Научная статья на тему 'Теоретическое наследие "истории" Фукидида и политический реализм Ганса Моргентау'

Теоретическое наследие "истории" Фукидида и политический реализм Ганса Моргентау Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
728
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУКИДИД / МОРГЕНТАУ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / THUCYDIDES / MORGENTAU / POLITICAL REALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рожков Александр Алексеевич

В статье рассматривается теоретическое наследие древнегреческого историка Фукидида и учение о природе человека отца-основателя политического реализма Ганса Моргентау. Автор приходит к выводу, что основные идеи обоих мыслителей идентичны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical legacy of the "History" of Thucydides and the political realism of Hans Morgentau

The article discusses the theoretical legacу of the ancient Greek historian Thucydides and the concept about human nature of the founding father of political realism Hans Morgentau. The author concludes that the main ideas of both thinkers are identical.

Текст научной работы на тему «Теоретическое наследие "истории" Фукидида и политический реализм Ганса Моргентау»

А.А. РОЖКОВ аспирант кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

Теоретическое наследие «Истории» Фукидида и политический реализм Ганса Моргентау

Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460 - ок. 400 до н. э.) оказал огромное влияние на формирование одного из наиболее авторитетных учений в теории международных отношений - политический реализм . Его влияние настолько велико, что даже спустя 2,5 тыс. лет отец-основатель политического реализма Ганс Моргентау (1904-1980) использовал

его идеи для создания собственной концепции международ-

-2

ных отношений .

Труд Фукидида «История», посвященный описанию Пелопоннесской войны между Спартой и Афинами (431-404 до н. э.), является фундаментом политического реализма. На примере этой войны Фукидид смог показать, каким именно способом ведется силовая политика между государствами. В своей главной книге «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» Г. Моргентау не только подтвердил исходные посылки Фукидида но и отождествил их с истиной как таковой.

В отечественной научной литературе теоретическому аспекту в «Истории» Фукидида уделено сравнительно небольшое внимание. За исключением работы Ф. Кессиди «Философия истории Фукидида»3, мы не можем назвать более или менее серьезных исследований по данной

* Рожков Александр Алексеевич, e-mail: Rozhkov1922@mail.ru

1 Kenneth W.T. Political realism and the crisis of world politics. Princeton university press, 1960, p. 14.

2 Morgenthau H.J. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace. Second Edition. N.Y., 1955, p. 10.

3 Кессиди Ф.Х. Философия истории Фукидида. СПб., 2008.

тематике. Что же касается иностранной литературы, то здесь мы столкнемся с большим разнообразием. Теоретическое наследие Фукидида изучали такие крупные исследователи, как Ф. Корнфорд1, А. Эдкинс2 и многие другие.

В данной статье мы докажем существование связи между идеями Фукидида и Моргентау, касающимися их отношения к природе человека, а также приведем политические выводы, которые следуют из этой концепции.

Учение о природе человека в «Истории» Фукидида. Проблема природы человека является одной из ключевых тем в учении древнегреческого историка. По мнению многих исследователей, Фукидид полагал, что человек - эгоистическое существо, основным желанием которого является жажда власти. Более того, Фукидид считал, что неизменные признаки человеческой природы оказывают непосредственное влияние на исторические события вообще и международные отношения в частности. «Мое исследование при отсутствии в нем всего баснословного, быть может, покажется малопривлекательным. Но если кто захочет исследовать достоверность прошлых и возможность будущих событий (могущих когда-нибудь повториться по свойству человеческой природы в том же или сходном виде), то для меня будет достаточно, если он сочтет мои изыскания полезными. Мой труд создан как достояние навеки, а не для

- 3

минутного успеха у слушателей» .

Фукидид жил в период расцвета афинской культуры -золотой век Перикла. Он получил прекрасное образование и, судя по всему, находился под влиянием ученых софистов, взгляды которых, по мнению Ф. Конфорда, сформировались под воздействием сословия торговцев из пригорода Афин Пирея. Софисты скептически относились к традиционным ценностям афинского полиса, в особенности к ценности, имевшей важнейшее значение для древнегреческой этики - понятию доблести4. Они полагали, что государственные законы не являются божественными и представляют собой свод правил, составленных господствующим сословием для подчинения остального населения. Следо-

1 Cornforth F. Thucydides Mythistoricus. Londres, 1907.

2 Adkins A. W. H. Merit and Responsibility. A Study in Greek Values. Oxford, 1960.

3 Фукидид. История / Пер. с греч. М., 2012, с. 17.

4 Adkins A. W. H. Merit and Responsibility. A Study in Greek Values, p. 36.

вание государственным законам, по их мнению, не приносило пользы человеку, поскольку ему приходилось пренебрегать своими природными наклонностями. Софисты утверждали, что только следование своим природным наклонностям действительно полезно для человека. «Что это так, - говорит один из персонажей платоновского диалога «Горгий» Калликл, - видно во всем и всюду у животных и людей, - если взглянуть на города и народы в целом, видно, что признак справедливости таков: сильный повелевает слабым и стоит выше слабого. По какому праву Ксеркс двинулся на Грецию, а его отец - на скифов? (Таких примеров можно привести без числа!)»1.

По нашему мнению, Фукидид не только усвоил основные положения учения софистов, но и использовал их понимание человеческой природы в своей работе. Жажда власти таким образом не просто эгоистическое желание, свидетельствующее о моральной испорченности или черте характера, но фундаментальное свойство человеческой природы, выражающееся в первую очередь в стремлении следовать своим желаниям. Уже во вступлении к рассматриваемому произведению стремление к силе и могуществу воспринимается Фуки-дидом в качестве исходных причин общечеловеческих поступков. Критическое отношение к истории приводит его к выводу о том, что именно этот фактор является определяющим. Итак, мы установили, что, по мнению Фукидида, стремление к власти является, если так можно выразиться, двигателем человеческой истории: помимо качеств характера, меняющихся в зависимости от описываемых им людей и государств, неизменной остается их воля к власти.

Смысл постулируемого историком тезиса можно свести к следующей максиме: «право - это сила, а сила - это право». Руководствуясь этим правилом, действуют не только отдельные люди, но и целые государства. Например, афинский военно-морской отряд во главе с Алкивиадом высадился на острове Мелос с целью его подчинения. Предлагая жителям добровольно сдаться, афиняне аргументировали свое решение общим благом для обоих государств. Когда же население осаждённого полиса задавало резонный вопрос о том, в чем, собственно, это благо будет заключаться, афиняне, руко-

1 Платон. Собр. соч. В 4 т. / Пер. с древнегреч. А.Н. Егунова; Под научной редакцией А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М., 1997, т.1, с. 308.

водствуясь избранной ими философией, отвечали: правом сильного подчинять слабого.

Мелосцы, не желая становиться рабами, призвав на помощь судьбу и богов, решают оказать сопротивление и сохранить свободу. «Если судить по вашим решениям, -говорят им афиняне, - то вы - единственные люди, для которых будущее достовернее настоящего, которое у вас перед глазами, и вы принимаете незримое за уже осуществляющееся, так как оно вам желательно. Предавшись всецело вере в лакедемонян и в судьбу, вы рискуете всем, но вы всё и потеряете!»1. Итогом осады стало поражение мелосцев, уничтожение мужского населения и порабощение детей и женщин. Уничтожение Мелоса афинской экспедицией является иллюстрацией принципа верховенства силы не только в политике, но и в жизни.

Учение о природе человека Ганса Моргентау. Концепция природы человека является одной из основ теории политического реализма. Рассуждения о природе человека и её роли в политике мы можем встретить у всех ведущих авторов. Классики политического реализма Р. Нибур, Г. Моргентау и Э. Карр не только не отказывались от этой концепции, но и ставили её во главу своих представлений о международной политике. «Принуждение и совесть, враждебность и доброжелательность, самоуверенность и своеволие присутствуют в любом политическом обществе. Государство строится на этих противоречащих друг другу аспектах человеческой природы»2.

В соответствии с первым и наиболее фундаментальным принципом политического реализма человек является источником конфликтных отношений между государствами в международных отношениях. Природа человека, полагал Г. Моргентау, не менялась со времен философии Древней Греции, Индии и Китая3. По мнению Моргентау, человек подвержен воздействию множества сил, главной из которых является «стремление к жизни, размножению и доминиро-

1 Фукидид. История, с. 295.

2 Carr E.H. The Twenty Years Crisis: An Introduction to the Study of International Relations. 2nd ed. N.Y., 1946, p 98.

3 Morgenthau H.J. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace, p. 4.

ванию» . Это качество присуще всем людям, а не только политикам и государственным деятелям.

Стремление человека к доминированию или неограниченной экспансии воплотилось в классической для реализма концепции «animus dominandi». Присущая человеку воля к доминированию может восприниматься как свидетельство его эгоизма, хотя это совсем не так. Согласно Г. Моргентау подлинный эгоизм выражается в стремлении человека к самосохранению: борьбу за еду, кров и безопасность. В то же время эгоизм человека не тождественен стремлению к комфорту. Основной целью человека при самосохранении является выживание. Принадлежность человека к animus dominandi предрасполагает его к борьбе за власть ради самой власти.

Представление Моргентау о человеческой природе легло в основу его концепции международных отношений. Согласно ей отношения между государствами представляют собой борьбу за власть и причиной этого являются законы, укорененные в природе человека. «Международная политика, как и любая политика, представляет собой борьбу за власть. Какой

бы ни была окончательная цель международной политики,

2

власть всегда является непосредственной целью» .

Поскольку в межгосударственных отношениях не существует ведущего арбитра, способного навязать остальным странам свои правила игры, мировая политика представляет собой анархию, в которой каждая сторона пытается отстоять свои интересы с позиции силы. В этих жесточайших условиях, отмечает Моргентау, государственный деятель должен в первую очередь опираться на национальные интересы, а не на свои представления об универсальных ценностях: «Прежде всего, всегда помните, что это не только политическая необходимость, но и моральный долг нации следовать в ее отношениях с другими нациями единственной руководящей звездой, одним стандартом мысли, одним правилом для

- 3

действий: национальными интересами» .

Таким образом, ключевой задачей правительств во внешней политике является не только корректно сфор-

1 Schuett R. Political realism, Freud, and human nature in international relations. Durham, 2009, p. 23.

2 Morgenthau H.J. Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace, p. 13.

3 Morgenthau H.J. In Defense of the National Interest. N.Y., 1951, p. 242.

мулировать национальные интересы страны, но и отстаивать их при любых обстоятельствах.

Проведенное исследование показывает нам сходство между подходом Фукидида и теоретическими взглядами Г. Моргентау. Действительно, отец-основатель политического реализма не только ссылается на идеи древнегреческого историка, но и в значительной степени повторяет его мысли.

Оба автора полагают, что природа человека оказывает непосредственное воздействие на состояние международных отношений: стремление человека к силе и власти лежит в основе международной политики. При этом оба мыслителя отводят незначительное место роли универсальных моральных ценностей. Как мы не раз отмечали, использование силы, а не абстрактных представлений о справедливости имеет первостепенное значение в международной политике.

Рожков А.А. Теоретическое наследие «Истории» Фукидида и политический реализм Ганса Моргентау. В статье рассматривается теоретическое наследие древнегреческого историка Фукидида и учение о природе человека отца-основателя политического реализма Ганса Моргентау. Автор приходит к выводу, что основные идеи обоих мыслителей идентичны.

Ключевые слова: Фукидид, Моргентау, политический реализм.

Rozhkov A.A. The theoretical legacy of the "History" of Thucy-dides and the political realism of Hans Morgentau. The article discusses the theoretical 1едасу of the ancient Greek historian Thucy-dides and the concept about human nature of the founding father of political realism Hans Morgentau. The author concludes that the main ideas of both thinkers are identical.

Keywords: Thucydides, Morgentau, political realism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.