Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты изучения военно-кадровой политики в вооруженных силах России (XVIII начало ХХ века)'

Теоретико-методологические аспекты изучения военно-кадровой политики в вооруженных силах России (XVIII начало ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1160
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты изучения военно-кадровой политики в вооруженных силах России (XVIII начало ХХ века)»

Белоусов И.И.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ (XVIII в.- нач. XX в.)

Переход армии и флота на профессиональную основу требует переосмысления многих реалий военной кадровой политики, приведение ее в соответствие с требованиями времени. Реализация обоснованной военной кадровой политики находится в тесной взаимосвязи с укреплением обороноспособности государства, повышением уровня боевой готовности и боеспособности армии и флота.

По мере накопления знаний, связанных с различными аспектами деятельности государства в области военно-кадрового строительства, назрела необходимость изучения кадровой политики в вооруженных силах дореволюционной России. Исторический анализ влияния кадровой политики на военное дело важен не только в смысле объективной оценки прошлого, но и для определения перспектив развития армии и флота на современном этапе. Выводы, исторические уроки и рекомендации, сделанные на основании исследования данной темы, могут быть использованы в деятельности органов государственной власти и военного управления.

Проведение объективного исследования исторического опыта влияния государственной кадровой политики на развитие армии и флота Российской империи будет способствовать качественному улучшению организации кадрового обеспечения вооруженных сил. Обращение к изучению кадровой политики в вооруженных силах Российской империи позволяет лучше уяснить характер исторических процессов, роль субъективного фактора в общественных преобразованиях, глубже исследовать деятельность видных государственных и военных деятелей.

Методика проведения исторического исследования включает в себя три главных этапа: постановку проблемы, определение задачи и предмета исследования; накопление фактического знания на основе изучения различных источни-

ков, отбора и анализа архивного материала; получение определенных результатов.

Это важно учитывать и при изучении военной кадровой политики в Российской империи как весьма сложного, многогранного социального явления, изучение которого наиболее плодотворно на основе комплексного, междисциплинарного подхода, с использованием выводов и оценок многих отраслей гуманитарного знания.

Теоретическая и методологическая база исследования определяет научную позицию исследователя. В качестве общей парадигмы автор склонен ориентироваться на системное понимание истории, которое, не касаясь первичности того или иного пласта (материального или духовного порядка) в генезисе цивилизации, предполагает, что отдельные пласты могут быть ведущей стороной в его развитии. Однако значение их может, как усиливаться, так и ослабляться увеличением или уменьшением удельного веса различных компонентов. Такой подход не оспаривает ни одну из научных макротеорий, отвергая лишь абсолютизацию какой-либо из них, претендующую на роль единственно научно доказанного объяснения исторических явлений.

Использование основных положений теории научного познания позволяет рассматривать исторический процесс во всей его многогранности. Исходя из этого, автор использует полидисциплинарный подход, когда наряду с применением принципов и исследовательского инструментария, сложившегося в рамках классической парадигмы методологии исторического исследования (научности, историзма, объективизма, методов периодизации, компаративизма, актуализации, экстраполяции, синхронного и диахронного) «в работу включаются» элементы философского, политического, социокультурного, психологического анализа, теории, в которых ключевой категорией выступает «понимание».

В результате, методы рационального истолкования и критики источников, построения исторических фактов и позитивистской теории многофакторности исторического процесса сочетаются со стремлением автора понять государственных и военных деятелей прошлого, проникнуть в их сознание и психологию. Таким образом, выявляется мотивация действий исторических личностей, реконструируется механизм принятия важных исторических решений и процесс реализации их в практической деятельности.

Использование общепризнанных принципов классической парадигмы, таких как научность, историзм и объективность, способствует выяснению сущно-

сти исторических явлений, приводит к пониманию их глубинных причин, выявлению объективных закономерностей.

Следование принципу детерминизма приводит автора к глубокому пониманию того, что все исторические явления и процессы связанны и часто взаимодействуют между собой. Исходя из этого, исследователь в своей работе ориентируется на раскрытие причинно-следственных связей событий, выявление различных факторов воздействия на формирование кадровой политики в вооруженных силах Российской империи. При этом учитывается, что крайне редко исторические явления бывают вызваны одной или двумя причинами.

Практическая реализация принципов исторического исследования связана с применением определенных методов. Значение метода в историческом исследовании определяется тем, что «научная теория теснейшим образом связана с методами научного познания»1, а метод «неотделим от соответствующих теоретических идей»2.

Проблема метода исследования является центральной в методологии истории, так как соединяет теоретический уровень и практику исторического исследования. Автор разделяет точку зрения академика Ковальченко И.Д., который рассматривал метод не только в связи с общей постановкой исследовательской задачи, но и в зависимости от конкретной стадии работы исследователя. По его словам, «научный метод представляет собой совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи» . Развивая понимание метода, Ковальчен-ко И.Д. подчеркивал, что он включает в себя операции как некоторые простейшие исследовательские действия и процедуры как совокупности операций. Подводя итог, выражавший его понимание метода, он отметил, что «научный метод представляет собой теоретически обоснованное нормативное познавательное

4

средство» .

При осуществлении исследования военной кадровой политики в дореволюционной России применяются различные общенаучные методы такие как сравнение, обобщение, методы анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, типологизации и классификации, моделирования5. Названные методы автор применяет на разных стадиях исследовательского процесса. Нередко они используются не сами по себе, а входят составной частью в другие методы. Так, методы идеализации и абстрагирования составляют часть такого общенаучного метода

как переход от конкретного к абстрактному, и от абстрактного к конкретному. Эти же методы, а также метод моделирования имеют большое значение при использовании логического метода воспроизведения кадровой политики, когда автор стремится уяснить логику кадровых процессов и представить ее в виде модели. Примерами связи общенаучных методов со специальными может служить связь между методом сравнения, или компаративистикой, и историкосравнительным методом, методом типологизации и историко-типологическим методом. Глубокая и основательная характеристика общенаучных и специальноисторических методов дана в работах Ковальченко И. Д., Косолапова В.В., Иванова В.В., Нечухрина А.Н., Сидорцова В.Н. 6.

Следует отметить, что применение аксиологического подхода в исследовании военной кадровой политики находится в тесной связи с антропологическими методами. Те или иные черты психологии и личности человека прошлого находят в исследовании сопоставление с определенной системой ценностей, которой придерживается историк. Но при этом следует учитывать возможность отхода от осуществления принципов объективности и историзма с позиций той или иной системы ценностей, по существу позиций субъективных.

Известно, что между принципами и методами научного исторического исследования существует сложное взаимодействие. В процессе этого взаимодействия определяющую роль играют обе стороны. Следование принципам научного исследования предполагает использование в нем определенных научных методов. Однако методы исторического исследования подчинены его принципам. Принцип в методе является основополагающим началом решения той или иной научной проблемы, а его содержание заключается в следовании определенным требованиям, носящим нормативно-регулятивный характер .

Применительно к нашему исследованию научная методология помогает познать историческую природу и сущность кадровой политики, конкретных кадровых отношений и процессов, выявить среди них главные, наиболее социально значимые, определяющие целостность и динамику развития кадровой системы дореволюционной России. И в то же время современные методы исследования позволяют увидеть явления, которые случайны и не характерны для сущности военной кадровой политики. В связи с этим уместно отметить, что сущность, с философской точки зрения, является внутренним содержанием предмета явления, выражающимся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия, явление является внешней, более изменчивой стороной

действительности, представляющей собой форму выражения сущности . Соотношение сущности и явления зависит от конкретных исторических условий.

В теоретическом изучении важным аспектом кадровой политики являются проблемы сочетания общего и особенного, объективного и субъективного.

Для понимания сущности военной кадровой политики наиболее важен момент общего, присущего всем формам ее проявления. Этим общим выступают государственные интересы. Все остальное является производным от этого, т.е. особенным (определение задач и путей их решения, организация регулирования кадровых процессов; выработка механизма подготовки, воспитания, подбора и расстановки военных кадров; совершенствование форм работы с военными кадрами).

В то же время кадровая политика государства в вооруженных силах определяется рядом социально-экономических и политических факторов. Во многом она является объективной по своей природе. Ее содержание и целеустремленность, выбор форм и механизмов реализации в значительной мере зависят от уровня социально-политического и экономического развития страны, геополитических реалий, степени совершенства системы государственной власти, уровня развития нормативно-правовой базы, науки, образования, культуры, развития демографических и других процессов; взаимодействия или противостояния социально-политических сил (сословий, придворных группировок и др.); состояния вооруженных сил в целом. Также на формирование и реализацию военной кадровой политики воздействуют и такие факторы как качественное состояние кадрового потенциала армии и флота, уровень и эффективность использования его профессионального опыта, развитие военно-технического прогресса. Иными словами, кадровая политика объективно обусловлена по своей природе и исходит из реальной исторической обстановки.

Однако, социологизм, проявляющийся в изучении вышеназванных факторов, в рассмотрении законодательно регламентированной деятельности государственных структур и образований не позволяет полностью раскрыть содержание объективной исторической картины прошлого.

Проводя исследование следует учитывать то, что военная кадровая политика субъективна при определении ее содержания, принципов и механизмов реализации. Она зависит от позиций и взглядов высшего политического и военного руководства, прочности позиций государственной власти, ее авторитета в российском обществе.

Анализ субъективных структур играет важную роль в исследовании военной кадровой политики Российской империи. Многое в ее формировании, в определении задач, выборе механизмов зависело от субъективных действий главы государства (монарха), представителей высших государственных органов (Сената, Государственного совета, Государственной Думы, Кабинета министров и др.) руководителей военного ведомства (Президентов Военной и Адмиралтейской коллегий, военных министров). Особо следует учитывать роль отдельных ярких личностей: выдающихся военачальников (полководцев и флотоводцев), а также фаворитов и лиц, приближенных к самодержавному трону. Ведь непосредственные интересы каждой личности прямо или косвенно могут вторгаться в процесс выработки и принятия решений, при чем эти интересы могут быть не только материальными, но и духовными.

Для объективной оценки деятельности представителей государственной власти необходимо понять, что являлось основой их мировоззрения, на чем основаны ключевые понятия их жизненной позиции. При этом следует учитывать, что едва ли не все черты характера государственного деятеля в определенных ситуациях приобретают значение, далеко выходящее за пределы его личной судьбы. «Всякая деятельность человека субъективна» отмечал академик Афанасьев В.Г. 9. В то же время деятельность государственных и военных руководителей, будучи субъективной по форме (определяется индивидуальными особенностями субъекта), в тоже время подвержена влиянию объективных процессов, происходящих в обществе в тот или иной исторический период.

Таким образом, можно сделать вывод, что военная кадровая политика, отражая закономерности социально-экономического развития государства, объективна по своей природе, и в то же время является субъективной, поскольку осознается и проводится конкретными людьми, отражая их субъективное, субъективный подход.

В методологическом плане важно выявлять и учитывать связь кадровой политики, ее практической реализации с соотношением социальных и политических сил в обществе и на отдельном этапе исторического развития, и с учетом конкретной социально-политической ситуации, в том числе и с борьбой за удержание власти или передел власти. (Деятельность военных кадров в эпоху «дворцовых переворотов» в XVIII веке; подавление «екатерининскими орлами» генералами Паниным П.И. и Суворовым А.В. восстания Пугачева Е.И.; участие во-

енных кадров в подготовке восстания декабристов и в его подавлении в XIX веке).

Историю формирования и реализации кадровой политики в вооруженных силах Российской империи невозможно исследовать без формулирования основных понятий, характеризующих важнейшие признаки, качества, стороны кадровой деятельности, место и роль государства в ней. Разумеется, понятия относительны, условны. Часть понятий заимствована из других наук (философии, политологии, социологии, педагогики, психологии), хотя иногда в них вкладывается несколько иное содержание. Поэтому нередко необходим новый ретроспективный подход к известным понятиям, их раскрытию, например, к характеристике содержания кадровых процессов, к раскрытию принципов подбора и распределения военных кадров, их подготовки и использования, к выбору критериев оценки кадров и др.

Разработка понятийно-категориального аппарата и методологии позволяет выстраивать научную и исследовательскую парадигму и применять ее в практике изучения исторических процессов. Исходя из постановки проблемы, перед исследователем возникает вопрос об уточнении понятийного аппарата и корректности в использовании некоторых современных терминов применительно к анализу исторических процессов, происходивших в Российской империи.

Методологически важно при использовании категорий, понятий, терминов определить их соотношение, иерархичность, системность. Нельзя анализировать кадровые процессы и отношения, выявлять закономерности и тенденции военной кадровой политики не осознав, что выражают такие понятия, как «кадры», «кадровая политика», «кадровые отношения», «кадровые процессы», «кадровая работа», «кадровый потенциал» и др. в современном понимании и в ретроспективе, применительно к рассмотрению военных кадровых вопросов в имперский период развития Российского государства.

Категориальный аппарат, позволяющий рассматривать проблемы, связанные с военной кадровой политикой, имеет две основные составляющие: «кадры»

- как социальное явление и «политика» - как искусство управления государством, деятельность, связанная с обеспечением государственных интересов в какой-либо области жизнедеятельности страны10.

Рассмотрим одно из базовых понятий (т.е. категорий) - понятие «кадры». В современных работах кадры представлены, как правило, в качестве социальноэкономической категории, определяющей их как основной постоянный (штат-

ный) состав работников, обладающий способностью выполнять задачи организации государственного учреждения11.

С точки зрения некоторых ученых это понятие можно считать собирательным и многоуровневым. Собирательным оно является потому, что объединяет

представителей различных профессий, специальностей, видов труда (хозяйст-

12

венные, научные, медицинские, военные и т.д. кадры) . Многоуровневость понятия означает, что состав кадров отражает и структуру органов управления и иерархию сотрудников внутри ведомства, организации (с позиции рассмотрения вертикали служебных отношений). С этой точки зрения производится деление на категории руководителей и исполнителей. В свою очередь можно ранжировать руководящий состав как представителей высшего, среднего и низшего звена, а исполнителей по признаку подчиненности.

В свете вышеизложенных подходов применительно к теме настоящей работы целесообразно рассмотреть этимологию этого слова. Термин «кадры» появился в русском языке в начале XIX века (в середине имперского периода развития российского государства) из французского и первоначально употреблялся только для обозначения военнослужащих постоянного состава вооруженных сил (в современном понимании - военных профессионалов). И лишь в советский период исторического развития страны этот термин получил вольное толкование, и ему нашлось широкое применение в различных сферах деятельности, а также в лите-ратуре13.

Созданный в середине XIX века под редакцией профессора генерал-лейтенанта Зедделера Л.И. «Военный энциклопедический лексикон» дает первое в российской исторической литературе определение рассматриваемому термину: «Кадры (cadres т.е. рамки). Кадрами называются офицеры, унтер-офицеры и фланговые ряды, необходимые для составления основы полка, батальона или другого войска... Кто желает иметь хорошие войска, тот, прежде всего, должен озаботиться о состоянии хороших кадров, дать им свойственное с потребностью устройство, усовершенствовать их в знании обязанностей службы и вкоренить в них строжайшую дисциплину. Влияние кадров на дух и тактическое состояние войск чрезвычайно велико; они составляют, так сказать, нервную систему военного тела, душа которого есть начальник. С неблагонадежным, нетвердыми в своем деле кадрами никакое войско, при самом пламенном желании, не может произвести ничего важного»14. Толковый словарь Даля В.И. предлагает аналогичную по смыслу, но более краткую дефиницию15.

Таким образом, на основании вышеизложенного, под «военными кадрами Российской империи» в первую очередь следует рассматривать командный (начальствующий, руководящий) состав вооруженных сил. Фундаментальной основой Вооруженных сил Российской империи был офицерский и унтер-офицерский корпус. Именно он, как наиболее качественно профессионально подготовленная часть армии и флота, успешно укреплял обороноспособность и защищал национальные интересы от внешних и внутренних угроз российской государственности.

С теоретико-методологических позиций для выяснения сути и содержания данной научной проблемы принципиально важным является понимание категорий: «военная политика» «кадровая политика в вооруженных силах», их соотношение и взаимосвязь, выявление всей совокупности противоречий в ходе их реализации.

В научной литературе представлены различные подходы к трактовке феномена кадровой политики. Автор полагает, что кадровая политика в вооруженных силах существует как явление общей политики и может быть осмыслена лишь в объеме более широкого, выходящего за пределы области кадровой деятельности, понятия государственной политики. При этом кадровую политику в армии следует рассматривать как составляющую военной политики государства. Здесь проявляется действие таких онтологических категорий как «часть - целое». В методологическом плане такой подход позволяет использовать логический прием формулировки понятия изучаемого явления, суть которого, как известно, состоит в том, чтобы подвести определяемое под другое, более широкое (или узкое) понятие.

Термин «кадровая политика» сравнительно недавно вошел в официальный лексикон. В советской литературе первые работы, посвященные проблемам формирования и реализации кадровой политики, появились в 70 - 80-х годах XX столетия. В основном они рассматривали кадровую политику КПСС, которую можно характеризовать как партийно-государственную16.

В 90-е годы разработка проблем кадровой политики продолжилась. Появился ряд работ, посвященных ее изучению. Но все они разрабатывают проблемы современной кадровой политики и формирования концепций политики будущего. В большинстве работ кадровая политика рассматривается с позиций социологии и правовых дисциплин, что предполагает применение синхронного метода и проведение «анализа функциональных и вневременных отношений», в то

время как историческая наука использует в большей степени «диахронный метод

17

- синтез и объяснение исторического процесса . В отдельных трудах имеет место философский и политологический подходы18.

В конце XX - начале XXI века появились исследования, в которых сделаны первые попытки рассмотрения отдельных направлений государственной кадровой политики, в том числе и военной составляющей, а также изучается опыт кадровой политики за рубежом19.

Осуществленное автором исследование историографии проблемы показало, что существует несколько десятков определений кадровой политики и несколько определений военной кадровой политики. Так, в современных работах кадровая политика в армии рассматривается как совокупность «сформированных и получивших законодательное закрепление целей, приоритетов, принципов и форм деятельности ... в области подготовки, подбора, расстановки и движения военных кадров», как «научно-теоретическая и организационно-практическая деятельность государства, его силовых структур, направленная на отбор, обучение, воспитание, комплектование военным профессионалами современной армии и флота»; как «стратегия . государственных органов по формированию, мобилизации, развитию и рациональному использованию военно-кадрового потенциала ... на соответствующем этапе развития страны и ее военной организации»20.

Далее возникает вопрос о том, насколько правомерно говорить о понятии «кадровой политики в вооруженных силах» применительно к истории российского государства до новейшего времени. При этом следует учитывать некоторую условность этого понятия. Ведь относительно того времени нельзя говорить о кадровой политике государства, как о научно обоснованном, официально признанном направлении внутренней его деятельности в соответствии с современными представлениями21.

Представители высшей государственной власти империи не предполагали, что потомкам в будущем придется создавать научные теории разработки кадровой политики и технологии ее реализации. В Российской империи не существовало теоретических разработок и государственных документов, формулировавших основы кадровой политики самодержавия. Однако глубокое изучение современными исследователями кадровых процессов в империи в целом, и в военной организации в частности, позволяет выявить основные тенденции развития, принципы и механизмы реализации военной кадровой политики.

Проведенный автором анализ архивных документов и опубликованных источников позволяет прийти к заключению, что кадровая политика зародилась еще во времена возникновения российского государства. В период формирования империи были заложены основы в сфере организации военной и гражданской службы, кадрового обеспечения аппарата органов власти и управления. Несмотря на то, что термина «кадровая политика» в то время не было, именно тогда закладывался фундамент кадровой политики в армии и на флоте на века. В законах, регламентах, указах, созданных в период существования империи, были

сформулированы основные положения кадровой политики: цели, задачи, спосо-

22

бы и пути реализации в практической деятельности .

Именно в период формирования российской имперской державы, как нам представляется, были заложены основы военной кадровой политики. Наглядными проявлениями такой политики, можно представить: формирование офицерского корпуса, деятельность государственной власти по созданию и развитию системы военного образования, первые опыты по созданию в армии национальных формирований, в том числе из подданных иностранных государств, совершенствование системы комплектования.

Не стоит забывать и то обстоятельство, что укрепление аппарата государственного управления империи на всех уровнях производилось проверенными и

23

преданными Отечеству, хорошо подготовленными военными кадрами . Традицию широкого использования военных кадров, как надежной социальной силы, являющейся главной опорой трона, можно считать важной предпосылкой укрепления государственного строя империи.

Недостаточная теоретическая разработка рассматриваемой проблемы, сложность введения современного понятийного аппарата кадровой политики в изучение кадровых процессов в Российской империи обусловили необходимость дать определение кадровой политики в армии и на флоте в исторических условиях XVIII - начала XX веков. Обобщая современные определения военной кадровой политики, можно отметить, что это целенаправленная деятельность государства в соответствии с официально принятыми установками и правовыми нормами. По мнению автора, под кадровой политикой в Вооруженных силах Российской империи следует понимать формирование и реализацию стратегического курса самодержавия, направленного на формирование, совершенствование и разумное плодотворное использование военных кадров в военное и мирное время в интересах укрепления оборонной мощи империи. По содержанию военная кад-

ровая политика является системой провозглашенных и законодательно оформленных целей, задач и приоритетов деятельности государственной власти по регулированию кадровых отношений и кадровых процессов.

Далее остановимся на вопросе понимания кадровых процессов и отношений в вооруженных силах империи. Знаменитый социолог российского происхождения Сорокин П.А. отмечал, что под процессом он «понимает любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик»24.

В современном понимании кадровый процесс - это, как правило, объективно обусловленная, социально значимая смена, продвижение состояния кадровых отношений и связей, кадровой работы, количественных и качественных параметров кадрового корпуса. Иными словами, это не столько само действие, сколько результат воздействия объективных и субъективных факторов, приводящий к существенному изменению кадров, их связей и отношений.

При рассмотрении истории военной кадровой политики важно выявить закономерности (как систему существенных, повторяющихся, устойчивых кадровых связей и отношений, придающих кадровой работе качественную определенность, системность и целостность) и тенденции формирования кадровых процессов и кадрового корпуса российских вооруженных сил (как направления развития явления кадрового процесса). Причем тенденции могут быть социально обусловлены, но их развитие можно замедлить или наоборот - стимулировать; это подвижное социальное явление. Не менее важно выявлять и понимать содержание кадровых отношений как устойчивого взаимодействия двух субъектов начальника и подчиненного, командующего и штаба, взаимоотношений между различными должностными лицами. Здесь требуется проследить диалектику взаимодействия объективного и субъективного, причинно-следственную обусловленность социальных явлений; развитие личных интересов человека, интересов военной организации, государства; выявить отличие кадровых отношений от служебных, правовых, политических, экономических и в то же время показать их взаимопроникновение.

Автор придерживается точки зрения профессора Сулемова В.А., что «. кадровые процессы не протекают изолированно от внешних факторов воздействия, вне реакции на потребности государственного и общественного разви-

тия. Поэтому важно выявить зависимость элементов «кадры - среда - деятельность» установить объективное и субъективное их взаимодействие»25.

В качестве кадровых процессов, применительно к истории российской армии и флота, могут рассматриваться такие явления, как карьера, ротация кадров, их обучение и воспитание, обновление и стабилизация кадрового состава, изменение профессионально-квалификационной структуры и др.

История России показывает, что военные кадры, и, прежде всего офицерский корпус, являются общегосударственным достоянием. Именно государство определяет стратегию формирования, мобилизации, развития и рационального использования кадрового потенциала армии и флота в интересах укрепления государственного строя. Проведение эффективной кадровой политики в вооруженных силах на всех исторических этапах являлось важным фактором обеспечения безопасности страны от вмешательства внешних сил и от внутренних распрей. В силу этого кадровая политика в вооруженных силах была и продолжает оставаться важным элементом реализации военной политики государства по укреплению общенациональной безопасности.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что исследование истории кадровой политики в Вооруженных силах Российской империи представляет собой творческий процесс. С учетом развития современного научного знания он предполагает осуществление полидисциплинарного подхода к изучению кадровых явлений и процессов прошлого. Именно такой подход способствует оптимальному выбору соответствующих методов и приемов на различных этапах исследования для достижения наиболее объективных результатов научного труда.

I Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М., 1979. С. 227.

Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. Казань, 1991. С. 57.

3 Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 28.

4 Ковальченко И.Д. Указ. соч. С. 227.

5 См.: КохановскийВ.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999. С. 255 -290.

6 См.: Косолапов В.В. Методология и логика исторического исследования. Киев, 1977; Иванов

B.В. Методология исторической науки. М., 1985; Иванов В.В. Методологические основы исторического познания.; Ковальченко И.Д. Указ. соч.; Нечухрин А.Н., Сидорцов В.Н. Методология истории: учеб. пособие для студентов. Минск, 2000.

7 См.: Ковальченко И.Д. Указ. соч. С.32 - 33.

8Грядовой Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: учеб. пособие. М., 2000.

C. 76; Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 682.

9 Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 46.

10 См.: Кадры-персонал: словарь-тезаурус. М., 1993. С. 91, 184.

II Управление персоналом: энциклопедический словарь. М., 1998. С. 114; Энциклопедия государственного управления в России: в 4 т. М., 2005. Т. 2. С. 164.

12 См.: Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. М., 1989. С. 39.

13 См.: Бинеман Я.М., Хейнман С.А. Кадры государственного и кооперативного аппарата СССР. М., 1930; Бейлин А.Е. Кадры специалистов СССР: их формирование и рост. М., 1935; Руководящие кадры РКП(б) и их распределение. М., б.г.; Гербер Г., Юнг Г. Кадры в системе социалистического управления М.,1970; Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. Социально-правовые проблемы. М. 1982; Ризаев С.Р. Кадры: профессионализм и компетентность. Ташкент, 1991.

14 Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных литераторов и посвященный Его Императорскому Высочеству наследнику цесаревичу великому князю Александру Николаевичу: В 14 т. СПб., 1854. Т. VI. С. 371.

15 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб., 1881. Т. 2. С. 72.

16 Мартинус Р.В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. М., 1979; Зиямов Ш.С. Кадровая политика КПСС в действии (Деятельность Компартии Узбекистана по совершенствованию подбора, расстановки и воспитания руководящих кадров в условиях развитого социализма). Ташкент, 1980; Умаханов М.И. Ленинские принципы подбора, расстановки и воспитания кадров в условиях многонациональной республики. Махачкала, 1982; Трунов М.П. Ленинские принципы кадровой политики партии. М., 1981; Бондарь В.Я. Современная кадровая политика КПСС: ленинские теоретические основы. М., 1988; Горбул А.Д. Научные основы кадровой политики КПСС. Киев, 1989. Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. М., 1989.

17 Пападопулус Т. Метод социальных наук в исторических исследованиях. М., 1970. С. 15.

18 Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики. М., 1993; Красноженова Г.Ф. Кадровая политика и ее роль в формировании интеллектуального потенциала ВУЗА: Дис: ... канд. психол. наук. М., 1994; Скуратова В.В. Кадровая политика предприятия: Дис. ... канд. экон. наук. Ульяновск; 1998; Матирко В. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М., 1996; Аверин А. Управление персоналом. Кадровая и социальная политика в организации: учеб. пособие. М., 2004; Слатинов В. Кадровая политика в условиях социальных трансформаций. Орел, 1999; Анисимов В. Государственная кадровая политика в вопросах и ответах: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2004.

19 Анисимов В.М. Военно-кадровая политика : сущность. содержание, гражданский контроль. Социально-философский анализ: Дис. ... д-ра. фил. наук. М., 2000; Лойт Х.Х. Государственная кадровая политика в России и ее реализация в органах внутренних дел (исторический и организационно-правовой аспект): Дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 1998; Сидунова Г.И. Инновационная стратегия формирования кадровой политики социально-экономических систем: Дис. ... д-ра экон. наук. Волгоград, 2004; Давыдов С.Е. Кадровые органы Вооруженных сил как институт реализации военной политики государства: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2003; Кужилин В. Ф. Руководящий кадровый потенциал Вооруженных сил Российской Федерации: сущность, состояние, пути формирования и реализации: Дис. ... канд. фил. наук. М., 2001; Димитров Н.Н. Кадровая политика Советского государства в ВВС. (1954 - 1964 гг.). Историческое исследование: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1999; Говорова Н.А. Актуальные проблемы кадровой политики государственной организации: стратегические и практические задачи. (На примере Фонда социального страхования РФ): Дис. ... канд. соц. наук. М., 2003; Харламова Л. А. Социально-экономические особенности формирования кадров для органов государственной службы (на примере налоговых органов РФ): Дис. . канд. соц. наук. М., 2002; Лазарева Т.В. Кадровая политика в национальных районах КНР (1949 - 2001): Дис. ... канд. ист. наук. М., 2002.

20Вожакин М.Г. Кадровая политика в Российской армии как объект социологического изучения. М., 1997. С. 11; Давыдов С.Е. Указ. соч. С. 70; Анисимов В.М. Указ. соч. С. 49 -50.

21 Анисимов В.М. Указ. соч. С. 49 - 50; Давыдов С.Е. Указ. соч. С.70 -71.

22 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е СПб., 1830; Собр. 2-е СПб., 1830 - 1862; Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов которые при войске надлежат быть, и оных воинских делах и поведениях что каждому чинить должно. М., 1826; Свод военных постановлений. СПб., 1834 - 1839; Свод военных постановлений. СПб., 1869; Положение о порядке производства дел в Военном министерстве. СПб., 1836 др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 См.: Градовский А.Д. Политика, история и администрация. СПб., М.,1871; Он же. Исторический очерк учреждения генерал-губернаторств в России. СПб., 1899; Он же. Высшая администрация XVIII века и генерал-прокуроры. СПб.,1904; Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М., 1997.

24 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С.80.

25 Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / под ред. С. Пирогова. М., 1996. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.