Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций реального сектора экономики'

Теоретико-методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Дмитрий Николаевич

Систематизированы теоретико-методические основы определения и оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. Уточнен алгоритм проведения анализа инвестиционной привлекательности, выделены институциональные уровни формирования инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций реального сектора экономики»

СОКОЛОВ Дмитрий Николаевич

Главный экономист

НПЦ ООО «Геостра»

450025, РФ, г. Уфа, ул. Луганская, 3 Контактный телефон: (347) 273-20-08 e-mail: [email protected]

Теоретико-методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций реального сектора экономики

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; управление инвестициями; финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Аннотация. Систематизированы теоретико-методические основы определения и оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. Уточнен алгоритм проведения анализа инвестиционной привлекательности, выделены институциональные уровни формирования инвестиционной привлекательности.

В современных условиях сбалансированное и устойчивое развитие предприятий и организаций реального сектора экономики во многом зависит от величины инвестиций, направляемых на реализацию инновационных программ и проектов. Выбор перспективных направлений для осуществления инвестиций осуществляется по ряду комплексных и интегральных показателей, характеризующих общую инвестиционную активность предприятия, результаты финансовой и операционной деятельности. Разработка методических подходов к проведению оценки и анализа инвестиционной привлекательности применительно к различным секторам и отраслям экономики, а также к частным видам экономической деятельности, сочетающих в себе специфические особенности тех и других, является актуальной и значимой научной задачей как в теоретической, так и в практической области.

Инвестиционная привлекательность является составным элементом конкурентоспособности предприятий и организаций и может быть тождественна конкурентоспособности в ее широком определении в тех случаях, когда в качестве объекта исследования и оценки принимается предприятие в целом, а не результаты его деятельности. Дискуссии возникают при определении и сопоставлении понятий «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность».

В узком смысле инвестиционная привлекательность хозяйствующих субъектов может быть рассмотрена с различных точек зрения.

Во-первых, можно охарактеризовать инвестиционную привлекательность с позиций инвестора при сопоставлении потенциального риска инвестиций и ожидаемого дохода. Так, Л. П. Белых дает определение инвестиционной привлекательности как соотношения уровня риска и ставки доходности [1] Аналогичной позиции придерживается Ю. В. Севрюгин, который уточняет, что с позиции инвесторов инвестиционная привлекательность предприятия - это система количественных и качественных факторов, характеризующая платежеспособный спрос предприятия на инвестиции [2].

Во-вторых, понятие инвестиционной привлекательности может быть рассмотрено с позиций самого предприятия, а не с точки зрения внешнего стейкхолдера. В данном

© Соколов Д. Н., 2011

ключе интересны трактовки понятия инвестиционной привлекательности в разрезе эффективности использования внутренних ресурсов и потребности в развитии с использованием экстенсивных и интенсивных возможностей. Э. И. Крылова определяет инвестиционную привлекательность как экономическую категорию, которая характеризуется эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, способностью предприятия к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции [3]. Сходная трактовка имеется в работах В. А. Бабушкина, где инвестиционная привлекательность отождествляется с некоторым состоянием организации, при котором у потенциального собственника капитала возникает желание пойти на определенный риск и обеспечить приток инвестиций в монетарной и (или) немонетарной форме [4].

Наличие различных трактовок понятия указывает на неоднозначность и многоаспектный характер экономической сущности инвестиционной привлекательности предприятий и организаций реального сектора экономики. В связи с этим необходимо определить базовые характеристики и показатели, учитываемые при определении и оценке инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.

К основным факторам, оказывающим влияние на инвестиционную привлекательность, относятся макро- и мезоэкономическое состояние экономики - внешней среды функционирования предприятий.

Макроэкономические характеристики национальной экономики определяют общие условия ведения хозяйственной деятельности, приверженность к осуществлению инвестиций. Среди показателей, характеризующих состояние экономики в целом, можно выделитель величину и динамику валового внутреннего продукта, чистого экспорта, торгового и платежного баланса, индекса потребительских цен и индекса цен производителей, промышленное производство, оборот розничной торговли, величину инфляции и ставки рефинансирования. Приведенные показатели не являются исчерпывающими и могут дополняться в зависимости от направлений анализа состояния экономики.

Мезоэкономический анализ экономики может быть представлен в территориальном и отраслевом разрезе. Группа специфических показателей конкретной отрасли предприятий и организаций, для которых проводится оценка инвестиционной привлекательности, является структурной надстройкой и несет роль корректирующего элемента базовых основ методологии оценки.

Территориальный аспект инвестиционной привлекательности включает множество элементов и характеризует объективные предпосылки для инвестиций, зависящие как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от экономического состояния региональной экономики. Инвестиционный потенциал при таком подходе складывается из элементов, каждый из которых характеризуется своей группой показателей [5]

• ресурсно-сырьевой - средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов. Характеризуется плотностью расселения, величиной потенциальных запасов ресурсов, долей земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, и др.;

• трудовой - трудовые ресурсы и их образовательный и профессиональный уровень. Характеризуется долей населения с высшим профессиональным образованием, величиной и динамикой номинальной заработной платы, структурой денежных доходов населения и др.;

• производственный - совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе. Характеризуется степенью локализации и специализации производства, производительностью труда, материалоемкостью продукции и др.;

• инновационный - уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса. Характеризуется количеством и оборотом малых инновационных предприятий, количеством получаемых и используемых охранных документов на объект интеллектуальной собственности, степенью износа основных производственных фондов и др.;

• институциональный - степень развития ведущих институтов рыночной экономики. Характеризуется обеспеченностью населения региона объектами инфраструктуры, величиной выделяемых средств на создание новых инфраструктурных объектов и поддержание уже созданных и др.;

• финансовый - объем налоговой базы и прибыльность предприятий. Характеризуется рентабельностью деятельности предприятий и организаций, величиной накопленных прямых иностранных инвестиций, долей прибыльных предприятий в экономике региона и др.;

• потребительский - совокупная покупательская способность населения региона. Характеризуется оборотом розничной торговли и потребительскими расходами на душу населения, объемом платных услуг, структурой валового регионального продукта и др.

Так как влияние каждой составляющей на совокупный инвестиционный потенциал территории различается, то возникает необходимость использования интегрального показателя оценки, рассчитываемого как средневзвешенная величина частных показателей и весовых коэффициентов. Расчет интегрального показателя возможен лишь в тех ситуациях, когда характеристики частных показателей могут быть представлены в количественных измерителях и являются сопоставимыми:

где К1, К2, ..., Кп - частные показатели; I, I, ..., ¡п - весовые коэффициенты частных показателей.

Состояние экономики без учета потенциала ее развития не может служить основой для оценки инвестиционной привлекательности, поскольку процесс инвестирования является протяженным во времени.

Факторы внешней среды, включая макро- и мезоэкономическое состояния экономики, играют важную роль в формировании внутренних основ инвестиционной привлекательности предприятий и организаций. Априори более выгодное положение и состояние экономики при компаративном анализе дает дополнительные конкурентные преимущества для хозяйствующих субъектов.

Можно выделить четыре уровня оценки инвестиционной привлекательности предприятий:

• страновой;

• региональный;

• отраслевой;

• объектный.

Общая модель формирования инвестиционной привлекательности с учетом иерархичности данного процесса представлена на рис. 1.

Первые три уровня рассматриваются как внешние и не участвуют напрямую в оценке инвестиционной привлекательности, так как влияние данных факторов и условий уже заложено в результатах деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому целесообразно рассматривать и исследовать существующие методы и подходы к оценке инвестиционной привлекательности как совокупности и взаимодействия внутренних элементов предприятия, т. е. объектный уровень оценки.

К =

п

I=1

Рис. 1. Соподчиненность уровней инвестиционной привлекательности

Объектный уровень инвестиционной привлекательности рассматривает в качестве объекта исследования предприятие или организацию в целом. Оценка инвестиционной привлекательности на данном уровне подразделяется на оценку финансового состояния и финансовых результатов. Анализ финансового состояния предприятия подразумевает исследование структуры и динамики активов и пассивов, их соотношения в разрезе группировок. Финансовые результаты анализируются с точки зрения эффективности осуществления затрат на предприятии через совокупность показателей рентабельности, отдачи, емкости и доходности. В целом финансовый анализ является составным элементом в принятии управленческого решения об осуществлении инвестиций в уже функционирующее предприятие.

Для вновь создаваемых хозяйствующих субъектов описанная схема объектного анализа неприменима, и в данном случае целесообразно использовать методы оценки денежных потоков.

В алгоритмизированном виде объектная оценка инвестиционной привлекательности может быть представлена как схема (рис. 2) и включать три этапа оценки.

Первый этап подразумевает предварительный отбор конкретного предприятия или организации для проведения анализа инвестиционной привлекательности. В качестве оперирующих элементов на данном этапе выступают общие характеристики, такие как виды экономической деятельности, период функционирования предприятия, среднегодовые показатели прибыльности и др.

Второй этап предполагает подробный анализ ресурсного и финансового положения предприятия. Многообразие методов и подходов к проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет лишь отметить необходимость комплексной оценки с использованием горизонтального и вертикального анализа.

Третий этап включает оценку и анализ результатов деятельности, выбор объекта инвестирования, определение объемов, сроков и периодичности осуществления инвестиций.

Типологизация ситуаций оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций, а также содержательная группировка понятий инвестиционной привлекательности по различным признакам приводит к необходимости соответствующей дифференциации методов оценки.

Таким образом, все существующие методики оценки и анализа инвестиционной привлекательности предприятия можно разделить на две группы:

1) методики, согласно которым уровень инвестиционной привлекательности предприятия целиком и полностью определяется его финансовым состоянием, а анализ этой привлекательности сводится к анализу финансового состояния;

2) методики, учитывающие влияние внутренних (причем не только финансовых) и внешних факторов на инвестиционную привлекательность предприятия и на характер ее изменения.

1-й этап: предварительный обзор экономического и финансового положения

Сбор информации.

Определение направлений деятельности предприятия

2-й этап: оценка ресурсного и финансового состояния предприятия или организации

Оценка ресурсного положения (горизонтальный и вертикальный анализ). Оценка финансово-хозяйственной деятельности

3-й этап: оценка и анализ результатов деятельности предприятия

Оценка результатов операционной деятельности. Оценка потенциалов развития

Рис. 2. Алгоритм объектной оценки инвестиционной привлекательности

В первую группу можно отнести подходы к расчету инвестиционной привлекательности таких ученых, как Л. П. Белых, Э. И. Крылова, Т. В. Федорович.

В работе Л. П. Белых для определения инвестиционной привлекательности предприятий используются показатели, характерные для акционерных обществ, среди которых: доходность акций по сравнению с облигациями, валютой и депозитными вкладами; потоки доходов; выплата дивидендов; отношение цены акции к чистой прибыли; отношение чистого дохода на акцию к дивидендам на акцию (коэффициент покрытия) [1].

Аналогичным подходом к оценке инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов руководствуется Т. В. Федорович, определяя главными показателями значения рыночной стоимости (ценности) компании: экономическую добавленную стоимость; рыночную добавленную стоимость; рыночную капитализацию и предпринимательскую прибыль; собственный гудвилл [6].

Учитывая низкую долю присутствия акционерных обществ в экономике России применение данного метода существенно усложняется. Более подходящим с точки зрения сбора и анализа информации является метод, предложенный Э. И. Крыловой. В качестве показателей оценки ею используются показатели, характеризующие платежеспособность и ликвидность, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты оборачиваемости и рентабельности и др. [3].

Вторая группа, основанная на использовании нефинансовых и финансовых показателей, в большинстве случаев представлена качественными методами оценки с выделением факторов.

В своей работе Ю. В. Севрюгин при оценке инвестиционной привлекательности предлагает опираться на три фактора: финансовое состояние, корпоративное управление и рыночное окружение. При этом финансовое состояние и корпоративное управление относятся к одной группе внутренних факторов [2]. Развитие методологии оценки инвестиционной привлекательности, основанной уже на большем количестве факторов, было представлено в работе Л. С. Валинуровой и О. Б. Казаковой, где также выделяется финансовый фактор, дополненный инвестиционным, производственным и кадровым факторами [7].

Таким образом, разработка универсального алгоритма и методики оценки инвестиционной привлекательности сталкивается с рядом существенных трудностей, в числе которых выбор перспективных направлений деятельности предприятий, обладающих соответствующим потенциалом к развитию. Оценка и анализ инвестиционной привлекательности предприятий и организаций реального сектора экономики сопряжены с необходимостью определения целевых установок оценки, детерминирующих выбор метода проведения оценки и принятия адекватного и корректного инвестиционного решения.

Источники

1. Белых Л. П. Финансовый анализ в оценке инвестиционной привлекательности предприятий // Бухгалтерский учет. 1999. № 10.

2. Кузнецов А. Л., Севрюгин А. С., Севрюгин Ю. В. Инвестиционная привлекательность предприятия: понятие и классификация // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. 2004. № 1.

3. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия : учеб. пособие / Э. И. Крылова, В. М. Власова, М. Г. Егорова и др. М. : Финансы и статистика, 2003.

4. Бабушкин В. А., Ендовицкий Д. А. Экономическая природа, понятийный аппарат и виды инвестиционной привлекательности организации // Аудит и финансовый анализ. 2005. № 2.

5. Бурцева Т. А. К вопросу о методологии статистической оценки и мониторинга инвестиционной привлекательности территориальных хозяйственных систем // Сотников А. А., Бурцева Т. А., Сухинин И. В. Территории инновационного развития / науч. ред. А. А. Сотников. М. : Изд. дом ГУУ, 2010.

6. Федорович Т. В. Финансовая отчетность как индикатор инвестиционной привлекательности корпорации // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 12(117).

7. Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Управление инвестиционной деятельностью: учебник. М. : КноРус, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.