Научная статья на тему 'Теоретико-методические основания методики обучения учебно-научной речи младших школьников на уроках русского языка'

Теоретико-методические основания методики обучения учебно-научной речи младших школьников на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / НАУЧНАЯ РЕЧЬ / УЧЕБНАЯ РЕЧЬ / УЧЕБНО-НАУЧНАЯ РЕЧЬ / СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД / SPEECH / SCIENTIFIC SPEECH / EDUCATIONAL SPEECH / STUDYSCIENTIFIC SPEECH / SEMEIOTIC APPROACH / TEXT-CENTRIC APPROACH / PROBLEM TASK APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюб Виктория Юрьевна

В статье представлен синтез семиотического (общенаучный уровень), текстоцентрического (конкретно-научный уровень) и задачного (методико-технологический уровень) подходов как методического основания обучения учебно-научной речи младших школьников на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-methodical grounds of methodology in teaching of primary pupil's educational-scientific speech at lessons of the Russian language

The article presents the synthesis of the semeiotic approach (generalscientific level), text-centric approach (concrete-scientific level) and problem task approach (methodological-and-technological level) as a methodological base in teaching of primary pupil's educational-scientific speech at lessons of the Russian language.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основания методики обучения учебно-научной речи младших школьников на уроках русского языка»

УДК 4Р(07)

ББК 74.268.120.1

Рюб Виктория Юрьевна

аспирант

кафедра русского языка, литературы и методики преподавания русского языка

и литературы

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Ryub Viktoria Yurievna Post-graduate

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian

Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Теоретико-методические основания методики обучения учебно-научной речи младших школьников на уроках русского языка.

Theoretical-and-Methodical Bases of Primary Schoolchildren’s Educational-and-Scientific Speech Teaching Methods at the Russian Language Lessons

В статье представлен синтез семиотического (общенаучный уровень), текстоцентрического (конкретно-научный уровень) и задачного (методикотехнологический уровень) подходов как методического основания обучения учебно-научной речи младших школьников на уроках русского языка.

The article presents the synthesis of the semiotic approach (general scientific level), text-centered approach (concrete-scientific level) and problem task approach (methodological-and-technological level) as a methodological basis for primary schoolchildren’s educational-and-scientific speech teaching at the Russian language lessons.

Ключевые слова: речь, научная речь, учебная речь, учебно-научная речь, семиотический подход, текстоцентрический подход, задачный подход.

Key words: speech, scientific speech, educational speech, educational-and-scientific speech, semiotic approach, text- centered approach, problem task approach.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что существующие стратегии обучения русскому языку младших школьников не соответствуют изменившимся социальным условиям, современным требованиям к уровню языковой подготовки в общеобразовательной школе, которые отражены в Законе РФ «Об образовании», в ФГОС второго поколения для общеобразовательных школ России, в котором, в частности сказано, что «к концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которые включают ...

умения анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенным для этого возраста»[3]. Существующая российская система образования должна исходить из требований семьи, общества и государства к результатам образования. Действительно, государству требуются высококвалифицированные специалисты, обществу - социально активные личности, умеющие себя реализовать в социуме, а любому родителю важно получить не некий предметный результат, а ребенка, который будет успешен во взрослой жизни. Рассматривая в этом ключе современного человека, нельзя не отметить его коммуникативную компетенцию. Задача уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе и состоит в том, чтобы заложить основы развития школьников, их умения и навыки во всех основных видах речевой деятельности. Именно с начальной ступени обучения у школьников должны закладываться основы умений быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; грамотно оперировать научными терминами; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в методике русского языка послужили основанием для определения темы исследования: «Обучение

младших школьников учебно-научной речи». Фундаментальные работы в этой области имеются у Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна и др. В научной литературе указывается на необходимость становления учебно-научной речи на всех ступенях общеобразовательной школы, в том числе и у младших школьников. По мнению Л.И. Божович [1], пропущенные сроки в обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Поэтому необходимость обучения учебно-научной речи на уроках русского

языка на ранних этапах школьного образования обусловлена особенностями психического развития детского возраста.

Одной из задач в исследовании теоретико-педагогических предпосылок проблемы обучения учебно-научной речи младших школьников является анализ и уточнение категориального аппарата по данной проблеме.

Речь и ее функции подвергались изучению многих ученых, и основные точки зрения исследователей мы представили в таблице 1.

Таблица 1.

Понятие речи с точки зрения различных ученых

Ученый Основные идеи

Л.С. Выготский Речь - это определенный вид деятельности человека, динамику и характер которой определяет мотив.

С.Л. Рубинштейн Речь - это средство общения; средство отражения бытия; средство воздействия на мысль, чувство и сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение.

А.Н Леонтьев Речь - это своеобразная деятельность, занимающая центральное место в процессе психологического развития функций речи; развитие речи - это процесс развития человека (его мышления, сознания)

Л.В. Щерба Речь - это процесс двустороннего общения, включающего наряду с говорением слушание.

И.А. Зимняя Речь - это единственное, что дано в опыте общения человека. Говорение - это способ речевой деятельности отдельного человека применительно к обучению.

А.А. Потебня Речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка; язык - не только средство выражения готовых мыслей, но и их создатель.

На основе анализа вышеперечисленных дефиниций и подходов к определению данного понятия можно констатировать, что речь - это процесс формирующийся в процессе деятельности человека, но вместе с тем мы рассматриваем речь с той позиции, что сознательная человеческая деятельность есть более или менее осознанное решение определенных задач, поэтому обучение речи младших школьников должно строиться на принципах активного участия каждого участника в образовательном процессе и самостоятельном принятии решений. Такое видение предполагает изменение подходов к обучению учебно-научной речи младших школьников на уроках русского языка.

Научная речь обслуживает научную сферу общественной деятельности, предназначена для передачи научной информации (объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания). Школьники сталкиваются с научной речью при работе с учебником, справочными материалами и используют следующие жанры научной речи: сообщение; ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка); рассуждение; языковой пример; объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

Учебная речь используется для передачи знаний, выработки навыков и умений. Знания сообщаются и проверяются, учебный материал продумывается и проговаривается в повторении много раз. Содержание учебной речи основывается на программах и учебных текстах - текстах учебников и пособий.

Учебно-научная речь - это разновидность научной речи, которая используется в процессе обучения для передачи и усвоения знаний. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания.

Обучение учебно-научной речи младших школьников представляет собой сложный процесс, осмысление которого должно осуществляться с разных позиций. Нами в качестве теоретико-методического основания освоения учебно-научной речи младшими школьниками выбран синтез семиотического (общенаучный уровень), текстоцентрического (конкретно-научный уровень) и задачного (методико-технологический уровень) подходов, образующий в совокупности сложную систему, характеризующуюся соподчинением между названными уровнями. Мы исходим из предположения, что теоретикометодический синтез обозначенных подходов позволяет полнее учитывать в анализе их особенности, преодолеть односторонность использования каждого из подходов с целью выработки методики обучения учебно-научной речи младших школьников, с наибольшей адекватностью отвечающей предъявляемым к ней требованиям.

Термин «подход» в науке трактуется по-разному, мы придерживаемся точки зрения Е.Ю. Никитиной, которая трактует подход как «основу исследования изучаемого процесса, проявляющейся в определенных

закономерностях и особенностях» [2]. Мы рассматриваем синтез

семиотического, текстоцентрического и задачного подходов с целью

установления диалектической связи между ними; выявления их характерных свойств и назначения; определения сильных и слабых сторон каждого подхода для решения поставленной проблемы и раскрытия результатов их использования в обучении учебно-научной речи младших школьников. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика семиотического, текстоцентрического

и задачного подходов

Критерии Семиотический подход Текстоцентрический подход Задачный подход

Уровень методоло- гии Общенаучный Конкретно-научный Методико- технологический

Специфика уровней Исследует общенаучные концепции, воздействующие на большинство научных дисциплины Описывает методы, принципы исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине Разрабатывает выбор процедур, обеспечивающих получение эмпирического материала и его первичную интерпретацию

Ключевые понятия Язык, знак, знаковая система, знаковый процесс (семиозис), интерпретация, значение знака, знаковосимволические средства Текст, понимание, восприятие, интерпретация, терминологичность Задача, проблемная ситуация

Сущность подхода Способствует семиотическому развитию младшего школьника, т.е. становлению у него способности к сознательному Представляет образец речи, способствует реализации речевых намерений автора, является моделью порождения речевого высказывания, основой Является средством задания цели обучения и дидактическим средством ее достижения; способствует развитию умений овладевать

оперированию знаковосимволическими средствами, употреблению и освоению разных систем знаковосимволических средств языкового образования (усвоение аспектов языка, обучение видам речевой деятельности, и в частности, обучение учебнонаучной речи) школьников знаниями, способами их добывания и использования полученных знаний в новых условиях

Работа с текстом Предусматривает коммуникативноориентированный анализ текста, который дает возможность формировать коммуникативные умения, при чтении текстов вычленять его фрагменты, которые подвергаются глубокому анализу, осмыслению, воспроизведению и переносу научной информации в новые коммуникативные условия Позволяет рассматривать текст как единицу обучения с двух взаимосвязанных позиций: текст как образец для анализа и осмысления, и как образец или модель для подражания, как конечный продукт Текст является источником нового знания, способом выхода из проблемной ситуации, предпосылкой для появления мыслительной активности по выявлению и решению проблем

Использование с целью обучения учебнонаучной речи Является способом организации речевого развития: на основе анализа учебнонаучного текста школьник концентрируется на его знаковой природе и пытается объяснить, растолковать или понять его как феномен языка. Получает представление о слове как двусторонней единице, соотносит звучание и значение слова Текст трактуется как основное средство обучения учебнонаучной речи, выступающее в роли транслятора социокультурного опыта, а учебный текст как одна из форм учебного знания. Текст является продуктом и инструментом коммуникации в речемыслительной деятельности Ставят коммуникативную задачу, т. е. заданную в определенных условиях цель коммуникативного образования на усвоение младшими школьниками какого-либо материала (в нашем случае учебнонаучной речи), ориентированного на формирование коммуникативной компетенции (полноценное овладение учебнонаучной речью)

Таким образом, исследуемые нами подходы относятся к общенаучному (семиотический), конкретно-научному (текстоцентрический) и методикотехнологическому (задачный) уровням методологии, что определяет

многоуровневость теоретико-методической основы обучения учебно-научной

речи младших школьников. Опора на задачный подход ставит перед учащимися цель, мотивирует их на обучение речи, текстоцентрический подход является моделью порождения речевого высказывания, семиотика трактует понятия и термины, делая учебно-научные тексты понятными, создавая условия для порождения собственных высказываний и переносу полученной информации в новые коммуникативные условия. Мы предполагаем, что синтез вышеозначенных подходов будет способствовать качественному обучению младших школьников учебно-научной речи.

Анализ семиотических исследований ведущих ученых (А.А. Веряев, Т.М. Дридзе, Л. Ельмслев, Ю.М. Лотман, А.А. Потебня, Ю.С. Степанов, Р.О. Якобсон и др.) позволил нам определить специфику семиотического подхода и основные идеи, которые заключаются в следующем:

- основной понятийной категорией в отечественных семиотических исследованиях является язык как знаковая система;

- руководствуясь научными положениями вышеперечисленных авторов, под семиотическим подходом нами понимается способ организации речевого развития младших школьников, который на основе анализа учебно-научного текста концентрируется на его знаковой природе и пытается объяснить, растолковать или понять его как феномен языка;

- языковая способность личности рассматривается нами как механизм, обеспечивающий полноценную речевую деятельность. Языковая личность младшего школьника как субъекта, обладающего способностями и свойствами, обеспечивающими создание и восприятие им речевых текстов содержит такие параметры, как целенаправленность высказывания, его адресная установка; логико-композиционное строение учебно-научной речи; структурно-языковой состав функционирующих элементов; реализация и контроль речевого действия;

- учебно-научная речь рассматривается нами как дидактическая единица в обучении, которая способна служить развитию речевой практики младших школьников, совершенствованию их речевых коммуникативных умений научного характера. Для обучения учебно-научной речи младших школьников мы используем метод, который называется коммуникативно-ориентированный

анализ. Он даст возможность при чтении текстов вычленять его фрагменты, которые подвергаются глубокому анализу, осмыслению, воспроизведению и переносу научной информации в новые коммуникативные условия.

Анализ исследований ведущих ученых-лингвистов текстоцентрического подхода и основной единицы общения - текста, а также собственная педагогическая деятельность позволили нам определить специфику и основные идеи подхода, которые заключаются в следующем:

- основной понятийной категорией является текст, в контексте нашего

исследования мы опираемся на исследования таких ученых, как: М.М. Бахтин, Н.М. Божко, А.А. Веряев, Т.М. Дридзе, Н.В. Елухина, Н.И. Жинкин и др. и

понимаем текст как образец речи и реализации речевых намерений автора, как модель порождения речевого высказывания, а также как основу управления коммуникативным образованием (усвоение аспектов языка, обучение видам речевой деятельности, и в частности, обучение учебно-научной речи) школьников;

- важнейшей проблемой, связанной с учебно-научными текстами, является проблема понимания, восприятия и интерпретации (Н.М. Божко, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, И. Я. Лернер и др.), где процесс понимания и восприятия представляет собой иерархическую систему;

- текстоцентрический подход позволяет реализовать в комплексе следующие цели обучения: формирование речевой компетенции; развитие универсальных способов мыслительной деятельности; чтение, понимание и интерпретация текста - это основные метапредметные умения, благодаря которым возможно обучение и коммуникация;

- важнейшим языковым средством, специфичным для научных и учебнонаучных текстов является терминологичность (И.Р. Гальперин);

- опираясь на знание различных типов текстов и их функций, учет их характеристик и особенностей работы с учебным и учебно-научным текстами, мы можем добиться более качественного осмысления текстовой информации и составления собственных речевых высказываний.

В качестве теоретико-методической основы методико-технологического уровня нами был определен задачный подход (Г.А. Балл, И.Я. Лернер,

С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, А.В. Усова, Л.М. Фридман и др.), который раскрывает основные требования построения методики обучения учебнонаучной речи младших школьников, и заключается в следующем:

- основной понятийной категорией в исследованиях является задача, понимаемая нами как заданная в определенных условиях цель коммуникативного образования, направленная на усвоение младшими школьниками учебно-научной речи;

- задачный подход обусловлен следующим: задача обеспечивает

эффективность рассматриваемого процесса обучения учебно-научной речи младших школьников путем ее усложнения; задача требует от обучаемых комплексного применения имеющихся знаний и умений, опору на жизненный опыт, перенос теоретических знаний на практику; задача предполагает активизацию самостоятельной учебной деятельности; способствует развитию вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других; задача является хорошим диагностическим инструментом, позволяющим отслеживать уровень сформированности определенных умений и др.

Итак, необходимость обучения младших школьников учебно-научной речи, а также сложность и неоднозначность этого процесса ставят проблему выработки адекватного теоретико-методического инструментария для исследования данного процесса. Одним из таких инструментов может стать синтез семиотического, текстоцентрического и задачного подходов.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. - СПб.: Изд-во «Питер», 2008. - 400 с.

2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст]/Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru

Bibliography

1. Bozhovich, L.I. Personality and Its Forming in Childhood [Text] / L.I. Bozhovich. -SPb.: «Piter» Publishing House, 2008. - 400 p.

2. Federal State Educational Standard of Primary General Education [Electronic Resource]. - Access Mode: http://standart.edu.ru

3. Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical

Management: Perspective Approaches [Text] / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. - М.:

MANPO, 2006. - 154 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.