15. South Stream [An electronic resource]. URL: http://www.south-stream.info/fileadmin/f/press/ presentations/19062011-spb.pdf (date of the address: 18.09.2015).
16. Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott, and Barbara Oegg. Economic Sanctions Reconsidered, 3rd edition. November 2007. 233 pages.
1 Некоторые санкции воспринимаются с некоторым недоумением с учетом того факта, что принявшие их страны явно не имеют отношения к производству того или иного технологического оборудования. Примером служит Лихтенштейн, присоединившийся к запрету на поставки высокотехнологичного
оборудования для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и сланцевой нефти.
2 Здесь представляется уместным вспомнить о хорошо известных, благодаря активному освещению в прессе, двух из многочисленных случаев, когда возникли проблемы с продажей товаров, подпавших под санкции. Польские яблоки, которые до санкций массово поставлялись в Россию, а после введения санкций практически утратили рынок сбыта, в результате чего, как сообщило Министерство сельского хозяйства Польши, «суммарные ожидаемые потери для польского плодоовощного сектора, связанные с введением Россией эмбарго, могут составить 500 млн евро». Другой случай связан с отказом Франции от поставки России универсальных десантных кораблей-верто-летоносцев «Мистраль», после чего РФ потребовала возврата 1,15 млрд евро. Вопрос продажи кораблей «Мистраль» Францией третьей стороне также весьма сомнителен, поскольку в настоящее время потребности в кораблях такого типа нет ни у одной страны. В результате Франции угрожают значительные финансовые потери.
УДК 33 ББК 65
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КАТЕГОРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ СУГЛОБОВ,
Заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор
E-mail: [email protected] НИКОЛАУ МИХАЛИС,
кандидат в доктора философских наук, Афинский национальный университет имени Каподистрии
E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию и теоретическому обоснованию категории экономической безопасности инновационного производства функционирующего в особой экономической зоны, которые отражают основные составляющие элементы, позволяющие дать количественную оценку уровня экономической безопасности, а также определить функциональные категории экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, особая экономическая зона, иностранные инвестиции, инновационное производство.
Annotation. This article is devoted to theoretical substantiation and disclosure of categories of economic security of innovative production operating in special economic zones, which reflect the main constituent elements that allow to quantify the level of economic security, as well as to determine the functional category of economic security.
Keywords: economic safety, a special economic zone, foreign investments, innovative manufacture.
В современных условиях одним из важных путей экономического развития научно-технической и инновационной сфер экономики является созда-
№ 7 / 2015
ние свободных или особых экономических зон в различных формах, образовавших неотъемлемый структурный институт мирового хозяйства. Соз-
117
Вестник экономической безопасности
дание и развитие зон такого типа требует особого государственного внимания, связанного с регулированием и контролем их деятельности. С одной стороны, обеспечивая благоприятными условиями, инновационные предприятия для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в условиях, предусмотренных «спецзонами», государство обеспечивает рост экономического развития рассматриваемых зон, но с другой стороны подвергает потенциальной экономической угрозе инновационно-производственную сферу, ослабляя осуществляемый контроль и надзор, снижая уровень экономической безопасности. Следовательно, отношения государства и предпринимательства в особых экономических зонах должны строиться на основе соблюдения норм экономической безопасности, так как их недооценка порождает подрыв инновационного производства на предприятиях и как следствие развитие угроз экономической безопасности в целом в особых экономических зонах.
Для осуществления инновационного развития в особых экономических зонах необходимо разрабатывать и реализовывать курс, направленный на превращение отечественной науки в действенный национальный ресурс обновления и развития России, укрепляя и наращивая, ее интеллектуальный, социально-экономический и технологический потенциал.
В целях обеспечения устойчивого роста, повышения эффективности производства и конкурентоспособности промышленной продукции необходимы научно-обоснованные и высокоэффективные стратегии развития отраслей промышленности с учетом их инновационной производственной направленности. Глубокое реформирование научно-технической сферы должно быть основано на сочетании гибкого механизма поддержки науки и технологий с расширением самостоятельности самого научного сообщества в выборе направлений научного поиска и источников финансирования.
В стратегиях на основе анализа состояния промышленности и ее потенциала должны быть определены основные направления перевода отраслей промышленности и всей экономики в целом на инновационный путь развития, обеспечивающий повышение эффективности производства и совершенствование его структуры, конкурентоспособности отечественной продукции за счет внедрения высо-
коэффективных научно-технических разработок, наукоемких и высокотехнологичных производств.
Переход к экономическому развитию инновационного типа требует повышения инвестиционной и инновационной активности, реализации конкурентных преимуществ отечественных производств, поддержки областей национальной экономики — носителей экономического роста, при обеспечении экономико-инновационной безопасности государства на всех уровнях экономики.
Для понимания значения экономической безопасности инновационного производства в условиях особой экономической зоны рассмотрим основные понятия и категории, раскрывающие основную сущность и критерии влияния оценки экономической безопасности на инновационное производство в особой экономической зоне.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий, развитие промышленной и инновационной сфер. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая опре-
деляет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, развития отраслей, требующих огромного финансирования (пример: инновационное производство), а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Сама экономическая безопасность на инновационном производстве имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента: экономическая независимость, стабильность и устойчивость, способность к саморазвитию и прогрессу.
Экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагает защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать рост экономических угроз и т.д.).
Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения инновационной экономики.
Категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В. Тамбовцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы». В.А. Савин считает, что «экономическая безопасность представ-
ляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности». По Л.И. Абалкину «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет динамично ей развиваться и эффективно решать социальные задачи при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику. Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать качественную важнейшую характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, беспрепятственно осуществлять модернизацию экономики.
Оценка экономической безопасности производства в условиях особой экономической зоны реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению.
Для экономической безопасности производства в особой экономической зоне значение имеют даже не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует
нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень экономической безопасности производства в особой экономической зоне достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика и экономика определенной отрасли теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии иностранных и транснациональных монополий, развивается коррупция, криминал, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национальное богатство.
Среди показателей экономической безопасности производства в особой экономической зоне можно выделить показатели:
• экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
• характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
• характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
• инновационной результативности Пороговые уровни снижения экономической
безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
• предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически
современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала; • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «интеллектуального ресурса» и нации как органичной части цивилизованной общности. Охарактеризовав, важность экономической безопасности, а также, рассмотрев, ее структуру и категории, отметим высокую значимость экономической безопасности для экономической системы, при этом, отметим важность этой категории для особых экономических зон, где недостаточно эффективная система обеспечения экономической безопасности приводит к падению интенсивности инновационного производства, утечки высоких материальных активов, к незащищенности инновационного продукта и как следствие, падение экономического развития страны в целом.
На основе проанализированных определений экономической безопасности выделим понятия, которые позволят нам проследить специфику инновационной экономической безопасности предприятия и производства, включая территорию особых экономических зон технико-внедренческого типа. Под экономической безопасностью инновационного предприятия (фирмы, организации) понимают защищенность научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от внешних и внутренних экономических угроз и способность к воспроизводству при эффективном использовании всех его ресурсов, а также соблюдение законности преференций предоставляемых государством особым экономическим зонам. Экономическая безопасность производства в особой экономической зоне технико-внедренческого типа — это состояние экономических и юридических, производственных отношений, организационных связей и экономических показателей, материальных и интеллектуальных ресурсов на основе тесного отечественного и иностранного инвестиционного и
научного сотрудничества, при котором обеспечивается стабильность функционирования предприятия, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое развитие, а также состояние защищенности наукоемкого продукта.
Рассмотрим причины, вызывающие угрозу экономической безопасности инновационного производства, а также функциональные категории способные ее стабилизировать. Уровень экономической безопасности производства в пределах особых экономических зон, должен быть на порядок выше, чем на других территориях РФ, так как это территория с высоким иностранным и отечественным финансированием по развитию инновационного и научно-технического производства и здесь не должно быть допущения направления материальных средств не на целевые нужды. Но, как и в любой экономической системе, существуют различные причины, нарушающие экономическую безопасность инновационного производства в условиях особой экономической зоны.
Среди таких причин, дестабилизирующих состояние экономической безопасности инновационного производства в условиях особой экономической зоны, можно выделить следующие:
• субъективные, вызванные неэффективной работой предприятия или его руководства, например: низкая конкурентоспособность, а, следовательно, и невостребованность продукции на рынке, действия определенных субъектов хозяйствования, неустойчивость финансового положения предприятия;
• объективные, возникшие не по вине конкретного предприятия, например, неспособность государства, обеспечить создание условий привлечения иностранных инвесторов.
Но, опираясь на соблюдение функциональных категорий, влияющих на экономическую безопасность можно заручиться залогом обеспечения экономической безопасности и стабильности производства на территории РФ в целом, а также в пределах особых экономических зон РФ.
Функциональные категории экономической безопасности инновационного производства в условиях особой экономической зоны раскрывают следующие составляющие элементы:
• технико-технологическая составляющая;
• интеллектуальная и кадровая;
• финансовая;
• политико-правовая;
• информационная составляющая;
• экологическая;
• силовая составляющая.
Технико-технологическая составляющая: при
обеспечении экономической безопасности руководству необходимо анализировать, соответствуют ли применяемые на предприятии технологии современным мировым стандартам, какие технологии используются на других предприятиях, изготовляющих аналогичную продукцию; осуществлять поиск внутренних резервов улучшения используемых технологий, следить за новыми научными разработками.
Интеллектуальная и кадровая составляющая: в современных экономических условиях уровень экономической безопасности в большой мере зависит от квалификации и профессионализма кадров. Поэтому на предприятии должна быть создана гибкая структура управления, организована система подбора, найма, обучения и мотивации труда работников.
Финансовая составляющая: она является наиболее важной, поскольку финансовая стабильность говорит об обеспеченности предприятия собственными финансовыми ресурсами, уровне их использования, направлении размещения. Финансовая стабильность имеет тесную связь с эффективностью производства, а также с конечными результатами деятельности предприятия. Причинами утраты хозяйствующим субъектом финансовой стабильности являются: уменьшение объемов производства, убыточная деятельность, высокая себестоимость продукции, неэффективное планирование и управление активами, форс-мажорные обстоятельства. Для поддержания стабильности необходимо использовать финансовую стратегию, то есть планирование конкретных заданий и путей их реализации в процессе финансово-экономической деятельности предприятия (фирмы, организации). Можно выделить следующие стратегические цели: усовершенствование своей продукции, снижение себестоимости, достижение эффективности производства при наименьших затратах, обеспечение достаточного уровня рентабельности. Управленческому персоналу предприятия необходимо постоянно анализировать состояние экономической безопасности, и он также
должен быть обучен действиям в условиях возникновения кризисных ситуаций.
Политико-правовая составляющая: процесс охраны осуществляют по типовой схеме:
• анализ угроз негативных влияний;
• оценка текущего уровня обеспечения;
• планирование комплекса мероприятий по повышению этого уровня.
Негативные влияния можно разделить на внутренние и внешние. При анализе внутреннего влияния необходимо учитывать, насколько достаточен квалификационный уровень работников юридической службы, на каком уровне финансируется юридическое обеспечение.
При негативном внешнем влиянии причинами возникновения нестабильности могут быть политические (военные конфликты, экономические и политические блокады и т.д.) и законодательно-правовые.
Информационная составляющая: организация или предприятие должно иметь в своем составе определенные службы, которые занимались бы накоплением и защитой информации. Целью этих служб является накопление всей необходимой информации, касающейся деятельности того или иного субъекта хозяйствования (информация, обо всех видах рынков, необходимая техническая информация, о тенденциях развития национальной и мировой экономики). После накопления полученные данные должны быть проанализированы, и результатом этого анализа должен стать прогноз тенденций развития научно-технических, экономических и политических процессов на предприятии.
На предприятии должна быть организована строгая система доступа к информации, которая включала бы в себя следующие мероприятия:
• обеспечение парольного входа в систему базы данных: регистрация, назначение и изменение паролей;
• определение прав доступа групп лиц и отдельных лиц, то есть определение допустимых операций над данными;
• тестирование средств защиты данных;
• фиксация попыток несанкционированного доступа к информации;
• исследование возникающих случаев нарушения защиты данных и проведение мероприятий по их предотвращению.
Экологическая составляющая: для того чтобы субъект хозяйствования был защищен от потерь, возникающих по причине штрафных санкций за нарушение экологических норм, закрытия рынков сбыта продукции предприятия в других странах с более жесткими нормами экологической чистоты товара, он должен придерживаться национальных и международных норм минимального допустимого содержания вредных веществ, попадающих в окружающую среду, а также следить за экологическими параметрами своей продукции.
Силовая составляющая: предприятие должно быть защищено физически, то есть должен быть защищен его персонал, прежде всего руководители, имущество. Служба безопасности должна быть всегда готова к преодолению любой критической ситуации, вызванной как криминальными мотивами, так и ведением нечестной конкурентной борьбы со стороны других хозяйствующих субъектов.
Рассмотрев основные понятия экономической безопасности, ее категории и составляющие, оказывающие влияние на ее формирование и значение, мы определили понятие экономической безопасности производства в особой экономической зоне технико-внедренческого типа, которое является ключом в раскрытии механизма обеспечения экономической безопасности наукоемкого производства в особой экономической зоне технико-внедренческого типа.
Выделяя значимость обеспечения экономической безопасности для инновационного производства, особенно в условиях особой экономической зоны, сделаем вывод, что инновационное производство в особых экономических зонах сегодня является основной движущей силой развития экономики как в масштабах отдельно взятой страны или группы стран, так и в мировом масштабе, а обеспечение экономической безопасности производства в особых экономических зонах становится неотъемлемой составляющей, без которой невозможен подъем наукоемкого производства и, в последствии, экономического роста в государстве. Обеспечение экономической безопасности инновационного производства является концептуально важным элементом в системе инновационного производства без которого невозможно вести речь о производ-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
стве конкурентоспособного продукта с последующим выведением его на внутренний и внешний рынки.
Литература
1. Банк С.В. Учетно-аналитическое обеспечение управления хозяйствующими субъектами с применением финансовых инструментов / Монография. М., 2005.
2. Банк С.В. Развитие партнерских отношений малого инновационного бизнеса с государственными и муниципальными органами // Вопросы региональной экономики. 2011. Т. 8. № 3. С. 3—11.
3. Водянова В.В. Экономическая безопасность. Системное представление / Монография. М., 2010.
4. Левченкова Д.А. Особые экономические зоны как инструмент формирования территорий
инновационного развития // Инновации. 2010. № 5.
5. Новикова Т.С. Оценка эффективности государственно-частного партнерства при создании особых экономических зон / Вестник НГУ. (Соц.-экон. Науки). 2010.
6. Суглобов А.Е., Медведев А.А. Основные категории и понятия в оценке экономической безопасности инновационного производства в особой экономической зоне // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5. С. 264—268.
7. Филин С.А. Обеспечение экономической безопасности инновационной деятельности // Инвестиции в России. 2000.
8. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Смирнов А.М. и др. Изд-во ЮНИТИ, 2016. 168 стр.
Учебное пособие предназначено для формирования у читателей полного представления о социально-правовой природе обстоятельств, исключающих преступность деяния, как одного из основных институтов российского уголовного права.
Для студентов, курсантов, слушателей вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также специальности «Юриспруденция», для научно-педагогических работников и практикующих юристов.
Конституционное право России. Схемы и определения. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Багмет А.М., Бычкова Е.И., Сунцова Е.А. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 208 стр.
Академия
Следственного комитета Российской Федерации
Конституционное право России
Раскрываются традиционные для учебной дисциплины, науки и отрасли конституционного права вопросы, представленные в виде схем и основных определений.
Для курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и специальностей, а также для всех интересующихся проблемами конституционного права России.