Научная статья на тему 'Теоретико-методические основы подготовительных этапов составления финансовой отчётности предприятий АПК'

Теоретико-методические основы подготовительных этапов составления финансовой отчётности предприятий АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ / УЧЁТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / УЧЁТНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИЯТИЯ АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева С.Я., Бабко О.Н.

В статье обоснована необходимость проведения подготовительных работ для составления финансовой отчётности, раскрыты особенности теоретико-методических аспектов подготовительных этапов к составлению финансовой отчётности предприятий АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дементьева С.Я., Бабко О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основы подготовительных этапов составления финансовой отчётности предприятий АПК»

УДК: 657.422

Дементьева С. Я.

к.э.н., доцент, Институт экономики и управления ФГАОУ «Крымский федеральный университет

им. В. И. Вернадского»

Бабко О. Н.

магистрант, Институт экономики и управления ФГАОУ «Крымский федеральный университет

им. В. И. Вернадского»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК

В статье обоснована необходимость проведения подготовительных работ для составления финансовой отчётности, раскрыты особенности теоретико-методических аспектов подготовительных этапов к составлению финансовой отчётности предприятий АПК.

Ключевые слова: финансовая отчётность, подготовительные этапы, учётная информация, учётная политика, предприятия АПК.

Формирование финансовой годовой отчётности — заключительный и наиболее ответственный этап работы бухгалтерского аппарата за отчётный период. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет информацию заинтересованным пользователям о финансовом положении экономического субъекта за отчетный период. В утверждённых формах финансовой отчётности раскрывается финансовый результат деятельности организации и движение денежных средств за отчетный период [1]. Основным требованием законодательства к финансовой отчётности предприятия является достоверность. Залогом выполнения законодательных требований по отношению к финансовой отчётности является, прежде всего, контроль организации и ведения первичного учёта. Только надлежащим образом оформленные первичные документы являются подтверждением свершившихся хозяйственных операций. Своевременно и в полном объёме оформленные первичные документы с достоверным отражением фактов хозяйственной деятельности предприятия обеспечат правильное продвижение учётной информации по регистрам бухгалтерского учёта и обобщение в финансовой отчётности.

Для обеспечения достоверности учётной информации, представленной в финансовой отчётности, предприятиям необходимо планировать подготовительные этапы к составлению годовой бухгалтерской отчётности.

Состав финансовой отчётности, а также подготовительные работы по её составлению определяются в Приказе об учётной политике организации, которая в свою очередь формируется в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и применяемой системы налогообложения.

Как показывает практика организации бухгалтерского учёта, предприятия АПК в основном идут в ногу со временем и обрабатывают учётную информацию с применением современных компьютерных технологий. В бухгалтерские компьютерные программы встроен рабочий план счетов, скорректированный под специфику хозяйственной деятельности организации, формы первичных документов и регистров бухгалтерского учёта. Следовательно, для соблюдения достоверности учётной информации в финансовой отчётности в Приказе об учётной политике организации необходимо особое внимание уделить «способам оценки активов и обязательств», «порядку проведения инвентаризации

активов и обязательств организации» и установить «порог» существенности [3]. Указанные разделы необходимо учитывать в процессе подготовки и представления финансовой отчётности.

Обязательным условием, в соответствии с Федеральным законом № 402 для составления финансовой отчётности является проведение инвентаризации [1].

Инвентаризация — это проверка фактического наличия и состояния всех активов и обязательств хозяйствующего субъекта. Поэтому основной целью проведения инвентаризации является установление фактического наличия имущества и финансовых обязательств предприятия, выявление сверхнормативных и некачественных запасов, проверка условий хранения и использования имущества, выявление просроченных расчётов, установление обоснованности созданных резервов, проверка достоверности учётных данных и соблюдения законодательно-нормативных документов.

Инвентаризация осуществляется с применением следующих приёмов: измерение, взвешивание, пересчёт, сопоставление, определение качественных показателей, регистрация и сверка с данными бухгалтерского учёта и т.д.

Процесс проверки должен строиться на принципах достоверности, объективности и срочности.

Методика организации и проведения инвентаризации всех объектов бухгалтерского учёта, в т. ч. характерных только для сельскохозяйственных предприятий (продуктивный и рабочий скот, молодняк животных на выращивании и откорме, многолетние насаждения и др.) подробно раскрыта Министерством финансов РФ в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В приложениях к приказу № 49 приведены формы документов для отражения результатов работы инвентаризационной комиссии [5].

В соответствии с законодательно-нормативными документами ответственность за организацию данного мероприятия возлагается на руководителя организации. В приказе необходимо чётко определить объекты инвентаризации, сроки её проведения и назначить ответственных и компетентных специалистов в постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Руководитель имеет право проверять работу данной контролирующей структуры, с целью предотвращения нарушений и формального отношения к такой ответственной процедуре при подготовке к формированию отчётности.

Методически процесс проведения инвентаризации можно представить в виде следующих этапов:

1. Организационная стадия (утверждение распорядительных документов, проведение инструктажей для членов рабочих групп инвентаризационной комиссии).

2. Подготовительная стадия (подведение заключительных записей материально-ответственными лицами, сдача соответствующих документов в бухгалтерию, формирование итогов в бухгалтерских регистрах, подготовка имущества к проверке и инвентаризационных описей).

3. Технологическая (основная) стадия (проверка наличия и состояния объектов бухгалтерского учёта по местам их хранения и использования, составление рабочих документов инвентаризационной комиссии, сбор и анализ информации о контрагентах расчётных операций).

4. Результативная стадия (проведение расчётов по зачёту пересортиц, естественной убыли материальных ценностей, определение конечных результатов проверки, оформление сличительных ведомостей, решение спорных вопросов с контрагентами, подведение итогов работы инвентаризационной комиссии и составление заключительного акта с принятием окончательных выводов).

После проведения инвентаризации и установления достоверности учётных данных бухгалтерия предприятия может приступать к заключению и закрытию бухгалтерских счетов. Сельскохозяйственные организации начинают этот процесс с закрытия субсчетов

вспомогательных производств, соблюдая принцип: в первую очередь закрывают субсчета с наибольшим количеством потребителей данных услуг и с наименьшим числом потреблённых услуг. В первую очередь закрывают субсчета по снабжению электричеством, теплом, водой, газом, далее гужевой и автотранспорт, ремонтные мастерские и ремонт зданий и сооружений, в заключении машинно-тракторный парк.

Далее закрывают счета расходов будущих периодов и распределяют или списывают общепроизводственные и общехозяйственные расходы в зависимости от методики, закреплённой в учётной политике хозяйствующего субъекта.

Очерёдность закрытия субсчетов счёта 20 «Основное производство» также обусловлена принципом первоочерёдности закрытия субсчетов с наибольшим количеством потребителей продукции отраслей основного производства и наименьшим объёмом потребления от других производств. Таким образом, начинают закрывать аналитические счета по учёту затрат на возделывание сельскохозяйственных культур, по которым оприходована готовая продукция. Аналитические счета, отражающие затраты незаконченного технологического процесса (например, возделывание озимых культур) на дату составления финансовой отчётности не закрываются, сальдо по дебету показывает сумму затрат на незавершённое производство.

Далее предприятия АПК закрывают субсчета по учёту затрат отраслей животноводства, «активных» потребителей продукции растениеводства. И в последнюю очередь на счёте 20 закрываются субсчета затрат промышленных производств, где сырьём для переработки является продукция растениеводства и животноводства. Следующим по очерёдности является счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Согласно общепринятой методике после закрытия затратных счетов закрывают счета готовой продукции и запасов. При закрытии этих счетов следует учитывать, что в силу биологических особенностей в сельском хозяйстве производят основную, сопряжённую и побочную продукцию и в течение года оценивают по планово-учётным ценам. В конце отчётного периода, после закрытия затратных счетов формируется сумма фактических затрат на производство готовой продукции и появляется возможность калькулирования готовой продукции. При этом объектом калькулирования является основная и сопряжённая продукция, побочная продукция остаётся в планово-учётной оценке. Для определения фактической стоимости произведённой продукции руководствуются Приказом Минсельхоза РФ № 792 [6].

В заключение для определения финансового результата отчётного периода по предприятию в целом (счёт 99 «Прибыли и убытки»), закрывают счет 90 «Продажи», формируя финансовый результат основной деятельности и счёт 91 «Прочие доходы и расходы» определяет результат прочей деятельности.

Финансовый результат отчётного периода формируется в результате сопоставления дебетового и кредитового оборотов счёта 99. После начисления налогов определяется конечный финансовый результат, направляемый на счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».

Нераспределенная чистая прибыль отчетного года используется в соответствии с методикой, утверждённой учредительными документами организации. Сальдо отчётного периода на счёте 84 увеличивают сумму собственного капитала предприятия.

Таким образом, подготовительные работы по формированию финансовой отчётности должны быть запланированы, оформлены внутренними распорядительными документами, проводиться в строго указанные сроки и соответствовать законодательно-нормативным документам Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6.12. 2011 г. в ред. 23.05.2016 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_20081/

3. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008)». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base

4. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/

5. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», с изм. от 08.11.2010 № 142н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc-_LAW_7152/

6. Приказ Минсельхоза РФ от 06.06.2003 N 792 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59524/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.