Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы анализа медиатехнологий'

Теоретико-методологические основы анализа медиатехнологий Текст научной статьи по специальности «Журналистика»

CC BY
501
58
Поделиться
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Константинова А. П.

Представлена теоретико-методологическая основа анализа медиатехнологий, в качестве которой выступает концепция технологии, в которой технология анализируется как специфическая форма деятельности. Концепция деятельности рассмотрена на трех уровнях: философском, социально-философском, общенаучном.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Константинова А. П.,

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы анализа медиатехнологий»

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

УДК 070

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

А. П. КОНСТАНТИНОВА

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

e-mail: constin@rambler.ru

Представлена теоретико-методологическая основа анализа медиатехнологий, в качестве которой выступает концепция технологии, в которой технология анализируется как специфическая форма деятельности. Концепция деятельности рассмотрена на трех уровнях: философском, социально-философском, общенаучном.

Ключевые слова: технология, деятельность, медиатехнологии.

В процессе перехода к новой информационной цивилизации решающая роль принадлежит совокупности современных технологий, основанных на фундаментальных и прикладных науках, развитие которых носит экспоненциальный характер. В результате сложилась система инновационных технологий, объединяющая нано-, био-, инфо-, ког-но-конвергенции, получившая название МВ1С-конвергенции.

Философские концепции технологии как теоретико-методологическая основа анализа медиатехнологий

Одним из видов современных технологий являются медиатехнологии. Для того, чтобы рассмотреть медиатехнологии, требуется анализ технологии, как основы для их понимания. Понятие технологии трактуется по-разному: технология может рассматриваться и как технологическая форма движения материи, и как технологический процесс, и как наука, и как методология, и как применение любого научного знания для решения практических задач1. Технология как технологическая форма движения материи, представляет собой глобальную совокупность материальных, вещественно-энергетических и информационных взаимодействий общества и природы, протекающих в системе техники и в целом формирующих техносферу. В данном контексте технологию понимают как целенаправленно управляемую человеком природно-социальную совокупность материальных процессов изменения в технологических (технических) системах различных форм вещества, энергии и информации. Технология с точки зрения технологического процесса представляет собой материальное (и духовное) воздействие на объект, вызывающее в нем качественные и количественные изменения свойств и пространственно-временного положения.

Технология как наука обобщает класс наук, изучающих проблемы превращения общественных и природных процессов в искусственные целесообразные формы. Основой технологической науки являются различные технологические теории, которые дают системотехническое описание законов и закономерностей технологических взаимодействий различной природы, определяют критерии, параметры и граничные условия протекания процессов преобразования вещества, энергии и информации. Технологические теории представляют собой форму научных знаний, в основе которых лежат факты, явления (описывающие их взаимодействия в виде зависимостей, закономерностей и законов), принципы, модели, постулаты, аксиомы, позволяющие построить и описать процессы и объекты технологического взаимодействия.

Технологическая методология включает в себя систему принципов, норм, требований, технологических методов, способов и приемов, разрабатываемых различными науками для создания и регулирования технологических процессов получения, трансформации, передачи и хранения предметов, энергии, информации, способов деятельности2. Кроме того, технология понимается как применение любого научного знания для решения практических задач.

1 Котенко В.П. Социально-гуманитарные технологии - проблемы теоретико-методологического анализа /Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Специальный выпуск. Философские проблемы социальных и гуманитарных наук. Том 2. Сборник научных статей. СПб. 2008. С. 11-12.

2 Селиванов С.Г. Технологическая инноватика М.: Наука, 2004. С. 42.

Понятие технологии в широком смысле включает не только технику, но оно также отражает и цивилизационные завоевания и представляют собой сферу целенаправленных усилий, существенно детерминируемых рядом социокультурных факторов и реализуемых в деятельности. Цивилизационные завоевания соотносимы не только с новой техникой, но также с новыми формами кооперации, организации деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом3. Когда говорят о той или иной технологии, то имеют в виду те новые возможности и даже целую научно-техническую революцию, которую технология несет с собой. Понимание технологии в широком смысле слова стало активно применяться исследователями, начиная с 6о-х гг. 20 века и особенно в 70-80-х гг.4. Социокультурные факторы определяют функционирование технологий, формируя социокультурную среду, при этом технологии приобретают социальное значение.

В технологиях, которые являются как социальными, так и техническими технологиями, все чаще проектируются не просто техническое устройство и даже не система "техническое устройство-человек", а целостный комплекс, выступающий как сложная развивающаяся система "техническое устройство - человек", к которой добавляются особенности природной среды, в которую будет внедряться соответствующая технология, а также особенности социокультурной среды, принимающей данную технологию. Понятие «технология» в широком его применении как целенаправленной, структурированной формы трудового процесса распространятся не только на материальную сферу, но и на социальную сферу - социальные технологии, политические, образовательные, информационные, банковские, управленческие и т.д.

Разносторонние проявления технологий могут быть объединены понятием деятельности и находят свое отражение в различных видах деятельности, таких как научная, методологическая, технологическая, техническая, практическая. Рассмотрение концепции технологии как специфической формы деятельности в качестве основы анализа медиатехнологий позволит объяснить понятие медиатехнологий через концепцию деятельности, а для этого нужно обосновать правомерность использования деятельности как объяснительного принципа для анализа медиатехнологий.

Философская концепция деятельности как общетеоретическая основа анализа медиатехнологий

Философская концепция деятельности включает исторический, социальный, системный, эволюционный, синергетический, кибернетический, информационный, научнотехнический подходы. Сущность философской концепции деятельности заключается в том, что все предметы рассматриваются как данные человеку через деятельность, что их определенность как предметов обусловлена характером социальной деятельности, детерминирующей как формы социальной организации мира, так и формы человеческого сознания, при этом нужно иметь в виду рамки и контекст социальной деятельности5. Познавательная объяснительная значимость концепции деятельности заключается в том, что предмет исследования задается в его целостности. Смысл философской категории деятельности в том, что она призвана служить исходной идеализацией для более конкретного анализа различных форм и проявлений человеческой активности6. Человеческая деятельность - историческое явление, оно возникает, меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она изменяет. Исторический характер носят и существующие концепции деятельности: философские, социально-философские, общенаучные.

В литературе по социологии и психологии деятельность человека рассматривается как некий реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга ак-

3 Розин В.М. Традиционная и современная технология М. 1997. С. 86.

4 Муштаев В.И., Мандрыка Е.А. Основы инженерного творчества и технологии интеллектуальной деятельности М. 2003 С. 75.

5 Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Издательство политической литературы, 1990.С. 74.

6 Там же.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

ций - опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батищев); как созидательная сила, производящая культуру (Э.С. Маркарян); как совокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни каждому индивиду и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе (Б.Г. Ананьев)7. М.С. Каган полагает, что именно понятие «деятельность» наиболее адекватно выражает активность человека и обуславливает социальную жизнь. Обозначая эту человеческую активность, понятие «деятельность» охватывает и биологическую жизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую деятельность8. Таким образом, каждый подход раскрывает ту или другую сторону деятельности, образуя систему, выполняющую самые разные функции.

В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельность утвердилось, начиная с немецкой классической философии. Она анализировалась как некая спонтанная активность сознания, не только не скованная нормами логики и рефлексии, но и сама создающая основу для всяких норм и прежде всего для норм человеческого поведения, преобразования мира. Диалектико-материалистическое понимание деятельности сформулировано «как направленная активность живых систем, возникающая на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподцержания»9.

В самом начале столетия М.Вебер, пытаясь определить предмет социологии, ввел понятие о социальном действии, которое он отделял от действия, направленного на неодушевленные объекты. В 30-е годы Парсонс построил аналитическую теорию социального действия. И хотя понятие действия учитывало в первую очередь явления и особенности поведения отдельных людей, тем не менее в нем содержались уже методологические установки и фиксировались такие элементы действия - нормы культуры, ценности, институциональные ориентации и т.п10. Согласно работам Гегеля и Маркса человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность. Сами люди оказываются принадлежащими к деятельности, включенными в неё. Деятельность образует систему с многочисленными и весьма разнообразными функциональными и материальными компонентами и связями между ними.

Система человеческой социальной деятельности оказывается полиструктурой, т.е. состоит из многих пересекающихся структур и каждая из них состоит из многих частных структур, находящихся в иерархических отношениях друг с другом11. Деятельность представляет собой определенную систему, основными компонентами которой являются: субъект, цель, объект, средство деятельности, условия (среда), процесс, знания, результат. Деятельность можно определить как материально-практическое, преобразующее воздействие субъекта на объект, в ходе которого изменяются как внешний объект, так и воздействующий на него субъект. Деятельность характеризует всю систему субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в проявлении сущностных сил человека, причем отношения выступают как проявление жизненной позиции субъекта и его объективного статуса. В деятельностном подходе сам объект рассматривается иначе, чем в методологии естественных наук и в онтологии природы. Объект берется и понимается как элемент категориальной пары "субъект - объект", где субъекту приписываются цели и намерения (интенции), а объект объявляется свободным от целей и намерений. Объект в концепции деятельности всегда изначально интенционален12.

Субъект - носитель деятельности, сознания, познания, конкретный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Цель - представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которого является промежуточным звеном на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия. Объект - то, на что направлена актив-

7Тамже. С. 48.

8 Там же. С. 45.

9 Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. 1973. С. 13.

10 Целостность человека в системе деятельности, сознания и общения. М. 1985. С. 76.

11 См.: Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М. С. 36.

12 Всемирная энциклопедия: Философия, Минск, 2001.

ность (реальная и познавательная) субъекта. Средства деятельности включают разнообразные методы. Среда - окружающий мир. Психологически понятие процесса (действия) основано на сознании внутреннего усилия, успешно направленного к известной цели. Результат - конечный итог, следствие. Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления.

При рассмотрении процесса эволюции деятельности, важно не просто говорить о развитии, но и об эволюционном смысле возникновения деятельности и её системы. Как и эволюция любых развивающихся систем, в системе деятельности в процессе эволюции наблюдаются две тенденции - тенденция к сохранению и тенденция к изменению данных систем. Человеческая деятельность проявляет себя двояко в эволюционных процессах: с одной стороны, ей присущи адаптивные проявления активности - тенденции к сохранению, с другой стороны, - продуктивные типы активности, которые лучше всего проявляют себя в творчестве, самореализации, они направлены на изменение13.

Эволюционный подход к технологической деятельности основан на аналогии эволюции живых организмов и технологических систем, причем субъект принимает в ней активное участие. Изучать эволюцию технологической деятельности можно и с позиций системного подхода. Тогда возникает системно-эволюционный подход к деятельности. В деятельности эволюционные процессы влияют как на субъект, так и на объект, которые изменяются, совершенствуются, развиваются.

Таким системам, как система деятельности, присущи синергетические эффекты, и в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. В точках бифуркации незначительное воздействие может радикально изменить состояние системы, порождая новые возможные траектории ее развития. В состоянии неустойчивости, в точках бифуркации часто небольшое воздействие в определенном пространственно-временном направлении способно порождать (в силу кооперативных эффектов) новые структуры и уровни организации. Синергетика показывает, при каких условиях и для каких систем деятельности случайности (флуктуации) могут привести к возникновению порядка.

Синергетическая концепция деятельности выступает как современная парадигма эволюции. Наряду с информационным подходом синергетический подход можно рассматривать как развитие системного подхода. Взаимодействие синергетического и эволюционного подходов привело к формированию эволюционно-синергетической парадигмы.

С точки зрения кибернетического подхода деятельность понимается как последовательность действий, или операций14. Деятельность представляет собой совокупность взаимодействующих между собой систем управления, каждая из которых имеет цель, на достижение которой направлены ее действия. Сам субъект познания является одной из таких систем и воспринимает окружающую действительность сквозь призму своих целевых установок и внутренней модели мира.

Информационная деятельность связана с использованием совокупных методов и способов получения, обработки, представления информации и направлена на изменение её состояния, свойств, форм и содержания в интересах субъекта. Под информационным подходом традиционно понимают комплекс методов, основанных на базовых понятиях теории информации, таких, как информация, энтропия, сообщение, сигнал, код, канал связи, приемник, передатчик и т.д. Информационный подход рассматривается как фундаментальный метод научного познания природы, человека и общества. Суть информационного подхода заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты.

Информационный подход можно рассматривать как дальнейшее развитие системного деятельностного подхода. С позиций информационного подхода деятельность является информационной системой. Информационное рассмотрение деятельности -представление её как коммуникацию между компонентами ситуации деятельности. При использовании информационного подхода к анализу деятельности можно предположить,

13 Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования/ Вопросы психологии. №5.1985 с. 28-40.

14Горохов В.Г. Методологический анализ системотехники М. 1982. С. 37.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

что в качестве субъекта выступает отправитель сообщения (информационного), в качестве объекта или субъекта - приемник сообщения. В целом схема информационной деятельности выглядит как адресант (субъект) - сообщение (информация) - адресант (объект или субъект). В процессе деятельности также участвует обратная связь, каналы коммуникации, условия (шумы) и др. Носитель информации встраивается в систему деятельности. Под информацией имеется в виду та, которая передается в какой-то определенной деятельности. Информация может быть сосредоточена в одном из компонентов ситуации деятельности или рассредоточена по обоим компонентам.

К современной специфической форме человеческой деятельности можно отнести деятельность в области медиатехнологий. Абстрактная структура технологии, рассматриваемой как деятельность, дает возможность показать особенности структуры медиатехнологий. Структуру медиатехнологий как деятельности образуют медиасубъект, медиаобъект, медиасреда, медиапространство, медиасредства, медиадеятельность и медиатехнологиче-ские знания. Необходимо отметить, что медиатехнологии - эволюционирующая система, развивающаяся по законам синергетики, а с точки зрения информационного подхода имеет соответствующую структуру и представляет собой кибернетическую модель.

Социально-философские концепции деятельности как основа анализа медиатехнологий

Социальная деятельность как субстанция социальной формы движения материи является сложным объектом, включающим систему различных видов деятельности. Социальная деятельность при таком рассмотрении фиксирует единство компонентов социальной реальности, т.е. единство материального и духовного. Социальная реальность включает 5 сфер жизни общества: материально-производственную, социальную, политическую, духовную, техническую. Общество, рассматриваемое как социальная реальность, понимается как целостная система. Исходя из этого, структуру социальной деятельности можно представить как совокупность этих сфер жизни общества. Социальная деятельность представляет собой комплексное явление современной реальности, отвечающее насущным потребностям человека. Проблематика концепции социальной деятельности включает в себя экономические, политические, социально-культурные и технические процессы и явления.

Сущность материально-производственной сферы жизни общества заключается в обширном характере общественной жизни, связанной с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей. Составными компонентами этой сферы являются производительные силы, производительные отношения, их соотношение, диалектика производительных сил и производственных отношений.

Социальная сфера выражена законами, согласно которым в обществе образуются устойчивые, большие группы людей, а также формируются отношения между этими группами, проявляются их связи и роль в обществе.

В политической сфере рассматриваются общие законы образования форм, типов политического и другого управления обществом, связи этих форм друг с другом, создание целостной системы политического управления, а также законы её развития, функционирования, место политического управления в обществе, его связь с ним.

Духовная сфера представляет собой сторону общественной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Элементами духовной жизни являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.

Уледов А.К. выделяет «виды деятельности людей, направленные на удовлетворение определенных общественных потребностей»; «общественные отношения как форму деятельности»; социальные субъекты - субъекты деятельности и отношений»15 как компоненты структуры общества как социального целого. Модель элементарных частиц общества определяется выделением общественного субъекта, его видов деятельности, общественных отношений. Совокупность видов, форм, типов человеческой деятельности составляет систему общественной деятельности.

15 Уледов А.К. Социалистические законы. М., 1975. С. 86.

Медиатехнологии - это сложная социальная система, включающая социальные технологии, обусловленные всеми компонентами социальной деятельности, и образующая специфический вид социальной деятельности. Структура медиатехнологий представляет собой сложную систему технологий: экономических, социальных, политических, технических и др. Социокультурный аспект становится ведущим при анализе медиатехнологий. Проникновение медиатехнологий во все области может повлиять на изменение социальных ролей человека в общественной и личной жизни, существование виртуального пространства неизбежно повлияет на концепцию реального мира. Являясь механизмом инноваций и развития, медиатехнологии формируют сложную реальность, включающую социальные институты, человеческие отношения, деятельность, ценности, медиакартину мира. Необходимым компонентом медиатехнологий является международный язык, доступный всем субъектам, что придает этим технологиям универсальный характер. «Важная черта мультимедиа технологий состоит в том, что этот феномен охватывает большинство видов художественного творчества во всем его разнообразии, соединяя в себе все проявления культуры (от общедоступной до высокой, от элитных до популярных) как на горизонтальном уровне (в пределах одной страны или времени), так и на вертикальном, соединяя коммуникационные технологии и идеи прошлого, настоящего и будущего в гигантском историческом феномене — Интернете»16.

Общенаучные концепции деятельности как непосредственная методологическая основа анализа видов медиатехнологий

Под разными видами деятельности: технической, естественнонаучной, социальной и гуманитарной понимаются сферы жизни, функционирование которых осуществляется при поддержке и активном участии технологий. Суть проблемы общенаучных концепций деятельности как методологических основ анализа медиатехнологий заключена в специфических особенностях деятельности, исходя из которых, можно рассматривать различные виды медиатехнологий.

Трудно представить разработку медиатехнологий без достижений естествознания. Естественнонаучная деятельность опирается на кибернетический подход, эволюционизм, синергетику, а также системотехнику и концепцию «технетики». Системотехника изменяется в связи с повышением роли информации в науке и обществе, изменением традиционных представлений об информатике, естествознании, технознании, социогумани-тарном знании и появлением медиазнания. Естественнонаучная деятельность нашла своё отражение в преобразовании субъектом происходящих в природе процессов, на основании которых функционируют медиатехнологии. В медиатехнологиях используются последние достижения в области естественных наук. Естественнонаучная деятельность предоставляет научный язык, методологию, в которой используется математический аппарат, средства для создания медиасистем. Благодаря естественнонаучной деятельности познаются медиаобъекты, относящиеся как к области микромира, так и макромира. В основе медиатехнологий находится естественнонаучная деятельность, с помощью которой формируются естественнонаучные знания, способствующие образованию медиазнания.

Отличительная черта современной технической деятельности - тесная взаимосвязь с наукой и целенаправленное применение научных методов и достижений в технической практике. Основополагающее значение технической деятельности заключается в том, что в ней технология выступает как сторона техники и человеческой технической деятельности17. Выбор технической деятельности как основы анализа медиатехнологий позволяет рассмотреть такой вид медиатехнологий, как технический, т.е. технический компонент. В этом компоненте выражена совокупность операций и процедур, производимых в технической среде (медиа): формирование элементной базы всех современных средств приема, передачи и обработки информации, систем управления и связи. Следует подчеркнуть, что техническая деятельность составляет материальную основу медиатехнологий, поскольку её результатом является создание медиаобъектов. Как следствие этого в медиатехнологиях сочетаются конструктивные особенности техники и выполняемые технологией функции. Благодаря достижениям в технической деятельности уже сейчас

16 Шлыкова О.В. Культура мультимедиа М., 2004. С. 29.

17 Елькина Е.Е. Парадигмы технической реальности: философский анализ. СПб.: ООО «Техно-медиа»/Изд-во «Элмор», 2007. С. 85.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

созданы полностью автоматизированные и совершенные медиасистемы, способные самостоятельно сделать наиболее оптимальный выбор и работающие эффективно в различных областях нашей жизни. В настоящее время техническая деятельность с характерными для неё критериями эффективности, целостности, универсальности18 связана с формированием и преобразованием различного вида объектов, к которым можно отнести медиаобъекты. Техническая деятельность активно воздействует на естественный мир в соответствии с потребностями и нуждами субъекта, трансформируя его в искусственный, а также регулирует закономерности и многоплановое поведение медиасистемы и её взаимодействие с другими сторонами культуры и общества. В структуре технической деятельности именно субъект осуществляет управление развитием медиатехнологий, а также проводит рациональную технологическую политику, направленную на медиаобъект. Субъект должен произвести разумный отбор среди множества нововведений и инноваций, реализуя те технические возможности, которые продиктованы общественной необходимостью. Многообразные виды технической деятельности включают в себя конструирование, проектирование, эксплуатацию и экспертную оценку функционирования медиасистем, реализуемых непосредственно субъектом.

Цель гуманитарной деятельности направлена на совершенствование духовного, материального, социального и природного мира человека и расширение его когнитивных и коммуникативных возможностей, что наилучшим образом реализуется благодаря развитию медиатехнологий. Гуманитарная деятельность способствует существованию и функционированию новых, современных форм гуманитарного знания. Эффективное использование и их широкое распространение обусловлены тем, что современное общество вступило в стадию информационного: информация является «субстанцией» гуманитарной деятельности19. Как компонент в гуманитарную деятельность входит гуманитарное знание, которое, по мнению авторов работы «Наука глазами гуманитария», имеет дело с уникальными, индивидуальными явлениями; с герменевтической интерпретацией человеческих действий и их продуктов; с интерсубъективностью мира; с ориентацией на гуманитарные виды практик, со смысловым конструированием социального мира; с диалогом и со спором как гуманитарной ценностью; с отказом от единого Я и с расширением Я на говорящего, думающего, ощущающего20. В основе медиатехнологий можно выделить гуманитарную деятельность, специфика которой дает возможность проследить особенности медиасубъекта, его языка, ценностей, создаваемых текстов, моделируемых идеальных объектов. Такие черты медиатехнологий, как интерактивность и диалогичность также непосредственно связаны с гуманитарной деятельностью.

В соответствии с дисциплинарной классификацией деятельности выделяют социальную деятельность, как особый вид деятельности, которая разворачивается в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни. Социальная деятельность характеризуется особым отношением. ОТНОШЕНИЕ - момент взаимосвязи всех явлений. О. вещей объективно; вещи не существуют вне О., последнее все...м к миру, которое заключается в том, что человек ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философско... его творчески преобразует, целесообразно изменяет, одновременно изменяя и развивая свою социальную сущность СУЩНОСТЬ (лат. Ьаессекав - этовость и дшд^ав - чтой-ность) и ЯВЛЕНИЕ - философские категории, обознача..., что особенно полно проявляется в медиатехнологиях. Социальная составляющая медиатехнологий отражает их общественную направленность, проявляющуюся в их значимости как социальных технологий. Социальное знание активно применяется в медиатехнологиях, когда они направлены на работу с человеком, его жизненным миром, претерпевающим значительные изменения под воздействием медиатехнологий. Социальная деятельность как основа анализа медиатехнологий дает возможность рассмотреть характер взаимодействия субъекта и объекта, а также субъекта и субъекта, в котором среда становится в центре анализа. В социальной деятельности объектная структура взаимодействует исходя из законов общества.

18 Ниинилуото И. Технологические императивы / Философия: Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем №и, 1989.

19 См.: Наука глазами гуманитарии. Отв ред. В.А. Лекторский - М.: Прогресс-Традиция. 2005. с. 14-54.

20 См.: Там же

К феномену медиатехнологии можно подходить с разных позиций, что подразумевает использование системного подхода. Этот феномен синкретичным образом объединяет принципы диалектико-материалистической концепции деятельности, включающей системный, синергетический, эволюционный и информационный принципы. В основе медиатехнологий лежит множество аспектов науки и техники, их можно классифицировать по различным критериям в зависимости от их применения в самых разнообразных областях. Общенаучные концепции деятельности позволяют раскрыть содержание структурных компонентов медиатехнологий. Возможности и перспективы развития любого вида деятельности должны соответствовать гуманистическим установкам общества и потребностям человека. При анализе феномена медиатехнологии возникает целый ряд проблем: философско-методологических, этических, социально-психологических, которые ещё требуют своего исследования.

1. Котенко В.П. Социально-гуманитарные технологии - проблемы теоретикометодологического анализа /Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Специальный выпуск. Философские проблемы социальных и гуманитарных наук. Том 2. Сборник научных статей. СПб. 2008.

2. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС. 19973. Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. М., 2005.

4. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Издательство политической литературы, 1990.

5. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. 19736. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М. 2004.

7. Всемирная энциклопедия: Философия. Минск, 2001

8. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования./ Вопросы психологии. №5.1985.

9. Советов Б. Я. Информационные технологии. М. 2003.

10. Целостность человека в системе деятельности, сознания и общения. М. 1985.

11. Степин B.C. Высокие технологии и проблема ценностей //Высокие технологии и современная цивилизация (материалы научной конференции). М. 2004.

12. Васильева И.Е., Завьялова Л.М., Копрусова М.В. Гуманитарно-социальные аспекты развития информационных технологий в информационном пространстве образовательного учреждения /Материалы 6 всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества - интернет и современное общество». М. 2003.

13. С. Кузнецов. Компьютерные технологи на благо каждого /Открытые системы. №4. 2007.

14. Вершинская О.В. Информационно-коммуникативные технологии и общество. М. 2007.

15. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. М. 199416. Наука глазами гуманитарии. Отв ред. ВА. Лекторский - М.: Прогресс-Традиция, 2005.

17. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебн. пособие для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

18. Поликарпов B.C. История науки и техники. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999-

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PREMISES FOR MEDIATECHNOLOGIES ANALYSIS

Список литературы

St Petersburg State Electrotechnical University

e-mail: constin@rambler.ru

A. P. KONSTANTINOVA

The author presents a theoretical methodological analysis of media technologies based on the concept of technology as a specific form of activity. The concept of activity is discussed from philosophical, social philosophical as well as general scientific view points.

Key words: technology, activities, media technologies.