Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания исследования ценностей молодежи'

Теоретико-методологические основания исследования ценностей молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
523
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные ориентации / молодежь / потреб-ности / адаптация / социальная регуляция / мотивация. / values / value orientations / youth / needs / adaptation / social regula-tion / motivation.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якунина Инна Сергеевна, Тищенко Юлия Геннадьевна, Тищенко Ирина Александровна

Ценности молодежи формируются в условиях транзитивности современ-ного социума, что обусловливает необходимость постоянного внимания к данной проблеме со стороны научного сообщества. В статье рассматриваются теоре-тико-методологические подходы, предложенные классиками социологии, такими как Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Томас и Ф. Знанецкий, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, К. Маннгейм, Р. Инглхарт. Понятие «ценность» является междис-циплинарным. Социологический подход к данной проблеме предполагает исследо-вание ценностей и ценностных ориентаций как компонентов социальной систе-мы, которые являются основополагающими элементами культуры и выступают механизмом социальной регуляции. Авторы приходят к заключению о том, что ценности носят надындиви-дуальный характер, усваиваются извне, затем интериоризируются в процессе социализации и становятся внутренними установками личности. Усвоенные в юности ценности часто остаются неизменными на протяжении всей жизни. Способность существовать в рамках сформированной обществом системы установок является важным условием адаптации в обществе. Подчеркивается относительный, конкретно-исторический характер ценностных ориентаций, а также их социально-экономическая обусловленность. Полученные выводы обла-дают методологической значимостью для анализа ценностного мира молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Якунина Инна Сергеевна, Тищенко Юлия Геннадьевна, Тищенко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF STUDYING VALUES OF YOUTH

The values of youth are formed in the conditions of transitivity of modern socie-ty, which makes it necessary to pay attention to this problem constantly. The article considers the theoretical and methodological approaches proposed by the classics of Sociology, such as T. Parsons, R. Merton, W. Thomas and F. Znanetsky, E. Durkheim, M. Weber, P. Sorokin, K. Mannheim, R. Inglehart. The concept of “value” is a multi-disciplinary one. A sociological approach to this problem involves the study of values and value orientations as components of the social system, which are fundamental ele-ments of culture and act as a mechanism of social regulation. The authors conclude that values are supra-individual, assimilated from the outside, then internalized in the process of socialization and become internal attitudes of a personal-ity. The values acquired in youth hood often remain unchanged throughout life. The ability to exist within the framework of a system of attitudes formed by the society is an important condition for adaptation in it. The relative, concrete historical nature of value orientations, as well as their socio-economic conditionality, are emphasized. The findings are of method-ological significance for the analysis of the value world of a younger generation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания исследования ценностей молодежи»

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Literature:

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy. M.: Smysl, 1991. 299 p.

2. Reznik T.E., Reznik Yu.M. Life strategies of a personality [Electronic resource]. Access mode http://ecsocman.hse.ru/data/381/829/1219/001_Reznik_100-105.pdf. (Date of access: 29/05/2019).

3. Ivanenkov S.P. Problems of socialization of modern youth. A monograph. St. Petersburg: Archey, 2008. 334 p.

4. Chernyshev S. No illusions [Electronic resource]. Access mode: https://expert.ru/siberia/2012/26/nikakih-illyuzij/ - (Date of access: 27.07.2019).

5. Kon I.S. A man in a changing world. M.: Time, 2009.496 p.

6. Singleton Ch. Sex Roles in Cognition // The Psychology of Sex Roles / Eds. F. Mitchel, B. Cagan. L., 1986.

7. Craig S. Men, Masculinity and the Media. Newbury Park; Calif., 1992.

УДК 316.35 (06) DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11018

Якунина И.С., Тищенко Ю.Г., Тищенко И.А. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Якунина Инна Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» Шахтинского автодорожного института (ШАИ) (филиал) Южно-Российского государственного политехнического университета (ЮРГПУ) (НПИ) имени М.И. Платова E-mail: babushka30@yandex.ru тел.: 8 (918) 587 47 01

Тищенко Юлия Геннадьевна, кандидат социологических наук, специалист отдела организации учебного процесса учебного управления; ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: Yuliatisss@yandex.ru тел.: 8 (928) 766 99 96

Тищенко Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление» Шахтинского автодорожного института (ШАИ) (филиал) Южно-Российского государственного политехнического университета (ЮРГПУ) (НПИ) имени М.И. Платова; E-mail: lingvan@yandex.ru тел.: 8 (919) 871 26 61

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Ценности молодежи формируются в условиях транзитивности современного социума, что обусловливает необходимость постоянного внимания к данной проблеме со стороны научного сообщества. В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы, предложенные классиками социологии, такими как Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Томас и Ф. Знанецкий, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, К. Маннгейм, Р. Инглхарт. Понятие «ценность» является междисциплинарным. Социологический подход к данной проблеме предполагает исследование ценностей и ценностных ориентаций как компонентов социальной системы, которые являются основополагающими элементами культуры и выступают механизмом социальной регуляции.

Авторы приходят к заключению о том, что ценности носят надындивидуальный характер, усваиваются извне, затем интериоризируются в процессе социализации и становятся внутренними установками личности. Усвоенные в юности ценности часто остаются неизменными на протяжении всей жизни. Способность существовать в рамках сформированной обществом системы установок является важным условием адаптации в обществе. Подчеркивается относительный, конкретно-исторический характер ценностных ориентаций, а также их социально-экономическая обусловленность. Полученные выводы обладают методологической значимостью для анализа ценностного мира молодого поколения.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, потребности, адаптация, социальная регуляция, мотивация.

Для цитирования: Якунина И.С., Тищенко Ю.Г., Тищенко И.А. Теоретико-методологические основания исследования ценностей молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 181-189. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11018.

Yakunina I.S., Tischenko Yu.G., Tischenko I.A.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF STUDYING

VALUES OF YOUTH

Yakunina Inna Sergeevna, Candidate of Sociology, an associate professor of the Department of Economics and Management of the Shakhty Automobile and Road Institute (SHAI) (a branch) of the South Russian State Polytechnic University (SRSPU) (NPI) named after M.I. Platov Е -mail: babushka30@yandex.ru tel.: 8 (918) 587 47 01

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Tishchenko Julia Gennadievna, Candidate of Sociology, a specialist of the Department of organization of the educational process of educational management; FSBEI HE "Rostov State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation Е -mail: Yuliatisss@yandex.ru tel.: 8 (928) 766 99 96

Tishchenko Irina Alexandrovna, an associate professor of the Department of Economics and Management, Shakhty Automobile and Road Institute (SHAI) (a branch) of the South Russian State Polytechnic University (SRSPU) (NPI) named after M.I. Platov; Е-mail: lingvan@yandex.ru tel.: 8 (919) 871 26 61

The values of youth are formed in the conditions of transitivity of modern society, which makes it necessary to pay attention to this problem constantly. The article considers the theoretical and methodological approaches proposed by the classics of Sociology, such as T. Parsons, R. Merton, W. Thomas and F. Znanetsky, E. Durkheim, M. Weber, P. Sorokin, K. Mannheim, R Inglehart. The concept of "value " is a multi-disciplinary one. A sociological approach to this problem involves the study of values and value orientations as components of the social system, which are fundamental elements of culture and act as a mechanism of social regulation.

The authors conclude that values are supra-individual, assimilatedfrom the outside, then internalized in the process of socialization and become internal attitudes of a personality. The values acquired in youth hood often remain unchanged throughout life. The ability to exist within the framework of a system of attitudes formed by the society is an important condition for adaptation in it. The relative, concrete historical nature of value orientations, as well as their socio-economic conditionality, are emphasized. The findings are of methodological significance for the analysis of the value world of a younger generation.

Key words: values, value orientations, youth, needs, adaptation, social regulation, motivation.

For citation: Yakunina I.S., Tischenko Yu.G., Tischenko I.A. // Theoretical and methodological bases of studying values of youth//Vestnik Maykopskogo Gosudar-stvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 1(44). P. 181-189. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11018.

Ценностный мир молодого человека складывается в условиях транзитивности современного общества, нестабильности и неопределенности его развития, трансформации мировоззренческих и ценностных установок. Кризис, распространившийся на все сферы общественной жизни, не мог не коснуться ценностных ориентаций молодежи. «Экономические, экологические, политические и т.д. кризисы, если не во всех, то во всех тех случаях, когда имеет место духовный, ценно-

183

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

стный кризис, являются следствием и частью последнего» [1, с. 143]. Молодой человек часто оказывается в ситуации потери пути, утраты опоры, возрастает риск социальной дезориентации и аномии.

Изучение ценностей молодежи предполагает постоянное наблюдение в условиях современных динамичных систем, неотъемлемой чертой которых является необходимость адаптации в разных сферах общественной жизни, характеризующихся часто не совпадающими ценностными ориентациями и требованиями. Поэтому вполне закономерной является актуализация научного осмысления этой проблемы в различных гуманитарных дисциплинах.

Понятие «ценность» исследуется в рамках социологии, философии, антропологии, психологии и других научных дисциплин и является сложным для теоретико-методологического анализа. Социологический подход к проблеме предполагает исследование ценностей и ценностных ориентаций как компонентов социальной системы, которые являются основополагающим элементом культуры и выступают важным механизмом социальной регуляции.

Как уже было отмечено выше, проблема ценностей является междисциплинарной. Ее исследовали в своих научных трудах такие классики зарубежной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, К. Маннгейм, Р. Инглхарт, социальный психолог А. Маслоу и др.

В рамках выработанной Т. Парсонсом структурно-функциональной концепции развития общества, система, чтобы обеспечить собственную сохранность, должна наряду с функциями адаптации, целедостижения и интеграции выполнять также функцию поддержания ценностного образца. Сущность этой функции заключается в том, что системе необходимо воспроизводить как мотивацию индивидов, так и культурные образцы, эту мотивацию создающие и поддерживающие. Т. Парсонс вводит также четыре подсистемы, каждая из которых несет ответственность за удовлетворение одного из «функционально необходимых условий». По мнению американского социолога, функцию поддержания ценностного образца выполняет подсистема культуры, которая обеспечивает индивидов нормами и ценностями, мотивирующими их поведение [5, с. 150].

С точки зрения Т. Парсонса, нормы и ценности транслируются обществом, затем в процессе социализации и последующей интернализации становятся частью внутреннего мира личности. В результате между потребностями (которые также в значительной степени формируются обществом) и социальной системой устанавливается тесная связь, так как, каким бы репрессивным по отношению к индивиду не было общество, только в его рамках могут быть удовлетворены человеческие потребности. Ученый рассматривает социализацию как непрерывный процесс, тем не менее нормы и ценности, сформированные в детском возрасте,

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

сохраняют устойчивость на протяжении всей жизни. В итоге, следуя собственным интересам, индивиды неосознанно следуют интересам общества в целом.

По мнению Т. Парсонса, несмотря на то, что личность преимущественно формируется социальной системой и культурой, она все же обладает некоторой самостоятельностью и своеобразием, которые обусловлены неповторимостью переживаемого опыта. Тем не менее, «социализация и интернализация (как личностная сторона процесса социализации) вызывают конформность, акторы в течение жизни остаются пассивными реципиентами и контролируются извне социальной системой» [8, с. 17].

Социальная система, для того чтобы выжить, должна осуществлять функцию поддержания ценностного образца. Социальная группа молодежи, представляя собой уменьшенную копию социальной системы, также реализует эту функцию. Исходя из этого следует, что способность существовать в рамках сложившейся системы ценностей является одним из важнейших условий выживания в обществе.

Американский социолог Р. Мертон определяет культуру как «организованную совокупность нормативных ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенной общности или группы» [4, с. 52]. Ученый вводит понятие «аномия», характеризующее состояние общества, при котором происходит рассогласование между доминирующей системой ценностей и социально одобряемыми средствами для их достижения. Результатом аномии может стать склонность молодежи к девиантному поведению, выражающемуся в непринятых в данном обществе или незаконных средствах достижения успеха.

Классики социальной аксиологии У. Томас и Ф. Знанецкий социальную ценность определяют как «... любой факт, имеющий доступный членам некой социальной группы эмпирическое содержание и значение, исходя из которых он есть или может стать объектом деятельности» [7, с. 343]. По мнению ученых, одновременно сосуществует два вида данных: объективные элементы культуры и субъективные представления индивидов. Эти данные обозначаются понятиями «социальные ценности» и «личностные установки», при этом личностные установки выступают индивидуальной копией социальных ценностей и представляют собой «. процесс индивидуального сознания, определяющий реальную или возможную активность индивида в социальном мире» [7, с. 344].

У. Томас и Ф. Знанецкий указывают на возможность создания социальной технологии, которая позволила бы формировать необходимые обществу ценности и установки, таким образом, управляя поведением индивидов. Необходимость создания такой технологии и рационального контроля в целом детерминирована нарастающим темпом социальной эволюции и большим числом разнообразных кризисов. «Предположение о возможности производства желаемых ценностей

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

обусловлено наличием у каждого индивида широкого множества желаний и потребностей, которые могут быть удовлетворены только за счет его инкорпорации в общество» [8, с. 17]. С одной стороны, культура, со всеми имеющимися в ее арсенале компонентами в виде общественных традиций, норм и ценностей, выступает репрессивной по отношению к личности силой, которая позволяет индивиду удовлетворять его потребности и желания, но только в приемлемой в этом социуме форме. С другой стороны, только в рамках общества с присущей ему культурой какие бы то ни было желания и потребности могут быть удовлетворены.

Классик мировой социологии Э. Дюркгейм также обращает внимание на двойственный характер социальных ценностей. Одновременно они обладают принудительной силой по отношению к личности, навязываются в результате процесса социализации, но в то же время являются желаемыми, представляют собой цель, к которой стремятся. «Таким образом можно объяснить нечто вроде принуждения, которое мы испытываем, и осознаем, когда высказываем ценностные суждения. Мы явственно ощущаем, что не являемся хозяевами наших оценок, что мы связаны и принуждаемы. Нас связывает общественное сознание» [2, с. 108]. Это явление очень характерно для переходного российского социума. Сформировавшиеся в обществе ценности и идеалы, а также средства их достижения могут быть чуждыми индивиду, порождая таким образом тревожность, двойные стандарты морали, стремление к обогащению, вседозволенность.

Ученый признает надындивидуальную, в некотором смысле трансцендентную природу ценностей. Общество он трактует как некую сложно организованную систему, которая охватывает не только эмпирические социальные факты, но и высшие общечеловеческие ценности. Такая точка зрения противостоит позиции, к примеру, М. Вебера, который считал, что ценности существуют обособленно от эмпирической реальности и научным путем познаны быть не могут.

По мнению М. Вебера, ценности детерминированы исторической эпохой, носят конкретно-исторический характер. Анализируя тот или иной фрагмент социальной реальности, необходимо соотнести исследуемый материал с экономическими, политическими, культурными, морально-этическими ценностями его представителей с целью объяснения особенностей человеческого поведения.

Схожей позиции в интерпретации содержания понятия «ценность» придерживается и П. Сорокин. По мнению ученого, «главной причиной, или основой, внутреннего социального мира является наличие в данном обществе целостной, твердо вошедшей в жизнь системы основных ценностей и соответственных норм поведения» [6, с. 148]. Только общество обладает возможностью создавать и воспроизводить значения и ценности, которые в то же время являются частью сознания его чле-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

нов. Понять и описать то или иное общество невозможно безотносительно к доминирующей системе ценностей, которая является стержневым элементом его культуры.

По мнению К. Маннгейма, ценности проявляют себя в ситуации выбора, когда индивид отдает предпочтение одному перед другим. Таким образом, обнаруживается двойственный характер ценностей, которые, с одной стороны, представляют собой субъективный выбор, а, с другой, являются отражением объективных норм. Основное назначение этих норм заключается в том, чтобы вызвать такое поведение индивидов, которое будет способствовать их адаптации в обществе.

К. Маннгейм указывает на ценностный конфликт в современном мире, связанный с существенным усложнением общества, ускорением темпов социальных процессов, умножением числа контактов, многообразием видов деятельности и т.д. В результате прежняя система ценностей перестает соответствовать требованиям динамичного времени. Это препятствует становлению личности молодого человека, его адаптации в социуме, ведет к неуверенности и страху, может стать причиной девиантного поведения.

Особый интерес в рамках данного исследования представляет концепция межгенерационного изменения ценностей Р. Инглхарта, который исследовал масштабный сдвиг от материалистических ценностей к постматериалистическим, характерный для всего человечества [3].

Начиная с 1970 года, ученый проводил эмпирические исследования ценностных ориентаций более чем в 43 странах. В результате им была выявлена четкая закономерность: младшие поколения в значительно большей степени ориентируются на постматериалистические ценности, в то время как старшие тяготеют к материалистическим. По мнению ученого, эта тенденция обусловлена тем, что на протяжении истории человечество было в первую очередь озабочено проблемами физического выживания. Невиданный до тех пор уровень жизни индустриальных обществ способствовал постепенному смещению приоритетов от «материалистических» ценностей (когда люди в первую очередь озабочены проблемами физической и экономической безопасности) к ценностям «постматериальным» (на первый план выходят потребности в любви, духовном росте, самореализации).

В основе теории Р. Инглхарта лежит концепция потребностей, разработанная А. Маслоу. Ее суть можно описать следующим образом: все многообразие человеческих потребностей представляет собой упорядоченную систему, в которой они распределены по уровням таким образом, что удовлетворение потребностей вышележащего уровня возможно только после реализации предыдущего. Первые два типа потребностей, которые составляют фундамент этой пирамиды и наиболее распространены, ученый назвал врожденными, три остальных, выстраивающихся сверху - при-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

обретенными. Базовый уровень в данной пирамиде составляют физиологические потребности непосредственного биологического выживания, далее следуют экзистенциальные потребности в безопасности и защите, затем социальные - в привязанности и любви и, наконец, на верхушке располагаются духовные потребности в самоактуализации, которые присущи, следуя логике ученого, ограниченному числу индивидов.

Несмотря на то, что предложенная концепция подвергается критике, значимым, по мнению Р. Инглхарта, является то, что она разделяет материальные потребности, обусловленные необходимостью физиологического выживания, и нефизиологические потребности в общении, самовыражении, социальной принадлежности, духовном развитии.

Теория межгенерационной перемены ценностей Р. Инглхарта базируется на двух основополагающих гипотезах. В «гипотезе ценностной значимости недостающего» обосновывается влияние социально-экономической среды на ценностные ориентации. Наибольшую ценность индивид придает тому, в чем испытывает недостаток. Согласно «гипотезе социализационного лага», ценности индивида опосредованы социально-экономической ситуацией, которая складывалась до наступления зрелости в период их активного формирования.

Опираясь на вышеизложенные концепции, можно ожидать, что длительные периоды экономического благосостояния будут способствовать воспитанию поколений, ориентированных на постматериальные ценности, обратная ситуация имела бы противоположный эффект. Однако между системой ценностей личности и социально-экономическим благосостоянием вклинивается некоторый временной лаг. По мнению ученого, базовая структура личности формируется до наступления зрелости и в дальнейшем остается достаточно стабильной. Это не означает, однако, что невозможны некоторые поведенческие сдвиги, вызванные непредвиденными жизненными обстоятельствами, но эти изменения, как правило, могут затрагивать иерархию ценностей, в то время как их набор остается неизменным. Актуализация постматериальных ценностей выступает индикатором стабильно высокого уровня жизни населения.

Обобщив все вышеперечисленные подходы, можно сделать следующие заключения, которые намечают направления исследования ценностей молодежи. Ценности продуцируются обществом и усваиваются молодежью извне в процессе социализации. Ценностные установки, сформированные до наступления зрелости, имеют тенденцию к постоянству. Процесс формирования ценностей обусловлен конкретно-историческими и социально-экономическими условиями, но также включает влияние обстоятельств личного опыта. Переход внешних установок во внутренний мир личности обеспечивает ее интегрцию в общество и способствует адаптации, выступая важным механизмом социальной регуляции.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Литература:

1. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. 2002. №3. С. 139-146.

2. Гофман А.Б. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах // Социологические исследования. 1991. №2. С. 104-114.

3. Инглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития [Электронный ресурс]. М.: Новое издательство, 2011. URL: http://www.rsl.ru (дата обращения 21.11.2019).

4. Мертон Р. Социальная структура и аномия. М., 1996.

5. Парсонс Т. Система современных обществ / под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект-Пресс, 1998. 272 с.

6. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Социологические исследования. 1993. №12. С. 140-148.

7. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки (1918) // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 343.

8. Якунина И.С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / науч. рук. О.В. Бондаренко; ЮРГТУ (НПИ). Новочеркасск, 2007. 155 с.

Literature:

1. Abisheva A.K. On the concept of "value" // Issues of Philosophy. 2002. No. 3. P. 139-146.

2. Hoffman A.B. E. Durkheim about values and ideals // Sociological studies. 1991. No. 2. P. 104-114.

3. Inglehart R. Modernization, cultural change and democracy: the sequence of human development [Electronic resource]. M.: New Publishing House, 2011. URL: http://www.rsl.ru (accessed 21/11/2019).

4. Merton R. Social structure and anomie. M., 1996.

5. Parsons T. System of modern societies / ed. by M.S. Kovalev. M.: Aspect-Press, 1998. 272 p.

6. Sorokin P.A. Causes of war and peace conditions // Sociological studies. 1993. No. 12. P. 140-148.

7. Thomas W., Znanetsky F. Methodological notes (1918) // American sociological thought. M., 1994. P. 343.

8. Yakunina I.S. Dynamics of the structure of value orientations of students: dis. ... Cand. of Sociology: 22.00.04 / scientific tut. by O.V. Bondarenko; SRSTU (NPI). Novocherkassk, 2007. 155 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.