ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
53
П Е Д А Г А Г І Ч Н Ы Я Н А В У К І
УДК 378
И. Г. Герасимова
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории Украины и философии Винницкого национального аграрного университета, г. Винница, Украина
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Статья посвящена теоретическому обоснованию проблемы формирования профессиональной мобильности будущих специалистов. Рассматривается её актуальность, важность для профессионального становления личности в современных условиях. Анализируется содержательное наполнение понятия «профессиональная мобильность», акцентируется связь профессиональной мобильности со способом жизни и его составляющими, среди которых -жизненный путь, стиль жизни, социокультурные ценности, картина мира, потребности и способы их удовлетворения, самостоятельность личности, ответственность за принятие решений и др. Представленные различные аспекты способа жизни позволяют сделать вывод о том, что готовность к изменению способа жизни можно рассматривать как обобщенный показатель профессиональной мобильности личности.
Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, формирование
профессиональной мобильности, способ жизни, становление способа жизни.
Введение
Процессы глобализации, социально-экономические трансформации, идеологические преобразования, кризис всех сфер общественной жизни не могли не отобразиться на рынке труда постсоветских стран, в том числе и Украины. В этих условиях значительная часть молодежи столкнулась со сложными проблемами, связанными с трудоустройством, собственным материальным обеспечением, построением жизненных планов и выбором жизненного пути. При этом одной из составляющих успешности современного человека, которая может обеспечить его самореализацию, адекватное реагирование на вызовы времени, является мобильность.
Мобильность связывается с проявлением определённого типа (способа) реагирования личности на окружающую действительность, которая продуцирует конкретную жизненную стратегию поведения и деятельности, определенную жизненную позицию личности в смысле её отношения к миру, которая одновременно составляет сущность личной деятельности [1]. Выделяются две интерпретации толкования понятия мобильность: 1) подвижность, способность к быстрому передвижению, 2) способность быстро действовать, принимать решения [2].
Как видим, профессиональная деятельность - не единственная сфера выражения мобильности, она проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, обеспечивая ему тем самым гибкое реагирование на различные жизненные ситуации. В аспекте же профессиональной деятельности и в соответствии с целью профессиональной подготовки нас интересует именно профессиональная мобильность (ПМ) личности как составляющая профессионального становления специалиста.
Проблема исследования профессиональной мобильности, поиск эффективных путей ее формирования обусловили выбор нами темы исследования, которая отображается в статье.
Прежде всего отметим, что ПМ как характеристика личности направлена как на самореализацию человека в профессии и жизни, так и на преобразование самого себя и окружающей среды [3]. Такому пониманию ПМ предшествовало изучение явления мобильности представителями различных отраслей научного знания.
Изначально исследования осуществлялись социологами (П. Сорокин, С. Липсет, Р. Бенедикс и др.), благодаря работам которых были созданы условия для постановки проблемы профессиональной
© Герасимова И. Г., 2015
54
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
мобильности. Начиная с 80-х годов прошлого столетия, исследования ПМ ведутся зарубежными учеными регулярно (П. Блац, Д Голдпорт, О. Дункан, Р. Люйкс, Д Трейман, Р. Хаузер и др.).
Сложные социальные процессы, происходящие в 60-е годы в СССР, связанные с текучестью кадров, значительными экономическими потерями и вместе с тем играющие важную роль в общем механизме функционирования и развития общества [4], инициируют исследования проблем трудовой мобильности (Т. Заславская, В. Подмаркова, А. Сухова, С. Кугель и др.).
В данное время мобильность рассматривается как явление, которое характеризует современный этап развития человечества и общества. Необходимость проявления мобильности в профессиональной деятельности обусловила интерес ученых-педагогов России и Украины (Л. Амировой, Е. Боярко, А. Ващенко, Л. Горюновой, О. Дементьевой, В. Дюниной, Е. Иванченко, Б. Игошева, С. Каплиной, А. Львова, Т. Мясниковой, Л. Сущенцевой, И. Хомьюк и др.) к проблеме ее формирования.
Анализ содержательного наполнения понятия «профессиональная мобильность», критериев оценки уровней ее развития, их показателей свидетельствует о большом количестве подходов к проблеме ее исследования и формирования. Они охватывают сферу знаний личности; требования к состоянию самосознания, собственного «Я»; требования к мышлению в контексте принятия решений, профессиональной деятельности; гуманистические качества; мотивационноценностную сферу; волевые качества.
В процессе анализа научных работ мы обратили внимание на то, что некоторые исследователи прямо или опосредованно указывают на связь ПМ со способом жизни, а также его составляющими. Например, Л. Гримак [5] подчеркивает, что благодаря мобильности появляется возможность организовывать процессы изменения жизненного пути. В. Кабалина [6], Н. Лукашевич [7], Б. Игошев [8] вкладывают изменение способа жизни в целом в понимание трудовой мобильности. Нас заинтересовал именно этот аспект рассматриваемой проблемы.
Прежде чем приступить к его анализу, отметим, что понятия «трудовая мобильность» и «профессиональная мобильность» не являются тождественными, а отображают скорее, разные аспекты мобильности. Акцентируя внимание на мобильности как проявлении личности, мы предполагаем рассмотреть проблему образа жизни и его влияние на проявление специалистом профессиональной мобильности.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «способ жизни» входит в круг научных интересов ученых разных отраслей, что предполагает разные подходы к его рассмотрению - философский, социологический, психологический, которые фиксируют разный уровень и аспекты исследования одного и того же феномена.
Отметим, что способ жизни, как философско-социологическая категория, охватывает совокупность типов жизнедеятельности индивида, социальной группы и общества в целом, рассматривается в единстве с условиями жизни. Такой подход дает возможность комплексно, во взаимосвязи, рассматривать основные сферы жизнедеятельности человека. Такими сферами являются труд, быт, общественная жизнь и культура. В свою очередь, сферы проявления способа жизни позволяют выявить причины поведения или стиля жизни, который обусловливается определенным укладом, уровнем и качеством жизни [12].
Таким образом, проявление ПМ зависит от определенных культурных традиций и ПМ должна рассматриваться как проявление общей мобильности человека, которая реализуется в быту, в общественной и производственной деятельности.
При социологическом подходе [19] субъектом исследования выступают большие социальные сообщества, что предполагает изучение процессов развития изменений структур, форм, видов, способов деятельности этих сообществ как результата активности субъектов. В рамках этого подхода исследуется их «способ мыслей», субъективные реакции на объективную действительность в виде концепции жизни, жизненных программ, планов, ценностных ориентаций и интересов, которые обусловливаются реальностью.
При социально-психологическом подходе исследуется стиль жизни индивидов, для которых способ жизни социальной общности создает важные условия их жизнедеятельности.
Отмеченные подходы к исследованию способа жизни при принятии положения о его непосредственном влиянии на проявление ПМ предполагают необходимость учета всех социальных форм индивидуального бытия будущего специалиста, осознания его зависимости от социальных условий. Соответственно, проявление мобильности, в том числе и профессиональной, будет зависеть от жизненных программ, планов, сферы ценностных ориентаций и интересов личности.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
55
К этому можно добавить и то, что способ жизни, как стойкая, типичная форма жизнедеятельности личности и общностей, которая выражается в привычках, традициях, стереотипах поведения личности и проявляется как в поведении, решениях, так и в деятельности в целом [14], [15], будет непосредственным образом проявляться на ПМ специалиста. Таким образом зависеть от определенной системы социокультурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимания норм; круга общения, интересов, потребностей и способов их удовлетворения; социальных стереотипов и привычек, то есть от проявлений способа жизни.
Способ жизни является сложной системой, связанной с материальными и нематериальными условиями, социальными отношениями, потребностями и разными видами деятельности [9]. Существование этой связи дает нам основание рассматривать ПМ как одну из характеристик профессиональной деятельности, которая отображается в поведении человека, его поступках, в том числе. Ибо, как отмечает Н. Дубинин [10], поведение человека формируется социальной программой и по своей структуре отвечает способу жизни, а стиль деятельности основывается на индивидуальном сознании.
Именно благодаря теоретической деятельности индивидуального сознания, интеллектуальному осмыслению индивидом социальной действительности, осуществляется связь с обеспечением самоопределения индивидуального способа жизни личности, осознанием его жизненного пути [11].
Необходимо учесть, что способ жизни конкретных людей зависит от социальных условий, которые задают определенные возможности для построения способа жизни, навязывают те или иные социальные роли, функции и т. д. Вступая в жизнь, человек не только воспринимает производственные силы и общественные отношения, но и осваивает существующие общественные знания, систему норм и ценностей, сложившиеся традиции. И особенно важно, что в контексте рассматриваемой проблемы формирование способа жизни субъекта зависит, в том числе, и от уровня его развития, его культуры, то есть меры освоения существующих условий жизни и деятельности, его потребностей, интересов и т. д.; от его воли, характера, способности противостоять давлению среды в тех случаях, когда среда навязывает индивиду стандарт поведения, способ мыслей и т. д. [13].
Это подтверждает, что понятие «способа жизни» выступает в качестве важного способа познания процесса формирования (воспитания) личности: в нём закреплены и находят обобщенное выражение результаты взаимодействия человека со всей совокупностью направленных на него социальных влияний [16].
Таким образом, влияние на развитие культуры будущего специалиста, его потребности, интересы, проявления волевых качеств будет одновременно отображаться как на изменениях способа жизни, так и на готовности к проявлению ПМ.
Опосредованно мы находим подтверждение этому у С. Рубинштейна [17, 618], который указывает на существование связи между способом жизни представителей определенных слоев и динамических особенностей их поведения как представителей исторических эпох и соответствующих общественных слоев. Оговаривая невозможность игнорирования при этом индивидуальных различий, ученый подчеркивает, что, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями.
Социальная обусловленность образа жизни и его взаимосвязь с проявлением ПМ подчеркивает необходимость учета при ее формировании тех социально-экономических процессов, свидетелями которых мы являемся. При этом нужно отметить некоторую консервативность социального развития аграрного общества, определенную неизменность общественных традиций и те проблемы, которые вызывают стремительные социальные, политические, экономические трансформации для жизнедеятельности людей, особенно в сельской местности. Поскольку существующая на рынке труда ситуация предполагает проявление самостоятельности личности, которая выражается в способности быстро принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. А это, в свою очередь, противоречит сложившимся в аграрном секторе традициям, укладу жизни.
На зависимость самостоятельности от способа жизни личности указывает К. Абульханова [11], выделяя конструктивность, активность её индивидуального сознания, регулирующего эту особенность жизни и наличие в основании этой зависимости закономерности: чем более индивидуализированным является общественный способ жизни и действий человека, тем в большей мере индивидуальному сознанию присуща истинная теоретическая работа, а не просто констатация, пассивное отражение объективной действительности.
56
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Отметим при этом особенности социально-исторического прошлого Украины, в том числе и развития аграрного сектора экономики, которое проявляется и в данное время. Их негативные последствия в значительной степени выражаются в социальной пассивности, безынициативности, неспособности принятия самостоятельных решений, потребительских настроениях представителей аграрной сферы, необоснованных ожиданиях улучшения качества жизни без личных усилий т. д.
Это позволяет обозначить направления учебно-воспитательной работы в вузе по формированию ПМ, направить ее на становление тех качеств личности, которые обеспечивают её проявления, адекватное реагирование на действительность. Уже в процессе обучения будущие специалисты должны осознавать существующую реальность, представлять общую картину действительности и в соответствии с ней строить планы на будущее, целенаправленно добиваться поставленных целей, реализации жизненных планов.
Принятие этих положений также предполагает необходимость учета при решении проблемы формирования ПМ многочисленных условий общественной жизни [18]. Акцентируем внимание лишь на тех из них, которые, по нашему мнению, будут непосредственно проявляться в профессиональной деятельности, отображаться на профессиональной мобильности, а именно - специфика общественных отношений; «уровень жизни», то есть уровень обеспеченности личности и населения в целом материальными, социальными и культурными благами и условиями; сфера культурных детерминаций -национальных, религиозных, образовательных, бытовых, досуговых, ментальных и т. д.
Все перечисленные условия должны учитываться при решении проблемы формирования ПМ, поскольку имеют значительное влияние на формирование личности будущего специалиста, приниматься к сведению организаторами учебно-воспитательного процесса. Поэтому особенное значение при формировании ПМ должны иметь межпредметные связи, которые обеспечиваются профессиональной подготовкой специалиста в целом, в том числе и изучением гуманитарных дисциплин, таких, как социология, политология, философия, история украинской культуры, история Украины и т. д. Именно при изучении этих дисциплин особенный акцент может и должен делаться на формировании в сознании будущих специалистов реалистической социально -экономической ситуации, картины современного мира, его связи с историческим прошлым и т. д.
Рассматривая проблему формирования ПМ в контексте способа жизни, необходимо учитывать и особенности гендерных отношений, которые складываются в современном обществе, а их истоки в особенностях образа жизни прошлого.
Это становится очевидным после обращения к работе Е. Каменской [18]. Автор подчеркивает универсализацию способа жизни, которая заявляет о себе существенным сближением и интегрированием групповых отличий в способе жизни, в том числе мужчин и женщин. Гендерные особенности ПМ можно проследить, обратившись к проблеме гендерной сегрегации на рынке труда, как проявлению определенной формы социального неравенства. Соответственно, без осознания ее социальной природы, исторической обусловленности рассчитывать на изменения в проявлении ПМ будущих специалистов - маловероятно.
В связи с этим при формировании ПМ должны быть учтены и гендерные её проявления, поэтому вопросы гендерных отношений, гендерной психологии, социологии, педагогики должны попасть в поле зрения преподавателей гуманитарных дисциплин.
На еще один аспект образа жизни, имеющий непосредственное отношение к ПМ, указывает В. Сержантов [20], говоря о том, что образ жизни разворачивается как упорядоченное взаимодействие индивидов, как определенное исполнение социальных функций («игра ролей») на основе их социальных статусов. Именно в ходе этих взаимодействий люди реализуют свои ценности, которые в любом обществе существуют как моральные системы. Главным механизмом, объединяющим общество с индивидом, является способ жизни и система ценностей. И если способ жизни - это сфера непосредственной реализации социальных функций индивида, то система ценностей перед тем, как проявить себя в роли регулятора внешнего поведения индивидов и их взаимных общественных связей, порождает в его сознании специальную личностную систему ценностных ориентаций и только посредством последних проявляет свою социально -регулятивную функцию.
Соответственно, при формировании ПМ определенное внимание должно быть уделено расширению ролевого репертуара будущих специалистов с соответствующим усвоением системы ценностей. Так как принятие определённой системы ценностей личностью будет регулировать её поведение, проявляться в будущей деятельности. В этом плане целесообразным становится использование интерактивных технологий обучения, различных игр, тренинговых форм учебно-
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
57
воспитательной работы с акцентом на моральный аспект моделируемых ситуаций. Поскольку и способ жизни, и система ценностей, детерминируя жизнь индивида, обусловливают его поведение не просто как внешний фон, а осуществляют онтогенетическое программирование личности, которое охватывает не только проявляющиеся внешние социальные функции индивида, но и внутреннюю (психологическую) структуру личности [21].
Своеобразным обобщением направлений формирования ПМ в контексте образа жизни могут стать выделенные А. Суховым [22] его компоненты, которыми являются:
- аксиологический (ценностный, нормативный), который означает ориентацию на следование определенным правилам поведения;
- поведенческий, который выражается в обычаях, стойких способах реагирования на различные социальные ситуации;
- когнитивный, связанный с содержанием картины мира, познавательных стереотипов;
- коммуникативный, который обусловливается включением человека в систему социальных связей, а также состоянием активного словарного запаса разных социальных групп, их тезаурусом, лексикой, стилистикой, жаргоном, профессионализмом, особой терминологией, произношением.
Следует планомерно и систематически учитывать необходимость выделения соответствующих заданий в учебно-воспитательном процессе вуза, обеспечивая тем самым изменения в способе жизни и через него готовность студентов к проявлению профессиональной мобильности в будущей профессиональной деятельности.
В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов целесообразно учитывать социально-пространственные признаки способа жизни, которые вместе с социальным временем выделяет В. Доний [23]. К социально-пространственным признакам способа жизни ученый относит широту, перемещение по вертикали, а также возможность территориальной мобильности. Так, широта проявляется через богатство самих форм и способов жизнедеятельности людей, что определяет профессиональное и статусное перемещение личности в мире профессий и занятий, то есть по горизонтали. Рамки перемещения по вертикали обусловливаются заложенными в способе жизни общества экономическими и социальными принципами и нормативами, а это формы собственности и власти, правовое обеспечение социальной мобильности, доступность профессиональной подготовки и переквалификации и т. д. А возможность территориальной мобильности определяется миграцией, эмиграцией и иммиграцией. Вместе с тем все признаки жизнетворчества тесно связаны и взаимообусловлены, подчеркивает автор.
Выводы
Это нацеливает на необходимость моделирования будущего, возможных изменений направлений профессиональной самореализации уже в годы обучения в вузе, программирование возможных статусных изменений и соответствующих направлений самосовершенствования, переквалификации. Современные социально-экономические условия предполагают необходимость и территориальных перемещений, а психологическая подготовка к ним должна осуществляться уже в годы обучения, так как хорошо известно, что современные специалисты предпочитают искать работу там, где они живут, а не жить там, где есть работа. Появление этих аспектов способа жизни в жизненных планах будущих специалистов будет свидетельствовать о готовности к проявлению профессиональной мобильности.
Мы осознаем, что нельзя формировать образ жизни, он формируется общественными условиями, но влиять на его составляющие, которыми являются и стиль жизни, и жизненные ценности, интересы, планы, перспективы и т. д., можно. Таким образом, обращение к проблеме образа жизни открывает новые возможности формирования профессиональной мобильности, позволяет исследовать её и осуществлять целенаправленное влияние, а благодаря появившимся изменениям в составляющих, говорить о готовности к проявлению ПМ.
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амирова, Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08/ Л. А. Амирова. - Уфа, 2009. - 401 с.
2. Кердяшева, О. В. Педагогические условия формирования готовности к профессиональной мобильности студентов в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Кердяшева. -Воронеж, 2010. - 204 с.
58
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
3. Сущенцева, Л. Л. Псйхологічні аспекти формування професійноі мобільності як умова
гуманізаціі сучасноі освітн [Электронный ресурс] / Л. Л. Сущенцева. - Режим доступа :
http://conf.vntu.edu.ua/humed/2010/txt/Sushentseva.php. Заголовок с экрана.
4. Васильев, В. В. Профессиональная мобильность и стабилизация персонала : учеб. пособие / В. В. Васильев. - Днепропетровск : изд-во «Наука и образование», 1997. - 170 с.
5. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности / Л. П. Гримак. -М. : изд-во Моск. с.-х. акад, 1993. - 163 с.
6. Кабалина, В. И. Трудовая мобильность: организационные, институциональные и социальноструктурные факторы [Электронный ресурс] / В. И. Кабалина. - Режим доступа : http://[email protected] -Заголовок с экрана.
7. Лукашевич, Н. П. Социология труда : учеб. пособие / Н. П. Лукашевич. - К. : МАУП, 2011. - 320 с.
8. Игошев, Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография / Б. М. Игошев. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 201 с.
9. Пулкинен, Л. Становление образа жизни с детства до юношества / Л. Пулкинен // Психология личности и образ жизни / отв. ред. д. ф. н. Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1987. - С. 132-137.
10. Дубинин, Н. П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. - М. : Мысль, 1983. - 334 с.
11. Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова. - М. : Наука, 1973. - 186 с.
12. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев [и др.]. - 2-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
13. Келле, В. Ж. Теория и история: проблемы теории исторического процесса / В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон. - М., 1981. - 288 с.
14. Сухов, А. Н. Социальная психология : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Н. Сухов. - 3-е изд., стер. - М. : изд. центр «Академия», 2006. - 240 с.
15. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов [и др.] ; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - 2-е изд., испр. - М. : изд. центр «Академия», 2002. - 600 с.
16. Толстых, В. И. Образ жизни. Понятия, реальность, проблемы / В. И. Толстых. - М. : Политиздат, 1975. - 127 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
18. Каменская, Е. Н. Социальная психология: конспект лекций : учеб. пособие / Е. Н. Каменская. -Изд. 5-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 186 с.
19. Ядов, В. А. Взаимосвязь социологического и социально-психологического подходов к исследованию образа жизни / В. А. Ядов // Психология личности и образ жизни / отв. ред. д. ф. н. Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1987. - С. 89-93.
20. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В. Ф. Сержантов. - Л. : изд-во Ленинградского университета, 1990. - 360 с.
21. Москаленко, А. Т. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов. -Новосибирск : Наука, 1984. - 319 с.
22. Сухов, А. Н. Социальная психология : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Н. Сухов. - 3-е изд., стер. - М. : изд. центр «Академия», 2006. - 240 с.
23. Пснхологія і педагогіка жштетворчості : навч.-метод. посібнж / ред. рада: В. М. Доній (голова), Г. М. Нісен (заст. голови), Л. В. Сохань, І. Г. Ермаков (наук. ред.) та ін. - К., 1996. - 792 с.
Поступила в редакцию 17.02.15
E-mail: [email protected]
I. G. Gerasimova
THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL
MOBILITY OF FUTURE EXPERTS
The article is dedicated to theoretical substantiation of future specialists’ professional mobility forming. Its actuality, importance for achievement of professional personhood in modern conditions is observed. The content of the concept “professional mobility” is analysed, connection between professional mobility and way of life and its components, among which there are a path of life, life style, social and cultural values, world picture, needs and ways of their satisfaction, personal autonomy and responsibility for decision making is emphasized. Presented different aspects of life bring us to the conclusion that readiness to change conduct of life may be considered a generalized factor of a person professional mobility.
Key words: mobility, professional mobility, professional mobility forming, way of life, way of life formation.