Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты генезиса кодов и знаков в педагогике'

Теоретико-методологические аспекты генезиса кодов и знаков в педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС КОДОВ И ЗНАКОВ / ПЕДАГОГИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ / ОБРАЗ / ТРУД УЧИТЕЛЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ФЕНОМЕНА ЧЕЛОВЕКА / ЗНАКОВОСТЬ И СИМВОЛИЧНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / ИНФОРМАЦИЯ / СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / MAN'S DEVELOPMENT / TEACHER'S LABOUR / GENESIS OF CODES AND SIGNS / PEDAGOGICS / OBJECTIVE REALITY / STRUCTURE OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / EDUCATION DEVELOPMENT / CODES AND SIGNS OF EDUCATION / TEACHER / PUPIL / STYLES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаплыгина Ю. С.

Новые условия жизни предполагают переоценку многих аспектов мировоззренческого и теоретико-познавательного рассмотрения проблемы формирования человека. Человечество в целом является материальным носителем отображенной объективной реальности. Изучение закономерностей и тенденций, учет психологии усвоения информации, организация обратной связи и составляют педагогические методы исследования. Педагогический процесс становится сложным соединением образа, действия, чувства, в котором труд учителя организуется не только на основе методических указаний и подсказок, навеянных технологическим подходом, а за счет энергии его социокультурной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF CODES AND SIGNS IN PEDAGOGICS: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

New life conditions expect a revaluation of most outlook and theoretical and cognitive consideration of a mans development problem. Humanity is a tangible medium of the reflected objective reality. The process of studying the regularities and tendencies of the reality, taking into consideration various peculiarities, are the pedagogical research methods. Thus a pedagogical process is a complex unity of Image, Action and Emotion, whereas a teachers labour is based not only on his methodical recommendations and technological approach, but the social and cultural activity.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты генезиса кодов и знаков в педагогике»

УДК 378.12

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕЗИСА КОДОВ И ЗНАКОВ В ПЕДАГОГИКЕ

© 2010 Ю.С. Чаплыгина

Самарский государственный экономический университет

Статья поступила в редакцию 01.09.2009

Новые условия жизни предполагают переоценку многих аспектов мировоззренческого и теоретико-познавательного рассмотрения проблемы формирования человека. Человечество в целом является материальным носителем отображенной объективной реальности. Изучение закономерностей и тенденций, учет психологии усвоения информации, организация обратной связи и составляют педагогические методы исследования. Педагогический процесс становится сложным соединением образа, действия, чувства, в котором труд учителя организуется не только на основе методических указаний и подсказок, навеянных технологическим подходом, а за счет энергии его социокультурной активности.

Ключевые слова: генезис кодов и знаков, педагогика, формирование человека, объективная реальность, структура и организация научных знаний, образ, труд учителя, социокультурная активность, модернизация образования, восприятие феномена Человека, знаковость и символичность образования, учитель и ученик, педагогический и научный дискурс, информация, стили педагогического общения.

Актуальность исследования обусловлено тем, что новые условия жизни предполагают переоценку многих аспектов мировоззренческого и теоретико-познавательного рассмотрения проблемы формирования человека, его подготовки к жизни в обществе, основанном на сложном балансе интересов. В педагогической проекции это требует обращения к фундаментальным проблемам науки, непосредственно связанным с методологическим самоопределением и уяснением теоретических оснований. Интерес к теоретико-методологическим проблемам диктуется также внутренними потребностями самой педагогической науки. Отечественная педагогика достигла уровня, на котором признание неоднородности научной картины мира становится условием ее дальнейшего развития. Необходимость усиленного осмысления педагогикой своих собственных методологических и теоретических предпосылок обусловлена усиливающейся тенденцией к интеграции, ускоренному вхождению нашей страны в мир развитых стран. Тенденции развития педагогики как науки наиболее рельефно представлены в динамике изменения ее теоретико-методологических основ как фундаментальных образований, отражающих смену концептуальных представлений о действительности, познавательных и преобразовательных возможностях человека, подходах к определению путей его формирования в желаемом направлении.

Человечество в целом является материальным носителем отображенной объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия отдель-

о

Чаплыгина Юлия Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков. E-mail: juliachapl@gmail. com

ных личностей, групп людей с внешним миром, при этом начинают появляться и зависящие от данного процесса регулятивные функции в поведении, деятельности, принятии решений. Изучение закономерностей и тенденций, учет психологии усвоения информации, организация обратной связи и составляют педагогические методы исследования.

Развитие педагогики сопровождается глубоким переосмыслением структуры и организации научных знаний. Из многообразия субъектных оценок действительности должны возникать целостность представлений об окружающей реальности и складываться контуры современного образовательного пространства. Педагогический процесс становится сложным соединением образа, действия, чувства, в котором труд учителя организуется не только на основе методических указаний и подсказок, навеянных технологическим подходом, а за счет энергии его социокультурной активности, которая дает ему право претендовать на роль духовного наставника нового поколения.

В современной жизни достаточно остро возникает противоречие, вызванное несоответствием складывающихся научных знаний и содержания образовательной деятельности, т.е. несоответствие избранного научного языка природе исследуемых феноменов. В этом контексте меняется и статус методологии из универсального способа действия (modus operandi) она превращается в искусство изобретения (ars inveniendi). Модернизация образования есть прежде всего глубокий анализ собственных российских образовательных традиций, дающий право делать следующий шаг: принимать опыт других стран и народов, для которых цели и социокультурные ценности общественного развития идентичны отечественным. Ре-

формируя образование и саму педагогическую науку, следует искать пути того, как воплотить прошлое в современность, сохраняя при этом основополагающие ценности образования. Духовные искания педагога не являются простым приложением научной теории, они ценны течением мысли, приводящей к пониманию обыденного и его возвышенного смысла. Педагогическая наука вырабатывает взгляд на мир, способный через понимание природы вещей постигать человеческие отношения во всей сложности и противоречивости, вытекающие из восприятия феномена Человека.

Содержание образования знаково и символично. Многое из того, что происходит, выражено в обобщающих символах, обладает универсальностью для других жизненных ситуаций. Предназначение педагогики состоит в искусстве перевоплощения одних знаково-символических систем в тождественные по своей сути при множестве внешних отличий, изоморфные внутреннему миру обучающихся. Существуют, возможно, понятные только конкретному ученику и учителю знаки, символы, потоки интеллектуальной энергии, благодаря которым образование приобретает силу прозрения, разрешающего противоречия. Слагается синергетика душевных состояний. Такое взаимоусиление энергий развития, возникающее из хаоса возможностей самоопределения, и есть постижение жизни - неограниченный процесс образования. В череде актов образовательного воздействия всегда присутствуют символы, обобщающие многие жизненные ситуации и выражающие универсальность. Знания, умения и навыки, благодаря опыту педагога, приобретают социокультурное обобщение. Этот отклик в сознании обучающихся рождает обобщенный взгляд на понимание жизни, в основе которого лежат культурные ценности. Способность к деятельности в самых разнообразных условиях жизни, задаваемых традициями, обычаями, культурой, формирует компетентность. Учитель и ученик открывают общий язык познания мира, ищут пути достижения взаимопонимания в отношениях между людьми, стремятся к гармоничному воплощению своих чаяний и надежд.

Педагогика, как культурный процесс органично связана с художественным видением мира. Дискурс, т.е. общепринятый тип речевого поведения субъекта в какой-либо сфере человеческой деятельности, детерминированный социально-историческими условиями, а также утвердившимися стереотипами организации и интерпретации текстов как компонентов, составляющих и отображающих его специфику, является общепринятым стереотипом коммуникативного общения преподавателя с аудиторией. Дискурс не просто поток речевого общения как одной из сторон со-

циального взаимодействия, но речевое поведение субъекта идеологии и воспитания, ограниченное в своем проявлении конкретными обстоятельствами жизни человека в определенном социуме в хронологически очерченных рамках этапа его развития1.

Наиболее существенными в плане формирования идеологической основы информационного пространства выступают политический, педагогический и научный дискурсы. Дискурс педагогический является основой для формирования мировоззрения, в нем заложены практически все моральные ценности. Знания содержат определенные информационные, содержательные единицы, которые требуют не интеллектуально-творческой работы, а работы памяти, образуют информационное пространство, т.е. виртуальное пространство, аккумулирующее мировые запасы интеллектуальной энергии. Господствующая идеология, обладающая государственной властью, формирует границы, инфраструктуру, ресурс и содержание информационного пространства, определяющего жизнь социума в реальном мире. Информация выступает как одна из фундаментальных общенаучных категорий. В гуманитарных науках информация выражается либо как «сведения», передаваемые в процессе коммуникации, и их содержание, либо как знаковая основа, в которой «воплощено» содержание, и операции, возможные на этой основе. Соответственно, исследуются аксиологические свойства информации и особенности процессов ее приема, обработки, передачи и хранения, обусловленные свойствами знаковой основы как «носителя» информации. Когнитивное пространство индивида, т.е. образ, картина мира, формируется на основе познавательных и коммуникативных процессов отражательного и репрезентативного характера. Создание и формирование структур знаний и представлений о мире, переживаний, непосредственно с ними связанных из концептуальной схемы индивида на основе процедур представления обусловливает ментальное пространство сознания, апелляция к которому и обеспечивает координацию сознаний взаимодействующих людей в процессе коммуникации, а также при порождении социально значимого знания, в том числе и научного. Коммуникативная деятельность учителя, с помощью которой он передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми инициирует сам процесс обучения. В процессе обучения могут использоваться мифы как одна из форм сознания, свойственная человеку наряду с другими формами. Мифы хранятся в памяти и представляют собой некото-

1 Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию: Учебное пособие. - М.: 2007.

рые знания. Разрушение мифа не приводит к господству рациональности, а лишь к утверждению другого мифа. В то же время эффективность воздействия мифа на личность, особенно в период ее социализации, определяется заранее заданной его истинностью. Национально-культурный компонент сознания индивида формируется в процессе социализации личности, входит в культурную компетенцию коммуникантов и определяет национальную специфику коммуникации. Он обусловливает национальную специфику ментально-лингвистического комплекса представителей того или иного национального лингвокуль-турного сообщества, определяя особенности национального, языкового сознания, особенности того, что хранится в сознании человека говорящего и проявляется в коммуникации. Педагогическое общение как система сложной многофункциональной деятельности педагога выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, в процессе обучения и воспитания. Оптимальное педагогическое общение - это такое общение учителя с обучаемым, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, препятствует возникновению психологических барьеров и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Еще одной формой кодирования знаний является представление. Представление - субъективное отражение связей и отношений действительности. Представления - это собственно ментальные представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. Отличаясь от знаний аксиологичностью и эмоциональностью, представления бытуют как таковые и не подвергаются внутреннему анализу. Представления коллективные - система верований и чувств, общая для членов общества и не зависящая от бытия отдельной личности, которые транслируются из поколения в поколение, «навязывая» себя личности и являясь продуктом не рассуждения, а веры. Прецедентные феномены, национальные стереотипы в фрейм-труктурах сознания и в ассоциациях, рождающихся у представителей национального лингвокультурного сообщества в процессе коммуникации, могут кодировать разнообразные знания и представления. В том числе знания и представления об окружающем нас мире во всем многообразии его проявлений, о различных предметах и связях между ними. Однако главной характеристикой прецедентного феномена является его способность 1) выполнять роль эталона культуры; 2) функционировать как свер-

нутая метафора; 3) выступать как символ какого-либо другого феномена или ситуации2.

Стиль педагогического общения, индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся также представляет интерес с точки зрения педагогической науки. В стиле педагогического общения находят выражение: а) особенности коммуникативных взаимоотношений педагога и обучаемых; б) сложившийся характер взаимодействий педагога и его воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога и г) особенности ученического коллектива. Выделяются следующие наиболее распространенные стили педагогического общения, суть которых проявлена в их названиях: общение-устрашение; общение-заигрывание; общение с четко выраженной дистанцией; общение дружеского расположения; общение совместной увлеченности познавательной деятельностью.

Язык как способ членения составляет ядро когнитивной способности человека. У языка нет способности творить реальность, зато есть свойство воссоздавать мир, упорядочивая его в соответствии со своими категориями, он позволяет осуществлять взаимодействие в процессе диалогического общения. Языковая картина мира - это совокупность знаний о мире и человеке, запечатленных в лексике, фразеологии и грамматике того или иного естественного языка. Определенный образ мира, сложившийся в лингвокультурном сообществе, формирует тип отношения каждого человека из этого сообщества к миру, задает нормы его поведения в мире и определяет тип его отношения к миру, в то время как языковая картина мира есть своеобразная материальная форма, в которой образ мира материализуется и закрепляется.

Языковая компетенция включает знание единиц языка и правил их соединения, связи. Языковая компетенция имеет двусторонний характер: она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека говорящего, т.е. владеющего языком и умением пользоваться языком на основе грамматических правил.

Многие специалисты выделяют современный этап, как этап перехода от таких традиционных массовых средств информации к так называемой новой информационной технологии - ЭВМ. Сторонники технизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании ТСО: дополнительное -использование ТСО в иллюстративны целях или в качестве средства вспомогательной подачи ин-

2 Чаплыгина Ю.С. К вопросу о кодах: дефиниции, типы, строение (обзорная статья) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. В 2 ч. - Ч.1.-2008. - №1 (1). - Тамбов: - С.171 - 174.

формации; включенное - использование ТСО в самом ходе учебной процесса на тех или иных его этапах (например, подача информации проверка и оценка знаний); независимое - использование учебных курсов на базе автоматизированных обучающих программ внешкольного обучения. Таким образом, соответствующие разработки направлены на создание своего рода технической среды, или на применение технологии в обучении. Другое направление педагогической технологии -«технология педагогических методов», т.е. технология самого построения учебного процесса, или «технология обучения «. Важным результатом такой технологии и одновременно фундаментом, над которым надстраивались ее последующие этажи, стало программированное обучение. Его характерными чертами явились уточнение учебных целей и последовательная (поэлементная) процедура их достижения. Ориентация всего учебного процесса на четко сформулированные цели обучения, противопоставленная расплывчатости и разнородности концепций и положений традиционной педагогики, привлекала к программированному обучению внимание многих педагогов во всем мире. При этом выдвигалось требование не фрагментарного, а последовательного проведения программированного подхода.

Распространенный взгляд на программирование обучения, согласно которому программированным можно считать любой упорядоченный набор дидактических материалов, отвергался как заведомо упрощенный. В противовес ему выдвинуто последовательно «технологическое» понимание полностью разработанной программы обучения. Оно включает: составление полного набора учебных целей, подбор критериев их измерения и оценки, точное описание условий обучения; все это соответствует понятию «полностью воспроизводимого обучающего набора».

Идея воспроизводимости учебных процедур, распространенная на весь учебный процесс, в крайнем своем выражении приводит к мысли о том, что он может стать не зависимым от «живого» учителя. Тогда учитель исполняет лишь роль организатора и консультанта по работе с уже составленными, не обязательно им самим, материалами. Можно представить и возможность замены учителя обучающей машиной. Практика уже показала, что это достижимо по отношению к отдельным учебным задачам. По логике технологического подхода есть две возможности: либо распрощаться с учителем как с фигурой, определяющей учебный процесс, заменив его обучающим устройством, либо ограничить его роль консультативно-организационными функциями, причем для такой работы не обязательна высокая квалификация учителя. И если иллюзия полной замены учителя некоей «идеальной ЭВМ» разде-

ляется далеко не всеми сторонниками педагогической технологии, то вторая возможность многим представляется сегодня вполне реальной. Учитель рассматривается здесь как пассивный исполнитель «фирменного» дидактического проекта, причем такой исполнитель, личность, культура и квалификация которого не играют особой роли. Это один из типичных примеров педагогического варианта идей «социальной инженерии», технократического мышления в педагогике. «Квалифицированные специалисты» работающие вне школы, класса и «надежные обучающие системы» (машинные или безмашинные) должны, по мнению некоторых специалистов, исключить опасность снижающегося уровня обучения, неадекватного преподавания.

Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок - социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Основой последовательной ориентации обучения на цели является оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются: 1) постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (этому этапу работы учителя придается первоочередное значение); 2) подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями; 3) оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; 4) заключительная оценка результатов.

Сильная сторона педагогической технологии -кодированность, высокая определенность, четкость картины учебного процесса, которая несколько нарушается, когда дело доходит до реализации запланированных целей. Педагогическую технологию в ее последовательном, бихевиористском варианте нельзя упрекнуть в какой бы то ни было неопределенности. Этап обучения в однозначном бихевиористском понимании - это предъявление образцов действий с учебным материалом и организация их отработки учащимися.

Способы организации учебного процесса в обобщенном виде сводятся к нескольким вполне однозначным «жестким» правилам: 1) «Эквивалентной практики»: условия обучения и ожидаемые действия учащихся в ходе обучения в точности соответствуют ожидаемым действиям во время теста или экзамена. 2) «Аналогичной практики»: возможность упражняться в «актах поведения», сходных, но не идентичных с «конечным

поведением». 3) «Знания результатов»: незамедлительное сообщение учащемуся результатов каждого действия; этот принцип лежит в основе текущей оценки. 4) «Положительных подкрепляющих реакций» со стороны учителя: а) реакция на действие ученика должна подкреплять желательные действия; б) неправильное действие не порицается, а комментируется конструктивным, побуждающим образом.

Педагоги, специализирующееся в области обучения одаренных детей, с тревогой отмечают то обстоятельство, что бихевиористское программирование учебной деятельности отрицательно сказывается на формировании творческого мышления учащихся. Потеря поискового компонента учебно-воспитательного процесса свидетельствует об общедидактической и общепедагогической неполноте чрезмерно жесткого построения обуче-ния.Попытки преодолеть чрезмерную технологическую «жесткость» ведутся в двух направлениях: 1) путем обращения к альтернативным моделям учебной деятельности; 2) за счет постепенного вывода формируемой деятельности учащихся за пределы репродуктивного усвоения; с этим

направлением обычно связан эмпирический подбор учебной деятельности.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных в государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю, руководителю, технологу учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей.

GENESIS OF CODES AND SIGNS IN PEDAGOGICS: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

© 2010 Yu.S.Chaplygina°

Samara State Economic University

New life conditions expect a revaluation of most outlook and theoretical and cognitive consideration of a man's development problem. Humanity is a tangible medium of the reflected objective reality. The process of studying the regularities and tendencies of the reality, taking into consideration various peculiarities, are the pedagogical research methods. Thus a pedagogical process is a complex unity of Image, Action and Emotion, whereas a teacher's labour is based not only on his methodical recommendations and technological approach, but the social and cultural activity.

Keywords: genesis of codes and signs, pedagogics, man's development, objective reality, structure of scientific knowledge, teacher's labour, social and cultural activity, education development, codes and signs of education, teacher, pupil, styles of pedagogical communication.

o

Chaplygina Yuliya Sergeevna, Cand. Sc. in Philology, Associate professor of the foreign languages department. E-mail: juliachapl@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.