Научная статья на тему 'Теоретико-философские аспекты исследования насилия и ненасилия в социальных практиках'

Теоретико-философские аспекты исследования насилия и ненасилия в социальных практиках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
286
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / НЕНАСИЛИЕ / ВОЛЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / МОРАЛЬ / VIOLENCE / ANTIVIOLENCE / STATE POWER / WILL / SOCIETY / BEHAVIOUR / MORAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мордовцева Татьяна Васильевна

В статье излагается ряд существующих подходов к определению феноменов «насилие» и «ненасилие» в социально-философском контексте. Указывая на разнообразные проявления насилия, автор анализирует его формы и типичные причины, отмечает философские аспекты. В статье представлены некоторые тенденции понимания насилия и ненасилия в российском и зарубежном философском дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-PHILOSOPHIC ASPECTS OF RESEARCH OF VIOLENCE AND NON- VIOLENCE IN SOCIAL PRACTICES

The article presented recites a number of existing approaches to the «violence» and «antiviolence» concept definition. The author singles out the to violence a distinct form by pointing out various displays of violence. This form of violence also has its variations and can be divided into philosophy types. Each of the named types has its own features and essential characteristics determining their distinction. The author describes the development tendencies of «violence» and «antiviolence» in the Russian and foreign philosophy discourse.

Текст научной работы на тему «Теоретико-философские аспекты исследования насилия и ненасилия в социальных практиках»

Т.В. Мордовцева

ТЕОРЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАСИЛИЯ И НЕНАСИЛИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ

В статье излагается ряд существующих подходов к определению феноменов «насилие» и «ненасилие» в социально-философском контексте. Указывая на разнообразные проявления насилия, автор анализирует его формы и типичные причины, отмечает философские аспекты. В статье представлены некоторые тенденции понимания насилия и ненасилия в российском и зарубежном философском дискурсе.

Ключевые слова: насилие, ненасилие, воля, общество, государственная власть, поведение, мораль.

Насилие, анализируемое в социальном контексте как проявление человеческой деструктивности и агрессивности, связано с изучением комплекса причин применения силы с целью принуждения людей к определенному поведению, т.е. установлению господства одной воли над другой, нередко связанное с угрозой жизни. Сложившиеся традиции исследования феномена насилия (Т. Гоббс, Ф. Ницше, К. Маркс, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) свидетельствуют о том, что оно является неизменным спутником всех социальных, эволюционных и революционных изменений. Глубокая укорененность насильственных форм поведения в человеческой жизни спровоцировала исследователей перешагнуть барьер психологизма и подойти к решению вопроса о конструктивных альтернативах насилия через морально-нравственную рефлексию, что и привело к выделению бинарной связи насилия и ненасилия, которая выражается в двух ценностно-смысловых позициях: первая исходит из стремления подавления противоположной стороны, навязывания ей своей воли через систему власти; вторая опирается на принцип равноправия сторон, стратегию диалога, компромисса, баланса сил, отказа от репрессивных форм власти. Во взаимодействии этих ориентаций и выявляется эволюция форм насилия в истории, причем налицо две тенденции: движение от явных форм насилия к более скрытым и стремление к ограничению насилия в контексте утверждения неотъемлемых прав человека.

По мнению А. Гусейнова [1], насилие и ненасилие как категории философского анализа являются не столько диалектической парой, как правое и левое, сколько характеризуют разные стадии одного процесса как последовательно сменяющие друг друга способы действия. При концептуализации феномена насилия он считает вполне оправданным выделять два основополагающих подхода к его пониманию - абсолютистский и прагматический. Согласно первому понятие «насилие» имеет четко выраженную негативную оценочную нагрузку, которая распространяется на все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующие им душевные качества -ложь, ненависть, лицемерие и т.д. В таком контексте насилие отождествляется со злом, и тем самым нивелируется возможность толкования его как вынужденной меры, т.е. использования в относительно конструктивных целях, а также в равной мере изобличается порочность лица, его применяющего. В рамках прагматического подхода насилие получает смысл физического или экономического ущерба, в том числе сюда относят убийство, ограбление и т.п., не исключающие определенных уступок в сторону его оправданности, использования в крайних

случаях и вынужденных обстоятельствах, в частности, для предотвращения еще большего насилия, которое невозможно устранить иными способами.

Именно прагматический подход в силу своей реалистичности и адекватности типичным формам поведения человека приобрел наибольшую популярность. Развивая его, можно дискутировать не только о моральной оправданности насилия, но и вводить некие критерии измерения насилия, предлагать варианты и способы решения проблемы предотвращения насилия, в частности, обосновывая его связь со свободной волей и властью. По мнению того же А. Гусейнова, «насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком» [1], при этом он делает важное дополнение, что насилие - это не принуждение вообще и не вообще ущерб жизни и собственности, «а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. Насилие есть узурпация свободной воли. Оно есть посягательство на свободу человеческой воли» [1]. Понятно, что такой смысл насилия не позволяет редуцировать его просто к разрушительной силе, но обосновывает возможность более широкой философской рефлексии, отличающей его от инстинктивных природных свойств человека: агрессивности, воинственности, плотоядности, а с другой стороны, от других форм принуждения в обществе, таких как право и закон.

В поле философской рефлексии находится также вопрос о субъекте насилия, поскольку абсолютистский взгляд всегда фокусировался на объекте, на том, против кого оно было направлено, что неизбежно оставляло без внимания идею легитимации воли и принуждения ей. «Ведь недостаточно решить, кто может стать жертвой. Надо еще ответить, кто достоин стать судьей» [2]. А это значит, что в основе проблемы насилия и ненасилия лежит проблема добра и зла, ответственности человека и общества за принимаемые оценочные суждения. И подобно тому, как критерии добра, красоты, истины заключены в абсолютном начале, в нем же обнаруживается стремление оправдать или осудить насилие, что непосильно ни человеку, ни человечеству.

И тем не менее проблема существует. Этически правомерно знать, по какой причине лицо, совершающее насилие, избирает этот путь разрешения ситуации. И может ли оно, напротив, явить пример ненасилия? Очевидно, что выбор ненасилия способен в принципе блокировать деструктивные проявления человеческой свободы посредством поиска компромисса, установления диалога, согласия, т. е. ненасилие может быть ответным решением на проявление насилия с целью минимизации его разрушительного воздействия, ибо оно способно породить только ответное насилие. Однако этот путь не из легких, поскольку требует от субъекта конструктивного действия - отказаться от монополии на истину и, в частности, от абсолютистских оценок, быть готовым к изменениям и самокритике, к умению занять другую позицию и проявить максимум эмпатии, т.е. требуется сменить основания выбора.

Тактика ненасилия в основном реализуется в трех формах: пассивной капитуляции и покорности; ответном насилии и борьбе; активном ненасильственном сопротивлении. Именно последняя форма предполагает, что ненасилие переводит цели и средства борьбы в качественно однородную нравственную плоскость, оно направлено на устранение не только эмпирических результатов несправедливости, но и их внутренних оснований, оно разрывает цепь насилия, поднимает человеческие отношения на другой уровень.

Любопытно, что ненасилие в форме пассивной капитуляции и покорности подвергается нравственной критике не в меньшей степени, чем само насилие. По крайней мере Б.Г. Капустин [4, с. 157-195], анализируя подобную точку зрения на моральные аспекты принуждения, отмечает, что политика ненасилия прежде всего сталкивается с проблемами не в лице угнетателя, а угнетенного, который, проявляя покорность, лишается способности к освободительному действию вообще, а нередко и пассивно принимает смерть от угнетателя.

В свою очередь политика ответного насилия также нуждается в моральной легитимации, поскольку ориентирована на ее оправдание в качестве ответного вызова. И. А. Ильин по этому поводу писал: «Тот, кто сопротивляется злодеям силою и мечом, тот должен быть чище и выше своей борьбы: иначе он поведет ее и не он завершит ее победою, а она увлечет его, исказит его обличие и извергнет его, сломленного, униженного и порочного. Владеть силою и мечом может лишь тот, кто владеет собой, т. е. своими страстями и своим видением» [3, с. 53-54]. Здесь же можно отметить, что ответное насилие, вероятно, в большей мере, чем исходное, нуждается в критериях добра и справедливости, ибо невозможно дать объективную оценку условиям, оправдывающим его необходимость.

Анализируя современные социальные практики и способы коммуникации, исследователи дискутируют о том, какая из форм поведения превалирует - конструктивная или деструктивная [5]. С одной стороны, возрастание уровня конфликтогенности в разных регионах мира, обусловленного межэтническими, межнациональными,

межконфессиональными столкновениям, очевидно свидетельствует о неизбежном приоритете тактики подавления, вплоть до физического уничтожения и массовой гибели людей. С другой стороны, факт нарастания темпов развития мировой цивилизации доказывает преимущественное существование ненасильственных способов разрешения конфликтов, которые при условии имеющихся средств военного вооружения многих стран уже давно могли привести к гибели все человечество. Поэтому в реальном историческом процессе в целом ненасилие, превалирующее над насилием, является преобладающей тенденцией.

Но можно ли быть уверенным в том, что баланс сил действия и противодействия сохранится?

Именно сомнения в положительном ответе на этот вопрос актуализируют исторический характер проблемы насилия и ненасилия, опосредуя необходимость поиска конкретных социальных практик и технологий ненасилия в современном мире.

Литература

1. Гусейнов А. А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6.

2. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? // Вопросы философии. 2004. № 3.

3. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. М., 1995. Т. 5.

4. Капустин Б.Г. Насилие в политике: теоретические парадоксы и их практическое разрешение // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М., 2009.

5. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.