Яковлева Т.В.
Теоретико-методологические основания концепции...
УДК Я 66
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Яковлева Г.В.
Аннотация. Автором представлен анализ теории проблемы педагогических концепций, анализ определений и философских подходов к данному вопросу. Представлены теоретикометодологические основания построения концепции инновационной методической работы: системный и синергетический подходы как теоретико-методологическая стратегия и личностно-ориентированный, компетентно-стный и деятельностный походы как практи-ко-ориентированная тактика. Показана необходимость установления функционального назначения каждого из них и раскрытия результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения феномена методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
The author presents theoretic analysis of pedagogical concepts, definitions and philosophic approaches to the issue. The author describes theoretical and methodological bases of creation methodical work conception: system and synergetic approaches as theoretic and methodical strategy and personally-oriented, competence, activity approaches as practice-focused tactic. Necessity of denoting functional purpose of each of them is described, along with results of using them according to hierarchical significance for learning phenomenon of methodical work at educational institution.
Ключевые слова: концепция инновационной методической работы, теоретико-методологические основания, теоретико-методологическая стратегия, практико-ориенти-рованная тактика, подходы.
The concept of innovative methodical work, the theoretical and methodological bases, the theoretical-methodological strategy, practice-focused tactics, approaches.
В теории и практике педагогики до настоящего времени отсутствует однозначная трактовка понятия «концепция». Её определяют как основную мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо [1]; стратегию педагоги-
ческой деятельности, определяющую разработку соответствующих теорий [2,3]; цель, сущность, структуру, движущие силы, способы и закономерности функционирования учебного процесса [4]; ведущую идею, основную мысль чего-либо или синоним теории [5]; способ познания, трактовку каких-либо явлений, основную точку зрения, руководящую идею для освещения или ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности [6].
Проведенный Е.В. Яковлевым, Н.О. Яковлевой анализ определений и философских подходов к данному вопросу показал, что термин «концепция», как правило, используется в двух основных контекстах: внутреннем или внешнем по отношению к процессу изучения явления, а именно, как направляющая идея исследования или как форма представления результатов научной работы. В последнем случае концепция представляет собой определенную теоретическую конструк-цию и потому должна иметь четко выраженную логическую структуру [7].
Концепция означает систему взглядов на решение проблемы, объединенных ведущей идеей. В «Философском энциклопедическом словаре» отмечается, что «концепция - это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление; руководящая идея для их систематического освещения» [8].
По мнению Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлевой концепция - комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека [7].
Учитывая специфику педагогики как науки, педагогической концепцией принято называть сложную, целенаправленную, динамическую систему фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне
Научные сообщения ЧИППКРО
раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования.
Таким образом, концепция - это:
— система взглядов;
— то или иное понимание явлений и процессов;
— определенный замысел;
— ведущая, руководящая идея;
— ведущий принцип научного исследования.
Обобщая имеющийся опыт представления методологических оснований разрабатываемой концепции инновационной методической работы в ДОУ, мы сочли возможным представить их в парадигматическом и синтагматическом планах. Выбирая в качестве методологического основания концепции подходы, мы исходили из необходимости установления функционального назначения каждого из них и раскрытия результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения феномена методической работы. В соответствии с этим методологические подходы представляют два уровня: общенаучный уровень методологии (теоретико-методологическая стратегия) и конкретно-научный уровень методологии (практи-ко-ориентированная тактика).
Теоретико-методологическая стратегия выявляет общее направление теоретического исследования, фиксирует его общий план. Теоретико-методологическая стратегия концепции инновационной методической работы представлена системным и синергетическим подходами. Так, системный подход (А.Н. Аверьянов,
В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский,
Э.Г. Юдин и др.) дает возможность исследовать инновационную методическую работу как многомерную, многоуровневую и полифункцио-нальную систему. Использование системного подхода обеспечивает целостность и структурированность исследуемого процесса, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных ком -понентов.
Использование синергетического подхода (М.А. Весна, В.Г. Виненко, В.А. Герович, Д.Ф. Ильясов, А.М. Ковалев, И.В. Лупандин, Л.Я. Няпинен, Г.Н. Сериков, М.И. Сетров, Г. Хакен и др.) позволяет рассматривать инновационную методическую работу как открытую, сложную
самоорганизующуюся систему, развитие которой подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода
Подходы, составляющие практико-ориен-тированную тактику разрабатываемой концепции раскрывают особенности практического осуществления инновационной методической работы, определяют механизмы и процедуры реализации данного процесса в реальных условиях современного ДОУ.
Личностно ориентированный подход (Н.А. Алексеев, В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) дает возможность учесть индивидуальные особенности педагогов ДОУ как актив -ных и самостоятельных субъектов инновационной методической работы. Его реализация находит отражение в обеспечении личностноориентированной направленности системы инновационной методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов. Данный подход выступает в качестве методической ориентации системы инновационной методической работы, которая позволяет обеспечить и поддерживать процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации личности педагога в условиях реализации инноваций, развития его индивидуальности.
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.) позволяет выявить внутриличностный психолого-педагогический механизм и условия развития профессиональной компетентности педагогов, участвующих в инновационной методической работе, с ориентацией на наиболее полную реализацию их внутренних возможностей и резервов. Идея деятельностного подхода связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности педагогов. Суть инновационной методической работы с точки зрения деятель -ностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность педагогов, реализующих инновации. Деятельностный подход при этом учитывает характер и условия смены типов деятельности в решении задач внедрения инноваций в дошкольное образование. В рамках деятельностного подхода осуществляется построение системы методиче-
Яковлева Т.(В.
Теоретико-методологические основания концепции...
ской работы с учетом принципа позиционирования педагога в проектной деятельности [9].
Компетентностный подход реализуется в отборе содержания и форм организации инновационной методической работы, которые соответствуют ключевым видам профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Ключевые педагогические компетенции определены на
основе функционального анализа педагогической деятельности специалистов дошкольного образования.
Представленная ниже таблица соединяет воедино теоретико-методологические подходы концепции инновационной методической работы в ДОУ и их преломление в авторской концепции.
Таблица 1
Теоретико-методологические основы концепции инновационной методической работы в ДОУ
Теоретикометодологические подходы концепции инновационной методической работы в ДОУ Преломление теоретико-методологических подходов в концепции инновационной методической работы в ДОУ
Системный подход — к внешним системообразующим факторам инновационной методической работы относятся: цель — обеспечение овладения педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, а к внутренним системообразующим факторам отнесены структурные (между структурными элементами инновационной методической работы) и функциональные связи (между функциональными компонентами модели инновационной методической работы); — структура инновационной методической работы предстает как моделирование адекватной модели на основе анализа инновационных тенденций в дошкольном образовании; — изучение инновационной методической работы как системы с характерными признаками целостности и связности;
Деятельностный подход — построение системы методической работы с учетом принципа позиционирования педагога в проектной деятельности;
Личностноориентированный подход — определение роли субъектов инновационной методической работы; — характер взаимодействия субъектов инновационной методической работы на основе изучения уровня профессиональной компетентности педагогов, их готовности к инновационной деятельности; — самоанализ, самооценку, саморазвитие и самосовершенствование субъектов инновационной методической работы.
Синергетический подход — объекты рассматриваются как открытые, сложные самоорганизующиеся системы, развитие которых подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода.
Андрагогический подход — рассматривается совокупность методов обучения взрослых, включающих, в том числе, организационно-деятельностные и интерактивные методы обучения.
Компетентностный подход — соотносится с профессиональными компетенциями педагогов, которые должны быть актуализированы в инновационной деятельности
Научные сообщения ЧИППКРО
Выделенные теоретико-методологические подходы позволяют выстроить концепцию инновационной методической работы в дошколь-
Литература
1. Алиева, Т.С. Словарь синонимов русского языка / Т.С. Алиева - М.: ЮНВЕС, 2001.
- 624 с.
2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С. В. Кульне-вич. - Ростов-н/Д., 1999. - 558 с.
3. Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10. -
С. 23-31.
4. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. За-гвязинский. - М.: Академия, 2001. - 208 с.
ном образовательном учреждении с позиции современной парадигмы образования.
5. Новиков, А.М. Докторская диссертация?: Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук / А.М. Новиков. — М.: Эгвес, 1999. — 120 с.
6. Советский энциклопедический словарь.
— М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1599 с.
7. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. — Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. — 316 с.
8. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА, 2004. — 576 с.
9. Шипилина Л.А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании // Л.А. Шипилина // Сибирский педагогический журнал, № 1. — 2009.