Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты учета и контроля качества товаров'

Теоретико-методические аспекты учета и контроля качества товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / КОНТРОЛЬ / АНАЛИЗ КАЧЕСТВА / QUALITY / INDICATORS OF QUALITY / ADMINISTRATIVE ACCOUNT / CONTROL / ANALYSIS OF QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Татьяна Дмитриевна

В статье предложены основные тенденции в развитии управления качеством товаров. Даны показатели качества, формирование информационной базы о качестве, учет, анализ и контроль качества товаров.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the main tendencies in development of quality management of the goods are offered. Quality indicators, formation of information base about quality, the account, the analysis and quality control of the goods are given.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты учета и контроля качества товаров»

Попова Т.Д.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

Возрастающая конкуренция требует от торговых организаций пересмотра стратегии своего бизнеса и переоценки ключевых факторов успеха, существенных для выживания на товарном рынке. Этими императивами является лидерство в технологиях товародвижения, качество, надежность, реакция на спрос и удовлетворенность потребителя. В условиях рыночных отношений через спрос реализуются все усилия по управлению качеством.

При этом большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками и степень выполнения их по об-

щему объему, ассортименту и качеству товаров, срокам поступления, условиям транспортировки. Несвоевременная поставка товаров отрицательно сказывается на выполнении плана и динамике товарооборота и торговой деятельности фирмы в целом. В то же время равномерный и частый завоз товаров обеспечивает сохранение их качества и нормализует товарные запасы.

Для оптимизации контроля эффективности поставок целесообразно составлять внутреннюю сегментарную отчетность по элементам коммерческой деятельности (типам поставщиков, географии и условиям доставки товаров,

категории сложности товаров, товарным ассортиментным группам и др.). Например, работникам экономических служб следует регулярно осуществлять контрольно-аналитические расчеты, чтобы выявить наиболее выгодные сегменты (применяющие прямые и накопительные системы скидок) и направления бизнеса, требующие более продуманной снабженческой политики.

Для организации учета и контроля считаем целесообразным выделить обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества товаров. Обобщающими показателями, которые характеризуют качество всего товара независимо от его вида и назначения, являются следующие: удельный вес нового товара в общем объеме поставки, сертифицированного и несертифициро-ванного в общем объеме продаж.

Индивидуальные (единичные) показатели качества товара характеризуют одно из его свойств: полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания); надежность (долговечность, безотказность в работе); технологичность, выражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); эстетические и эргономические качества.

Косвенные показатели, характеризующие качество товара, это штрафы за некачественную поставку и стоимость возвращенного товара (аннулирование договоров); удельный вес рекламаций; потери от брака.

По товарам, качество которых характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля каждого сорта (кондиции) в общем объеме поставок, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена товара в сопоставимых условиях.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время проблемным является порядок предъявления покупателем продавцу претензий к качеству товара.

Согласно закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» это могут быть следующие требования:

- безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерное уменьшение покупной цены;

-замена товара аналогичной марки (модели, артикула);

-замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-расторжение договора купли-продажи.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, понесенных им вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Требования о снижении цены недоброкачественного товара покупатель может предъявить только продавцу.

Надо отметить, что в настоящее время довольно распространенным для торговли стало явление возврата покупателем товара как качественного, так и некачественного в случаях, если:

-у покупателя возникли претензии к поставщику (продавцу) относительно качества приобретенного товара;

-если это предусмотрено непосредственно договором поставки (покупатель и продавец имеют полное право в договоре поставки предусмотреть основания и порядок возврата качественного товара продавцу, если этот товар не пользуется спросом у розничных торговцев).

Следует отметить, что если брак обнаружен на стадии приемки товара, то такой товар на баланс покупателем не приходуется, так как право собственности на товар не считается реализованным. В данном случае покупатель,

возвращая товар продавцу, не должен при отражении в учете данной операции использовать счет 90 «Продажи» субсчет «Выручка». Продавец же на стоимость забракованных товаров должен скорректировать свой оборот по реализации.

Возврат качественного товара из-за отсутствия на него покупательского спроса возможен лишь путем обратной продажи, так как происходит переход права собственности от поставщика к покупателю, что фактически приводит к возникновению нового договора поставки, в котором поставщик и покупатель поменялись местами друг с другом.

Как показали исследования, учетная политика в организациях торговли не ориентирована на изучение динамики показателей качества, которое относится к числу факторов, в решающей степени обеспечивающих соответствие между спросом и предложением. Именно по этой причине при управлении качеством поставок спрос рассматривается в единстве двух его сторон - платежеспособности и качественной определенности.

Если брак установлен после оприходования товара (например, при формировании продажной партии другому покупателю) либо после его перепродажи, то торговая организация должна отправить поставщику уведомление или претензию о выявленных недостатках в качестве товара. Претензия может быть составлена в произвольной форме, но содержать:

-ссылку на соответствующий договор поставки;

-детальное описание товара и характер брака;

-ссылку на акт о браке с указанием составивших его лиц либо на заключение независимой экспертизы (если такая проводилась);

-четкое изложение требований относительно выявленного некачественного товара;

-ссылку на приведенные нормы гражданского законодательства в обоснование своей позиции.

Заслуживает внимания предложение профессора В.Ф. Палий о том, что необходимы счета для системного учета потерь от возврата покупателями проданного товара, а также для учета потерь от выручки от предоставления покупателям скидок с продажных цен. Это позволит поставить под надежный контроль потери выручки и прибыли, управлять процессом предоставления скидок с цен.

Представляется, что в бухгалтерском учете возврат товара отражается в зависимости от причины возврата, что также является компонентом СВК качества товаров. Следует заметить, что наличие гарантийного срока не является обязательным условием продажи товара. Однако торговым предприятиям нужно иметь в виду, что в зависимости от наличия или отсутствия гарантийного срока на товар правовые последствия для продавца и покупателя будут различны.

Продавец отвечает за недостатки товара в период действия гарантийного срока, если не докажет, что эти недостатки возникли после передачи товара покупателю по вине последнего. Другими словами, в течение гарантийного срока доказывать вину потребителя в возникновении дефекта должен продавец.

Если срок гарантии не был установлен, уже покупатель организует и оплачивает экспертизу, которая сделает вывод о том, что товар содержал дефект еще до передачи покупателю или же дефект возник по вине продавца, продавцу придется удовлетворить требования покупателя.

В условиях рынка оценка качества строится на показателях, отражающих конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках. В результате анализа было выявлено, что

показатели качества товаров не нашли широкого применения в торговле и не интегрированы в первичную и бухгалтерскую отчетность.

В условиях острой конкуренции торговая организация должна непрерывно наблюдать за удовлетворенностью потребителей. Факторами, вызывающими неудовлетворенность, могут быть неэффективные процессы или нежелательные свойства товаров.

Результаты мониторинга об издержках и удовлетворенности потребителя торговая организация должна преобразовать в форму (отчет), пригодную для использования при оценке и принятии решений, для совершенствования в областях: коррекции и предупреждения несоответствий; инвестиций в новые товары или процессы; непрерывного улучшения качества поставок.

Краткосрочный план улучшения должен переводить долгосрочные планы в измеряемые действия, ведущие к улучшенной ценности. В связи с этим можно предложить использовать древовидную диаграмму, которая может помочь в определении приоритетов.

В части изучения потребностей и особенно спроса работы по качеству поставок соприкасаются с маркетингом. Практика же пока, к сожалению, свидетельствует, что некоторые руководители и работники соответствующих служб предприятий не только не стремятся к организации взаимодействия служб управления качеством и маркетинга, но и противопоставляют их друг другу. Следует отметить, что в настоящее время проводится работа по созданию в экспериментальном порядке механизма проведения европейскими странами национальных исследований удовлетворенности потребителей как основы для регулярного определения Европейского индекса удовлетворенности потребителей.

В отношении продавца, нарушившего права потребителей, связанные с приобретением товара ненадлежащего качества, законодательством предусмотрены определенные виды ответственности. Защиту прав покупателя, помимо него самого, вправе осуществлять общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Такие объединения потребителей созданы и действуют в ряде российских регионов. В частности, общественные объединения потребителей вправе:

-проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;

-проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

-вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;

-обращаться в суды в защиту прав потребителей.

В организации должна быть создана обстановка, когда все работники включены в процесс достижения единой цели, формируемой руководителем. Немаловажную роль для достижения положительных результатов играет эффективное руководство ресурсами и деятельностью организации как процессом. Идентификация, управление и по-

нимание системы взаимосвязанных процессов должны вносить вклад в эффективность и отражаться на результатах деятельности организации. Каждое решение руководителя должно базироваться на логическом и интуитивном анализе имеющейся информации и показателей деятельности организации.

Одним из основных в системе управления качеством должен быть принцип «кадры решают все», который ведет к максимальному использованию возможности каждого работника для достижения основной цели предприятия. Непрерывное улучшение организации труда, качества выполняемых работ должно быть постоянной целью организации.

В настоящее время развитие организаций должно основываться на принципе непрерывного (постоянного) улучшения деятельности. Согласно ИСО 9000 постоянное улучшение понимается как «повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования». Конечной целью деятельности организации является получение максимума возможной прибыли и за счет этого создание более комфортных условий существования самой организации, а также обеспечение роста. Достижение этой цели в современных рыночных условиях обеспечивается при введении в практику принципа постоянного улучшения деятельности.

В качестве современных методов постоянного улучшения деятельности предлагается использовать в рамках управленческой учетно-аналитической системы организации следующие:

1) периодическая самодекларация достигнутых результатов и поставленных целей;

2) постоянная самосертификация оказываемых услуг, бизнес-процессов и организации в целом;

3) проведение через определенные промежутки времени верифицированной самооценки;

4) функционирование одновременно нескольких систем анализа деятельности организации;

5) составление экономико-математических моделей развития организации перед принятием управленческих решений;

6) постоянная оценка конкурентоспособности товаров, оказываемых услуг, работ;

7) учет и анализ динамики показателей качества (как самой организацией, так и конкурентами).

Выделяют два вида факторов, влияющих на непрерывное улучшение деятельности организации:

1) институциональные факторы, которые создают общие условия для непрерывных улучшений. Примером данных факторов могут служить стратегия фирмы или концепция развития организации на долгосрочную перспективу;

2) организационные факторы, которые поддерживают процесс функционирования непрерывных улучшений. Среди этих факторов можно выделить кружки качества, постановку конкретных задач улучшения деятельности, использование методов TQM.

В управленческой деятельности торговой организации рекомендуется применение системы управленческого учета, которая включает глубокую аналитику и носит оперативный характер. Управленческий учет следует рассматривать как информационную базу менеджмента качества, которая способна интегрировать ряд элементов: бюджетирование, сегментарный учет и отчетность, управленческий контроль, анализ и направлена в первую очередь, на соизмерение затрат на качество и выгод.

Для регистрации управленческой информации о качестве товаров, работ и услуг может использоваться любая система, осуществляющая сбор и анализ информации, полученной как из внутренних, так и внешних источников для принятия своевременных и эффектив-

ных экономических решений на достижение главного результата - повышения качества управления организаций. Наиболее распространенной является программа «1С Бухгалтерия».

В автоматизированной системе учета могут быть реализованы современные методы управления взаимоотношений с клиентом (CRM). Данные методы обеспечивают высокую скорость и качество работы менеджеров в сочетании с индивидуальным подходом к каждому клиенту.

В экономической литературе в области управленческого учета с учетом специфики торговой деятельности выделены наиболее актуальные технологии управленческого учета: «точно в срок» и «канбаны», «процессно-ориентированное управление», «теория ограничений» и «система сбалансированных показателей». Они обеспечивают и улучшают качество.

В отраслях розничной торговли в системе управленческого учета и контроля издержек используют методы стандарт-коста, нормативного учета и директ-коста. Но в основе нормирования (стандартизации) затрат должна быть не индивидуальная норма издержек, а ее совокупный норматив-бюджет, то есть смета. Отклонения от норматива выявляются не по каждой разновидности реализованного (проданного) товара, а в разрезе центров ответственности. При применении системы директ-коста контроль рентабельности продаж можно осуществлять по величине их торговой марки по каждому виду реализованных товаров.

В связи с тем, что в рыночной экономике покупатели зачастую предъявляют различные требования к уровню

качества необходимо вести учет затрат на проведение дополнительных мероприятий, связанных с улучшением качества товаров обособленно.

Предлагается оформлять отчет о значениях показателей качества получаемых товаров, работ и услуг. Каждый отчет предоставляется в разрезе отдельных поставщиков (в том числе и вероятных) и товаров (работ, услуг).

Таким образом, представленная система управленческого учета и анализа показателей качества, предоставляемых организациями, дает возможность максимально удовлетворять возрастающие информационные потребности управления в области качества, повышать эффективность контроля со стороны руководства над деятельностью организации, своевременно определять резервы улучшения качества товаров, принимать наиболее взвешенные, грамотные и обоснованные управленческие решения в сфере качества и всей деятельности торговой организации, своевременно устранять появившиеся негативные тенденции в её деятельности, максимально использовать имеющийся интеллектуальный потенциал и в конечном счете стабильно развиваться в сложных условиях жесткой конкурентной борьбы.

Библиографический список

1. Попова Т.Д., Медведева О.В. Учет и внутренний контроль в организациях оптовой торговли: монография. Шахты.: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. - 107 с.

2. Попова Т.Д. Отраслевые особенности управления качеством продукции, товаров и услуг: монография / Т.Д. Попова. - Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.