Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ ТОВАРОВ (РАБОТ / УСЛУГ) / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД / МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ / PROCUREMENT OF GOODS (WORKS / SERVICES) / PUBLIC PROCUREMENT / CONTRACT SYSTEM / ENSURING THE STATE NEEDS / FUNDING MECHANISM FOR THE GOODS (WORKS / SERVICES) PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина Юлия Габдрашитовна, Шуина Алина Алексеевна

В современной системе управления государственными финансами имеется множество проблем, связанных с бюрократической стороной, а также ведением документооборота, контролем различных стадий бюджетного процесса, реализацией принципа прозрачности бюджетной системы, в связи с этим исследуемая тема является актуальной. В статье отражены сущность и принципы закупок товаров (работ, услуг), методические аспекты развития контрактной системы, а также механизм финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тюрина Юлия Габдрашитовна, Шуина Алина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological aspects of the funding mechanism for the goods (works, services) procurement for state (municipal) needs: the Russian experience

In the modern system of public finance management, there are many problems associated with the bureaucratic side, as well as document management, control of various stages of the budget process, and the implementation of the principle of transparency of the budget system. In this regard, the topic of the study is relevant. The article reflects the essence and principles of the goods (works, services) procurement, methodological aspects of the development of the contract system, as well as the mechanism of funding the goods (works, services) procurement for public needs.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019

ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

теоретико-методические аспекты механизма финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд: российский опыт

Тюрина Ю.Г. 1, Шуина А.А. 2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

2 Министерство финансов РФ, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В современной системе управления государственными финансами имеется множество проблем, связанных с бюрократической стороной, а также ведением документооборота, контролем различных стадий бюджетного процесса, реализацией принципа прозрачности бюджетной системы, в связи с этим исследуемая тема является актуальной. В статье отражены сущность и принципы закупок товаров (работ, услуг), методические аспекты развития контрактной системы, а также механизм финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: закупки товаров (работ, услуг), государственные закупки, контрактная система, обеспечение государственных нужд, механизм финансирования закупок товаров (работ, услуг)

Theoretical and methodological aspects of the funding mechanism for the goods (works, services) procurement for state (municipal) needs: the Russian experience

Tyurina Yu.G. 1, Shuina A.A. 2

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

2 The Ministry of Finance of the Russian Federation, Russia

введение

В современном мире, мире инноваций и технологий, нередко имеет место несвоевременность реагирования органов государственной власти и местного самоуправления на актуальные вопросы, касающиеся различных аспектов жизни граждан, а также сам бюрократический процесс. Однако следует отметить, что и в этой сфере наметился прогресс, стали появляться системы электронных коммуникаций как между самими органами государственной власти и местного самоуправления, так и между органами государственной власти и местного

самоуправления и гражданами. Основной системой для взаимодействия и контроля является система «Электронный бюджет».

На современном этапе развития экономики и технологий основной целью государственных органов в этой сфере является развитие новых, более экономичных методов взаимодействия государства и граждан.

Целью исследования является рассмотрение российского опыта теоретико-методических аспектов механизма финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе взаимодействия государственных органов власти и граждан, по вопросам организации государственных закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Информационная и методологическая база работы состоит из научных статей, а также нормативных правовых актов, на которых основана разработка и внедрение информационных систем организации государственных закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Государственные закупки товаров, работ, услуг (далее - государственные закупки) представляют собой важную часть российской экономики. Они являются одним из инструментов регулирования предложения на рынке, а значит, могут стимулировать отдельные отрасли экономики.

ABSTRACT:_

In the modern system of public finance management, there are many problems associated with the bureaucratic side, as well as document management, control of various stages of the budget process, and the implementation of the principle of transparency of the budget system. In this regard, the topic of the study is relevant. The article reflects the essence and principles of the goods (works, services) procurement, methodological aspects of the development of the contract system, as well as the mechanism of funding the goods (works, services) procurement for public needs.

KEYWORDS: procurement of goods (works, services), public procurement, contract system, ensuring the state needs, funding mechanism for the goods (works, services) procurement

JEL Classification: H50, H57, H59

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Tyurina Yu.G. (u_turina0mai[.ru)

CITATION:

Received: 14.10.2019 / Published: 30.12.2019

Tyurina Yu.G., Shuina A.A. (2019) Teoretiko-metodicheskie aspekty mekhanizma finansirovaniya zakupok tovarov (rabot, uslug) dlya obespecheniya gosudarstvennyh (munitsipalnyh) nuzhd: rossiyskiy opyt [Theoretical and methodological aspects of the funding mechanism for the goods (works, services) procurement for state (municipal) needs: the Russian experience]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 579-594. doi: 10.18334/epp.9.4.41361

В экономическом словаре дается следующее определение государственных закупок: «Государственные закупки товаров, работ услуг - это часть произведенных в стране или за рубежом товаров, работ, услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия)» [1] (Rayzberg, Lozovskiy, Starodubtseva, 1999). Данное определение является не единственным.

Согласно данным Федеральной антимонопольной службы России (ФАС), существует более 20 документов, регулирующих государственные закупки. Основным документом, дающим разъяснение, что можно считать государственными закупками, является Гражданский кодекс РФ. В Бюджетном кодексе РФ и КоАП РФ также можно встретить понятие государственных закупок. Существует еще как минимум 10 федеральных законов, регулирующих механизм государственных закупок, лицензирование деятельности, защиту конкуренции и т.д. В сравнительной таблице 1 показаны различные понятия государственных закупок в разных нормативных правовых актах (далее - НПА).

Для более полного понимания роли государственных закупок в экономике России приведена историческая справка о развитии системы государственных закупок.

Актуальным является вопрос о первых упоминаниях государственных закупок в России. Первый в своем роде публичный аукцион с участием государства относится к периоду XVII века [2] (Bogachev, 2014). В июле 1654 года царь Алексей Михайлович издал указ об условиях поставки муки и печенья в город Смоленск. Царь приказал отправить письма воеводам в близлежащие города, которые согласились бы осуществить перевозку муки и сухарей в Смоленск. Для перевозки определенного количества груза царские люди торговали «тендерами». В то же время груз сам был освобожден от таможенных пошлин. Государство до сих пор не проводило открытый конкурс в классической форме, но имело уже созданные заказы, выбранные исполнителями, сформулированные условия договора.

ОБ АВТОРАХ:_

Тюрина Юлия Габдрашитовна, профессор Департамента общественных финансов, доктор экономических наук, доцент (u_turina0mai1.ru)

Шуина Алина Алексеевна, ведущий специалист-эксперт отдела мониторинга и оценки государственных программ Департамента программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов (u_turina0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Тюрина Ю.Г, Шуина А.А. Теоретико-методические аспекты механизма финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд: российский опыт // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 579-594. Сог 10.18334/ерр.9.4.41361

Таблица 1

Сравнительная таблица понятий государственных закупок в разных нормативно-правовых актах

НПА Определение Комментарий (основное понятие)

Гражданский кодекс РФ «По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров». Четкого определения государственной закупки в ГК РФ не дается, однако, через призму определения «государственного контракта» можно трактовать государственную закупку как обязательство исполнителя предоставить товар (услугу, работу), а заказчика - оплатить.

Бюджетный кодекс РФ «Государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Кодекса, на срок реализации указанных решений». Бюджетный кодекс так же не дает определения государственных закупок, однако, в определении государственного (муниципального) контракта четко дается понятие предмета государственных закупок, а именно, «выполнение работу, оказание услуг, поставка товаров для государственных нужд. Также в Бюджетном Кодексе дается пояснение по срокам и пределам средств, предусмотренным государственными контрактами в разных случаях.

Кодекс об административных правонарушениях РФ «Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа...». КоАП определяет государственные закупки как «осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения «Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным Основное понятие определения государственных закупок - «совокупность действий».

Окончание табл. 1

1 2 3

государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта».

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Государственные закупки - это инструмент удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах.

План мероприятий по внедрению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Отсутствует. План содержит перечень документов, напрямую или косвенно участвующих в организации контрактной системы государственных закупок в Российской Федерации, некоторые их которых содержат понятие «государственные закупки» (44-ФЗ), однако, прямого определения или понятия в документе не дается.

Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-Ф3 (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» Закупка - форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях. В законе дается четкое определение понятию «закупка».

Источник: составлено авторами.

Быстрое развитие закупок в дни российского реформатора Петра Великого было в период активной войны, завоевания и строительства, экономического возрождения и развития новых территорий. Договор позволил правительству быстро построить новые заводы, обеспечить питание и потребности в армии, укрепить внутренние экономические отношения. Петр впервые создал специальный отдел - офис по договорным вопросам, который отвечал за все контракты и заказы на нужды государства.

Именно Петру ученые приписывают появление первых публичных тендеров, государственных закупок. Потенциальные поставщики были предупреждены о новых государственных заказах через специальную надпись на городских воротах. Здесь суверенные люди размещали информацию о возможных преимуществах поставщиков, уже заключенных контрактах и трейдерах, которые будут выполнять конкретные заказы. Кроме того, эта информация была собрана и учтена Сенатом. Любой заслуживающий доверия предприниматель мог участвовать в оформлении заказа. Его ответственность и гарантия выполнения заказа была подтверждена гарантом из числа уважаемых граждан и государственных служащих. Если трейдер, выигравший «тендер», не выполнил приказ, государство накладывало на него санкции.

В истории закупок XVIII отмечен еще один указ - Регул провиантского правления Елизаветы Петровны, опубликованный в 1758 году. Особое внимание уделяется не покупкам у продавцов, а от прямых производителей, а также рекламным предложениям. Одной из проблем того времени стало неравное положение частных и государственных заводов с участием в конкурсах.

Революция 1917 г. и Гражданская война отменили необходимость публичных торгов. Но во время НЭП интерес к конкуренции для нужд государства вернулся.

В мае 1927 года Правительство утвердило новое постановление о государственных закупках и запасах. Теперь рентабельность условий и определений подрядчика не ограничивалась поиском самой низкой цены.

Уже в конце 20-х годов XX века инициатива НЭП рухнула, экономика становится плановой. В инструкции 1927 года публичный аукцион присутствовал только формально. В декабре 1930 года газета «Известия» не размещала ни одного объявления об аукционе. Тендер (кроме аукционов) в России был забыт на ближайшие 70 лет [3] (Ошву, 2014).

В 1999 году принят основной Федеральный закон № 97-ФЗ «О тендерах по закупкам на поставку товаров, выполнении работ и оказании услуг для нужд государства». На самом деле этот закон был первой всесторонней попыткой на протяжении многих лет систематизировать и оптимизировать систему закупок в России. Тем не менее, 97-ФЗ регулировал только деятельность Федеральных органов и почти ничего о процессе размещения заказа. Поэтому в июле 2005 был принят Федеральный закон № 94-ФЗ.

С появлением 94-ФЗ система закупок стала почти современной. Электронные аукционы были описаны и введены в действие. Двухэтапный процесс заказа был отменен. Закон запрещал частные предложения, за исключением тех, предметом которых была государственная тайна.

Сегодня открытые аукционы в электронной форме являются одной из наиболее распространенных форм закупок [4] (Andrianova, 2015).

В апреле 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О конкурсной системе закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Несмотря на долгий период развития системы государственных закупок в России, существует множество статей на тему развития контрактной системы в России (2004-2013 года), а также ряд статей, включающих в себя анализ проблем существующего механизма (2009-2018 гг.).

Рассмотрим некоторые из них, вызывающие наибольший интерес у авторов данной статьи.

«Система государственного заказа выступает механизмом удовлетворения нужд государства в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления государственно-властных полномочий на основе конкурентного отбора поставщиков. Необходимость сбалансированного функционирования данной системы обусловлена двойственным характеров закупок для государственных нужд. С одной стороны, государство выступает покупателем и как любой покупатель стремится минимизировать свои расходы. С другой стороны государство является специальным субъектом, наделенным социально и экономически значимыми функциями. От того что, у кого и сколько закупит товары, работы и услуги зависит развитие экономики в целом» [5] (Novikov, 2012). В данной статье Новиков А.Н. рассматривает существующий механизм государственных закупок, а также, проводит анализ необходимости самого существования системы государственного заказа. Согласно мнению автора статьи, государственные закупки выступают двигателем развития экономики в России.

По мнению Лапиной Е.Б. [6] (Lapina, 2013), законодательство о государственных закупках, призванное стать государственным регулятором в экономическом секторе, не может выполнять эту функцию при закупке государственных услуг. Поставленные перед таким законодательством задачи, в случае приобретения государственными заказчиками государственных услуг, реализованы посредством иных нормативных правовых актов, что сводит на нет регулирующую функцию законодательства о государственных закупках.

Еще в 2011 году рассматривалась [7] (Kandybko, 2011) объективная необходимость интеграции методов проектного управления в систему размещения государственного оборонного заказа, что позволило бы повысить эффективность использования бюджетных средств, а также обеспечило бы вооруженные силы новыми современными образцами вооружения и военной техники. Применительно к государственным закупкам, авторы рассматривают проектное управление как особый вид деятельности заказывающих органов, базирующийся на предварительной разработке комплексно-системной модели действий по размещению государственного оборонного заказа.

Тема коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд более актуальна, поскольку в России это направление экономической деятельности

появилось относительно недавно, а сформировалось и получило законодательное закрепление только в середине первого десятилетия XXI в. В статье [8] (Yankin, 2018) поднимаются вопросы практики и теории антикоррупционного контроля за государственными закупками. Законодательство о закупках совершенствуется, ответственность за его нарушение ужесточается, обновляется механизм контроля за планированием, проведением закупок, в т.ч. методом включения в число субъектов контроля представителей общественности, а потери средств бюджета в сфере закупок удивляют из года в год своими огромными объемами.

Касаемо механизма финансирования закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд необходимо отметить следующее.

Участие в аукционе на выполнение государственного заказа требует от потенциального исполнителя ряда действий и усилий. Проект контракта на выполнение работ составляет заказчик, т.е. государственное учреждение (орган государственной власти или местного самоуправления). В обязательном порядке в проекте прописывается определение объемов работ, а также, выполняется составление технического задания. Основной проблемой [9] (Belotserkovskiy, 2011) на данном этапе является определение объемов необходимых для выполнения работ (предоставления товаров, услуг), так как заказчик не всегда в полной мере представляет конечный необходимый объем осуществляемых закупок. В данном случае исполнитель на последующих этапах вынужден делать уточнения по объемам, проводить дополнительные расчеты и исследования, что существенно влияет на время. При заключении договора путем проведения торгов проект договора прилагается к тендерной (аукционной) документации и документации о конкурсе.

Важнее всего на данный момент рассматривать механизм проведения тендера на примере электронных торгов, в связи с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который также называют «Указом о переходе на цифровую экономику».

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Поэтому основными преимуществами электронной коммерции являются доступность и относительная открытость аукционов. Электронные закупки позволяют малому и среднему предпринимательству получать доступ к государственным закупкам, что обеспечивает равенство бизнеса и не дает возможности предварительного отбора некоторых крупных предприятий, особенно близких ко всем представителям правительства, до начала проведения тендеров [10] (Mamchits, 2011).

Переход на электронный документооборот в данной сфере позволил сохранить тонны бумаги, избавить исполнителя от необходимости подготавливать конкурсную документацию на бумажных носителях, сократил время предоставления документов, в связи с упрощением внесения правок, а также избавил заказчиков от необходимости хранить тонны бумажной документации до окончания договоров.

Еще одним несомненным преимуществом перехода на электронный документооборот стала возможность анонимизации участников тендеров, что позволило сделать закупки менее предвзятыми по сравнению с предыдущими годами.

Техническая составляющая процесса играет особую роль для участников. В конце концов речь идет о стабильности, скорости и точности работы электронного сайта, что напрямую влияет на возможности участников в реализации прав на участие в тендере.

В последние годы система государственных закупок получила мощную информационную поддержку в виде официального веб-сайта [11].

Однако централизация закупок на одном объекте не решает многих проблем финансового управления, в частности, нет никаких препятствий для злоупотребления клиентами при создании первоначальных контрактных цен и общих условий закупок, которые ограничивают конкуренцию. Также существует еще одна платформа, Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), которая представляет собой информационную среду, в которой взаимодействуют поставщики информации о начислениях, поставщики платежной информации, многофункциональные центры, правительственные (муниципальные) сервисные порталы путем отправки уведомлений в систему или запроса информации из этой системы.

Перед регистрацией на сайте государственных закупок организации, которая уполномочена заключать контракты с клиентами, заказчики должны выполнить процедуру предварительной регистрации в Сводном перечне заказчиков казначейства.

Многие руководители организаций рассматривают государственные заказы как одну из возможностей выжить в сложных экономических условиях. Для этого теперь необходимо знать все этапы электронной торговли на едином портале государственных закупок. Чтобы принять участие в электронном аукционе, необходимо сначала прочитать аукционную документацию.

Чтобы стать участником электронного аукциона, организация должна быть аккредитована оператором электронной платформы. Аккредитация проводится сроком на три года (с возможностью перехода на новый срок полномочий). Ее наличие предоставляет участнику право подать заявку на участие во всех открытых аукционах в электронной форме, которая проходит на такой электронной платформе. Это следует из стандартов ст. 61 Закона № 44-ФЗ.

Участник заказа должен предоставить документацию и информацию оператору электронного сайта, указанному в разделе 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ. Обязательная подготовка электронных документов также предназначена для участников электронных торгов

(открытые аукционы в электронной форме). В части 3 статьи 61 установлено, что оператору не нужно запрашивать представление документов и информации, не включенных в этот список. Объем представленных документов зависит от сферы деятельности.

Плата за аккредитацию электронной платформы взимается только с лица, с которым заключен договор. По информации Минэкономразвития России «После завершения экспертизы операторов электронных площадок» [12] плата за участие в аукционе не может превышать 3000 рублей. Целью электронного документооборота является достижение объективной оценки предложений, поскольку в этой области было выявлено большое количество злоупотреблений недобросовестных государственных заказчиков [13] (Gataullina, 2011).

Участник электронного аукциона должен иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП). В то же время одна ЭЦП может использоваться на всех электронных платформах, потому что она не является ключом к электронной площадке, а используется для сертификации документа вместо рукописной подписи.

Организации, которые решили участвовать в электронных аукционах, должны обеспечить наличие ключа проверки электронной подписи. Ключ проверки электронной подписи должен быть указан в квалификационном сертификате. Кроме того, при выборе специализированной организации, которая выдает эти сертификаты, целесообразно выяснить, какая из пяти электронных платформ (или все без исключения) может участвовать в конкурсе и аукционе торговых организаций.

Согласно принципам работы аукционов государственных заказов, победителем становится участник с наименьшей ценой. В связи с этим, сначала необходимо внимательно проверить оценочную документацию. После приблизительного расчета затрат на рабочую силу компания должна определить, какое максимальное снижение цены может предпринять и имеет ли смысл участвовать в тендере или аукционе.

Кроме того, определяется финансовый потенциал подрядчика, необходимый для выполнения конкретного государственного контракта. Этот этап очень важен для участника в процессе закупок, так как заказчик может выдвинуть требование на исполнение контракта. В этом случае государственный контракт будет заключен только после выполнения этого требования. В случае неисполнения или некачественного исполнения обязательств по государственному контракту исполнитель лишается права на экономические стимулы.

Участник электронного аукциона несет следующие расходы, связанные с участием в аукционе:

• средства, депонированные в качестве обеспечения заявки в соответствии со статьей 44 Закона № 44-ФЗ. Как правило, они составляют 0,5-5% от первоначальной (максимальной) цены контракта;

• оплата действий оператора электронной платформы для участия в электронном аукционе. Сбор осуществляется с победителя аукциона (как подписавшего договор, так и отклонившего его подписание) в размере 2000- 3000 рублей;

• средства, депонированные в качестве обеспечения исполнения контракта или вознаграждения по договору банковской гарантии. Гарантия предоставляется покупателю после объявления о предварительном договоре.

Средства, внесенные в качестве обеспечения участия в аукционе, по своей природе являются только депозитом. Фактически, оставшаяся у клиента сумма является штрафом за нарушение договорных обязательств. В своем письме [14] № 03-03-06 / 1/12 Министерство финансов придерживается иного мнения: сумма, оставшаяся у контрагента из-за неисполнения обязательств по вине эмитента, должна рассматриваться как безвозмездно переданная собственность.

Формами предоставления обеспечения в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ могут выступать:

1) банковская гарантия, выданная банком;

2) внесение денежных средств на специальный счет заказчика. При этом условием допуска к торгам является не фактическое поступление обеспечения на счет заказчика, а приложение документа, подтверждающего перечисление денежных средств на данный счет, в составе соответствующей заявки.

На третьем этапе процесса торгов важно правильно сформировать первую часть заявки. В зависимости от предложения 99% зависит от того, предоставляется ли участнику тендера доступ к электронному аукциону.

Первая часть заявки должна быть подписана лицом, уполномоченным ЭЦП действовать от имени участника тендера. В дополнение к подтверждению залога, любой запрос на участие в публичном электронном аукционе должен включать документ в отсканированной форме, который будет регламентировать материалы, используемые подрядчиком, и затем документ будет отправлен в комиссию посредством процедуры отбора. Без этого запрос не будет рассматриваться, поэтому, когда отсканированная копия будет забыта, подписчик, вводящий заказ, может сразу же начать поиск других государственных заказов.

На четвертом шаге создается вторая часть заявки. Лицо, уполномоченное действовать от имени участника заказа, также должно подписать вторую часть запроса ЭЦП. Для правильного и своевременного выполнения проекта государственного контракта, по запросу участника тендера, вторая часть заявки может содержать отдельный файл с соответствующей информацией об организации [15] (БеШ$еткоу$Ыу, 2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон 44-ФЗ уточняет положения об открытости процедур определения победителей конкурса (часть 2 статьи 52 Закона). Право подписчиков принять участие во вскрытии конвертов с просьбами об участии в тендере и обязательство клиента предоставить такую возможность сопровождается описанием результата такого. Это обязательство реализуемо, если у открытых торгов есть возможность в режиме реального времени транслировать информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и/или об открытии такого доступа.

По мнению Куличева Р.Б., такая возможность, помимо непосредственного при-

сутствия участников при вскрытии конвертов приложений и/или открытии доступа к приложениям, может быть предоставлена посредством онлайн-трансляциио ткрытия конвертов для участия в открытом конкурсе. Эта мера должна была положительно повлиять на объективность определения победителя конкурса за счет повышения доступности отслеживания процесса открытия конкурсных заявок. Тем не менее, веб-трансляция должна быть доступна только для тех, кто подал заявку на участие в конкурсе, и не должна быть доступна для других лиц, которые не подали такие запросы [16] (^Н^, 2013).

В соответствии с логикой законов о государственных закупках, государственные заказчики должны выбирать минимальную ставку только из предложений претендентов на размещение публичного контракта, документация которого полностью соответствует требованиям, изложенным и опубликованным на официальном сайте. Однако существующий механизм организации и реализации публичных контрактов содержит ряд «подводных камней», с которыми может столкнуться опытный участник. Таким образом, победителем аукциона является участник, предложивший самую низкую цену контракта при условии, что его заявка соответствует требованиям.

При заключении государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме особое внимание следует уделить срокам подачи необходимой документации. Таким образом, в течение 5 дней с даты отправки на электронный сайт Заказчик размещает проект договора (без его подписания) на электронном сайте (пункт 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ). Победитель электронного аукциона должен быть ознакомлен с проектом договора, и, если не будет возражений, данный документ должен быть подписан ЭЦП, а также документ, подтверждающий договор (если клиент сделал запрос на заключение договора). Крайний срок для этой части процедуры составляет 5 дней.

Согласно ст. 528 ГК РФ подрядчик, получивший проект договора, вправе подписать его с составлением протокола разногласий. Заказчик должен рассмотреть этот договор и принять решение по нему - сравнить различия и принять или отклонить их. В соответствии со специальным правовым регулированием Законом № 44-ФЗ в процедуре заключения договора общие правила, изложенные в Статье 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются только к условиям, которые стороны имеют право изменить, а также к договору с одним поставщиком.

В случае разногласий по проекту контракта, победитель публичного аукциона разрабатывает и публикует протокол спора на электронной платформе, подписанный усиленной ЭЦП. Этот протокол относится к положениям проекта договора, который не соответствует уведомлению об аукционе, документации открытого аукциона в электронном виде. Клиент в течение 3 дней рассматривает его и без подписи вновь размещает на электронной платформе. Победитель снова знакомится с документами. Процедура продолжается до тех пор, пока у сторон сделки не останется нерешенных вопросов. Договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней после даты

Рисунок 1. Схема логистических потоков в процессе электронных закупок Источник: составлено авторами.

отправки на официальную электронной сводной страницу итогового отчета аукциона (п. 9 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

На рисунке 1 изображена обобщенная схема логистических потоков в процессе электронных закупок.

Как правило, победитель, имеющий право на заключение государственного контракта, определяется в два этапа. На первом этапе; проветяютсяпервые части заявок участников, на втором этапе оценивается вторая часть заявок и анализируются основные документы участников тендера. Несоблюдение этих требований означает снятие участника с «конкурса». Однако победа не заканчивает взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком. Наоборот, они вступают в ответственную фазу выполнения гражданско-правовых обязательств.

Заключение

Таким образом, законодательство Российской Федерации дает целостное представление о понятии «государственные (муниципальные) закупки, однако для того чтобы найти четкое определение, необходимо ознакомиться со всеми основными федеральными законами, связанными с этой сферой экономики России, что представляет определенную сложность для неподготовленного субъекта экономики.

Можно сделать вывод, что понятие «государственные закупки» в Российской Федерации приводится в государственных нормативных правовых актах и при обобщении обозначает «совокупность действий, проводимых государством, по закупке товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных нужд, а том числе, нужд органов государственной власти и местного самоуправления». Однако в системе существует ряд проблем, таких как неполноценность осуществления контроля качества закупок, проблемы коррупции в различных вариациях, а также проблемы в самом механизме организации закупок, которые вызывают значительные временные задержки.

Авторами был выявлен ряд проблем в сфере управления государственными и муниципальными финансами и в сфере государственных закупок, а именно, наличие и необходимость утверждения всех документов в бумажном формате, что затормаживает процессы управления; наличие препятствий во взаимодействии граждан и органов государственной власти и местного самоуправления; отсутствие единой информационно-коммуникационной системы, в которой размещались бы принятые документы с указаниями по осуществлению управленческих решений, что обуславливает заторможенность работы механизма, имеющихся электронных ресурсов, в частности, Единой Информационной Системы управления государственными закупками (ЕИС), которая является частью системы «Электронный бюджет», наличие коррупционных проблем во время осуществления закупок некоторыми из участников (кроме органов государственной власти и местного самоуправления).

Авторами был проведен анализ имеющихся статей и разработок по данной теме, приведены обобщающие выводы по каждой из статей-источников и по описываемым проблемам в целом. Во время изучения данной темы отмечена большая проработанность темы электронных закупок в части нормативных правовых документов, однако существует лишь малое количество работ, описывающих пути решения имеющихся проблем. Данная особенность отмечена, в частности, при рассмотрении аспекта электронных систем, их уязвимости, а также возможных путей устранения описываемых недостатков.

Данные проблемы существуют в последние 10 лет. Органами исполнительной власти предпринимались попытки решать их локально, однако необходим комплексный подход к решению данных проблем, с помощью внедрения новых технологий в обращение, с помощью переобучения и повышения квалификации государственных служащих с ориентиром на взаимодействие с технологиями, новыми системами.

ИСТОЧНИКИ:

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический

словарь. / 2-е изд. испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

2. Богачев П.В. Очерк истории развития государственных закупок в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 5-2(43). - с. 21-24.

3. Гусев В.В. Институт государственных закупок: история становления и современное

состояние// Современное общество и право. - 2014. - № 2(15). - с. 91-98.

4. Андрианова В.Н. История становления и развития правового регулирования госу-

дарственных закупок в электронной форме в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 27. - с. 23-32.

5. Новиков А.Н. Государственный мониторинг цен на товары, работы и услуги как

основа противодействия коррупции при государственных закупках // Экономика устойчивого развития. - 2012. - № 3(11). - с. 164-167.

6. Лапина Е.Б. Государственные закупки государственных услуг // Административное

и муниципальное право. - 2013. - № 9(69). - с. 901-909.

7. Кандыбко Н.В. Эффективные методы управления государственными закупками // Вестник

Московского государственного областного университета. - 2011. - № 3. - с. 34-39.

8. Янкин Г.Н. Об антикоррупционном контроле над государственными закупками //

Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 9(124). - с. 339-343.

9. Белоцерковский Е.Я. Проблемы исполнения госконтракта в строительстве // Руководитель строительной организации. - 2011. - № 12. - с. 46-53.

10. Мамчиц Р. Объем - 80 миллиардов рублей в год // Арбитражный управляющий. -2011. - № 1. - с. 31-33.

11. Единая информационная система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakupki. gov.ru.

12. Информационное сообщение Минэкономразвития РФ «О завершении экспертизы операторов электронных площадок». СПС КонсультантПлюс

13. Гатауллина Р. Тенденции правового регулирования государственных закупок // Безопасность бизнеса. - 2011. - № 1. - с. 23-24.

14. Письмо Минфина РФ от 18.01.2008 № 03-03-06/1/12

15. Белоцерковский Е.Я. Дойти до финала электронного аукциона // Руководитель строительной организации. - 2011. - № 9. - с. 25-34.

16. Куличев Р.Б. Контрактная система — новации законодательства // Право и экономика. - 2013. - № 6(304). - с. 16-23.

REFERENCES:

Andrianova V.N. (2015). Istoriya stanovleniya i razvitiyapravovogo regulirovaniya gos-udarstvennyh zakupok v elektronnoy forme v Rossiyskoy Federatsii [The history of formation and development of legal regulation of риЬНс ршсигетеЩ in екстошс form in the Russian Federation]. Law and order in modern society. (27). 23-32. (in Russian).

Belotserkovskiy E.Ya. (2011). Doyti do finala elektronnogo auktsiona [To rea^ the final of the ele^TOn^ au^ion]. Rukovoditel stroitelnoy organizatsii. (9). 25-34. (in Russian).

Belotserkovskiy E.Ya. (2011). Problemy ispolneniya goskontrakta v stroitelstve [Problems of execution of the contract in construction]. Rukovoditel stroitelnoy organizatsii. (12). 46-53. (in Russian).

Bogachev P.V. (2014). Ocherk istorii razvitiya gosudarstvennyh zakupok v Rossii [Essay on development history of government purchases in russia]. Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. theory and practice. (5-2(43)). 21-24. (in Russian).

Gataullina R. (2011). Tendentsii pravovogo regulirovaniya gosudarstvennyh zakupok [Tendencies of legal regulation of public procurement]. Business Security. (1). 23-24. (in Russian).

Gusev V.V. (2014). Institut gosudarstvennyh zakupok: istoriya stanovleniya i sovremen-noe sostoyanie [History of formation of government procurements and current state]. Sovremennoe obschestvo ipravo. (2(15)). 91-98. (in Russian).

Kandybko N.V. (2011). Effektivnye metody upravleniya gosudarstvennymi zakupka-mi [Effective methods of state procurement]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo oblastnogo universiteta. (3). 34-39. (in Russian).

Kulichev R.B. (2013). Kontraktnaya sistema — novatsii zakonodatelstva [Contract system: legislative novels].Pravo i ekonomika. (6(304)). 16-23. (in Russian).

Lapina E.B. (2013). Gosudarstvennye zakupkigosudarstvennyh uslug [Government procurement of public services]. Administrative and municipal law. (9(69)). 901-909. (in Russian).

Mamchits R. (2011). Obem - 80 milliardov rubley v god [The amount of 80 billion rubles a year]. Arbitrazhnyy upravlyayuschiy. (1). 31-33. (in Russian).

Novikov A.N. (2012). Gosudarstvennyy monitoring tsen na tovary, raboty i uslugi kak osnovaprotivodeystviya korruptsiiprigosudarstvennyh zakupkakh [State monitoring of the prices of goods, works and services as a basis to counter corruption in public procurement]. Sustainable Development Economics. (3(11)). 164-167. (in Russian).

Rayzberg B.A., Lozovskiy L.Sh., Starodubtseva E.B. (1999). Sovremennyy ekonomiches-kiy slovar [The dictionary of modern Economics] M.: INFRA-M. (in Russian).

Yankin G.N. (2018). Ob antikorruptsionnom kontrole nad gosudarstvennymi zakup-kami [On anti-corruption control over state purchases]. Evraziyskiyyuridicheskiy zhurnal. (9(124)). 339-343. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.