Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы эмпирического исследования морали'

Теоретико-методологические основы эмпирического исследования морали Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
343
45
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОРАЛИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОРАЛИ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Кирилина Татьяна Юрьевна

Настоящая статья посвящена исследованию характерных особенностей эмпирического исследования морали. Автор выделяет важнейшие теоретико-методологические основания эмпирического исследования в социологии морали.

The culturological aspects of the circus art history in Russia at the beginning of twentieth century

The article is devoted of investigating of the character features of moral's empirical research. The author paints out the major theoretical and methodological grounds of empirical research in moral sociology.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы эмпирического исследования морали»

УДК 177

Т. Ю. Кирилина

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛИ

Настоящая статья посвящена исследованию характерных особенностей эмпирического исследования морали.

Автор выделяет важнейшие теоретико-методологические основания эмпирического исследования в социологии морали.

The article is devoted of investigating of the character features of moral's empirical research.

The author paints out the major theoretical and methodological grounds of empirical research in moral sociology.

Ключевые слова: социология морали, эмпирическое исследование морали; социологический анализ морали.

Keywords: the sociology of morals; the empirical research of moral; the sociological analysis of moral.

В современной отечественной науке достаточно распространенной является точка зрения, согласно которой социологии морали переживает серьезный методологический кризис и имеет репутацию наиболее проблематичного вида социологического знания [1]. Некоторые исследователи поднимают вопрос о возможности или даже невозможности существования такой специальной социологической теории. Положение социологии морали в тематическом репертуаре Г. С. Батыгин характеризует как «отсутствующее присутствие» [2, с. 108]. Серьезные сомнения в правомерности выделения социологии морали как научного знания высказывают В. И. Бакштановский и Ю. В. Сого-монов. В статье «Социология морали: нормативно-ценностные системы», опубликованной в журнале «Социологические исследования» в 2003 г., они не без иронии отмечают, что «в пышном соцветии отраслевых дифференциаций социологического знания не без затруднений можно обнаружить и разглядеть ту, что во многом гипотетически именуют социологией морали» [3, с. 8].

Действительно, мораль оказалась самой «неуловимой» формой социальной практики, наиболее трудно поддающейся изучению эмпирическими методами исследования. Ее слитность, нераздельность с самыми различными общественными явлениями, ее «растворимость» в них явились причи-

КИРИЛИНА Татьяна Юрьевна - кандидат философских наук, доцент по кафедре гуманитарных и социальных дисциплин Московского областного Королевского института управления, экономики и социологии (КИУЭС) © Кирилина Т. Ю., 2009

ной многих сложностей, которые сопровождали социологию морали с самого начала ее развития. Некоторые исследователи, отрицая возможность эмпирического анализа морали, ссылаются на неотделимость морали от других сторон, форм сознания и социальной активности. О морали легко судить, размышляет Г. С. Батыгин, пока она на становится предметом социологического наблюдения. Опросные методы останавливаются перед моральной проблематикой в недоумении: те состояния сознания, которые можно назвать моральными (совесть, честь, стыд, доброе и злое намерения, самоотверженность, подлость, зависть, злоба), скрыты от самого сознания почти непроницаемым экраном защитных механизмов (рационализацией, трансфером, вытеснением, проекцией, замещением) [2].

Однако эта неотделимость не означает, что данная часть не может рассматриваться как самостоятельный феномен. Моральное сознание, в свою очередь, обладает известной самостоятельностью по отношению к общественному бытию и нравственной практике и может быть самостоятельным объектом исследования [4]. Мы полагаем, что специфика морали не служит преградой для самой возможности ее эмпирического исследования. Предметом эмпирического анализа могут выступать особенности нравственных отношений отдельных социально-демографических и профессиональных групп; этические проблемы социализации, социальная эффективность действия морали; различные формы проявления аномии общества, в том числе и формы девиантного поведения, особенности формирования нравственного сознания на уровне индивидуального нравственного сознания.

Логическим основанием для последовательного углубления и конкретизации знаний о феномене морали, получаемых с помощью эмпирических исследований, служит установление исходных методологических позиций, общего теоретического фундамента, на котором строится научный анализ различных компонентов морали.

Методологические основы исследований феномена морали в рамках социологии были заложены в трудах основоположников социологии: Э. Дюрк-гейма, М. Вебера, П. А. Сорокина. Э. Дюркгейм ввел в научный оборот сам термин «социология морали» и провозгласил необходимость социологического обоснования морали, а также использования методов ее социологического исследования. В книге «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм писал, что социология морали представляет собою попытку исследовать факты моральной жизни методами позитивной науки, проанализировать моральные факты, содержащиеся в опыте, исследовать их функции и причины. Социологический метод исследования морали позволяет осознать связь морали и общества: моральные

Кирилина Т. Ю. Теоретико-методологические основы эмпирического исследования морали

требования поддерживаются индивидом потому, что он живет в обществе, в социальном окружении, подчиняясь его законам, мораль состоит в солидарности с группой [5].

М. Вебер, в свою очередь, заложил новую методологическую парадигму, выраженную в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития, приступил к сравнительному изучению религиозной этики [6].

Концепция единства морального действия и моральной реакции на него со стороны общества получила свое всестороннее обоснование в трудах П. А. Сорокина, предложившего «интегральную модель» социологии морали: исследование соотношения различных этических ценностей в зависимости от культурологических и социологических факторов [7].

Главным устремлением позитивизма, созданного О. Контом, был отказ от умозрительных рассуждений о принципах устройства и функционирования человеческого общества и создание такой социальной теории, которая была бы столь же точной и доказательно аргументированной, как естественнонаучные теории [8]. Задача особой науки, в понимании О. Конта, установление содержания устойчивых законов формирования и развития общества. Наилучшим образом это можно сделать, если использовать в качестве базовой модели процесса познания те методы, с помощью которых естественнонаучные дисциплины - биология, анатомия, физиология - проверяют соответствие сформулированных в них законов реалиям окружающего мира. Суть этих познавательных законов состоит в следующем: 1) наблюдение фактов, 2) регистрация их со всей возможной точностью; 3) по мере накопления зафиксированных наблюдений их обобщение, поиск тех или иных связей между ними, то есть выявление закономерностей. Позитивизм как научный метод опирается на два базовых принципа: 1) признание универсализма всех законов, по которым живет и развивается окружающий нас мир - и природный, и социальный; 2) признание целесообразности и необходимости использования в изучении общества тех методов исследования, которые утвердились в естественнонаучных дисциплинах. Эти методы предписывают черпать материал из практики, из наблюдений за фактами реальной действительности, полагаясь на органы чувств и измерительные приборы, специально создаваемые для регистрации этих фактов, их проявлений и признаков. Все это означает, что, прежде чем теоретизировать, необходимо добыть совокупность реальных фактов и наблюдений, способных стать питательной субстанцией для мышления. Поэтому социология с самых первых своих шагов заявляла о себе как прежде всего эмпирическая наука и настаивала на необходимос-

ти разработки надежных методик наблюдения за социальной действительностью, регистрации и измерения явлений, происходящих в жизни человеческих общностей.

Отраслевые социологические исследования лежат как бы между теоретическими и эмпирическими методами познания действительности. Они представляют собой этап, на котором происходит «перевод» общеметодологических положений социологии на уровень методологии частных исследований отдельных сфер, явлений общественной жизни, соответствующих сфер знания.

Выделение в структуре научного знания эмпирического и теоретического уровней исследования является традиционным. Однако соотношение этих уровней в науке носит довольно сложный и неоднозначный характер. Конкретные социологические исследования изучают социальные явления через анализ эмпирических данных и поднимаются до уровня теоретических обобщений именно на основе подобного анализа. Специальные социологические дисциплины, согласно В. М. Соколову, органично сочетают в себе теоретический анализ определенных сторон социальной жизни и вырабатываемые на основе данного анализа методологические принципы для эмпирических исследований различных элементов изучаемого объекта. Здесь речь идет не о разных методологиях, а о разных уровнях единой методологии [5]. Социология признает лишь те обобщенные выводы, которые опираются на эмпирические данные. Тем самым устанавливается прочная связь между теорией и эмпирикой, логика и опыт остаются единственными инструментами научного познания, а само социальное познание поднимается до жестких критериев познания естественнонаучного.

К теоретико-методологическим основаниям исследования в социологии морали, на наш взгляд, относятся следующие:

1. Социологическое исследование морали в качестве исходных предпосылок предполагает анализ на общетеоретическом уровне сущности морали, ее генезиса, закономерностей функционирования и развития, связи с другими явлениями.

2. Социология морали исследует мораль не просто как отдельный самостоятельный социальный феномен, а прежде всего как составную часть, компонент социальной системы. Для социологии морали главным является исследование системы социальных связей морали и общества, влияние морали на функционирование общественных отношений.

3. Социология морали, являясь отраслевой социологической дисциплиной, складывается на стыке социологии и этики и базируется в общеметодологическом плане на теоретических положениях этики. Она опирается на этические представления об основных характеристиках морали: ее сущности, структуре и функциях.

4. Социологический анализ морали, не ограничиваясь общесоциологическим уровнем, предполагает изучение функционирования морали на уровне социального института, социальной общности, группы и на уровне личности.

5. Социология морали исследует не должное, а реальное положение морали в обществе. Ее предметом является не то, какими должны быть нравы и мораль в обществе, а только то, как они функционируют на самом деле. Цель социологии морали состоит не в построении идеальных схем, а в строгом анализе существующей реальности, какой бы «неправильной» или «патологической» она ни была. Таким образом, социальное познание морали в социологии морали окончательно и осознанно отказывается от утопизма и перфекционизма.

6. При изучении нравственной сферы общества социология морали применяет именно социологические методы сбора данных: наблюдение, анализ документов, массовый опрос, эксперимент, обобщение жизненного опыта, описание быта и нравов и т. д.

7. Социология морали обладает собственными методами. В ней кроме гносеологического и онтологического методов используется также и нооло-гический метод. Последний доказывает, что существует не только логика физики, математики, философии, но и логика познания и поведения различных групп. Среди подходов к исследованию морали можно выделить типологический метод, который представляет собой совокупность процедур

выделения и группировки изучаемых объектов и явлений.

8. Социология морали признает лишь те обобщенные выводы, которые опираются на эмпирические данные и через анализ эмпирических, конкретных данных поднимаются до уровня теоретических обобщений на основе подобного анализа.

Таким образом, социология морали как система знания опирается на изучение фактов реального проявления морали в обществе, в социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов, объясняющих особенности функционирования морали как в обществе в целом, так и в отдельных социальных группах.

Примечания

1. Назаров В. Н. Прикладная этика. М., 2005.

2. Батыгин Г. С. Как невозможна социология морали // Оправдание морали: сб. научных статей: к 70-летию профессора Ю. В. Согомонова. М., 2000.

3. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 8-20.

4. Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. М., 1986.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

7. Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. М., 2006.

8. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.