позиции соответствия нравственным нормам и правилам. Понимание важности аксиологических знаний и внедрение их в обучающий процесс будет способствовать становлению профессии специалист социальной работы.
Литерятуря:
1 Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы.- Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2004.
2 Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект.- Казань: Издательство Ка-
занского университета, 2004.
3 Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы.- М.: 1999.
4 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы.- М.: Академия, 2005.
5 Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социального исследования. - М., 1996.
6 Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - Т.3.
7 Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. Учебное пособие / Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова - М.: 1997.
8 Павленок П.Д. Введение в профессию «социальный работник» / П.Д. Павленок - Курс лекций. — М.: ИНФРА. - 2001.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Р.Мядьяров, тренер ДЮСШ, г.Казань
Новая концепция здоровья, обсуждаемая во всем мире и в России, существенно усиливает его социальную составляющую, что акцентирует внимание на распределении ответственности за сохранение здоровья между обществом, его социальными институтами и индивидом.
Сегодня в науке разрабатывается современный подход к определению здоровья. Согласно А.Г.Щедриной, «здоровье -это целостное многомерное динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции». Большинство людей не обладает достаточными знаниями о критериях здоровья, путях и методах их достижения. В современных условиях существует еще недостаточно ценностное отношение к здоровью человека на общест-
венном уровне, что является серьезным препятствием для повышения мотивации к сохранению и укреплению индивидуального здоровья.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить факторы риска нарушения здоровья подрастающего поколения, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. С большим отрывом первые два места занимают стрессовая ситуация оценивания и интенсификация учебного процесса. Как отмечают М.М.Безруких и В.Д.Сонькин, здоровь-есбережение в образовательном процессе не должно ограничиваться представлениями об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья обучающихся.
Большое значение имеет сохранение и укрепление социально-психологического здоровья подростков. Именно нарушение социально-психологического здоровья приводит к патологическим изменениям в психике и личности подростка в виде
различных невротических нарушений.
Одним из универсальных методов воспитания во всех возрастных группах является формирование культуры здоровья, которая представляет собой междисциплинарный комплекс воздействия на человека, включающий в качестве основных компонентов организацию оптимальных режимов двигательной активности, системы рационального питания, психологических тренингов. Современный человек не имеет права считать себя образованным, если он не освоил основ культуры здоровья.
Культура здоровья предполагает не накопительство полезных знаний для сохранения здоровья, а активное использование почерпнутых знаний, умение применять их в каждодневной практике. Такую культуру определяет прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу (В.В.Пономарева).
Одним из ведущих общественных институтов, посредством которых можно целенаправленно формировать культуру здоровья, является сфера образования и воспитания. В настоящее время на систему образования возлагаются задачи образования, воспитания, формирования личности, а также сохранения и укрепления здоровья обучающихся (ст.51 Закона «Об образовании).
С одной стороны, культура здоровья определяет способности личности учащегося к успешной учебе и последующей творческой самореализации, а с другой, позволяет быть ее носителем и внедрять ее на производстве, в семье, сфере досуга, системе общего среднего и дополнительного образования. Следовательно, необходимо сосредоточить усилия не только на создании «здоровьесберегаю-щей» социокультурной среды, но и на воспитании культуры здоровья человека, психологическом восприятии «здоровья» как ценности, необходимой для максимальной личностной самореализации, использованию знаний и умений по сохранению здоровья в повседневной жиз-
ни.
Если понимать под «культурой» определенные виды деятельности человека (общества), а также ее результаты, представляющие ценность для личности и общества, то понятие культура здоровья занимает свою ценностную нишу, являясь одной из основных составляющих жизнедеятельности человека. Человек по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель. С этих позиций культура здоровья и на общественном, и на личностном уровнях находится в стадии зарождения. Культура здоровья, имеющая целью повышение и сохранение здоровья человека посредством определенного жизненного уклада - здорового образа жизни, включает в качестве одного из основных компонентов культуру физическую, которая формируется в учреждениях дополнительного образования, в том числе и в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва. Комплексный подход к категории «здоровье» позволяет рассматривать ее как основу, обеспечивающую приспособление организма к меняющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования его систем, развитие психических функций, познавательной и социальной деятельности.
В связи с этим становится актуальным формирование ценностного отношения к категории «здоровье» как на личностном, так и на общественном уровнях.
Формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного здоровья занимается новая отрасль знания - валеология.
Предпосылками возникновения валео-логии явились глобальные (технологические, социальные, экономические) изменения в современном мире, приведшие к ухудшению состояния здоровья населения отдельных регионов и всей планеты, к изменению характера патологии современного человека.
Валеологическое образование и воспитание — это воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе ва-леологического образования лежит концепция формирования здорового человека и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний.
Приоритет в формировании, сохранении и укреплении здоровья подрастающих поколений принадлежит школьной и педагогической валеологии.
Разделы валеологии как особой науки в настоящее время еще четко не сформировались. Пока выделяют лишь направления, связанные с возрастными особенностями организма. Выделяют также собственно валеологию - теорию здоровья и валеометрию - измерение уровня здоровья. Для теории здоровья важно изучение биологических механизмов поддержания здоровья (реакции гомео-стаза, адаптации, регенерации), важны знания о нормальном функционировании организма по данным конституционоло-гии, физиологии, биохимии. К этому разделу имеют отношение все науки о человек - от философии, обосновывающей методологические основы науки о здоровье, до классической и нетрадиционной медицины, разрабатывающих способы его восстановления. Антропология, изучающая соматопсихическую целостность человека и ее иерархические уровни, выделяя критерии соматопсихического здоровья по каждому из уровней и рассматривая изменчивость этих показателей, а также факторы благополучия и риска, имеет непосредственную связь с теорией здоровья. Этот раздел антропологии называют валеологической антропологией, где особое внимание обращено на переходные состояния от здоровья к болезни, связанные с напряженностью адаптаци-
онных процессов.
Валеология рассматривает здоровье как более широкую категорию по сравнению с болезнью. Осуществляя целостный организационный подход к определению здоровья, валеология на современном этапе развития ставит перед собой следующие задачи: поиск методов оценки и прогнозирования здоровья на индивидуальном и популяционном уровне; разработку систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения на основании количественной оценки здоровья индивида; формирование «психологии здоровья»; обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний за счет повышения уровня здоровья; разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье.
При разработке модели всесторонней программы здоровья в детско-юношеской спортивной школе необходимо учитывать следующие направления - компоненты модели и всесторонние программы здоровья в школе (Таб.1).
1. Образование в области здоровья, которое представляет собой последовательную спланированную программу на весь курс обучения, ориентированную на физические, умственные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья.
2. Физическое воспитание, которое представляет собой последовательную спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодной для всех учащихся.
3. Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая проведение неотложной помощи, первой помощи, связь с медицинскими службами по месту жительства, умение работать с хроническими больными.
4. Служба здоровья персонала школы оценивает состояние здоровья, уровень образования по данному вопросу и готовность к действиям по направлению к
здоровью для преподавателей и персонала школы, а также поддерживает их стремление обеспечивать здоровье учащихся, создавая позитивные ролевые модели.
5. Консультирование, психологическая и социальные службы включают базирующиеся в школе структуры социального обеспечения
6. Здоровая среда школы имеет отношение как к физическому, так и к психоло-
гическому климату в школе. 7. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по повышению здоровья учащихся.
В этой связи предлагается руководствоваться следующими приоритетными направлениями. К ним относятся мероприятия профилактической помощиуча-щимся, информационная поддержка, финансовые конкурсы, экспертная помощь.
Таблица 1
Модель валеологического воспитания подростков
Аспекты валеоло-гического воспитания Содержание валеологического воспитания Формы и методы валеологического воспитания в урочное и внеурочное время.
1. Организационно педагогический Организация валеологического воспитания в школе, обеспечивающая формирование здорового образа жизни. Взаимодействие: с родителями, психологом, мед. работниками, спортивным тренером, социальным педагогом, комиссией по делам несовершеннолетних и др.. Консультации, диагностирование, конференции, беседы, диспуты, КВН, круглые столы, тренинги, учебно-тренировочные сборы, деловые игры, вечера вопросов и ответов, воспитание волонтеров, организация школьных театров.
2. Психологический Раскрытие механизма приобщения к вредным привычкам.
3. Физиологический Раскрытие влияния вредных привычек на организм человека.
4. Медицинский Формирование у подростков знаний о болезнях «поведения».
5. Правовой Разъяснение правовых норм, предусматривающих юридическую ответственность за «болезни поведения».
6. Нравственный Раскрытие зависимости состояния здоровья от нравственности человека.
7. Социально-экономический Раскрытие проблемы: «Конкурентоспособность и болезнь», «Фармацевтический бизнес», «Платные медицинские услуги».
В Положении об основных целях и задачах валеологической службы, функционирующей в любом типе образовательного учреждения, должны быть отражены сле-
дующие задачи:
1. Создание валеологической среды с учетом всех выше перечисленных факторов.
2. Обследование учащихся, поступающих в
школу, по специально разработанным программам с выделением группы риска и дальнейшей заботой о них.
3. Мониторинг здоровья учащихся от первого до выпускного класса по специальным программам с целью динамического наблюдения за их здоровьем.
4. Создание базы донозологической диагностики физических и нервнопсихических отклонений в развитии детей и своевременной коррекции выявленных нарушений.
5. Валеологическое образование школьного персонала (от обслуживающего персонала, работников столовой до учителя и директора школы).
6. Обучение учащихся здоровому образу жизни.
7. Валеологическое просвещение родителей, помощь им в создании оптимальной экологической и психологической среды в семье.
8. Профориентация (профессиональное
самоопределение) с учетом состояний здоровья и психологических особенностей каждого ученика.
9. Выявление одаренных детей и дальнейшее продвижение их таланта.
10. Установление сотрудничества и тесного партнерства с детско-юношескими спортивными школами и создание различных физкультурных секций, групп психологического тренинга, массажных кабинетов, фитока-бинета и т.д. в соответствии с валеологиче-скими требованиями.
В системе валеологической службы должны быть задействованы: валеологи, психологи, преподаватели биологии, ОБЖ, физкультуры, педагоги-тренеры, социологи, медицинский персонал школы. Координатором всей этой работы должен стать пе-дагог-валеолог - организатор специальной работы по формированию валеологической культуры у подрастающего поколения.