Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты формирования новой модели занятости молодежи'

Теоретико-методические аспекты формирования новой модели занятости молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / EMPLOYMENT / YOUTH EMPLOYMENT / THE REGULATION OF UNEMPLOYMENT / CAREER GUIDANCE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батыргишиева Альбина Абкеримовна

Проанализированы особенности, тенденции и перспективы развития системы трудоустройства молодежи в условиях посткризисной модернизации. Исследованы ключевые теории занятости и охарактеризован методический инструментарий оптимизации профессиональной подготовки, трудоустройства и адаптации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological aspects of the formation of a new model of youth employment

Features, trends and prospects in the development of youth employment in post-crisis modernization have been analyzed. Key theories of employment have been investigated, and methodological tools for optimizing the training, employment and youth adaptation have been characterized.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты формирования новой модели занятости молодежи»

УДК 331.53 ББК 65.240 Б-288

Батыргишиева Альбина Абкеримовна, соискатель кафедры экономики и социологии труда Дагестанского государственного университета, т. 89181464191, e-mail: gala5550@,yandex. ru.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ

ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

(рецензирована)

Проанализированы особенности, тенденции и перспективы развития системы трудоустройства молодежи в условиях посткризисной модернизации. Исследованы ключевые теории занятости и охарактеризован методический инструментарий оптимизации профессиональной подготовки, трудоустройства и адаптации молодежи.

Ключевые слова: занятость, трудоустройство молодежи, регулирование безработицы, система профессиональной ориентации.

Batyrgishieva Albina Abkerimovna, seeker of the Department of Economics and Sociology of Labor, Dagestan State University, tel.: 89181464191, e-mail: gala5550@yandex.ru.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF A NEW

MODEL OF YOUTH EMPLOYMENT

Features, trends and prospects in the development of youth employment in post-crisis modernization have been analyzed. Key theories of employment have been investigated, and methodological tools for optimizing the training, employment and youth adaptation have been characterized.

Keywords: employment, youth employment, the regulation of unemployment, career guidance system.

На этапе посткризисной модернизации отечественный рынок труда приобретает специфические черты: в наукоемких и высокотехнологичных сферах экономической деятельности сохраняется дефицит трудовых ресурсов; нерационально используются государственные средства на подготовку и переподготовку специалистов; усугубляются диспропорции спроса на труд и его предложения; отсутствуют эффективные механизмы координации процессов профессиональной подготовки работников и профессионального самоопределения молодежи.

Мы проанализировали данные по основным группам занятий, пользующимся у молодежи наибольшим и наименьшим спросом в 2010 г., на основании данных динамики выпуска специалистов образовательными учреждениями Республики Дагестан. Полученная информация позволила сформулировать вывод о наличии количественного и качественного дисбаланса в спросе и предложении на рынке труда. При этом сфера профессионального образования не только не нивелирует вышеуказанный дисбаланс, а поддерживает его, так как рейтинг выпуска специалистов определенной профессии (составленный по количеству выпускаемых специалистов) практически полностью совпадает с иерархией престижа и привлекательности профессий, то есть не соответствует структуре вакансий на рынке труда.

Охарактеризуем основные направления социально-трудового взаимодействия ключевых субъектов рынка Республики Дагестан.

Первое направление - привлечение работодателей к активному участию в учебно-воспитательном процессе и независимой оценке качества подготовки выпускников. Для реализации эффективного и оперативного взаимодействия и своевременной корректировки учебных планов, отработки единого подхода к подготовке специалистов, рассмотрения кандидатур для трудоустройства выпускников в Республике Дагестан может быть создан «Совет работодателя». В его функции могут быть включены организация стажировки выпускников на предприятии, проведение выездных совещаний в учебном заведении, организация целевого обучения по специальностям, востребованным на производстве. Кроме того, может быть создан «Совет экспертов» Республики Дагестан с функциями отслеживания мобильности и гибкости профессионального обучения будущих выпускников.

Второе направление - организация производственной и преддипломной практики на предприятии. В рамках заключаемых договоров может быть предусмотрено предоставление учебных рабочих мест для прохождения оплачиваемой практики, в том числе с применением высокотехнологичного оборудования.

Третье направление - формирование ключевых навыков предполагает формирование у выпускников ряда компетенций, которые могут быть определены совместно с социальными партнерами путем обсуждения и анкетирования. В частности, это может касаться приобретения выпускниками профессионально - управленческих компетенций, которыми необходимо владеть выпускникам учреждений профессионального образования при их трудоустройстве. Добиться этого можно лишь при подготовке специалистов непосредственно на рабочих местах предприятий.

Содержание профессионально - управленческой компетенции выпускника учреждения профессионального образования выразим следующим образом (рис. 1).

Четвертое направление - взаимообучение инженерного и педагогического состава. С одной стороны, преподаватели учебного заведения проходят стажировку на предприятии, с другой стороны, в рамках социального партнерства, для руководителей практики может быть организован постоянно действующий лекторий для повышения своих теоретических знаний.

Совет работодателей

Рис. 1. Содержание профессионально-управленческой компетенции выпускника

Пятое направление - учет учебным заведением профессионального образования потребностей и запросов предприятий. В данном случае может быть применено вариантное поле получения студентами необходимых специальностей.

Шестое направление - практическое содействие трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Здесь важно организовать этапность его реализации, начиная от изучения имеющихся у работодателей свободных рабочих мест, анализ их структуры до представления работодателям характеристик на выпускников, резюме кандидата, рекомендательных писем и организации встреч - бесед соискателей с работодателями.

Таким образом, в условиях рыночных отношений социально-трудовое взаимодействие ключевых субъектов рынка приобретает особое значение в интеграции образовательных учреждений с государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями и работо -дателями, направленной на обеспечение рынка труда необходимым количеством специалистов с высоким качеством подготовки. По этому поводу Г.Г. Вукович писала, что целью социально-трудового взаимодействия ключевых субъектов рынка является интеграция производства и образования, способствующая повышению качества подготовки специалистов, социальной поддержки студентов, и, в особенности, выпускников учреждений профессионального образования [1].

На современном этапе развития в качестве основных направлений социально -трудового взаимодействия ключевых субъектов рынка выделим следующие:

- исследование рынка с целью определения потребности субъекта Российской Федерации в социальном партнерстве в специалистах с высшем, средним и начальным профессиональным образованием, указанная позиция особенно важна в депрессивных регионах, в которых отсутствие достаточного количества постоянных рабочих мест для трудоустройства выпускников предъявляет повышенные требования к механизму их адаптации на рынке труда;

- утверждение статуса выпускника с указанием его прав и гарантий по трудоустройству;

- совершенствование форм обучения и реализация образовательных программ путем максимального сближения теоретического обучения и производственных процессов;

- расширение подготовки специалистов по очно-заочной форме, по двум- и трехсторонним договорам - учебное заведение - предприятия; учебное заведение - студент - предприятия;

- организация повышения квалификации и переподготовки специалистов по непосредственным заявкам работодателей;

- закрепление за направлениями и профилями постоянных баз практик;

- совместное участие в разработке новых технологических процессов производства путем выполнения реального курсового и дипломного проектирования;

- корректировка учебных планов и рабочих образовательных программ с учетом требований работодателей;

- проведение деловых встреч, «круглых столов», конференций и других мероприятий, направленных на усиление интеграции образовательного процесса с производством;

- организация стажировки преподавателей на предприятиях, привлечение ведущих специалистов предприятий к проведению образовательного процесса в учебных заведениях;

- непосредственное трудоустройство выпускников на забронированные для них рабочие места.

Вместе с тем система социально-трудового взаимодействия ключевых субъектов рынка должна, по

нашему мнению, содержать системы управления процессами подготовки, трудоустройства и адаптации выпускников учреждений профессионального образования, учитывая при этом долгосрочные тенденции, складывающиеся на рынке труда, экономическую и демографическую ситуацию в регионе. Однако ее осуществление, по мнению Г.Г. Вукович и Л.Н. Захаровой [2], наталкивается на существенные противоречия между:

- социальной и профессиональной ориентацией молодежи и требованиями организаций к персоналу;

- задачами учебных заведений по подготовке специалистов в соответствии с требованиями заказчиков и существующей системой образования;

- преобладанием теоретической подготовки специалистов и недостатком у них необходимых навыков практического использования полученных знаний;

- жизненными и профессиональными притязаниями выпускников и реальными возможностями их осуществления;

- интересами развития отдельной организации и интересами общества;

- существующими разрозненными институциональными образованиями, занимающимися трудоустройством выпускников и необходимостью создания целостной системы, связанной с реализацией задач профориентации и трудоустройства выпускников.

Мы разделяем мнение Л. Леденевой, Е. Тюрюкановой в том, что развитие социально -трудового взаимодействия ключевых субъектов рынка предлагает укрепление взаимодействия учебных заведений с работодателями, повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателей, совершенствование системы социальной поддержки студенческой молодежи и молодых специалистов, создание социальной базы для распределения выпускников учебных заведений согласно заявкам работодателей, в том числе под их долгосрочную потребность [3].

Как справедливо отмечают Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко и Н.Г. Митрофанов, механизм устойчивого развития системы социального партнерства возможен лишь при определении прямых связей учебное заведение - предприятие, выпускник, молодой специалист - работодатель и всех ее составляющих [4].

Итак, базовыми характеристиками новой модели занятости молодежи выступают:

- внедрение основных норм научно-методических и нормативных документов для эффективной реализации взаимодействия учебного заведения и предприятия;

- повышение социальной защищенности молодых специалистов на рынке труда;

- внедрение в действие материально-технического и кадрового обеспечения подразделений учебных заведений, оказывающих содействие в трудоустройстве выпускникам;

- обеспечение условий для формирования карьеры молодых специалистов;

- проведение исследований состояния рынка труда с точки зрения определения перспектив трудоустройства выпускников;

- обучение выпускников современным технологиям поиска работы и построения карьерного плана, а также повышение их информированности о текущем состоянии рынка труда;

- поддержка на государственном уровне учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по инновационным технологиям и в с соответствии с потребностями рынка труда;

- поддержка инициатив предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Литература:

1. Вукович Г.Г. Региональный рынок труда: факторный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2009. №6. С. 376-382.

2. Вукович Г.Г., Захарова Л.Н. Проблема профориентации молодежи Краснодарского края и ее решение с учетом престижа и привлекательности профессий // Там же. С. 394-398.

3. Леденева Л., Тюрюканова Е. Российские студенты за рубежом. М., 2002.

4. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Митрофанов Н.Г. Рынок труда и социальное партнерство. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.