Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / СУБСИДИЯ / СУБВЕНЦИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявская С.А., Катаев Т.А., Колосова Д.М.

Статья посвящена отдельным теоретико-методологическим вопросам бухгалтерского учета государственной помощи. Особое внимание уделено отраслевым особенностям учета государственной помощи в сельском хозяйстве. В работе рассмотрена экономическая сущность государственной помощи, представлена её классификация и оценка как элемента финансовой отчетности. Исследовано нормативное регулирование учета государственной помощи на территории Российской Федерации в соответствии с действующим положением по бухгалтерскому учету 13/2000 «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), а также выявлены ключевые особенности учета государственной помощи в сельскохозяйственных организациях на основе методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственной помощи в сельскохозяйственных организациях. Проанализирован учет государственной помощи в сельскохозяйственной отрасли по правилам международных стандартов финансовой отчетности (МСФО (IAS) 41 и МСФО (IAS) 20). Работа выполнена на основе анализа нормативно-правовых документов и научных публикаций по исследуемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ACCOUNTING OF STATE ASSISTANCE IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to certain theoretical and methodological issues of accounting for state aid. Special attention is paid to the sectoral features of accounting for state aid in agriculture. The paper considers the economic essence of state aid, presents its classification and evaluation as an element of financial reporting. The normative regulation of accounting for state aid in the territory of the Russian Federation in accordance with the current accounting regulation 13/2000 «Accounting for state aid» (PBU 13/2000) has been studied, and the key features of accounting for state aid in agricultural organizations have been identified on the basis of methodological recommendations on accounting for state aid in agricultural organizations. The accounting of state aid in the agricultural sector according to the rules of international financial reporting standards (IFRS (IAS) 41 and IFRS (IAS) 20) is analyzed. The work is based on the analysis of regulatory documents and scientific publications on the topic under study.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

EDN: UNBCNU

C.А. Чернявская - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, docsveta17@gmail.com,

S.A.Chernavskaya - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;

Т.А. Катаев - студент экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

T.A. Kataev - student of the faculty of economics, FSBEI HE Kuban SAU;

Д.М. Колосова - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

D.M. Kolosova - student of the faculty of economics, FSBEI HE Kuban SAU.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ACCOUNTING OF STATE ASSISTANCE IN AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Аннотация. Статья посвящена отдельным теоретико-методологическим вопросам бухгалтерского учета государственной помощи. Особое внимание уделено отраслевым особенностям учета государственной помощи в сельском хозяйстве. В работе рассмотрена экономическая сущность государственной помощи, представлена её классификация и оценка как элемента финансовой отчетности. Исследовано нормативное регулирование учета государственной помощи на территории Российской Федерации в соответствии с действующим положением по бухгалтерскому учету 13/2000 «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), а также выявлены ключевые особенности учета государственной помощи в сельскохозяйственных организациях на основе методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственной помощи в сельскохозяйственных организациях. Проанализирован учет государственной помощи в сельскохозяйственной отрасли по правилам международных стандартов финансовой отчетности (МСФО (IAS) 41 и МСФО (IAS) 20). Работа выполнена на основе анализа нормативно-правовых документов и научных публикаций по исследуемой теме.

Abstract. The article is devoted to certain theoretical and methodological issues of accounting for state aid. Special attention is paid to the sectoral features of accounting for state aid in agriculture. The paper considers the economic essence of state aid, presents its classification and evaluation as an element of financial reporting. The normative regulation of accounting for state aid in the territory of the Russian Federation in accordance with the current accounting regulation 13/2000 «Accounting for state aid» (PBU 13/2000) has been studied, and the key features of accounting for state aid in agricultural organizations have been identified on the basis of methodological recommendations on accounting for state aid in agricultural organizations. The accounting of state aid in the agricultural sector according to the rules of international financial reporting standards (IFRS (IAS) 41 and IFRS (IAS) 20) is analyzed. The work is based on the analysis of regulatory documents and scientific publications on the topic under study.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, сельское хозяйство, государственная помощь, субсидия, субвенция, бюджетные средства.

Keywords: accounting, agriculture, state assistance, subsidy, subvention, budgetary funds/

Государственная помощь может предоставляться коммерческим организациям в виде субвенций, бюджетных кредитов, субсидий и иных форм.

Регламентация целевого использования средств из бюджета осуществляется посредством Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормативными документами субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим содержание указанных выше форм государственной помощи согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (рисунок 1).

Субсидия

бюджетные средства, которые

предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, юридическому или физическому липу с условием долевого финансирования целевых расходов

Субвенция

бюджетные средства, которые

предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации пли юридическому лицу на безвозвратной II безвозмездной основах на осуществление

целевых расходов

Бюджетный кредит

форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставления средств юридическим лицам на возмездной и

возвратной основах

Рисунок 1 - Виды государственной помощи и их содержание

ПБУ 13/2000 устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете информации, связанной с получением и использованием государственной помощи. Данное положение гласит, что средства, которые были предоставлены из бюджета в виде государственной помощи, подлежат отражению в бухгалтерском учете. Бюджетные средства, как установлено ПБУ, подразделяются для целей учета следующим образом (рисунок 2).

Бюджетные

средства

средства, направленные на финансирование капитальных затрат, которые связаны с строительством, покупкой или иными способами приобретения внеобороных средств.

средства на финансирование текущих расходов (бюджетные средства, отличные от тех, которые предназначены на финансирование капитальных расходов

Рисунок 2 - Классификация средств из бюджета для целей бухгалтерского учета Алгоритм признания средств государственной помощи отражен на рисунке 3.

Организация принимает средства в виде государственны помощи

X

I

по мере их фактического поступления

1

при наличии следующих условий:

имеется определенная уверенность в том. что организацией будут выполнены условия предоставления данных средств (в качестве подтверждения может выступать заключенный договор, технико-экономические обоснования, принятые и публично объявленные решения, утвержденная смета и т.д.)

имеется определенная уверенность в том, что данные средства будут получены (в качестве подтверждения может выступать утвержденная бюджетная роспись, уведомление о лимитах бюджетных обязательств, бюджетная роспись, акты приемки_передачи и иные документы и т.д.);_

Рисунок 3 - Алгоритм признания средств государственной помощи

Все средства государственной помощи, которые получила организация не в денежной форме (например, ресурсы природопользования или земельные участки), принимаются к учету в сумме стоимости данных активов. При этом их стоимость определяется из тех цен, которые обычно устанавливаются на схожие активы.

Со счетов целевого финансирования бюджетные средства списываются в счет увеличения финансовых результатов организации. По приобретенным внеоборотным активам за счет данных средств и, которые попадают под правила начисления амортизации, исчисляются амортизационные отчисления.

Средства бюджета, которые были направлены на финансирование расходов прошлых периодов, увеличивают финансовый результат фирмы. Финансирование капитальных затрат предыдущих периодов за счет средств бюджета отражаются в бухгалтерском учете в объеме амортизации, которая была начислена как увеличение финансовых результатов. При этом оставшаяся часть учитывается как доходы будущих периодов.

Если организация уверена в том, что не сможет выполнить условия получения государственной помощи, а средства уже были фактически получены, то они учитываются как целевое финансирование и капитальные вложения, денежные средства и др. Они подлежат такому учету до момента, пока не будет обеспечена уверенность выполнения условий их предоставления.

Кредиты со стороны государства отражаются в учете в таком же порядке, который установлен для учета заемных средств. Однако если установлены определенные условия, при выполнении которых организация освобождается от возврата данных средств, и организация уверена в том, что сможет выполнить эти условия, то бюджетный кредит учитывается в порядке, который был рассмотрен раннее.

В бухгалтерском балансе раскрывается следующая информация о государственной помощи:

- по задолженности дебиторов (целевое финансирование);

- кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств;

- остаток средств финансирования целевого характера (в частности предоставленных средств от государства).

Доходы будущих периодов в связи с получением бюджетных средств на финансирования капитальных затрат, отражаются в бухгалтерском балансе по одному из способов:

- в качестве величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов;

- в качестве отдельной статьи в составе долгосрочных обязательств.

Перечень минимальной информации о государственной помощи, которая подлежит отражению в бухгалтерском учете:

- объем признанных в текущем году бюджетных средств;

- назначение прочих форм помощи государства;

- объем бюджетных кредитных средств и их назначение;

- способы, используемые для предоставления в учете информации;

- условные обязательства и активы, которые возникли на основе невыполнения условий, по которым бюджетные средства были предоставленыО.

Суммы по расчетам с банками, бюджетом, отражаемые в бухгалтерской отчетности, должны быть равны и утверждены с организациями. Наличия неурегулированных сумм быть не должно.

Согласно ПБУ 4/99, дополнительные данные, в том числе данные о государственной помощи должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Методы прогнозирования в технике и технологиях» опубликована работа Кокорева Н.А., Матчинова В.А. и Фроловой А.Н. на тему «Некоторые вопросы бухгалтерского учета использования средств государственной поддержки в аграрном секторе России». Авторы рекомендуют вести аналитический учет субсидий по 2 основным направлениям - уровень бюджета, из которого средства были получены (субсчет 1 порядка), и целевое назначение выделенных субсидий (субсчет 2 порядка). Полагается, что предложенные рекомендации позволят сельскохозяйственным организациям повысить качество учетно-аналитического обеспечения управления средствами государственной поддержки для повышения эффективности их использования [1].

Мы согласны с мнением авторов, поскольку наличие детализированной аналитической информации способствует принятию правильных управленческих решений руководством компании и, следовательно, повысит эффективность не только использования средств государственной поддержки, но и повысит эффективность бизнеса в целом

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представлено системой, состоящей из четырех уровней (рисунок 4).

Бухгалтерский учет государственной помощи на территории Российской Федерации регулирует следующий перечень нормативных актов (рисунок 5).

Первый уровень (законодательный)

Федеральные законы, постановления правительства, указы президента ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ "Об акционерных обществах» и др.

Второй уровень (нормативный)

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика.организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и др.

Третий уровень (методологический)

Инструкции, рекомендации, методические указания План счетов Оухгалтерског оучета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности

Четв ертый уровень (регугшров ание на уровне субъ екта)

Организационно-распорядительные документы приказы, распоряжения, указания

Рисунок 4 - Четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета на территории Российской Федерации

Федеряпьньйзачн от 05.12.2011 N 402-ФЗ «О будгалмрсмнл учете»

«Бюджетный кодекс Российской Федерации:-: от31.07.1991 X 1-1-5-ФЗ

J

Приказ Минфина России от 29.0 "М 995 N 34н «Об утверждении Положеым по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской ■ Федерации:-:

Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н «Об утверждении Положенш по бухгахперсн>му учету «Учетгосударственнойпомощнэ ПБУ11/2000»

Приказ Минфина РФ от 06.0^.1999 N 43н «Об утверждены: Положения по _ бухгалтерскому7 учету7 «Бухгалтер екая отчетно стъ организации:- ■ (ПБУ 4/99)з_

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. ot0S.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению:-:

Приказ Шнсешлоза РФ от 02.02.20W N 75 «Об утверждены: Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях:-■ (вместе с «Отраслевыми Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету7 в сельскохозяйственных организациях государственных субсидий и других видов государственной помощи:-:) (для сельскохозяйственных организаций)

J

иные нормапшно-праЕовые акп!ы и рекомендации

Рисунок 5 - Нормативное регулирование учета государственной помощи на территории Российской Федерации

На международном уровне регулирование учета государственной помощи происходит с помощью МСФО (IAS) 20. Данный стандарт рассматривает государственную помощь как предоставление экономической выгоды фирме в результате действий государства. При этом организация должна отвечать установленным требованиям.

В монографии Цыганкова К.Ю. «Основы бухгалтерского учета (краткие)» представлен ряд недостатков МСФО 20. По мнению автора, В МСФО 20 неверно определен момент признания в разделе III «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса государственной помощи и порядок ее отражения в данном разделе:

1. В 3 разделе баланса средства государственной помощи неверно представляются к моменту признания. В международном стандарте нет статьи для учета гос. помощи в указанном разделе. Средства государственной помощи признаются в составе статьи «Финансовый результат». По мнению автора, возникновение данных искажений вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской информации.

2. Не связан момент признания средств с моментом достижения условий. Это приводит к ситуации, в которой организация выполнила установленные требования для того, чтобы получить государственную помощь, а её сумма будет определена как несущественное обязательство. На основе этого может возникнуть и обратная ситуация.

В своей монографии автор оценил и провел детальный разбор двух подходов к учету субсидий от государства в международном стандарте:

- с позиции капитала;

- с позиции дохода.

При этом автор полностью согласен с тем, что есть необходимость сопоставлять размеры субсидий и затраты на их получения. Однако он не согласен со смещением последних с расходами на ведение коммерческий деятельности. Также автор отмечает, что ПБУ13/2000 также не лишен недостатков [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Действительно, по нашему мнению, отечественные и международные стандарты в области регулирования бухгалтерского учета государственной помощи нуждаются в доработке.

Особенности учета средств государственной поддержки в предприятиях АПК отражены в отраслевых рекомендациях по учету в аграрных фирмах государственной помощи. На рисунке 6 представлены основные задачи учета государственной помощи, приведенные в данных рекомендациях.

Рисунок 6 - Главные задачи учета государственной помощи в организациях АПК

Сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную помощь как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта.

Государственная помощь, связанная с финансированием аграрной сферы, может осуществляться следующим образом (рисунок 7).

правильное формирование и раскрытие информации о государственной помощи в бухгалтерской (финансовой) отчетности

- обеспечение информацией государственных органов управления агропромышленного комплекса и сельскохозяйственной организации с целью контроля за своевременным и целевым использованием государственной помощи

непрерывное, сплошное и своевременное документирование всех хозяйственных операций, связанных с получением и использованием государственной помощи

правильное, обособленное и своевременное отражение информации по получению и использованию государственных средств на соответствующих счетах синтетического и аналитического учета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На возвратной основе

На безвозвратной основе

лизинговый фонд для приобретения новой техники и оборудования, покупки племенных животных

создание федеральных фондов семян и средств защиты растений

льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве

создание федерального фонда ветеринарных препаратов для ликвидации эпидемий и других массовых заболеваний животных и _птицы-)_

субсидии на производство льна и конопли

компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической _татттиты рягтрмий_

на поддержку племенного животноводства, возмещение из федерального бюджета разницы в процентах по ставкам по льготным кредитам и др.)

инвестиции на целевые мероприятия, включая затраты на мелиорацию

Рисунок 7 - Формы государственной помощи для сельскохозяйственных организаций

Средства государственной поддержки могут быть направлены на компенсацию затрат (или их части) на льготные кредиты, связанные с сезонными затратами аграрных фирм, а также на страховку сельскохозяйственных культур, кредиты, имеющие инвестиционный характер и прочие целевые мероприятия. Кроме того, аграрные фирмы получают от государства средства в виде дотаций на производство льна, конопли или на поддержку ведения элитного семеноводства. При этом указанные субсидии не способствуют уменьшению производственных затрат.

Из федерального бюджета основные субсидии предоставляются на следующие виды расходов (рисунок 8)

• на содержание животных б хозяйствах, которые занимаются разведением северных оленей по определенной ставке на 1 голову северного оленя

• на содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья сельскохозяйственных живошых в генофондных и племенных хозяйствах, которые включены в перечень, утвержденной Министерством сельского хозяйства

• на содержание племенного маточного поголовья пушных зверей, которые включены в перечень, утвержденный Министерствам сельского хозяйства

• на содержание племенных быков-производителей на предприятиях, осуществляющих племенную работу и искуственное осеменение живошых

• на содержане маточного поголовья овец и коз в хозяйствах

• на приобретение элитных семян сельскогохозяйственных культур дтя размножения и

Рисунок 8 - Субсидии федерального бюджета по видам расходов Бюджетные федеральные средства также могут направляться на:

- строительство зерновых терминалов, свиноводческих комплексов, птицефабрик и их реконструкцию;

- льготное кредитование затрат сезонного характера;

В международной практике государственная помощь сельскохозяйственным организациям учитывается на основании двух стандартов - МСФО (IAS) 41 и МСФО (IAS) 20.

В научной статье уровня ВАК «Развитие методики учета государственной помощи в отрасли животноводства», опубликованной в журнале «Вестник академии знаний» авторами Кругляк З.И. и Кругляк В.Р. выявлены ключевые различия в отечественных и международных правилах учета и отражения в бухгалтерской отчетности государственной поддержки организациям, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью.

Авторами выделены следующие отличительные черты бухгалтерского учета государственной помощи в сельском хозяйстве:

- в МСФО государственные субсидии рассматриваются как доходы или активы, а российский подход основан на направлении финансирования расходов;

- в МСФО учет государственной помощи аграрным хозяйствам основан на применении сразу двух стандартов - МСФО 20 и МСФО 41, а отечественный учет государственной помощи во всех отраслях ведется по одному стандарту.

- В МСФО учет субсидий зависит от наличия обязательств по соответствию условиям хозяйствования, в результате чего субсидии делятся на условные и безусловные.

Кроме того, в работе разработана модель учета условных и безусловных субсидий государства на приобретение племенного молодняка, которая основана на классификациях и принципах МСФО. Авторы считают, что применение двух альтернативных вариантов учета государственной помощи оказывает существенное влияние на структуру баланса и объемы прибыли. Их практическое применение российскими аграрными фирмами возможно после принятия отечественного ФСБУ. Проект данного стандарта соответствует требованиям, установленным МСФО 41 «Сельское хозяйство» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]

Исходя из проделанной работы и полученных результатов видно, что вопрос учетно-аналитического обеспечения оценки эффективности государственной помощи в сельском хозяйстве является крайне актуальным. Это обусловлено имеющимися проблемами, определенными в работе.

На основании проведенного исследования получены следующие значимые результаты:

- исследован современный уровень проработанности темы исследования;

- изучена и проанализирована законодательная и нормативная база, отечественная и зарубежная научная литература;

- выявлена экономическая сущность, классификация и оценка государственной помощи как элемента финансовой отчетности;

- изучено нормативное регулирование учета государственной помощи на территории Российской Федерации и по международным стандартам;

- проанализированы основные вопросы учета государственной помощи в сельскохозяйственных организациях.

Источники:

1. Белоусова, А.В. Формирование продовольственной подсистемы региона и инструменты ее развития / А.В. Бело-усова, С.А. Чернявская. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5 «Экономика». - 2011 г. -№ 4. - С. 125-131.

2. Власенко Е.А. Отдельные аспекты анализа доходов и расходов сельскохозяйственных организаций Краснодарского края / Власенко Е.А., Чернявская С.А., Гончарова Н.В. // Финансовая экономика. 2019. № 6. С. 82-88.

3. Колесниченко А.Б. Состав, структура, динамика и эффективность использования оборотного капитала в аграрных формированиях Краснодарского края / Колесниченко А.Б., Чернявская С.А., Чернышов Д.С., Коркина А.В.// Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 34 (2). С. 239-244.

4. Колесниченко А.Б. Отдельные аспекты организации учета и анализа затрат в животноводстве (молочное скотоводство) / Колесниченко А.Б., Чернявская С.А.// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 127. С. 651-673.

5. Колесниченко А.Б.: Развитие бухгалтерского учета и анализа эффективности использования оборотного капитала в аграрных формированиях: монография / С Колесниченко А.Б., Чернявская С.А.- Краснодар : КубГАУ, 2021. - 112 с.

6. Миронов, О.А. Рентабельность как ключевой фактор оценки эффективности работы экономических субъектов / О.А. Миронов, С.А. Чернявская // В сборнике: Современная экономика и ее информационное обеспечение: состояние, проблемы и перспективы развития материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. 2019. С. 246-249.

7. Небавская, Т.В. Организация оперативного планирования и управленческого контроля в отрасли животноводства / Т.В. Небавская, С.А. Чернявская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 1767-1780.

8. Прохорова, В.В. Субрегиональные аспекты структуризации хозяйственного пространства современной России / В.В. Прохорова, С.А. Чернявская // Бизнес в законе. 2010. № 1. С. 235-237.

9. Торчинова, О.В. Субрегиональная система как интегрированный субъект экономических отношений / О.В. Торчинова, С.А. Чернявская // TerraEconomicus. 2009. Т. 7. № 2-2. С. 200-204.

10. Чернявская С.А. Субрегиональная система как результат спецификации экономических отношений / TerraEconomicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 68-70.

11. Чернявская, С. А. Организация учета и анализа производственных затрат в растениеводстве в условиях автоматизированного учета / С. А. Чернявская, Власенко Е.А., Суюковская Н.Е., Парафесь Е.А. // Вестник Академии знаний. 2018. № 26 (6). С. 360-366..

12. Небавская, Т.В. Об учете финансового результата/ Т.В. Небавская, С.С. Колотий // В сборнике: Актуальные направления развития учетно-аналитической системы аграрных формирований в условиях экономических преобразований в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции . 2021. С. 27-32.

13. Небавская, Т.В. Связь учетной политики и финрезультата/ Т.В. Небавская, С.С. Колотий // В сборнике: Поколение будущего: взгляд молодых ученых- 2020. Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции: в 5-и томах. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2020. С. 125-130.

14. Чернявская, С.А. Роль ревизии в управлении предприятием /С.А. Чернявская, Булах А.П., Шмыгленко Е.Н.// В сборнике: Пути повышения эффективности экономической и социальной деятельности кооперативных организаций. Материалы Х Международной научно-практической конференции. 2015. С.30-34.

15. Аксенова Ж.А. Экономический анализ: Учеб. пособие / Аксенова Ж.А., Глущенко Т.Е., Ищенко О.В., Салий В.В. - Краснодар, НИЦ Академия знаний.2020. - 128 стр.

16. Кругляк, З. И. Развитие методики учета государственной помощи в отрасли животноводства / З. И. Кругляк, В. Р. Кругляк // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 5(34). - С. 124-129.

17. Социально-экономические аспекты обеспечения продовольственной безопасности (по материалам краснодарского края). Чернявская С.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2001.

18. Кокорев, Н. А. Некоторые вопросы бухгалтерского учета использования средств государственной поддержки в аграрном секторе России / Н. А. Кокорев, В. А. Матчинов, А. Н. Фролова // Методы прогнозирования в технике и технологиях : сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 20 февраля 2018 года. - Тюмень: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2018. - С. 56-58.

19. Цыганков, К. Ю. Основы бухгалтерского учета (краткие). / К.Ю.Цыганков - Москва : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 152 с.

References:

1. Belousova, A.V. Formation of the food subsystem of the region and tools for its development / A.V. Belousova, S.A. Chernyavskaya. // Bulletin of the Adygea State University. Series 5 «Economics». - 2011 - No. 4. - S. 125-131.

2. Vlasenko EA Some aspects of the analysis of income and expenses of agricultural organizations of the Krasnodar Territory / Vlasenko EA, Chernyavskaya SA, Goncharova N.V. // Financial economics. 2019.No 6.P. 82-88.

3. Kolesnichenko A.B. Composition, structure, dynamics and efficiency of using working capital in agrarian formations of the Krasnodar Territory / Kolesnichenko A.B., Chernyavskaya S.A., Chernyshov D.S., Korkina A.V. // Natural and humanitarian research. 2021. No. 34 (2). S. 239-244.

4. Kolesnichenko A.B. Selected aspects of the organization of accounting and cost analysis in animal husbandry (dairy cattle breeding)/ Kolesnichenko A.B., Chernyavskaya S.A.// Polythematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University. 2017. No. 127. P. 651-673.

5. Kolesnichenko A.B .: Development of accounting and efficiency analysis the use of working capital in agricultural formations: monograph / S Kolesnichenko A.B., Chernyavskaya S.A. - Krasnodar: KubGAU, 2021. - 112 p.

6. Mironov, O.A. Profitability as a key factor in evaluating the performance of economic entities / O.A. Mironov, S.A. Chernyavskaya // In the collection: Modern Economics and its information support: state, problems and development prospects materials of the International Scientific Conference of young scientists and university professors. 2019.S. 246-249.

7. Nebavskaya, T.V. Organization of operational planning and management control in the livestock industry / T.V. Ne-bavskaya, S.A. Chernyavskaya // Political Mathematical Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2015. No. 111. S. 1767-1780

8. Prokhorova, VV. Subregional aspects of the structuring of the economic space of modern Russia / V.V. Prokhorova, S.A. Chernyavskaya // Business in law. 2010. No. 1. S. 235-237. 11. Torchinova, O.V. Subregional system as an integrated subject of economic relations / O.V. Torchinova, S.A. Chernyavskaya // Terra Economicus. 2009. V. 7. No. 2-2. S. 200-204.

9. Torchinova, O. V. Subregional system as an integrated subject of economic relations / O.V. Torchinova, S.A. Chernyavskaya // Terra Economicus. 2009. T. 7. No. 2-2. S. 200-204.

10. Chernyavskaya, S. A. Organization of accounting and analysis of production costs in crop production in the conditions of automated accounting./ S. A. Chernyavskaya, Vlasenko E. A. Sulkowska N. E. Parafes E. A.//Bulletin Of the Academy of knowledge. 2018. № 26 (6). P. 360-366..

11. Chernyavskaya S.A. Accounting and analysis of financial results / Chernyavskaya S.A., Vlasenko E.A., Bondarenko E., Gavrilov A. // Natural-Humanitarian Studies. 2020. No. 1 (27).

12. Nebavskaya, T.V. Accounting for financial results / T.V. Nebavskaya, S.S. Kolotiy // In the collection: Actual directions of development of the accounting and analytical system of agrarian formations in the context of economic transformations in Russia. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. 2021.S. 27-32.

13. Nebavskaya, T.V. The connection between accounting policies and financial results / T.V. Nebavskaya, S.S. Kolotiy // In the collection: Generation of the future: the view of young scientists - 2020. Collection of scientific articles of the 9th International Youth Scientific Conference: in 5 volumes. Southwest State University. Kursk, 2020.S. 125-130.

14. Chemyavskaya, S.A. the role of audit in the enterprise management /S.A. Chemyavskaya, Bulakh A.P., Shmyglenko E.N.// In the book: ways of increase of efficiency of economic and social activities of cooperative organizations. Materials of the X International scientific and practical conference. 2015. P.30-34.

15. Aksenova Zh.A. Economic analysis: Proc. allowance / Aksenova Zh.A., Glushchenko T.E., Ishchenko O.V., Salii V.V. -Krasnodar, Research Center Academy of Knowledge.2020. - 128 pages.

16. Kruglyak, Z. I. Development of methods for accounting for state aid in the livestock sector / Z. I. Kruglyak, V. R. Kruglyak // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 5 (34). - S. 124-129.

17. Socio-economic aspects of ensuring food security (based on materials from the Krasnodar Territory). Chernyavskaya S.A. Dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Kuban State Agrarian University. Krasnodar, 2001.

18. Kokorev, N. A. Some issues of accounting for the use of state support funds in the agrarian sector of Russia / N. A. Koko-rev, V. A. Matchinov, A. N. Frolova // Forecasting methods in engineering and technology: collection of articles of the International Scientific and practical conference, Tyumen, February 20, 2018. - Tyumen: Aeterna Limited Liability Company, 2018. - P. 56-58.

19. Tsygankov, K. Yu. Fundamentals of accounting (brief). / K.Yu.Tsygankov - Moscow: Master, SIC INFRA-M, 2015. - 152 p.

EDN: UNYOPS

С.А. Чернявская - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, docsveta17@gmail.com,

S.A.Chernavskaya - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;

А.В. Мазов - студент экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

A. V. Mazov - student of the faculty of economics, FSBEI HE Kuban SAU;

С.Е. Жданов - студент экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,

S.E. Zhdanov - student of the faculty of economics, FSBEI HE Kuban SAU.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ANALYSIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF AGRICULTURAL ORGANIZATION

Аннотация. Финансово-экономический анализ играет важную роль, поскольку выявляет существующие проблемы и предлагает способы их решения. В представленной работе нами был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ОАО «Племзавод «Урожай» - сельскохозяйственной организации, расположенной в Каневском районе Краснодарского края. Сельское хозяйство является важнейшей отраслью народного хозяйства. Развитие данной отрасли влияет не только на экономику края и страны, а также обеспечивает их продовольственную безопасность. Мы провели анализ ряда ключевых показателей, характеризующих деятельность экономического субъекта. Расчеты были выполнены на основе данных бухгалтерской отчетности исследуемого хозяйства за 2016 - 2020 гг. На основе полученных результатов можно будет сделать вывод о эффективности деятельности исследуемых организаций и сформулировать вывод о ситуации в отрасли сельского хозяйства в настоящее время в сравнении с предшествующими годами.

Abstract. Financial and economic analysis plays an important role because it identifies existing problems and suggests ways to solve them. In the presented work, we conducted an analysis of financial and economic activities on the example of JSC «Plemzavod «Urozhai» - an agricultural organization located in the Kanevsky district of the Krasnodar Territory. Agriculture is the most important branch of the national economy. The development of this industry affects not only the economy of the region and the country, but also ensures their food security. We have analyzed a number of key indicators characterizing the activity of an economic entity. The calculations were performed on the basis of the accounting statements of the studied farm for 2016-2020. Based on the results obtained, it will be possible to draw a conclusion about the effectiveness of the activities of the organizations under study and formulate a conclusion about the situation in the agricultural sector at the present time in comparison with previous years.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, экономический анализ.

Keywords: accounting, agriculture, crop production, animal husbandry, economic analysis.

ОАО «Племзваод «Урожай» является предприятием, осуществляющим производство продукции растениеводства, животноводства и продуктов их переработки в агропромышленном комплексе. Осуществляет реализацию товаров и услуг на территории Краснодарского края, Московской области и тесно сотрудничает с предприятиями, осуществляющими деятельность по переработке продукции растениеводства и животноводства. Исследуемый сельхозтоваропроизводитель находится в Каневском районе Краснодарского края.

Сельское хозяйство является важнейшей отраслью народного хозяйства. Развитие данной отрасли влияет не только на экономику края и страны, а также обеспечивает их продовольственную безопасность. Мы провели анализ ряда ключевых показателей, характери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.