

шенной форме; овладение способами учебной работы в системе отношения «Я-другой» посредством создания ситуации учебного сотрудничества, культивирование учителем собственной позиции ребенка в различных ситуациях урока через проекцию оценочной деятельности на положительный образ «Я-ученика»

Таким образом, опираясь на теоретико-методологические основы исследований Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящей, М.Е. Каневской, С.Н. Рубцовой, О.Н. Пахомовой, В.В. -БарцалкиноЙ, мы определили условия необходимые дня формирования ценностности учебной деятельности. Предложенная система условий позволит изменить и совершенствовать учебный процесс, а также сформировать ценностное отношение к учебной деятельности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980-С. 337.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: (Психологическое исследование). -М.: Просвещение, 1968. - С. 464.

3. Выготский Л С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - 56 с.

4. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова и др. - М., 1982. - С. 10-21.

5. Непомнящая Н.И, Каневская М.Е., Пахомова О.Н., Барцалкина В.В., Рубцова С.Н., Музе Э.Н. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. —1990. -№ 1. -С. 22-28.

6. Непомнящая Н. И Психодиагностика личности: теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов.-М.: Владос, 2001.-С. 182*

7. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-н/Дон: Изд-во«Феникс, 1996.-С. 512.

8. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды.-М.: Педагогика, 1989.-560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.