Научная статья на тему 'Теоретико - методологические основания трудовой миграции как политического института'

Теоретико - методологические основания трудовой миграции как политического института Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / POLITICAL SCIENCE / POLITICAL INSTITUTE / LABOR MIGRATION / TERRITORIAL MOVEMENT / TRANSFORMATION / CIVILIZATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мурзагалеев Радик Ишкалиевич

Современная научная повестка дня определяет целый комплекс теоретических инструментариев восприятия, осмысления и интерпретации трудовой миграции в отраслях гуманитарных и естественных знаний: демографические, социальные, гносеологические, герменевтические, социально экономические, этнические, социально правовые, политические и другие подходы. Особое место в этой теоретико методологической системе занимает политический аспект институционализации трудовой миграции, позволяющий не только вывести миграционную тематику на самый высокий уровень обсуждения (государственно политический уровень), но и решить глобальные проблемы современности с использованием политических технологий. В данной статье, посредством институционально политического подхода, исследуется трудовая миграция как социально политическая категория и выделяются её сущностные политические особенности и свойства. Доказано, что институт трудовой миграции является результатом всеобщей глобализации и складываются, прежде всего, по объективным причинам. Политические вызовы, с которыми настоящее время сталкиваются трудовые мигранты и принимающие сообщества (государства) являются общемировыми трендами. Аргументирована позиция в отношении представления трудовой миграции, как политического института, который консолидирует между собой нормативные, организационные и циклично цивилизационные особенности территориального перемещения трудовых мигрантов, создавая общественно значимую систему этих особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORIST - THE METHODOLOGICAL BASES OF LABOUR MIGRATION AS POLITICAL INSTITUTE

The modern scientific agenda defines the whole complex of theoretical tools of perception, judgment and interpretation of labor migration in branches of humanitarian and natural knowledge: demographic, social, gnoseological, hermeneutical, socially economic, ethnic, socially legal, political and other approaches. The special place in this the theorist methodological system occupies the political aspect of an institutionalization of labor migration allowing not only to bring migratory subject to the highest level of discussion (state political level) but also to solve global problems of the present with use of political technologies. In this article, by means of institutionally political approach, labor migration as socially political category is investigated and her intrinsic political features and properties are distinguished. It is proved that the institute of labor migration is result of general globalization and develop, first of all, for the objective reasons. Political calls which the present labor migrants face and the accepting communities (states) are universal trends. The position concerning representation of labor migration is reasoned as political institute which consolidates among themselves standard organizational and it is cyclic civilization features of territorial movement of labor migrants, creating socially significant system of these features.

Текст научной работы на тему «Теоретико - методологические основания трудовой миграции как политического института»

Р.И. Мурзагалеев

ТЕОРЕТИКО -МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Аннотация

Современная научная повестка дня определяет целый комплекс теоретических инструментариев восприятия, осмысления и интерпретации трудовой миграции в отраслях гуманитарных и естественных знаний: демографические, социальные, гносеологические, герменевтические, социально - экономические, этнические, социально - правовые, политические и другие подходы. Особое место в этой теоретико - методологической системе занимает политический аспект институ-ционализации трудовой миграции, позволяющий не только вывести миграционную тематику на самый высокий уровень обсуждения (государственно - политический уровень), но и решить глобальные проблемы современности с использованием политических технологий. В данной статье, посредством институционально -политического подхода, исследуется трудовая миграция как социально - политическая категория и выделяются её сущностные политические особенности и свойства. Доказано, что институт трудовой миграции является результатом всеобщей глобализации и складываются, прежде всего, по объективным причинам. Политические вызовы, с которыми настоящее время сталкиваются трудовые мигранты и принимающие сообщества (государства) являются общемировыми трендами. Аргументирована позиция в отношении представления трудовой миграции, как политического института, который консолидирует между собой нормативные, организационные и циклично - цивилизационные особенности территориального перемещения трудовых мигрантов, создавая общественно - зна-

P. Murzagaleev

THE THEORIST -THE METHODOLOGICAL BASES OF LABOUR MIGRATION AS POLITICAL INSTITUTE

Abstract

The modern scientific agenda defines the whole complex of theoretical tools of perception, judgment and interpretation of labor migration in branches of humanitarian and natural knowledge: demographic, social, gnoseological, her-meneutical, socially - economic, ethnic, socially - legal, political and other approaches. The special place in this the theorist - methodological system occupies the political aspect of an institution-alization of labor migration allowing not only to bring migratory subject to the highest level of discussion (state - political level) but also to solve global problems of the present with use of political technologies. In this article, by means of institutionally - political approach, labor migration as socially - political category is investigated and her intrinsic political features and properties are distinguished. It is proved that the institute of labor migration is result of general globalization and develop, first of all, for the objective reasons. Political calls which the present labor migrants face and the accepting communities (states) are universal trends. The position concerning representation of labor migration is reasoned as political institute which consolidates among themselves standard organizational and it is cyclic - civilization features of territorial movement of labor migrants, creating socially - significant system of these features.

PolitBook - 2016 - 2 чимую систему этих особенностей.

Ключевые слова:

политология, политический институт, трудовая миграция, территориальное перемещение, трансформация, глобализация.

Key words:

political science, political institute, labor migration, territorial movement, transformation, civilization, globalization.

В современных научных работах встречается множество определений дефиниции «трудовая миграция». При этом общепринятой методологической концепции по этому вопросу нет. Внимание акцентируется на структурных элементах, отдельных свойствах или функциональных проявлениях трудовой миграции. Приведём несколько примеров.

Так, учёный И.С. Маслов считает, что под трудовой миграцией следует понимать некий объективно - сложившийся процесс перемещения кадровых ресурсов, ставший следствием усложнения производства и возникновения новых рабочих мест [10, с. 46]. Исследователь С.С. Фролов в своих работах акцентирует внимание на социальную природу трудовой миграции, определяя её как формулу смены места проживания социумов и индивидов. С экономических позиций трудовая миграция представлена в трудах В. Переве-денцева, как механизм оптимизации и выравнивания уровней жизни современных мегаполисов и государств [13, с. 33]. В некоторых современных научных работах М.А. Бурды [3, с. 673-677], В.А. Ионцева [1, с. 75-87], О.А. Нестерчук [11, с. 31-42] демонстрируется социокультурный и этнический потенциал трудовой миграции: изменение привычной среды и культуры; гармонизации отношений между мигрантами и принимающими этническими общностями.

Современными научными мужами неоднократно предпринимались попытки систематизировать основные определения категории «трудовая миграция». Так, по мнению исследователя В.А. Ионцева, следует выделить 45 концептуально - оформленных и содержательных определений трудовой миграции. Основные из них черпают себя в экономических трудах.

Л.Г. Гобеджишвили объясняет экономическую обусловленность трудовой миграции её предметными и материальными выгодами для общества от подобных измерений (критерии, формулы, статистика). Она утверждает, что трудовую миграцию нельзя отнести к сугубо экономическим институтам или процессам [6, с. 34].

Очевидно, что многообразие интерпретаций трудовой миграции свидетельствует о междисциплинарной и многофакторной природе этого явления.

При этом недостаточно изученными остаются теоретико-методологические особенности трудовой миграции как политического института.

Политизация общественных институтов и процессов позволяет достичь вполне конкретных результатов (наряду с экономическими показателями): привлечь общественно - политическое и государственное внимание к проблеме; использовать политические инструментарии для их решения [7, с. 93].

Политизация трудовой миграции, как и любого другого социально -значимого явления, характеризующегося глобальностью распространения и приоритетной значимостью для стран и государственных образований, вполне закономерна и обоснована.

Мы убеждены, что трудовая миграция в политической плоскости проявляет себя в различных ипостасях и приводит к вполне объяснимым последствиям. Тезисно это выглядит следующим образом.

1. Трудовая миграция как политическая среда, в которой протекают общественно - значимые для государства и общества процессы.

Так политическое пространство трудовой миграции, даже не являясь первоисточников их протекания, способствует формированию: общей среды рационализации и согласования потребностей общества (например, потребность в трудовых ресурсах и кадрах); общей среды ценностной конкуренции и усваивания культур (ценности и культура мигрантов в принимающих сообществах); общей среды государственного регулирования (выработка и реализация государственной политики в сфере миграционных процессов) [14, с.114-115].

2. Трудовая миграция как политический продукт глобализации, приводящий к общественно - значимым для государства изменениям.

К стратегически важным для государства изменениям мы относим: влияние трудовой миграции на этнополитический портрет современных стран или их государственных образований; влияние трудовой миграции на степень вовлеченности трудовых мигрантов и принимающих сообществ в политических практиках (уровень их политической активности в политических процессах); объективную политизацию трудовых миграционных процессов; толерантное или нетерпимое отношение принимающих сообществ к трудовым мигрантам; влияние трудовой миграции на этнополитическую

идентификацию принимающих сообществ и самоидентификацию трудовых мигрантов; влияние трудовой миграции на корректировку демографической, национальной и миграционной политики стран; влияние трудовой миграции на систему обеспечения национальной безопасности современных стран (нелегальная трудовая миграция, терроризм, болезни и т.д.).

3. Трудовая миграция как пространственно - временной континуум современной политики.

Трудовые миграционные процессы, даже с учётом их экономической взаимообусловленности, реализуются на конкретной территориально - политической плоскости, во временном интервале и сопровождаются реальными политическими фактами и событиями. Особо подчеркнём, что для организации трудовых миграционных магистралей должны быть созданы подобающие социально - политические предпосылки, условия и государственные решения.

4. Трудовая миграция как катализатор социально - политических переселений населения и социальных групп.

Таким образом трудовая миграция имеет своё реальное политическое наполнение: как объект политики (политическая среда или продукт политической глобализации), как фактор политики (пространственный или временной фактор политической действительности), как субъект политики (перемещение социальных групп и их влияние на существующую политическую систему).

Как пишет в своих работах учёный Ю.Г. Ефимова, трудовая миграция является важным элементом политической действительности, а также «причиной - следствием» адаптации государственных решений [8].

Можно согласиться и с мнением исследователей В.В. Гайдука и А.Р. Сулейманова, что политические институты давно приобрели новые качественные характеристики, сменяя одни политические «декорации» другими.

Данные аспекты, по нашему мнению, растолковывают всю злободневность изучаемой проблематики и служат научным базисом для концептуального оформления трудовой миграции как политического феномена. Но можно ли назвать трудовую миграцию не просто политическим феноменом, а политическим институтом?

Для этого нами в работе предпринимается попытка наложения политических особенностей трудовой миграции на институциональную среду (парадигму).

Институциональная парадигма в современных исследованиях представлена различными подходами.

Во-первых, это нормативный подход. Его основоположниками являются такие известные учёные как Д. Норт и М. Леви. Согласно нормативному подходу понятия «норма» и «институт» являются тождественными. Вместе с тем имеются и принципиальные различия в трактовках «института» Д. Норта и М. Леви.

Так, по мнению Д. Норта, формула «институт» складывалась из суммы формальных и неформальных норм, причем последним учёный отдаёт большее предпочтение [12, с. 18]. М. Леви не относит к понятию «институт» неформальные правила поведения и в этом вопросе является ярым противником Д. Норта [15, с. 405].

Во-вторых, это организационный подход, который был популярен в советской науке. Ярким представителем этого научного течения стал Э. Гид-денс. Главная особенность этого подхода заключается в рассмотрении политического института, как сложно - структурированной организации, выражающей интересы и потребности государства [5, с. 65].

В-третьих, это цикличный (цивилизационный) подход. Его сторонники (Т. Лукман, С. Хантингтон) придерживаются позиций, что любые политические институты цикличны и воспроизводимы (действие) в определённой закономерности.

Таким образом, каждый из выше обозначенных подходов рассматривает политические институты однобоко: как некую совокупность формализованных (и не формализованных) норм поведения; организационно - оформленную структуру с элементами, иерархией и взаимообусловленностью; процесс (действие) воспроизводства типичных форм и моделей человеческого поведения.

Резюмируя основные подходы институциональной парадигмы, мы приходим к выводу, что под политическим институтом следует понимать объективно - существующую, нормативно закрепленную (формально или неформально), организационно - оформленную и циклично воспроизводимую модель общественных взаимодействий, связанную с осуществлением (достижением) политической власти, государственным управлением и участием в этих процессах общества.

Тогда под трудовой миграцией, мы понимаем, устоявшуюся, нормативно и организационно - оформленную систему общественно - политических отношений в сфере территориального передвижения трудовых ресурсов и акто-

ров, направленную на достижение социально - экономической эффективности, политической стабильности и реализацию национальных интересов государства, и защиту интересов субъектов, участвующих в этом процессе.

Интересным с научной точки зрения видится выявление нормативных, организационных и циклично - цивилизационных оснований трудовой миграции, как политического института.

Так, нормативный подход отражает формальные (институт трудового миграционного законодательства) и неформальные основания (институт незаконной трудовой миграции) трудовых миграционных процессов.

Организационный подход в сфере трудовой миграции представлен следующими институтами: институт трудовой квоты для мигрантов; институт мониторинга и учёта трудовой миграционной активности; институт посредничества трудовой миграции; институт финансовой поддержки трудовой миграции; институт государственного управления трудовой миграцией; институт обеспечения национальной безопасности в системе трудовых миграционных процессов и т.д.

К цикличным основаниям трудовой миграции отнесём: институт эмиграции; институт иммиграции; институт реэмиграции; институт репатриации.

Таким образом, трудовая миграция, как политический институт, консолидирует между собой нормативные, организационные и циклично - цивилизаци-онные особенности территориального перемещения трудовых мигрантов, создавая общественно - значимую систему (совокупность) этих особенностей.

Вместе с тем не стоит забывать, что институциональное содержание трудовой миграции формируется и изменяется в некой динамике. Но это уже иной аспект исследования трудовой миграции как политического процесса, а не политического института.

В заключение статьи отметим, что институт трудовой миграции является результатом всеобщей глобализации и складываются, прежде всего, по объективным причинам. Поэтому те политические вызовы, с которыми сегодня сталкиваются трудовые мигранты и принимающие сообщества (государства) являются общемировыми трендами. Другое дело, что многие из них можно спрогнозировать и даже вычислить, используя адекватные приёмы политической теории и практики, рассматривая трудовую миграцию как некий политический институт. И это сегодня особенно важно.

Литература

1. Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. 2015. №1.

2. Ахиезер А.С. Диалектика урбанизации и миграции в России // Общественные науки и современность. 2000. №1.

3. Бурда М.А. Миграционная политика России: российский рынок труда иностранной рабочей силы // Фундаментальные исследования. 2014. №9-3.

4. Гайдук В.В., Сулейманов А.Р. Политический тандем как инструментарий российской модернизации: смена декораций // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2012. №1(13).

5. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2003.

6. Гобеджишвили Л.Г. Институционально - правовые особенности трудовой миграции в современной России // Правовая политика. Ростов н/Д, 2005.

7. Данилов М.В. Явление «политизации» в современном обществе: постановка исследовательской проблемы // Известия Саратовского университета. 2009. №1.

8. Ефимов Ю.Г. Политическая миграциология как научная дисциплина // Научная мысль Кавказа. 2006. №13.

9. Ионцев В.А., Ивахнюк И.В., Магомедова А.Г, Прохорова Ю.А., Шевченко К.Д., Глод Е.В. Единый рынок труда в ЕЭП: экономический эффект соглашений в области трудовой миграции // Евразийская экономическая интеграция. 2012. №2.

10. Маслова И.С. Экономические функции и факторы миграции населения. М., 2003.

11. Нестерчук О.А., Халбаева А.М. Политическое управление миграционными процессами: субъектно-деятельностный подход // PolitBook. 2015. №1.

12. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

13. Переведенцев В. Современная миграция населения России в освещении центральных газет. Миграция и информация. М., 2000.

14. Шапаров А.Е. Акторы и механизмы формирования государственной иммиграционной политики развитых стран. М., 2010.

15. Levi M. A logic of institutional change // The limits of rationality / ed. by K.S. Cook, M. Levi. Chicago, 1990.

References

1. Aleshkovskii I.A., Iontsev V.A. Upravlenie mezhdunarodnoi migratsiei v usloviyakh globalizatsii. Vek globalizatsii. 2015. №1.

2. Akhiezer A.S. Dialektika urbanizatsii i migratsii v Rossii. Obshchestven-nye nauki i sovremennost'. 2000. №1.

3. Burda M.A. Migratsionnaya politika Rossii: rossiiskii rynok truda inostrannoi rabochei sily. Fundamental'nye issledovaniya. 2014. №9-3.

4. Gaiduk V.V., Suleimanov A.R. Politicheskii tandem kak instrumental rossiiskoi modernizatsii: smena dekoratsii. Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta sotsial'nykh tekhnologii). 2012. №1(13).

5. Giddens E. Ustroenie obshchestva. Ocherk teorii strukturatsii. M., 2003.

6. Gobedzhishvili L.G. Institutsional'no-pravovye osobennosti trudovoi migratsii v sovremennoi Rossii. Pravovaya politika. Rostov n/D, 2005.

7. Danilov M.V. Yavlenie «politizatsii» v sovremennom obshchestve: postanovka issledovatel'skoi problemy. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2009. №1.

8. Efimov Yu.G. Politicheskaya migratsiologiya kak nauchnaya distsiplina. Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2006. №13.

9. Iontsev V.A., Ivakhnyuk I.V., Magomedova A.G, Prokhorova Yu.A., Shevchenko K.D., Glod E.V. Edinyi rynok truda v EEP: ekonomicheskii effekt so-glashenii v oblasti trudovoi migratsii. Evraziiskaya ekono-micheskaya integrat-siya. 2012. №2.

10. Maslova I.S. Ekonomicheskie funktsii i faktory migratsii naseleniya. M., 2003.

11. Nesterchuk O.A., Khalbaeva A.M. Politicheskoe upravlenie migratsion-nymi protsessami: sub"ektno-deyatel'nostnyi podkhod. PolitBook. 2015. №1.

12. Nort D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki. M., 1997.

13. Perevedentsev V. Sovremennaya migratsiya naseleniya Rossii v osve-shchenii tsentral'nykh gazet. Migratsiya i informatsiya. M., 2000.

14. Shaparov A.E. Aktory i mekhanizmy formirovaniya gosudarstvennoi immigratsionnoi politiki razvitykh stran. M., 2010.

15. Levi M. A logic of institutional change. The limits of rationality. ed. by K.S. Cook, M. Levi. Chicago, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.