Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование условий актуализации творческого потенциала студентов в ходе образовательного процесса'

Теоретическое обоснование условий актуализации творческого потенциала студентов в ходе образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVE POTENTIAL / PROFESSIONAL ACTIVITY / MOTIVATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулагина Евгения Викторовна, Ревенко Евгений Михайлович

На основе анализа исследований творчества предпринята попытка теоретического обоснования изменения организационно-педагогических условий образовательного процесса в вузе, с целью стимулирования креативного потенциала обучающихся. В работе обозначены принципы создания проблемной ситуации, способствующей вовлечению студентов в профессиональную творческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулагина Евгения Викторовна, Ревенко Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical explanation of students' creative potential actualization conditions in educational process

The article analyses investigations in the field of student's creative activity. The author explains and proves the idea of organizational and pedagogical changes that leads to students' involvement into professional creative activity and actualization of their creative potential.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование условий актуализации творческого потенциала студентов в ходе образовательного процесса»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

УДК 378.057.21

Е. В. КУЛАГИНА Е. М. РЕВЕНКО

Омский государственный институт сервиса

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

На основе анализа исследований творчества предпринята попытка теоретического обоснования изменения организационно-педагогических условий образовательного процесса в вузе, с целью стимулирования креативного потенциала обучающихся. В работе обозначены принципы создания проблемной ситуации, способствующей вовлечению студентов в профессиональную творческую деятельность.

Ключевые слова: творческие способности, профессиональная деятельность, мотивация, креативность.

Среди показателей профессионализма будущих специалистов в сфере туризма особую роль играют творческие способности.

Творчество как одна из форм развития является значимым фактором как объективной, так и субъективной стороны любой профессиональной сферы. Эволюция профессии обусловлена, прежде всего, разработкой новых продуктов труда или инновационными технологиями. Профессия, базирующаяся на репродуктивных способах, обречена на утрату социальной значимости, так как противоречит принципам прогрессивного общественного развития. Субъективный аспект творчества заключается в возможности нахождения неординарных способов решения профессиональных задач, конструктивного преодоления различных нормативных кризисов профессионального становления и совершенствования специалиста.

В отношении проблемы доступности творческой деятельности для человека исследователи придерживаются диаметральных позиций. Одни ученые утверждают, что творческой деятельностью могут заниматься люди, обладающие редкими способностями [1], другие, напротив, считают, что творчество — есть неотъемлемая характеристика человека, и каждый изначально обладает определенным креативным потенциалом. Творчество — механизм развития, взаимодействие, ведущее к развитию [2].

Развитие творческих способностей в условиях образовательного процесса при подготовке специалистов в вузе является актуальной проблемой уже на протяжении нескольких десятилетий. На сегодня теоретические изыскания в педагогике и психологии имеют богатый экспериментальный материал в отношении изучения творчества, предлагается ряд различных практических методов развития креативности, начиная от простых приемов организации мыслитель-

ного процесса и заканчивая приемами введения человека в особое суггестивное состояние психики. Однако, несмотря на множество научных разработок, проблема актуализации творческого потенциала в процессе профессионального обучения не нашла окончательного разрешения.

Творчество — явление, привлекающее внимание отечественных и зарубежных ученых. Ретроспективный анализ научного изучения данной области позволяет выделить ряд позиций исследователей. Согласно различным дефинициям данного феномена, творчество изучается как продукт деятельности, характеризующийся новизной и социальной значимостью, как процесс, основанный на применении неординарных способов разрешения задач, как характеристика личностных свойств, обеспечивающих творческую активность человека, его приспособления к новым, ранее неизвестным ситуациям. Также встречаются определения, в которых творчество противопоставляется комфортности. В рамках психоаналитической теории творчество определяется через механизм взаимодействия «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Творчество в данном случае рассматривается как вариант сублимации, как возможность проявления инстинктов подсознания в социально приемлемом русле. Исследователи художественного творчества рассматривают творческий процесс как самовыражение, экспрессию.

В зависимости от предмета изучения Р. Муни [3] выделил четыре основных направления исследования творчества: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.

Таким образом, анализируя дефиниции творчества и подходы его изучения можно сделать вывод о многогранности данного феномена. Однако для поиска путей прикладной реализации теоретических

основ на наш взгляд целесообразно обозначить приоритеты между различными аспектами творчества.

При подборе методов развития креативности студентов и создания условий вовлечения их в творческую деятельность, прежде всего, необходимо учитывать:

— во-первых, специфику профессиональной деятельности, так как, например, некоторые приемы, предлагаемых для улучшения технического творчества не всегда могут быть применимы для лиц гуманитарных специальностей;

— во-вторых, возрастные особенности обучающихся; пик благоприятного развития ряда психических процессов, обусловливающих творчество, приходится на дошкольный и школьный возраст, следовательно, необходимо акцентировать внимание на те психические образования, которые не имеют столь жесткой обусловленности ранними возрастными периодами;

— в-третьих, условия образовательного процесса. В учебной группе присутствуют студенты с различной выраженностью креативных способностей, следовательно, необходим поиск путей реализации индивидуального и дифференцированного подходов в условиях группового способа проведения учебных занятий.

Таким образом, обоснование значимости определенных сторон предмета исследования творчества должно исходить из специфики среды, в которой предполагается реализация творческой деятельности, а также из учета особенностей участников деятельности. Следовательно, при поиске условий стимулирования творческого потенциала студентов в условиях образовательного процесса необходимо проанализировать содержание деятельностного подхода, включающего процессуально-результативные аспекты, субъективно-обусловливающего, направленного на изучение креативного потенциала человека, и средового, предполагающего изучение внешних факторов, влияющих на творческую активность.

Творчество как деятельность исследуется учеными с морфологической и динамической позиции. Морфологическая — направлена в большей степени на изучение структуры и функций творческой деятельности, динамическая — на выявление механизмов, обеспечивающих движение самой творческой деятельности.

Структура человеческой деятельности включает такие компоненты как цель, способы действия, результат. Результатом творческой деятельности является практическая реализация обозначенной цели. Однако в соответствии с гипотезой случайных процессов возникновение новых идей (получение творческих результатов) вызвано или случайным совпадением нескольких образов восприятия, или случайным столкновением человека с некоторыми внешними обстоятельствами. То есть изначально творческая деятельность не имеет четкой цели, в связи с чем носит хаотичный характер. В истории человечества действительно имеется ряд примеров, когда великие открытия совершались по воле случая. Случайность может выступать в качестве объяснительного принципа творческой деятельности, но она не может являться непременным ее условием. Так как в практическом плане пассивное ожидание индивидом благоприятного события, сужает вероятность его возникновения, а целенаправленные меры увеличивают возможность нахождения неординарных решений.

При рассмотрении творчества в динамичном аспекте актуальной является проблема причин начала

творчества, мотивация творческой деятельности. Пусковым механизмом творческой активности является возникновение необычных или исключительных условий [4]. Рубинштейн С. Л. считал, что начальным моментом мыслительного процесса, обычно является проблемная ситуация. Таким образом, в творческий поиск субъект вовлекается благодаря проблемной ситуации. Встретившись с проблемой, субъект испытывает познавательное затруднение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями неопределенности. Именно проблемная ситуация модифицирует привычные способы человеческой активности, направляет деятельность в творческое русло.

При исследовании результатов творческой деятельности спорным вопросом является вопрос новизны. С одной стороны, необходимым атрибутом творчества признается его общественная значимость. Творчество выступает как непосредственный двигатель прогресса, определяющий качественное развитие его ступени. Продукт или идея являются творческими в той мере, в какой эксперты признают их творческими. Данное понимание творчества может восприниматься противоречиво. Например, некоторые творческие разработки могут быть слишком ранними для современников и в этой связи быть не принятыми. История имеет массу таких примеров, когда перспективные идеи откладывались в черный ящик на десятилетия как абсурдные, а спустя определенное время признавались гениальными. Если критерием творчества обозначать только социальное признание, это ограничит развитие общества. Поэтому при рассмотрении творчества необходимо изучать не только социальную, но и субъективную значимость новшеств.

Важной составляющей творческой деятельности является творческий процесс. Творческий процесс связан с активным поиском и генерированием новых идей, с анализом уже известных и выбором альтернативных.

Выделяют три основных этапа творческого процесса: этап возникновение творческой ситуации; эвристический этап; этап завершения.

Исследования психологов убедительно показали, что операциональное включение в деятельность само по себе не обеспечивает реальную личностную включенность в нее. Педагогическая задача должна быть ориентирована на каждого занимающегося. Любой человек способен к деятельности, следовательно, необходимо организовать ее в русле творчества.

Возможность влияния на актуализацию креативности через создание условий в образовательной среде неоднократно изучалась педагогами и психологами. При этом отмечается важность структуры организации учебного материала. К числу наиболее эффективных моделей организации учебного материала относят [5]:

— модель взаимной поддержки (предполагает целенаправленное использование ресурсов одного предмета для улучшения результатов другого предмета);

— модель многосторонних представлений (в начале выбирается общая тема, которая примерно в одно и то же время будет рассматриваться на разных предметах с разных точек зрения);

— модель интегрированных умений (выделяется блок умений, которые необходимы для нескольких предметов или даже для всех предметов; содержание предметов по времени согласовываются так, чтобы совместными усилиями целенаправленно формировать интегрированные умения области);

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

— модель комплексных проблемных задач (осуществляется при постановке комплексной проблемы, для решения которой необходимы знания разных предметов).

Перечисленные модели предполагают горизонтальную интеграцию предметов, при которой происходит формирование познавательных умений и умений решать проблемы. Однако актуализация творческой деятельности не должна проходить только в рамках аудиторных занятий, необходимо создание условий проблемной ситуации и в процессе самостоятельной работы студентов. При этом творческая активность должна реализовываться в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Одним из наиболее эффективных методов в данном направлении является применение полнометражных деловых игр, которые могут способствовать развитию творческих способностей, поскольку создаются возможности выхода субъекта за пределы привычной ситуации [6, 7, 8]. Полнометражная деловая игра должна включать условия для возникновения проблемной ситуации, так как данная ситуация является одним из факторов вовлечения человека в творческую активность.

При разработке проблемной ситуации в рамках полнометражной игры необходимо придерживаться следующих правил:

— проблемная ситуация должна иметь прикладную направленность, то есть она должна содержать в себе проблемы, возникновение которых возможны в дальнейшей профессиональной деятельности;

— проблемная ситуация должна быть направлена на стимулирование творческого мышления. Данное условие предполагает включение таких творческих заданий, опыта решения которых у студентов ранее не было;

— принцип самостоятельности. Поиск решений ситуации должен основываться на личной инициативе студентов;

— принцип свободного выбора профессиональной роли. По мере участия в деловой игре каждый студент должен попробовать свои способности в различных профессиональных направлениях.

Эффективность участия в творческом процессе обусловлена не только условиями окружающей среды, но и индивидуальными особенностями личности. Согласно структурно-компонентному подходу, творчество — это комплекс индивидуальных особенностей и личностных черт, обусловливающих неординарное разрешение задач. В научных исследованиях показано, что креативность человека предполагает определенную выраженность достаточно широкого круга индивидуальных особенностей (более тридцати индивидуально-психологических и личностных характеристик).

Для выявления роли биологического и средового влияния на творческую деятельность была проведена систематизация креативных черт в соответствии с моделью структуры личности человека, разработанной Платоновым [8]. Результаты систематизации показали, что все личностные подструктуры, как биологические, так и социально обусловленные влияют на творческий потенциал человека. Среди факторов, сдерживающих данный потенциал, не выделяются биологические подструктуры, что в определенной мере позволяет говорить, о доминирующем влиянии в раскрытии креативного потенциала именно соци-ально-средового окружения.

Таким образом, конструктивная модернизация организационно-педагогических основ образова-

тельного процесса с целью создания в нем условий для актуализации и развития креативного потенциала студентов должна предусматривать:

— анализ содержания учебного процесса, в частности — изучение межпредметных связей, а также форм организации самостоятельной работы студентов;

— при организации учебного процесса необходимо создание проблемной ситуации, обеспечивающей вовлечение студентов в профессиональную творческую деятельность. Здесь следует отметить, что способность обнаружения проблемной ситуации у обучающихся выражена в различной степени. Есть лица, чувствительные к наличию малозаметных противоречий, а есть студенты, которые не склонны к распознаванию «малых проблем». Поэтому возникает необходимость создания «видимых» проблемных ситуаций для большинства обучающихся. Проблемная ситуация, моделируемая преподавателем, должна служить достаточным стимулом для активизации исследовательско-поисковой активности у студентов всей группы. И здесь наиболее приемлемым будет подход предполагающий постановку задачи прикладного характера, без предварительного ознакомления с теоретическими основами в данной области. Например, для студентов специальности социально-культурный сервис и туризм, которые еще не прошли блока специальных дисциплин, в качестве проблемной ситуации может быть задание — разработать экскурсию и предложить способы ее продвижения на рынке;

— для целенаправленной актуализации творческого потенциала студентов необходимо исследование свойств мыслительных процессов, обеспечивающих эффективный поиск неординарных решений. Прежде всего, необходимо изучение характеристик дивергентного мышления. Так как эти данные позволят определить преимущества и ограничения творческого мышления, а следовательно, возможным будет разработка индивидуальных рекомендаций по развитию необходимых психических процессов, обеспечивающих качество творческой деятельности;

— для обеспечения непрерывности процесса стимулирования творческой активности студентов, может быть использована полнометражная деловая игра, которая организуется в форме самостоятельно работы и длится на протяжении всего срока обучения в вузе.

Библиографический список

1. Туник, Е. Е. Тест Е. Торренса: Диагностика креативности : метод. руководство / Е. Е. Туник. — СПб. : ИМАТОН, 2008. — 192 с.

2. Пономарев, В. А. Творчество как родовая сущность человека / В. А. Пономарев // Вопросы психологии. — 1992. — № 4. — С. 149-151.

3. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М. : Инфра-М, 1998 — 528 с.

4. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе / А. М. Матюшкин, Пону-калин А. А. // Вопросы психологии. — 1990. — № 4. — С. 76—104.

5. Канн-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Канн-Калик. — М. : Педагогика, 1990. — 142 с.

6. Пряжников, Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении / Н. С. Пряжников // Вопросы психологии. — 1992. — № 5. — С. 92 — 99.

7. Калошин, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности / И .П. Калошин. — М. : Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.

8. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002. — 337 с.

КУЛАГИНА Евгения Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Омского государственного института сервиса.

Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Певцова, 13.

РЕВЕНКО Евгений Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 15.06.2009 г.

© Е. В. Кулагина, Е. М. Ревенко

уДк 377 А. О. ЖАКЕНОВА

Омский колледж торговли, экономики и сервиса

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

УСЛОВИЯМИ И СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА___________________________________

В статье рассматривается опыт работы педагогического коллектива в условиях профессионально-ориентированной образовательной среды колледжа. При этом потенциал развивающей образовательной среды колледжа рассматривается в двух аспектах: как создание условий для профессионального становления молодых специалистов, а также как средство развития, формирования личностных качеств студентов через традиционные и инновационные формы и методы работы с молодежью.

Ключевые слова: гражданское воспитание, резервы, профессионально-ориентированная, развивающая образовательная среда.

Задача становления личности воспитанника, способной ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, готовой к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности — сложная и вместе с тем очень актуальная. Современные социально-экономические условия, новые технологии развивающегося производства выдвигают особые требования к общеобразовательной и специальной подготовке молодых специалистов. Меняется требование к личности и за пределами производства: новизна, сложность, нестандартность ситуаций, в которых оказывается человек во все более открывающемся противоречивом мире, остро ставят вопрос о возрастании роли самоконтроля, ответственности молодых людей за себя и свое будущее [1].

Возможность решения данной проблемы нами видится в эффективной реализации гражданского воспитания в развивающей образовательной среде колледжа. Образовательная среда колледжа — совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности [2]. Согласно, теме разговора, принципиальной становится такая характеристика образовательной среды — насколько она ориентирована на

личность участников образовательного процесса. Результаты исследований образовательной среды и её влияния на человека представлены в работах ряда ученых: В. С. Библера, В. Г. Воронцова, Л. С. Выготского, В. А. Козырева, Н. Б. Крыловой, М. М. Князевой, А. Н. Леонтьева, В. А. Петровского, В. И. Слобод-чикова, В. А. Левина. Опираясь на работы ученых, понимаем, что недостаточно ограничиваться рамками только лишь образовательного учреждения, так как спектр влияния на воспитание молодых людей гораздо шире. Поэтому объектом нашего внимания является и внешняя среда образовательного учреждения, под которой подразумевается: совокупность разнородных природно-климатических, демографических, экологических, социально-экономических, политических факторов оказывающих влияние на внутренние характеристики образовательной системы того или иного региона [3]. И в этом плане современная политика руководства колледжа, способствующая закреплению и развитию широких партнерских отношений с внешним окружением в лице представителей научной школы, производства, представителей органов местного самоуправления и учет социокультурной среды региона оправданны и имеют свои ощутимые результаты. Обмен мнениями с компетентными специалистами, своевременная рефлексия действительности позволяют педагогам быть в курсе развивающейся научной мысли, понимать государствен-

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2°1(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.