Научная статья на тему 'Теоретико-методическое обеспечение концепции управления конкурентоспособностью крупных промышленных предприятий'

Теоретико-методическое обеспечение концепции управления конкурентоспособностью крупных промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верескун М. В.

По результатам анализа последних исследований по теории и практике управления конкурентоспособностью выделена проблема повышения научного уровня методологии принятия решений по конкурентоспособности крупных корпоративных предприятий промышленности. Разработано теоретико-методическое обеспечение научной концепции управления конкурентоспособностью крупных корпоративных предприятий и рассмотрены основные его составляющие: основная цель, система управления конкурентоспособностью и критерии ее достижения, основные организационно-экономические механизмы управления, входящие в состав указанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верескун М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CONCEPT OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF LARGE INDUSTRIAL ENTERPRISES

In the article according to the analysis of recent research on the theory and practice of competitiveness management the problem of improving the competitiveness of the scientific level of decision-making methodology for large corporate competitiveness of industrial enterprises is singled out. Theoretical and methodological support of the scientific concept of competitiveness management of large corporate enterprises is worked out and its main components are considered: main objective of management competitiveness and criteria for achievement, system of competitiveness management and key organizational and economic control mechanisms that are part of this system.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методическое обеспечение концепции управления конкурентоспособностью крупных промышленных предприятий»

УДК 334.716:339.137.2

М.В. Верескун*

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

По результатам анализа последних исследований по теории и практике управления конкурентоспособностью выделена проблема повышения научного уровня методологии принятия решений по конкурентоспособности крупных корпоративных предприятий промышленности. Разработано теоретико-методическое обеспечение научной концепции управления конкурентоспособностью крупных корпоративных предприятий и рассмотрены основные его составляющие: основная цель, система управления конкурентоспособностью и критерии ее достижения, основные организационно-экономические механизмы управления, входящие в состав указанной системы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, теоретико-методическое обеспечение, крупные корпоративные предприятия в промышленности.

Для эффективного функционирования отраслей национального хозяйства должен быть достигнут соответствующий уровень конкурентоспособности отечественных предприятий с учетом расходов по его обеспечению. В связи с этим вопрос теоретико-методического обеспечения конкурентоспособности крупных корпоративных промышленных предприятий в современных условиях экономической глобализации является актуальной хозяйственной проблемой.

Различным аспектам теории и практики конкурентоспособности посвящены известные работы зарубежных и отечественных ученых, в частности Р. Акоффа, А. Амоша, И. Ансоффа, К. Боумена, А. Виханского, А. Воронковой, О. Галушко, Е. Голубкова, Б. Губского, Ю. Иванова, Ф. Котлера, М. Мескона, М. Портера, А. Стрикленда, А. Томпсона, Б. Кваснюка, В. Павловой, Г. Скударя, Х. Фасхиева, Р. Фатхутдинова, А. Чернеги, В. Шевчука, А. Юданова и др.

Учитывая значительные наработки в области управления конкурентоспособностью большого числа ученых, следует отметить, что на сегодня недостаточно изученными остаются научные проблемы, которые требуют углубления теоретических и практических разработок и обеспечения конкурентоспособности крупных корпоративных предприятий в промышленности.

Решение проблемы управления конкурентоспособностью крупных корпоративных предприятий в промышленности требует научного обоснования управленческих решений с использованием совокупности современных методов анализа и моделирования, экономико-математических моделей, организационно-экономических механиз-

* © Верескун М.В., 2012

Верескун Михаил Викторович ([email protected]), кафедра экономики предприятий Приазовского государственного технического университета, 87500, Украина, г. Мариуполь, ул. Университетская, 7.

мов выявления резервов, использования всех видов ресурсов с учетом эффективности функционирования экономико-управленческой системы крупных корпоративных промышленных предприятий в условиях трансформационной экономики.

Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости создания теоретико-методических основ управления конкурентоспособностью крупных корпоративных предприятий, которые предусматривают развитие теоретических, методологических и организационных аспектов. Повышение научного уровня процесса принятия решений по конкурентоспособности крупного корпоративного предприятия в промышленности позволит получить экономический эффект, который должен значительно превышать затраты на разработку, обоснование и внедрение технологических, экономических и организационных решений.

Одним из важных условий обеспечения научного уровня комплекса решений по конкурентоспособности считаем разработку теоретико-методического обеспечения концепции управления конкурентоспособностью крупных корпоративных предприятий в промышленности.

Задачей исследования является разработка теоретико-методического обеспечения концепции управления конкурентоспособностью крупной корпоративной структуры.

Результаты исследований. Основные положения концепции управления конкурентоспособностью крупных корпоративных интегрированных предприятий в промышленности изложены в [1]. В соответствии с ранее изложенными принципами разработано теоретико-методическое обеспечение концепции управления конкурентоспособностью крупных корпоративных групп, представленное на рисунке в виде схемы, которая разделена на три уровня: теоретический, методический и организационный.

На теоретическом уровне сформулированы основная цель управления и критерии ее достижения, на методическом — система управления конкурентоспособностью, на организационном — приведен перечень организационно-экономических механизмов, которые входят в состав системы управления и необходимы для успешной реализации предложенной концепции. Рассмотрим основные элементы теоретико-методического обеспечения концепции управления конкурентоспособностью крупных промышленных предприятий более подробно.

На теоретическом уровне находится основная цель управления — повышение уровня конкурентоспособности предприятия. В этой связи следует подчеркнуть тот факт, что управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется не вообще, а по определенным направлениям.

Поэтому основная цель может быть разделена на две подцели по двум основным направлениям: обеспечение внешней (маркетинговой) и внутренней (ресурсной) конкурентоспособности крупного интегрированного промышленного предприятия. Эти направления подразумевают, что достижение цели управления возможно в том случае, когда предприятие будет вести активную политику на рынке и стремиться к повышению эффективности использования всех видов имеющихся в его распоряжении ресурсов. Отсюда следует, что в качестве критериев достижения целей по указанным направлениям могут быть использованы следующие экономические показатели: увеличение доли рынка, которую занимает данное предприятие, и рост рыночной стоимости интегрированного корпоративного промышленного предприятия. При этом увеличение доли рынка будет свидетельствовать о росте внешней, маркетинговой конкурентоспособности, а увеличение рыночной стоимости — о росте внутренней, ресурсной конкурентоспособности. Считаем необходимым отметить, что если первый критерий не вызывает сомнений, то второй нуждается в дополнительном обосновании.

Опыт развитых стран показывает, что единственной целью, обеспечивающей долгосрочное процветание компании, является максимизация ее стоимости [2]. На данном этапе основной задачей собственников, также формулируемой перед менеджментом, становится управление стоимостью компании [3].

В странах с развитой рыночной экономикой при оценке бизнеса крупных и средних компаний в 80—90 % случаев используется доходный подход, который включает в себя группу методов, основанных на анализе прогноза потока дохода, приносимого предприятием. Данный подход строится на утверждении, что компания стоит столько, сколько сегодня стоит приносимый ею будущий денежный поток [4]. Поэтому стоимость бизнеса как критерий управления имеет ряд преимуществ перед другими показателями (доход, прибыль, рентабельность и т. д.). Во-первых, ее оценка требует полной информации, а также умения управлять всеми денежными потоками. Во-вторых, стоимость позволяет достигать более точных компромиссов, поскольку деятельность любого участника поддается стоимостной оценке. В-третьих, держатели акций имеют мощный стимул управлять ресурсами компании [5]. Кроме того, необходимо помнить, что компании находятся в постоянной конкурентной борьбе с другими компаниями за один из основных ресурсов — капитал инвесторов. И если компания не сможет обеспечить приемлемого для инвестора роста стоимости, то ей грозит потеря ресурса, без которого невозможно ее дальнейшее функционирование [6]. Поэтому в качестве критерия достижения цели управления внутренней (ресурсной) конкурентоспособностью предложено использовать именно рыночную стоимость крупного интегрированного корпоративного промышленного предприятия.

Достижение основной цели управления конкурентоспособностью — повышение ее уровня — возможно при использовании в системе управления крупным промышленным предприятием системы управления конкурентоспособностью. Данная система расположена на методическом уровне разработанной схемы теоретико-методического обеспечения концепции управления конкурентоспособностью крупных промышленных предприятий. В данном исследовании система управления представляется в классическом понимании, и как «всякая система управления состоит из субъекта управления (управляющей системы), объекта или объектов управления (управляемой системы) и средств управления (каналов прямой и обратной связи)» [7, с. 20]. Определение процесса управления конкурентоспособностью, его содержание и особенности, а также основные принципы построения систем управления конкурентоспособностью крупных корпоративных предприятий подробно описаны в [8], поэтому в рамках данного исследования считаем целесообразным сразу перейти к рассмотрению третьего — организационного — уровня теоретико-методического обеспечения корпоративного предприятия в промышленности.

На организационном уровне представлены основные средства управления системы управления конкурентоспособностью крупных корпоративных промышленных предприятий. Этими средствами являются организационно-экономический механизм управления нематериальными активами, а также организационно-экономический механизм управления концентрацией и укрупнением капитала крупных корпоративных интегрированных промышленных предприятий. Выбор указанных механизмов не случаен и соответствует представлениям автора об основных способах достижения основной цели управления конкурентоспособностью в разрезе двух ее направлений — внешнего и внутреннего.

В современных условиях развития, когда основными характеристиками современных экономических систем становятся такие характеристики, как глобализация, интер-

национализации и рост объемов капитала, задействованного в процессе производства добавленной стоимости, одним из важнейших резервов роста как внутренней, так и внешней конкурентоспособности являются процессы концентрации и укрупнения капитала, которые позволяют посредством слияний и поглощений как увеличить рыночную стоимость корпоративного предприятия, так и резко расширить его долю рынка.

Вторым важнейшим резервом повышения рыночной стоимости и внутренней конкурентоспособности крупного корпоративного предприятия является повышение эффективности использования им своих нематериальных активов. Хозяйственная практика убедительно свидетельствует, что эффективное управление нематериальными активами способно скачкообразно увеличивать рыночную стоимость корпоративного предприятия. Для достижения этой цели предлагается в системе управления конкурентоспособностью крупного корпоративного интегрированного предприятия выделить и использовать в качестве инструмента организационно-экономический механизм управления нематериальными активами.

Основной целью управления конкурентоспособностью крупных корпоративных интегрированных предприятий в промышленности являются повышение ее уровня, а критериями ее достижения — увеличение доли рынка и рост рыночной стоимости предприятия.

Достижение поставленной цели возможно при помощи эффективного управления конкурентоспособностью, методическое обеспечение которого осуществляется в рамках соответствующей системы управления, основными исполнительными элементами которой являются организационно-экономические механизмы управления концентрацией и укрупнением капитала и нематериальными активами крупных корпоративных интегрированных предприятий в промышленности.

Определение состава и структуры указанных механизмов, а также разработка алгоритмов функционирования их отдельных элементов являются перспективным направлением дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Верескун М.В. Концептуальш основи управлшня конкурентоспроможшстю великих корпоративних структур // Схщ. 2012. № 5 (119). С. 12—16.

2. Крамин Т.В. Устремленные к цели... // Российское предпринимательство. 2007. № 4(1). С. 26-30.

3. Родионов И.И., Старюк П.Ю. Управление стоимостью компании как основная задача эффективного собственника // Управление корпоративными финансами: современные технологии финансирования российского бизнеса: матер. всерос. практ. конф. (Москва, 20-21 апр. 2006 г.). М., 2006.

4. Хахонова Н.Н. Определение рыночной стоимости фирмы методом капитализации дохода // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 5. С. 81-83.

5. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 736 с.

6. Рауш Е.А. Сущность рыночной стоимости компании и ее максимизации // Фундаментальные исследования. 2009. № 1 С. 82-83.

7. Антонов М.Г. Основы управления повседневной деятельностью. Л.: ВМА, 1989. 215 с.

8. Верескун М.В. Формирование системы управления конкурентоспособностью крупных интегрированных промышленных предприятий // Основы экономики, управления и права. 2012. № 3(3). С. 15-21

M.V. Vereskun*

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CONCEPT OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT OF LARGE INDUSTRIAL ENTERPRISES

In the article according to the analysis of recent research on the theory and practice of competitiveness management the problem of improving the competitiveness of the scientific level of decisionmaking methodology for large corporate competitiveness of industrial enterprises is singled out. Theoretical and methodological support of the scientific concept of competitiveness management of large corporate enterprises is worked out and its main components are considered: main objective of management competitiveness and criteria for achievement, system of competitiveness management and key organizational and economic control mechanisms that are part of this system.

Key words: competitiveness, competitiveness management, theoretical and methodological support, large corporate enterprises in industry.

* Vereskun Mikhail Viktorovich ([email protected]), the Dept. of Business Economics, Pryazovskyi State Technical University (PSTU), Mariupol, 87500, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.