■ ■ ■ Теоретическое осмысление ресторанной критики в журнальной периодике
Рева Е.К., Михайлова Т.Д.
Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация.
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу современных типов критики, актуальных для медиадискурса. Акцентируются особенности реализации ресторанной критики в современной системе журнальных периодических СМИ. На основе изучения предшествующего научного опыта теоретическому осмыслению подвергается явления ресторанной критики применительно к медиадискурсу, определяется влияние типологических характеристик издания на воплощение ресторанной критики. В статье рассматриваются основные жанры медиатекстов ресторанной критики, характерные для каждого из типов журнальных СМИ. Кроме того, в статье определяются перспективы дальнейшего изучения текстов ресторанной критики в журнальной периодике: глянцевой, географической, трэвел, деловой, гастрономической. Данная работа опирается на фундаментальные исследования в области лингвистики, культурологии, психологии, социологии, труды по теории журналистики и массовых коммуникаций.
Ключевые слова: критика, медиакритика, ресторанная критика, журнальная периодика, типология журнальных СМИ, медиа
Для цитирования: Рева Е.К., Михайлова Т.Д. Теоретическое осмысление ресторанной критики в журнальной периодике // Коммуникология. 2017. Том 5. № 6 . С. 156-169 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-6-156-169.
Сведения об авторах: Рева Екатерина Константиновна, д.филол.н., доцент, зав. кафедрой «Журналистика» Пензенского государственного университета; Михайлова Татьяна Денисовна, аспирант первого года обучения кафедры «Журналистика» Пензенского государственного университета. Адрес: 440026, г. Пенза, ул. Красная, д. 40. E-mail: reva.ek@mail.ru.
Статья поступила в редакцию: 06.11.2017. Принята к печати: 18.11.2017.
С теоретической точки зрения критика рассматривается как самопознание культуры, которое дополняется изучением отношений культуры с социумом. Критика на протяжении всего своего существования характеризуется как элемент, способствующий продуктивному отбору знаний и исторического опыта: «Она охватывает процессы социальной коммуникации, обеспечивающие распространение культуры в обществе» [Короченский: 205]. Критика подразумевает под собой синтез познания и социальной ориентации, откликаясь на тенденции развития общества, в связи с чем в современном мире наряду с традиционными видами художественной критики (литературная, музыкальная, театральная, кинематографа и пр.) развивается критика архитектуры, дизайна и кулинарная
критика, подразумевающая под собой критическую оценку представления различных кулинарных школ и ресторанов [Короченский: 206].
Медиатизация социума, проявляющаяся в распространении и воздействии СМИ на общественно-политическую жизнь и культурные процессы, способствует тому, что большое значение приобретает новая область критического творчества - критика СМИ, которую называют медиакритикой. Согласно определению А.П. Короченского, медиакритика - «оценочное познание социального функционирования СМИ» [Короченский: 204]. Ю.В. Маркина вслед за А. П. Ко-роченским под медиакритикой подразумевает «сферу творчества, которая оценивает и анализирует медиийныий продукт» [Маркина]. Предметом медиакри-тики может быть форма, содержание информационного продукта, а также его значение, влияние на аудиторию, взаимодействие с ней. Основным же материалом для анализа, интерпретации и оценки в медиакритике являются медиа-продукты. Медиакритика близка другим областям критическо-журналистского творчества - кинокритике, литературной, театральной, музыкальной критике, так как медиапродукты, подвергаемые медиакритике, содержат в себе элементы всех видов творчества. «Медиакритика способна выявлять степень адекватности и полноты отображения социальных явлений и процессов в СМИ, соотнося с объективной реальностью картины и образы действительности, сформированные СМИ» [Короченский: 207]. В настоящее время А.П. Короченским выделяются три вида медиакритики: 1) научно-экспертная (академическая); 2) внутрицеховая; и 3) массовая. Академическая медиакритика - это оценочное исследование, адресованное как ученым, так и журналистам, массмедийных процессов, которое опирается на использование научных методов и приемов. Внутрицеховая медиакритика - это профессиональная рефлексия, журналистская самокритика, способствующая совершенствованию мастерства медийщиков, осмыслению профессиональных норм и ценностей. Массовая медиакритика адресована широкой аудитории и может рассматриваться в рамках медиао-бразования общества.
В исследованиях, посвященных месту ресторанной критики в современных СМИ, четкая формулировка термина «ресторанная критика» отсутствует. Хотя работы трех исследователей, осмысляющих понятие «ресторанная критика», нами обнаружены, полностью согласиться с представленными в них концепциями не представляется возможным. В работе Т.Е. Нерсесовой сделана попытка определить ресторанную критику как вид сервисной критики, что, по нашему мнению, не является точным в связи с мотивами потребления ресторанных услуг [Нерсесова]. Внимание А.Н. Тепляшиной уделяется рассмотрению ресторанной критики в деловых СМИ, в связи с чем определение ресторанной критики лимитируется данным типом периодической печати. По мнению А.Н. Тепляшиной, «ресторанная критика не только акцентирует преимущества или недостатки заведения, но и формирует его образ, является неотъемлемым компонентом привлечения посетителей, а, следовательно, стимулирует бизнес» [Те-пляшина: 199]. Е.Д. Добрякова рассматривает ресторанную критику как вид ху-
дожественной критики, считая ресторан художественным произведением, метафорично определяя повара художником, посетителей ресторана - читательской аудиторией и т. д. [Добрякова: 142]. Данный подход противоречит реалиям жизни, в которых ресторан имеет дело с совокупностью вполне осязаемых характеристик, которые не имеют ничего общего с художественным текстом. На основе научных работ, посвященных рассмотрению ресторана с точки зрения социологии, экономики, психологии, и критики с точки зрения филологии, нами сделана попытка сформулировать определение понятия «ресторанная критика».
Ресторанная критика, с одной стороны, оценивает, как представлена цель, с которой люди идут в ресторан, с другой же, насколько слагаемые концепта (ресторанная кухня; фирменные блюда; винная карта; интерьер; культура обслуживания; музыкальное сопровождение; транспортное сообщение; парковка; цены) представлены в заведении. Ключевым моментом является тот факт, что ресторанная критика находит свое представление в медиатекстах, имеющих филологические и журналистские особенности [Picard: 145].
В зависимости от типа издания концепт ресторан рассматривается журналистом с определенной точки зрения. Отметим тенденцию, связанную с зависимостью выбора ресторана от его престижа, для того чтобы повысить или подтвердить свой социальный статус, и выбора соответствующего издания. Эта корреляция, несомненно знакомая журналисту, позволяет рассматривать ресторан исходя из целей своей аудитории. Соответственно, задачей ресторанного критика является посмотреть на ресторан глазами своей аудитории [Greenman: 178].
Если ресторан может отвечать культурному запросу посетителя, связанному с желанием больше узнать о фольклоре, музыке, искусстве, танцах, живописи, природных богатствах региона, едва ли его можно рассматривать только лишь с позиции поставщика сервисных услуг. К тому же, ресторан часто конвергирует функции, выступая не только и не столько местом питания. «В связи со значительной адаптацией посетителей ресторанов к традиционным видам предлагаемых развлечений на ресторанном рынке возникла новая тенденция - совмещение несовместимых ранее форматов, например, клуб и кафе, галерея и ресторан, салон красоты и кофейня и т. д., причем все более начинают лидировать интеллектуальные развлечения», отмечают Л.А. Любимова и С.Н. Морева [Любимова, Морева: 33]. Следовательно, нужно учитывать, что под ресторанной критикой может быть рассмотрена критика искусства, не в чистом виде, но с элементами сервисной критики.
Задачи медиатекста, содержащего ресторанную критику, взаимообусловлены, взаимосвязаны и представлены, как правило, в единстве, с доминантой той или ной задачи, которая объясняется типом издания: информирование, развлечение, убеждение или рекламирование, считает А.Н. Тепляшина [Тепляши-на: 119]. По мнению исследователя, медиатексты, представляющие собой ресторанную критику, являются двуплановыми: содержат объективную информацию о ресторане как элементе реальной действительности и субъективное восприятие ее журналистом или персонажем медиатекста, причем автор каче-
ственного медиатекста стремится к балансу этих составляющих, следуя принципу достоверности журналистики, а также стремясь к реализации ее просветительской функции.
Таким образом, ресторанная критика - вид критики, содержащий в себе элементы сервисной и художественной критики, доля которых зависит от типа СМИ, целью которой является, с объективной точки зрения, рассмотрение ресторана как носителя слагаемых места общественного питания и, с субъективной точки зрения, источника реализации мотивов, руководствуясь которыми целевая аудитория данного СМИ становится посетителем ресторана.
В ходе проведенного исследования контента журнальной периодики было выявлено, что ресторанная критика реализуется в следующих сегментах: деловых, глянцевых, географических, трэвел и гастрономических изданиях.
Причины функционирования ресторанной критики в каждом из типов СМИ объясняются предпочтениями целевой аудитории и задачами издания. Действительно, для целевой аудитории глянцевой журналистики ресторан становится местом проведения досуга и светских мероприятий [McLuhan: 267]. В географических изданиях ресторан рассматривается как проводник культуры, причем не только гастрономической, но и элементов культуры народа в целом. Деловая журналистика фокусирует внимание на ресторанном бизнесе, подчеркивая то, что ресторан является частью бизнес-структуры общества. Для гастрономической же прессы ресторан видится как средоточие изысканных блюд и тонкостей их приготовления, которые могут быть адаптированы в рамках домашней кулинарии.
Деловая пресса («Эксперт», «Коммерсант Weekend», «РБК», «Профиль») содержит материалы, посвященные ресторану, рассматривая его с определенной функциональной нагрузкой. В целом, функциональная специфика деловой прессы обусловлена характером целевой аудитории и характером обрабатываемой информации. «Главная функция деловой прессы - быть надежным источником информации о наиболее важных процессах в общественном производстве и социальной жизни» [Аникина, Баранов, Воронова: 178]. Основными характеристиками информации в деловой прессе являются ее утилитарный характер и сжатые сроки потребления информации целевой аудиторией ввиду ее занятости и точного знания того, что нужно.
Ресторанная критика в деловых изданиях представлена аналитическими жанрами: рецензией и проблемной статьей. Рецензия в деловых изданиях рассматривает ресторан как бизнес-механизм, о чем свидетельствует профессиональная лексика, являющаяся концептуальной доминантой в данных медиатекстах.
В деловых журналах публикуются медиатексты, являющиеся, согласно жанровой характеристике, проблемной статьей. «Этот вид статьи требует от журналиста глубокого изучения избранной проблемы, большой компетентности, твердой позиции в отстаивании собственной точки зрения, убедительной доказательности» [Грабельников: 23]. Проблемные статьи в деловых изданиях часто имеют дискуссионный характер и содержат в себе несколько точек зрения
по исследуемому вопросу. В центре внимания авторов проблемных статей являются не одно, а группа заведений, иллюстрирующих заявленную в подзаголовке тему, мнение шеф-поваров или владельцев, становящихся экспертами по изучаемому вопросу, которое также находит свое отражение в проблемной статье [Грабельников: 45].
В сегменте глянцевой журналистики тексты ресторанной критики также находят свое отражение. Долгое время под глянцем рассматривались журналы с высоким качеством бумаги и качеством печати. Однако сегодня полиграфические признаки не являются ключевыми в понимании глянцевых журналов. «Глянец сегодня - это тип издания, которое ориентируется прежде всего на аудиторию людей с доходом высоким или выше среднего, которых волнует «качество» их жизни и которым необходимы рекомендации и установки на то, как удовлетворить свои запросы» [Медиасистема России...: 63]. Отметим, что многие глянцевые журналы являются российскими аналогами крупных международных брендов и состоят из материалов, публикуемых во всех национальных выпусках, а также из собственно российских медиатекстов. Главными функциями глянцевых изданий являются рекреативная и познавательная.
Нами были отмечены различия в представлении ресторанной критики в глянцевых журналах в зависимости от их гендерной характеристики. В каждой из тендерных групп глянцевых изданий представляется возможным выделить журналы, относящиеся к интеллектуальным/умным, то есть ориентированным на целевую аудиторию с высоким уровнем образования и запросам к СМИ. Именно в интеллектуальном глянце, как мужском, так и женском, публикуются медиатек-сты, являющиеся ресторанной критикой. В тех изданиях, которые к интеллектуальным не относятся, текстов ресторанной критики не обнаружено.
Отметим особенности ресторанной критики в женской глянцевой периодике. В этих изданиях концепт ресторан сосуществует с центральным для них ассоциативным полем «красота», являясь одним из тематических направлений [Овсянникова, Насонова]. Ресторан рассматривается в разных проявлениях: как место проведения светского мероприятия, как объект критики и др. В ходе контент-анализа четырех глянцевых женских ежемесячных изданий («InStyle», «Glamour», «Tatler», «Vogue») установлено, что в глянцевом женском издании ресторан определяется как центр гастрономических изысков, антураж светского вечера, место сбора знаменитых людей, которые являются владельцами или завсегдатаями ресторана.
Общий процент медиатекстов, посвященных ресторану, в глянцевой женской журнальной периодике невысок. В основном, это одна полоса журнала, содержащая текстовую информацию о ресторане, доминируют же фоторепортажи, представляющие ресторан как место проведения мероприятия. Это обусловливается тем, что основной процент информации в женском глянцевом издании - визуальный, а текстовые публикации представляют собой, как правило, советы по уходу за собой или истории женского успеха. «Содержательное наполнение значительной части современных глянцевых журналов призвано слу-
жить достижению главной цели, которую преследуют такие издания - развлекать массового читателя, погружать его в мир иллюзий и красивой жизни, задавать определенные стандарты поведения и жизни в целом» [Вартанова: 72].
В ходе анализа было выявлено, что материалы ресторанной критики в глянцевой женском периодике представлены информационными (заметка), аналитическими (рецензия), художественно-публицистическими (путевой, портретный очерк) жанрами.
Заметки сопровождаются иллюстративным материалом, который становится превалирующим в публикациях. Причем отличительной особенностью репрезентации ресторанной критики в глянцевом женском издании является тот факт, что среди иллюстраций фото еды/деталей ресторана оказываются не в фокусе, в связи с чем представляется возможным говорить об особенностях репрезентации ресторанной критики в женском глянце, связанных с тем, что даже в материалах ресторанной критики главным для фотожурналиста являются гости вечера и их предметы одежды и аксессуары, что соответствует типологии глянцевого женского журнала, главной особенностью которого является необходимость предоставления информации, актуальной для состоятельных женщин, - светские мероприятия и модная одежда (публикации «Новогодняя вечеринка в ресторане Piccolino», «Светская Москва на вечеринке в ресторане Selfie», «Светские девушки на девичнике в ресторане Butler», «Ужин Iceberg в ресторане Seven», «Шоу Masterpeace в ресторане Butler»).
К художественно-публицистическим жанрам материалов о ресторане относятся путевой и портретный очерк. С точки зрения ресторанной критики путевой очерк глянцевого женского журнала отличается сосредоточенностью на прагматической стороне путешествия и ограниченным вниманием к ресторану как носителю культурного кода и источника сведений о дестинации.
Аналитические жанры ресторанной критики в женском глянцевом издании представлены рецензией. Согласно дефиниции Л.Е. Кройчика, рецензия -исследовательско-новостной текст, главной задачей которой является помощь в ориентации в конкретной проблематике, в нашем случае, в проблематике ресторанов, формировании у целевой аудитории эстетического представления об объекте, в частности, о месте питания, и содействии в выработке самостоятельных оценок произведений [Кройчик: 154]. Рецензии ориентированы на запросы женской целевой аудитории: в поле зрения журналистов попадают рестораны, предоставляющие низкокалорийные диетические блюда. Если говорить о языковых особенностях репрезентации ресторана, то женские глянцевые издания отличаются доминированием оценочных высказываний в медиатекстах ресторанной критики. Оценочные высказывания рецензента также способствуют воздействию на аудиторию издания и формированию представления о ресторане, что и является основной задачей рецензии как аналитического жанра.
Таким образом, ресторанная критика на страницах женского глянцевого издания представлена жанрами, способствующими раскрытию ресторана как места проведения мероприятий (информационный - заметка), как возмож-
ности сделать паузу в путешествии, в ритме буднего дня (художественно-публицистические - очерк). Чтобы у целевой аудитории была возможность сориентироваться в ресторанном мире, журналисты публикуют рецензии, содержащие критический разбор ресторана, отмечая все достоинства и недостатки.
Глянцевые мужские журналы, в которых также представлена ресторанная критика, в отличие от женских глянцевых журналов, раскрывают ассоциативное поле, характеризующее основные стремления мужчин - стремления быть успешным. «Все статьи направлены на то, чтобы с помощью ассоциативных связей сформировать в сознании читателей образ успешного мужчины, знающего, чего он хочет от жизни, и, самое главное, как этого добиться» [Овсянникова, Насонова: 92]. Мужчина глянцевых изданий «настойчив», «амбициозен», он находится в «абсолютном согласии с собой» и остается джентельменом «даже не в самой джентельменской ситуации». Медиатексты глянцевых мужских издания сосредоточены на тематических полях: карьера, атрибутика успешности: дом, машина, аксессуары, физическая форма, мода. Ресторан, входящий в концепт отдых, можно найти рядом с хэштегом увлечение, место питания рассматривается как место, подходящее для достижения и реализации новых целей, например, сделать предложение девушке.
В ходе анализа публикаций мужских глянцевых изданий («Esquire», «GQ») было выявлено, что вектор подачи информации в мужском глянце смещен на мужское времяпрепровождение, включающее, например, желание посетить бары и отдохнуть, употребляя алкогольные напитки. Исходя из этого намерения журнал публикует карты бара, называя их «питейные карты», которые реализуются в аналитическом жанре рецензии. Рецензии в глянцевом мужском журнале делают акцент на ингредиентах блюда, не упоминая других содержательных частей концепта ресторана, кроме кухни. В дополнение, отличительной чертой данных изданий является ассоциативная связь, отраженная в заголовке и подзаголовке рецензий, с мужскими, не всегда актуальными на сей день, но считающимися традиционными, занятиями, которые и являются принадлежностью мужского гендера.
Аналитические жанры в мужском глянце представлены и полемической статьей, целью которой является проанализировать тенденцию подъема русской гастрономии, упоминая шеф-поваров, владельцев и кухню ресторана. Портретный очерк - традиционный жанр мужского глянца, который способствует раскрытию профессионального становления личности шеф-повара. Возможно, интерес к деятельности шеф-повара детерминируется тендерными причинами, ведь, как правило, эту должность занимают мужчины. Очерк сопровождается рецептом приготовления фирменного блюда шеф-повар.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в глянцевой мужской журналистике ведущим жанром ресторанной критики является аналитический - рецензия. Аналитический способ подачи информации о ресторане представляется и на страницах полемических статей, раскрывая гастрономическую тему через призму функционирования ресторанов. Гендерные особенности глян-
ца находят свое отражение в стилистических тематических аспектах функционирования ресторанной критики.
Ресторанная критика в журналах, посвященным географической тематике, также является одним из тематических векторов изданий. Отметим, что современные тенденции развития массмедиа, отражающиеся в необходимости предоставления читателю не только информации познавательного, научно-популярного характера, которой наполнен контент географических изданий, но и прагматического, нацеливающего целевую аудиторию на самостоятельные открытия, которая содержится в тревел-изданиях, способствуют разделению журналов на два типа: географические и тревел-журналы. Географические журналы, в которых главной темой являются история и культура страны, быт и обычаи народов, выполняют познавательно-развлекательные функции. Тревел-журналистика, напротив, - это особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю в первую очередь информацию о путешествиях, затрагивая попутно темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие [Тепляшина: 120].
Нами был проведен анализ шестнадцати медиатекстов в географических журналах («Вокруг света») и тревел-изданиях («National Geographic Traveler», «Вояж», «GQ Traveler», «Отдых в России»), содержащих ресторанную критику.
В ходе исследования выявлено, что в географическом издании «Вокруг света» доминирующим жанром ресторанной критики является интервью в рубрике «Дело вкуса», которая обычно посвящается традиционному блюду того или иного района мира. Героем интервью становится концепт-шеф/шеф-повар московского ресторана, являющегося носителем исследуемой в рамках медиа-текста культуры. Целью данного интервью является выявление специфики подачи блюда, имеющего историю приготовления, в настоящее время и прагматической стороны вопроса с точки зрения специалиста, а также желание пригласить читателя познакомиться с данным блюдом в ресторан Москвы, о чем не говорится вербально, но упоминание ресторана является неким непрозрачным намеком.
В тревел-изданиях жанровая специфика отличается от географических своим разнообразием. Ресторанная критика представлена информационным жанром - заметка. Целью заметок, посвященных ресторанной критике, как информационного жанра является предоставление информации о гастрономических турах или возможности совершить тур, не покидая страны, но создав себе иллюзию путешествия, поучаствовав в вечере разных гастрономических культур.
Аналитические жанры в тревел-изданиях представлены мини-рецензией, включающейся в обзор туристической дестинации. Журналист краткое перечисляет информацию о местоположении ресторана, интерьерах и меню. Также на страницах тревел-изданий публикуются статьи, посвященные туристическому месту в контексте гастрономического путешествия, и проблемные статьи, сообщающие о региональной кухне как туристическом бренде, с которым можно познакомиться, посещая рестораны.
Широко представленным в тревел-изданиях жанром ресторанной критики является комментарий. «Комментарий представляет собой актуальное публицистическое выступление» [Грабельников: 167], направляя внимание аудитории на важные путешественнику гастрономические места, автор комментария обосновывает свой выбор, как правило, приводя примеры ресторанов, самых значимых с культурно-гастрономической точки зрения, и исходя из целей путешественника. Характеристики комментария описаны исследователем А.А. Грабельнико-вым, который отмечает, что данный жанр отличается лаконичностью и точностью оценки автором происходящего события [Грабельников: 167]. «Познавательное значение комментария связано с широкой фактической основой» [Грабельников: 168], являющейся базой для таких медиатекстов. Все эти жанровые характеристики комментария находят свое отражение и в текстах тревел-журналов, посвященных ресторанной критике.
На основании проведенного исследования географических журналов представляется возможным сделать следующие выводы:
- гастрономический сегмент широко представлен в тревел-изданиях в связи с потребностями читателя в гастрономической информации о дестинациях;
- основной формой данного тематического поля является ресторанная критика, являющаяся в тревел-журналах не только оценкой мест общественного питания, но и транслятором национальных особенностей, отраженных в гастрономии, обстановке и геолокации ресторанов.
Ресторанная критика представлена и в изданиях, где главной темой является еда, которые называют гастрономическими и кулинарными. Для начала следует отметить необходимость типологической дифференциации понятий кулинарный журнал и гастрономический журнал. Это требование вызвано тем, что эти типы изданий характеризуются индивидуальными особенностями, не позволяющими объединять их в одну группу. К тому же, «терминологический аспект важен потому, что нередко приведенные понятия используются как синонимы (например, Е.М. Зеленская пишет: «В настоящее время принято выделять отдельный вид туризма - кулинарный, или гастрономический, туризм...» [Зеленская: 114]. Различия обусловлены дефинициями понятий: кулинария и гастрономия. Согласно определению М.В. Капкан, «Гастрономическая культура - культурно специфическая система норм, принципов и образцов, воплощающаяся в: а) способах приготовления пищи; б) наборе принятых в данной культуре продуктов и их сочетаниях; в) практике потребления пищи; а также г) рефлексии над процессами приготовления и принятия пищи» [Капкан: 36]. Таким образом, гастрономический журнал, являясь частью гастрономической культуры, включает в себя кулинарный компонент, отвечая на вопросы что и как приготовить, причем отмечая характерные продукты, гастрономическое издание стремится выделить именно свойственные данной культуре ингредиенты. Кроме того, гастрономический журнал сопровождает читателя информацией о нормах и культуре принятия пищи и осмыслением свойственного культуре гастрономического этикета [Рева: 302]. Таким образом, гастрономический журнал - понятие более ши-
рокое, чем журнал кулинарный. В гастрономическом журнале рецептура является лишь одним из компонентов представления концепта еда, стоящим в одном ряду с продуктами питания и их сочетаниями, этикетными нормами и рефлексией всего процесса принятия пищи - от выбора продуктов до принятия пищи [Рева, Сарычева: 97]. В кулинарном же журнале, как правило, присутствует лишь один компонент - рецептурный, что соответствует практической направленности данных изданий [Wilson: 204].
Ресторанная критика в большей степени представлена именно в гастрономических изданиях, что обусловлено типологической характеристикой журналов («Гастроном», «ХлебСоль»). В кулинарных изданиях ресторанная критика, как правило, отсутствует. Редко встречаются страницы, публикующие рецепт, предоставленный рестораном. Рецепт блюда, сопровождающийся такой подводкой, трудно назвать ресторанной критикой в ее полном определении и аспекте характеристики ресторана. Журнал лишь приводит меню блюда, причем пробовать его стоит за тем, чтобы стать участником розыгрыша. Такое упоминание ресторана в коммерческих целях и предложениями читателям стать частью финансовой игры свойственно кулинарным ресторанам и обусловлено их типологией.
Гастрономические издания, в свою очередь, содержат медиатексты ресторанной критики в информационных (заметка), аналитических (рецензия, комментарий), художественно-публицистические (портретный очерк). В жанре заметки журналист гастрономического издания рассказывает об открытии ресторана, о прошедшем гастрономическом фестивале, называя имена участников-шефов ресторанов с указанием на ресторан, в котором они работают.
Аналитические жанры представлены рецензией, сопровождающейся «цитатами из меню», главным объектом которой является меню ресторана, качество их приготовления и подачи, оборудование, на котором готовятся блюда, и интерьер, соответствующий именно кулинарной специфике ресторана. Также в гастрономических изданиях ресторанная критика представлена комментарием. Рестораторы высказывают свое мнение по разными гастрономическим вопросам, включающим советы о том, как сделать «гастроприключения незабываемыми». Надо отметить, что редакция журнала называет свое издание кулинарным, но мы относим его к гастрономическим ввиду соответствия определению, данному выше.
Портретный очерк - художественно-публицистический жанр, позволяющий «создать портрет героя нашего времени, на примере жизни и деятельности которого можно воспитывать новые поколения читателей» [Грабельников: 45]. Очерки в гастрономических журналах рассказывают о ресторане, истории его создания и открытия, концепции, шеф-поваре, принципах работы ресторатора и управления гастрономическим местом, отношению к еде, в целом, различиям ресторанов в разных городах, выяснения гастрономических привычек героя очерка и членов его семьи, его мнению о кулинарных трендах настоящего и будущего. Таким образом, портретный очерк освещает широкий круг вопросов, среди которых доминирует концепт еда в различных его проявлениях.
Наряду с традиционными видами критики, в наши дни актуализируется критика современных видов услуг и искусства. К этой группе относится ресторанная критика, определение которой на данном этапе развития филологической и журналистской науки точно не сформулировано. В настоящем исследовании предпринята попытка дефиниции термина ресторанной критики. На основе имеющихся данных в различных областях наук формулируем определение ресторанной критики как вид критики, содержащий в себе элементы сервисной и художественной критики, доля которых зависит от типа СМИ, целью которой является, с объективной точки зрения, рассмотрение ресторана как носителя слагаемых места общественного питания и, с субъективной точки зрения, источника реализации мотивов, руководствуясь которыми целевая аудитория данного СМИ становится посетителем ресторана. Ресторанная критика находит свое отражение в деловой, глянцевой, географической, трэвел и гастрономической прессе, для каждого из типов которой характерна жанровая и целевая специфика репрезентации ресторанной критики.
Источники
Аникина М.Е., Баранов В.В., Воронова О.А. и др. (2009). Типология периодической печати: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс.
ГрабельниковА.А. (2001). Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг
ДобряковаЕ.Д. (2017). Трансформация русской критики: от литературно-художественной до ресторанной // Медиапространство многополярного мира. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН). С. 139-146.
Зеленская Е.М. (2015). Гастрономический компонент в индустрии туризма // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Вып. 3. С. 110-117.
КапканМ.В., ЛихачеваЛ.С. (2008). Гастрономическая культура: понятие, функции, факторы формирования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. № 55. Вып. 15. С. 34-43.
КороченскийА.П. (2010). Медиакритика как оценочное познание социального функционирования СМИ // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. № 18 (89). Вып. 7. С. 204-208.
КройчикЛ.Е. (2000). Основы творческой деятельности журналиста: Система журналистских жанров. Москва. С. 153-157.
Любимова Л.А., Морева С.Н. (2013). Факторы и их влияние на развитие гостинично-ресторанного бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. № 10 (56). Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. С. 93 -96.
МаркинаЮ.В. (2016). Медиакритика и кинокритика: аспекты медиаобразования и коммуникационной культуры // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. № 21 (242). Вып. 31. С. 114-118.
Медиасистема России: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой (2015). М.: Аспект Пресс. С. 384.
Нерсесова Т.Е. (2011). Сервисное рецензирование как особая предметная область оценочной деятельности журналиста [электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Ме-диаскоп»: http://www.mediascope.ru/node/851 (дата обращения: 12.11.2017).
Овсянникова Е.К. Насонова М.В. ОвсянниковаЛ.В. (2015). Проблема формирования тендерных стереотипов в дискурсе глянцевых журналов: социологический аспект // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. С. 91-94.
ПоказаньеваИ.В. (2013). Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Медиаскоп»: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 11.11.2017)
РеваЕ.К. (2017). Гастрономический дискурс в контексте конструирования межэтнических отношений // Гуманитарный вектор. Т. 12. № 5. С. 68-75.
Рева Е.К., Сарычева Т.С. (2017). Гастрономический контент СМИ: типологический и географический подходы изучения // Труды Ростовского Государственного университета путей сообщения: Ростовский государственный университет путей сообщения. №1 (38). С. 95-99.
Тепляшина А.Н. (2015). Медиатекст деловой газеты как субъект развития ресторанного бизнеса // Медиалингвистика. Ученые записки ЗабГУ: Филология, история, востоковедение. № 2 (61). С. 117-123.
Тепляшина А. Н. (2015). Профессиональная критика ресторанов в деловой прессе как фактор жанровой модификации рецензии // Вестник Томского государственного университета. Филология. № 2 (34). С. 195-204.
McLuhan M. (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. NY: McGraw Hill.
PicardR. (1985). The Press and Decline of Democracy: the democratic social response in public policy. Westport, CT: Greenwood.
Greenman J.F. (2012). Introduction to Travel Journalism. On the Road with Serious Intent. NY: Peter Lang Publishing Inc.
JanssonA. (2002). Spatial Phantasmagoria: The Mediatization of Tourism Experience. European Journal of Communication. Vol. 17. No 4. P. 429-443.
Wilson J. (2006). The Best American Travel Writing. Boston: Houghton Mifflin Company.
■ ■ ■ Theoretical Interpretation of Restaurant Criticism in the Journal Periodicals
Ekaterina K. Reva, Tatiana D. Mikhailova
Penza State University, Penza, Russian Federation.
Abstract: This article is devoted to the analysis of criticism and contemporary types of criticism, relevant for the media discourse. The peculiarities of the implementation of restaurant criticism in the modern system of journal periodicals are being studied. Based on the study of previous scientific experience, we made an attempt to theoretically interpret the term restaurant criticism as applied to the media discourse and to elucidate the influence of the typological characteristics of the publication on the embodiment of restaurant criticism. The main genres of media criticism of restaurant criticism, which are characteristic for each type of journal media, are considered in the article. In addition, the article outlines the prospects for further study of the texts of restaurant criticism in the journal periodicals: glossy, geographical, travel, business, gastronomic. This work is based on fundamental research in the field of linguistics, culturology, psychology, sociology, and works on the theory of journalism and mass communications.
Keywords: criticism, media criticism, restaurant criticism, journal periodicals, typology of journal media, media
For citation: Ekaterina K. Reva, Tatyana D. Mikhailova. Theoretical interpretation of restaurant criticism in the journal periodicals. Communicology (Russia). 2017. Vol. 5. No.6. P. 156-169 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-6-156-169.
Inf. about authors: Reva Ekaterina Konstantinovna, Dr. Sc. (Philol.), Head of Journalism Department, Penza State University; Mikhailova Tatiana Denisovna, post-graduate student of Journalism Department, Penza State University. Address: 440026, Penza, Krasnaya str, 40. E-mail: reva.ek@mail.ru.
Received: 06.11.2017. Аccepted: 18.11.2017.
References
Anikina M.E., Baranov V.V., Voronova O.A., et al. (2009). Typology of periodicals: textbook for university students. Moscow: Aspect-Press, 2009 (In Rus.).
Grabelnikov A.A. (2001). Work of a journalist in the press: textbook. Moscow: RIP Holding (In Rus.).
Dobryakova E.D. (2017). Transformation of Russian criticism: from literary and art to the restaurant // Media space of the multipolar world. Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), Moscow. P 139-146 (In Rus.).
Zelenskaya E.M. (2015). Gastronomic component in the tourism industry. Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University: Humanities and Social Sciences. Issue 3. P. 110-117 (In Rus.).
Kapkan M.V, Likhacheva L.S. (2008). Gastronomic Culture: Concept, Functions, Factors of Formation. Bulletin of Ural State University. Ser. 2: humanities. No. 55. Issue. 15. P. 34-43 (In Rus.).
Korochensky A.P. (2010). Media criticism as an appraisal knowledge of the social functioning of the media. Scientific Bulletin: Humanities. No. 18 (89), Issue. 7. P. 204-208 (In Rus.).
Kroychik L.E. (2000). Fundamentals of the creative activity of a journalist: the system of journalistic genres. Moscow. P. 153-157 (In Rus.).
Lyubimova L.A., Moreva S.N. (2013). Factors and their influence on the development of hotel and restaurant business. Socio-economic phenomena and processes. No. 10 (56). Derzhavin Tambov State University, Tambov. P. 93-96 (In Rus.).
Markina Yu.V. (2016). Media criticism and film criticism: aspects of media education and communication culture. Scientific Bulletin: Humanities, No. 21 (242). Issue 31. P. 114-118 (In Rus.).
Media system of Russia: textbook for university students (2015) / Ed. E.L. Vartanova. Moscow: Aspect Press (In Rus.).
Nersesova T.E. (2011). Service review as a special subject domain of the appraisal activity of a journalist. Electronic scientific journal MediaScope, 2nd release: http://www.mediascope.ru/node/851 (accessed: 12.11.2017) (In Rus.).
Ovsyannikova E.K. Nasonova M.V. Ovsyannikova L. (2015). The problem of the formation of gender stereotypes in the discourse of glossy magazines: the sociological aspect. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. P. 91-94 (In Rus.).
Showenova I.V. (2013). Problem field of travel journalism as a phenomenon of modern media space. Electronic scientific journal MediaScope: http://www.mediascope.ru/node/1385 (accessed: 11.11.2017) (In Rus.).
Reva E.K. (2017). Gastronomic Discourse in the Context of the Construction of Interethnic Relations. Humanities Vector. Vol. 12. No. 5. P. 68-75 (In Rus.).
Reva E.K., Sarycheva T.S. (2017). Gastronomic Content of Mass Media: Typological and Geographical Approaches to Study. Proceedings of the Rostov State Transport University: Rostov State Transport University (Rostov-on-Don). No. 1 (38). P. 95-99 (In Rus.).
Romach O.V., Sleptsova A. (2008). Glossy magazine as a genre of modern mass culture. Analytics of Culturology. No. 3 (12): http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/ category/ wp_all_issues/2008-3 (accessed: 14.09.2017) (In Rus.).
Smeyukha V.V. (2011).Women's Network Journals: typological characteristics. Bulletin of the Adyghe State University. No. 4. P. 95-101 (In Rus.).
Teplyashina A.N. (2015). Mediatext of a business newspaper as a subject of development of restaurant business. Scientific notes of ZabSU: medialinguistics, philology, history, oriental studies. No. 2 (61). P. 117-123 (In Rus.).
Teplyashina A. (2015). Professional criticism of restaurants in the business press as a factor of genre modification of the review. Bulletin of Tomsk State University: Philology. No. 2 (34). P. 195-204 (In Rus.).
McLuhan M. (1964). Understanding Media: The Extensions of Man. NY: McGraw Hill.
Picard R. (1985). The Press and Decline of Democracy: The Democratic Social Response in Public Policy. Westport, CT: Greenwood.
Greenman J.F. (2012). Introduction to Travel Journalism. On the Road with Serious Intent. NY: Peter Lang Publishing Inc.
Jansson A. (2002). Spatial Phantasmagoria: The Mediatization of Tourism Experience. European Journal of Communication. Vol. 17. No 4. P. 429-443.
Wilson J. (2006). The Best American Travel Writing. Boston: Houghton Mifflin Company.